спрос на кнопочные телефоны растет
В России вырос спрос на кнопочные телефоны
За первое полугодие 2021 года в России вырос спрос на кнопочные телефоны. Об этом в пятницу, 23 июля, сообщает «Коммерсант».
Как рассказали изданию в «Связном», в первом полугодии в России было продано 3,1 млн кнопочных телефонов, что на 6,7% больше, чем за тот же период в 2020 году. Продажи выросли на 18,8% и достигли 4,5 млрд рублей. Вместе с тем средняя цена телефонов увеличилась на 11%, до 1,45 тыс. рублей.
В пятерке наиболее популярных производителей, по данным ритейлеров, находятся Nokia, Philips, teXet, Itel и BQ mobile.
Как пояснил руководитель направления «Мобильные средства связи» компании «Марвел-Дистрибуция» Вадим Таланюк, в последние годы на рынке кнопочных телефонов наблюдалось падение на 5–10% в год, однако во втором квартале с началом дачного сезона и роста количества трудовых мигрантов кнопочные телефоны становятся всё более востребованными.
В «М.Видео-Эльдорадо» указали на то, что кнопочные телефоны популярны как дополнительное средство связи, а также как первое устройство для детей или пожилых людей, которые переходят на мобильные устройства.
Рост спрос на кнопочные мобильные отметили также в МТС. По данным компании, по сравнению с январем–июнем 2020 года рынок этих устройств увеличился на 9,4% в натуральном выражении и на 22% в денежном.
Как отметил шеф-редактор портала «Мобильные телекоммуникации» Леонтий Букштейн в беседе с RT, кнопочные телефоны используют чаще всего как запасной и упрощенный вариант, а также в силу их надежности.
В апреле эксперт по информационной и компьютерной безопасности Сергей Вакулин рассказал о преимуществах кнопочных телефонов. По его словам, использование таких гаджетов поможет избежать прослушки. Устройство трудно прослушать, потому что оно не взаимодействует с 3G и LTE и другими современными сетями связи.Эксперт отметил, что смартфоны способны «слушать» владельцев без их ведома, если во время установки некоторых приложений был разрешен доступ к микрофону.
Причиной резкого роста спроса на кнопочные телефоны назвали паранойю
«Народ боится, что со смартфонов могут украсть деньги и пароли»
В интервью «МК» москвич Михаил Потехин, в 2000-х и 2010-х годах работавший инженером правительственной связи, рассказал, как обеспечить максимальную приватность данных.
С одной стороны, пандемия ускорила всеобщую цифровизацию — после локдаунов и QR-кодов смартфон на всю катушку используют почти все имеющие техническую возможность его использовать. С другой стороны, кибермошенников с каждым годом все больше — несмотря на то, что для борьбы с ними создаются все новые полицейские отделы и службы.
Уже сейчас случаются леденящие душу истории: украв смартфон с приложениями госуслуг и банков, воры оказывались полноценными хозяевами «цифровой личности» своей жертвы: брали на имя пострадавшего кредиты, регистрировали сделки… В это время несчастный человек бегает по инстанциям и пытается аннулировать все эти сделки и «цифровую личность» вообще, но возможности сделать это быстро система не предусматривает.
Заповедь 1. Данные налево, интернет направо
Все документы, которые вы не можете позволить себе потерять, храните оффлайн, то есть на физическом накопителе, который можно взять в руки. Дублируя, разумеется: резервные копии никто не отменял. Как хранить накопители, чтобы они не попали в чужие руки — это уже не кибербезопасность, а самая обычная, «аналоговая»: замки, ячейки и так далее. Самое главное: нельзя держать накопитель с важными данными постоянно подключенным к интернету. Лучше всего, если вы работаете с данными на одном компьютере, не подключенном к Сети вообще, но имеющем хороший антивирус. А нужную оперативную информацию переносите туда-обратно при помощи проверенной, «чистой» флешки. «Грязные» флешки, то есть те, что вставляются в непроверенные устройства, вначале нужно как следует прогнать на антивирусе, и только потом подключать к оффлайновой машине с данными. В общем, такая же защита, как маски и перчатки от коронавируса, только с компьютерами.
Заповедь 2. Не грузи больше необходимого
Все сайты — от портала госуслуг до сайта для поиска работы или сервисов знакомств — хотят от вас как можно более подробных персональных данных. Каждый раз, когда вы заполняете анкету, десять раз подумайте — что стоит дороже, ваши сведения, контактные данные или те скидки, например, за которые вы готовы ими поделиться? Госуслуги обычно соблазняют удобством использования: один раз «забил» туда номера всех документов, и они как бы всегда под рукой. Да, это удобно, но что если кто-то действительно «угонит» вашу учетную запись? Посоветовал бы каждый раз не лениться вводить ваши документы заново и не запоминать их. Так безопаснее.
Мы говорили о том, что отдельное устройство, по-хорошему, нужно для работы с важными данными, и это должно быть оффлайновое устройство. Теперь — о девайсах, которые как раз обязаны ходить в интернет. Цифровые сервисы, без которых теперь почти невозможно — да, у каждого из нас есть «цифровая личность». Она состоит из учетных записей на госуслугах, банковских приложений и тому подобного. Приложение парковок, покупки авиабилетов, кошелек с платежными и скидочными карточками.
Отдельный сложный вопрос — банковские приложения. Их по-хорошему стоит тоже оставить дома, то есть пользоваться онлайн-банкингом через браузер с компьютера через антивирус. Но понятно, что сейчас быстрые переводы — это необходимость, а при помощи СМС это некомфортно. Поэтому — эти сверхчувствительные приложения придется установить на смартфон, но доступ к нему должен быть особенно хорошо защищен.
Заповедь 4. Пароли, пароли
Современные смартфоны достаточно безопасны, если включить все штатные механизмы их защиты. Например, есть разные способы аутентификации (от слабого — пин-код или рисунок на панели — до сильных: биометрия либо хорошо защищенный пароль). Если у вас смартфон до сих пор открывается просто так, чтобы не париться с паролями — немедленно это поменяйте. Просто представьте, что «трубка» попадет к кому-то чужому вместе с вашими приложениями. Представили? Вот и хорошо, устанавливайте пароль. Ну, или биометрию, как больше нравится. Степень защиты у хорошо подобранного пароля не ниже, чем у отпечатка пальца.
О том, как правильно сочинять пароли. Есть классическая дилемма криптографов: то, что просто запомнить, просто и подобрать. Поэтому простые пароли небезопасны, а сложные неудобны. Пути два. Либо смириться с неудобным паролем (который вам придется к тому же записать открытым текстом, и эту записку может обнаружить тот, от кого вы все это защищаете). Либо применить двухуровневое шифрование. Например, у вас есть несколько легких лично для вас паролей — например, кличка любимой собаки. Это такие пароли, которые вы держите в памяти сверхнадежно, вспомните даже среди ночи. Их вы никуда не записываете и вслух не произносите, а держите в голове. Дальше — составляете «напоминалку» с рабочими паролями. Они будут записаны у вас в виде «стандартный пароль 1 плюс то-то и то-то». Как именно будет это самое «то-то» прибавляться к стандартному паролю — справа, слева, наоборот, через символ — опять же, знаете только вы (и этот способ комбинации вы тоже никому не рассказываете). В результате получается система сложных, устойчивых к взлому рабочих паролей, которые нигде не записаны открытым текстом и которые только вы — причем легко — можете восстановить в любой момент.
И, конечно, не забывайте раз в полгода — не реже — переписывать все рабочие пароли, слегка их изменяя. А можете и не слегка, ведь они все равно уже записаны в вашем блокноте. Вот стандартные пароли — те, которые служат ключом — не меняются никогда, потому что их задача — запоминаться навсегда.
Заповедь 5. Биометрия не панацея
Почему скептическое отношение к биометрии? Очень просто: мы пока еще мало знаем о базах биометрических данных с наших смартфонов. Сведений о том, что кто-то украл базу «радужек» или отпечатков пальцев, чтобы потом использовать их для аутентификации в других местах, пока нет — но это не значит, что такое технически невозможно. Наконец, если вы крепко спите (или вас опоили лекарствами), ваши отпечатки пальцев — как и смартфон в кармане — добыча воров: приложили палец, открыли телефон и получили данные в полное распоряжение.
Заповедь 6. Вай-фай только дома
Итак, смартфон с минимально необходимым (но все равно широким) набором приложений «цифровой личности». Как его защищаем дополнительно? Прежде всего, забудьте об общедоступных сетях вай-фай: на смартфонах, как правило, нет полнофункциональных антивирусных пакетов и файрволлов. Подключение по мобильной сети дает дополнительный файрволл со стороны оператора, это полезно. А куда пойдут данные, если вы зацепите очень похожий на настоящий, но только поддельный вай-фай — одному богу известно. Поэтому вай-фай оставляем для домашней сети. Хотя и тут, кстати, я бы по возможности провел проводную сеть: для компьютеров в ней меньше уязвимость и больше скорость, а смартфоны пусть и дома поживут на мобильной сети, так безопаснее.
Заповедь 7. Без папарацци
Принято смеяться над теми, кто заклеивает камеры на смартфонах и ноутбуках. А ничего смешного нет: троян в любом из устройств легко может «срисовывать» данные ваших документов, которые вы держите на столе. Например, те самые три цифры на обороте вашей кредитки, которые вы демонстрируете камере, когда вбиваете их при покупках в интернет-магазине. Поэтому — да, «лепесток», закрывающий объективы камер физически, вещь полезная. От микрофона, по возможности, тоже стоило бы избавиться физически: на тех устройствах, где он не нужен для работы, хорошо бы его отключить. В спецслужбах на устройствах, где не нужен микрофон, его иногда просто прокалывают иголкой. Так надежнее.
Заповедь 8. Телефон отдельно
Заповедь 9. Разлогинивайся
Мы много говорили о паролях, но все это бесполезно, если у вас включено запоминание паролей в браузере или в системе. Выключайте. А то, что случайно сохранилось — меняйте сразу же. Выходя из любых личных кабинетов и приложений — всегда разлогинивайтесь.
Заповедь 10. Никаких контактов
И, наконец, самое важное. Есть так называемая социальная инженерия: с ее помощью у вас могут выведать любой пароль, какой бы он ни был защищенный. И даже код из подтверждающей СМС, если вы будете недостаточно осторожны. Поэтому: не расслабляйтесь, особенно в социальных сетях, на сайтах объявлений и знакомств.
Операторы связи оценили количество кнопочных телефонов на руках у россиян
Доля абонентов «ВымпелКома» (бренд «Билайн»), которые пользуются кнопочными телефонами, составляет 23%, говорится в исследовании «Билайн.Аналитика» (есть у РБК). За последние три года этот показатель снизился на 10 процентных пунктов (п.п.). Больше всего подобных телефонов — 37% от общего количества — у людей старше 65 лет. А, например, на людей в возрасте до 25 лет приходится менее 15% от общего числа кнопочных телефонов.
Число пользователей кнопочных телефонов зависит от региона. Так, меньше всего подобных устройств в Москве — примерно 20% от общего числа девайсов. В Санкт-Петербурге, Владивостоке, Краснодаре и Мурманске их количество достигает 25%, говорится в исследовании. В топ-5 кнопочных телефонов в сети «Билайн» вошли устройства iTel и Nokia.
По итогам 2020 года на «ВымпелКом» приходилось 20% российских абонентов сотовой связи, еще 31% обслуживала МТС, 28% — «МегаФон», 20% — «Т2 РТК Холдинг» (бренд Tele2), следует из данных AC&M Consulting.
У «Т2 РТК Холдинг» данные подтверждают статистику. По словам представителя этого оператора, в его сети доля кнопочных аппаратов составляла примерно 20% по итогам второго квартала. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатель сократился на 3 п.п., в сравнении с 2019-м — на 7 п.п. «Доля таких аппаратов действительно сокращается, но более медленно, чем можно было бы ожидать на фоне темпов масштабной цифровизации, — отметил представитель «Т2 РТК Холдинга». — На эти девайсы сохраняется устойчивый спрос — их покупают детям, есть категория абонентов (и это далеко не всегда пожилые люди), которым телефон нужен только для звонков и для которых критически важен длительный заряд батареи».
Представитель «МегаФона» рассказал, что за последние три года доля кнопочных телефонов в их сети сократилась с 31 до 17%. «Чаще всего подобные устройства используют клиенты в возрасте от 50 до 70 лет», — указал он.
Представитель МТС не раскрыл долю кнопочных телефонов на руках у абонентов компании, но отметил, что за последние пять лет она упала в 2 раза, а в крупных городах такие устройства есть менее чем у 10% базы.
Как снижалась доля кнопочных телефонов
Доля смартфонов на руках у россиян превысила долю телефонов в 2013‒2014 годах, следовало из данных опроса исследовательской компании EPSI. В первую очередь, смартфонами обзаводились молодые люди до 29 лет. Несколько лет назад эксперты компании Cisсo даже прогнозировали, что к 2022 году доля кнопочных телефонов в России снизится до 0,4% от общего количество устройств, подключенных к сети мобильной связи. По итогам 2017 года Cisco оценивала их долю в России в 10%. В целом по миру этот показатель равнялся 16%, а к 2022 году должен был снизиться до 4%.
Тем не менее кнопочные телефоны продолжают покупать и сейчас. По итогам первого полугодия их продажи в России даже неожиданно выросли на 6,7%, сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на данные сети «Связной». По данным группы «М.Видео-Эльдорадо», спрос на кнопочные модели увеличился на 26% в штуках и на 35% в деньгах.
Во всем мире по итогам первого квартала текущего года поставки кнопочных телефонов сократились на 19% по сравнению с тем же периодом 2020 года, отмечала исследовательская компания Counterpoint, но абсолютный показатель не приводила. Наиболее крупный рынок для таких устройств — Индия, где на их долю приходится 38%. Крупнейшие производители подобных телефонов: iTel Mobile (с долей 23%), HMD (производит телефоны Nokia, 16%), TECNO (12%), Samsung (7%) и Lava (6%).
В России вырос спрос на кнопочные мобильные телефоны
В первом полугодии 2021 года продажи старых моделей мобильных телефонов с кнопками выросли на 6,7% Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные сети «Связной».
За первые шесть месяцев этого года сеть продала 3,1 млн кнопочных телефонов, в денежном выражении продажи увеличились еще больше — на 18,8%, до 4,5 млрд руб. В то же время средняя цена таких устройств выросла на 11%, до 1450 руб.
Группа «М.Видео-Эльдорадо» оценивает повышение спроса на старые модели мобильников еще выше — в 26%. В деньгах рост составил 35%. Аналитики сервиса сравнения цен и товаров Price.ru зафиксировали рост продаж кнопочных телефонов в 44%.
Самыми популярными производителями таких гаджетов у россиян стали Nokia, Philips, teXet, Itel и BQ mobile. В последние годы продажи кнопочных телефонов в стране падали на 5–10%. По мнению представителя компании «Марвел-Дистрибуция» Вадима Таланюка, резкое повышение спроса на модели старого образца связано с начавшимся дачным сезоном и увеличением потока трудовых мигрантов.
В «М.Видео-Эльдорадо» объясняют тенденцию тем, что пожилые граждане переходят со стационарных телефонов на мобильные и выбирают для этого кнопочные устройства. Их востребованность также выросла в пандемию, когда сотрудники на удаленке используют устаревшие мобильники как недорогое дополнительное средство связи.
Эксперты Price.ru отметили, что россияне стали внимательнее относиться к персональным данным, поэтому все чаще выбирают телефоны, которые не могут в том же объеме, что и смартфоны, собирать информацию о своих владельцах.
Гендиректор «МегаФон Ритейла» Андрей Левыкин сообщил, что кнопочные телефоны также используют сотрудники закрытых предприятий, где запрещены смартфоны.
В 2018 году телеканал Sky News сообщал о внезапном росте популярности кнопочных телефонов на Западе. Тогда это связывалось с желанием владельцев оградить себя от социальных сетей и интернета на смартфонах.
Теории заговора ни при чём: Эксперты объяснили повышенный спрос на кнопочные телефоны
Аналитики считают, что из-за пандемии коронавируса такая техника заменила для многих жителей России стационарные устройства.
Эксперты считают, что причиной спроса на кнопочные телефоны на российском рынке в первом полугодии 2021-го могли стать пандемия и летний сезон, когда многие уезжают на дачи. А вот с теориями заговора это никак не связано.
Гендиректор TelecomDaily Денис Кусков в беседе с RT отметил, что 25% россиян пользуются именно кнопочными телефонами — в эту группу входят дачники, некоторые приезжие, а также работники предприятий, где используют только такой вид связи. Эксперт не уверен, что во втором полугодии спрос будет таким же высоким. В свою очередь, шеф-редактор «Мобильных телекоммуникаций» Леонтий Букштейн считает, что сегодня кнопочные мобильники используются как запасной и упрощённый вариант.
«Это удобно, это надёжно, даже по размеру скромнее», — добавил специалист.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин связывает рост продаж с ковидными ограничениями и дефицитом поставок кнопочных телефонов во время пандемии.
«Везти их самолётом крайне дорого, поэтому везут либо железной дорогой, но чаще везут морем. В отсутствие логистики поставки были небольшими, возник дефицит», — заявил аналитик телеканалу «360». Он добавил, что стоимость кнопочных мобильников с 2019 года выросла более чем на 20%.
Карты «Мир» стали доступны в Apple Pay
Напомним, аналитики сообщили о возникшей среди россиян тенденции к покупке кнопочных телефонов. Некоторые эксперты объяснили повышенный интерес тем, что граждане стали внимательнее относиться к персональным данным, поэтому чаще выбирают телефоны, которые не могут так же легко, как смартфоны, собирать информацию о своих владельцах.