статья навязывание услуг по телефону
Навязывание услуг по телефону
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Если вы не хотите получать рекламу по телефону, вам следует обратиться к позвонившему вам лицу с этим требованием, и в соответствии с вышеприведенной нормой закона, реклама в ваш адрес должна быть прекращена рекламораспространителем.
В случае, если рекламораспространитель продолжает без вашего согласия распространять рекламу, вы можете обратиться в Управление ФАС по г. Москве (адрес: 107078, г. Москва, Мясницкий проезд, дом 4, стр. 1 (вход со стороны Боярского переулка). Прием документов осуществляется в соседнем крыле (со стороны Мясницкого проезда напротив представительства Якутии (Саха)), необходимо подняться на 5 этаж. Телефон/факс: 8 (495) 784-75-05 (доб. 100/105); 8 (495) 607-49-29. E-mail: to77@fas.gov.ru), которое привлечет рекламодателя, рекламопроизводителя либо рекламораспространителя к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Нарушение законодательства о рекламе») нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 2,5 тыс. руб.; на должностных лиц – от 4 до 20 тыс. руб.; на юридических лиц – от 100 до 500 тыс. руб.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Навязывание дополнительных платных услуг
Навязывание дополнительных платных услуг
Граждане и юридические лица свободныв заключении договора.
Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
Предоставление услуг мобильной связи осуществляется на основании договора об оказании услуг мобильной связи, заключаемого между абонентом и оператором связи.
Согласно Правилам оказания услуг подвижной связи, в договоре об оказании услуг мобильной связи указываются существенные условия договора, без которых заключение договора невозможно. К существенным условиям договора относится, в том числе информация об оказываемых услугах связи.
Оператор связи не вправе навязывать абоненту оказание дополнительных услуг подвижной связи, оказываемых за отдельную плату (например, «Автоответчик», «Антиопределитель номера» и другие услуги).
Навязывание дополнительных платных услуг в соответствии с ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» ущемляет права потребителя.
Информация о порядке и условиях подключения абонентом дополнительной платной услуги связи, доводится до абонента путём её опубликования оператором связи в средствах массовой информации (в том числе, на сайте оператора связи) и должна соответствовать своему содержанию, а также отвечать требованиям доступности, и достоверности.
Для оказания дополнительных платных услуг требуется прямое согласие абонента на их предоставление. Дополнительные платные услуги могут быть подключены не иначе как путем изменения договора (путём заключения дополнительного соглашения в письменной форме, либо посредством совершения абонентом конклюдентных действий, из которых должна прямо явствовать воля абонента).
При оказании потребителю дополнительных платных услуг, он вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.
Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор услуг, возмещаются исполнителем в полном объеме.
В целях отказа от дополнительной платной услуги потребителю рекомендуется:
1. Обратиться к оператору мобильной связи (лично, либо по телефону) с требованием об отказе от дополнительной платной услуги и возврате уплаченных за неё денежных средств;
2. Зайти на сайт оператора связи и через «Личный кабинет» отключить дополнительную платную услугу.
Способы восстановления нарушенных прав:
1. Предъявление исполнителю заявления об отказе от дополнительной платной услуги и возврате уплаченных за неё денежных средств;
2. Обращение в суд с исковым заявлением;
3. Административная ответственность.
Если дополнительные платные услуги указаны в договоре оказания услуг связи, это влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.
Оказание услуг связи, не соответствующих требованиям Правил оказания услуг подвижной связи влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 14.4 КоАП РФ.
В целях привлечения исполнителя к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных указанными статьями, потребителю рекомендуется обратиться с письменной жалобой в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области (Управление Роспотребнадзора по Пензенской области).
© Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области, 2006-2017 г.
Адрес: 440026, г. Пенза, ул. Лермонтова, 36
Сотовый оператор навязывает платные услуги: как бороться
При подключении абонента к сети сотовые операторы часто навязывают клиентам платные услуги. Причем иногда делают это так, что пользователи очень долго не замечают возложенных на них дополнительных расходы.
Недобросовестные операторы пользуются тем, что многие люди редко проверяют баланс лицевого счета и не читают СМС-уведомления. А значит, можно вынуждать клиентов месяцами платить за ненужные услуги.
И даже узнав о таком мошенничестве со стороны своего сотового оператора – лишь малая часть потребителей проявляет бдительность!
Оспорить полученный счет не так уж и сложно: действуйте в соответствии с нашей инструкцией и вы сможете получить обратно деньги, которые переплатили за втайне навязанные вам платные услуги.
Быстрее и проще всего это сделать, посетив сайт своего мобильного оператора. Войдя в личный кабинет, вы сможете узнать:
Не верьте информации о том, что все подключенные услуги бесплатны! Обязательно проверяйте: сколько и за какие услуги оператор списывает с вашего счета.
Чаще всего любую из подключенных оператором услуг вы можете отключить самостоятельно.
Если же после изучения информации в личном кабинете вы обнаружили несоответствие между своими запланированными расходами и теми суммами, которые списывал с вас мобильный оператор, – вам необходимо получить дополнительную информацию для того, чтобы иметь возможность требовать возврата денег.
Закажите у мобильного оператора финансовую детализацию расходов за интересующий Вас период. Услуга предоставления детализированного счета обычно является платной.
Детализация должна содержать информацию обо всех без исключения видах оказанных услуг, указание дат и времени всех соединений, их продолжительность, абонентские номера, с которыми вы связывались.
В соответствии с постановлением РФ «Об утверждении правил оказания услуг подвижной связи», оператор связи не может навязывать клиенту дополнительные услуги за отдельную плату.
Это прямое нарушение Закона «О защите прав потребителей», который гласит, что продавец (а оператор сотовой связи является именно продавцом услуги) не имеет права без согласия потребителя навязывать ему дополнительные платные услуги. Навязывание дополнительных платных услуг в соответствии со статьей 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» ущемляет права потребителя.
Таким образом, на основании информации, содержащейся в полученной вами детализации вы можете:
Внимание: убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор услуг, возмещаются исполнителем в полном объеме!
Составьте и отправьте претензию в адрес вашего оператора о том, что вы уведомляете компанию об отказе использования дополнительных услуг, подключаемых по инициативе оператора без письменного согласия абонента.
Приложите следующие документы:
В претензии должна содержаться следующая информация:
Один экземпляр претензии передайте оператору лично. На этом экземпляре представителем оператора должна быть проставлена отметка о принятии претензии, с указанием даты получения, должности и личных данных и подписи лица, принявшего претензию.
Вы можете отправить претензию по почте заказным письмом, включающим уведомление и опись вложения. Доказательством того, что отправленная по почте претензия получена, является уведомление о вручении адресату.
Внимание: Необходимо отправить, либо вручить претензию оператору связи лично, в срок не позднее шести месяцев, прошедших с момента выставления счета на оспариваемые вами услуги.
Оператор обязан рассматривать претензию не дольше 60 дней, следующих за моментом ее вручения, после чего обязан дать ответ. В случае признания требований абонента обоснованными, оператором производит перерасчет платежей.
Как показывает практика, операторы мобильных систем редко идут на скандал и предпочитают вернуть деньги. Ведь недовольный клиент может задействовать контролирующие органы, что грозит штрафом и репутационными рисками.
В том случае, если оператор отказался удовлетворять требования вашей претензии и вернуть деньги – вам необходимо обратиться в ответственные инстанции.
Сначала попытайтесь решить проблему в досудебном порядке: направьте жалобу в органы Роспотребнадзора об ущемлении ваших потребительских прав.
К жалобе кроме заявления необходимо приложить:
Если в досудебном порядке проблему решить не получилось — обращайтесь с иском в суд.
О новых изменениях в законодательстве с целью борьбы с навязыванием дополнительных услуг
Роспотребнадзор напоминает, что 2 июля 2021 года был принят закон, в соответствии с которым в договоре потребительского кредита (займа) запрещается проставление кредитором отметок о согласии заемщика на оказание ему дополнительных услуг. Изменения внесены в часть 2 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». Указанные поправки вступят в силу с 30 декабря 2021 года.
Причиной разработки и принятия указанной нормы является большое количество жалоб заемщиков на навязывание им дополнительных услуг, которое зачастую происходит «незаметно» для потребителя в силу того, что пакет документов для подписания (как в бумажном, так и в электронном виде) готовит кредитная организация и в условия будущего договора попадает якобы выраженное согласие на приобретение дополнительных услуг. Очень часто такие услуги не имеют для потребителя отдельной ценности и многие заявляют, что при наличии выбора они не приобрели бы страховые, юридические, медицинские и иные услуги, которые с целью основной сделки (кредит) никак не связаны. Также потребители часто указывают в своих обращениях, что сотрудники банка отказываются убрать заведомо проставленные «галочки», если их об этом просит клиент, мотивируя такие действия условиями кредитных программ.
За использование в своей работе подобных методов, ущемляющих права потребителей финансовых услуг, Роспотребнадзор неоднократно привлекал банки к административной ответственности по ч.ч. 1, 2 ст. 14.8, ч. 2 ст. 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суды, рассматривая заявления Роспотребнадзора о привлечении банков к административной ответственности, соглашаются, что ввиду того, что при заключении кредитной сделки банк предоставил заемщику на подписание анкету-заявление, содержащую в заранее напечатанной банком отметку «V ДА» в разделе о страховании, у заемщика отсутствовала возможность отказа от услуг страхования, обеспеченная реальным предложением потребителю альтернативного варианта кредитования на сопоставимых условиях, с указанием суммы и срока возврата потребительского кредита (займа), графика платежей с определенной полной стоимостью кредита (данные обязанности следуют из норм п. 10 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» и ст. 10 Закона «О защите прав потребителей»)» (Решение Арбитражного Суда Свердловской области по делу N А60-574/2016 от 21.03.2016 г., Решение Арбитражного Суда г. Москвы по делу N А40-70594/17-94-665 от 14.06.2017 г. и т.д.).
Проблема приобретения «чистой» от навязывания дополнительных расходов услуги касается не только потребительских кредитов, но и многих других сфер: покупки автомобиля в автосалоне без «обязательных опций», заказа авиабилетов или оплаты услуг ЖКХ без навязанных страховок и т.п.
1. Каждая Сторона должна принять необходимые законодательные и иные меры, чтобы квалифицировать в качестве уголовного преступления согласно своему внутреннему законодательству совершенное умышленно навязывание услуг и вербовку донора или реципиента в тех случаях, когда указанные действия осуществляются ради финансовой выгоды или сравнимых преимуществ для лица, навязывающего услуги или осуществляющего наем, или для третьей стороны.
2. Каждая Сторона должна принять необходимые законодательные и иные меры, чтобы квалифицировать в качестве уголовного преступления совершенные умышленно обещание, предложение или предоставление любым лицом прямо или косвенно любого неправомерного преимущества для работников здравоохранения, его должностных лиц или лиц, руководящих частными организациями или работающих в них, независимо от их должности, данное с целью выполнения или содействия в выполнении отбора или имплантации человеческого органа в тех случаях, когда такой отбор или имплантация происходят при обстоятельствах, приведенных в параграфе 1 Статьи 4 или Статье 5 и, в соответствующих случаях, предусмотренных параграфом 4 Статьи 4 или Статьей 6.
3. Каждая сторона должна принять необходимые законодательные и иные меры, чтобы квалифицировать в качестве уголовного преступления совершенные умышленно запрос или получение работниками здравоохранения, его должностными лицами или лицами, руководящими частными организациями или работающими в них, независимо от их должности, любого неправомерного преимущества с целью выполнения или содействия в выполнении отбора или имплантации человеческого органа в тех случаях, когда такой отбор или имплантация происходят при обстоятельствах, приведенных в параграфе 1 Статьи 4 или Статье 5 и, в соответствующих случаях, предусмотренных параграфом 4 Статьи 4 или Статьей 6.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.