цифровые технологии в индустрии моды
Нереальные возможности: как виртуальные технологии меняют модную индустрию
Наш образ жизни уже неотделим от цифрового пространства — мы ведем соцсети, общаемся и покупаем онлайн, а многочисленные приложения в смартфоне облегчают ежедневный быт. Физическая и виртуальная реальности проникают друг в друга, создавая дополненную, которую уже можно считать «настоящей»: остались ли еще те, кто ни разу не использовал забавную маску в инстаграме? А в последнее время виртуальная реальность подбирается к одной из самых физических, телесных и чувственно-важных категорий вещей — к одежде.
Одна из точек соприкосновения моды и виртуальной реальности — компьютерные игры. Пока одним игры кажутся несущественным «детским» завлечением, глобальные модные бренды осваивают этот рынок. Все дело в том, что самой быстрорастущей покупательской способностью сейчас обладают молодые потребители, для которых виртуальная реальность не менее значима, чем физическая, и которые готовы тратить деньги на что-то, что существует только в этой плоскости. Так, Gucci создали одежду для виртуального тенниса в игре Tennis Clash, персонажи игры League of Legends получили одежду Louis Vuitton, а Moschino и Diesel выпускали специальные коллекции для игры Sims.
Также работа с виртуальными элементами сейчас — важная составляющая творческих кампаний. Режиссер и основатель студии цифрового контента Post Tribe Давид Бинтсене считает, что виртуальный компонент позволяет модным брендам выделиться и проявить себя по‑новому перед аудиторией. Он добавляет, что сейчас многие программы для работы с компьютерной графикой внедряют специальные элементы, упрощающие создание трехмерной виртуальной одежды, — направление развивается, и технологии следуют за ним.
Post Tribe создавали для adidas кампанию с виртуальными элементами, а еще поработали с российским брендом Kruzhok: оцифровали и представили новую коллекцию марки в виртуальном виде. Причиной стала пандемия — сделать физическую презентацию было невозможно. «Виртуальный компонент позволяет бренду физической одежды примерить коллекцию без моделей, не тратить деньги на фотосессию, сразу спроецировать в кампанию свое вдохновение и оптимизировать процесс работы с запросами покупателей», — считает Давид. Действительно, если представленная в соцсетях виртуальная коллекция соберет хороший отклик аудитории, ее можно воплотить в реальность и не тратить материалы и деньги на то, что «не заходит».
Новые технологии в ретейле, в частности модном, играют значительную роль, и это доказывает и статистика: 30% покупателей из поколения Z считают дополненную реальность фактором, который может улучшить их пользовательский опыт. Взаимодействие с продуктами, в которых есть AR-опыт, ведет к увеличению конверсии на 94%, а покупки, совершенные с использованием технологий виртуальной реальности, на четверть реже возвращают. Похожие результаты показало и исследование платформы Shopify: использование дополненной реальности может уменьшить возвраты до 40%.
Как же выглядит мода в AR-воплощении? Это возможность «примерить» на себя одежду, обувь, аксессуары при помощи камеры — так же как кошачьи ушки в Snapchat и Instagram — и оценить, насколько хорошо вещь на вас смотрится. К подобным технологиям крупные бренды и магазины в последнее время прибегают все чаще. Американский ретейлер Walmart недавно купил компанию Zeekit, которая занимается разработкой виртуальных примерочных, а еще такие технологии начинают появляться у Farfetch, IWC, Massimo Dutti, Allbirds и не только. У Gucci заработала возможность примерить кроссовки прямо в приложении.
С Wanna сотрудничает и российский модный ретейлер Lamoda: в 2019 году в приложении запустилась возможность виртуально примерить обувь. Сейчас это около 400 разных пар таких брендов, как Reebok, Puma, adidas, Polo Ralph Lauren. Результат внедрения технологии был виден сразу после запуска: выросло количество заказов спортивной обуви и их выкупаемость, число возвратов снизилось. По данным компании, ежемесячно функцию виртуальной примерочной используют 150 тысяч пользователей и каждый пользователь включает AR-примерочную дважды в месяц.
Как меняется фешн-рынок в эпоху цифровизации и ответственного потребления
Мода в России с середины 1970-х до середины 2010-х находилась в полном застое. Но сейчас, когда вперед вышли технологии, у страны есть шанс наверстать упущенное и догнать международные бренды. Один из способов этого достигнуть — производственная цифровизация. Она дает производителям возможность быть максимально гибкими и отвечать одному из главных запросов рынка — на индивидуальность. Многие потребители сейчас хотят кастомизированную одежду, например, уже можно сделать индивидуальный дизайн кроссовок от Nike, Ralph Lauren, Louis Vuitton и Dior. У Levi`s есть Tailor Shop и Print Bar, которые используются на фестивалях и других мероприятиях, чтобы создавать одежду под запросы конкретного человека быстро и качественно с помощью автоматизации.
Второй важный запрос покупателей — на экологичность и качество. Кризис, вызванный пандемией коронавируса, усилил этот тренд: люди стали меньше думать о краткосрочной моде и больше — о том, чтобы купить хорошую вещь, которая прослужит несколько сезонов. Как говорится, «я не настолько богат, чтобы покупать дешевую одежду».
В связи с этими изменениями падает спрос на фаст-фешн, который активно продвигают производители масс-маркет. Они искусственно создали этот тренд, чтобы увеличить собственные продажи. Но уже через пять-семь лет многое изменится, потому что осознанное потребление убивает масс-маркет. Люди будут покупать реже, меньше и более качественные продукты. Например, выбирая свитшот, они отдадут предпочтение тому, который впишется в их базовый гардероб, а не тому, который в моде этим летом.
Меньше всего о падении продаж стоит задумываться люксовым брендам. Те 10% покупателей, которые у них есть сейчас, останутся потребителями элитного продукта.
Кроме того, мы видим, что массовая оцифровка процессов ведет к тотальному контролю производства и продаж продукции. Приложение «Честный знак» и маркировка товаров дают возможность любому покупателю, продавцу или другому участнику продуктовой цепочки при помощи смартфона увидеть всю информацию о товаре, вплоть до происхождения ткани или молнии. Благодаря этому в скором времени из магазинов исчезнет контрафакт, на который приходится 70% всей одежды и аксессуаров, продающихся офлайн. В результате освободятся торговые пространства, но не факт, что их заполнят офлайн-магазины, потому что сейчас все больше товаров продается онлайн. Так что формат торговых центров и бутиков, вполне вероятно, в скором будущем себя изживет. На их место придут онлайн-магазины и примерка в дополненной реальности.
Какие инновации уже используются и как будут развиваться
Автоматизация
Идет тренд на производственную автоматизацию и создание единой цифровой экосистемы, когда проектирование, производство и поставка товара замкнуты в одну цепочку. Кроме того, уже применяется много программ, которые соединяются со станками с ЧПУ. Яркий тому пример — завод BMW, где автомобили полностью собираются с помощью автоматов. Человеку достаточно только наблюдать за тем, чтобы все работало без ошибок.
Фешн-индустрия тоже к этому идет. Например, российская Биржа контрактного производства (БКП), разработанная Московским инновационным кластером, помогает локальным российским брендам размещать заказы на крупных российских фабриках. Это не только помогает экономить на оборудовании, но и задействует неиспользованные производственные мощности (в настоящий момент они задействованы на 60–65%). Этот сервис оказался особенно полезен в пандемию: многие бренды ранее отшивались в Китае, но из-за закрытых границ сроки и стоимость значительно увеличились. Сегодня к сервису подключено более 300 фабрик и примерно столько же дизайнеров уже воспользовались услугами БКП.
В 2016 году Adidas запустил центр под названием Speedfactory, который включает в себя 3D-печать, компьютеризированное вязание, роботизированные манипуляции и минимальную рабочую силу для наблюдения за операциями. Это позволило компании удовлетворить спрос на быструю доставку новых моделей, а также противостоять росту стоимости рабочей силы в Азии и повышению цены логистики.
Фото: Shutterstock
Дополненная реальность (AR)
Биометрия
Второй шаг к улучшению онлайн-примерки — использование цифрового профиля потребителя, в котором будут указаны его физические параметры. В паре с AR-примеркой это поможет максимально попадать в размер и удовлетворять запросы покупателя. Сейчас подобные технологии уже есть, но в упрощенном виде. Например, у ASOS есть инструмент « Расчет твоего размера ». Он связывает информацию о покупках пользователей со схожими параметрами (вес и рост) и помогает подобрать вещь на основе этих данных. Если покупатель укажет свои предпочтения, например, чтобы одежда сидела свободно или, наоборот, была более приталенной, программа это учтет и подскажет нужный размер.
Techwear
Это не какая-то определенная технология, а целое направление — производство высокотехнологичной одежды из специальных воздухопроницаемых и водостойких материалов, которые дают свободу движений и ощущение комфорта. Технологии создания таких материалов разные. Например, Under Armour разработал «умную» ткань Iso-Chill, которая используется в одежде для тренировок в жаркую погоду. Материал состоит из сплющенных акриловых волокон и покрытия на основе диоксида титана. За счет такого состава одежда постоянно отводит тепло и дарит человеку чувство прохлады.
Сюда же можно отнести ткани-хамелеоны и одежду-трансформер. Представьте, что утром ваша куртка зеленая, а ночью — розовая. Или что вы идете на званый ужин в смокинге, а сразу после за счет конструктивных элементов превращаете его в куртку и отправляетесь на пикник. Это делает одежду универсальной и позволяет одной вещью заменить пять-семь предметов гардероба.
Techwear — это не только материалы, но и разные полезные устройства в одежде. Сейчас огромное количество датчиков, которые дают возможность следить за дыханием, ритмом сердца и другими показателями. Например, Sensoria производит «умную» одежду с датчиком сердечного ритма, который собирает данные о тренировке и синхронизируется с мобильным приложением. При этом работать он может от одной батарейки около восьми месяцев.
Ответственное производство
Будущее фешн-рынка в России
Вырастет производство одежды. Производить одежду в нашей стране намного выгоднее, чем на Западе, включая Восточную Европу. Поэтому не исключено, что российские фабрики начнут шить одежду для международных брендов, а также увеличится количество отечественных производителей. Развитию рынка способствует и интерес к индустрии со стороны государства: недавно Минкульт представил законопроект, который создаст основу для развития креативных индустрий.
Рынок наверстает упущенные позиции. За счет ИТ-сферы у российского фешн-рынка есть возможность занять лидирующие позиции в направлении FashionTech на стыке моды и новых технологий. Искусственный интеллект, виртуальная реальность, биотехнологии — все это часть моды будущего.
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
Цифровые технологии в индустрии моды (Fashion Tech)
09.04.03 Прикладная информатика
Fashion tech – новая сфера на стыке технологий и моды/инновационное предпринимательство.
Выпускники данной образовательной программы – будущие эксперты новой индустрии Fashion Tech, консультанты и внутренние предприниматели для отечественных и международных компаний в индустрии моды, предприниматели, способные запустить свой технологический стартап.
Основу программы подготовки составляет исследование трендов, пользовательского профиля, технологий и современной этики, а также разработка бизнес и digital проектов. По мере обучения студенты готовятся к решению непростых задач модного бизнеса завтрашнего дня, чтобы стать участниками экономических и социальных перемен. Образовательная программа поможет будущим специалистам приобрести расширенные технические навыки, овладеть релевантными для предпринимателей инструментами в области современных технологий и, что самое главное, развить мышление будущих экспертов и визионеров новой отрасли.
Студенты будут проходить практику у партнеров: мультимедийной компании, специализирующейся на создании цифровых аватаров «Студия THE», технологической компании, разрабатывающей проекты на стыке XR и интерактивных технологий «Phygitalism», креативного агентства «Synticate», компании-разработчика web и VR продуктов «Cerevrum», клиентами которой являются X5 Retail Group, «Сургутнефтегаз», «Ростелеком», Yota.
В рамках партнерства компании предоставляют студентам площадку для выработки практических навыков и возможность увидеть работу отрасли изнутри в процессе обучения. В рамках изучения дисциплин будут проходить мастер-классы от известных представителей отрасли: цифровых и медиа дизайнеров, руководителей брендов, работающих с передовыми технологиями.
Работы выпускников будут оценивать эксперты нового технологичного рынка WearNet в рамках Национальной технологической инициативы. Лучшие проекты будут рекомендованы Фонду содействия инноваций для получения грантов на развитие.
Магистратура позволит получить уникальный статус эксперта новой индустрии Fashion Tech: выпускники будут владеть знаниями в области цифрового производства, 3D моделирования, AR, VR и новых медиа. Сегодня эти навыки сверхактуальны на рынке труда и востребованы ведущими работодателями. Образовательная программа предполагает обмен опытом с зарубежными специалистами ведь Fashion tech – это передовое во всем мире направление и будущие специалисты будут получать знания на международном уровне.
Мода в эпоху технологий: «умная» одежда и инновационные ткани
Давно не секрет, что технологии совершенствуют любую область и упрощают многие жизненные вопросы — от заказа еды до оперативного получения информации. В сфере моды технологиям тоже есть место, и эта ниша активно растет с каждым днем.
Коллекции, сделанные или презентованные с помощью современных технологий становятся скорее традиционной практикой, чем удивляющей инновацией.
Ирина Проскурина, модель мирового уровня и основательница модельного агентства «FORMA MODELS», рассказала нам об оригинальных модных технологиях, которые активно набирают популярность.
Лазер – универсальное изобретение, применимое в разных областях: в медицине, инженерии, и, как показывает практика, даже в моде. Лазер делает на тканях (в основном, на замше или коже) небольшие прорези для создания уникальных и неповторимых кружевных узоров. При помощи такой технологии, производители одежды и модные дома могут сократить время, потраченное на создание одежды, и силы. При этом рисунки отличаются особой симметричностью и точностью.
Нижнее белье Skiin
Умные кроссовки, футболки и майки – это уже не феномен. Но оказывается, есть даже “умное” нижнее белье. Оно было представлено миру на всемирно известной выставке техники для потребителей “CES 2018”. На первый взгляд, оно ничем не отличается от обыкновенных предметов нижнего белья, но все дело в маленькой кнопочке, которая расположена на резиночке трусов: в ней находятся шесть сенсоров. Они фиксируют сердцебиение человека, его температуру и давление. Кроме того, в Skiin есть датчики движения и фиксация веса.
3D-печать: как получить кроссовки из принтера
3D-печать (получение готовой модели из специального принтера) стала популярной не только в промышленной сфере, но и в модной индустрии. Благодаря технологиям трехмерного проектирования, дизайнеры могут воплощать свои самые творческие и экстравагантные фантазии при создании новых модных коллекций. Так, художник-модельер из Голландии, Ирис ван Херпен, благодаря технологии 3D-печати, создала свою линию обуви и одежды под названием “Haute couture”.
Инновационные ткани в сфере fashion
Скрещивая уже имеющиеся разработки в модной сфере, специалистам удается создать необычные и даже высокотехнологичные ткани, которые обладают особыми характеристиками. В их список входит ткань, содержащая в себе ‘’paraphine microcapsule’’, который вживляется, чаще всего, в нейлон. При комнатной температуре, парафин плавится, становится жидким и скапливает тепло. Такая технология может избавить людей от необходимости в пуховиках и другой зимней одежде, но сегодня требует значительных доработок.
Самовосстанавливающиеся ткани – новый резерв в мире моды
Недавно американские ученые в ходе исследований произвели эластичный материал, который под действием ультраиолетовых лучей имеет возможность самовосстанавливаться на месте повреждений. Происходит это благодаря соединению оксетана, органического хизотана и синтетического полиуретана.
Ткани из ферментированного чая
Kombucha – это, как ни странно, новейшая технология в индустрии современной моды. Благодаря ей специалисты выращивают одежду из обычного ферментированного чая. Дизайнеры, уважающие культуру веганства или поддерживающие общественные движения по очищению планеты, вовсю используют и боготворят эту технологию, с головой окунаясь в творческий процесс по созданию модных шедевров из тканей растительного происхождения.
Project Jacquard. Умная куртка от Google
Google совместно с Levi’s представили “умную” куртку для велосипедистов. Levi’s Commuter x Jacquard by Google была представлена на конференции Google I/O. Куртка имеет сенсорный интерфейс Levi’s Commuter. В ткань изделия вшита система микросенсоров от Google, которая умеет распознавать касания и жесты поверх рукава. Куртка синхронизируется с приложением на смартфоне, благодаря чему, может оповещать пользователя о входящих вызовах и уведомлениях.
Другая «умная» одежда
Все мечтают о вещах, которые помогут справиться с трудностями и разного рода нюансами в бешеном ритме жизни. Например, наше внимание привлекла эксклюзивно выпущенная коллекция одежды Move от дизайнера Дженнифер Даймур. Она была оснащена специальной технологией, позволяющей телу правильно двигаться и следить за осанкой (при помощи вживленных в ткань мини-датчиков). Идеальное сочетание — красиво и полезно для здоровья!
Еще один пример “умной” одежды (точнее, обуви) — Google Talking Shoes. Это кроссовки, которые были разработаны совместным трудом таких разработанные компаний как Google и Adidas. Они призваны мотивировать, побуждать людей к активному образу жизни. Они могут “ругаться” на своего хозяина за низкий уровень физической активности через специально в них встроенный динамик. Эта модель «говорящей обуви» вмещает в себя шагометр, Bluetooth и гироскоп.
Модное будущее: «умная» одежда и виртуальные примерочные
Технологии в моде – это одежда в дополненной реальности и голограммы моделей, ходящие по потолку
В 2015 году в мир высокой моды ворвалась технология 3D-печати. Карл Лагерфельд частично использовал ее при создании твидовых жакетов для коллекции Chanel. Единично технологию испытала на себе актриса Дита Фон Тиз, появившись в напечатанном платье в 2013 году на вечеринке отеля Ace Hotel. С тех пор 3D-печать стала одним из приоритетных направлений развития модной индустрии, а кроссовки Nike vapor Laser Talon, New Balance и многие другие, произведенные таким способом, полюбились многим спортсменам.
Шок-факт: первую умную одежду представила не Xiaomi. Но сейчас она в топе по этому направлению
Все данные кроссовки отправляют напрямую на смартфон. Девайс требует зарядки, но одного раза за несколько месяцев достаточно при регулярном использовании.
Модный Hi-tech в России: коллабы с AliExpress и гранты от Сколково
Дизайнер из Петербурга Снежана Падерина, получив образование в сфере кибербезопасности и высоких технологий, начала активно использовать 3D-печать в производстве повседневной одежды. Ее коллекции показывали в музее Метрополитен в Нью-Йорке и на показе Гарвардского университета. Совместно с Intel Снежана участвовала в разработке ортопедического корсета GS3, который мог изменять уровень поддержки спины.
Из первых уст: топ-дизайнер о перспективах hi-tech fashion в России
Петербургский дизайнер Ксения Герц рассказывает, что впервые использовала новые технологии во время показа на Mercedes-Benz Fashion Week. « Коллекцию можно было посмотреть через очки дополненной реальности, либо навести смартфон на специальную метку и 3D-модель появлялась на экране. В изделия были вшиты чипы Verisium, благодаря которым поддерживается коммуникация с потребителем. На них записана информация про изделия, которую можно просмотреть с помощью смартфона. Сейчас мы ведём разработку принтов, которые будут оживать с помощью технологии дополненной реальности.
Fashion-tech не требует дополнительного образования. Технологии развиваются слишком быстро, чтобы этому могли полноценно учить. Проще и быстрее разобраться самому. Не обязательно вникать в тонкости, достаточно найти профессионалов для консультации по каждому вопросу. И применить свои знания в области моды.
Технологии в одежде – язык общения с новым поколением потребителей. Когда есть возможность продемонстрировать новую коллекцию без полного её изготовления, в 3D-моделях, заранее прогнозируется спрос. В итоге нет риска выпустить больше, чем нужно.
Многие покупают одежду только для того, чтобы сделать красивые фото и выложить в соцсети. Виртуальный лук дает возможность экономить ресурсы, затраченные на производство одежды и ее утилизацию. Также будет развиваться направление 3D-печати, появятся материалы, похожие на классические ткани, производство одежды станет более доступным и не таким ресурсозатратным.
Виртуальные модели для демонстрации коллекций уже начали появляться. Они всегда хорошо выглядят, у них не болит голова, они не опаздывают на съемки, у них всегда хорошее настроение и они прекрасно демонстрируют одежду реальных дизайнеров.
Из-за коронавируса все недели моды были отменены и дизайнерам пришлось адаптироваться, представляя свои коллекции в онлайне. Сейчас есть вероятность, что многие бренды уже не вернутся в офлайн. Очень удобно смотреть последнюю коллекцию любимого дизайнера и не тратить на это лишнее время для поездки на показ. Смартфоны и планшеты позволяют приблизить и рассмотреть фактуры, изучить пропорции. Результат — человек в любой точке мира может увидеть вещи в подробностях и сделать заказ.
Мир технологий существует для того, чтобы упростить людям жизнь. Это касается и материалов, из которых изготавливается одежда, и функций, которые в нее закладываются, и способов коммуникации производителя и потребителя. За каждым новым решением на рынке технологий стоит запрос потребителя. Если fashion-tech так стремительно развивается, значит этого требуем мы с вами.