в 1994 году посевные площади республики были сокращены так как казахстанские продукты питания

Экономическое развитие: установление рыночных отношений

Экономическое развитие

Установление рыночных отношений. В 1990-1991 годы в республике начали создаваться кооперативы, малые предприятия, торговые фирмы. Переход к рыночной экономике был сложным. Ситуацию осложняло то, что Казахстан до 1992 года находился в одном экономическом поле с Россией. Удручающее положение экономики руководители республики объясняли разрывом экономических отношений в постсоветский период. Спад производства во многих отраслях промышленности, задолженность по заработной плате сопровождались ростом безработицы.

В начале января 1992 года были отпущены потребительские цены в России, что еще больше осложнило положение в Казахстане. Премьер-министр Казахстана С. Терещенко свидетельствовал: «Дефицит практически стал тотальным по всем группам населения». Принятый Президентом Казахстана Указ о либерализации цен начал действовать на территории республики с 6 января 1992 года.

Несмотря на экономические трудности, в 1992 году сельские труженики республики собрали рекордный урожай-33 млн. тонн зерновых. В 1994 году посевные площади были сокращены до 6 млн гектаров. Это было вызвано тем, что казахстанские продукты питания имели высокую себестоимость. В 1995 году был отменен государственный заказ на производство зерна.

Из-за отсутствия каналов транспортировки природного газа из западных областей Казахстан был вынужден покупать газ в Узбекистане и Туркменистане. Одним из главных направлений в развитии экономики Казахстана в 90-е годы стало превращение страны в крупнейшего производителя нефти. Для внутренних нужд республики достаточно было 20 млн. тонн сырой нефти.

7 января 1992 года в Национальном банке Казахстана был создан республиканский золотой запас и алмазный фонд. Свой первый слиток золота Казахстан добыл в 1992 году. Указы Президента Казахстана о создании Совета безопасности, золотого и алмазного фондов республики стали предпосылками достижения суверенитета республики.

Причина сокращения посевных площадей республики в 1994 г.

В начале 1990-х годов объем добычи сырой нефти составлял

Национальная валюта Республики Казахстан

Еще больше осложнило положение в Казахстане то, что в начале января 1992 года были отпущены потребительские цены в

Национальная валюта Республики Казахстан – тенге – введена в обращение

Одним из главных направлений в развитии экономики Казахстана в 90-е годы стало превращение страны в крупнейшего производителя

В Национальном банке Казахстана был создан республиканский золотой запас и алмазный фонд

Посевные площади республики в 1994 г. сократились до

В 1992 г. сельские труженики собрали рекордный урожай

Президент Казахстана с согласия Президиума Верховного Совета издал указ о либерализации цен в республике

Решение(-я), принятое(-ые) в целях стабилизации экономики в 1993 г.

Указ(-ы) Президента Н. Назарбаева в области экономики, подписанный(-е) в 1991 г.

Источник

Материалы для домашней работы

Экономическое развитие: установление рыночных отношений

Экономическая стратегия правительства Казахстана

Кардинальное реформирование экономики Казахстана началось еще до обретения независимости. Уже в 1990-1991 гг. начали создаваться кооперативы. Законы о разгосударствлении и приватизации, о кооперативах и малых предприятиях начали приниматься еще в бытность Казахстана союзной республикой.

Разорванные производственные связи между предприятиями, нарушения договоров привели к осложнению положения многих предприятий, участились случаи работы на неполную мощность, а то и полной остановки производства. Обозначился дефицит продуктов питания и товаров народного потребления. Бесконтрольный выпуск бумажных денег привел к их обесцениванию. На руках у населения сосредоточилось 13 млрд. руб. не обеспеченных товарами денег.

Дальнейший спад в народном хозяйстве

Начавшийся во время распада Союза экономический кризис в 1992 г. охватил все отрасли народного хозяйства. В промыш­ленности сложилось очень тяжелое положение.

В 1993 г. экономическое положение республики еще ухудшилось. Зима 1993-1994 гг. была суровой. Живот­новодство республики понесло значительные потери.

В качестве советников привлекались иностранные специалисты по теории и практике рыночных отношений, однако результатов их работы не было.

Состояние экспорта и кризис неплатежей

Проявился кризис неплатежей: предприятия не оплачивали полученную продукцию, взаимные расчеты не производились, производство было парализовано.

Нефть из Казахстана отправлялась в Россию. Готовая продукция покупалась республикой уже по более высокой цене. Дешевая электроэнергия, выработанная в Казахстане на некачественном экибастузском угле, использовалась предприятиями Урала, а южные регионы вынуждены были покупать дорогую электроэнергию в среднеазиатских республиках. Из-за отсутствия каналов транспортировки природного газа из западных областей республика покупала газ в Узбекистане и Туркменистане.

Республика, не получая отдачи от бесконтрольно уходившей за рубеж продукции, опускалась в долговую яму. Экономика страны находилась на грани дефолта. Расцвели коррупция и «теневая» экономика. Удручающее положение экономики объяснялось разрывом экономических отношений в постсоветский период, трудностями переходного этапа.

Одним из главных направлений в развитии экономики было превращение страны в крупнейшего производителя нефти. Для внутренних нужд республики достаточно было 20 млн.т. сырой нефти в год, а к началу 90-х годов объем добычи составлял 27 млн.т. К началу следующего века намечалось увеличить это число до 100-120 млн.т. Но договоры и контракты не выполнялись, эти возможности оказались недостижимы.

Введение в обращение национальной валюты

Казахстан выступил с инициативой создания новой рублевой зоны. В сентябре 1993 г. было достигнуто соглашение между Россией и Казахстаном о создании единой денежной системы. Но Россия выставила неприемлемые для Казахстана, ограничивающие его суве­ренитет условия. С момента эмиссии в России купюр нового образца старые деньги «хлынули» в Казахстан. Резко подскочил уровень инфляции. Все эти обстоятельства вынудили Казахстан срочно вводить собственную валюту.

Процесс приватизации и его социальные последствия

Решающий период в процессе приватизации

В 1991 г. принята программа разгосударствления и приватизации государственной собственности.

Весной 1994 г. начался второй этап приватизации. Граждане Казахстана получили по 100 приватизационных инвестиционных купонов (ПИК). Посредниками между гражданами и предприятиями стали инвестиционные фонды. Приобретенные на приватизационные чеки акции должны были приносить владельцу ежегодный доход (дивиденды).

Привати­зационные купоны превратились в обычную бумагу. Экономическое развитие приняло совершенно иное течение.

Социальное положение населения

Распространялись социальные болезни: туберкулез, рак, кожные, сердечно-сосудистые. Увеличилась детская смертность и количество не годных к воинской службе по состоянию здоровья.

Коли­чество безработных, временно безработных или «находя­щихся в вынужденном отпуске» невозможно было точно определить. Недовольство граждан выражалось в массовых демонстрациях, пикетах, голодовках, особенно в городах Кентау, Жанатас, Шымкент, Тараз.

К концу 1997 г. правительству удалось погасить задолженности по пенсиям. Для безработных начали выдаваться кредиты. Удалось остановить темпы падения экономики и даже добиться некоторого роста. Цены были стабилизированы, сокращен уровень инфляции.

Реформирование системы пенсионного обеспечения было одним из важнейших изменений в социальной сфере. С 1 января 1998 г. вступил в силу Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Теперь граждане после выхода на пенсию получают деньги с личных счетов в пенсионных фондах, куда производились отчисления с заработной платы.

Изменения в демографической ситуации

С 1991 г. в Казахстане активизировались миграционные процессы. Был принят Закон «О миграции» и создано Агентство по мигра­ции, но это не привело к стабилизации миграционных процессов.

Миграционное движение шло в двух направлениях: 1) возвращение на историческую родину представители коренной националь­ности, вынужденно покинувших территорию республики; 2) выезд русских, украинцев, немцев, белорусов и др.

Население республики начало сокращаться. За пять лет коэффициент рождаемости уменьшился с 19,1 до 14,7 на 1000 жителей. К 1 июля 1997 г. доля предста­вителей коренной национальности среди жителей респуб­лики перешла 50-процентную отметку; казахский народ в своей стране достиг численного превосходства.

Национальная перепись населения

Подъем в экономике

После 2000 г. экономика постепенно вышла из кризиса. Была сделана ставка на экспорт конечных продуктов, совместные предприятия в нефтегазовом, транспортном машиностроении, металлургию, химическую промышленность, агропромышленную сферу. В Павлодаре запущены элекролизный завод и завод стальных бесшовных труб мирового уровня. В 2008 г. произведено 70 млн. т. нефти.

В 2007 г. ВВП на душу населения превысил 7000 долларов США, среднемесячная номинальная зарплата достигла 50 800 тенге. Была принята государственная программа жилищного строительства, молодые семьи и работники бюджетной сферы путем ипотечного кредитования получают квартиры по доступной цене. За 2005-2007 160 тыс. семей стали новоселами.

Созданы условия для вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.

Источник

В 1994 году посевные площади республики были сокращены так как казахстанские продукты питания

Сущность экономической политики. Противоречия в развитии: достижения и неудачи. Введение в обращение национальной валюты.

Экономическая стратегия правительства Казахстана.

Кардинальное реформирование экономики Казахстана началось еще до обретения республикой независимости. Уже в 1990—1991 гг. в стране начали создаваться кооперативы, малые предприятия, торговые фирмы. Законы о разгосударствлении и приватизации, о кооперативах и малых предприятиях начали приниматься еще в бытность Казахстана союзной республикой.

Переход к рыночной экономике оказался трудным и сложным. Разорванные производственные связи между предприятиями, нарушения договоров привели к осложнению положения многих предприятий, участились случаи работы на неполную мощность, а то и полной остановки производства. Проблемы потребительского рынка обострились, обозначился дефицит продуктов питания и товаров народного потребления. Бесконтроль­ный выпуск бумажных денег привел к их обесцениванию. На руках у населения сосредоточилось около 13 млрд, руб., не обеспеченных товарами денег.

Либерализация цен в России с начала 1992 г. еще более осложнила положение в республике. Руководству республики пришлось повторить эти же меры вслед за Россией. Президент Казахстана с согласия Президиума Верховного Совета издал указ о либерализации цен в республике с 6 января 1992 г.

Ухудшение условий жизни вызвало широкую волну протеста населения. Пенсионеры, учителя, врачи вышли на демонстрацию, требуя увеличения зарплат и пенсий.

В целях улучшения положения в экономике прини­мались новые стратегические направления развития. Но жизнь, в свою очередь, скорректировала экономическую политику правительства. Через некоторое время стало ясно, что достигнуть поставленных целей не удастся.

Дальнейший спад в народном хозяйстве. Начавшийся во время распада Союза экономический кризис в 1992 г. охватил все отрасли народного хозяйства. В промыш­ленности сложилось очень тяжелое положение.

Объем промышленного производства по сравнению с 1991 г. сократился на 14,8%, национальный доход — на 14,2%, Больше половины предприятий республики резко сократили объем производства. Производство электроэнергии уменьшилось на 3,9%. Сократилась добыча нефти и газа. Производство чугуна упало на 5,8%, стали — на 4,9%, железной руды — на 20%. Значительно сократилась продукция машиностроения, химической промышленности, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, строительства. В сфере производства товаров народного потребления также сложилось тяжелое положение. Предприятия по производству обуви вообще прекратили свою работу.

Наряду с тяжелым положением в промышленности в сельском хозяйстве были достигнуты определенные успехи. В 1992 г. сельские труженики собрали рекордный урожай — 33 млн. т зерновых.

Удалось создать более крупные, чем планировалось, фонды гречневых, масличных культур, картофеля. Общая прибыль растениеводческих хозяйств составила 66,5 млрд. руб. Положение же в производстве мяса и.шерсти было не таким обнадеживающим.

Однако получение большого урожая не смогло поправить положение большинства хозяйств. Многие из них так и не смогли дать расчет работникам, купить новую технику, горюче-смазочные материалы.

Не ощущалось нехватки только в новых идеях и полезных предложениях. Участники собраний всех уровней говорили о необходимости восстановления разорванных хозяйственных связей со странами СНГ, создания предприятий по переработке нефти, леса, шерсти, наполнения внутреннего рынка республики отечественными товарами. Но дело не продвигалось.

В 1993 г. экономическое положение республики еще более ухудшилось. Зима 1993—1994 гг. была суровой. Живот­новодство республики понесло значительные потери.

В качестве советников привлекались иностранные специалисты, хорошо знающие теорию и практику рынка. Однако практических результатов их работы не было.

Состояние экспорта и кризис неплатежей. Казахстан, обладая огромными природными ресурсами — 98% всех запасов хромитов СНГ, 82% — баритов, 64% — фосфоритов, 53% — запасов вольфрама, 38% — цинка, 29% — молибдена, 28% — меди, но не имея возможности транспортировки этого сырья на международные рынки, не мог извлечь из них пользы. Вследствие переполнения западного рынка продукцией металлургии из стран бывшего Союза, в том числе и России, цены на эту продукцию значительно снизились. Конъюнктура мировых рынков и происходя­щие на них процессы оттолкнули металлургов Казахстана. После распада Союза упал спрос также и на казахстанские продукты питания, которые имели высокую себестоимость. Это обстоятельство вынудило сократить в 1994 г. посевные площади республики до 6 млн. га.

Какой величины достигли в годы освоения целины посевные площади республики?

В последние годы появился так называемый кризис неплатежей, что означало невозможность проведения взаимных расчетов между предприятиями или государст­вами, связанными экономическими отношениями. Напри­мер, предприятия России не оплачивали вовремя полученную продукцию казахстанских предприятий. Бывали случаи, когда такие долги «прощались”, что, конечно, не вело к улучшению положения этих предприятий.

Нефть, добываемая в Казахстане, отправлялась в Россию. Затем после обработки готовая продукция покупалась республикой уже по более высокой цене. Дешевая электроэнергия, выработанная в Казахстане на экибастузском угле, не отличающимся высоким качеством, дающем много отходов, использовалась промышленными предприятиями Урала, а южные регионы страны вынуждены были покупать дорогую электроэнергию в среднеазиатских республиках. Из-за отсутствия каналов транспортировки природного газа из западных областей республика покупала газ в Узбекистане и Туркменистане. ^

Не было учета продукции, в обход таможни уходившей за границу. Лицензии выдавались бесконтрольно, часто встречались случаи умышленного искажения информации в декларациях.

Случаи отправки за рубеж импортированного товара или, например, дефицитной на местном рынке продукции машиностроения, а вместо этого импорт производимых в достаточном объеме и внутри страны спиртных напитков, жевательных резинок, минеральных вод и т.д. приобрели массовый характер. Руководители некоторых предприятий грубо нарушали финансовую дисциплину, сохраняя выручку от экспорта продукции на своих счетах в зарубежных банках.

Республика, не получая отдачи от бесконтрольно уходившей за рубеж продукции по вине должностных лиц, их безответственности, все глубже опускалась в долговую яму. Экономика страны находилась на грани дефолта. Все это являлось признаком распространения в обществе коррупции и расцвета «теневой» экономики.

Удручающее положение экономики руководители республики объясняли разрывом экономических отно­шений в постсоветский период, трудностями переходного этапа. Все эти негативные процессы пытались также использовать в своей политической борьбе противники независимости республики, выдвигая их в качестве доказательства своей правоты.

Превратить страну в крупнейшего производителя нефти в мире было одним из главных направлений в развитии экономики. Но для экспорта нефти были нужны трубопроводы к теплым морям. Для внутренних нужд республики достаточно было 20 млн. т сырой нефти в год, а к началу 90-х годов объем добычи составлял 27 млн. т. К началу следующего века намечалось увеличить это число до 100—120 млн. т.

Но такие, казалось бы, великие возможности таяли при более близком приближении. Договоры и контракты не выполнялись. Стало ясно, что развиваться в условиях «теневой» экономики невозможно.

Введение в обращение национальной валюты. До осени 1993 г. республика выступала за тесную экономи­ческую интеграцию государств Содружества. Казахстан выступил с инициативой создания новой рублевой зоны. В сентябре 1993 г. было достигнуто шестистороннее соглашение о мерах по созданию рублевой зоны нового уровня, а также двустороннее соглашение между Россией и Казахстаном о создании единой денежной системы. До этого времени Россия поддерживала Казахстан во мнении, что последний станет равноправным членом рублевой зоны. Но во время переговоров о конкретных условиях реализации этого проекта Россия начала выставлять неприемлемые для Казахстана, ограничивающие его суве­ренитет условия. Казахстан отказался участвовать на таких условиях в рублевой зоне, а с момента эмиссии в России купюр нового образца старые деньги «хлынули” в Казахстан. Финансовая система республики затрещала по всем швам, резко подскочил уровень инфляции. Все эти обстоятельства вынудили Казахстан срочно вводить собственную валюту.

Были созданы новые образцы денежных купюр, подготовлены банкноты национальной валюты, утвержден порядок обмена денег. 1 тенге приравнивался 500 руб. образца 1961 г. В то время 1 доллар США стоил 4,7 тенге. Каждый гражданин Казахстана старше 16 лет имел право обменять 100 тыс. рублей старого образца.

12 ноября 1993 г. прошло совместное заседание Каби­нета Министров и Президиума Верховного Совета Респуб­лики Казахстан. В заседании принял участие и выступил с речью Президент Н.А. Назарбаев. Он сообщил о ходе подготовки к введению национальной валюты и о том, что в соответствии с полномочиями, предоставленными Конституцией РК и Верховным Советом, он подписал Указ о введении в обращение с 8 ч утра 15 ноября 1993 г. национальной валюты республики — тенге. Таким образом, Казахстан прошел еще одну важную ступень на пути к независимости — стал государством с собственной национальной валютой. Формирование и развитие Казахстана как независимого государства перешло на новый этап.

«Такое событие в истории каждого народа бывает только один раз, — сказал Н.А.Назарбаев. — Мы должны знать и понимать, насколько нам необходима своя национальная валюта, и всю чрезвычайность сложившегося положения. Для нас это событие имеет огромное не только экономическое, но и политическое значение».

Введение в обращение национальной валюты — теше — имело и социально-психологическое значение. Население встретило это нововведение с большой радостью, как знак реальной независимости республики. Это событие укрепило веру граждан республики в будущее независимого Казахстана. Введение собственной национальной валюты способствовало также и росту авторитета Казахстана на мировой арене.

Чем проявлялись кризисные явления в народном хозяйстве?

3. Как вы думаете, в чем заключаются причины глубокого экономического кризиса в нашей стране? Используя матери­алы периодической печати, определите объем ежегодной добычи нефти в республике за последую три года, а также количество сырья, отправляемого на экспорт.

4. Когда и в каких условиях в Казахстане была введена нацио­нальная валюта? Какое значение имело введение в обращение собственной валюты Казахстана?

Источник

Вопросы и ответы по истории Казахстана. Вопросы 2151-2200

2151. В 1994 году посевные площади республики были сокращены, так как казахстанские продукты питания

2152. Одним из главных направлений развития экономики Казахстана в 90-е годы было — превратить республику в крупнейшего производителя

2153. Договорённости о создании единой рублёвой зоны между Казахстаном и Россией были нарушены

2154. 15 ноября 1993 года в Казахстане

2155. Национальная валюта — тенге была введена в Казахстане 15 ноября

2156. По программе правительства первый этап приватизации завершился к концу

2157. В ходе приватизации в республике посредниками между гражданами и предприятиями выступали

2158. Главным отличием новой пенсионной системы 1998 года стало получение пенсии

2159. Главной причиной роста онкологических, сердечно-сосудистых и кожных заболеваний в 90-х годах стало

2160. В марте 1992 года Казахстан стал полноправным членом самой крупной и авторитетной международной организации

2161. В Хельсинки — столице Финляндии, Казахстан вместе с другими странами, появившимися после распада СССР, присоединился к заключительному акту

2162. 25 мая 1992 года в Москве было подписано соглашение о взаимной помощи, дружбе, сотрудничестве между Казахстаном и Россией, а также были достигнуты договорённости о

2163. Выступая на 47-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, Президент Казахстана Н.Назарбаев предложил обсудить проблемы безопасности и стабильности в регионе на

2164. Механизмы совместного контроля ядерного арсенала вооружений бывшего Советского Союза были определены 21 декабря 1991 года

2165. 26 апреля 1996 года встреча государств — Казахстана, Кыргызстана, Китая, России, Таджикистана, имеющих общие границы и стремящихся к сотрудничеству, состоялась в

2166. Шанхайская организация сотрудничества была создана 26 апреля

2167. На встрече Шанхайской пятёрки, состоявшейся в 1997 году в Москве, был подписан документ

2168. В августе 1999 года руководителями Шанхайской организации сотрудничества была подписана

2169. В августе 1999 года на встрече руководителей Казахстана и Китая было отмечено, что среди стран СНГ по товарообороту Казахстан по величине является

2170. В 90-е годы особенно широкомасштабно развивались отношения Казахстана

2171. В 90-е годы проблему выхода в Чёрное и Средиземное море Казахстан вынужден был решать через

2172. Молодая казахская дипломатия 90-х годов придавала особое значение развитию отношений с

2173. На основе равенства и взаимный интересов строятся с 90-х годов отношения Казахстана с самой мощной мировой державой

2174. По программе «Болашак» казахстанские студенты проходят обучения в вузах

2175. Указом Президента 1997 год был объявлен годом

2176. Нерешённые социальные проблемы в 1958 году вызвали массовые беспорядки на строительстве металлургического комбината в

2177. Указом Президента 1998 год был объявлен годом

2178. Указом Президента 1999 год был объявлен годом

2179. Концепцию формирования исторического сознания в Республике Казахстан правительство республики одобрило в

2180. Произведение «Язык письма», в котором исследуются закономерности развития языка на примере распространения мировых языков, опубликовал народный писатель

2181. Наибольший интерес у читателей вызвал роман А.Нурпеисова о трагическом положении Аральского моря и судьбах жителей этого региона

2182. В 2004 году был принят документ, предусматривающий введение 12-летнего среднего образования

2183. Всемирный Курылтай казахов при участии более 3 миллионов человек из 13 стран Азии, Европы и Америки прошёл в республике в сентябре-октябре

2184. Председателем Всемирного сообщества казахов, созданного на Всемирном Курылтае казахов был избран

2185. Стратегия «Казахстан — 2030», наметившая 7 основных долгосрочных приоритетов развития республики была принята в

2186. Указ, в соответствии с которым столицей Казахстана стала Акмола, был подписан Президентом в сентябре

2187. Переезд столицы Казахстана в Акмолу состоялся в

2188. В начале 2000-х годов Демократическая партия Казахстана «Ак жол», партия «Демократический выбор Казахстана» и Коммунистическая партия перед выборами в Мажилис Парламента

2189. Центрами организации просветительской работы и ликвидации неграмотности среди бедноты стали:

2190. Курс на «советизацию аула» провозгласил:

2191. Положение казахского аула накануне коллективизации было осложнено в результате проведения:

2192. Декрет «О конфискации и выселении крупнейших байских хозяйств и полуфеодалов» был принят в:

2193. Конфискация хозяйств баев-полуфеодалов:

2194. Курс на коллективизацию сельского хозяйства был провозглашен на XV съезде Коммунистической партии в:

2195. На XV съезде Коммунистической партии был провозглашен(-а,-о):

2196. ЦК партии намечал закончить коллективизацию в Казахской АССР к весне:

2197. В зерновых районах Казахстана основной формой колхозного строительства должны были стать:

2198. В животноводческих районах Казахстана основной формой колхозного строительства должны были стать:

2199. Колхозное строительство в республике стало развиваться:

2200. Для проведения коллективизации Казкрайком партии привлекал:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *