цикл моды сколько лет
Цикл моды сколько лет
Интернет-магазин женской одежды
Товар добавлен в корзину
посмотреть В вашей корзине всего 0 товаров
на сумму: 0 р.
Сейчас в вашей корзине
Мода из прошлого в 2020: почему и как?
Постоянно следить за модой и ловить все ее нюансы и тенденции – занятие и увлекательное, и утомительное одновременно. Однако при некоторых обстоятельствах оно приобретает оттенок дежавю: ты смотришь на страницы журналов или подиумы и понимаешь, что многое из представленного уже не только попадалось тебе на глаза, но даже было в твоем гардеробе.
Со временем это происходит все чаще и чаще, и вскоре ты уже можешь согласиться, что нет ничего нового, а есть всего лишь хорошо забытое старое. На практике оказывается, что и старое не так хорошо забыто и возвращается оно не совсем таким, каким было.
Почему мода возвращается?
Причина первая и основная – все в этом мире циклично, и разница заключается только в величине временного отрезка, за который будет пройден полный оборот. Мода не живет в отрыве от реальности, и пусть обстоятельства никогда не повторятся в точности, но на одни и те же события реакция будет подобной. Так, например, войны, людские потери и дефицит мужского населения сразу влечет за собой повышение конкуренции среди женщин и это, в первую очередь, проявлялось в одежде – юбки укорачивались, декольте становились все более глубокими, а наряды – откровенными.
Еще одна причина возвращения моды – дефицит новых идей. К настоящему времени в одежде испробовано буквально все, и дизайнерам будет нечем заняться, если они не обратят внимания на моду ретро или на фасоны, которые пользовались популярностью не так давно, ведь иногда для возврата требуется каких-то несколько лет.
Цикличность проявляется и потому, что люди не могут длительное время носить одни и те же наряды, ведь маятник качается в противоположную сторону. От длинных юбок к дерзкому мини, от компактных нарядов к широким и объемным одеждам, от затейливости к минимализму. Хорошо забытое старое вновь возвращается, и воспринимать его легче потому, что мы уже когда-то носили такой же фасон жакета, ходили на первое свидание в похожих джинсах, а с подобной кофточкой расстались в слезах, когда она, увы, вышла из моды.
Следует помнить только одно: цитаты из прошлого никогда не бывают буквальными, и если фасон снова стал модным, это не значит, что можно достать старое платье и носить его так же, как лет 20 назад, даже если фигура вам это и позволит.
Меняется сочетание, стиль, аксессуары, и в итоге мы имеем не слепое копирование, а скорее, вариацию на тему. Конечно, выкидывать любимую когда-то одежду не стоит, в особенности, если это не дешевые китайские тряпки, а настоящие качественные вещи, но тут надо проявить избирательность и здравый смысл, ведь вы хотите выглядеть модно, а не смешно.
Циклы современной моды
Если говорит о смене модных тенденций, то придется забраться глубоко в Средневековье, а может быть и глубже, когда одежда перестала выполнять чисто утилитарные функции. Со временем этот процесс стал ускоряться, и сегодня мы наблюдаем его проявления практически ежегодно. Если же говорить о более масштабных изменениях последних лет, то только в 21 веке можно выделить следующие периоды:
Возможно, нас ждет викторианская чопорность и элегантность, вполне вероятно, мы вернемся к «детям цветов» 60-х – время покажет. Однако не будем заглядывать так далеко, а узнаем, какие модные тенденции прошлого ждут нас уже здесь, в 2020.
Модные тренды прошлого: год сегодняшний
Цикличность моды снова проявит себя в этом году, главным явлением будет возврат широких объемных плечей, и на этом месте многие воскликнут: «О, ужас!». Наверное, все помнят луки 90-х, когда блейзеры и пиджаки, казалось бы, соревновались в размере с подплечниками, искажая пропорции и делая фигуру карикатурно маскулинной. Сегодня они возвращаются не в такой гипертрофированной форме, но тенденция прослеживается и узнаваема. Кроме этого нас ждут:
Этот список можно дополнить – в него попадут длинные рубашки, платья с воздушными оборками и рюшами, панамы, нарочито мятые вещи и многое другое. Важно понять: ни одна мода не должна заставить вас отказаться от себя, своей индивидуальности и особенностей внешности. Посмотрите модные журналы, пройдитесь по магазинам и выберите то, что подойдет именно вам. Ведь для чего еще нужна мода, кроме как не открывать в нас лучшее?
Мода идет по кругу
Как предугадать, что вернется в моду, узнал «Журналист Online» у академика Национальной академии индустрии моды (НАИМ), члена союза дизайнеров РФ, художника-модельера, режиссера-постановщика fashion проектов, доцента кафедры теории и практики дизайна СИМБИП Юлии Ивановой и культуролога, исследователя и историка моды, преподавателя школы дизайна НИУ ВШЭ Татьяны Бакиной.
Текст: Анна Иванова
Почему мода циклична?
Татьяна Бакина: Мода циклична, как цикличны и феномены культуры. Они проходят круг: от первых ростков до усиления интереса, достигают пика, дальше следует спад и забвение. Этот цикл может повториться через десятилетие, несколько десятилетий, тогда, когда возникнет желание возврата, ностальгия, интерес к эпохе. Но это не прямое копирование. Добавляется что-то новое, актуальное. Если прошло немного времени, то возвращаются детали.
Юлия Иванова: Как цикличен сам мир, в котором мы живем, так же имеют свои циклы и процессы, которые в нем происходят. Можно констатировать цикличность изменения понятия «мода», учитывая, что с момента осознания себя Homo sapiens принципиальных изменений с человеком не произошло, мы испытываем ровно те же эмоции, что были свойственны людям и столетия назад.
По разным оценкам специалистов, цикл модного явления составляет от 2 до 9 лет либо 21-22 года. Можно рассматривать «цикличность моды» и с точки зрения ее распространения или готовности общества ее принять. Однако хочется отметить, что в последние десятилетия искусственно сокращается период «модного цикла», что связано с повсеместным распространением высокоскоростных способов передачи данных.
Итак, модный цикл это:
Процесс адаптации к «новой идее», к примеру, сейчас происходит, на мой взгляд, гораздо быстрее, так как с модных подиумов образы проникают в повседневную жизнь благодаря молниеносному доступу к информации и адаптации идеи масс маркетом. Пример – ZARA, где с экономической точки зрения происходит модная стандартизация показанного на подиумах в этом же сезоне, и любая идея приобретает устойчивость.
Как можно предугадать, что вернется в моду?
Юлия Иванова: На мой взгляд, более правильным будет говорить «рассчитать», что вернется в моду в тот или иной период времени. Предсказать моду в долгосрочной перспективе навряд ли возможно. Мода – это прямое отражение нашей жизни, а не прихоть дизайнеров. Она напрямую зависит от экономических и политических коллизий, которые происходят в мире; это на самом деле продукт сферы коллективного бессознательного. Краткосрочные прогнозы основываются на знании истории моды. Самое уважаемое в мире бюро по прогнозированию тенденций моды – Trend Union, возглавляемое знаменитой голландкой Ли Эделькорт, основывается в прогнозах на истории, на оценке взаимодействия происходящих в мире явлений, учитывая не только экономические и политические показатели, а также литературу, искусство, потребительскую активность. Но и интуиция, по словам самой Ли Эделькорт, играет немаловажную роль!
Сегодня, к примеру, можно смело рассчитывать, что в момент экономического подъема в моду вернутся яркость и блеск, присущие эпохе 20-х годов прошлого века. Возникновение очагов военных действий вызовет волну воспоминаний о военной форме, жестких конструкциях плечевого пояса и присутствие в большом количестве коллекций припыленных цветов. Времена экономического кризиса отзовутся корректными силуэтами и натуральной цветовой гаммой, интересом к рукоделию и секонд-хенду.
Соответственно, сочетание таких социально-экономических факторов влечет за собою и одновременное существование диаметрально противоположных тенденций в один и тот же период времени.
Татьяна Бакина: Предсказать, что будет модным, возможно.
Прогнозы нужны, чтобы функционировала индустрия, чтобы меньше был убыток. Они бывают разные по времени, но долгосрочные оправдываются лишь частично. Для составления прогнозов проводятся социологические опросы по тому, как формируется покупательский спрос. В эти опросы включается много факторов, например, оценки изменения благосостояния. Безусловно, прогнозирование является важным фактором, который учитывается при создании коллекции, но этот фактор далеко не единственный.
На создание коллекции влияют и история бренда, и то, как хочет работать креативный дизайнер, присутствует элемент творчества.
Что сейчас вернулось в моду?
Юлия Иванова: Вперед, в 90-е. Стиль унисекс, футболка + платье, платформа, спортивная сексуальность, джинсовый total-look (тотал-лук (цельный образ) – комплект одежды одного цвета, или нескольких оттенков одного цвета, или одного бренда – прим. автора), сетка и сумки на поясе – все это родом из 90-х. Только разнообразнее, нахальнее и громче!
Еще одна явная тенденция – возвращение стиля «гранж» (ам. англ. grunge, сленг – грязь), пришедшего из рок-музыки (Nirvana). Для него характерен неопрятный вид: рваные джинсы, полинялые футболки, вытянутые свитера. Сформировавшийся как идея главенства духовного над материальным и противовес пафосу, театральности и вещизму 90-х, сегодня гранж переформатировался и стал не менее пафосным и гламурным, чем волшебные платья на красных ковровых дорожках. Примером можно считать коллекции Эди Слимана для Saint Laurent. Или столь модный сейчас молодой бренд Vetements Демны Гвасалия.
Татьяна Бакина: Сейчас действительно возвращается мода 90-х. Но не только. Это комплекс аллюзий. В коллекциях весна / лето есть отсылки к моде 70-х. Это:
В самих 90-х чувствуется обращение к 60-м годам. Это не «свингующий Лондон» (такой синоним слову «модный» подобрал журнал Time; столицей моды тогда стал Лондон — прим. автора), но «Cool Britannia» (Классная Англия; снова Туманный Альбион стал диктовать моду — прим. автора). Даже цифры. 90 – это перевернутое число 60.
Современная мода – это такой ностальгический гибрид: она работает с прошлым, но не цитирует его буквально.
А почему возвращается мода именно 90-х?
Татьяна Бакина: Действительно, в последний год особый акцент ставится именно на 90-е годы, но другие тренды тоже присутствуют. А на вопрос «почему?» можно ответить так: с 60-ми, 70-ми и 80-ми годами мода работала и раньше. 90-е появились совсем недавно как тренд. С одной стороны, это вызвано тем, что замкнулся тот самый цикл — прошло достаточно времени, чтобы осмыслить моду 90-х на качественно новом уровне. С другой стороны — это обращение не только моды, но и современной культуры и медиа к теме 90-х.
Каковы, на ваш взгляд, существуют проблемы в индустрии моды?
Юлия Иванова: Выделю следующее.
Мода циклична: почему она возвращается?
А успел ли ты уже пожалеть о том, что когда-то не согласился взять те самые «клёши», которые предлагала тебе мама, или же тот самый oversize – пиджак, который не носил папа? Мода циклична, и тренды прошлого возвращаются к нам прямо сейчас. Корсеты, мини-юбки, пиджаки с подплечниками – думаете, эти силуэты ушли в историю вместе с клипом Toxic? Определенно нет. То, что сегодня не актуально, завтра может быть уже на пике, именно поэтому не спешите выбрасывать старые вещи.
Почему тренды возвращаются
Все новое – хорошо забытое старое, помните? Можно смело сказать, что мода – такая же часть культуры, как музыка или живопись. А культура подвержена цикличности. Я открою тайну – мода повторяется каждые 20 лет, и теперь свой гардероб можно продумать настолько заранее. Изучением феноменом моды занимаются социологи, да-да, они проводят не только соцопросы. Они выяснили, что мода – это явление, которое идеализирует одежду, аксессуары, обувь, стиль в соответствии с идеалами и общим пониманием прекрасного. Модный идеал создается не как конкретная вещь, а как цельный образ: элементы одежды на моделях из Инстаграма, журналов и видео продаются не как конкретная вещь определенного фасона, цвета, размера, а как желаемый образ статуса. Например, героиня сериала «Секс в большом городе» хотела сумку от Birkinне потому, что та нравилась ей сама по себе. Роль не играли цвет или формат, обладательницы этой эксклюзивной вещи сразу приравнивались к высшему обществу.
Каждый тренд проживает несколько стадий:
Цикличность моды в первой половине XX века
Вот как она работала: во время Первой мировой войны женщины отказывались от пышных нарядов, шелковых платьев с перьями и выбирали что-то намного практичнее. В 1920-х вернулись украшения и дорогие ткани, но платья стали свободнее, удобнее. А затем наступают 40-е и Вторая мировая война, на смену роскоши приходит серый шерстяной костюм, фасон которого дизайнеры напрямую подсмотрели у военных. А теперь вспомним коллекцию «New Look» Кристиана Диора, которая вышла на пик моды и как раз для которой он вдохновился нарядами дам начала XX века. Вот круг и замкнулся.
Что возвращается в моду сейчас?
Что сейчас вернулось в моду?
Анна Овчинникова: Смело можно ответить, что стиль унисекс, платформа, спортивная сексуальность, джинсовый total-look, сетка и поясные сумки сейчас на пике популярности. Это 90-е, все родом от туда! Только в наше время мы можем сделать образ еще более интереснее, разнообразнее и громче. Также возвращается стиль «гранж», пришедший из рок-музыки. Это тот самый неопрятный вид: вытянутые свитера, рваные джинсы. Примером можно считать молодой бренд «Vetements» Демны Гвасалия.
Но также в коллекциях весна/лето есть отсылки на 70-е: это элементы диско (блестящие ткани, крупная бижутерия),стиль хиппи, которому присущи яркость, воздушные платья.
А почему возвращается именно мода 90-х?
Анна Овчинникова: Безусловно, в последний год акцент ставится именно на 90-е годы. Именно как тренд – мода 90-х появилась относительно недавно, а вот с 60-ми, 70-ми, 80-ми годами мода работала и раньше. Главное в данном тренде – это обращение не только моды, но и современной культуры и медиа к теме 90-х.
Как можно предугадать, что вернется в моду?
Анна Овчинникова: Можно лишь рассчитать, что вернется в моду в тот или иной период времени. В долгосрочной перспективе предсказать моду будет практически невозможно. Мода – это прямое отражение нашей жизни, а не прихоть дизайнеров. Она напрямую зависит от экономических и политических коллизий, которые происходят в мире. Краткосрочные прогнозы основываются на знании истории моды. Также учитываются литература, потребительская активность, искусство. Но и интуиция играет важную роль!
Расскажу, как носить тренды из прошлого и быть стильным «здесь и сейчас»
Модные тренды прошлого: год сегодняшний
Цикличность моды проявит себя и в 2021 году. Наверное, все помнят луки 90-х, когда блейзеры и пиджаки, казалось бы, соревновались в размере с подплечниками, искажая пропорции. На пике популярности также секонд-хенды, ведь у многих не сохранились вещи тех времен, и сейчас самое время заглянуть в какой-нибудь «секонд», чтобы найти пару джинсов прямиком из нулевых или маленькое черное платье Gucci времен Тома Форда.
Сейчас, судя по современным модным тенденциям, мир проживает сильные экономические и политические кризисы, а также новый виток феминизма. Возвращается приталенный силуэт, оверсайз отходит немного на задний план и уже не будет таким «большим», вернулись простые и женственные силуэты. Нежные цветочные принты и пастельные оттенки используются в сочетании с более грубым низом или верхом образа. Новая женственность преподносится не с позиции традиционных требований к красоте, она более сложная, интеллектуальная, рафинированная, дерзкая.
Цикличность моды: назад в будущее
Поэтому практически для всего, что мы видим в современных коллекциях одежды и аксессуаров, вдохновением послужили идеи из прошлого. Будучи переосмысленными и переработанными, они становятся модными новинками.
Кроме того, история моды XX века подтверждает, что даже если в какой-то период времени доминировала одна из форм одежды, ей обязательно сопутствовали и другие модные веяния, следы предыдущих стилей.
Практически каждые 2-3 года мы слышим о возвращении на модный олимп модных тенденций того или иного десятилетия. Так, с начала 2000-х в отдельные годы доминировали:
· тенденции 60-х (укороченные платья-трапеции, яркие цвета, необычные принты),
· лет 7-8 назад ворвались удивительные 70-е (бахрома, замша, эстетики стилей бохо и хиппи),
Весь цикл длится примерно 9-10 лет, что примерно соответствует календарному десятилетию. Именно поэтому сложились простые для запоминания отсылки к модным десятилетиям: «мода 40-х», «мода 70-х», «мода 90-х» и т.д. Но возвращение тех или иных исторических элементов костюма или модных явлений не является копированием. Это обязательно будет их переосмысление через призму времени, воплощение идеи прошлого в современных материалах, актуальных деталях, новых сочетаниях.
Если же говорить о развитии моды, обусловленной влиянием социально-экономических, политических явлений в обществе, культуры, занятости и покупательской активности населения, то здесь речь идет о более длительных циклах, протяженностью от 16 до 20-21 года.
Политическое и военное напряжение вызывает всплеск интереса к элементам военной формы, жестким конструкциям плечевого пояса, к глухим припыленным оттенкам. А времена экономического кризиса отзываются корректными простыми силуэтами, натуральной цветовой палитрой, интересом к рукоделию, крафтингу и секонд-хенду.
Слабый период (женственный или пластический):
· женщины всячески подчеркивают свою женственность и утонченность;
· силуэт костюма приближается к идеальной форме «песочные часы»;
· можно наблюдать экзальтацию женского;
· распространены мягкие, драпирующиеся, мелкофактурные ткани;
· используется широкая градация оттенков.
Сегодня можно предполагать, что по мере выхода из экономического кризиса в моду вернутся блеск и яркость, свойственные, например, эпохе 20-х годов прошлого века.
Судя по тому, что мир сейчас проживает сильные экономический и политический кризисы, а как следствие в том числе и новый виток феминизма, без сомнений мы живем в грубый (сильный) период:
· Мы все уже примерили, кто-то полюбил, а кто-то еще присматривается к прямому вытянутому силуэту и оверсайз.
Не выбрасывайте мамины клёши! Почему мода циклична и какие тренды прошлого возвращаются к нам сейчас
Мини-юбки, корсеты, пиджаки с подплечниками — думаете, эти силуэты ушли в историю вместе с клипом Toxic? А вот и нет. Дизайнеры регулярно вдохновляются формами из прошлого. Поэтому не спешите выбрасывать старые вещи: то, что сегодня не актуально, завтра может быть на пике. Рассказываем, что такое цикличная мода, почему тренды всегда возвращаются и какие вещички поискать на антресолях в этом сезоне.
Почему тренды возвращаются
Короткий ответ: потому что практически всё уже придумано. Мода — такая же часть культуры, как музыка и живопись. А культура подвержена цикличности. Всё новое — хорошо забытое старое, помните? Но это не значит, что тренд возвращается неизменным. Любой феномен подстраивается под современную культуру и общество.
Цикл модного явления составляет в среднем от двух до девяти лет. Но иногда может растянуться и до двадцати. Это зависит от того, насколько публика готова принять новое. Знаменитые топы с подплечниками из 2019 года полюбили почти мгновенно, а вот ugly-сандалиям, особенно с мехом, ещё пока рады не все.
Каждый тренд проживает несколько стадий:
Вот как работала цикличность моды в первой половине XX века. Во время Первой мировой войны женщины отказывались от пышных шёлковых платьев с перьями и выбирали практичные модели из трикотажа. Оптимизм 1920‑х снова вернул украшения и дорогие ткани, хотя платья стали короче и свободнее. Но наступают 40‑е и Вторая мировая война. На смену роскоши приходит серый шерстяной костюм, фасон которого дизайнеры подсмотрели у военных. А после войны на пик моды восходит коллекция New Look Кристиана Диора, для которой он вдохновлялся нарядами дам начала XX века. Круг замкнулся.
Как работает цикличная мода — на примере джинсов-mom
Многие трепетно любят эту модель свободного кроя с завышенной талией. Впервые они стали популярны в 1980–90‑х, но угасли как тренд в нулевых. Тогда их в основном носили женщины среднего возраста, поэтому фасон и получил название «мамины джинсы».
Поначалу это звучало уничижительно и намекало на несексуальность. В 2003 году на американской телепередаче Saturday Night Live актриса Тина Фей использовала название «мамины джинсы» для выдуманного бренда Mom Jeans: «На День Матери не дарите маме духи. Подарите ей что-то, что как бы намекает: „Я больше не женщина. Я — мать!“».
В нулевых в моду вошли облегающие джинсы с заниженной талией. Их носили все американские звёзды: Бритни Спирс, Кристина Агилера, Виктория Бэкхем, Анджелина Джоли и другие. Посадка выше пупка считалась пережитком 1990‑х. Старомодный тренд якобы подходил только взрослым женщинам, которые уже не могли похвастаться плоским животом.
Но в 2010‑х дизайнеры вспомнили про джинсы-mom. Моделям скини и клёш с заниженной талией пришлось подвинуться. На их фоне «мамины джинсы» выглядели чем-то новым, свежим. И более комфортным. Завышенная талия не выходила из моды уже десять лет.
Как можно догадаться, и этому силуэту придётся на время уйти в тень. И кажется, этот момент скоро наступит. С конца 2020 года на подиумах стали появляться вещи с заниженной посадкой. Похожие брюки, джинсы и юбки были на показах Miu Miu, Dries van Noten, Tom Ford, The Row. Так что если в ваших шкафах остались артефакты из нулевых, смело доставайте.
👚На случай, если вы всё-таки избавились от потенциально крутого шмота
Что возвращается в моду сейчас
Мини-юбка из 1960‑х
До второй половины XX века женщины вообще не знали, что можно оголять колени. Но космическая эра вдохновила дизайнеров на смелые открытия. В 1964 году Андре Куррёж впервые создал платье длиной мини. Так в наших гардеробах появились короткие юбки.
В последние несколько лет их отодвинула на второй план длина миди. Но цикличность моды сыграла и здесь: судя по показам Saint Laurent, Bottega Veneta, Dsquared2, мини возвращаются.
Брюки-клёш из 1970‑х
Название этой вещи происходит от французского слова cloch, что означает «колокол, труба». А за фасон стоит благодарить форму флота, у которой дизайнеры позаимствовали штанины, расширяющиеся внизу. В 1970‑х молодые люди отправлялись на дисковечеринки в брюках-клёш и дополняли их разноцветными блузами, сапогами на платформе и огромными очками. В модных клёшах в своё время засветился даже Джон Траволта.
Брюки с этим силуэтом вернулись в 2021 году. Их можно было заметить на показах Nadya Dzyak, Victoria Beckham, Balmain. Только теперь их предлагают носить с укороченными топами и жакетами с объёмными плечами.
Объёмные плечи из 1980‑х
Наверняка у вас дома лежат фотографии мамы в молодости, где её запечатлели в тех самых mom-джинсах и пиджаке с огромными плечами. Что ж, узнайте, не сохранился ли случайно этот пиджак. Объёмные плечи в моде несколько лет и пока не уходят подиумов. Во всяком случае, модели с объёмными плечами были в коллекциях Mugler, Balmain, Chanel.
Бельевой стиль и прямые юбки-макси из 1990‑х
Givenchy и Olenich создавали весенне-летние коллекции, вдохновляясь девяностыми. В линейки вошли косухи, топы с завязками и много трикотажа. А также платья-комбинации и прямые юбки-макси, в которых на подиум выходили модели Missoni и BEVZA. Чтобы понять, что именно поискать в шкафу, включите «Друзей» или «Секс в большом городе» и присмотритесь к стилю героинь. Кто бы мог подумать, что из-за цикличности моды мы снова будем изучать наряды Рэйчел Грин!
Как носить тренды из прошлого и не превратиться в путешественника во времени
Редактор «Горящей избы» и амбассадор саморазвития на диване. Смотрю лекции, читаю книги, слушаю умных людей и пробую их методы личного развития. Слежу за профессиональными стилистами и новостями моды, штудирую книги об истории индустрии и мечтаю о встрече с Анной Винтур.