скрипты для собеседования по телефону
Скрипты для собеседования по телефону
Вы провели с кандидатами десятиминутное телефонное интервью: они в курсе того, что им нужно будет делать и согласны на предлагаемую зарплату. Осталось понять, кто из них лучше всего подходит вам по личным и профессиональным качествам. В этом и заключается главная цель собеседования.
Так же, как и с телефонным интервью, важно следовать алгоритму собеседования, чтобы не потерять нить разговора. Если вы будете выборочно пропускать блоки алгоритма, то вы легко потеряете шанс узнать о кандидате что-то, что может повлиять на его трудоустройство.
Чтобы провести собеседование с максимальной пользой, придерживайтесь алгоритма ниже. Аналогично со схемой телефонного интервью, мы опубликовали примеры фраз для каждого этапа собеседования.
Встретьте кандидата и тепло поздоровайтесь. Отведите кандидата в место проведения собеседования. Если вы проводите собеседование в пункте выдачи, то по пути можете показать его будущее рабочее место: это поможет ненавязчиво сформировать у кандидата впечатление, что он уже часть команды.
Скрипт:
«Добрый день, (имя кандидата). Пойдёмте за мной.»
Задайте несколько неформальных вопросов, чтобы расслабить кандидата. Далее обговорите с ним план собеседования. Предупредите, что будете делать пометки по мере беседы.
Скрипт:
«Как добрались? Легко было нас найти?
Давайте я расскажу, как будет строиться собеседование: сначала я задам вам несколько вопросов, потом отвечу на ваши, и в конце я вас скоординирую по дальнейшим действиям. Согласны?
Отлично. Во время нашей беседы я иногда буду делать пометки в блокноте. Не обращайте на это внимания.»
Существуют разные способы выявления личных качеств кандидата. Одни из эффективных — это прямые вопросы и кейсы (от англ. case — ситуация).
Задавайте прямые вопросы, если хотите услышать конкретные ответы или чтобы оценить речь кандидата.
Если вы хотите узнать истинные намерения и мысли кандидатов, то используйте кейсовые вопросы. Как составить кейсы: возьмите проблемную ситуацию, и спросите кандидата, как бы он поступил в той или иной ситуации.
Попросите кандидата что-нибудь рассказать, если хотите оценить насколько у него грамотная речь, связно ли он формирует мысли, держится ли он свободно или скованно смущается.
Скрипт:
«Расскажите про предыдущие места работы: что вам нравилось, что не нравилось? Почему решили уйти?»
«Чем увлекаетесь? У вас есть хобби?»
« У вас появился новый коллега, которому сложно влиться в коллектив. Что вы будете делать? »
Желательный ответ:
кандидат неформально с ним пообщается, чтобы расслабить
«Кто-то неудачно пошутил на счет вас. Ваши действия?»
Желательный ответ:
кандидат не будет обижаться, но если шутка ему действительно не понравилась, то он спокойно обсудит с пошутившим ситуацию и попросит больше так не делать.
Задавайте вопросы, которые касаются его отношения к людям.
Скрипт:
«Внезапно у вас зависла программа для выдачи заказов, и у стойки-ресепшен образовалась очередь из 6 человек. Клиенты начинают нервничать и агрессивно с вами общаться. Ваши действия?»
Желательный ответ:
кандидат будет вести себя адекватно, наладит со всеми клиентами контакт, а также свяжется с техподдержкой, чтобы починить программу.
«К вам пришел конфликтый клиент, который хочет вернуть заказ: ему пришла порванная футболка.Представьте, что он на вас накричал. Ваши действия?»
Желательный ответ:
кандидат спокойно относится к негативу со стороны покупателя и сохранит позитивный настрой.
Чтобы оценить ответственность и добросовестность кандидата, задавайте вопросы, которые выявят его отношение к обязанностям.
«Коллеге не хватает 100 рублей на ужин. Он взял деньги из кассы и вернул на следующий день. Вы об этом узнали. Как вы поступите?»
Желательный ответ: кандидат скажет о случившемся руководителю. Если кандидат сказал, что скроет этот факт или не видит в действиях коллеги ничего плохого — это должно вас насторожить.
«Если вас попросят выполнить работу, которая не входит в ваши обязанности, как вы на это отреагируете?»
Желательный ответ: сотрудник согласится выполнить работу, но позже обсудит такие моменты с руководителем.
Если у кандидата остались какие-то вопросы, ответьте на них. Как правило, на этом этапе у кандидата могут возникнуть возражения. Отработайте их.
Еще раз обсудите с кандидатом, согласен ли он на условия работы.
Скрипт:
«Давайте еще раз проговорим чем вам предстоит заниматься.
Позиция включает в себя 2 блока работы: работа со складом и работа с клиентом. С утра к вам приезжает поставка, вы её принимаете, раскладываете товар по полкам, сканируете в программу. Вес заказов может быть от 100 гр до 25-30 кг, но как правило таких тяжелых заказов бывает немного. Программа автоматически отправляет смс сообщение, что товар прибыл на ПВЗ. Когда клиент приходит, вы выдаете заказ и принимаете оплату. При необходимости принимаете клиентский возврат. Также в ваши обязанности входит сбор невостребованных заказов, которые нужно отправлять на склад, проведение инвентаризации, кассовая отчетность и ежедневная влажная уборка помещения.
Если вы на 100% уверены, что кандидат — ваш «идеальный сотрудник», то сориентируйте его по дальнейшим действиям. Помните, что перед заключением договора, вам понадобится проверить кандидата с точки зрения безопасности. Это может занять 1-2 дня. Для проверки попросите кандидата выслать паспортные данные.
Скрипт:
«Спасибо за беседу. Я хотел бы предложить вам работу. Что скажете?
Отлично. Когда вы готовы приступить к работе?
(ответ кандидата)
Договорились, тогда ваш первый рабочий день — (дата). Я вышлю вам список документов, копии которых нужно будет принести для оформления. Также вам потребуется пройти проверку службы безопасности. Для этого вышлите сегодня-завтра копию паспорта. (Проведите кандидата до выхода и тепло попрощайтесь) До свидания! ».
Если у вас назначены еще собеседования или вы пока не можете принять окончательное решение по кандидату — скажите ему, что свяжитесь с ним позже.
Отлично. (Проведите кандидата до выхода и тепло попрощайтесь) До свидания! »
Если вы готовы принять кандидата на работу, то направьте ему список документов для оформления и дату первого рабочего дня:
Пример сообщения со списком документов и датой:
«Добрый день, (имя кандидата)!
Ваш первый рабочий день … (дата)
Ждём вас в пункте выдачи на оформление в … (время)
Адрес пункта выдачи: …
Наденьте удобную обувь на низком ходу, используйте сдержанный парфюм и неброский макияж (для девушек).
Не надевайте вещи яркой кричащей расцветки и спортивные вещи с логотипами.
До встречи!
… (ваше имя)»
Если не готовы принять на работу, отправьте сообщение с вежливым отказом:
Пример сообщения с отказом:
«Добрый день, (имя кандидата)!
Спасибо за время, которое вы уделили нашей компании и открытой вакансии. Было приятно с вами пообщаться и узнать больше про ваш текущий опыт работы и планы на будущее
К сожалению, несмотря на позитивное впечатление от нашего общения, мы приняли решение продолжить диалог с другими кандидатами.
Я оставил ваше резюме в базе, чтобы у нас была возможность с вами связаться, если вакансия на эту должность повторно откроется. Если вы против, пожалуйста, сообщите.
Вопросы, которые вам следует задать рекрутеру, чтобы успешно пройти телефонное собеседование
В преддверии старта курса «IT-Recruiter» подготовили перевод материала, который содержит рекомендации по подготовке к первичному собеседованию.
Приглашаем также всех желающих на открытое демо-занятие «Как из человека сделать IT-рекрутера». На вебинаре участники вместе с экспертом обсудят, как апгрейдить обычного рекрутера до IT и поделятся полезными ресурсами для развития:
— топ познавательных, обучающих и развлекательных блогов и подкастов про IT и IT-рекрутинг;
— конференции, митапы, мастер-классы и просто интересные ивенты для IT-рекрутеров;
— интересные книжки про IT и людей в индустрии;
— зачем и как IT-рекрутеру читать Habr.
Знаете ли вы, на чем следует сосредоточиться, или вы изматываете себя подготовкой?
Как вы себя ощущаете, когда у вас на носу телефонное собеседование: измотаны переподготовкой или четко знаете, на чем нужно сосредоточиться?
Я помог многим своим друзьям пройти стадию телефонного собеседования и перейти наконец к заключительному раунду очных собеседований в технологических компаний, просто помогая им понять, к чему нужно готовиться.
Вам это кажется знакомым?
Ваш отклик на вакансию прошел этап отбора резюме (поздравляю!). Рекрутер отправляет вам электронное письмо с предложением договориться о вашем первом телефонном собеседовании.
Вы сразу же с головой ныряете в подготовку. Это неправильно!
Я все время замечаю за своими друзьями такое поведение. Как только они получают электронное письмо от рекрутера с просьбой назначить собеседование, они сразу же начинают бурную деятельность:
Мне нужно выписать КАЖДЫЙ факт о работе, которой я занимался, и мне нужно ЗАПОМНИТЬ все это!
Мне нужно выучить JAVASCRIPT за ОДНУ НЕДЕЛЮ!
Мне нужно КУПИТЬ НОВЫЙ ТЕЛЕФОН, чтобы мой голос звучал лучше!
Что вам нужно, так это немного расслабиться и начать задавать вопросы
Рекрутеры — ваши союзники, которые могут предоставить полезную информацию.
Команда по подбору персонала с радостью поможет вам сориентироваться в процессе собеседования. Это означает, что вы можете (и должны!) задавать им вопросы о предстоящем интервью.
Выясните, что вам нужно подготовить
Кто будет вас собеседовать по телефону? Это hr? Это коллега из команды, к которой вы хотите присоединиться?
Какого рода собеседование у вас будет? Это поведенческое интервью? Это кейс-интервью?
Какова основная цель этого собеседования? Оно будет сосредоточено на вашем опыте? Или основное внимание будет уделено вашим аналитическим способностям?
К каким дополнительным вещам вам следует подготовиться? Стоит ли вам сосредоточиться на новых продуктах, выпущенных компанией? Стоит ли вам узнать больше о финансовых показателях компании?
Знание ответов на эти вопросы сэкономит вам время, снимет душевное беспокойство и, что наиболее важно, даст вам больше шансов пройти это телефонное собеседование.
Вы можете задать рекрутеру следующие вопросы.
4 вопроса, которые можно задать рекрутеру перед телефонным собеседованием
1. С кем я буду общаться?
Если ваш рекрутер еще не сказал вам это, задайте этот вопрос. Вы узнаете имя интервьюера и, скорее всего, его должность. Это поможет вам поставить себя на место интервьюера.
Если ваш интервьюер является частью команды продаж, собеседование будет проходить немного под другим углом, нежели если вас будет интервьюировать кто-то из команды аналитиков. Располагая этой информацией, подумайте, какой опыт вы хотите выделить, чтобы он нашел отклик у вашего интервьюера.
По имени интервьюера вы можете найти его в LinkedIn, чтобы познакомиться с его опытом и биографией. Телефонные интервью с человеком, которого вы никогда не встречали и не можете видеть лицом к лицу, — это достаточно сложно. Проведите небольшое исследование, чтобы понять, кто этот человек, и это поможет вам уменьшить беспокойство при разговоре по телефону с незнакомцем, который вас оценивает.
2. Какого типа собеседование мне следует ожидать?
Если ваше собеседование по телефону будет общим поведенческим собеседованием, вы должны подготовиться к ситуационным вопросам, например: «Расскажите мне о случае, когда вам пришлось повлиять на члена команды, чтобы продвинуть вашу идею».
Если это аналитика или кейс-интервью, вам могут задать такие вопросы, как «как вы оцениваете, сколько бронирований обрабатывает Airbnb за один год?» или «как бы вы улучшили монетизацию Snapchat?»
Если это собеседование, посвященное продукту, вас могут попросить перечислить ваши любимые продукты, объяснить, почему и как вы могли бы их улучшить.
Знание типа собеседования поможет вам определить, какой области следует уделить особое внимание при подготовке.
3. На чем конкретно будет сосредоточено это собеседование?
Этот вопрос связан с предыдущим вопросом, но вы можете использовать его, чтобы конкретизировать для себя, как интервьюер будет вас оценивать. Каждое интервью преследует определенную цель. Здесь может быть что угодно, например: есть ли у вас соответствующий опыт? Хорошая ли у вас интуиция в своей области?
Опять же, этот вопрос поможет вам сузить круг тем, которые нужно подготовить. Время ограничено, не тратьте время на подготовку к тому, по чему вас не будут оценивать.
4. Стоит ли мне подготовить какую-либо конкретику?
Это хороший общий вопрос. Рекрутер может дать вам дополнительную информацию или подробности, которые могут оказаться чрезвычайно полезными. Они могут сказать что-то вроде:
Мы действительно ищем кого-то с сильным аналитическим опытом. Было бы полезно, если бы у вас были примеры, когда вам приходилось работать со сложными данными, чтобы принять решение.
Мы хотим знать, насколько хорошо вы работаете с командой разработки и насколько хорошо вы работаете над техническими проектами.
Рекрутер может помочь вам проявить себя наилучшим образом, это часть его работы!
Вот реальной пример из жизни. Мой друг Брэндон использовал эти вопросы, чтобы подготовиться к телефонному собеседованию в довольно известной технологической компании. Он прошел телефонное собеседование и отправился на очное собеседование.
Брэндон: Привет, ###! Меня устраивает! Какого типа собеседование мне следует ожидать? Что конкретно я должен подготовить? Спасибо!
Рекрутер: Привет, ###! Ожидайте, что это будет похоже на разговор с ###. Внимание будет сосредоточено на прошлом опыте и, в данном случае, могут быть вопросы по стратегии и/или анализу. Дайте мне знать, если у вас возникнут дополнительные вопросы, ###.
Обратите внимание — рекрутер подсказал Брэндону, что именно следует подготовить. Все, что нужно было сделать Брэндону, — это задать два вопроса в коротком письме.
Не распыляйтесь, готовясь к собеседованию. Сосредоточьтесь
Убедитесь, что вы готовитесь к правильным вещам. Не пытайтесь подготовиться ко всем возможным сценариям телефонного собеседования, изматывая себя. Выясните, на чем будет сосредоточено собеседование, буквально спросив: «На чем будет сосредоточено собеседование?»
Телефонное интервью: правила проведения + список вопросов
Телефонное интервью — отличный инструмент, который помогает оптимизировать процесс найма. Такое собеседование требует намного меньше времени со стороны каждого участника диалога. В этой статье мы разобрались, как правильно проводить телефонное интервью с кандидатом.
Основы собеседования по телефону в вопросах и ответах
Какова цель телефонного интервью?
Цель телефонного собеседования — оценка кандидатов по телефону, чтобы не приглашать их на собеседование лично. Это экономит время, и оптимизирует процесс найма.
Как провести хорошее телефонное интервью?
Подготовиться к собеседованию заранее, составив список вопросов, которые нужно задать кандидату. Использование программного обеспечения помогает планировать разговор и успевать отмечать все ключевые моменты. Также следует внимательно слушать ответы кандидата и делать заметки, чтобы иметь возможность вернуться к ним позже.
Как долго должно длиться телефонное интервью?
Не следует слишком затягивать беседу, постарайтесь придерживаться плана. Телефонное интервью не должно длиться более 15-30 минут, в зависимости от типа работы и уровня кандидата которого вы проверяете.
Обычно 15 минут достаточно, чтобы проверить, что соискатель понимает, какую работу ему предлагают, понимает должностные обязанности и имеет разумные ожидания в отношении заработной платы. В то же время рекрутеру достаточно времени, чтобы проверить актуальность предоставленной информации и принять решение о том, стоит ли идти с этим кандидатом дальше.
Помните, что вы, вероятно, потратите чуть более двух минут на знакомство. Так что реально у вас есть около 10 минут на вопросы. Имейте это в виду, у вас нет времени на общие вопросы о сильных и слабых сторонах.
Сколько вопросов должно быть в телефонном интервью?
От пяти до десяти вопросов. Большинство типовых вопросов в телефонном интервью, настолько объемны, что редко могут дать ценную информацию о кандидатах. Вам нужны сложные вопросы, которые касаются непосредственно рабочих ситуаций.
Преимущества и недостатки телефонного интервью
Телефонные интервью, как средство сбора первичных, качественных данных, становятся предпочтительным методом, поскольку они обеспечивают результат с меньшими сроками и затратами, чем проведение интервью 1:1 или других видов очного собеседования.
Однако телефонные интервью имеют целый ряд различных проблем, которые могут снизить ценность данного вида проверки кандидатов. Но если понимать слабые места таких собеседований, больше шансов не ошибиться и найти действительно стоящего кандидата. Разбираем преимущества и недостатки телефонного собеседования.
Преимущества телефонных интервью
Недостатки телефонных интервью
Как понять, что кандидат не подходит
Собеседование по телефону отличается от интервью лицом к лицу. Поэтому следует обращать внимание на следующие моменты, которые чаще всего указывают на то, что кандидат в итоге вам не подойдет.
Обычно вы не должны нанимать людей, мотивированных только деньгами.
Навыки, перечисленные в резюме, отсутствуют в LinkedIn, или наоборот, указан опыт, но не указаны навыки и соискатель плохо объясняет расхождения.
Большинству компаний нужны мотивированные кандидаты. Трудно представить кого-то мотивированного, но не энергичного во время телефонного интервью.
Если из разговора вы понимаете, что кандидат не уверен хочет ли он занимать именно эту должность и рассматривает варианты на другие должности (с другими обязанностями). Как правило, кандидаты, которые не знают чего хотят, не задерживаются в компании долго.
Прислушивайтесь к себе! Если вы рекрутер с большим опытом и чувствуете, что с кандидатом что-то не то, спросите мнение у кого-нибудь еще, даже если вы не можете понять, что именно не так.
Вопросы для телефонного интервью с кандидатом
Многие спрашивают себя: стоит ли готовить вопросы для интервью по телефону или лучше не готовиться и посмотреть, как сложится естественная беседа с кандидатом?
Как правило, на этом этапе собеседования, лучше задавать одинаковые вопросы каждому кандидату. Одинаковые вопросы — хороший способ сравнить кандидатов, и в то же время создать равные для всех условия.
Конечно, интервью по-прежнему будут отличаться между собой, ведь конкретный ответ может побудить вас углубиться в подробности. Лучше всего попытаться задавать определенный перечень вопросов во время каждого интервью.
Вопросы должны быть направлены на то, чтобы узнать больше о кандидате, т.е. расширить информацию, представленную в резюме и сопроводительном письме, и оценить, подходит ли профессиональный опыт кандидата для вашей вакансии.
Вот список лучших вопросов для телефонного собеседования. Здесь их больше, чем требуется, вы можете выбрать те, которые наиболее вам подходят.
В конце интервью не забудьте уточнить не осталось ли у собеседника вопросов. Важно дать ответ на любые вопросы, которые могут возникнуть у вашего кандидата, будь то работа или процесс найма. После того, как вы дали необходимые ответы, завершите собеседование, поблагодарив кандидата за его время и предоставив свои контактные данные.
Скрипт телефонного интервью
Здравствуйте, я ______, и я получил ваш отклик на должность _____.
Я хотел бы провести краткое телефонное интервью, которое будет длиться от 15 до 30 минут относительно вашей квалификации и заинтересованности в должности.
Вам удобно сейчас или лучше назначить другое время для беседы?
Спасибо, что уделили время. Вы можете связаться со мной по номеру _________. Не стесняйтесь задавать любые вопросы.
Наш следующий шаг — завершить телефонные интервью и определить, кого пригласить на собеседование. Мы обязательно сообщим о своем решении.
6 советов для телефонных интервью
Вот несколько советов, которые сделают процесс интервью по телефону более простым и менее трудоемким для интервьюеров и кандидатов. Знание того, как подготовиться к собеседованию по телефону, поможет вам быстро переключиться в режим собеседования и определить наиболее подходящего кандидата.
1. Проверка фактов
Когда кандидат в резюме упоминает конкретную цифру или факт, запишите их и спросите об этом позже в интервью. Если ответы совпали, то, скорее всего, кандидат не приукрашивает свои умения и заслуги.
2. Говорить меньше, слушать больше
Задача рекрутера задавать вопросы и слушать, что говорит кандидат. Не позволяйте себе рассказывать об отвлеченных вещах, сосредоточьтесь на главном и помните о своей цели.
3. Умное планирование
Запланируйте 15-минутные звонки, но выделите час в вашем календаре. Таким образом, если вы найдете талантливого кандидата, сможете пообщаться чуть дольше. Для менее впечатляющих кандидатов вы можете завершить разговор за 15 минут.
4. Избегайте выгорания
Не проводите больше 4 часов телефонных интервью в день, иначе устанете от собеседований. Кандидаты понимают это, потому что видят незаинтересованность с вашей стороны.
5. Делайте подробные записи
Если у вас есть несколько кандидатов, эти заметки помогут вам разобраться и запомнить их ответы на собеседованиях. Если вы решили провести личное собеседование, раздайте записи всем интервьюерам.
6. Будьте организованы
Используйте систему отслеживания кандидатов (ATS, Applicant Tracking System), чтобы кандидаты не терялись. Это может быть как отдельный инструмент для рекрутинга, так и модуль в составе более сложной системы для HR-ов
Выводы
Телефонное интервью с кандидатом — это отличная возможность сэкономить время и средства компании и отобрать лучших кандидатов для собеседования 1:1. Тщательная проработка вопросов и анализ информации позволяют предварительно оценить и отсеять неподходящих кандидатов, чтобы в будущем больше времени уделить действительно талантливым кандидатам.
Подписывайтесь на рассылку статей для HR и рекрутеров! Будьте в тренде с Hurma 😉
Я даю своё согласие на обработку Персональных Данных в соответствии с Политикой конфиденциальности и принимаю Пользовательское соглашение
Как пройти собеседование по телефону: советы по пунктам
Собеседование по телефону и проще, и сложнее очного.
Сложнее, потому что:
Как подготовиться к телефонному собеседованию
Работодатель может поступить двумя способами:
Ясно, что в плане подготовки первый вариант выгоднее. Но предварительная договоренность имеет место не всегда.
Если время беседы согласовано заранее:
Если время звонка не согласовано заранее:
Вопросы работодателю
Времени мало, поэтому вопросы пригодятся краткие и по существу. Например:
Подготовка к собеседованию по телефону включает:
Какие вопросы задают во время собеседования по телефону?
Менеджеру по подбору персонала с помощью короткой беседы нужно получить ответ на вопрос: есть шансы, что этот специалист нам подойдет, стоит ли тратить время на очную встречу? Поэтому вопросы будут краткими и конкретными. Внимание будет сфокусировано на требованиях вакансии. Также работодателя интересуют ваши мотивы.
Как вести себя во время собеседования по телефону:
В завершение беседы не забудьте поблагодарить работодателя или рекрутера за звонок. Не возбраняется добавить, что вы готовы продолжить общение в удобном для собеседника формате. Попросите дать вам электронную почту собеседника. Во-первых, с ее помощью вы спустя время узнаете о результате разговора — если рекрутер не позвонит. Во-вторых, электронный адрес — это контакт, который пригодится в дальнейшем. Например, в этот раз вы не пройдете собеседование. Будет уместно уточнить, в письменной форме, каких навыков/качеств вам не хватило для успеха. Недостающие навыки можно приобрести (закончив курсы, посетив серию семинаров) и сообщить об этом работодателю, отправив ему обновленное резюме и убедительное сопроводительное письмо.