региональный контроль 44 фз телефон
Контрольный орган в сфере госзакупок: кто он и как проверяет участников
Контрольный орган в сфере закупок — это ФАС. Она следит за соблюдением контрактного законодательства. Для реализации этих полномочий он вправе проводить плановые и внеплановые проверки, приостанавливать процедуры и выносить предписания. Дополнительно госзакупки контролируют Казначейство, Счетная палата, местные администрации и комитеты и общественные организации.
Как контролируют заказчиков ФАС России, региональные и муниципальные власти
Постановление правительства № 728 от 26.08.2013 устанавливает, что контрольным органом в сфере закупок является Федеральная антимонопольная служба.
Помимо ФАС, контрольные полномочия имеются у органов власти субъекта РФ, в котором расположен заказчик, и муниципальные властные субъекты.
Часть 3 статьи 99 44-ФЗ устанавливает, кто контролирует госзакупки и какие виды контроля существуют в зависимости от уровня заказчика:
Часть 4 статьи 99 44-ФЗ регулирует, кто осуществляет контроль за электронными площадками, — Федеральная антимонопольная служба.
Контрольные мероприятия бывают двух типов:
Периодичность плановых проверок — не чаще одного раза в полгода.
Не позднее чем за неделю до предполагаемой проверки контролер извещает о ней госзаказчика специальным уведомлением, где подробно описывает:
В результате проверки контрольный орган в сфере закупок принимает решение:
Как контролируют заказчиков Казначейство, региональные финансовые органы
Компетенция ФАС России — контроль за соблюдением правил 44-ФЗ, Антимонопольная служба не касается вопросов финансирования контрактов, финансовый контроль госзакупок — задача Казначейства и региональных финансовых органов.
В финансовом контроле выделяются два направления:
Суть контроля информации, размещаемой в ЕИС, — в сопоставлении объема бюджетных средств, которые предоставлены заказчику, и объема закупок, которые этот заказчик намерен проводить. В норме заказчик не вправе выходить за пределы предоставленных ему средств.
Чтобы проверить, насколько заказчик следует этому правилу, контролирующие органы проверяют публикуемые в ЕИС планы-графики, извещения о закупках, проверяют распределение финансирования на все этапы закупки.
Такой контроль происходит с помощью функционала системы: информация автоматически передается контролеру и если она прошла проверку, автоматически публикуется. Если не прошла — заказчик получает от контролера протокол с описанием выявленных нарушений.
В рамках внутреннего финансового контроля проверяется:
Такие проверки бывают плановыми и внеплановыми, а в результате контролер принимает решение:
Что делать заказчику в ходе контрольных мероприятий
Если в отношении вас органы контроля в сфере закупок по 44-ФЗ или органы финансового контроля проводят плановую или внеплановую проверку, важно оказывать им необходимое содействие:
При этом все взаимодействие с контролерами следует максимально формализовать: все требования с их стороны и ваши ответы оформляются письменно и передаются друг другу официально.
Не следует препятствовать проверке — это приведет к дополнительной административной ответственности.
Любые результаты проверки, если они вас не устроят, обжалуются в вышестоящий орган или в суд.
Об авторе этой статьи
Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Федеральное казначейство
официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru
С 13 августа 2020 года действует Новый порядок осуществления контроля, предусмотренного частями 5 и 5.1 статьи 99 № 44-ФЗ
13 августа 2020 года опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 № 1193 «О порядке осуществления контроля, предусмотренного частями 5 и 5.1 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Постановлением утверждены новые правила осуществления контроля, предусмотренного частями 5 и 5.1 статьи 99 Закона 44-ФЗ, предусматривающие автоматизированный контроль на не превышение объема финансового обеспечения и соответствие информации об идентификационных кодах закупок в отношении извещений об осуществлении закупок, протоколов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проектов контрактов, направляемых участникам закупок посредством ЕИС в сфере закупок.
Обращаем внимание, что во исполнение Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», такой контроль в ЕИС в сфере закупок реализован с 13 апреля 2020 года и распространяется на заказчиков федерального, регионального и муниципального уровней.
Также данное постановление вносит изменения в Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1084 и Порядок формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в ЕИС в сфере закупок, особенностей включения информации в такие планы-графики и требований к форме планов-графиков закупок, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2019 № 1279 и иные нормативные правовые акты.
Кто осуществляет контрольные функции в сфере государственных закупок по нормам ФЗ-44?
Контрольный орган в сфере государственных закупок, перечень его полномочий и субъектов, которые он призван проверять, определен действующим законодательством в 44-ФЗ.
Кто является контрольным органом в сфере закупок?
Контрольные функции выступают важной частью государственных закупок. Они направлены на эффективное распределение бюджетных денег и формирование прозрачной системы госзакупок.
Перечень контролирующих функций содержится в 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…» от 2013 года, в котором прописана вся схема работы контролирующих инстанций и их базовые задачи.
Система контроля над государственными закупками является трехуровневой и предусматривает контроль на региональном, федеральном и муниципальном уровнях. Данный принцип закреплен в ст. 99 44-ФЗ, который посвящен регулированию контрольных функций в сфере заключения контрактов для государственных и муниципальных нужд.
На федеральном уровне контрольные функции принадлежат:
Что касается региональных и муниципальных контролирующих инстанций, то полномочия в данном случае передаются на основании муниципальных или региональных нормативно-правовых актов.
Разновидности контроля
С точки зрения субъектов контроля различают такие виды как: ведомственный (по ст. 100 44-ФЗ), общественный (по ст. 102 44-ФЗ) и осуществляемый заказчиком (по ст. 101 44-ФЗ). Каждый из этих видов контроля имеет собственные цели и задачи.
Ведомственный контроль предполагает контроль за государственными органами и корпорациями (например, «Росатом» или «Роскосмос») в целях проверки деятельности подведомственных заказчиков.
Такой вид контроля, как мониторинг со стороны заказчика, осуществляется непосредственным инициатором закупки или организатором торгов. Он предполагает проверку и контроль поставщика, субподрядчика и соисполнителя в процессе выполнения ими государственного контракта. Заказчик вправе выполнять контрольные функции и на региональных или муниципальных уровнях проведения торгов.
Общественный контроль осуществляют общественные объединения или организации в статусе юрлица, граждане без какого-либо статуса. Они обладают весьма обширными полномочиями, включающими в свой состав: подачу запросов организаторам торгов о проведении тендера; подача жалоб о применении определенных мер воздействия к нарушителям закона; подача заявлений в суд.
Рассмотрим указанные виды контроля более подробно.
Внутренний контроль
Целью внутреннего контроля со стороны заказчика (по ст. 101 44-ФЗ) является предотвращение возможного нарушения законодательных норм со стороны подрядчиков, исполнителей и соисполнителей.
Заказчик осуществляет контроль и над собственными действиями. Для этого внутри организации разрабатывается внутренняя документация: контракты, шаблоны техзаданий и пр. Целью таких действий является максимальная автоматизация и стандартизация работы.
Общественный контроль
Главная цель общественного контроля состоит в соблюдении принципов открытости и максимальной прозрачности государственных закупок.
Одной из форм такого контроля являются общественные обсуждения госзакупок. Они проводятся с учетом 212-ФЗ. Для этого используются ресурсы специализированных сайтов.
В ходе общественного контроля разрешается запрашивать у заказчика все необходимые документы, проводить мониторинг и оценку эффективности проводимых процедур.
Если были выявлены нарушения законодательства, то составляется жалоба в контролирующие инстанции и составляется обращение в суд.
Ведомственный контроль
Необходимость проведения ведомственного контроля указана ст. 100 44-ФЗ. Его осуществляют сразу несколько инстанций, включая Росатом, Роскосмос и Федеральное казначейство, а также государственные или муниципальные органы.
В органах ведомственного контроля проверяются действия участников госзакупок по следующим параметрам:
Также в ходе ведомственного контроля поставщиками анализируются сведения о размере финансового обеспечения, информация об идентификационных кодах закупок, отчетность по результатам закупок.
Функции и полномочия контролирующих инстанций
Постановление Правительства №1489 от 2014 года содержит указание на функционал, которым наделена Федеральная антимонопольная служба. Она должна заниматься:
Для выполнения своих функций законодатель снабдил ФАС следующими полномочиями:
В случае обнаружения нарушений уполномоченный за осуществление контрольных функций орган (согласно ч. 7 ст. 106) вправе предпринять следующие меры:
ФАС также вправе обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о признании закупки недействительной.
Таким образом, в России действует разноплановая и многоуровневая система контроля за проводимыми торгами. Ключевым контрольным органом является Федеральная антимонопольная служба, которая обладает развитой сетью территориальных подразделений по всей стране. Помимо этого, участники государственных закупок могут подвергаться общественному контролю со стороны граждан и общественных объединений. При выявлении нарушений контролирующие инстанции могут приостановить закупку, привлечь должностных лиц к административной ответственности в виде штрафов и пр.
Контроль в сфере закупок в соответствии со ст. 99 44-ФЗ
Органы контроля
Целью создания системы закупочных процедур в государственном секторе являлось обеспечение прозрачного и экономичного расходования бюджетных средств. Но этого невозможно добиться без эффективной системы контроля. Контрактная система в сфере закупочных процедур для обеспечения государственного и муниципального сегмента регулируется 44-ФЗ. Контрольным функциям, которые выступают важной частью госзакупок, посвящена статья 99 настоящего федерального закона.
Система контроля над госзакупками является трехуровневой и обеспечивает контроль на региональном, федеральном и муниципальном уровнях.
Если говорить о федеральном уровне контроля, закон наделяет полномочиями следующие государственные структуры:
Порядок определения полномочий на региональном и муниципальном уровне определяется в соответствии с местными нормативно-правовыми актами.
Функции и полномочия
Действие контроля согласно ст. 99 44-ФЗ распространяется на следующие категории участников закупочных процедур:
Реализация контрольно-надзорных мер достигается нижеуказанными методами:
ФАС согласно ч. 5 ст. 99 через соответствующие структуры осуществляет контроль за правильным применением в области кассового обслуживания и следит за:
Контроль гособоронзаказа
При проведении контрольных мероприятий ФАС руководствуется нормами законодательства в сфере государственного оборонного заказа, закупочной деятельности, а также госрегулирования цен и тарифов. Сам контроль осуществляется посредством внеплановых проверок согласно ст. 99 44-ФЗ и 275-ФЗ.
Надзору со стороны контрольного органа подвергается сфера закупок в области обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к гособоронзаказу, но составляют государственную тайну.
Контрольные меры осуществляются следующими методами:
Говоря об оценке эффективности принимаемых мер в области контроля гособоронзаказа, существует система объективного анализа, которая заключается в постоянном мониторинге контрольно-надзорных показателей и их постоянном анализе.
Таким образом, закупочные процедуры проверяются на каждом этапе: начиная от планирования и составления план-графиков и заканчивая полным исполнением обязательств по контракту.
Меры воздействия
Основным механизмом реализации контрольно-надзорных мер являются проверки. Они могут быть как плановыми, так и внеплановыми.
Если говорить о проверках по плану, они могут проводиться в отношении заказчиков и поставщиков не чаще, чем один раз в полугодие. Но в зависимости от проверяемого субъекта, периодичность может измениться в сторону увеличения или уменьшения.
Закупочная комиссия или специализированная организация может проверяться один раз в процессе реализации закупочной процедуры.
Проведение внеплановых проверок никак не связано с периодичностью, но их инициирование должно быть обусловлено вескими причинами.
Согласно пункту 12 ст. 99 44-ФЗ, не подлежат контролю результаты оценки участников, у которых сам заказчик в документации установил стоимость жизненного цикла товаров (услуг) или не указал критерии процедуры и величину их зависимости.
Решения органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление контроля по ст. 99 44-ФЗ, не должны противоречить решениям органов исполнительной власти, которые были приняты по оценке одних и тех же торгов.
Любая информация о проведении плановых и внеплановых проверок, применимых в сфере закупочных процедур, полученным результатам и предписаниям, размещается в ЕИС.
Плановая проверка
Одним из инструментов контроля в области закупочных процедур на исполнении любого этапа является проведение плановых проверок. Порядок осуществления установлен Правительством и его применяют ФАС, региональные и местные контрольные органы. Такая проверка может быть инициирована в адрес:
Плановые проверки могут осуществляться контрольным органом не чаще, чем один раз в 6 месяцев.
Обычно срок проведения таких проверок составляет 30 календарных дней, но по приказу может быть продлен. В любом случае максимальное время — не более 2 месяцев. В ряде ситуаций может возникнуть необходимость продления до 6 месяцев, если:
Результаты оформляют соответствующим актом проверки и размещают его в ЕИС не позднее трех дней с даты подписания.
Внеплановая проверка
Объекты внеплановых проверок те же, что при и плановых. Но основания должны быть аргументированы. Ниже факты, которые могут послужить причиной проверки:
Чтобы инициировать процедуру внеплановой проверки ФАС размещает информацию о дате, времени и месте в ЕИС в двухдневный срок с момента получения жалобы о нарушении.
Обычно срок таких проверок составляет 15 дней с момента поступления в ФАС информации о нарушении закона. В некоторых случаях служба имеет основания продлить срок до 30 дней.
Внеплановая проверка сопровождается ведением аудио- или видеозаписи, которая хранится в течение 3 лет.
Полученное предписание виновное лицо вправе обжаловать в суде в трехмесячный период.
Отчетность органов контроля и оценка их эффективности
Правительством РФ утверждены Правила оценки эффективности работы контрольных органов. Они систематизируют данные о механизмах сбора информации о деятельности соответствующих инстанций, наделенных правом контроля в сфере закупок.
Такой анализ осуществляется на основе показателей, в качестве которых определены доли решений органов контроля:
Стоит отметить, что контроль в соответствии с 44-ФЗ не решает многих ключевых вопросов. Иногда оценка эффективности проводимых мероприятий позволяет сделать вывод о том, что некоторые функции дублируются у различных органов.
Виды контроля в сфере госзакупок
Антикризисное предложение до 16 октября
Виды контроля в сфере госзакупок: от государственного до внутреннего
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
Существуют различные виды контроля в сфере госзакупок. Проверка не ограничивается участием государственных и ведомственных структур типа ФАС или Казначейства. Закупки также контролируются на внутреннем уровне (заказчиками и участниками) и на общественном.
Важно понимать, когда право контроля госзакупок переходит от одного ведомства к другому. Это позволит не допускать ошибок и с большей эффективностью проводить торги.
Кто и над кем осуществляет различные виды контроля в сфере госзакупок
Статья 99 44-ФЗ устанавливает, что за контроль проведения торгов на государственном, региональном и муниципальном уровнях несут ответственность:
В роли подконтрольных лиц выступают:
Закон устанавливает следующие основные виды контроля в сфере госзакупок:
Для каждого проверяющего органа выделена своя зона ответственности и необходимые полномочия в данной сфере.
Основные виды государственного контроля в сфере госзакупок
1. Государственный и муниципальный контроль
Сферу госзакупок на указанных уровнях контролирует ФАС РФ, региональные, муниципальные антимонопольные службы. Все названные ведомства имеют право инициировать плановые и внеплановые проверки.
В зону ответственности федеральных и муниципальных исполнительных органов входят любые госзакупки. Исключение составляют торги, имеющие отношение к оборонному заказу, а также вопросы, связанные с финансовым и казначейским контролем.
Поясним, что за гособоронзаказом и закупками, при проведении которых используются материалы, содержащие государственную тайну, следит Рособоронзаказ. Однако это ведомство не имеет права вторгаться в финансовые и казначейские вопросы.
Федеральные, муниципальные ФАС, учреждения Рособоронзаказа контролируют деятельность операторов ЭТП, следят за соблюдением порядка осуществления торгов в электронном, в том числе закрытом формате.
Казначейство РФ, финансовые региональные, муниципальные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами отвечают за контроль таких составляющих закупки:
Росфиннадзор, аналогичные региональные и муниципальные учреждения проводят контрольные мероприятия по финансовым вопросам:
Нужно понимать, что существует не только федеральный контроль и проверка на уровне субъектов, но и другие виды ревизии в сфере госзакупок. Они необходимы, чтобы охватить все виды правоотношений в данной области.
2. Ведомственный контроль
Согласно ст. 100 (44-ФЗ) контроль в сфере закупок осуществляют государственные ведомства. За официальный надзор в данной области отвечают госорганы, госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос», управляющие органы государственных внебюджетных фондов.
Муниципальные органы обязаны следить на ведомственном уровне за тем, чтобы обе стороны заключаемого по результатам госзакупок соглашения соблюдали законы. Речь идет о законодательстве РФ, законах о закупочной деятельности и нормативно-правовых актах, имеющих отношения к интересующей нас теме.
ФАС и ее отделения в субъектах РФ контролируют торги, принимают жалобы продавцов и покупателей. После того как нарушения выявлены, ФАС выдает предписания об их устранении и может временно остановить процедуру исполнения соглашения, подписанного по результатам закупки. Еще две функции этой организации состоят в том, чтобы в серьезных случаях отменять выполнение условий контракта, а также вносить поставщиков в реестр недобросовестных исполнителей. Последнее действие допускается при уклонении исполнителя от работ по договору.
Как осуществляется общественный контроль в сфере госзакупок
Данный вид контроля в сфере госзакупок считается инновацией и впервые был введен в 44-ФЗ. Нужно понимать, что существует разное отношение к вопросу привлечения общественности к контрольным мероприятиям. Дело в том, что по закону общественность не имеет тех полномочий, какими наделены государственные органы. Поэтому возникают сомнения относительно того, как использовать такой тип проверки в реальной жизни.
Закон 212-ФЗ полностью посвящен данной теме. В нем обозначены несколько направлений, в которых могут работать представители общественности: мониторинг, проверка, экспертиза, обсуждение, слушания и «другие формы взаимодействия».
Закон предполагает, что общественный мониторинг госзакупок должен осуществляться посредством сети Интернет, при этом публично и открыто. Обязательным условием проведения мониторинга является создание документа по итогам работ. Данный файл публикуется в Сети и передается для изучения объекту контроля. Далее инициатор такого рода проверки имеет право провести общественное обсуждение, экспертизу, пр. – других полномочий он не имеет.
Данный вид контроля в сфере закупок предполагает ограничение действий общественности актуальными законами. Общественный контролер не может направлять заказчику какие-либо запросы, поэтому все его наблюдения базируются только на сведениях, находящихся в открытом доступе.
При осуществлении подобной проверки можно запросить необходимые документы у организатора торгов. Но в таком случае есть один юридический нюанс: по закону 212-ФЗ в роли инициатора проверки может выступать ограниченный круг лиц, в том числе Общественная палата РФ. При этом проводить проверку такие лица уполномочены лишь в ситуациях, зафиксированных на законодательном уровне. То есть общественная организация не может стать инициатором мероприятий по контролю действий заказчика.
Нюансы осуществления внутреннего контроля в сфере госзакупок
Статья 101 закона 44-ФЗ требует от заказчика контролировать процесс исполнения поставщиком условий соглашения. Если последний не выполняет работы своими силами, а пользуется услугами подрядных организаций, заказчик также обязан следить за их работой.
Сразу скажем, что 44-ФЗ не поясняет, каким образом заказчик осуществляет контроль над привлечением субподряда. Поэтому покупателю рекомендуется отталкиваться от разъяснений Минэкономразвития РФ по данному вопросу. Согласно позиции МЭР, подтвердить факт привлечения субподрядчика могут любые документы, имеющие отношение к выполнению работ, запланированных условиями контракта. Это могут быть договоры, акты, платежные поручения.
Часть 15 ст. 95 закона 44-ФЗ устанавливает, что заказчик должен разорвать контракт в одностороннем порядке, если поставщик отказался выполнять обязательное условие о привлечении субъектов СМП и СОНО в качестве субподрядчиков. Поясним, что данное нарушение приравнивается к несоответствию требованиям документации, подаче ложной информации.
В процессе подготовки к закупкам используются известные контрольные процедуры, призванные обеспечить прозрачность процесса и положительно повлиять на уровень эффективности закупок.
Если говорить точнее, то такие мероприятия:
Для этого используются следующие способы контроля:
Однако проверка результатов закупок многих организаций ставит под сомнение эффективность используемых на данный момент контрольных мероприятий. Особенно это заметно, когда компании проводят торги на базе закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и закона 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Данная особенность объясняется тем, что результаты таких закупок можно посмотреть в открытых источниках.
Больше всего результаты анализа настораживают, когда речь идет о компаниях, известных своей развитой контрольной средой.
Нужно понимать, что на данный момент установленные законом контрольные процедуры выполняются, но не соответствуют сложности процесса закупок. Есть вероятность, что во время их разработки были учтены далеко не все тонкости проведения торгов.
Аудит позволяет выявить слабые стороны контрольных мероприятий, далее в них вносятся поправки, позволяющие повысить уровень контроля над закупками и эффективность самих торгов. Если процесс приносит желаемые плоды, можно утверждать, что удалось создать зрелую контрольную среду.
Но пока складывается обратная ситуация – используемые виды контроля в сфере госзакупок не позволяют добиться высокой эффективности торгов.
Здесь мы не стремимся очернить систему внутреннего аудита и контроля, не подозреваем исполнителей контрольных мероприятий в сговоре с заказчиками закупок. По нашему мнению, все недостатки связаны с отсутствием необходимой настройки такого рода процедур, требующих глубокого погружения в процесс.
По результатам аудита формируется заключение о наличии и качестве контрольных процедур. Данный документ внутренние аудиторы составляют, исходя из собственных знаний и опыта, при этом не всегда учитываются тонкости, известные специалистам по закупкам.
Далее рассмотрим примеры из практики закупок отдельных компаний, которые ярко иллюстрируют возможность совершенствования используемых ими контрольных процедур.
Все приведенные далее ситуации сделали потенциально возможной поставку фальсифицированных либо контрафактных товаров, а также спровоцировали риск значительного завышения стоимости работ.
Поясним, что закупки производятся через подрядчиков. Последние закупают ТРУ без конкурсных мероприятий, нередко отдавая предпочтение сомнительным товарам. Далее такая продукция, попадая к заказчику, не проверяется должным образом.
Пример № 1. Крупное химическое предприятие в 2018 г. организовало тендер на проведение монтажных работ, по результатам которого была закуплена крупная партия контрафактной кабельной продукции. При этом к товару прилагался поддельный сертификат качества производителя.
В данном случае проблема была в том, что при объявлении закупки на проведение работ не были зафиксированы необходимые показатели товаров.
Пример № 2. В документации к закупке указаны наименования товарно-материальных ценностей без ссылки на нормативные документы. В качестве последних должны использоваться технические регламенты, ГОСТ, ТУ либо требования к характеристикам товаров.
Таким образом, заказчик допустил поставки товара, не отвечающего нормативным требованиям. Победителем в данной закупке стала компания, которая смогла предложить самую низкую цену и в результате продала заказчику фальсификат.
Пример № 3. Добывающее предприятие организует закрытые торги, указывая конкретного производителя. Сумма закупок установлена в пределах 1 миллиарда рублей в год. В итоге цена ТРУ по договору отличается от рыночной в среднем на 10 %.
Пример № 4. Энергосетевая компания прописала в документации по закупке такое требование: оболочка поставляемых проводов должна обладать повышенной стойкостью к солнечному излучению. В торгах принял участие один поставщик, который представил декларацию соответствия на продукцию. В результате стоимость поставленного им провода превысила зафиксированную ГОСТом цену на 80 %, а именно более чем на 30 миллионов рублей.
Нужно понимать, что действующие технические регламенты и ГОСТ устанавливают для любой продукции требования по сроку службы. Кроме того, в нормативных документах, допустим в ГОСТе 20.57.406-81, зафиксированы типовые способы испытаний, позволяющие убедиться, что товар соответствует всем предъявляемым требованиям и выдерживает климатические воздействия. К последним в том числе относится и солнечное излучение.
Победитель упомянутых выше торгов представил только декларацию без сертификата соответствия требованиям заказчика. Также сложно сказать, имели ли место испытания на соответствие требованиям, если ГОСТ не устанавливает способы их проведения. Тем не менее, требуемая сумма была передана заказчиком поставщику.
Подводя итог, стоит сказать, что контроль представляет собой важную составляющую государственных закупок. Только за счет выполнения всех установленных правил возможно добиться грамотного расходования бюджетных средств и честности при определении победителей торгов.