по номеру телефона посмотреть чеки
Для чего нужен сервис «Мои чеки онлайн», который хранит данные обо всех интернет-покупках россиян Да, о ваших тоже
На прошлой неделе запустился сервис «Мои чеки онлайн», где хранится информация об интернет-покупках россиян. Достаточно ввести номер телефона, привязанный к карте, получить СМС с шестизначным кодом, привязать электронную почту — и на странице отобразятся электронные чеки, начиная с июня 2018 года.
Пока в сервисе можно увидеть в основном чеки за заказ еды, поездки на такси и оплату связи, но со временем там должны появиться сведения обо всех интернет-покупках россиян. Разбираемся, зачем нужен сервис «Мои чеки онлайн» и может ли он осложнить жизнь тем, кто привык жить не по средствам.
Экологично и экономично
Многие компании уже давно стремятся к отказу от бумажных чеков. Во-первых, они не экологичны, так как бумага, на которой печатают данные, не может быть переработана из-за содержащегося в ней токсического бисфенола. Во-вторых, печать чека — это дополнительные расходы для продавца. Каждый бумажный чек обходится ему в 10–20 копеек. На электронные чеки постепенно переходят сети «Азбука вкуса», «Вкусвилл» и «Пятерочка»: участники программы лояльности могут выбрать, получать им обычный бумажный чек или электронный в мобильном приложении ретейлера. Отказаться от печати чека можно при совершении операций в банкомате.
В Федеральной налоговой службе обещают, что электронные чеки также упростят возврат и обмен товаров или получение гарантийного обслуживания. Бумажный чек легко потерять или испортить, в то время как электронный все время будет доступен в сервисе «Мои чеки онлайн». Кроме того, в перспективе гражданам станет проще получать налоговый вычет за покупку лекарств: налогоплательщику не придется заполнять декларации и собирать чеки для подтверждения своих трат — будет достаточно выбрать счет для зачисления денег.
В пресс-службе ФНС сообщают, что электронные чеки будут поступать в хранилище только по желанию самого покупателя. Но как отключиться от сервиса «Мои чеки онлайн», пока непонятно. Такой кнопки на странице просто нет, а на обращение техподдержка сервиса не отвечает. На момент публикации пресс-служба ФНС не предоставила The Village комментарий о работе сервиса.
Покупки под контролем
Несмотря на преимущества электронных чеков, россияне встречают новый сервис настороженно. В соцсетях обсуждают, не придется ли отчитываться о каждой тысяче рублей, потраченной сверх официального дохода, и не станут ли денежные подарки от родителей или партнеров причиной внимания к человеку со стороны налоговой инспекции.
Директор по развитию банковского направления «Сравни.ру» Алексей Грибков считает, что сервис осложнит жизнь только тех, кто не в полной мере готов исполнять законодательство. «Налоговая сможет (и будет) сопоставлять расходы граждан с официальными доходами, что даст повод для неприятных вопросов к достаточно широкому кругу лиц. Особенно непросто будет безработным людям, которые живут на широкую ногу, едят в дорогих ресторанах и ездят на дорогих автомобилях. Им придется объяснять происхождение средств», — уверен эксперт. Появление нового сервиса он называет очередным шагом в планомерной работе по борьбе с коррупцией и серой экономикой. Похожим образом налоговые органы действуют во многих развитых странах, например в Германии.
Ранее Федеральная налоговая служба анонсировала возможность объединения сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» и данных онлайн-касс. Заместитель руководителя направления «Налоговая политика» Центра стратегических разработок Динара Ибрагимова объясняет, что при помощи нового сервиса ФНС сможет автоматически анализировать соответствие доходов и расходов конкретного налогоплательщика. «Законным последствием такого вида контроля может быть назначение налоговой проверки в отношении физических лиц. Можно предположить, что есть вероятность увеличения числа случаев назначения таких проверок», — считает Ибрагимова.
Представители ФНС еще в 2015 году говорили о возможном внесении изменений в Налоговый кодекс, но пока закон предписывает отслеживать только операции с наличными на сумму свыше 600 тысяч рублей. Их контролем занимается Росфинмониторинг, и в случае, если происхождение средств вызывает вопросы, информация направляется в правоохранительные органы.
Как работает новый сайт о покупках россиян от налоговой
Федеральная налоговая служба (ФНС) запустила новый сервис — «Мои чеки онлайн». На нём любой человек может отследить свои траты на мобильную связь, такси, заказы еды за последние три года. Со временем к ним добавятся и другие расходы. Спросили у экспертов, кому и зачем нужна эта информация и могут ли теперь у ФНС появиться неудобные вопросы к налогоплательщикам.
Как работает сервис «Мои чеки онлайн»
Сервис «Мои чеки онлайн» — это сайт. На нём всего два раздела — страница с регистрацией и техподдержка.
На сайте хранятся данные о покупках, оплаченных банковскими картами через приложения и сайты. Сейчас это в основном чеки за сотовую связь, такси, доставку еды. Учитываются данные за последние 2,5 года.
Получить доступ можно только к своим чекам. Для этого на сайте нужно ввести номер телефона и код подтверждения, который придёт в СМС. Расходы оформлены в таблицу. В ней указана компания-продавец, её ИНН, стоимость покупки, дата и время оплаты и номер телефона покупателя.
На любую строчку можно нажать и увидеть чек. В QR-коде — информация о сумме и времени покупки, а также фискальные данные.
Зачем налогоплательщику его чеки
Сейчас сервис «Мои чеки онлайн» поможет человеку лишь удовлетворить своё любопытство, и то не в полной мере, считает управляющий партнёр юридической компании Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Он отмечает, что более полную информацию о тратах человек может увидеть в своей банковской выписке, для этого не нужны дополнительные сервисы. Сами чеки, по словам юриста, дополнительной информации не дают.
Выбрать выгодную карту для покупок
Со временем система будет собирать и хранить информацию обо всех безналичных расчётах россиян, полагает руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев. Это удобно для получателей налоговых вычетов. «В системе будут отражены все движения средств, а значит, гражданину не нужно будет собирать документы на вычет. Также налоговая будет быстрее проверять декларации и перечислять деньги», — поясняет Артём Деев.
Не нужно будет собирать и хранить чеки для вычетов, добавляет руководитель экспертной группы сервиса «НДФЛка» Юлия Цепенок. Электронные документы будут доступны в любой момент, а бумажные чеки довольно быстро стираются. «В моей практике были случаи, когда человек не смог получить вычет, так как не сохранились платёжные документы. У пользователей нового сервиса ФНС такой проблемы не будет», — говорит Юлия Цепенок.
Чем рискуют пользователи нового сервиса
Никогда нельзя исключать утечек информации из-за человеческого фактора, считает управляющий партнёр юридической компании Taxadvisor Дмитрий Костальгин.
«Некоторым гражданам не нравится, что налоговая знает, какие лекарства они покупают. Непонятно, как это знание будет использовано и зачем эта информация нужна», — говорит Костальгин.
По-другому считает Юлия Цепенок. По её мнению, маловероятно, что данные будут использованы в незаконных целях. «В наш цифровой век безопасность данных — превыше всего, и ФНС позаботится об этом на должном уровне», — уверена эксперт.
Могут ли чеки стать основанием для проверки со стороны налоговой?
ФНС собирает всё больше данных о доходах и расходах россиян. «Со временем несовпадение доходов и расходов может привести к вопросам: откуда у того или иного человека появились деньги на дорогостоящую покупку, — полагает руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев. — Впрочем, такие вопросы уже возникают при приобретениях на сумму свыше 600 тысяч ₽ и неподтверждённом источнике средств на такую покупку».
📱 ФНС объявила, что теперь все ваши покупки собираются у нее на сайте. Но мы выяснили, что пока только те, что делаете через интернет
Налоговики запустили онлайн-сервис, в котором по номеру телефона можно проверить все свои чеки. Ну, почти все. Пока видно то, что вы оплачивали картой через приложения или сайты. В основном, это такси, доставка продуктов и еды. Встает вопрос: это энтузиазм со стороны этих сервисов по передаче данных ФНС?
Как посмотреть свои чеки. По этой ссылке проходите, попадаете на такую вот страницу:
Далее вводите номер телефона, туда придет смс с кодом доступа, при желании привязываете электронную почту, и, видите вот такой перечень своих покупок:
Вот только обычные магазины, где все тоже оплачивалось с карты, сюда не попали. То есть, данные об оплате мобильного, такси, онлайн-кинотеатра IVI, и до кучи «М-Видео» были. А вот «Пятерочки», «Верного», и так далее — нет. Кстати, траты с кредитной карты тоже частично отображаются.
Подписывайтесь на самый крутой бухгалтерский канал в Телеге. Ведут редакторы «Клерка». Главные новости, мануалы для бухгалтеров, без воды и рекламы. Плюс сливаем регистрации на бесплатные вебинары. Присоединяйтесь.
А вот что показало у главреда «Клерка» (она только куда-то ездит на такси и покупает все в «Самокате», судя по данным на сайте ФНС):
В Facebook пишут, что у кого-то отображает вообще все, а у кого-то только такси, оплата сотового оператора и еще пару мест. А у кого-то вообще цифры не бьются. Похоже, сервис пока в процессе доработки. На ЕГРЮЛ тоже вон жаловались, что некорректные данные отображаются.
Но вообще, задумка вполне понятная. Кроме того, что налоговикам интересно, кто сколько зарабатывает, им же интересно, кто и сколько тратит. А потом можно сопоставить. О этот дивный новый мир!
В новостях прошла информация, что этот сервис будет добровольным. Вот заявление пресс-службы ФНС: «Электронные чеки будут храниться в „облаке“ ФНС только по желанию граждан и не будут содержать информацию о банковских картах». Пока непонятно, о каком согласии идет речь. Его никто не давал, а данные на сайте ФНС все равно собираются.
ФНС запустила сервис для хранения чеков. Что это значит для каждого из нас?
В конце февраля на своем официальном сайте ФНС анонсировала специальный сервис для хранения электронных чеков. Многие СМИ буквально сразу же отреагировали на сообщение тревожными заголовками.
Появились опасения, что теперь с помощью сервиса налоговая будет видеть все чеки и таким образом сможет отслеживать любые транзакции по банковским картам. Давайте разберемся, так ли это на самом деле.
Что представляет собой сервис для хранения чеков?
Сервис называется «Мои чеки онлайн». Войти в него можно по номеру телефона: вводите номер — и вам приходит sms с кодом.
После этого система запрашивает адрес электронной почты, чтобы выслать на него ссылку для подтверждения учетной записи в «Мои чеки онлайн».
Выполнив пару несложных действий, вы получаете доступ к списку чеков с указанием компании-продавца, стоимости, даты и времени совершения покупки по карте.
Каждый чек можно открыть — это фактически полный аналог бумажного варианта. Также предусмотрена возможность для скачивания.
Зачем ФНС хранить ваши чеки?
Ведомство решило воспользоваться опытом других стран, которые отказываются от бумажных чеков. В рамках этой инициативы преследуется несколько целей.
Экономическая причина
Бумажный чек дороже электронного. Посчитали, что его стоимость варьируется от 10 до 20 копеек.
Экологическая причина
Для выпуска бумажных аналогов требуется термобумага и специальные химические вещества. В Европе уже принята программа, обязывающая отказываться от использования термобумаги.
Клиентоориентированность
Благодаря электронным чекам пользователь получает доступ к полной информации о своих покупках в одном месте. Он может использовать их при возврате товаров или гарантийном обслуживании. Также чеки необходимы для участия в различных программах лояльности, для получения кэшбэков или бонусов.
Бумажный аналог пользователи быстро теряют, что лишает их возможности воспользоваться привилегиями.
Оформление налогового вычета
ФНС уже не раз заявляла о том, что планирует значительно упростить процедуру оформления вычетов. Сервис «Мои чеки онлайн» приближает ведомство к этой цели. Он позволит налоговым органам автоматически рассчитывать сумму для возврата при покупке лекарств: налогоплательщику будет достаточно только выбрать счет для зачисления денег без заполнения декларации.
Хранение
Бумажные чеки быстро портятся, выцветают. Это создает сложности для пользователя — он не может их долго хранить для потенциального возврата товара.
Как электронные чеки появляются в сервисе?
ФНС утверждает, что все чеки будут попадать в сервис только по желанию самого покупателя.
Это происходит двумя способами:
Покупатель вправе отказаться от электронного чека и получить бумажный аналог, который попадет в сервис без указания номера телефона или адреса электронной почты.
С чем связаны опасения пользователей?
ФНС предупреждает, что не связывает чеки с операциями по карте. Даже если покупатель оплатит товар картой и получит бумажный чек, информация о покупке в сервис «Мои чеки онлайн» не поступит.
Но именно эта часть из официального сообщения ФНС и стала поводом для появления различных слухов и предположений.
Мы попросили эксперта по кассовому законодательству СКБ Контур Оксану Кобзеву прокомментировать информацию о запуске нового сервиса:
В связи с появлением сервиса для хранения электронных чеков появилась масса комментариев, что налоговая начала отслеживать покупки, оплаченные банковскими картами. Это не совсем так. Прежде всего нужно понимать, как налоговая соотносит чек и покупателя.
По умолчанию при покупке в розничной точке продаж, продавец обязан выдать бумажный чек. Одновременно этот же чек контрольно-кассовая техника отправляет в ФНС через оператора фискальных данных. Этот чек не привязан к личности плательщика, даже если оплачен картой. Так как среди данных, которые уходят в налоговую, нет информации о покупателе, есть только данные о продавце.
Согласно закону 54-ФЗ, покупатель имеет право попросить электронный чек. О своем желании нужно предупредить кассира до момента оплаты товара и продиктовать ему либо номер телефона, либо адрес электронной почты, на которые вы хотите получить чек. Вот такой чек уже можно привязать к личности покупателя по указанным им самим данным.
Если же покупка осуществляется в интернете, то бумажный экземпляр чека не выдается, отправляется только электронный — такой чек тоже можно соотнести с плательщиком.
Сервис хранения электронных чеков ФНС, после авторизации в нем, показывает именно те чеки, которые покупатели получают на электронную почту или по номеру телефона, которые сами указали. А не по всем покупкам, оплаченным картами. Сейчас большинство персонализированных чеков в хранилище — это оплата услуг такси и покупки в интернете, просто потому, что без указания своих данных пользоваться такими сервисами невозможно. Чеки из офлайн-магазинов становятся персонализированными только с ведома покупателя.
В перспективе ФНС планирует объединить данные личного кабинета налогоплательщика и хранилища электронных чеков, для упрощения процедуры получения налоговых вычетов, например, за покупку лекарств или оказание медицинских услуг. То есть не нужно будет хранить бумажные чеки и предоставлять их в ИФНС для оформления вычета.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Появился новый сервис Чеки https://lkdr.nalog.ru на сайте ФНС. Туда забиты данные о тратах за последние 3 года – с июня 2018 по настоящее время. Пока что очень немногие, в основном мобильная связь, поездки на такси через агрегаторы, различные ИПшники. Но скоро, надо понимать, подтянут основные траты.
проверил на себе, реально есть чеки, в основном облачные сервисы и интернет магазины с авторизацией по телефону, платежи картой. Но думаю их список очень быстро расшириться. Технически добавить в виде требования номер телефона покупателя (с верификацией по смс) в чеки офд при превышении определенных сумм несложно, более того в последних версиях ффд это уже частично реализовано.
я думаю в ближайшие 2-3 года все покупки большее определенных сумм будут требовать смс подтверждений
Дубликаты не найдены
я думаю в ближайшие 2-3 года все покупки большее определенных сумм будут требовать смс подтверждений
А в ближайшие 2-3 месяца за пару битков можно будет купить эту базу.
Инфу о тратах за временной интервал с выборкой по конкретному физику? Ну не знаю где такое сейчас можно найти одним куском.
Еще один шаг на пути к тоталитаризму.
Зашла. Некоторые чеки похожи на правду. но еще по версии данного сервиса я купила три машины! Дешевых, но три! Амкапитал какой-то!
Что делать? Куда бежать?
«Стоит отметить, что электронные чеки будут поступать в хранилище только по желанию самого покупателя. Для этого необходимо предоставить продавцу адрес электронной почты или номер мобильного телефона. Также покупатель может отсканировать QR–код бумажного (не персонифицированного) чека мобильным приложением ФНС России «Проверка чеков», которое привязано к номеру его мобильного телефона, и поместить чек в это хранилище.»
но мы с вами же все понимаем, да? Покупатель будет видеть только то что пожелал видеть. А те кому надо будут видеть все остальное.
ФНС видит привязку к электронной почте и номеру телефона в данных, которые передают ей операторы фискальных данных (ОФД), которые прошиты в онлайн-кассах.
В онлайн-сервис они могут это выносить, или не выносить, но видеть будут.
При платеже предъявлением карты (т.е. приложением ее к эквайринговому терминалу), если отдельно не сообщить продавцу номер телефона или e-mail, этот платеж к вам прямо никак не привяжется. Касса не передает в ФНС через ОФД номер карты. Пока что. Но когда-нибудь, наверное будет.
Тоже самое касается платежей наличными, но там и теоретически, если покупатель не захочет, взаимосвязь установить не удастся.
А вот если он отсканирует наличный или эквайринговый чек и поместит его в хранилище, ФНС узнает, что эту покупку совершила конкретно эта персона.
Я в сервисе вижу чеки от ашана и леруа. Где я никаких почт или телефонов точно не вводил, а платил зарплатной картой сбера. Но в тоже время невижу чеков по платежам бизнес картой. И с чего делаю вывод речи о добровольном участии и не идёт.собираться будет все что смогут сопоставить
У меня тоже одно время была зарплатная карта сбера, я ей пользовался, но никаких чеков с нее, кроме Я.Такси (№ телефона знает Яндекс и направляет на него чеки) нет.
Возможно Леруа и Ашан знают ваш номер из анкеты вашей клубной (дисконтной) карты, и подают его на свои онлайн-кассы. Возможно, они участвуют в каком-то эксперименте с ФНС.
У меня нет клубных карт в леруа и в ашане. Я склонен думать что это сливает сбер
Тут без связки на оборудовании ритейлера никак не обошлось: скорее всего их система передает, сформированный на онлайн-кассе, уникальный код чека, через эквайринговый терминал в Сбер, а тот уже передает дополнительную инфу о плательщике вместе с этим кодом в ФНС, а та уже собирает данные в кучу.
Это точно кросс-эксперимент между ритейлерами, Сбером и ФНС.
Бухалтёры сразу делают ксерокопии чеков.
Я имею ввиду себя, как физлицо 🙂 Пока еще не настолько богат, чтобы иметь бухгалтера.
Народная инфляция
Недавно потребовалось восстановить чек из магазина (залили водой). А так как нижняя часть чека с QR кодом сохранилась, мне посоветовали скачать приложение «Проверка чеков ФНС России» и с помощью него восстановить чек в электронном виде. И действительно, вся информация о покупке ( дата, время, адрес магазина, наименование, цена) всё полностью я получил из этого приложения.
Я если честно, был удивлен, что оказывается сейчас любая онлайн касса (а они практически везде) выдаёт именно такие чеки, с QR кодом и вся информация о покупке дублируется в электронном виде.
Так вот, собственно для чего я всё это начал)
В последнее время, много говорят о инфляции, о ценах, о том что официальная статистика кардинально отличается от реальности итд.
И вот я подумал, а что если ( далее весь текст можно считать вопросом к разработчикам приложений, так как я в этом вообще ничего не понимаю, могу лишь только предполагать и то в рамках теории)
..что если создать ещё одно приложение по сканированию чеков которое бы было привязано к приложению от ФНС и брала от туда информацию для ведения статистики изменения цен?
Вот представьте, вы через это приложение, сканируете чек из пятёрочки или из магнита. Приложение получает всю информацию в электронном виде и сохраняет в базе. И со временем, можно будет по выставленным фильтрам узнать какая год назад была стоимость того или иного товара в целом по стране или какого нибудь региона или города или вообще конкретно вашего магазина в который вы ходите. Ну и самый главный итог, это возможно увидеть реальную инфляцию, народную..)
Что скажете, разработчики?
Получили СМС с чеком о покупке? Рассказываю
Когда все уже наслышались о мошенничестве с банковскими картами, а фраза из телефона посреди ночи «Мама, я сбил человека» заставит нервничать разве что совсем оторванного от действительности человека, человек разумный прекрасно понимает, что мошенники не дремлют и постоянно ищут новые способы стянуть нажитое не посильным трудом. И тут бах! СМС. Покупка. 3 800 рублей. Ссылка на непонятный сайт. Отправитель вообще х.з. что за ОФД.
У нас не самый крупный оператор фискальных данных (ОФД), но при этом служба поддержки ежедневно получает порядка 100 обращений от людей, которые понятия не имеют, кто мы такие, зачем нужны, что происходит, но при этом пытаются вернуть списанное, или окрыленные чувством наживы пытаются узнать, куда мы перевели деньги.
А все дело в том, что с 2017 года кассовые чеки стали не только бумажными, но и приобрели форму СМС сообщения / электронного письма, а после того, как государство в 2019 разрешило использовать облачные кассы при курьерской доставке, количество чеков в СМС возросло в разы. А соответственно возросло количество ошибок при вводе номера (ну да, вспомните крайний визит курьера: бежит, спешит, лишь бы быстро чирканули, а если надо оформлять кассовый чек, так это вообще минус одна доставка по итогам дня). А некоторые специально диктуют чужой номер, чтобы не светиться перед ФНС. Вот и получают ничего не ведающие абоненты сотового оператора не нужные, да еще и очень подозрительные СМСки с чеками. У нас была забавная история, когда один дядечка с красивым номером типа 000 00 00 просто взвыл от количества обрушившегося на него чекового «спама».
Так на сколько это страшно или опасно получить такую СМСку? Отвечаю, если вы не совершали покупку, то данное СМС – просто-напросто цифровой мусор. Никаких прав и обязанностей она не порождает. НИКАКИЕ списания со счета на основании ее не производятся. СМС о списании приходит от банка, а не от оператора фискальных данных. Налоги с вас тоже не взыщут. Особо ушлые хотят вернуть деньги за покупку, но и это не получится – у них нет договорных отношений с продавцом. На лицо банальная ошибка.
Кстати, не мало случаев, когда к нам обращаются люди, которые в действительности совершили покупку, но понятия не имеют об СМС-чеках, и что это полная замена бумажному документу (только лучше )) ).
Подвох еще кроется в том, что СМСки – это хорошая статья дохода сотовых операторов и они, естественно, стоят денег и если впихнуть в одну СМС все обязательные реквизиты чека (наименование продавца, информацию о товаре, сумму, ставку налога и т.д.), то отправка выльется даже не в копеечку. Вот и разрешила ФНС в формате фискальных документов отправлять в СМС усеченный текст на латинице, позволяющий уложиться в 160 символов (1 СМС).
Вот и приходят покупателям такие сообщения, как на картинке.
Так что же делать при получении СМС с чеком? Если вы не совершали покупку, то просто его проигнорировать (понять и простить). Если покупку совершали и ждете чек, то проверьте, что ссылка ведет на сайт оператора фискальных данных, работающий по защищенному протоколу https (например https://e-ofd.ru ). Можно предварительно загуглить доменное имя во избежание перехода по фишинговой ссылке, так ка возможно кто-нибудь да придумает способ развода при помощи псевдо-чеков. И только удостоверившись, что чек ссылка ведет на ресурс, уполномоченный ФНС России на обработку фискальных данных, переходите по ссылке. Перечень ОФД с указанием адреса сайта всегда размещен на сайте налоговой.
Ну а что же делать, если вы получаете нескончаемый поток СМСок? Просто так вас из списка получателей никто не вычеркнет, так как за не отправку кассового чека в СМС предусмотрен административный штраф 10 000 ₽. Вдруг вы проверяющий или просто конкурент-недоброжелатель, который хочет подставить продавца? Для простого, ничем не мотивированного отказа от рассылки от вас как минимум потребуют нотариально удостоверенный отказ от получения кассового чека в СМС, с приложением всех подтверждающих документов. А вот если какой-то кассир вставляет ваш номер «от балды», то стоит обратиться к оператору фискальных данных или непосредственно в компанию, владеющую кассой (всегда указана в полной версии чека) с просьбой разобраться и прекратить ошибочную рассылку. К письму обязательно приложите скриншот с экрана телефона, с данными чеков, которые получены ошибочно.
Надеюсь, материал был вам полезен. Если будут положительные отзывы – напишу еще пару статей, которые помогут вам лучше использовать возможности онлайн-касс в повседневной жизни (да те же электронные чеки и что они могут дать полезного обычному человеку).
Алексей Слепков, Исполнительный директор е-ОФД