сидит в телефоне на уроке
Пед. ситуация «использование телефона»
Вижу, что ученица 4 класса на уроке пользуется телефоном. Причем не прячет его, а сидит и смотрит в экран. Обычно, я говорю в таком случае: «Убери, пожалуйста, игрушку». Как правило, убирают. В этом случае, ученица начинает мне отвечать примерно следующее: «Это не игрушка». Отвечаю: «На уроке, игрушка. Ты прекрасно знаешь, что пользоваться им на уроке нельзя». В ответ: «Я не пользуюсь, я просто смотрю». Подхожу и говорю: «Если не уберешь, то отнеси мне на стол, а после урока заберешь» Летит следующая фраза: «Не имеете права». Говорю: «Я не забираю у тебя телефон, поэтому о нарушении права речи быть не может, просто он тебе мешает, а мы, решая эту проблему, нарушаем права твоих одноклассников. Поэтому пусть полежит у меня на столе. После урока заберешь».
Действующие лица: ученица, которая на уроке смотрит в телефон, вместо того, чтобы учиться; учитель, которая просит убрать телефон.
Ребенок не знает норм поведения на уроке, то есть своих учебных обязанностей, но знает свои права.
Проблема – незнание детей своих обязанностей во время учебного процесса.
Педагогическая задача – какие права и обязанности ученик должен соблюдать во время учебного процесса?
Варианты решения задачи:
— поговорить с ребенком, объяснить ей, что на уроке нельзя пользоваться телефоном;
— провести классный час на тему «Мои права и обязанности на уроке»;
— провести родительское собрание и составить памятку;
— поговорить с мамой девочки, о том, что телефоном нельзя пользоваться на уроке.
— Добрый день уважаемые родители, я рада вас видеть на нашем собрании. Спасибо, что пришли. Сейчас я попрошу вас встать в круг.
— Я предлагаю вам сейчас сказать, как вас зовут, и назвать время года, которое у вас ассоциируется с вашим настроением на данный момент и объяснить, почему именно оно.
— Спасибо. Прошу вас садитесь.
— Как сказал однажды председатель федеральной думы Владимир Горбачёв: «У обязанности, в отличие от права, есть помощники — ответственность и наказание.» (слайд)
— Уважаемые родители, ведь не только у нас с вами есть права и обязанности, но так же они есть и у наших детей. В данный момент ваши дети являются учениками школы, значит имеют определенные права и обязанности, которые связанны именно с учебным процессом.
— И на сегодняшнем родительском собрании я предлагаю вам вспомнить, какие есть права и обязанности у ваших детей.
— Как вы считаете, каким образом мы можем это сделать? (проговорить их, записать)
— Спасибо за ответы. Я предлагаю поставить такую цель нашего собрания: «Составить памятку о правах и обязанностях на уроке»
— Как вы считаете, какие правила поведения должен знать ученик? (ответы)
— Я предлагаю вам поработать в группах по три человека и выяснить это самостоятельно.
Право на получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей.
Право на свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений в корректной форме, не унижающей прав других людей. Взглядам учащегося уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью.
Право быть выслушанным.
Право на получение информации, соответствующей его возрасту, целям и задачам учебно-воспитательного процесса.
Право на открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.
Учащийся приходит в школу за 15 минут до начала занятий, чистый, опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.
Не разрешается пользоваться плеерами и средствами мобильной связи на уроках.
Запрещается употреблять непристойные выражения и жесты.
Учащийся школы должен уважать достоинство обучающихся и работников школы.
На уроках запрещается отвлекаться самому и отвлекать других от занятий посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку делами
— Уважаемые родители, я попрошу вас взять пульты и ответить на вопрос: «Расскажите ли вы своим детям об их правах и обязанностях во время занятий?»
«Удовлетворены ли вы результатами родительского собрания?»
— Спасибо за ваши ответы.
— А сейчас я попрошу вас написать на листиках, которые я вам выдам ваши впечатления, эмоции от собрания.
— Кто-нибудь хочет поделиться своими мыслями?
— А сейчас я попрошу вас положить ваши листочки в «коробку эмоций». Так мы с вами сможем сохранить воспоминания о сегодняшнем собрании.
Как примирить телефоны и школу: советы учителей
Действительно, цифровые технологии занимают значительное место в нашей жизни. Но если взрослые люди часто используют различные приложения и электронные ресурсы в образовательных целях, то детей чаще всего интересует лишь развлекательные возможности того или иного гаджета. Более того, не получая из интернета новой информации, не обучаясь чему-либо новому, принесённый на урок телефон не позволяет и во время занятия впитывать знания от преподавателя.
С такой распространённой проблемой в разных странах, городах и отдельных школах справляются по-разному. Например, французские школьники больше не могут пользоваться смартфонами не только во время занятий, но даже и во время отдыха между уроками — такое решение принял Парламент Франции дабы исключить любую возможность отвлечься на посторонний предмет во время занятий.
В некоторых школах время использования смартфонов на территории школы чётко регламентируется. Передовая школа Hellerup School в Дании успешно практикует подобный подход, несмотря на то, что в учебном процессе интернет используется весьма активно — доступ к сети свободен, многие виды работы нацелены на использование компьютеров.
Однако существуют и преподаватели, полагающие, что не стоит бояться технического процесса — им нужно пользоваться, но с умом! Так, директор института неформального образования INO Дмитрий Зицер в своём интервью каналу «360» поделился мнением: «Смартфон — это часть жизни. Сейчас надо говорить о том, как научиться учителям использовать то, что дети постоянно с телефонами. Смартфон надо сделать верным помощником, а не превращать во врага. Учителям необходимо делать уроки нескучными, интересными, можно подключать телефоны».
Но каким же образом использовать телефон во время урока, чтобы гаджет наконец начал приносить пользу во время занятия?! Российские преподаватели, сумевшие ответить на этот вопрос, поделились с нами своими советами и «лайфхаками».
Прежде чем начать использовать смартфоны во благо урока, следует определить время и место телефонов во время занятий.
1. «Перевёрнутое» обучение
Начнём с того, что использовать цифровые технологии возможно настолько глобально, что изменится весь формат учебного занятия.
Вместо того, чтобы читать весь урок лекцию, преподаватель может записать лекцию самостоятельно, вне класса, тем самым освободив урочное время на практические занятия. Записанная учителем лекция размещается на доступном для учащихся электронном ресурсе. В удобное для себя время школьники заходят в интернет, смотрят обучающие видео от своего учителя, могут задать вопросы в специально для этого созданном чате, закрепляют новую тему лёгким тестом. На уроке в стенах школы преподаватель уделяет основное внимание практике, а также разбору основных вопросов по самостоятельно изученной теме. Такой подход имеет успех у большого количества молодых преподавателей (особенно в Европе) и называется «перевёрнутым обучением» (flipped learning).
2. Пойти на мировую
Если коренные изменения формата урока невозможны, то следует научиться использовать возможности гаджетов в свою пользу во время занятий в школе. Прежде всего следует провести беседу с учениками. Во время беседы стоит обсудить плюсы и минусы наличия телефонов на уроках. Преподавателю необходимо донести до учащихся, как телефоны отвлекают ребят от усвоения новой темы, чем это грозит (не наказание со стороны учителя, а невозможность усвоить новую тему, неуспеваемость и т.д.). В то же время следует принять и мнение учеников, что телефон на парте — это не обязательно отвлекающий предмет, ведь, например, посредством него родители могут связаться со своим ребёнком в экстренной ситуации.
Неплохой идеей после обсуждения острой темы станет заключение с учениками своеобразного соглашения. Это может быть стенгазета или плакат, размещённый на стене, а могут быть и бланки, похожие на настоящие документы. В таком соглашении должны быть чётко оговорены время и длительность использования гаджета. Возможны перечисления дисциплин, на который от использования телефонов лучше вообще воздержаться — например, на уроках физкультуры во избежание поломки аппарата.
Далее, указав в соглашении всё необходимое, можно подписать «документ» сообща (в случае со стенгазетой) или индивидуально. Периодически к такому документу можно обращаться, а также находить ответы на возникающие по данной теме вопросы. Таким образом, преподаватель не в ультимативной форме приказывает детям отложить телефоны (потому что это не работает), а обсуждает с ними проблему, находит выход из ситуации и вместе с детьми «разрабатывает» настоящий проект, в котором «и волки сыты, и овцы целы».
3. «Следи за смайликом!»
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно.
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Желтый свет — предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
Интересной идеей может стать регулирование времени использования телефона или вообще присутствия гаджета на парте с помощью цветных стикеров. Такие наклейки или стикеры со смайлами (рожицей) своим цветом или изображением будут сигнализировать о «доступности» телефона во время занятия.
Например, красная карточка или наклейка с грустным смайликом, размещённая сверху школьной доски, будет сообщать всему классу, что на данном уроке следует убрать смартфон с парты и пользоваться во время занятия им нельзя. Зелёный цвет или радостный смайл станет сигналом достать смартфоны из рюкзаков, так как на этом уроке технологии будут активно использоваться. И, наконец, жёлтый цвет или смайлик с подмигиванием возвестит о том, что смартфоны можно не убирать с парты, но они должны лежать экраном вниз.
Такой цветовой метод хорош тем, что правила пользования телефонами на уроках будут оглашены заранее, дети без лишних слов способны понять, нужен ли им на уроке сегодня гаджет, и, естественно, станут с нетерпением ожидать зелёного разрешающего цвета.
Если у учителя появится желание разнообразить карточную гамму, то можно взять цвет карточки за основу (красный — жёлтый — зелёный), а изображение на карточке менять. Например, на фоне запрещающего красного цвета могут оказаться злобный смайлик, грустный, со слезами, рука в знаке «стоп», перечёркнутый телефон, изображение полицейского и т.д. На зелёном разрешающем цвете можно разместить улыбающийся смайл, телефон, котёнка, единорога, солнышко и т.д. Такое разнообразие даже при запрещении телефона на занятии поднимет настроение учащимся, они обязательно станут обращать внимание на стикер уже в начале урока, будут относиться более лояльно к такой «политике» преподавателя.
«Фотографировали меня, чтобы сделать мемы». Как жить учителям, если дети постоянно снимают их на смартфон
Подростки любят транслировать свою жизнь в соцсетях — показывать еду, покупки, как проходит день. Когда наступает учебный год, большая часть таких видео записывается в школе. Это нравится не всем учителям, поскольку нередко именно они становятся главными героями съемок. Разбираемся, законно ли это вообще — снимать и выкладывать в интернет видео из школы — и что в таких случаях могут предпринять педагоги.
Мнение учителей: «Было неприятно и непонятно, зачем они это делают»
1 сентября в хабаровской школе № 76 педагог дополнительного образования на школьной линейке перед детьми и родителями исполнила восточный танец в довольно откровенном сценическом костюме. Кто-то из присутствующих заснял это на телефон и выложил в интернет. Видео быстро разлетелось по социальным сетям — случился большой скандал, пользователи, а затем и СМИ, стали возмущаться — это, мол, неэтично и вообще разврат.
На следующий день педагог попросила прощения: «Я хочу искренне принести извинения всем детям, родителям, бабушкам, дедушкам и всем тем, у кого мое выступление вызвало какие-то негативные эмоции, непонимание, недоумение, какие-то чувства, которые ввели вас в резонанс. Своим творческим номером, изображая птицу счастья, я никого не хотела оскорбить и обидеть ваши чувства. Я хотела принести вам радость». Директор этой школы и вовсе написала заявление об увольнении.
Это не единственный случай, когда учитель попал сначала в объектив, а потом — на растерзание публики. В 2019 году школьники сняли на видео, как педагог читает отрывок из рассказа американского писателя Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху», и выложили это в интернет. Через несколько дней его уволили. В 2018 году ученики выложили в сеть, как их обзывает учительница музыки. Родители подали жалобу, педагога вызвали в прокуратуру. И таких историй очень много.
Екатерина (имя изменено. — Прим. ред.), учительница из Краснодара, рассказала «Мелу» про свой опыт: «У меня были ситуации, когда ученики снимали меня на видео. Сначала я этого не замечала, думала, что они сидят в телефоне или списывают. Через некоторое время это стало происходить в более наглой форме. В основном снимала небольшая компания, которой было не совсем интересно то, что происходит на занятиях, и которая не боялась плохих оценок.
На уроках я старалась всячески это пресекать: забирала телефон, делала замечания. Было неприятно и непонятно, зачем они это делают. В конце концов я не выдержала и попросила эту компанию остаться после занятий.
Я старалась спокойно обсудить сложившуюся ситуацию и объяснить им, что это неприлично. Мы долго разговаривали, в итоге они признались, что фотографировали меня, чтобы делать мемы для школьной группы во «ВКонтакте». Они показали мне эту группу, там я нашла фотографии своих коллег. Мемы никаким образом не оскорбляли нас как личностей и не высмеивали, они были иллюстрацией к шуткам по нашим предметам. Однако я попросила ребят больше этого не делать, они согласились. Если бы у других учителей возникла подобная проблема, я бы посоветовала им спокойно обсудить все с учениками, поскольку другие меры в моем случае не сработали бы».
Мнение учеников: «Общество уже привыкло к тому, что камеры нас окружают»
Иногда дети снимают друг друга и тоже становятся героями скандалов. Например, в мае 2021 года в Таганроге третьеклассник пригрозил начать «тр****ь училку» у доски. Одноклассники это засняли и выложили в сеть. Видео набрало много реакций в тиктоке. Родители других учеников написали жалобу в МВД с просьбой разобраться в ситуации.
А в 2019 году группа подростков начала травить мальчика из-за того, что он увлекается музыкой и хотел пойти заниматься в ансамбль Ильи Резника. Ученики школы № 1536 устроили буллинг младшего ученика, окунули его головой в школьный унитаз и сняли все это на видео. После этого инцидента трудовые отношения были расторгнуты и с директором школы, и с классным руководителем.
Восьмиклассница Карина тоже любит снимать видео на телефон. Она объяснила «Мелу», зачем это делает:
«Мне нравится снимать и монтировать видео, распространять их в социальных сетях. В школе я часто снимаю просто истории в инстаграм. Например, как мы с друзьями проводим перемену: можем подурачиться, подойти к одноклассникам, позадавать им какие-нибудь глупые вопросы. Нам кажется это смешным. Учителей стараемся в кадр не брать, потому что они к этому относятся по большей части негативно.
Обычно разрешения у людей в кадре я не спрашиваю, потому что люди видят, что я делаю. Некоторые просто обходят, некоторые проходят в кадре, некоторые просят пройти. Но если человек не замечает, что попадает в кадр, я не вижу в этом ничего критичного. На улицах, в магазинах — везде есть камеры, и люди постоянно в них попадают. Мне кажется, общество уже привыкло к тому, что камеры нас окружают».
Почему мы вообще снимаем всё на камеры
Нейробиолог Татьяна Смирнова считает, что в желании делать фотографии или видео нет ничего плохого: с древних времен люди пытаются тем или иным способом сохранить информацию. Другой вопрос, что смартфоны вывели эту практику на новый уровень.
«Прежде всего имеет значение сама связь со смартфоном. Исследование, проведенное Университетским колледжем Лондона сразу в 9 странах по всему миру, показало, что мы относимся к своим телефонам так же, как и к своему дому. Смартфон буквально становится местом, где мы живем. Соответственно, возникает желание все хоть сколько-нибудь значимое «принести домой».
Помимо этого, люди зачастую боятся, что образы, воспоминания, эмоции сотрутся из памяти, и полагают, что большое количество фото и видео предотвратит это. Устройства воспринимаются как «внешняя память», расширяющая и дополняющая объёмы памяти в мозге. К сожалению, дело обстоит с точностью до наоборот: показан эффект «угасания памяти» при частом обращении к записи фото и видео. В попытке сохранять всё подряд в памяти смартфона мы делаем собственную память хуже.
Тем не менее попытка поймать и зафиксировать эмоцию, которую мы испытываем в тот или иной момент, — это одна из ведущих причин, по которым мы достаем телефон, как только видим что-то привлекающее внимание.
И, наконец, не последнюю роль играет стремление к сопричастности. Мы становимся зрителями какого-то события, рядом с нами что-то происходит, и это повышает и нашу значимость, даёт нам ощущение принадлежности к чему-то большему. Я был там, я это видел, а вот и доказательство. Для этого даже не обязательно делиться снятыми кадрами, хотя многих привлекает именно социальное одобрение. Сам факт наличия «вещественных доказательств» заставляет тянуться к телефону просто на всякий случай.
Однако, по сути, если мы ловим момент с помощью камеры, мы не ловим его с помощью мозга, систем внимания и концентрации. Мы сосредоточены не на событии, а на том, как его преподнести».
Законно ли пользоваться телефонами в школе и может ли учитель отобрать их
Согласно действующему законодательству, этот вопрос должен решаться самим образовательным учреждением. Правила пользования средствами мобильной связи, как и другие правила внутреннего распорядка, должны быть прописаны в уставе образовательного учреждения.
Статья 43 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает, что ученики обязаны выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность. Поэтому если в уставе школы будет содержаться запрет на использование средств мобильной связи, например во время урока, то ученики обязаны будут подчиниться такому требованию.
Кроме того, согласно той же статье, ученики обязаны уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования.
Если та или иная форма использования мобильного телефона или смартфона вступает в конфликт с этими требованиями, это нарушение. Например, в случае, когда ученик вместо того, чтобы заниматься делом на уроке, громко слушает музыку на своем смартфоне, мешая как учителю, так и одноклассникам.
Учитель не имеет права силой отбирать мобильный телефон у ученика
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ и ст. 35 Конституции РФ, право частной собственности охраняется законом и каждый может обладать имуществом, пользоваться и распоряжаться им.
При этом необходимо понимать, что перечисленные права не являются абсолютными и их реализация не должна нарушать права других лиц. В ситуации, когда ученик злоупотребляет своими правами, учителю следует использовать имеющиеся в его распоряжении легальные механизмы урегулирования конфликта.
Например, поставить вопрос перед администрацией образовательного учреждения о применении к нарушителю мер дисциплинарного взыскания — замечания, выговора или отчисления из школы в установленном законом порядке.
Конечно, у учителей и так не хватает времени на то, чтобы дать материал в сжатые временные рамки урока, и тратить время на выяснение отношений с учениками никому не хочется, однако насильственные методы решения конфликтов в школе вряд ли можно считать эффективными средствами поддержания дисциплины и уважения между учителем и учениками, не говоря уже об их незаконности.
Еще более сложным представляется вопрос о допустимости осуществления видеосъемки учителя или учеников в стенах школы
С одной стороны, действующий закон гарантирует право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются*.
Более того, ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ гласит, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, на которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина.
Однако дьявол, как обычно, в деталях. Та же норма Гражданского кодекса РФ предусматривает, что такое согласие не требуется, в частности, в случаях, когда использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также если изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях, за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.
Территория школы в целом подпадает под определение места, открытого для свободного посещения, поэтому осуществление видеосъемки в школе, в том числе во время урока, само по себе не противоречит закону. Тем более такая видеосъемка допустима в случаях, когда на ней запечатлено нарушение прав обучающихся или самих учителей: в интернете есть множество примеров, когда на видео попало избиение, оскорбление или иное унижение ученика или учителя.
Такое использование изображения гражданина, очевидно, осуществляется в общественных и иных публичных интересах, поскольку выступает в качестве доказательства противоправного деяния.
Другой вопрос, если видеосъемка осуществляется с целью последующего использования изображения учителя, например, в качестве мема. В таком случае учитель будет иметь полное право потребовать удаления этого изображения. Перечисленные требования к порядку получения и использования изображения учителя или учеников распространяются на учителей, родителей учеников и самих обучающихся. Здесь также могут быть применены и уже упомянутые нормы ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» о необходимости соблюдения правил внутреннего распорядка. Если фото- или видеосъемка будет осуществляться с нарушением прав учителя или обучающихся, то это будет являться нарушением закона и также может привести к дисциплинарному взысканию.
Для того чтобы защитить свои права, учителю необходимо либо обратиться к сервису, на котором размещено видео, с заявлением об удалении видео в связи с нарушением права на частную жизнь, либо обращаться в суд.
* Ст. 23, ст. 24 Конституции РФ
Фото на обложке: Shutterstock / Jacob Lund
Можно ли выгнать ученика с урока за то, что он сидел в телефоне
В современный век, когда научный и технологический прогресс достигли сильных высот, каждый взрослый человек и даже маленький пятилетний ребенок оснащен собственным гаджетом. А если он есть и у малыша то, что говорить о подростках, которые вечно сидят в своих телефонах, ведь в них можно найти столько всего.
Сейчас даже в не самых продвинутых телефонах есть занимательные вещи, что уж говорить о продвинутых смартфонах, содержащих в себе только самое лучшее для развлечения? Ведь, как известно, дети всегда больше любят что-то веселое и, естественно, предпочтут посмотреть какие-нибудь видео на Ютубе или поиграть в скаченную игру, нежели учить очередную скучную теорему по математике. Однако чем больше они не слушают учителя и не получают должных знаний, тем больше становится пробелов в учебе. После это может привести к плохим последствиям, таким как неудовлетворительные оценки и даже вызов родителей в школу.
И если уж школьнику нельзя пользоваться телефоном для развлечений, то и для списывания во время уроков тем более. Правительство хочет вернуть советскую систему образования, а в то время детям запрещалось использовать даже простые калькуляторы для решения примеров. Учителя хотели научить их правильно считать в уме, потому даже на уроках физике, на которых сейчас исчислительный прибор можно использовать, тогда запрещалось. И это было правильно, ведь благодаря смартфону можно посмотреть, как пишется нужное слово во время словарного диктанта, отчего мозг ребенка не выполняет должной нагрузки.
По закону — запрещено
В некоторых школах педагоги собирают у учеников их телефоны на время урока, однако если какой-нибудь ученик все же будет пользоваться им, учитель никак не может выставить его из класса. Во-первых, потому что согласно статье 43 главного Конституции Российской Федерации «каждый имеет право на образование», лишать учащегося его нельзя. Во-вторых, отвечает за подростка во время учебного процесса своей головой именно его классный руководитель. Также учитель не может и отобрать сам гаджет, так как он личная собственность, но вот сообщить завучу о некомпетентности ученика — вполне.
Права и обязанности
Но не все так просто. Сами учащиеся должны понимать, что они имеют, не только права, но и обязанности, а особенно перед школой, в которой они получают знание, используемые в будущем. Пока они не отучились нужное количество лет, должны соблюдать правила учреждения и школьного этикета.