последние новости о мошенниках телефонных
Телефонное мошенничество в России приобретает масштаб эпидемии
Очередная вопиющая история в Новокузнецке. Мужчину запугали тем, что на его имя пытаются оформить кредит. После мощной психологической обработки он настолько не отдавал отчет своим действиям, что взял у банка почти два миллиона и отнес их в тайник под березой. Так велели поступить мошенники.
Аферисты применяют эффективные психологические приемы. Часто жертвы признаются: были будто под гипнозом. Почему так трудно привлечь преступников к ответственности и как не попасться на их удочку?
Пять миллионов рублей, взятых в кредит, около полумиллиона отложенных на черный день и всю свою зарплату врача-невролога Наталья в одночасье перевела телефонным мошенникам. Женщина вернулась домой после сложного дежурства, не спала больше суток.
«Звонок. Представились сотрудниками полиции. И сказали, что мне нужно помочь сотрудникам банка через мой онлайн-кабинет», — рассказывает Наталья Суслина.
Переключали якобы с одного сотрудника на другого. А дальше несколько часов как под гипнозом. И только вечером, когда родные заметили странное поведение и забили тревогу, очнулась. Уголовное дело тянется уже полгода, банки ежедневно звонят и требуют погасить долг.
И такие истории не редкость. Это видео снимает реальный сотрудник полиции. На пути к банкомату он пытается остановить женщину, которую в этот момент обманывают телефонные мошенники.
— Когда они вообще начали вам звонить?
— Не мошенники. Ваш сотрудник.
— Как вы поняли, что это наш сотрудник?
— Ну, потому что он представился.
— Я сотрудник полиции, в отношении вас совершаются мошеннические действия. Я к вам не обращалась, зачем вы вообще сюда пришли?
Деньги женщина все-таки перевела — 880 тысяч рублей. Говорит, поверила, потому что у звонивших были ее паспортные данные. Уже в реальном отделении полиции пострадавшей объяснили, откуда мошенники берут информацию.
На закрытых интернет форумах, где регистрация только для своих, есть такие объявления. Требуются сотрудники всех структур. При этом сразу приписка. В связи с последней зачисткой службы безопасности мобильных операторов проверенных людей в сфере остается все меньше, поэтому ищут сотрудников сотовой связи, сотрудников банковских структур (это коллекторы и микрозаймы), почтовых сервисов, IT (взлом и выкачка информации), а также силовых структур — это МВД, ГИБДД, ОМОН, ЧОП, ФНС, ФМС, Росреестр, ПФР, ЗАГС и детективных агентств. Обещают полною анонимность и щедрую оплату.
При общении выясняется: собирают базы персональных данных мошеннических схем. Одна из таких — как раз работа в так называемом колл-центре. Пытаюсь устроиться туда оператором. Переписка с потенциальным работодателем ведется в мессенджере:
«Нужно быть командой, вставать вместе, завтракать, звонить, разыгрывать офис. Навыки СИ (социальной инженерии) очень важны. Я гений своего дела, говорю 3-мя голосами, заработок от 100-000 в неделю».
Разыграть офис — значит постоянно переводить звонок якобы на других специалистов, так создают иллюзию большой организации. Социнженерией называют приемы психологического давления — от вкрадчивого голоса до конкретных запугиваний. Получаю скрипт разговора.
«Звонок — Алло Инна Петровна, да? Старший госинспектор Иванов КРК (контрольно-ревизионная комиссия) Тут ты рассказываешь за движение, что ты госслужащий, пришли документы в суд».
Еще недавно большинство подобных звонков велись из тюрем. Год назад прошли первые зачистки, правда, пока только в столице.
«Изымали до сотни мобильных телефонов, десятки компьютеров, сотни маршрутизаторов», — рассказывает президент Всероссийской полицейской ассоциации Юрий Жданов.
Зачистки прошли, а звонков меньше не стало. И тут оказалось, работает целая сеть заграничных колл-центров. Используют IP-телефонию и подменные номера. И в подтверждение от моего собеседника приходит сообщение.
«Люди живут в одном доме, скажем, в Сербии или Польше от 3 до 5 человек. У каждого своя комната. Общее рабочее место у всех на первом этаже. Сначала прилет, обучение, с тебя никаких расходов. По России из России работать нельзя — это очень опасно».
«90% звонков, как правило, из-за рубежа. В основном это Украина. За 2020 год порядка 66 миллиардов рублей наши граждане потеряли на телефонных мошенниках», — отмечает заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации Владислав Гриб.
Вот расследование украинского журналиста издания Strana.news, он устроился работать в подпольный колл-центр, который заточен под обман россиян. Примечательно, что офис находится в Киеве практически в соседнем здании с СБУ.
«Вас беспокоит технический отдел Сбербанка Вячеслав Руденко. Город Москва, улица Вавилова, 19. Буквально две минуты назад поступило заявление на изменение вашего финансового номера. Подтверждаете операцию?»
На доске план — за день сотрудники офиса должны заработать минимум 200 тысяч рублей. В методичках будущих жертв прямо называют лохами. Задача — запугать, посеять сомнения, и под угрозой статьи Уголовного кодекса якобы о неразглашении информации запретить общаться с родными, пока жертва не сделает перевод. В конце трогательное примечание: «Очень важно, вкладывать душу в то, что говорите».
При этом бороться с такими мошенниками непросто. Украина своих не выдает, даже если факт нарушения закона более чем очевиден. Де-юре отношения между МВД России и Украины есть, де-факто нет.
Поэтому пока единственный способ не попасться на крючок телефонных мошенников — запомнить: ни полиция, ни банки никогда не будут просить вас помочь следствию и перевести деньги, чтобы якобы проверить движение по счетам. Если такой звонок поступил, положите трубку. И сами перезвоните на официальную горячую линию банка или в отделение МВД.
Телефонные мошенники освоили новые методы обмана людей и похищения у них денег
В России — эпидемия телефонного мошенничества. И речь не просто о надоевших звонках с целью выведать код доступа к личному кабинету. Преступники освоили новые методы. Многоходовые комбинации, психологическая обработка, в итоге человек, попавшийся на удочку, ведет себя как под гипнозом.
Сам берет кредит в банке и отдает деньги мошенникам. Или переводит им личные сбережения. Причем, среди жертв немало людей, казалось бы, финансово грамотных. Как такое возможно? А учитывая, что поймать аферистов крайне трудно, как действовать, если они вам позвонили?
Пять миллионов рублей, взятых в кредит, около полумиллиона отложенных на черный день и всю свою зарплату врача-невролога Наталья в одночасье перевела телефонным мошенникам. Женщина вернулась домой после сложного дежурства, не спала больше суток.
«Представились сотрудниками полиции. И сказали, что мне нужно помочь сотрудникам банка через мой онлайн-кабинет», — рассказывает Наталья Суслина.
Переключали якобы с одного сотрудника на другого. А дальше несколько часов как под гипнозом. И только вечером, когда родные заметили странное поведение и забили тревогу, очнулась. Уголовное дело тянется уже полгода, банки ежедневно звонят и требуют погасить долг.
И такие истории не редкость. Это видео снимает реальный сотрудник полиции. На пути к банкомату он пытается остановить женщину, которую в этот момент обманывают телефонные мошенники.
— Когда они вообще начали вам звонить?
— Не мошенники. Ваш сотрудник.
— Как вы поняли, что это наш сотрудник?
— Ну, потому что он представился.
— Я сотрудник полиции, в отношении вас совершаются мошеннические действия.
— Я к вам не обращалась, зачем вы вообще сюда пришли?
Деньги женщина все-таки перевела — 880 тысяч рублей. Говорит, поверила, потому что у звонивших были ее паспортные данные. Уже в реальном отделении полиции пострадавшей объяснили, откуда мошенники берут информацию.
На закрытых интернет-форумах, где регистрация только для своих, есть такие объявления: требуются сотрудники всех структур. При этом сразу приписка: в связи с последней зачисткой службы безопасности мобильных операторов проверенных людей в сфере остается все меньше, поэтому ищут:
— Сотрудников сотовой связи,
— Сотрудников банковских структур (это коллекторы и микрозаймы),
— IT (взлом и выкачка информации),
— А также силовых структур — это МВД, ГИБДД, ОМОН, ЧОП, ФНС, ФМС, Росреестр, ПФР, ЗАГС и детективных агентств. Обещают полную анонимность и щедрую оплату.
При общении выясняется: они собирают базы персональных данных мошеннических схем. Одна из таких как раз работа в так называемом колл-центре. Пытаюсь устроиться туда оператором. Переписка с потенциальным работодателем ведется в мессенджере.
— Нужно быть командой, вставать вместе, завтракать, звонить, разыгрывать офис. Навыки социнженерии очень важны. Я гений своего дела, говорю тремя голосами, заработок от 100 тысяч в неделю.
«Разыграть офис» — значит постоянно переводить звонок якобы на других специалистов, так создают иллюзию большой организации. Социнженерией называют приемы психологического давления — от вкрадчивого голоса до конкретных запугиваний. Получаю скрипт разговора.
— Алло, Инна Петровна, да? Старший госинспектор Иванов, контрольно-ревизионная комиссия. Тут ты рассказываешь за движение, что ты госслужащий, пришли документы в суд.
Еще недавно большинство подобных звонков велись из тюрем. Год назад прошли первые зачистки, правда, пока только в столице.
«Изымали до сотни мобильных телефонов, десятки компьютеров, сотни маршрутизаторов», — рассказывает президент Всероссийской полицейской ассоциации Юрий Жданов.
Зачистки прошли, а звонков меньше не стало. И тут оказалось, работает целая сеть заграничных колл-центров. Используют IP-телефонию и подменные номера. И в подтверждение от моего собеседника приходит сообщение:
— Люди живут в одном доме, скажем, в Сербии или Польше от трех до пяти человек. У каждого своя комната. Общее рабочее место у всех на первом этаже. Сначала прилет, обучение, с тебя ни каких расходов. По России из России работать нельзя — это очень опасно.
«90%, звонков, как правило, из-за рубежа. В основном это Украина. За 2020 год порядка 66 миллиардов рублей наши граждане потеряли на телефонных мошенниках», — сообщает заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации Владислав Гриб.
Вот расследование украинского журналиста издания «Страна News: он устроился работать в подпольный колл-центр, который заточен под обман россиян. Примечательно, что офис находится в Киеве практически в соседнем здании с СБУ.
— Вас беспокоит технический отдел сбербанка Вячеслав Руденко. Город Москва, улица Вавилова, 19. Буквально две минуты назад поступило заявление на изменение вашего финансового номера. Подтверждаете операцию?
На доске план — за день сотрудники офиса должны заработать минимум 200 тысяч рублей. В методичках будущих жертв прямо называют лохами. Задача — посеять сомнения, и под угрозой статьи Уголовного кодекса якобы о неразглашении информации запретить общаться с родными, пока жертва не сделает перевод. В конце трогательное примечание «Очень важно, вкладывать душу в то, что говорите».
При этом бороться с такими мошенниками непросто. Украина своих не выдает, даже если факт нарушения закона более чем очевиден. Де-юре отношения между МВД России и Украины есть, де-факто нет.
Поэтому пока единственный способ не попасться на крючок телефонных мошенников — запомнить: ни полиция, ни банки никогда не будут просить вас «помочь следствию и перевести деньги», чтобы якобы проверить движение по счетам. Если такой звонок поступил — положите трубку. И сами перезвоните на официальную горячую линию банка или в отделение МВД.
Телефонные мошенники подвергают своих жертв мощной психологической обработке
Мощная психологическая обработка, после которой человек идет и берет кредит в два миллиона рублей. А потом относит деньги в тайник под березой. Так ему велели мошенники. Это — история из Новокузнецка. Но нечто похожее может произойти с кем угодно, в любом регионе. В нашей стране сейчас просто какая-то эпидемия телефонного мошенничества. И преступников привлечь к ответственности оказывается не так-то просто. Что нужно знать и что не нужно делать.
Аферисты применяют эффективные психологические приемы. Часто жертвы признаются: были будто под гипнозом. Почему так трудно привлечь преступников к ответственности и как не попасться на их удочку?
Пять миллионов рублей, взятых в кредит, около полумиллиона отложенных на черный день и всю свою зарплату врача-невролога Наталья в одночасье перевела телефонным мошенникам. Женщина вернулась домой после сложного дежурства, не спала больше суток.
«Звонок. Представились сотрудниками полиции. И сказали, что мне нужно помочь сотрудникам банка через мой онлайн-кабинет», — рассказывает Наталья Суслина.
Переключали якобы с одного сотрудника на другого. А дальше несколько часов как под гипнозом. И только вечером, когда родные заметили странное поведение и забили тревогу, очнулась. Уголовное дело тянется уже полгода, банки ежедневно звонят и требуют погасить долг.
И такие истории не редкость. Это видео снимает реальный сотрудник полиции. На пути к банкомату он пытается остановить женщину, которую в этот момент обманывают телефонные мошенники.
— Когда они вообще начали вам звонить?
— Не мошенники. Ваш сотрудник.
— Как вы поняли, что это наш сотрудник?
— Ну, потому что он представился.
— Я сотрудник полиции, в отношении вас совершаются мошеннические действия.
— Я к вам не обращалась, зачем вы вообще сюда пришли?
Деньги женщина все-таки перевела — 880 тысяч рублей. Говорит, поверила, потому что у звонивших были ее паспортные данные. Уже в реальном отделении полиции пострадавшей объяснили, откуда мошенники берут информацию.
На закрытых интернет форумах, где регистрация только для своих, есть такие объявления. Требуются сотрудники всех структур. При этом сразу приписка. В связи с последней зачисткой службы безопасности мобильных операторов проверенных людей в сфере остается все меньше, поэтому ищут сотрудников сотовой связи, сотрудников банковских структур (это коллекторы и микрозаймы), почтовых сервисов, IT (взлом и выкачка информации), а также силовых структур — это МВД, ГИБДД, ОМОН, ЧОП, ФНС, ФМС, Росреестр, ПФР, ЗАГС и детективных агентств. Обещают полною анонимность и щедрую оплату.
При общении выясняется: собирают базы персональных данных мошеннических схем. Одна из таких — как раз работа в так называемом колл-центре. Пытаюсь устроиться туда оператором. Переписка с потенциальным работодателем ведется в мессенджере:
«Нужно быть командой, вставать вместе, завтракать, звонить, разыгрывать офис. Навыки СИ (социальной инженерии) очень важны. Я гений своего дела, говорю 3-мя голосами, заработок от 100-000 в неделю».
Разыграть офис — значит постоянно переводить звонок якобы на других специалистов, так создают иллюзию большой организации. Социнженерией называют приемы психологического давления — от вкрадчивого голоса до конкретных запугиваний. Получаю скрипт разговора.
«Звонок — Алло Инна Петровна, да? Старший госинспектор Иванов КРК (контрольно-ревизионная комиссия) Тут ты рассказываешь за движение, что ты госслужащий, пришли документы в суд».
Еще недавно большинство подобных звонков велись из тюрем. Год назад прошли первые зачистки, правда, пока только в столице.
«Изымали до сотни мобильных телефонов, десятки компьютеров, сотни маршрутизаторов», — рассказывает президент Всероссийской полицейской ассоциации Юрий Жданов.
Зачистки прошли, а звонков меньше не стало. И тут оказалось, работает целая сеть заграничных колл-центров. Используют IP-телефонию и подменные номера. И в подтверждение от моего собеседника приходит сообщение.
«Люди живут в одном доме, скажем, в Сербии или Польше от 3 до 5 человек. У каждого своя комната. Общее рабочее место у всех на первом этаже. Сначала прилет, обучение, с тебя никаких расходов. По России из России работать нельзя — это очень опасно».
«90% звонков, как правило, из-за рубежа. В основном это Украина. За 2020 год порядка 66 миллиардов рублей наши граждане потеряли на телефонных мошенниках», — отмечает заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации Владислав Гриб.
Вот расследование украинского журналиста издания Strana.news, он устроился работать в подпольный колл-центр, который заточен под обман россиян. Примечательно, что офис находится в Киеве практически в соседнем здании с СБУ.
«Вас беспокоит технический отдел Сбербанка Вячеслав Руденко. Город Москва, улица Вавилова, 19. Буквально две минуты назад поступило заявление на изменение вашего финансового номера. Подтверждаете операцию?»
На доске план — за день сотрудники офиса должны заработать минимум 200 тысяч рублей. В методичках будущих жертв прямо называют лохами. Задача — запугать, посеять сомнения, и под угрозой статьи Уголовного кодекса якобы о неразглашении информации запретить общаться с родными, пока жертва не сделает перевод. В конце трогательное примечание: «Очень важно, вкладывать душу в то, что говорите».
При этом бороться с такими мошенниками непросто. Украина своих не выдает, даже если факт нарушения закона более чем очевиден. Де-юре отношения между МВД России и Украины есть, де-факто нет.
Поэтому пока единственный способ не попасться на крючок телефонных мошенников — запомнить: ни полиция, ни банки никогда не будут просить вас помочь следствию и перевести деньги, чтобы якобы проверить движение по счетам. Если такой звонок поступил, положите трубку. И сами перезвоните на официальную горячую линию банка или в отделение МВД.
А ловить не пробовали? Государство не защищает россиян от телефонных мошенников
Сергей Баймухаметов
За 2020 год телефонные аферисты и онлайн-мошенники похитили у россиян почти 150 миллиардов рублей, как правило – при помощи махинаций с банковскими картами.
Это уже не просто примета времени, а повседневность. С ней сталкивался едва ли не каждый россиянин. Информационное пространство заполонено рекомендациями, как не попасться на удочку жуликов. Их дают нам и соседи по подъезду, и персоны, занимающие авторитетные должности в банковской сфере.
Например, заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов:
«В нашем мобильном приложении есть обучающий модуль «Не дай себя обмануть»… В июне мы запустили сервис для выявления мошеннических звонков и сайтов в разделе «Ваша безопасность» на сайте Сбербанка. В ближайшее время целый ряд новых продуктов будет выпущен на рынок».
Эксперт Центробанка России по кибербезопасности Дмитрий Ибрагимов
«Банк России проводит активную работу по выявлению мошеннических телефонных номеров. Так, во II квартале 2021 года регулятор инициировал блокировку порядка 12 тысяч таких номеров, что более чем в два раза превышает аналогичный показатель прошлого года»
А в конце интервью эксперт сказал просто:
«Сразу кладите трубку… И перезванивайте самостоятельно по официальным телефонам организаций, от имени которых представлялся звонящий».
Не может не умилять и последняя новость с заботой о нас: «Россиян предупредили о новой схеме мошенничества с микрозаймами».
Спасибо за советы и предупреждения. Они свидетельствуют, что спасение обманываемых – дело рук самих обманываемых. Но мы ведь живем в государстве, которое служит нам, и обязано беспощадно карать тех, кто покушается на наше здоровье, имущество, деньги. И потому возникает вопрос к государственным структурам: «А ЛОВИТЬ И САЖАТЬ НЕ ПРОБОВАЛИ?»
Вернемся к цифре 150 миллиардов рублей, похищенных у россиян телефонными аферистами и онлайн-мошенниками в 2020 году. По данным ВЦИОМ, каждая отдельная сумма украденного варьируется от 27 до 50 тысяч рублей. Значит, в среднем – 38,5 тысячи рублей.
Итого в среднем и условно получается, что совершено 3 896 103 кражи.
Почти 4 миллиона преступлений против собственности граждан.
Это условные расчеты. А правительственная «Российская газета» со ссылкой на Генпрокуратуру, сообщает: «Число подобных преступлений за год составило более полумиллиона».
Или эти «висяки», как говорят в данных организациях, в статистику не входят? И не портят ее?
И почему мы говорим, что они «не раскрыты»?
Потому что та же правительственная «Российская газета» в том же номере от 25 апреля 2021 года торжественно возвестила: «Впервые пойманы телефонные мошенники, которые обманывали граждан от имени банков и следователей…»
Процитируем еще: «Звонили клиентам разных банков по заранее похищенным персональным данным граждан. Представлялись либо сотрудниками службы безопасности банка, либо следователями. Людям врали, что их деньги в банке под угрозой, якобы мошенники пытаются их украсть, поэтому деньги надо срочно перевести на «безопасный» счет, который им сейчас вышлют».
Интересно, откуда у жуликов «персональные данные граждан»? Мы ведь доверяем их только государственным структурам?
Мало того, пресса то и дело сообщает о том, что мошеннические «колл-центры» вовсю действуют в местах заключения. То есть зэки, которым запрещено, между прочим, иметь телефоны, получают откуда-то «персональные данные граждан» и создают «на зонах» интернет-«конторы» по онлайн-хищению наших денег?
Но ведь современное техническое оснащение спецслужб таково (мы же видим по заграничным сериалам), что можно отследить чуть ли разовый клик на клавише компьютера. И у нас тоже – не хуже, чем там.
«В Королеве прошли обыски у журналистов Игоря Гришина и Романа Иванова. Они рассказывали о нарушениях на выборах-2021».
«За первую половину 2021 года российские суды выписали штрафов по «митинговым» статьям почти на 150 миллионов рублей».
«В Петербурге силовики пришли с обыском к активистке Ольге Смирновой по делу об оправдании терроризма. Она поддерживала крымских татар» (организация, признанная экстремистской на территории РФ).
«С начала года в соцсетях удалено более 400 тысяч «запрещенных» материалов. 30% из них – по жалобам граждан».
«Минюст обосновал включение «Голоса» (организация, признанная иностранным агентом на территории РФ) в реестр «иностранных агентов» получением «около 200 рублей» от гражданки Армении».
«Мать-одиночку из Сыктывкара оштрафовали на 350 тысяч рублей за комментарии «ВКонтакте» о президенте и депутатах Госдумы».
Вот какой контроль и какая действенность. Всё видят, всё знают, за всем следят. Ни одна мышь не проскочит.
А тут – 500 тысяч краж в год. Как минимум.
В среднем 9,5% затруднились с ответом. 61% ответил: на обеспечение интересов власти и собственных интересов.
Но все же 29,5% верят, что правоохранительные органы стоят на страже безопасности населения. Это ведь немало при свете действительности. Еще 9,5% «затрудняются с ответом». Итого – 39%.
С таким народом жить да жить, править им и править.
Алло, это майор из банка
У этого уголовного дела очень длинный номер из 17 цифр. В нем говорится про несчастья жителей города, которых обокрали. А началось все с того, что в УМВД по Приморскому району Санкт-Петербурга завели дело по статье «Мошенничество».
Схема обмана была совершенно одинаковой, поэтому все уголовные дела соединили в одно. Звонили клиентам разных банков по заранее похищенным персональным данным граждан. Представлялись либо сотрудниками службы безопасности банка, либо следователями. Людям врали, что их деньги в банке под угрозой, якобы мошенники пытаются их украсть, поэтому деньги надо срочно перевести на «безопасный» счет, который им сейчас вышлют.
Понятно, что присланный счет принадлежал жуликам. Потом деньги, чтобы спрятать следы преступления, еще несколько раз переводились на другие счета. И делалось это очень быстро. Но и на этих счетах краденные деньги не задерживались. Их быстро обналичивали в терминалах разных банков.
В середине апреля это уголовное дело было изъято прокуратурой Санкт-Петербурга и передано в городской СК. Там следователи вместе с питерской полицией фактически за неделю нашли аферистов.
Вот информация, как говорится, из первых рук. Делом занимается заместитель руководителя Первого управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК по Санкт-Петербургу полковник юстиции Юрий Яшков. Он и рассказал, что за публика участвовала в обмане.
В СК по Санкт-Петербургу рассказали, что при осмотре этого программного обеспечения они нашли подробные сведения о финансовой деятельности преступной группы аж с 2018 года.
А теперь можно назвать этих граждан пофамильно. Итак, к уголовной ответственности привлечены 12 человек: Юша Е.В., 30.04.1982 года рождения; Константинов М.А., 14.01.1984 года рождения; Колиберов Ан. В., 24.09.1993 года рождения; Мурадян Г.К., 06.05.1995 года рождения; Бондаренко А.П., 28.04.1995 года рождения; Карпов Г.Н., 25.06.1986 года рождения; Колиберов Ал.В., 24.06.1995 года рождения; Ампилогов С.А., 18.09.1988 года рождения; Золотова И.А., 25.03.1977 года рождения; Юша В.В., 29.01.1980 года рождения; Курбатов М.А., 23.04.1986 года рождения.
Судя по показаниям подозреваемых и свидетелей, бенефициаром преступной группы является именно Голихин. К слову, он получал от преступной деятельности около 8 миллионов рублей в месяц.
Пока в Санкт-Петербурге допрашивали задержанных, в столице полиция возбудила очередное дело по факту телефонного обмана. На этот раз правнука Леонида Брежнева. Ему позвонил неизвестный и с тревогой в голосе сообщил, что с его банковским счетом «выполняется подозрительная операция» и ему необходимо перевести деньги на «страховой счет». В итоге он перевел мошенникам 231 тысячу рублей. Потом понял, что ошибся. Но было поздно.
Старший помощник руководителя ГСУ СК по Москве Юлия Иванова по поводу этого дела заявила, что перед прокуратурой инициирован вопрос об изъятии дела из полиции и о передаче его столичным следователям.
Судя по тому, что ко всем гражданам звонившие обращаются по имени отчеству и предпочитают граждан пожилого возраста, пользуются они базой данных именно пенсионеров.
Тем не менее пока число подобных преступлений растет. По данным Генпрокуратуры их число за год составило более полумиллиона.
Юрий Жданов, генерал-лейтенант МВД, руководитель российской секции Международной полицейской ассоциации:
Чаще всего такие мошенники звонят из Турции. Там стало возможным запрограммировать свой телефон таким образом, чтобы на конце провода высвечивались эти заветные цифры «110». Доходит до того, что преступник под видом сотрудника полиции убеждает передать ценности тому, кто сейчас подъедет якобы для их спасения.
Великобритания
По данным ресурса UK Finance, за первую половину 2020 года в Великобритании почти вдвое (на 84 процента) по сравнению с предыдущим годом выросло число случаев мошенничества под видом сотрудников банков, полиции, коммунальщиков. В этих амплуа жулики предпочитают в основном звонить или писать смс о якобы взломе банковского счета, проблемах с его безопасностью и т.д. По данным организации Action Fraud, активизировалась группа мошенников, которые под видом сотрудников авиакомпаний или турагентств предлагают вернуть деньги за отменившийся отдых. Кто-то играет на том, что сейчас многие работают дистанционно, и выдает себя за представителя IT-компании, которая за плату якобы может решить проблему с интернет-подключением или программным обеспечением. В минувшем году Офис комиссара по вопросам информации Британии расследовал 73 случая, когда мошенники пытались нажиться на вопросах, связанных с пандемией. В частности, было выписано три штрафа в размере 40 тысяч, 50 тысяч и 60 тысяч фунтов стерлингов. 16 организаций поместили под наблюдение.
Италия
Из-за пандемийного кризиса на Апеннинах расплодилось огромное число мошенников, стремящихся обогатиться за счет самых уязвимых и растерянных категорий граждан. По данным почтовой полиции, которая отвечает за выявление подобного рода махинаций, по сравнению с 2019 годом число онлайн-«грабежей» резко возросло в 2020 году, дойдя до угрожающей отметки 100 тысяч случаев.