цифро буквенный код мнемотехника
Буквенно-цифровой код
Каким способом каждому числу назначить свой образ и при этом обеспечить уникальность?
В мнемотехнике для этого используется буквенно-цифровой код. И когда мы видим какое-то слово, это слово можно преобразовать по буквам в число. Одним словом можно обозначать и двухзначные и трехзначные числа. Для разных цифр используются разные буквы. Начиная с 1634 года, было предложено множество различных вариантов. На сегодняшний день в России используют две системы. Общее направление этих систем заключается в том, что используются только согласные буквы. Гласные буквы не используются.
Буквенно-цифровой код применяется для кодирования цифр и чисел в слова Каждой цифре от 0 до 9 соответствуют по 2 уникальных согласных буквы русского алфавита. В русском алфавите согласных букв 20.
Для применения необходимо выучить буквенно-цифровой код до автоматизма, чтобы можно было переводить цифры в буквы и наоборот без задержек.
Вы должны запомнить эти комбинации на рефлекторном уровне — то есть установить прямую взаимосвязь между разными анализаторными системами; в данном случае — между зрительной и речевой.
Давайте разбираться.
Вспомним русский алфавит Что в нём есть?
— мягкий и твёрдый знак
Буквенно-цифровой код
В отечественной мнемотехнике принято такое закрепление букв за цифрами
Теперь, что бы было понять как это работает, пойдём от обратного, Превратим слова в цифры:
душ, удав, баян весы
Отметим в них согласные:
ДуШ, уДаВ, БаяН, ВеСы
Вот таким способом любое слово можно превратить в число.
* Программисты скажут: да это же хэш, физики скажут: да это фурье разложение, остальные просто не будут выпендриваться:)
Теперь выполним обратную операцию и превратим цифры в буквы.
9 это РЦ
0 это НМ
0 это НМ
Теперь пытаемся подобрать слово в котором сначала будет идти согласная буква Р или Ц, затем согласная Н или М, и опять согласная Н или М. Гласных букв может быть сколько угодно в любом месте слова.
Таким способом можно закодировать как слова так и словосочетания. Опытные мнемонисты на автоматическом уровне знают образы до 1000.
Сложности
И всё таки в некоторых случаях, из-за трудностей в подборе слов, кодирование может не соответствовать общим правилам.
Используя этот код и правила составления слов, можно создать список, состоящий из 100 слов-образов. Выучив который, вы сможете быстро и легко запоминать любую цифровую информацию (даты, номера телефонов и т.д.), группируя ее по 2 цифры. Как показывает практика, дети и взрослые довольно быстро усваивают и активно применяют свои число-буквенные списки на практике. Необходимо немного потренироваться в переводе цифр в образы. Тренируйтесь на номерах телефонов, чтобы запомнить код, а потом и весь список. Нужно отметить, что сначала лучше подбирать несколько слов к одной цифре. В процессе тренировок вы сможете выбрать одно слово, имеющее наиболее яркий образ.
*При подготовке статьи использовались материалы сайта mnemonikon В. Козаренко
Цифро буквенный код мнемотехника
Тренировка памяти
> Цифро-буквенный код
Что такое цифро-буквенный код и для чего он нужен, вот так сразу в двух словах не расскажешь, отмечу лишь одно, что ЦБК, пожалуй, одна из самых совершенных техник запоминания, имеющая очень широкий спектр применения и пригодная даже для людей с не очень развитой фантазией и воображением.
Системы запоминания, основанные на цифро-буквенных кодах начали использовать очень давно, около 400 лет назад. Однако с тех пор как Станислав Минкфон Весншайн предложил первую такую систему в середине 17 века, она неоднократно изменялась и усовершенствовалась. Основные изменения внес в эту систему англичанин Ричард Грей уже в 18 веке.
В наше время цифро-буквенный код и системы запоминания, связанные с ним, успешно применяют студенты ведущих университетов и высших технических школ мира. В нашей же стране эта техника запоминания известна, к сожалению, очень немногим. Одной из причин такого положения, я думаю, является то, что в оригинале цифро-буквенный код создан для латинского алфавита. Кроме того, многим с первого взгляда кажется, что его сложно усвоить. Однако, поверьте мне, это большое заблуждение.
Цифро-буквенный код, который я хочу вам предложить, взят мною из книги Н.К.Корсаковой и И.А.Корсакова «Наедине с памятью». Он основан на условном соответствии между согласными звуками и цифрами от 0 до 9. Есть цифро-буквенные коды, основанные на соответствии гласных звуков и цифр, есть коды, основанные на смешанном соответствии, одним словом — вариантов ЦБК много. Но мне кажется, что тот цифро-буквенный код, который я привожу в этой книге наиболее удобен для русскоязычного человека.
К тому же, в отличие от большинства других, данный ЦБК является двумерным, то есть в нем одной цифре соответствуют сразу две (а не одна) буквы, что значительно расширяет возможности его применения, а также облегчает его. Хотя, естественно, все преимущества данного ЦБК вы сможете оценить, только освоив его. Кстати говоря, метод первой буквы, о котором мы с вами говорили в главе о запоминании цифр, тоже является простеньким цифро-буквенным кодом.
Таблица цифро-буквенного кода
Цифры1234567890
Буквыгдкчпшсврнжтхщблзфцм
Для того, чтобы свободно пользоваться ЦБК, эту таблицу нужно очень хорошо выучить, ее нужно знать как таблицу умножения. Для того, чтобы она стала надежным инструментом в ваших руках, нужно ее выучить так, чтобы в любое время дня и ночи вы, не сомневаясь, могли сказать, какой цифре какие буквы соответствуют и наоборот. Поверьте, ваши усилия, потраченные на заучивание таблицы ЦБК, с лихвой окупятся. К тому же запомнить ее совсем несложно.
Вот несколько наблюдений, которые помогут вам освоить эту таблицу. Заметьте, что многие буквы верхнего ряда являются первыми для сочетающихся с ними цифр: 2 (два) — Д, 4 (четыре) — Ч, 5 (пять) — П, 6 (шесть) — Ш, 7 (семь) — С, 8 (восемь) — В, 0 (ноль) — Н. Остальные три буквы верхнего ряда тоже очень легко запомнить: буква «Г» напоминает по форме цифру «1«, «К» состоит из трех палочек, поэтому нетрудно запомнить, что она сочетается с цифрой «3«, а «Р» похожа на «9«, отраженную в зеркале.
Нижний ряд запомнить немного сложнее, но и в нем можно отыскать некоторые закономерности: «Д» и «Т» являются парными по глухости/звонкости согласными, также как и «3» — «С«, «Б» — «П«, «В» — «Ф«. «Щ» легко увязывается с «Ч» (помните: ЧА-ЩА пиши с буквой «А«). Специально запомнить придется только буквы «М«, «Ж«, «X«, «Л» и «Ц«. По мере использования цифро-буквенного кода вы очень быстро выучите назубок эту таблицу. Как я уже говорила, у этой таблицы может быть очень много применений. Я даже затрудняюсь выбрать, с чего начать. Ну, например, посмотрите, как запоминать цифры, используя цифро-буквенный код.
Для того, чтобы запомнить цифры, их, как вы знаете, необходимо перекодировать в слова, а слова вы можете запоминать любым способом, который вам больше нравится. Сначала цифры нужно Разбить на двузначные числа. Цифры в слова надо перекодировать следующим образом: первая согласная в слове — это первая цифра двузначного числа, а вторая согласная должна соответствовать второй цифре по цифро-буквенному коду. Например: для числа «35» можно составить слова: кепка, капля, купе, копилка, кубик, кобра, хобот, хиппи и т.д.
Во всех этих словах первая согласная буква — «К» или «X» — обозначает цифру «3» по цифро-буквенному коду, а вторая — «П» или «Б» — соответствует цифре «5«. Для числа «66» можно придумать слова «шишка», «шило», «шаль», «шашки», «лошадь» и т.д. Для числа «83» надо составить слова, в которых первая согласная будет «В» или «Ф«, а вторая согласная — «К» или «X«. Этими словами будут, например, «вокзал», «вихрь», «фикус». Когда вы запомните таблицу цифро-буквенного кода, как таблицу умножения, то составление таких кодовых слов для двузначных чисел не будет представлять для вас никакого труда, точно так же как перемножение 7 и 8 или 6 и 4.
Чтобы перевести в слова однозначные числа, их можно сначала сделать двузначными и запоминать их как «00«, «01«, «02«, «03» и т.д. Другой способ перевода однозначных чисел в слова — это подбирать такие слова, где буква, соответствующая цифре, будет единственной в слове, например «3» — ухо, «8» — фея «1» — ёж (уж, йог) и т.д.
КОШКА —
ПУШКА —
ВИЛКА —
САНКИ —
СУМКА —
ЦАПЛЯ —
СОБАКА —
ЧЕРДАК —
НИТКА —
СЛИВА —
ДИВАН —
СОВА —
ХЛЕБ —
ЧАСЫ —
ДОЖДЬ —
ТОРТ —
ТУШЬ —
РЫБА —
БОРЩ —
ГРАД —
Заучите как следует таблицу цифро-буквенного кода, а затем, не подглядывая в него, переведите приведенные ниже слова в соответствующие им по ЦБК двузначные числа. Проверьте правильность своего перевода.
Придумайте для следующих двузначных чисел соответствующие им по цифро-буквенному коду слова. (Не забывайте, что значимыми в словах являются две первые согласные буквы.)
Запомните ряд цифр, используя ЦБК для перевода их в слова (по две цифры в одно слово) и любой известный вам способ для запоминания слов (методы последовательных или связанных ассоциаций, метод Цицерона).
9 5 0 4 7 8 8 9 2 3 0 2 6 9 7 3 4 1
Обратите внимание, что в одно слово можно превращать и сразу три цифры, в этом случае слов (то есть единиц запоминания получатся меньше, что, естественно, нам очень выгодно). Например, цифры из Упражнения №31 я разбиваю в группы по три (получаются трехзначные числа) и превращаю их в слова (в этих словах значимы первые три согласные): 950 — рубин, 478 — часовой, 892 — ворота, 302 — кондуктор, 697 — шерсть. Но.
К большому сожалению, не все трехзначные числа (но все же большинство!) можно перекодировать в слова (причем в такие, которые потом легко запоминать, то есть имеющие яркие образы). Некоторые числа, например последнее число из Упражнения 32 — число 341 мне в удачное слово перекодировать не удалось. То есть мне не удалось придумать такого слова, в котором бы первой согласной была «К» или «X«, второй — «Ч» или «Щ«, а третьей — «Г» или «Ж«.
Выводы делайте сами. Если вы сможете запоминать, где вы перекодировали цифры по три, а где по две (кстати, опыт показывает, что это совсем не сложно), то пользуйтесь и двойным, и тройным кодом, если нет — остановитесь на двойном.
Могу вам предложить и такой вариант: перекодируйте преимущественно по три цифры в слово, а когда будете вынуждены перекодировать по две, используйте слова, в которых всего две согласных, например для «35» не «капля», «кепка» и т.д., а только «купе» или «куб», тогда при воспроизведении вы не запутаетесь. Когда вы получше освоитесь с ЦБК, потренируетесь, то сможете сами определить для себя оптимальную стратегию запоминания, удобную конкретно вам. А быть может, вам удастся изобрести более универсальный ЦБК.
В дальнейшем вы узнаете, какую информацию можно запоминать, применяя цифро-буквенный код (поверьте, таких вещей очень много), но перед этим познакомьтесь со словесно-числовым списком, составленным на основе ЦБК, и с тем, как его применять. Начнем с его применения.
Урок 5. Мнемотехники
Мнемотехники (приемы мнемоники) – это специальные методы запоминания определенных видов информации, основанные на особенности человеческой психологии, а также на тех четырех правилах запоминания, которые были даны в предыдущих уроках. Знание и использование специальных мнемотехник позволит лучше запомнить цифровую информацию, специфические тексты и термины, имена, лица и фамилии, иностранные слова, выражения и многое другое.
В этом занятии будут разобраны основы мнемоники, а также будут описаны основные приемы и методы запоминания различных типов информации.
Оглавление:
Что такое мнемотехника?
Мнемоника или мнемотехники – это специально разработанные приёмы и способы, облегчающие запоминание определенных типов информации. В некоторых учебниках и курсах авторы используют термин «мнемоника» для обозначения всей совокупности приемов и методов запоминания информации, применяемых для определенных данных, а термин «мнемотехника» трактуется как применение на практике методов, определённых для данной конкретной мнемоники.
Главным принципом любой мнемотехники является замена абстрактных объектов понятиями, имеющими визуальное, аудиальное или реже иное чувственное представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией (построение ассоциаций) для упрощения ее запоминания.
Основные мнемонические приёмы:
Прикладной арсенал современной мнемотехники состоит из большого набора унифицированных приёмов запоминания. Среди основных мнемонических приемов и методов можно выделить следующие:
В данном уроке для удобства обучения все мнемотехники будут разбиты на группы в зависимости от вида информации, которую эти мнемотехники помогают запомнить.
Запоминание цифр и чисел
Описанные ниже методики подойдут для запоминания такой информации, как номера телефонов и автомобилей, исторических дат, математических и естественнонаучных констант и т.п.
Цифробуквенный код. Цифробуквенный код – это одна из самых популярных (и древних) мнемотехник. Эта методика основана на том, что каждой цифре присваивается определенная буква. Для запоминания больших чисел из таких букв составляются слова, словосочетания, предложения или даже небольшие истории.
Работу данной мнемотехники продемонстрируем на примере. Ниже приведен цифробуквенный код, который основан на соответствии между согласными звуками, с которых начинается большинство цифр, и, собственно, самими цифрами от 0 до 9.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 н р («раз») д т ч п ш с в м («много», т.к. «д» уже занята цифрой 2)
Чтобы свободно использовать цифробуквенный код, эту таблицу нужно очень хорошо выучить, ее нужно знать не хуже, чем таблицу умножения. А для того чтобы запомнить любое число, например, 739812, нужно сделать следующее:
Пройти тренировку по запоминанию телефонов с использованием мнемотехник:
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Метод вешалок или запоминание цифр методом связанных ассоциаций. Метод слов-вешалок основан на зрительных представлениях и позволяет запомнить в правильном порядке перечень, состоящий из любого количества цифр. Для этого вам нужно присвоить каждой цифре десять так называемых слов-вешалок и хорошо запомнить эти слова. А для того чтобы выучить наизусть какое-то число, состоящее из нескольких цифр, нужно увязать образы цифр этого числа с какой-нибудь историей. Например, если присвоить цифре 1 образ спортсмена, а цифре 5 образ школы, то число 15 можно запомнить историей спортсмена, участвующего в школьных соревнованиях.
Совмещение цифр с образами. Этот мнемотехнический прием исходит из того, что у каждой цифры есть форма (то, как она выглядит при написании), и эта форма может напомнить вам очертания каких-нибудь предметов, которые можно использовать в качестве слов-вешалок. Ноль: круг, мяч, солнце. Единица: лом, фонарь, соломинка. И так далее. И как в методе вешалок, при запоминании какого-то числа все его цифры должны быть соединены в какую-то историю.
Метод О’Брайена. Данный мнемонический прием также является модификацией метода вешалок. Доминик О’Брайен предлагает использовать для запоминания чисел образы известных людей.
Каждому двузначному числу должна быть присвоена какая-то знаменитость и ее характерное действие, а для каждого однозначного числа подбирается любая простая ассоциация по виду, по смыслу или по созвучию (1 – карандаш (по виду), 3 – поросенок (по смыслу, т.к. вам известна сказка про трех поросят), 7 – семечки (по созвучию).
Важно хорошо запомнить соответствия для каждого числа как от 0 до 9, так и для всех остальных, начиная с 10, чтобы они прочно закрепились в сознании. По технике О’Брайена легко создавать образы для чисел от 00 до 99, соответственно, в одном образе может быть даже четыре цифры.
А еще очень удобно заменять цифры 0 и от 3 до 9 на первые буквы их названий (0 – Н, 3 – Т, 8 – В и т.д.), ориентируясь затем на созвучия. Например, 88 – Владимир Владимирович, 65 – ШаПокляк, 87 – Высоцкий, 99 – ДжигурДа. А цифры 1 и 2 можно заменить на К и Л соответственно (К – карандаш (1), Л – лебедь (2). Получится, что, к примеру, 52 – это ПЛющенко.
А вот пример посложнее: допустим, вам нужно запомнить пин-код от своей карты – 5592. Сделать это очень просто: 99 – это наш ДжигурДа, а 52 – это ПЛющенко. Таким образом, модифицировав образ, получаем, что 9952 – это Джигурда на коньках (как вариант – Плющенко на коньках держит Джигурду на руках).
Стоит отметить, что лучше не злоупотреблять использованием описанных выше трех модификаций метода слов-вешалок. Если и применять подобные методики, то лучше выбрать какую-то одну из них, которая кажется вам наиболее удобной. В противном случае вы рискуете запутаться в большом количестве созданных образов и получившихся цепочек ассоциаций.
Если вам нужно запомнить какие-то числа надолго, то для этого можно воспользоваться следующими мнемотехниками:
Ассоциация с другими знакомыми цифрами. Дейл Карнеги советует запоминать даты, ассоциируя их со знаменательными датами, которые вы знаете. Например, легко запомнить, что Куликовская битва состоялась ровно за 600 лет до Летних Олимпийских игр в Москве.
Система Shedd (система Шед). Небольшие числа, например, исторические даты или короткие телефонные номера, можно выучить методом составления специальной фразы, каждое слово в которой находится в строго определенном порядке и имеет число букв, соответствующее запоминаемой цифре. Например, если вы хотите запомнить число 467, то вам нужно придумать фразу, в которой первое слово будет состоять из 4-х букв, второе — из 6-и, а третье слово — из 7-и букв. Так, числу 467 соответствует фраза «слон бегает галопом» (4, 6 и 7 букв соответственно). Ноль в этой системе часто соответствует слову из 10 или любого большего количества букв.
Рифмы. Часто большое количество цифр удобно запоминать при помощи создания рифм или стихотворений. Этот способ подходит, если вам нужно надолго запомнить определенные цифры, имея возможность потратить на это некоторое время. Так можно легко запомнить, какие знаки идут после запятой в числе «Пи».
Запоминание имен и лиц
Очень часто нам необходимо запоминать людей, с которыми мы только познакомились. Все мы обычно склонны хорошо относиться к тем, кто помнит наше имя. Для того чтобы быстро и точно запоминать имена и лица людей, существуют следующие мнемотехники.
Проявить интерес к человеку, немного пообщаться, обращаясь к нему по имени. Здесь работают несколько правил запоминания. Во-первых, вы проявляете интерес к человеку, а также получаете о нем информацию, которая может послужить основой для построения ассоциаций с ним. Во-вторых, вы несколько раз повторяете его имя, что также улучшает запоминание.
Ассоциация с другим хорошо известным вам человеком с таким же именем. Например, многие из нас легко запомнят имя человека, если он является вашим тезкой. Также легко запоминаются имена людей, которые совпадают с именами ваших родителей и хороших знакомых. Но даже если у вас нет знакомых с именем человека, которого нужно запомнить, постарайтесь вспомнить известных личностей с такими же именами: актеров, политиков, музыкантов.
Подбор других модификаций его имени. Например, у имени Александр есть несколько модификаций Саша, Сань, Шура. Как только человек представился, попробуйте про себя назвать несколько модификаций его имени.
Написание имени. Подумайте над тем, как пишется имя человека – представьте себе это визуально. Сколько в этом имени букв? Какая буква первая? Ответы на эти вопросы еще прочнее закрепят образ имени человека в вашем визуальном восприятии. Если есть возможность, вы можете даже написать имя человека на бумаге для усиления восприятия.
Запоминание фамилий. Запоминать фамилии можно, пользуясь мнемоническими приемами, основанными на зрительных ассоциациях. Начинать нужно с поиска мысленной замены или модификации фамилии. Например, моя фамилия Буянов может ассоциироваться с островом Буяном из детских сказок, а также с буйным темпераментом. Затем выбирается какая-то заметная особенность человека, например, черта лица или особенность характера (что больше подходит для фамилии Буянов), которую нужно привязать к выбранной ассоциации фамилии.
Запоминание иностранных языков
Языковые мнемотехники будут полезны для запоминания слов, выражений, грамматических правил, форм глаголов и т.п.
Метод фонетических ассоциаций (МФА). Этот метод появился благодаря тому, что во всех языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. Более того, в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение. Например, слово look (смотреть) можно запомнить, ассоциируя его с похожим по звучанию русским словом «лук». А нарезая «лук», мы не можем «смотреть» на него, так как слезятся глаза.
Метод взаимодействия всех ощущений (МВВО). Этот мнемонический подход полезен для тех, кто хочет научиться свободно общаться на иностранном языке. Если слова не будут всплывать в вашей памяти автоматически, то вы не сможете бегло говорить на языке. Поэтому, главное не запоминать иностранное слово как перевод родного слова, а сразу ассоциировать иностранное слово непосредственно с соответствующим ему понятием. Чтобы выучить слово «cup» представьте себе чашку с ручкой, и держа образ в сознании несколько раз произнесите «cup», стараясь не вспоминать слово «чашка».
Тренировка использования мнемотехник
Тренироваться применять все эти мнемотехники можно на 4brain с помощью специальных игр и упражнений:
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.