синагога великие луки номер телефона
Великие Луки
При общине функционируют библиотека, семейный клуб. Регулярно проводятся еврейские праздники, шаббаты. Представители общины участвуют в региональных семинарах. Гуманитарная помощь, оказываемая общиной, включает: распределение календарей, ханукальных, пуримских наборов, мацы перед праздником Песах.
Религиозная организация «Великолукская Еврейская община «Менора»
Куница Александр Семенович
Александр Семёнович Куница родился 8 июня 1947 г. на Украине, в г. Винница. В 1954 г. пошёл в школу, с 16 лет работал и учился в вечерней школе. В 1965 году поступил в Ленинградский институт текстильной и легкой промышленности, который окончил в 1970 г. по специальности инженер-экономист.
По распределению Александр Семенович приехал в г. Великие Луки на трикотажную фабрику, где проработал до 1980 года. С 1980 по 1999 гг. занимал должность заместителя генерального директора по экономике и финансам Великолукского завода высоковольтной аппаратуры. С 1999 г. и до настоящего времени занимается бизнесом.
В конце 80-х гг. Куница С. М. начал активно участвовать в возрождении жизни еврейской общины города, возглавил попечительский совет «Маген Хэсэда» и культурно-гуманитарный центр «Шатиль».
С 1999 Александр Семенович является председателем великолукской еврейской общины РО «Менора». Под его руководством в городе создан «Спонсорский клуб», представители которого оказывают постоянную материальную поддержку общине.
В литературе имеются сведения о том, что еврейское население появилось в Великих Луках только в 1865-66 гг. В результате большого пожара была уничтожена значительная часть городских построек и тогда, чтобы возродить промышленность и торговлю, последовало Высочайшее разрешение Александра II перенести черту оседлости и переселить в Великие Луки евреев из находящегося в 60-и км г. Невеля Витебской губернии. Царь-реформатор оказался прав в своём решении: через 40 лет крупнейшими торговцами в городе стали бывшие переселенцы.
Основным занятием евреев города в конце 19 в. было изготовление одежды; евреям принадлежали ряд фабрик, типография, почти все аптеки. В 1871 году правительственные инстанции потребовали от местных властей сведения о численности еврейских фамилий и их семей в Великих Луках. Из их ответа видно, что в 1871 году здесь проживало постоянно 36 и временно 2 еврейские семьи, всего 158 человек, в 1897г. — 669 (7, 9% населения), в 1910 г. — 921, в 1923 г. — 1800 (11%), в 1926 г. — 1627, в 1939 г. — 1519 евреев.
Великолукская синагога первоначально располагалась в деревянном доме, принадлежавшем в 1895 г. купцу Шае Беркову Берлину и находившемся на пересечении современных улиц Горной и набережной Лейтенанта Шмидта. Затем, в конце 90-х годов 19 в., было выстроено каменное здание синагоги.
В октябре 1905 г. еврейское население Великих Лук пострадало от погрома, были убитые. В 1917-1919 гг. в городе работал сионистский клуб и школа с преподавание на идише. Известно, что в этот же период еврейской общиной пожертвовано в фонд помощи голодающим 150 млн. руб. Помимо этого община на свои средства содержала около 300 беженцев.
В 1929 г. последовало решение властей о ликвидации молитвенного здания синагоги в г. Великие Луки. Было предписано изъять у еврейской общины каменное здание синагоги и передать его под еврейский клуб, что должно было, по мнению властей, действительно отвечать запросам еврейского населения. Религиозному объединению оставалось деревянное одноэтажное здание бывшей синагоги, а в каменном здании расположился еврейский клуб. Назвали его «Эмес» («Правда»).
В предвоенные годы в Великих Луках работала еврейская школа и еврейский детский сад. Во время Великой Отечественной Войны многие евреи ушли на фронт и пали на полях сражений или умерли от ран и контузий. Те, кто не успел эвакуироваться, скрывались в окрестных деревнях. Оставшиеся в городе евреи были расстреляны. Рядом с Невелем существует место скорбной памяти — Голубая Дача. Здесь было уничтожено за одну ночь около 2000 евреев.
В Великих Луках родился один из наиболее известных любавичских хасидов, раввин Михоэль Тетельбойм.
В настоящее время еврейская община г. Великие Луки живёт насыщенной и активной жизнью. В 1996 г. в городе был создан еврейский культурно-гуманитарный центр «Шатиль». В 1999 г. при поддержке Джойнта начал работать еврейский благотворительный центр «Маген Хесед «.
По пятницам во всех еврейских организациях люди собираются, чтобы вместе встретить Шаббат.
Очень важным фактором для сплочения общины и для привлечения к жизни в соответствии с духом еврейской традиции, является проведение больших праздников: Песаха, Лаг-ба-Омера, Шавуота, Рош-А-Шона, Суккота, Хануки и Пурима с великолепными концертами, весёлыми песнями и танцами, красивыми еврейскими застольями, это стало возможным благодаря помощи Федерации Еврейских Общин России. В Великих Луках существует так называемый «Спонсорский клуб», в него входят люди, оказывающие материальную помощь общине. С городской администрацией у еврейской общины отношения доброжелательные, на больших праздниках обычно присутствуют представители городских властей.
Синагога великие луки номер телефона
7 сентября 1999 года открыл свои двери Еврейский Благотворительный Центр «Маген Хэсэд». Это было знаковое событие для всех евреев города Великие Луки. Еврейская община обрела дом и начала новую главу своей истории. Хэсэд стал центром еврейской жизни общины. Начали работать социальные благотворительные программы, кружки и клубы по интересам. Еврейские праздники стали украшением еврейского дома. Работники Центра и десятки волонтёров старались, чтобы «Маген Хэсэд» стал действительно уютным домом и местом, где найдёт помощь и понимание каждый, кто придёт туда. В этом году Еврейскому Благотворительному Центру исполнилось 22 года. Для подопечных центра был накрыт праздничный стол. В тёплой домашней обстановке пожилые люди делились друг с другом воспоминаниями, вспоминали всех тех, кто стоял у истоков Центра: волонтёров, сотрудников, благотворителей. Звучала музыка, все вместе пели песни композитора Л.Ф.Амелина. К дню рождения «Маген Хэсэд» был обновлён музей Центра. В новом виде предстала история еврейской общины: от самого начала и до наших дней. Еврейское наследие живо, а это очень важно для будущих поколений.
День рождения «Маген Хэсэд»
7 сентября 1999 года открыл свои двери Еврейский Благотворительный Центр «Маген Хэсэд». Это было знаковое событие для всех евреев города Великие Луки. Еврейская община обрела дом и начала новую главу своей истории. Хэсэд стал центром еврейской жизни общины. Начали работать социальные благотворительные программы, кружки и клубы по интересам. Еврейские праздники стали украшением еврейского дома. Работники Центра и десятки волонтёров старались, чтобы «Маген Хэсэд» стал действительно уютным домом и местом, где найдёт помощь и понимание каждый, кто придёт туда.
В этом году Еврейскому Благотворительному Центру исполнилось 22 года. Для подопечных центра был накрыт праздничный стол. В тёплой домашней обстановке пожилые люди делились друг с другом воспоминаниями, вспоминали всех тех, кто стоял у истоков Центра: волонтёров, сотрудников, благотворителей. Звучала музыка, все вместе пели песни композитора Л.Ф.Амелина. К дню рождения «Маген Хэсэд» был обновлён музей Центра. В новом виде предстала история еврейской общины: от самого начала и до наших дней.
Еврейское наследие живо, а это очень важно для будущих поколений.
Синагога великие луки номер телефона
Еврейская община Великих Лук и ее деятели
(Период до 1917 года)
Между тем, община Великих Лук – в первой десятке еврейских общин, официально разрешенных вне черты оседлости. Хотя Псковская губерния в нее никогда не входила, уезд граничил с Невельским и Велижским уездами, входившими в черту. Известно, что евреи посещали Великие Луки задолго до официального на то разрешения. Первое сообщение об этом, известное нам, таково:
Здесь налицо основные элементы временного проживания евреев: молитвенная школа, резник, обеспечивающий приезжих кошерным мясом, и заезжий дом.
Таблица 1. Число евреев, проживающих в Великих Луках в 1857-1863 гг. [7]
Таблица 2. Число евреев, проживающих в Великих Луках в 1870-1878 гг. [12]
У Абрама Ягудина был гордый, волевой характер, позволивший ему сохранить веру в страшные годы пребывания в кантонистах. Но армия ожесточила его. По словам его сына Лейбы, «характер отца был тяжелый и грубый. Он был против образования детей, не разрешал читать книги, жалел деньги на свечи. Приходилось читать тайком». Впрочем, грубыми и малокультурными было большинство николаевских солдат, хотя как привилегированная категория еврейского населения они пользовались авторитетом в еврейской среде.
Расположение Великих Лук на Белорусском тракте делало в прошлом город важным торговым центром, способствовало развитию экономики. Но в 1859 году открылось движения по Петербургско-Варшавской железной дороге, прошедшей через Псков и Остров. Через Невель, минуя Великие Луки, проложили Киевское шоссе. Оказавшийся в стороне от главных торговых путей, город постепенно утратил экономические позиции: промышленность захирела, торговые обороты упали.
В 1901 году в жизни общины произошло событие, замеченное губернской прессой:
«Великие Луки. 29 июля, в нашем городе, в 1 час дня происходила торжественная закладка еврейского молитвенного дома, в присутствии многих лиц христианского и иудейского исповеданий.
«Синагога», публикуется впервые
Прокладка железной дороги еще до ее завершения повысила ценность земли в уезде. Среди его крупных землевладельцев в эти годы появилось несколько евреев (Табл. 3).
Название имения, волость, количество десятин
Еврейские корни
Текущее время: 22 окт 2021, 18:28
От всей души поздравляем вас
с праздником Рош ха-Шана!
Пусть новый год будет изобильным и сладким.
Желаем вам всего самого хорошего!
Великие Луки
Модератор: Mike_m
Великие Луки
Довольно интересная статья про еврейскую общину в Великих Луках:
http://berkovich-zametki.com/Nomer10/Chaesh1.htm
Надеюсь кому-то пригодится.
Великие Луки
Капул (Смоленская обл., Могилёвская обл.)
Великие Луки
В РГИА,есть одно интересное дело: «именной список евреев проживающих в Великих Луках по состоянию на 1871 год».
ф. 821, оп. 8, д. 75, л. 1.
Прикладываю данное дело. Там указаны посемейные списки, с указанием приписки и степени родства(жена, дети).
Я хотел первоначально напечатать все имена и фамилии здесь в виде текста, но увы, мои познания в области еврейских имён и фамилий не так хороши и многое я разобрать просто не смог что написано.. так что, не из-за лени, не печатаю список.
Надеюсь, кому-нибудь будет полезно.
Капул (Смоленская обл., Могилёвская обл.)
Великие Луки
Результат оцифровки во вложении. Действительно, некоторые части документа читаются с трудом: сложный почерк с завитушками, загадочные фамилии и, особенно, имена. Например, женские имена Сарамака, Хавиюдаса (это еще можно предположить Хава-Юдася), Делькавпилиш, Рисетеря. Мужские имена Лейзен (Лейзер?) и Фрол (Фроим? Сроль?). Может, список писался на слух?
Индекс фамилий
Номер внутри списка | Фамилия |
30 | Аграчев |
21 | Берсон |
10 | Бесяков |
12, 13 | Видревич |
38 | Вязлинский |
9 | Вязменский |
22 | Вялкин |
17 | Гимейн |
24, 37 | Голощекин |
4, 32 | Гольдин |
35 | Готольер |
6 | Давидов |
15 | Дризовский |
14 | Есфен |
11 | Звягин |
31 | Злищенский |
8 | Карповский |
25 | Кетстоф |
2 | Кремер |
19 | Кривошеев |
26 | Лебедев |
22 | Лейкин |
37 | Милер |
27 | Минц |
33 | Моносов |
21 | Музинок |
11 | Пасов |
7 | Рабинович |
18 | Саганов |
1 | Саирон |
5 | Свестников |
28 | Тинхилевский |
21 | Тительбаум |
14 | Туршин |
3 | Фардман |
36 | Фрейдзон |
5 | Фругбех |
23, 34 | Цодыков |
11 | Школьниксон |
20 | Шундяков |
29 | Щеглов |
16 | Ягудин |
Великие Луки
Воспоминания внука часовых дел мастера Янкеля Фрейдзона:
http://rapoport.narod.ru/open.html
Из непонятных соображений Абрам Николаевич (Израилевич) Рапопорт не
упоминает девичью фамилии матери,
но не могло же в Великих Луках в 1870-ые проживать более одного Дисненского мещанина, часовых дел мастера по имени Янкель??
Герман Яковлевич Фрейдзон (1879-1942) имеется в списках погибших в блокаду.
Великие Луки
ЦИАМ 459-14-209
Выпускники реальных училищ
Великие Луки
Что касается списка,
то по N9 и 39 разумеется Вульф Аронов и его брат Алкон Аронов Вязьменские.
Под N35 без сомнения Давид Готгильф (его упоминает Анатолий Хаеш в заметке про еврейскую общину Великих Лук).
А вот под N31 я подозреваю Эли Земцовского.
У него там указан сын Лейба, а в невельском купечестве 1-й гильдии на 1912 год находился Лейба Эльев Земцовский с женой и четырьмя детьми.
Великие Луки
и онлайн дерева.
Интересно, что в картотеке лишенцев ЦГА встречается Абрам Борисович Каценеленбоген из Великих Лук.
А в книге Л.М.ФИШ «Вся Россия» в колонке 2071 некий Абрам Беркович Каценеленбоген занимается москательной торговлей:
https://dlib.rsl.ru/viewer/01003801875#?page=447
но это оказалось не так.
Синагога великие луки номер телефона
Еврейское кладбище
К 1871 году в Великих Луках проживало 170 евреев. Несмотря на то, что Псковская область не входила в зону оседлости, евреям, пострадавшим от пожара в Невеле, губернатор дал позволение поселиться в Великих Луках. Тогда же в городе появился молельный дом, тогда же, вероятно, появилось и еврейское кладбище, расположенное в 4 верстах от города (место, где оно располагалось, не уточнено).
К 1895 году еврейской общине Великих Лук, насчитывающей уже более шестисот человек, понадобилось новое кладбище. В ходатайстве в городскую думу было указано: «нынешнее кладбище переполнено, расширить же его прибавкою земли невозможно, и к тому же просители не имеют средств купить где-либо участок земли для указанной цели». Решением от 15 сентября 1895 года, получив заключение управы, дума постановила: «отвести… место под еврейское кладбище, мерою не свыше одной десятины, на городской земле близ деревни Рыконова».
По какой причине новое еврейское кладбище разместилось не в низинах Ловати, а вблизи современной улицы Суворова – неизвестно. Но, так или иначе, кладбище, которое достаточно благополучно пережило годы оккупации и остаётся действующим в наши дни, разместили именно здесь. Большой урон, к сожалению, этому месту был нанесён в послевоенные годы, когда местные жители, не стесняясь, растаскивали могильные камни для укрепления фундаментов своих домов, и в 2000-х годах, когда кладбище «посетили» вандалы.
Тем не менее, некоторые из старых захоронений можно увидеть и сегодня. Одно из них наиболее интересно и загадочно. Надпись на нём короткая, без имён и дат, и гласит: «Здесь похоронены Ромео и Джульетта еврейского народа».
Кто были похороненные здесь люди, когда они умерли, и что значит эта надпись – неизвестно…