церковь декабристов в чите история кратко
Церковь декабристов – место, где живёт история Читы
Церковь декабристов – самое древнее строение Читы и одна из главных достопримечательностей Забайкалья. Когда-то она была единственной церковью в городе, ныне – музей, рассказывающий удивительную историю жизни декабристов в Сибири. Уютное деревянное здание уже ни одно столетие бережно хранит в себе историю города и атмосферу прошлых лет.
Трудно представить, но Церковь декабристов на 75 лет старше самой Читы. Возвели деревянный храм в далёком 1776 году, когда в поселении было не более 300 жителей. До этого момента люди ходили молиться в острожную церковь, но она полностью исчезла в пожаре в 1774 году. Тогда возник вопрос о строительстве новой Архангельско Николаевской церкви на месте сгоревшей рядом с читинским острогом. Деньги на строительство собирали всем миром. В итоге получилась двухэтажное здание, выполненное из лиственничных брёвен, сложенных «кораблём». Фундамента под церковью не было, появился он лишь в конце XIX века, что и помогло устоять строению до наших дней. Состоит постройка из храма, пятиугольной апсиды, трапезной и колокольни. Второй этаж сужается восьмигранным куполом с зелёной крышей и небольшой золочёной маковкой, на которой высится крест. Такие же конструкции размещены на апсиде и колокольне. Церковь построена без каких-либо изысков, всё выполнено чётко и надёжно, как это было принято в те далёкие времена. До наших дней она дошла практически в первозданном виде, лишь в 1883 году стены святыни обшили и покрасили в кирпичный цвет, а у входа были положены огромные каменные плиты. Сейчас здание музея обнесено чугунным забором, а стены потемнели то ли от старости, то ли от копоти местной ТЭЦ, но это придаёт церкви ещё более загадочный и привлекательный вид.
Узнав название церкви, можно подумать, что её строили декабристы, но это абсолютный вымысел. Декабристы в Чите появились через 50 лет после её строительства, но их судьба была тесно связана с этим храмом. В 1825 году в Санкт-Петербурге произошло восстание декабристов, которое было разгромлено. Его участников сослали в Сибирь. В Читинском остроге наказание отбывали 85 человек. Вслед за ними отправились их верные спутницы – жёны и невесты. Всего одиннадцать женщин, решились разделить участь своих избранников. Острог находился неподалёку от Михайло-Архангельской церкви, поэтому в ней часто молились и сами декабристы и их жёны.
Стала церковь и тем местом, где проходило венчание декабристов. Так весной 1828 года здесь соединили свои сердца Иван Анненков и дочь французского офицера Полина Гёбль. Готовилось это торжество основательно. Поскольку помещение церкви было довольно тёмным, жена декабриста Елизавета Петровна Нарышкина отдала все свои восковые свечи. Их она привезла из Москвы для освещения дома долгими зимними вечерами. Не обошлось и без казусов. Коменданту показалось, что венчание пройдёт на втором этаже церкви, тогда он взял невесту под руку и потянул по жутко скрипучей лестнице. Добравшись до верха, тучному мужчине и девушке пришлось сразу же спуститься, этот инцидент очень развеселил всех гостей. И сейчас, придя в музей, вы можете пройтись по той самой скрипучей лестнице, хранящей память о забавной истории.
Осенью 1839 года в этом же храме обвенчалась ещё одна пара – декабрист, двоюродник поэта Фёдора Тютчева, Дмитрий Завалишин и Аполлинария Смолянинова – совсем молоденькая дочь управителя Читинской волостью. К сожалению, она скончалась через шесть лет после этого события и была похоронена у стен церкви, в которой венчалась. Памятная плита жене декабриста и сейчас находится у стен церкви.
В 40-х годах Дмитрий Завалишин принимал участие в ремонте Михайло-Архангельского храма, который был организован на деньги мамы декабристов Никиты и Александра Муравьевых – Екатерины Муравьевой.
Также рядом с храмом была захоронена дочь Сергея и Марии Волконских. Маленькая Софья появилась на свет и умерла 10 июля 1830 года. Печальная маленькая могильная плита долгое время была на территории храма, но сейчас находится на хранении в Забайкальском краевом краеведческом музее.
Церковь носила статус городского собора до 1875 года, затем стала приходской, так как к волости присоединились близлежащие поселения. Интересен ещё один факт, именно в этом храме в 1891 году был озвучен указ осоздании Забайкальской области и становлении Читы областным городом.
Прошлое столетие стало самым нелёгким в судьбе церкви. Несмотря на безбожное революционное время, она продолжала действовать до 20-х годов. После чего здание неоднократно меняло владельцев. В 1933 году оно было признано аварийным, но здесь всё равно пытались поместить общежитие стройтреста, идея потерпела неудачу. И последующие почти 30 лет церковь служила как склад.
Удивительно, но спасением для церкви стала именно связь с декабристами. Многократно обсуждалась идея создать в здании музей декабристов. В 60-е годы поступило предложение к Епархии – забрать здание, но полуразрушенное строение оказалось никому не нужно и признано непригодным для какой-либо деятельности. Однако в 1969 году его передали управлению культуры. В здании провели косметический ремонт и открыли музей, но такого ремонтирования было явно недостаточно. Лишь в 1974 году церковь включили в перечень памятников архитектуры и градостроительства республиканского значения. После этого события началась масштабная реконструкция, затянувшаяся на одиннадцать лет. Торжественное открытиенового музея, посвящённого декабристам, состоялось в 1985 году. Повезло, что это случилось до перестройки.
На данный момент вокруг Церкви декабристов не сохранилось ни одного здания прошлой эпохи. Древнему храму помогло пережить все ненастья какое-то чудо и нам очень повезло, что мы можем воочию его увидеть и прикоснуться к истории родной земли. Входя внутрь храма-музея, ощущаешь непередаваемую словами атмосферу, увлекающую в удивительный мир прошлого.
Путешествие по Приамурью и Забайкалью. Часть XI. Чита. Церковь Декабристов.
История:
Церковь (а в 1851-1875 годы она даже была собором) продолжала работать до 1938 г., когда была закрыта и перепрофилирована в соляной склад (и далее общежитие). Кресты только сняли да и все. А то, что она сохранилась 300 лет, и есть настоящее чудо!
В советское время перестройки здания были незначительны. Музей здесь появился только в 1985 (!) году, с 1969 по 1971 гг. постройка была отреставрирована и взята под охрану. А до этого, по сути, никакого надзора с 1938 года за памятником не было. Но он стоял, стоит и, я надеюсь, будет стоять.
Списки декабристов. Согласно «Росписи государственным преступникам, приговором Верховного уголовного суда осуждаемого к разным казням и наказаниям» все осуждаемые мятежники были приписаны к 12 разрядам («Вне разрядов» и с 1 по 11). Каждому было определено и наказание.
Места ссылки были распределены по всей Сибири (а не только в Забайкалье, как многие думают). Но через Читинский острог прошло 85 человек.
Вот, что их ждало. Это кандалы.
Знамя (реплика знамени?) мятежного Черниговского пехотного полка. Открытый военный мятеж члена Южного общества Сергея Муравьева-Апостола и шести рот солдат.
Парадный мундир. Чей, не могу вспомнить.
Самым странным фактом в истории ссылки был, конечно, приезд жен и невест в эту глухомань. Этот факт потрясает людей уже несколько веков.
За церковью два реконструированных надгробия:
И младенца из семьи Волконских.
Заключение:
В этом тихом муниципальном музее служат очень доброжелательные тетки-служительницы. Они посетителям РАДЫ. Особенно неравнодушным и интересующимся.
Вот так она спрятана, найти нелегко.
Чита сейчас
событийный портал
События
Акции
Места
Конкурсы
Билеты on-line
Церковь декабристов Страница организации
Контакты
Описание
Церковь декабристов
«Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой призывный глас»
История Читы тесно переплетена с ключевыми событиями истории России. Кровавое восстание на Сенатской площади гулким эхом отозвалось на просторах суровой Сибири, когда революционеры-декабристы, гремя кандалами, отправлялись в наш край отбывать ссылку. О тех непростых временах напоминает нам сегодня старейшая Михайло-Архангельская церковь или Церковь декабристов.
Описание достопримечательности г. Читы
Церковь декабристов (Михайло-Архангельская церковь) – самое старое строение г. Читы, двупрестольный храм, возведенный в 1776 г. на пожертвования прихожан. Выполнен из толстых лиственничных бревен. Помимо здания храма композиция включает в себя апсиду, трапезную и двухъярусную колокольню с притвором. Архитектурный стиль традиционный, типичный для русской церкви.
Автор худ. проекта — архитектор Ленинградского художественного фонда Г. Г. Кравцов, авторы тематико-экспозиционного плана Е. Ф. Калашникова и Н.С. Козлова
Современный адрес – ул. Декабристов, 3 б.
Историческая справка
Изначально Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь была построена, приблизительно, до 1710 г., но в 1774 г. она сгорела. На ее месте в 1776 г. возвели новый двухэтажный храм, который сегодня именуется Церковью декабристов. Такое название он получил, так как был непосредственным свидетелем жизни 85 декабристов, прибывавших в Читинском остроге с 1827 г. по 1830 г. В число декабристов входили: братья Никита и Алексей Муравьевы, Иван Анненков, Константин Торсон, Николай Бестужев, Дмитрий Завалишин, Сергей Волконский и другие. Как известно, вслед за некоторыми из осужденных следовали их жены и невесты (Е.И. Трубецкая, М.Н. Волконская, А.Г.Муравьева, А.В. Ентальцева, Е. П. Нарышкина, Полина Гебль и др. ), которые также селились в Чите на некоторое время.
Еще один брак, заключенный в церкви – венчание Дмитрий Завалишина и Аполлинарии Смольяниновой, дочери местного горного чиновника. К несчастью, уже через 8 лет после венчания Аполлинария умерла и была похоронена у южной стены храма. Там же находится захоронение дочери Волконских – Софьи.
В 1846 г. на средства Марии Федоровны – матери декабристов Муравьевых, был восстановлен интерьер церкви, перестроена колокольня и выполнена обшивка фасадов.
22.10.1851 г. в церкви зачитан Указ императора Николая I от 11.7.1851 г. об образовании Забайкальской области, присвоении статуса областного города селению Чита.
К началу 1870-х гг. здание сильно обветшало и в середине 1870-х гг. в нем произвели капитальный ремонт, а в 1876 г. подвели каменный фундамент.
В марте 1923 г. церковь и ее имущество конфисковало государство.
В середине 1930-х гг., храм был закрыт и здание пустовало. Затем его использовали под общежитие с.-х. техникума, а после как соляной склад.
Музей декабристов открылся в церкви в 1971 г., но через некоторое время, из-за ветхого состояния здания, его пришлось закрыть.
В 1974 г. после реставрационных работ церковь приобрела современный вид и в 1985 г. свои двери вновь открыл Музей декабристов, повествующий о жизни ссыльнокаторжных и их жен в Чите.
Открытка XIX века 60-ые годы XX века
Церковь декабристов – культурное наследие Читы
Сегодня в церкви находится «Музей декабристов», в котором экспонируется более 870 предметов: книги, принадлежавшие декабристам, предметы дворянского быта и каторги (оружие, кандалы, посуда, мебель и др.), документы, письма, уникальные подлинные вещи: часы Н.А.Бестужева, шкатулка М.Н.Волконской, столик М.А.Бестужева и многое другое.
Церковь декабристов на почтовой марке 2001 года
Посещение Музея декабристов
Музей находится на улице Декабристов, 3 б.
Тел. (302-2) 23-24-38, 23-62-33.
Добраться до Церкви можно на общественном транспорте:
— троллейбусы № 1,3 остановка «Магазин «Весна». (Спуститься вниз по улице Столярова, а затем по Селенгинской пройти вверх до музея) Стоимость проезда – 20 р.
— маршрутное такси: № 7 (конечная остановка), № 35, 77, 91 (остановка «Магазин «Океан», от нее спуститься вниз по Селенгинской улице). Стоимость проезда – 25 р.
Можно воспользоваться услугами местного такси:
«Максим» 33–33–33
«Поехали» 66–66–66
«Инфинити» 20–92–09
Ориентировочная стоимость поездки – от 90 р
Терминология, использованная в статье :
Притвор – пристройка перед входом в храм, имеющая богослужебное значение
«Энциклопедия Читы»: Церковь декабристов
Почти два с половиной века эта церковь видит историю Читы и напрямую участвует в ней. Старейшее здание Читы, единственная деревянная церковь XVIII века в Забайкалье. В ней и сувенирный символ, и глубочайший смысл нашей истории.
Ниже вы увидите одну из первых фотографий Читы, сделанную неким путешественником С.Б. Тумановым в 1878 году во время путешествия по Восточной Сибири. Гость небольшой провинциальной Читы сфотографировал одну из её достопримечательностей — уже тогда старую, но очень почитаемую Михаило-Архангельскую церковь.
В 2018 году к 100-летию забайкальской энциклопедистики редакция «Чита.Ру» запустила серию коротких познавательных текстов о Чите на основе материалов «Энциклопедии Забайкалья» — научного проекта, просуществовавшего с 1997 по 2017 год. Проект закрыла губернатор Забайкальского края Наталья Жданова.
Первая церковь появилась в Чите то ли в конце XVII, то ли в начале XVIII века. Она была заложена во имя престола Архистратига Михаила, прочих бесплотных сил и Николая Чудотворца, и простояла до 1774 года, пока не была уничтожена пожаром. Читинцы тут же собрали деньги на новую, и уже в 1776 году на месте сгоревшей церкви появился новый двухэтажный храм из толстых лиственничных брёвен. Церковь освятили в честь Архангела Михаила.
На момент прибытия в Читинский острог декабристов это был единственный острожный храм, поэтому с 1827 по 1930 год именно здесь происходили все важнейшие события в жизни узников.
Здесь Иван Анненков венчался с француженкой Полиной Гебль. С 10 июля 1830 года рядом с храмом покоится умершая при рождении Софья Волконская — дочь Сергея Волконского, внучка полководца Николая Раевского.
Уже на момент прибытия в Читу декабристов Михаило-Архангельская церковь была довольно ветхой и требовала ремонта. В 1846-м на средства Марии Фёдоровны – матери декабристов Муравьёвых — в храме восстановили интерьер, перестроили колокольню, а фасад обшили досками, которые позже выкрасили под кирпичную кладку. Отсюда множественные споры вокруг фотографий церкви — может показаться, что это каменное, совсем другое здание. В том капремонте храма деятельное участие принял и оставшийся жить в Чите декабрист Дмитрий Завалишин.
Именно в Михаило-Архангельской церкви 22 октября 1851 года был торжественно зачитан Указ императора Николая I об образовании Забайкальской области с центром в Чите, которая с того же момента получила статус города. После этого церковь стала именоваться собором вплоть до постройки Казанского собора, который находился на Михайловской площади (ныне — площадь Декабристов). Михаило-Архангельская церковь вновь была переведена в разряд приходских.
К началу 1870-х годов здание сильно обветшало. В верхнем приделе церкви богослужение было прекращено вовсе, а иконостас перенесли в построенный Казанский собор. В середине 1870-х в здании провели капитальный ремонт, а в 1876-м под храм подвели каменный фундамент, которого изначально не было. После укрепления перекрытий между этажами в верхнем приделе церкви возобновились богослужения.
В марте 1923-го здание храма было реквизировано, всё его имущество описано. В середине 1930-х, когда храм был закрыт окончательно, церковь пустовала, затем здание использовалось как общежитие сельскохозяйственного техникума, ещё позже — приспособлено под соляной склад.
Ещё в 1925 году, во время празднования 100-летия восстания декабристов, в городе зазвучали предложения устроить в церкви (тогда ещё действующей) Музей декабристов. И такой музей открылся, правда, только в 1971 году. Открыт и почти сразу закрыт — здание опять крайне обветшало. В 1974-м в нём начались масштабные реставрационные работы, после которых церковь приобрела современный вид.
В 1985 году, в канун 160-летия восстания декабристов, в церкви вновь открыт Музей декабристов, отражающий в своих экспозициях историю декабристского движения, пребывание декабристов на каторге и поселении в Сибири, их вклад в культурное развитие края.
В коллекции музея имеются принадлежавшие декабристам книги, прижизненные издания их работ, подлинные реликвии: часы Николая Бестужева, шкатулка Марии Волконской, столик Михаила Бестужева, предметы дворянского быта и каторги, подлинники и копии с работ Николая Бестужева, Николая Репина, Петра Соколова, Жана-Батиста Изабе, письма декабристов и их жён.
Здание Михаило-Архангельской церкви остаётся старейшим в Чите, одной из главных достопримечательностей города, а с 1974 года оно признано объектом культурного наследия федерального значения.
Рождественские каникулы — прекрасный повод посетить Музей декабристов, чтобы прикоснуться к стенам, видевшим Читу совсем крохотным посёлком времён Екатерины II.
Читайте краткую историю Читы в нашем спецпроекте.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
ЧИТАЕМОЕ ЗА СУТКИ
КОММЕНТИРУЕМОЕ ЗА СУТКИ
Церковь раздора 73
Любовный треугольник с церковью 9
Гениатулин инициаторам переноса Музея декабристов: «Зачем хотите сломать то, что живёт?» 103
Глава Забайкальской митрополии поддержал идею Осипова о богослужении в Церкви декабристов 122
Новые жертвы «Финико» и сентябрьский багульник в цвету — обзор недели 1
ЧИТАЕМОЕ ЗА СУТКИ
Пересмотреть проект троллейбусной линии на КСК предложили инвесторы 5287
Зверочкина отказалась обсуждать свои планы в случае назначения главврачом ККБ 3339
Ярмарка урожая (6+) с мёдом, мясом, орехами и конными забегами пройдёт 25 сентября в Чите 2908
Управляющие компании отказались обслуживать бараки в Чите 2827
Землетрясение произошло ночью 23 сентября около Новой Чары в Забайкалье 2560
КОММЕНТИРУЕМОЕ ЗА СУТКИ
Занимающаяся отстрелом диких животных организация будет отлавливать бездомных собак в Чите 71
Правительство отказалось индексировать пенсию работающим пенсионерам 67
Пересмотреть проект троллейбусной линии на КСК предложили инвесторы 64
Гайдук про голосование за кандидатов в депутаты Госдумы: Это была пародия на выборы 41
ЕР прокомментировала разницу 10% в голосах за партию в Забайкалье и в России в целом 30
Если вы даёте согласие на изменение вашего комментария, и в случае, если он не соблюдает нижеописанные правила, то мы постараемся исправить комментарий так, чтобы он не нарушал настоящих правил. В противном случае комментарий не соответствующий правилам будет удалён.
Мы удаляем оскорбления героев публикации, авторов текста, комментаторов, просто третьих лиц. Удаляются обвинения в преступлениях и правонарушениях, подробности личной жизни героев публикации, личной жизни журналиста-автора, комментарии, которые не относятся к теме текста, маты, капс, обильные многоточия, истерики, бессвязная речь, любая реклама.
Комментарий будет удалён, если в нём есть призывы к нарушению законов, свержению власти, революции, массовым беспорядкам, нарушению территориальной целостности государства, разжиганию национальной розни, содержат признаки религиозного или языкового превосходства, содержит персональные данные или может нанести ущерб деловой репутации.
Удаляются комментарии, содержащие ссылки на сторонние сайты, не гарантирующие достоверность публикуемой информации, просьбы о переводе денег героям публикации (если ситуация того требует, эта информация есть в редакции и её можно получить по телефону 400-890). И мы оставляем за собой право удалять оценки работы редакции.
Российские древности: «Церковь декабристов» в Чите
В нашей рубрике дальше Иркутска мы пока что забирались один раз, когда в своем репортаже рассказывали про петроглифы Сикачи-Аляна, которые расположены неподалеку от Хабаровска. Это объяснимо — и не тем, что автор рубрики и его коллеги не добирались до Владивостока или Петропавловска-Камчатского, а тем, что Дальний Восток России архитектурно обычно очень-очень юн. Однако совсем недавно нам удалось повидать самый настоящий памятник архитектуры, которому через семь лет исполнится четверть тысячелетия. По московским меркам это немного, но для Читы это седая древность.
Наш сегодняшний рассказ — про здание филиала Забайкальского краевого краеведческого музея им. А. К. Кузнецова, который называют «Церковь декабристов». Именно так называется этот музей, однако в 1776 году эта деревянная церковь была построена на пожертвования горожан и освящена во имя Михаила Архангела. Сейчас это древнейшая постройка города.
Церковь в начале XIX века. Иллюстрация из музея
На момент возведения церкви городу едва ли исполнилась сотня лет. По крайней мере, первое датированное упоминание о населенном пункте в этом месте относится к 1687 году, когда полномочный посол Федор Головин писал нерчинскому воеводе Власову: «На плотбище, на усть Читы реки от подрядных людей для прокормления Великих Государей соправителей Ивана V и Петра I ратных людей хлеб приять». Читинская слобода впервые упоминается в 1701 году, Читинский острог — в 1711-м. Только в 1797 году, когда наша церковь уже стояла, Чита стала из острога селом, а официально «селением» стала в 1821 году, за шесть лет до события, которое принесло ей славу. Точнее, само-то событие произошло 14 декабря 1825 года, но лишь в 1827 году, когда прошло следствие и были вынесены приговоры, в Читу сослали многих декабристов, за которыми отправились их жены. Городом Чита стала в 1851 году. Тогда в ней жило всего около тысячи человек. Бурный же рост города начался с 1897 года, когда через него прошла Транссибирская магистраль. Тогда же в Чите начали появляться постройки, сохранившиеся до сих пор.
В храме венчались декабрист Иван Анненков и приехавшая к нему невеста Жанетта-Полина Гебль (до восстания она отказывалась стать его женой из-за того, что была своему любимому «не ровня» — она была модисткой, — а после восстания испросила у Николая I разрешения последовать за Анненковым и венчаться с ним; история их замужества легла в основу романа Дюма «Учитель фехтования»), а также Дмитрий Завалишин и Аполлинария Смольянинова (она была дочерью местного горного чиновника, много младше Завалишина, и венчание состоялось в 1839 году); рядом с храмом похоронена дочь Сергея и Марии Волконских Софья, умершая вскоре после рождения, и скончавшаяся в 1847 году Аполлинария Завалишина. Благодаря всему этому храм и получил название «Церковь декабристов».
Могила Софьи Волконской
Памятный знак о венчании декабристов в храме, установленный на втором этаже музея
Этот храм — достаточно типичный для сибирского деревянного зодчества XVIII века, с двумя срубами и двумя деревянными восьмериками, венчающими их. Увы, убранство церкви не сохранилось: в советское время она была закрыта (спасибо, что не разобрана на бревна), а в 1971 году пустующее и заброшенное здание передали местному краеведческому музею.