Мне опять приснились дебри, Глушь пустынь, заката тишь. Желтый лев крадется к зебре Через травы и камыш.
Предо мной стволы упрямо В небо ветви вознесли. Слышу шаг гиппопотама, Заросль мнущего вдали.
На утесе безопасен, Весь я — зренье, весь я — слух. Но виденья старых басен Возмущают слабый дух.
Крылья огненного змея Не затмят ли вдруг закат? Не взлетит ли, искры сея, Он над нами, смерти рад?
Из камней не выйдет вдруг ли Племя карликов ко мне? Обращая ветки в угли, Лес не встанет ли в огне?
Месяц вышел. Громче шорох. Зебра мчится вдалеке. Лев, взрывая листьев ворох, Тупо тянется к реке.
Дали сумрачны и глухи. Хруст слышнее. Страшно. Ведь Кто же знает: это ль духи Иль пещеры царь — медведь!
Анализ стихотворения «Опять сон» Брюсова
Молодой Валерий Яковлевич Брюсов на страницах дебютного сборника «Шедевры» пускается в экспериментальные поиски себя и своего поэтического голоса.
Стихотворение написано в 1895 году. Его автору исполнилось 22 года, он студент, рискнувший выпустить в свет сборник стихотворений с вызывающим названием «Шедевры». Уже тогда он закладывал в свое творчество основы символизма. По жанру – пейзажная лирика, по размеру – хорей с перекрестной рифмовкой, 7 строф. Рифмы как открытые, так и закрытые. Лирический герой – сам автор. Композиция сюжетная, приключенческая. Само название подчеркивает, что описанное – лишь сон, и не сказать, что очень уж дурной. Странным образом это раннее стихотворение перекликается с чуть более поздними творениями об Африке Н. Гумилева. Даже сама манера – почти акмеистическая. Забавно, что не бывавший на черном континенте В. Брюсов справился со своей задачей довольно успешно. Надо отметить, что он много лет мечтал-таки Африку посетить, да Первая Мировая война помешала его планам.
Интонация – удивленная, ребяческая. У героя захватывает дух, он и трусит, и жадно интересуется происходящим. В этом сне он уже обжился: мне опять приснились. Уже в первом четверостишии – схватка льва с ничего не подозревающей зеброй, во втором в зарослях ворочается гиппопотам. Герой предусмотрительно устраивается на неком утесе, чтобы быть недоступным для поползновений любого зверя. «Старых басен»: действительно, все животные – из басен И. Крылова или Лафонтена, а то и самого почтенного Эзопа. Далее начинается шквал вопросов. Ну, еще бы: не взлетит ли он над нами? (Животные уже не так страшны, как тот змей. Да и безопасность героя на утесе под вопросом, раз уж у змея есть крылья). Не выйдет ли к нему племя карликов? (Действительно, не знаешь чего и ждать от этих пигмеев). Лес не встанет ли в огне? (Стена огня – зрелищный прием пожаров, по слухам то и дело бушующих в Африке). Наступает ночь, лев, не обращая внимания на докучливую зебру, «тупо тянется к реке». Местность дикая, безлюдная. «Страшно». Уж не духи ли там крадутся? Ведь тогда герой пропал! А может – медведь? Час от часу не легче! На этой драматичной ноте стихотворение завершается. Надо ли удивляться, что это экспрессивное, чуть ироничное стихотворение теперь считается произведением из круга детской литературы. Эпитеты: упрямо, огненного. Повторы: весь я. Инверсия: затмят закат. Олицетворения: лес встанет, месяц вышел.
Произведение «Опять сон» – динамичная сновидческая история из-под пера В. Брюсова.
Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.
У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или «читалке».
Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:
. и многих других известнейших авторов написавших популярные произведения русской классической литературы.
Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!
Русский писатель (9 (21) августа 1871 — 12 сентября 1919)
Руусский поэт, драматург (20 августа (1 сентября) 1855 — 30 ноября (13 декабря) 1909)
Русский поэт (15 (27) ноября 1840 (1841?) — 17 (29) августа 1893)
Русский поэт, писатель (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966)
Поэт-символист (3 [15] июня 1867 — 23 декабря 1942)
Русский поэт (19 февраля [2 марта] 1800 — 29 июня [11 июля] 1844)
Русский поэт (18 (29) мая 1787 — 7 (19) июня 1855)
Русский писатель, поэт (14 (26) октября 1880 — 8 января 1934)
Русский поэт. (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921)
Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)
Русский писатель, поэт (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953)
Русский поэт, художник (16 [28] мая 1877 — 11 августа 1932)
Русская поэтесса, писательница (8 [20] ноября 1869 — 9 сентября 1945)
Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)
Русский писатель, прозаик, драматург (16 (28) марта 1868 — 18 июня 1936)
Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)
Русский поэт (16 [28] июля 1822 — 25 сентября [7 октября] 1864)
Русский писатель-прозаик (11 августа [23 августа] 1880 — 8 июля 1932)
Русский поэт (3 (15) апреля 1886 — август 1921)
Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)
Русский поэт (3 (14) июля 1743 — 8 (20) июля 1816)
Русский писатель, мыслитель. (30 октября (11 ноября) 1821 — 28 января (9 февраля) 1881)
Русский поэт. (21 сентября (3 октября) 1895 — 28 декабря 1925)
Русский поэт, критик, переводчик. (29 января (9 февраля) 1783 — 12 апреля (24 апреля) 1852)
Русский поэт, прозаик (29 октября (10 ноября) 1894 — 26 августа 1958)
Русский литератор (1 (12) декабря 1766 — 22 мая (3 июня) 1826)
Русский поэт (10 (22) октября 1884 — 23 и 25 октября 1937)
Русский поэт, баснописец (2 (13) февраля 1769 — 9 (21) ноября 1844)
Русский поэт (6 (18) октября 1872 — 1 марта 1936)
Русский писатель (26 августа (7 сентября) 1870 — 25 августа 1938)
Русский поэт, прозаик, драматург. (3 (15) октября 1814 — 15 (27) июля 1841)
Русский писатель (4 (16) февраля 1831 — 21 февраля (5 марта) 1895)
Русская поэтесса (19 ноября [1 декабря] 1869 — 27 августа [9 сентября] 1905)
Русский поэт (23 мая (4 июня) 1821 — 8 (20) марта 1897)
Русский поэт, прозаик (3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938)
Русский советский поэт (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930)
Русский поэт (26 декабря 1862 — 31 января 1887)
Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)
Русский драматург. (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886)
Русский писатель, поэт (29 января [10 февраля] 1890 — 30 мая 1960)
Русский поэт, драматург и прозаик. (26 мая (6 июня) 1799 — 29 января (10 февраля) 1837)
Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)
Русский писатель. (15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889)
Русский поэт (4 мая (16 мая н.ст.) 1887 — 20 декабря 1941)
Русский поэт и писатель (26 июля [7 августа] 1837 — 25 сентября [8 октября] 1904)
Русский поэт (16 [28] января 1853 — 31 июля [13 августа] 1900)
Русский поэт, писатель и драматург (17 февраля (1 марта) 1863, — 5 декабря 1927)
Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875 )
Русский писатель, мыслитель. (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910)
Русский писатель, поэт. (28 октября (9 ноября) 1818 — 22 августа (3 сентября) 1883)
Русский поэт, дипломат, публицист (23 ноября (5 декабря) 1803 — 15 (27) июля 1873)
Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)
Русский поэт (28 октября (9 ноября) 1885 — 28 июня 1922)
Русский поэт (16 (28) мая 1886 — 14 июня 1939)
Русский поэт, прозаик (26 сентября (8 октября) 1892 — 31 августа 1941)
Русский философ. (27 мая (7 июня) 1794 — 14 (26) апреля 1856)
Русский поэт, прозаик (1 (13) октября 1880 — 5 августа 1932)
Русский философ. (12 (24) июля 1828 — 17 (29) октября 1889)
Русский писатель, драматург. (29 января 1860 — 15 июля 1904)
Русский писатель, поэт (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969)
Сюжет произведения весьма оригинален: лирическому герою (поэту) снится весьма экзотический сон. Во сне он видит следующую картину: пустынные африканские дебри и мощного льва, подкрадывающегося к наивной зебре. Герою видятся стволы высоких деревьев и слышится громкая поступь гиппопотама.
Лирический герой сидит на высоком утёсе, увлечённо вспоминая сюжеты старинных басен. Мысли его всецело заняты огненным змеем, шустрыми карликами, выходящими из-за камней, и грозным пожаром, охватившим лес. Над утёсом поднимается яркий месяц, зебра убегает прочь от льва, который, в свою очередь, отправляется к речке. Чуткий слух лирического героя улавливает странные шорохи, происхождение которых ему неясно. Возможно, это какие-то духи, либо медведь… Сюжет этого странного стихотворения повествует читателям о пугающей красоте африканской природы. Красота Африки будоражит воображение романтического героя, заставляя его вспоминать древние предания.
Поэт с упоением рассказывает увиденный во сне сон, в котором он, расположившись на безопасном утёсе, осуществляет наблюдение за различными дикими животными. Мы, читая произведение, будто бы оказываемся вместе с лирическим героем посреди африканской пустыни, в реалиях фантасмагорического мира. При этом мы чётко осознаём, что герой испытывает реальный страх от всего увиденного.
История создания
В конце девятнадцатого века, ещё только начинающий поэт Валерий Брюсов, всецело преданный постулатам «символизма», пускается в увлекательные экспериментальные поиски себя и собственного поэтического голоса на страницах своего дебютного сборника стихов под говорящим названием «Шедевры». На сегодняшний день Брюсов, прежде всего, воспринимается в качестве основоположника и глашатая русского «символизма». Свой первый поэтический сборник автор издал в 1895 г. Следует заметить, что в это время начинающему стихотворцу скромность была абсолютно не свойственна. За присущий Брюсову демонстративный эгоизм его регулярно высмеивали литературные критики.
К примеру, свои юношеские годы поэт считал «юностью гения», а свой первый поэтический сборник он завещал искусству и вечности. В области творчества максимальное влияние на Брюсова оказал великий французский поэт Поль Верлен. Анализируемое произведение «Опять сон» увидело свет в 1895 г. На момент написания данного стихотворения автору едва исполнилось двадцать два года. Произведение вошло в уже упомянутый сборник «Шедевры», став частью поэтического цикла с экзотическим названием «Криптомерии» (это вечнозелёное дерево, относящееся к семейству кипарисовых). Согласно сути названия, ключевое место в произведении отведено описанию фауны.
Следует заметить, что «Шедевры» первые читатели восприняли без особого восторга. В укор автору критики выдвигали обвинение в том, что наименование книги совершенно не соотносится с её содержанием. Вместе с тем, первый поэтический сборник «Шедевры» стал важнейшей вехой в творческом пути Брюсова и своеобразной квинтэссенцией его раннего творчества.
Жанр, направление, размер
Перед нами яркий образец удачного смешения жанров – это и пейзажная лирика и фантастический стих. Поэт повествует о событиях, увиденных им во сне, не имеющих ничего общего с реальной действительностью. Также в произведении присутствует описание африканской природы: животных и растительности.
Произведение написано в строгом соответствии с требованиями литературного направления «символизм», чьим основным пропагандистом и последователем являлся Валерий Брюсов. Стихотворные строки уводят читателей из «пошлого» мира реальности и обыденности – в мир сна, гораздо более совершенный и увлекательный.
Поэтический размер – хорей, рифмовка перекрёстная. Заметно наличие открытых и закрытых рифм.
Композиция
Произведение состоит их семи четверостиший. Вся композиционная организация стиха посвящена увлекательному описанию фантастического приключения, случившегося с лирическим героем во сне. Мы видим, что у героя буквально дух захватывает от увиденного сновидения: он боится и, вместе с тем, жадно интересуется всем происходящим. Постепенно герой обживается внутри своего сновидения, и больше уже не страшится, что случится «опять сон». Композиционную организацию произведения можно представить следующим образом:
Образы и символы
Брюсов представил на суд читателей три ключевых образа:
Темы и настроение
Основная тема, которую поднимает Брюсов в своём произведении – тема таинственного и фантастического мира, увиденного лирическим героев во время сна. Этот мир можно охарактеризовать такими эпитетами, как: захватывающий, мистический, эзотерический. Настроенческий пафос произведения насквозь проникнут яркими эмоциями лирического героя, которые постепенно меняются от начала к концу стихотворения. Так, в самом начале поэт не ощущает тревоги и страха, поэтому он спокоен и радостен. Но затем возникает страх и начинает рисовать различные «страшилки». С каждой строчкой чувство страха возрастает, достигая в конце своего апогея. Поэтому можно уверенно утверждать, что произведение не радостное, и не грустное – оно мечтательное, как сон.
Основная идея
Ключевая идея произведения заключается в следующем утверждении: страшные, непонятные сновидения бывают у всех людей, вне зависимости от возраста. Как правило, страшные сны населены человеческими страхами, корни которых уходят в детские воспоминания о баснях и сказках.
Средства выразительности
Чтобы донести до читателей эмоциональное состояние лирического героя, и его впечатления от увиденного сна, Брюсов использует следующие средства выразительности:
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
28.12.2019
Брюсов В. «Опять сон»
Главные герои стихотворения «Опять сон» и их характеристика
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение 4 класс 2 часть» Климанова, Горецкий к этому стихотворению можно посмотреть по ссылке.
Чему учит стихотворение «Опять сон» Стихотворение учит любить природу, любить животных. Учит мечтать и фантазировать.
Отзыв на стихотворение «Опять сон» Это очень интересное стихотворение, в котором автор описывает пугающую красоту африканской природы. Эта красота будит его воображение, заставляет вспомнить старинные предания. Стихотворение не веселое и не грустное. Оно мечтательное, ведь это сон.
Анализ стихотворения «Опять сон» Стихотворение было написано Валерием Брюсовым в 1895 году. По жанру это пейзажная лирика с элементами мистицизма. Странным кажется то, что в этом стихотворении поэт говорит об Африке, в которой он окажется несколько лет спустя. Он словно предчувствует свое путешествие. В стихотворении поэт рассказывает увиденный сон, в котором он с высоты утеса, с безопасного места наблюдает за дикими животными. И при этом вспоминает старинные легенды и предания. Стихотворный размер хорей, рифмовка перекрестная.
Средства художественной выразительности в стихотворении «Опять сон» Эпитеты: желтый лев, старых басен, слабый дух, огненного змея, дали сумрачны и глухи. Метафоры: возмущают дух, затмят закат, взрывая ворох, тупо тянется. Олицетворения: упрямо вознесли, лес не встанет, месяц вышел. Перифраз: царь пещеры.
Пословицы к стихотворению «Опять сон» Жить в добре да в красне хорошо и во сне. Слаще сна только жизнь. Сон что богатство, чем больше спишь, тем больше хочется. Мало спалось, да много виделось. Око видит далеко, а ум еще дальше.
Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Опять сон» Автору приснился сон. Дебри, пустыни, лев, подкрадывающийся к зебре. Огромные стволы деревьев и шаги гиппопотама. Автор на утесе вспоминает старинные басни. Думает об огненном змее, о карликах, о пожаре в лесу. Встает месяц. зебра мчится прочь, лев направляется к реке. А странные шорохи неясны, это могут быть духи или медведь.
Мне опять приснились дебри, Глушь пустынь, заката тишь. Желтый лев крадется к зебре Через травы и камыш.
Предо мной стволы упрямо В небо ветви вознесли. Слышу шаг гиппопотама, Заросль мнущего вдали.
На утесе безопасен, Весь я — зренье, весь я — слух. Но виденья старых басен Возмущают слабый дух.
Крылья огненного змея Не затмят ли вдруг закат? Не взлетит ли, искры сея, Он над нами, смерти рад?
Из камней не выйдет вдруг ли Племя карликов ко мне? Обращая ветки в угли, Лес не встанет ли в огне?
Месяц вышел. Громче шорох. Зебра мчится вдалеке. Лев, взрывая листьев ворох, Тупо тянется к реке.
Дали сумрачны и глухи. Хруст слышнее. Страшно. Ведь Кто же знает: это ль духи Иль пещеры царь — медведь!