в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так

В 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так

в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Смотреть фото в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Смотреть картинку в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Картинка про в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Фото в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так

в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Смотреть фото в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Смотреть картинку в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Картинка про в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Фото в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так

ЕГЭ — История с Иваном Павловским запись закреплена

#poll_C4
С6
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы

в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Смотреть фото в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Смотреть картинку в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Картинка про в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Фото в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так

.
.
.
.
.
Показать полностью.
.
.
становление абсллютизма
сильные позиции царя на троне
неэффективность этой системы, т.к. люди знающие не могли занять должности.

повышение роли дворянства
на должности теперь попадали за заслуги, а не за происхождение
усиление власти царя, т.к. теперь места получались за службу ему.

в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Смотреть фото в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Смотреть картинку в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Картинка про в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Фото в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так

в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Смотреть фото в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Смотреть картинку в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Картинка про в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Фото в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так

.
.
.
.
.
Показать полностью.
.
.
.
причины:
1) нехваткой квалифицированных кадров
2) развитие системы образования, => талантливые люди могут заменить других в управлении, которым место досталось по родству
3) царь не мог нормально назначать людей на посты, т.к. они распределялись по знатности

значение:
1) предпосылки Табели о Рангах
2) доступ к управлению страной новых, образованных кадров
3) усиление роли царя

в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Смотреть фото в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Смотреть картинку в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Картинка про в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Фото в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так

в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Смотреть фото в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Смотреть картинку в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Картинка про в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Фото в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так

.
.
.
.
.
Показать полностью.
.
.
.
1)становление абсолютной монархии требовало ограничения влияния на решения царя других органов.
2)создание гос.аппарата не из знатных людей,а из способных и талантливых к политике.
3)уменьшалось казнокрадство,взяточничество,обманы,заговоры.

положения:
1-усиление самодержавия царя
2-формирование нового совещательного гос.аппарата при монархе.
3-готовность к началу изменения гос.устройства.

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Русская история

НАСТРОЙКИ.

в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Смотреть фото в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Смотреть картинку в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Картинка про в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Фото в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так

в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Смотреть фото в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Смотреть картинку в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Картинка про в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Фото в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так

в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Смотреть фото в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Смотреть картинку в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Картинка про в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Фото в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так

в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Смотреть фото в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Смотреть картинку в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Картинка про в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Фото в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Смотреть фото в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Смотреть картинку в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Картинка про в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Фото в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так

Сергей Федорович Платонов

Наши занятия русской историей уместно будет начать определением того, что именно следует понимать под словами «историческое знание, «историческая наука». Уяснив себе, как понимается история вообще, мы поймем, что нам следует понимать под историей одного народа, и сознательно приступим к изучению русской истории.

История существовала в глубокой древности, хотя тогда и не считалась наукой. Знакомство с античными историками, Геродотом и Фукидидом например, покажет нам, что греки были по-своему правы, относя историю к области искусств. Под историей они понимали художественный рассказ о достопамятных событиях и лицах. Задача историка состояла у них в том, чтобы передать слушателям и читателям вместе с эстетическим наслаждением и ряд нравственных назиданий. Те же цели преследовало и искусство.

При таком взгляде на историю как на художественный рассказ о достопамятных событиях древние историки держались и соответствующих приемов изложения. В своем повествовании они стремились к правде и точности, но строгой объективной мерки истины у них не существовало. У глубоко правдивого Геродота, например, много басен (о Египте, о скифах и т.п.), в одни он верит, потому что не знает пределов естественного, другие же, и не веря в них, заносит в свой рассказ, потому что они прельщают его своим художественным интересом. Мало этого, античный историк, верный своим художественным задачам, считал возможным украшать повествование сознательным вымыслом. Фукидид, в правдивости которого мы не сомневаемся, влагает в уста своих героев речи, сочиненные им самим, но он считает себя правым в силу того, что верно передает в измышленной форме действительные намерения и мысли исторических лиц.

Таким образом, стремление к точности и правде в истории было до некоторой степени ограничиваемо стремлением к художественности и занимательности, не говоря уже о других условиях, мешавших историкам с успехом различать истину от басни. Несмотря на это, стремление к точному знанию уже в древности требует от историка прагматизма. Уже у Геродота мы наблюдаем проявление этого прагматизма, то есть желание связывать факты причинною связью, не только рассказывать их, но и объяснять из прошлого их происхождение.

Итак, на первых порах история определяется как художественно-прагматический рассказ о достопамятных событиях и лицах.

Ко временам глубокой древности восходят и такие взгляды на историю, которые требовали от нее, помимо художественных впечатлений, и практической приложимости. Еще древние говорили, что история есть наставница жизни. От историков ждали такого изложения прошлой жизни человечества, которое бы объясняло события настоящего и задачи будущего, служило бы практическим руководством для общественных деятелей и нравственной школой для прочих людей. Такой взгляд на историю во всей силе держался в Средние века и дожил до наших времен; он, с одной стороны, прямо сближал историю с моральной философией, с другой – обращал историю в «скрижаль откровений и правил» практического характера. Один писатель XVII века (De Rocoles) говорил, что «история исполняет обязанности, свойственные моральной философии, и даже в известном отношении может быть ей предпочтена, так как, давая те же правила, она присоединяет к ним еще и примеры». На первой странице «Истории государства Российского» Карамзина найдете выражение той мысли, что историю необходимо знать для того, «чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастие».

С развитием западноевропейской философской мысли стали слагаться новые определения исторической науки. Стремясь объяснить сущность и смысл жизни человечества, мыслители обращались к изучению истории или с целью найти в ней решение своей задачи, или же с целью подтвердить историческими данными свои отвлеченные построения. Сообразно с различными философскими системами так или иначе определялись цели и смысл самой истории. Вот некоторые из подобных определений: Боссюэт (в XVII веке) и Лоран (в наше уже время) понимали историю как изображение тех мировых событий, в которых с особенной яркостью выражались пути Провидения, руководящего человеческою жизнью в своих целях. Итальянец Вико (1726) задачею истории как науки считал изображение тех одинаковых состояний, которые суждено переживать всем народам. Известный Гегель в истории видел изображение того процесса, которым «абсолютный дух» достигал своего самопознания (Гегель всю мировую жизнь объяснял как развитие этого «абсолютного духа»). Не будет ошибкою сказать, что все эти философы требуют от истории в сущности одного и того же: история должна изображать не все факты прошлой жизни человечества, а лишь основные, обнаруживающие ее общий смысл.

Этот взгляд был шагом вперед в развитии исторической мысли – простой рассказ о былом вообще или же случайный набор фактов различного времени и места для доказательства назидательной мысли не удовлетворял более. Появилось стремление к объединению изложения руководящей идеей, систематизированию исторического материала. Однако философскую историю справедливо упрекают в том, что она руководящие идеи исторического изложения брала вне истории и систематизировала факты произвольно. От этого история не становилась самостоятельной наукой, а обращалась в прислужницу философии.

Наукою история стала только в начале нашего века, когда в Германии в противовес французскому рационализму развился идеализм, в противовес французскому космополитизму появились идеи национализма, деятельно изучалась национальная старина и стало господствовать убеждение, что жизнь человеческих обществ совершается закономерно, в таком порядке естественной последовательности, который не может быть нарушен и изменен ни случайностями, ни усилиями отдельных лиц. С этой точки зрения главный интерес в истории стало представлять изучение не случайных внешних явлений и не личной деятельности выдающихся личностей, а изучение общественного быта на разных ступенях его развития. История стала пониматься как наука о законах исторической жизни человеческих обществ.

Это определение различно формулировали историки и мыслители. Знаменитый Гизо, например, понимал историю как учение о мировой и национальной цивилизации (понимая цивилизацию в смысле развития гражданского общежития). Философ Шеллинг считал национальную историю средством познания «национального духа». Отсюда выросло распространенное определение истории как пути к народному самосознанию. Явились далее попытки понимать историю как науку, долженствующую раскрыть общие законы развития общественной жизни вне приложения их к известному месту, времени и народу. Но эти попытки, в сущности, присваивали истории задачи другой науки – социологии. История есть наука, изучающая и конкретные факты в условиях именно времени и места, и главной целью ее признается систематическое изображение развития и изменений жизни отдельных исторических обществ и всего человечества.

Такая задача требует многого для успешного выполнения. Для того чтобы дать научно точную и художественно цельную картину какой-либо эпохи народной жизни или полной истории народа, необходимо: 1) собрать исторические материалы, 2) исследовать их достоверность, 3) восстановить точно отдельные исторические факты, 4) указать между ними прагматическую связь и 5) свести их в общий научный обзор или в художественную картину. Те способы, которыми историки достигают указанных частных целей, называются научными критическими приемами. Приемы эти совершенствуются с развитием исторической науки, но до сих пор ни эти приемы, ни самая наука истории не достигли полного своего развития. Историки не собрали и не изучили еще всего материала, подлежащего их ведению, и это дает повод говорить, что история есть наука, не достигшая еще тех результатов, каких достигли другие, более точные науки. И однако, никто не отрицает, что история есть наука с широким будущим.

С тех пор как к изучению фактов всемирной истории стали подходить с тем сознанием, что жизнь человеческая развивается закономерно, подчинена вечным и неизменным отношениям и правилам, – с тех пор идеалом историка стало раскрытие этих постоянных законов и отношений. За простым анализом исторических явлений, имевшим целью указать их причинную последовательность, открылось более широкое поле – исторический синтез, имеющий целью воссоздать общий ход всемирной истории в ее целом, указать в ее течении такие законы последовательности развития, которые были бы оправданы не только прошлым, но и будущим человечества.

Этим широким идеалом не может непосредственно руководиться русский историк. Он изучает только один факт мировой исторической жизни – жизнь своей национальности. Состояние русской историографии до сих пор таково, что иногда налагает на русского историка обязанность просто собирать факты и давать

Источник

В 23:57 поступил вопрос в раздел Разное, который вызвал затруднения у обучающегося.

Вопрос вызвавший трудности

Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru

После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:

Могут быть названы следующие причины отмены местничества в 80-х гг. 17в.
-назревшая потребность преобразований в России требовала изменения принципа назначения на высшие государственные должности;
— местнические порядки негативно отражались на государственной и военной службе, системе распределения чинов и должностей в русском государстве;
— местничество стесняло царя в праве выбора должностных лиц;
-местничество вносило соперничества, зависть, споры в среду боярства.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:

в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Смотреть фото в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Смотреть картинку в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Картинка про в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Фото в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так

Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.

ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!

Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.

Деятельность компании в цифрах:

Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.

Площадка Учись.Ru разработана специально для студентов и школьников. Здесь можно найти ответы на вопросы по гуманитарным, техническим, естественным, общественным, прикладным и прочим наукам. Если же ответ не удается найти, то можно задать свой вопрос экспертам. С нами сотрудничают преподаватели школ, колледжей, университетов, которые с радостью помогут вам. Помощь студентам и школьникам оказывается круглосуточно. С Учись.Ru обучение станет в несколько раз проще, так как здесь можно не только получить ответ на свой вопрос, но расширить свои знания изучая ответы экспертов по различным направлениям науки.

Источник

В 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так

Феодор Алексеевич вступил на престол четырнадцати лет. Еще мальчиком смотрелся он чрезвычайно хилым и болезненным. В царской семье господствовал раздор, происходила борьба между двумя партиями: с одной стороны стояла партия Натальи Кирилловны Нарышкиной, мачехи Феодора, с другой – сестер и теток царя, около которой группировалась родня первой жены царя Алексея, Марии Ильиничны, – Милославские. Последние одержали верх, результатом чего было падение Артамона Сергеевича Матвеева. За приверженность к западной науке он был обвинен в чернокнижии и отправлен в ссылку в Пустозерский острог. Но влияние Милославских, погубивших Матвеева, не долго длилось, их заменили любимцы царя Феодора постельничий Языков и стольник Лихачев, люди образованные, способные и добросовестные. Близость их к царю и влияние на дела были очень велики. Немногим меньше было значение князя В.В. Голицына. В наиболее важных внутренних делах времени Феодора Алексеевича непременно нужно искать почина именно этих лиц, как руководивших тогда всем в Москве.

В первое время царствования Феодора московское правительство всецело было поглощено внешними делами – вмешательством турок в малороссийские дела и беспорядками в самой Малороссии. С большими только усилиями удалось (в 1681 году) удержать за собой новоприобретенный край. И благодаря таким внешним осложнениям во внутренней деятельности правительства при Феодоре не заметно никакого почти движения до последних лет его царствования. Зато в самом его конце под влиянием новых любимцев царя оживилась эта внутренняя деятельность и оставила по себе несколько любопытных мер и проектов.

В самые последние дни царствования Феодора Алексеевича был, например, составлен проект высшего училища, или так называемой Греко-латинской академии. Он возник таким образом: с Востока в Москву приехал монах Тимофей, сильно тронувший царя рассказом о бедствиях греческой церкви и о печальном состоянии в ней науки, так необходимой для поддержания на Востоке православия. Это подало повод учредить в Москве духовное училище на тридцать человек, начальником которого был сделан сам Тимофей, а учителями – два грека. Мыслью этого предприятия было, таким образом, поддержание православия.

Но этим небольшим училищем не довольствуются – и вот появляется проект академии, характер которой выходит далеко за пределы простой школы. В ней должны были преподаваться грамматика, пиитика, риторика, диалектика и философия – «разумительная», «естественная» и «правая». Учителя академии должны были все быть с Востока и, кроме того, с ручательством патриархов. Но этим еще не исчерпывалась задача академии – академия должна была следить за чистотою веры, быть орудием борьбы против иноверцев, из нее должны были выходить апологеты православия, ей присваивалось право суждения о правоверии всякого – и иноземца, и русского. «Московская академия по проекту царя Феодора, – говорит Соловьев, – это цитадель, которую хотела устроить для себя православная церковь при необходимом столкновении своем с иноверным Западом; это не училище только, это страшный инквизиционный трибунал. Произнесут блюститель с учителями слова „виновен в неправославии” – и костер запылает для преступника». Нужно заметить, что академия была учреждена после смерти Феодора и первыми ее учителями были вызванные с Востока ученые – братья Лихуды (Иоанникий и Софроний).

Другим замечательным актом царствования Феодора было уничтожение местничества. В конце 1681 года в Москве были собраны две комиссии: одна состояла из выборных от служилого сословия и была призвана с целью обсуждения лучшего устройства военных сил, или, как сказано в указе, «для устроения и управления ратного дела», а другая состояла из выборных от тяглых людей и занималась выработкой новой системы податей.

Источник

Задачи части С «Россия в XVII – XVIII вв.»

в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Смотреть фото в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Смотреть картинку в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Картинка про в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так. Фото в 15 веке российское боярство крепко держалось за право местничества бояре говорили так

Задачи части С «Россия в XVII XVIII вв.»

1. Сравните экономическое развитие России в 17в. и 18в.

2. Назовите основные явления и процессы социально-экономического развития России в 17 веке.

3. Укажите и кратко охарактеризуйте предпосылки и основные события Смуты конца 16- начала 18 века.

Какую другую точку зрения по вопросу о причинах Смутного времени вы знаете? Какую точку зрения считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения.

5. в середине 17 века под руководством патриарха Никона были проведены реформы в РПЦ.

Какие предложения о проведении преобразований, отличные от позиции патриарха Никона, были высказаны в тот период? Назовите два предложения. Какие последствия имели церковные преобразования Никона? Приведите не менее трех последствий.

6. Сравните позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума по вопросу о целях и содержании церковных реформ сер. 17 века. Что было в них общим, а что – различным.

7. Назовите не менее трех реформ РПЦ в середине 17 века и не менее трех последствий преобразований проведенных патриархом Никоном.

8. Ряд историков считают, что внутренняя политика Екатерина 2 была последовательно крепостнической.

Какую другую точку зрения по вопросу о характере политики Екатерины 2 вы знаете? Какую точку зрения считаете более убедительно? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения.

9. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

Чем была обусловлена эта мера? Какое значение имела отмена местничества?

10. Назовите не менее трех изменений в положении крестьянства и посадского населения после принятия Соборного уложения. Приведите не менее трех положений, характеризующих значение этого документа.

11. В отечественной науке существует суждение, что причиной избрания на русский престол Михаила Романова было то, что бояре, которые играли главную роль на Земском соборе 1613г., считали, что «Михаил молод, разумом еще не дошел и будет нам удобен».

Какое другое суждение о причинах избрания на русский престол Михаила Романова вам известно? Какое из них вы считаете более убедительным? Назовите не менее трех фактов. Положений суждений. Которые могут служить аргументами избранной вами точки зрения.

13. Раскройте основные итоги преобразовательной деятельности Петра 1.

14. Назовите не менее трех народных выступлений, произошедших в 18 веке., укажите их причины (не менее трех).

Задачи части С «Россия в XVII XVIII вв.»

Может быть названо общее в экономическом развитии в 17в. и 18в.:

— развитие ремесленного мануфактурного производства

— начало формирования рыночных отношений и всероссийского рынка.

Начальный этап мануфактурного производства

Значительный рост числа мануфактур, в том числе крестьянских

Преобладание мануфактур с использованием принудительного труда

Использование как труда «беглых и гулящих людей»- вольнонаемной рабочей силы, так и труда приписных и посессионных крестьян

Начало специализации отдельных районов страны и рост товарного обращения

Углубление специализации отдельных районов, в том числе за счет освоения новых территорий

Сохранение натуральной замкнутости помещичьего и крестьянского хозяйства

Разрушение натуральной замкнутости помещичьего и крестьянского хозяйства, усиление их связей с рынком

Элементы политики меркантелизма и протекционизма

Усиление политики государственного вмешательства в экономику, политики протекционизма и меркантелизма.

2. Назовите основные явления и процессы социально-экономического развития России в 17 веке.

Новые явления в экономике:

— начало распространения мануфактурного производства (казенные и купеческие мануфактуры)

— переход ремесленников к мелкотоварному производству (на рынок, а не по заказу), специализация ремесел по отдельных районах России

— появление всероссийских торговых ярмарок (Архангегльская, Ирбитская, Макарьевская)

— складывание всероссийского рынка

— развитие торговли со странами Европы и Востока, политика меркантилизма

— изменения в социальной структуре общества ( усиление дворянства, уравнение его в правах с боярством, рост населения городов, появление казачества)

— окончательное закрепощение крестьян Соборным Уложением 1649 гда

— усиление налогового гнета

3. Укажите и кратко охарактеризуйте предпосылки и основные события Смуты конца 16- начала 18 века.

— кризис династии Рюриковичей (слабый царь Федор Ивановича, драма в Угличе), ослабление центральной власти

— политическая борьба претендентов за власть, земское избрание на царство Бориса Годунова

— обострение социального недовольства вследствие политики закрепощения крестьян, усиления налогового гнета, а также неурожаев, голода.

-волнения и бегство крестьян

— 1605г.- начало Смуты: появление Лжедмитрия 1, его поход на Москву, «восшествие на престол»;

-1606г.- боярский заговор, свержение самозванца, избрание на царство Василия Шуйского

-восстание под руководством И. Болотникова

— 1607г.- Лжедмитрий 2 («тушинский вор»)

— польско- шведская интервенция, осада Смоленска

— 16гг.- народные ополчения (Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин), освобождение Москвы

— 1613г. – Земский Собор, избрание на царство Михаила Романова.

Какую другую точку зрения по вопросу о причинах Смутного времени вы знаете? Какую точку зрения считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения.

Может быть приведена следующая альтернативная точка зрения:

Смута явилась проявлением глубокого внутреннего кризиса, одним из отдаленных последствий опричнины и поражения в Ливонской войне. Повлекших за собой разорение экономики, рост социального брожения, широкое недовольство; кризис был усилен вмешательством внешних сил.

А. При выборе точки зрения, изложенной в задании:

— династия Рюриковичей пресеклась со смертью в Угличе царевича Дмитрия, сына Ивана 4 Грозного, в которой многие обвиняли провозглашенного впоследствии царем Бориса Годунова

— началом Смуты послужило выступление самозванца, под именем спасшегося царевича Дмитрия захватившего московский престол

— идея возвращения к власти «чудом спасшегося» представителя законной династии была одной из популярных в период Смуты

— прекращением Смуты стало избрание Земским Собором, самым представительным в истории России, нового царя, основавшего новую династию.

— Смута началась в условиях тяжелого экономического кризиса, голода, вызванного неурожаем 16гг.

— Смута представляла собой сложное социальное явление, движущими силами которого были многообразные социальные конфликты между различными группами населения

— в ходе Смуты решались вопросы. Связанные с завершением процесса централизации, формирования единого государства

— внутреннее противостояние переплеталось с вмешательством внешних сил, стоявших за противоборствующими сторонами, которое приобрело в конце концов форму иностранной интервенции.

5. в середине 17 века под руководством патриарха Никона были проведены реформы в РПЦ.

Какие предложения о проведении преобразований, отличные от позиции патриарха Никона, были высказаны в тот период? Назовите два предложения. Какие последствия имели церковные преобразования Никона? Приведите не менее трех последствий.

Предложения, отличные от позиций Никона:

— при проведении унификации церковных обрядов и богослужебных книг опираться не на греческие, а на древнерусские образцы

— отказаться от преобразований, сохранить существующие церковные обряды и богослужебные книги.

— реформа привела к унификации церковных обрядов и богослужебных книг, способствовала укреплению духовной, идейной целостности русского православия

— долгий спор о верховенстве светской и духовной власти, был решен в пользу власти светской, был сделан важный шаг к подчинению церкви государством

— острая борьба сторонников и противников Никона и его реформ привела к расколу русской православной церкви

— старообрядческое движение стало одной из форм социального протеста во второй половине ой половине 18 века.

6. Сравните позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума по вопросу о целях и содержании церковных реформ сер. 17 века. Что было в них общим, а что – различным.

— признание необходимости проведения церковных реформ

— признание необходимости унификации церковных обрядов и богослужебных книг

— признание необходимости борьбы за исправление нравов духовенства, борьба со всем, что подрывает авторитет церковнослужителей.

Позиция патриарха Никона

Позиция протопопа Аввакума

Исправление книг провести по греческим образцам

Ввести единый обряд богослужения по греческим образцам

Исправление всех церковных алтарей и иконостасов в соответствии с греческими образцами

Утверждение верховенства духовной власти над светской в религиозных и нравственных вопросах

Расширение международных связей РПЦ, в особенности с южнославянскими народами

Исправление книг по древнерусским образцам

Унификация обряда богослужения на основе обряда, сложившегося в Древней Руси после принятия христианства

Следование образцам, сложившимся в русской иконописи

Признание царя единственным защитником православия, хранителем православного царства

7. Назовите не менее трех реформ РПЦ в середине 17 века и не менее трех последствий преобразований проведенных патриархом Никоном.

Три цели реформ РПЦ:

— унификация системы церковных обрядов, порядка богослужения, богослужебных книг

— повышение авторитета и усиление значения церкви в жизни общества

— борьба с явлениями, подрывавшими духовный авторитет церковно служителей (пьянство, стяжательство, неграмотность священников и пр.)

— противодействие проникновению светских начал в духовную жизнь общества

Два последствия преобразований:

— реформа привела к унификации церковных обрядов и богослужебных книг, способствовала укреплению духовной, идейной целостности русского православия

— долгий спор о верховенстве светской и духовной власти был решен в пользу власти светской, был сделан важный шаг к подчинению церкви государству

— острая борьба сторонников и противников Никона и его реформ привела к расколу РПЦ

— старообрядческое движение стало одной из форм социального протеста во 2-ой половине 17- 1-ой половине 18 веков.

8. Ряд историков считают, что внутренняя политика Екатерина 2 была последовательно крепостнической.

Какую другую точку зрения по вопросу о характере политики Екатерины 2 вы знаете? Какую точку зрения считаете более убедительно? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения.

Точка зрения, альтернативная приведенной в задании:

— политика Екатерины 2 базировалась на принципах просвещенного абсолютизма. Это было время, когда императорская власть пыталась осуществить одну из самых продуманных, последовательных и успешных в истории России программ преобразований

А. При выборе точки зрения, изложенной в задании:

— самодержавный принцип управления, крепостное право, сословный строй оставались незыблемыми

— распространение на новые территории крепостного права

— указ о праве помещиков без суда и следствия ссылать крестьян на каторгу

— указ, запрещающий крепостным крестьянам подавать жалобы на помещиков

Б.При выборе альтернативной точки зрения:

— созыв и деятельность Уложенной комиссии ( гг.)

— принятие Жалованной грамоты дворянству(1785г.)

— принятие Жалованной грамоты городам (1785г.)

— принятие манифеста о свободе предпринимательства (1775г.)

— реформы в области школьного образования.

9. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

Чем была обусловлена эта мера? Какое значение имела отмена местничества?

Могут быть названы следующие причины отмены местничества в 80-х гг. 17в.

-назревшая потребность преобразований в России требовала изменения принципа назначения на высшие государственные должности;

— местнические порядки негативно отражались на государственной и военной службе, системе распределения чинов и должностей в русском государстве;

— местничество стесняло царя в праве выбора должностных лиц;

-местничество вносило соперничества, зависть, споры в среду боярства.

Положения о значении отмены местничества:

— основным источником продвижения по службе становились личностные качества, профессиональные навыки, ревностная служба государю;

— представители дворянства постепенно становились опорой абсолютизма, одержали победу в борьбе за преобладание в правящей верхушке России.

10. Назовите не менее трех изменений в положении крестьянства и посадского населения после принятия Соборного уложения. Приведите не менее трех положений, характеризующих значение этого документа.

Изменения в положении крестьянства и посадского населения после принятия Соборного уложения:

— отмена урочных лет и введение бессрочного сыска беглых крестьян

-установление наследственности крепостного состояния

-предоставление землевладельцам права распоряжаться имуществом крепостного крестьянина

-предоставление землевладельцам права вотчинного суда и полицейского надзора над крепостными

-возложение на крепостных крестьян обязанности выполнять повинности в пользу государства

— ликвидация «белых» слобод

— запрещение крестьянам держать постоянную торговлю в городах и закрепление права торговли за посадскими людьми

Положения, характеризующие значение Соборного Уложения:

— фактически завершило процесс юридического оформления крепостного права

— способствовало укреплению царской власти, содержало ряд положений, направленных на защиту личности монарха и РПЦ

— способствовало оформлению сословной структуры общества, определению прав и обязанностей основных сословий

— в качестве свода законов Российского государства действовало вплоть до первой половины 19 века.

11. В отечественной науке существует суждение, что причиной избрания на русский престол Михаила Романова было то, что бояре, которые играли главную роль на Земском соборе 1613г., считали, что «Михаил молод, разумом еще не дошел и будет нам удобен».

Какое другое суждение о причинах избрания на русский престол Михаила Романова вам известно? Какое из них вы считаете более убедительным? Назовите не менее трех фактов. Положений суждений. Которые могут служить аргументами избранной вами точки зрения.

О причинах выбора на русский престол Михаила Романова:

— Романовы, имевшие родственные связи с предшествующей династией, в наибольшей степени устраивали все сословия, что дало возможность достичь примирения и национального согласия.

для крестьянства, посадских людей Михаил Романов был «природным царем», символом национальной независимости и православной веры.

В качестве общих характеристик, системы управления в России периода царствования Алексея Михайловича и после реформ, проведенных Петром 1, могут быть названы:

— при Алексее Михайловиче формируется, при Петре 1 реализуется тенденция к формированию абсолютизма;

— при Алексее Михайловиче прекращается деятельность Земских Соборов;

При Петре 1 (к 1725г.)

Собирается Боярская Дума

Высшими органами исполнительной власти являются приказы

Организуется Приказ великого государя тайных дел

Сохраняется принцип местничества

Усилено влияние государства на церковь

Созданы коллегии как высшие органы исполнительной власти

Принята Табель о рангах

Патриаршество упразднено. Создан святейший Синод для управления церковью

Россия провозглашена империей

13. Раскройте основные итоги преобразовательной деятельности Петра 1.

Итоги внешнеполитической деятельности Петра 1.:

Итоги внутренней политики в экономике:

— в результате государственного содействия развитию промышленности. Политики протекционизма возникновение крупного мануфактурного производства. Новых отраслей промышленности

— развитие торговли (политика меркантелизма)

реформы государственного управления, создание нового государственного аппарата (Сенат, Коллегии), областная и городская реформы (создание местных органов управления)

— церковная реформа. Создание Синода, подчинение церкви светской власти

— военные реформы, регулярной армии и флота

В социальных отношениях:

— укрепление положения дворянства, расширение его сословных привилегий (Указ о единонаследии, Табель о рангах)

-Ужесточение крепостнических порядков, усиление эксплуатации крестьян и работных людей, введение подушной подати

В сфере культуры и быта:

— введение гражданской азбуки, издание первой газеты, переход на новое летоисчисление

— становление системы светского образования. развитие наук (основание Академии наук)

-введение европейских обычаев в быту

14. Назовите не менее трех народных выступлений, произошедших в 18 веке., укажите их причины (не менее трех).

Следующие народные выступления 18 века:

— восстание 17гг. в Астрахани;

— восстание на Дону под руководством К. Булавина (17гг.)

— выступление работных людей на мануфактурах (20-е гг. 18 века)

— религиозные выступления старообрядцев в первой четверти 18 века;

— движения крестьян и работных людей в –е гг. 18 века;

Причины народных выступлений: ужесточение:

— ужесточение крепостнического гнета;

— рост повинностей крестьян и посадских людей;

— тяжелое положение работных людей;

— указы Петра 1. о приписных и посессионных крестьянах;

— наступление государства на казачьи вольности;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *