Описание сна светланы жуковского
«Светлана» Жуковского: спи, люби, молись
Жуковский создал известнейшее произведение русского романтизма. В балладе «Светлана» смысл скрывается в противостоянии реальности страшному сну главной героини.
Краткое содержание
Перед тем, как разобраться, в чем смысл баллады «Светлана», стоит узнать краткое содержание произведения.
Крещенским вечером девушки гадали на суженого. Главная героиня переживает долгую разлуку с возлюбленным. Она садится перед зеркалом, начинает гадать.
Ожидания появления образа суженого длятся долго. В полночь вдруг слышны шаги, звучит мужской голос. Рядом оказывается любимый. Пару ждут запряженные лошадьми сани, назначено венчание.
Сон Светланы мрачный:
В избушке на столе стоит гроб. Девушка начинает молиться перед образами святых.
Метель утихает, наступает тишина, слышен лишь треск свечи. Прилетает белый голубь и обнимает девушку крыльями.
В сцене раскрывается смысл имени главной героини Светлана. Девушка со светлыми помыслами и душой во сне начала молиться. Прилетевший белый голубь помог разогнать мрачный сон и одолеть темные силы.
С криками петуха наступило утро. Светлана пробудилась, но душа ее не спокойна. Девушка поглощена страхом вещего сна. Страшные мысли развеиваются возвращением жениха.
Смысл сюжета
Началом произведения автор настраивает читателя на сказочный сюжет. Девушки начинают гадать, что было популярным развлечением на Руси. Описанные действия наделяют балладу Жуковского «Светлана» мистическим смыслом, раскрывающимся сном главной героини.
Основная идея баллады — победа света над тьмой, любви над смертью. Произведение начинается событиями, происходящими во тьме: гадания, мрачный сон с покойником и темными силами.
В балладе Жуковского в имени Светлана скрыт смысл слова «свет». Светлая, чистая душа девушки выстояла против темных сил, встретившихся во сне.
Интересно! Баллада стала причиной популяризации имени Светлана на Руси.
Смысл сна и гаданий в балладе Жуковского
Мистический сон подарил главной героине встречу с женихом. Эпизод стал кульминацией произведения. Узнать судьбу девушка хочет через гадания, напрямую ведущие к потусторонним темным силам. Вместо светлого видения девушка увидела жениха усопшим.
Реальность оказалась иной. Утром возлюбленный вернулся домой. Противопоставление сна реальности — главный смысл «Светланы» Жуковского. Отчаяние накрывает темнотой, вера дарит свет. Гадания в балладе «Светлана» наделяют смыслом темные силы. Это противоречит истинной вере.
Религиозный подтекст
В балладе Жуковского «Светлана» раскрывается религиозный смысл. Одержимость печалью толкает девушку обратиться к мистическим силам. Главная мораль баллады:
Популярные на Руси гадания уходят корнями в язычество. Суеверия противоречат вере.
В чем смысл концовки
В большинстве случаев баллады наделены трагическим финалом, смысл «Светлана» оптимистичен. Любимый вернулся живым и сразу повел избранницу под венец.
Интересно! Девушку, ставшую прототипом главной героини, в реальности ждало трагическое будущее, ее замужество оказалось неудачным.
Жуковский подарил Светлане счастливую участь, показывая важность сохранения веры в хороший исход даже в самых безвыходных ситуациях. Главная героиня стала образцом русской девушки — жизнерадостной, верной, жертвенной.
В произведении «Светлана» смысл, задуманный автором, заключается в призыве к смирению. Гадания связаны с темными силами, что противоречит устоям верующих. Нельзя предаваться отчаянию, нужно, сохраняя веру, просить помощи в молитвах.
Описание “крещенского вечерка”. Сон героини (о балладе “Светлана” В. А. Жуковского)
У современного читателя баллада “Светлана” оставляет обычно приятное впечатление легкой сказки. То, что двести лет назад воспринималось как интрига и внушало ужас, сейчас кажется колыбельной песней.
К сожалению, нам трудно оценить то, что было явным и неоспоримым достоинством Жуковского в глазах его современников: легкость и свободу стиха. Нам это кажется естественным. Современникам же после произведений, например, Державина это казалось удивительным.
Баллада “Светлана” была написана на сюжет баллады немецкого поэта Бюргера.
Светлана садится гадать на жениха ночью перед зеркалом, за накрытым столом с двумя столовыми приборами. Считается, что на Святки
Сюжет сна начинается с того, что Светлана без слов подчиняется милому и идет с ним в сани, как бы странно ей это не казалось.
В таинственной избушке, где стоит гроб, после молитвы Светланы перед иконой на грудь ей слетает белый голубок – в православии символ Духа Господня. Таким образом, дева оказывается под Божьей защитой, и мертвец бессилен ей навредить. Жуковский хочет сказать, что смирение и покорство Божьей воле является спасением и вознаграждается.
Мы отчетливо ощущаем легкий шуточный оттенок в балладе “Светлана” – ив легкости стиха, и в счастливом финале. “Светлана” существенно отличается от таких баллад, как “Лесной царь”, “Кубок” или “Людмила”, которые ощущаются как драматические и кончаются гибелью героев.
Related posts:
Значение сна светланы в балладе жуковского светлана
Проект. «Толкование сна Светланы. Баллада В.А. Жуковского «Светлана»
Люди всегда будут тянуться ко всему романтичному и таинственному. А что может быть таинственнее снов и романтичнее баллады? Актуальность нашего исследования определена этими двумя факторами
Ø Выяснить, что значит сон Светланы из одноименной баллады В.А. Жуковского.
Ø Определить, отличается настрой баллады русского поэта от настроя баллад зарубежных поэтов
Ø Исследовать мнение обучающихся о вещих снах.
Ø Исследовать текст баллады В.А. Жуковского «Светлана»
Ø Получить полное толкование сна героини с опорой на различные сонники
Ø Сон Светланы пророчит благие вести.
Ø Баллада Жуковского имеет позитивный, светлый настрой в противовес балладам европейских авторов
1.Баллада: история и особенности жанра
Баллада — это краткий стихотворный рассказ преимущественно героико-исторического или фантастического характера.
Термин “баллада” происходит от провансальского слова и означает “танцевальная песня”. Возникли баллады в средние века. По происхождению баллады связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Много баллад о народном герое по имени Робин Гуд существовало в Англии XIV-XV вв.
Баллада является одним из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма. Мир в балладах предстает таинственным и загадочным. В них действуют яркие герои с четко очерченными характерами.
Создателем жанра литературной баллады стал Роберт Бернс (1759-1796). Основой его поэзии было устное народное творчество.
В центре литературных баллад всегда оказывается человек, но поэты XIX века, избравшие этот жанр, знали, что силы человека не всегда дают возможность ответить на все вопросы, стать полновластным хозяином своей судьбы. Поэтому часто литературные баллады представляют собой сюжетное стихотворение о роковой судьбе, например, баллада «Лесной царь»немецкого поэта Гёте.
Русская балладная традиция была создана Василием Андреевичем Жуковским, писавшим как оригинальные баллады («Светлана», «Эолова арфа», «Ахилл» и другие), так и переводившим Бюргера, Шиллера, Гете, Уланда, Соути, Вальтер Скотта. Всего Жуковским написано более 40 баллад.
Александр Сергеевич Пушкин создал такие баллады как «Песнь о вещем Олеге», «Жених», «Утопленник», «Ворон к ворону летит», «Жил на свете рыцарь бедный. «. Также к жанру баллады можно отнести его цикл «Песен Западных славян».
Отдельные баллады есть у Михаила Юрьевича Лермонтова. Это «Воздушный корабль» из Зейдлица, «Морская царевна».
Жанр баллады использовал в своем творчестве и Алексей Константинович Толстой. Он называет свои баллады на темы родной старины былинами («Алеша Попович» «Илья Муромец» «Садко» и др.).
Целые отделы своих стихотворений называли балладами, применяя этот термин уже более свободно, А.А.Фет, К.К.Случевский, В.Я.Брюсов. В своих «Опытах» Брюсов, говоря о балладе, указывает только на две своих баллады традиционного лиро-эпического типа: «Похищение Берты» и «Прорицание».
Ряд шуточных баллад-пародий оставил Вл.Соловьев («Таинственный пономарь», «Осенняя прогулка рыцаря Ральфа» и другие)
Особенности баллады как жанра:
· наличие сюжета (есть кульминация, завязка и развязка), лаконичность
· эмоции автора и чувства героев
· сочетание реального с фантастическим
· романтический (необычный) пейзаж
· сочетание лирического и эпического начал
Особенности жанра баллады в творчестве В. А. Жуковского:
В. А. Жуковский познакомил русского читателя с одним из наиболее любимых жанров западноевропейских романтиков — балладой. И хотя жанр баллады появился в русской литературе задолго до Жуковского, но именно он придал ему поэтическую прелесть и сделал популярным. Более того, он срастил поэтику жанра баллады с эстетикой романтизма, и в результате жанр баллады превратился в характернейший знак романтизма.
Изложение ярко выраженного сюжета в балладе лирически окрашено. Жуковский написал 39 баллад, из них только пять — оригинальные, остальные — переводы и переложения.
Основная тема его баллад — преступление и наказание, добро и зло.
Особое место среди произведений Жуковского занимают баллады, посвященные любви: «Людмила», «Светлана», «Эолова арфа» и другие. Главное здесь для поэта — успокоить, наставить на путь истинный влюбленного человека, пережившего трагедию в любви. Жуковский романтическими средствами стремится доказать, как неразумно и даже опасно для человека это желание собственного счастья вопреки всему.
Баллада «Светлана» по сюжету близка «Людмиле», но и глубоко отлична. Эта баллада — свободное переложение баллады немецкого поэта Г. А. Бюргера «Ленора». Жуковский далеко уходит от оригинала, внося в балладу национальный русский колорит: он включает описание гаданий в «крещенский вечерок», примет и обычаев:
Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок. Сняв с ноги, бросали, Снег пололи, под окном Слушали, кормили Счетным курицу зерном, Ярый воск топили, В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны, Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны.
Поэт воспроизводит привлекательный и изящный девичий мир, в котором значимы и башмачок, и серьги изумрудны, и перстень золотой.
Баллада не только рассказала об эпизоде из жизни юного существа, но представила ее внутренний мир. Вся баллада полна жизни, движения и внутреннего, и внешнего, какой-то девичьей суеты.
2.История создания баллады «Светлана»:
Наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания.
-То, что снится, грезится спящему, сновидение.
Сны — будоражат лучшие умы человечества тысячи лет. Сны – до сих пор не может объяснить наука. А многие считают, что сны могут показывать наше будущее, и даже самое далёкое. Конечно, многие ученые хотят объяснить природу снов, но многое остается за гранью познания.
В первый момент погружения в сон человек перестает реагировать на внешние раздражители. Попробуйте в это время негромко задать ему вопрос. Ответа чаще всего не получите. Для его пробуждения нужно повысить голос. Попытка разбудить спящего, прикасаясь к нему, не всегда помогает. Не всегда может разбудить спящего и свет. Такая пониженная реакция заснувшего человека объясняется ослаблением восприимчивости его органов чувств: слуха, зрения, осязания.
Сон эзотерика рассматривает как кратковременнный переход в другой мир.
Этот выход необходим для физического существования, потому что так мы получаем большой запас энергии, так как энергии из продуктов, воздуха не достаточно для жизнедеятельности. Если человека лишить сна, его физическое тело не сможет жить. Все происходит на бессознательном уровне.
Волнующие человека на Земле обстоятельства и мысли, вполне могут иметь продолжение во сне. Если человек во сне выходит в ментальный план, то идет еще большая энергетическая подпитка. Соответственно ему нужно меньше времени на сон.
Индийское древнее учение утверждает, что более высоко развитый человек снов не видит, поскольку ментальный и физический мир не соприкасаются. Те люди, которые помнят свои сновидения, могут понять в каких подпланах астрального мира они подпитываются энергией.
Мы провели опрос среди учащихся 9-11 классов и получили следующие результаты.
Всего в опросе приняло участие: 44 респондента
В балладе «Светлана» нам удалось обнаружить ряд символов, которые мы и попробуем растолковать с помощью сонников.
(текст сна Светланы)
За ее плечами Кто-то, чудилось, блестит Яркими глазами. Занялся от страха дух. Вдруг в ее влетает слух Тихий, легкий шепот: «Я с тобой, моя краса; Укротились небеса; Твой услышан ропот!»
Оглянулась. милый к ней Простирает руки. «Радость, свет моих очей, Нет для нас разлуки. Едем! Поп уж в церкви ждет С дьяконом, дьячками; Хор венчальну песнь поет; Храм блестит свечами». Был в ответ умильный взор; Идут на широкий двор, В ворота тесовы; У ворот их санки ждут; С нетерпенья кони рвут Повода шелковы.
Сели. кони с места враз; Пышут дым ноздрями; От копыт их поднялась Вьюга над санями. Скачут. пусто все вокруг, Степь в очах Светланы:
На луне туманный круг; Чуть блестят поляны. Сердце вещее дрожит; Робко дева говорит: «Что ты смолкнул, милый?» Ни полслова ей в ответ: Он глядит на лунный свет, Бледен и унылый.
Кони мчатся по буграм; Топчут снег глубокий. Вот в сторонке божий храм Виден одинокий; Двери вихорь отворил; Тьма людей во храме; Яркий свет паникадил Тускнет в фимиаме; На средине черный гроб; И гласит протяжно поп: «Буди взят могилой!» Пуще девица дрожит; Кони мимо; друг молчит, Бледен и унылый.
Вдруг метелица кругом; Снег валит клоками; Черный вран, свистя крылом, Вьется над санями; Ворон каркает: печаль!
Кони торопливы Чутко смотрят в темну даль, Подымая гривы; Брезжит в поле огонек; Виден мирный уголок, Хижинка под снегом. Кони борзые быстрей, Снег взрывая, прямо к ней Мчатся дружным бегом.
Краткий пересказ
Однажды в зимний вечер подруги Светланы устроили крещенские гадания. Следуя обычаю, для весёлой забавы использовали башмаки, зерно, воск от свечей и другие предметы. Девицы были беззаботными, и только Светлана грустила и выглядела задумчивой. Её жених год назад уехал на войну и с тех пор не подавал вестей. Баллады «Светлана» и «Людмила» в сокращённом изложении немного похожи, и учащимся стоит обратить на это внимание. В обоих случаях девушки ждут своих возлюбленных.
Развитие сюжета
Подружки посоветовали незадачливой невесте погадать, когда наступит ночь, и узнать, кто её суженый. Светлана сомневалась, но потом любопытство взяло верх над здравым смыслом. Она приготовила всё необходимое: застелила стол красивой скатертью и поставила два столовых прибора, а рядом — зеркало и восковую свечу. В полночь девушка зажгла фитиль и начала вглядываться в зеркало. Но в конце концов, её сморила дремота.
Светлана смотрится в зеркало
Составляя рассказ о главной героине баллады, учащимся стоит обратить внимание, что дальнейшие события — только сон, хотя они описываются так, будто происходили на самом деле.
Девушка видит, что в дом заходит её жених. Он приглашает её под венец. Сев в сани, молодые едут в церковь. Жених выглядит мрачным, унылым, при этом он подозрительно бледен. Светлана видит храм, а в окне замечает людей, стоящих вокруг гроба, где лежит мертвец. Юноша не говорит ничего, не пытается её успокоить.
Кульминация и развязка
Внезапно начинается метель, сани и юноша исчезают, девушка остаётся одна, а перед ней — лачуга. Светлана заходит и видит стол, а на нём — гроб. Испугавшись, юная дева бросается к иконам и начинает молиться. Обеими руками она сжимает свой нательный крест. Потом, обессиленная, она садится под иконами, продолжает молиться и наблюдает.
Страшный сон Светланы
В лачугу залетает белый голубь, он садится девушке на грудь и обнимает её. В этот момент затихает метель, а покойник начинает шевелиться в гробу, стонет и пытается подняться. Голубь летит к нему, опускается на грудь, и мертвец падает без сил. Светлана с ужасом видит, что мертвец — её жених.
Тут девушка открывает глаза и понимает, что всё ей приснилось. За окном день, поёт петух, а девушка переживает. Сон кажется ей дурным предзнаменованием. Она сидит у окна и печалится, опасаясь самого худшего. Вдруг слышится звон колокольчика, и к воротам подъезжают сани. Жених радуется встрече со своей милой, он всё так же ее любит.
На этом можно закончить сокращённый пересказ произведения. Чтобы проникнуться романтизмом баллады, лучше читать её полностью, наслаждаясь красотой языка.
«Светлана» В. А. Жуковский Кратко
Василий Андреевич Жуковский
Баллада «Светлана» Краткое содержание
В творчестве В. А. Жуковского, “певца сердечных утрат”, большое место занимает жанр баллады. В начале XIX века огромной популярностью пользовалась баллада “Светлана” Жуковского, краткое содержание которой приводится ниже.
Очень краткий пересказ баллады «Светлана»
Действие начинается с описания девических крещенских гаданий. Незадолго до полуночи Светлана сидит перед зеркалом в надежде что-либо узнать о своем суженом. Незаметно девушка засыпает и видит страшный сон. Жених, сначала молча, везет ее в церковь, где стоит гроб, а затем бросает в степи рядом с избушкой. В ней Светлана вновь сталкивается с женихом, который оказывается мертвецом. Ее спасает от смерти лишь вмешательство добрых сил (белого голубя).
Светлана просыпается ранним утром и видит за окном прекрасный пейзаж. В это время раздается звон колокольчика. Из приехавших саней на крыльцо подымается живой жених девушки.
Список и краткая характеристика героев рассказа Жуковского «Светлана»
Главные герои баллады «Светлана»:
Второстепенные персонажи баллады «Светлана»:
Краткое содержание баллады «Светлана» подробно
Вечером накануне Крещения девушки гадают на своих женихов. Светлана не принимает участия в затеях подруг. Она грустит о своем любимом, от которого уже целый год нет никаких вестей.
Стараясь развеять горе Светланы, девушки накрывают для нее стол белой скатертью и ставят на него зеркало со свечою. По народным поверьям в полночь в зеркале можно будет увидеть свою судьбу.
Светлана остается одна и с нетерпением всматривается в зеркало. Вскоре она слышит голос своего суженого. Девушка оборачивается и видит жениха, который зовет ее венчаться.
Светлана вместе с милым другом садится в сани и по залитой лунным светом степи отправляется в путь. Постепенно девушка начинает испытывать неясный страх, потому что ее спутник не говорит ни слова.
Сани останавливаются у небольшой церквушки. Через распахнутую дверь Светлана с ужасом видит, что посреди храма стоит гроб. Кони срываются с места и сквозь метель мчатся дальше. Жених по-прежнему молчит.
Наконец, вдалеке показывается какой-то огонек. Сани останавливаются перед небольшой избушкой и исчезают вместе с конями и суженым. Светлана остается одна посреди степи. Единственный выход – зайти в дом. Перекрестившись и проговорив молитву, девушка отворяет дверь.
В избушке никого нет, лишь так же, как и в церкви, стоит гроб, закрытый белым покрывалом. Испуганная Светлана робко усаживается в углу под иконами. К ней на грудь спускается неизвестно откуда взявшийся белый голубь.
Вьюга стихает, но Светлана видит, что покрывало начинает шевелиться. Оно внезапно срывается с гроба. Лежащий мертвец пытается подняться. Из гроба даже раздается стон.
Светлана уже готовится к страшной смерти, но белоснежный голубь перелетает на грудь мертвеца. Он в ярости скрежещет зубами, бросает на девушку страшный взгляд и бессильно затихает в гробу. Светлана с изумлением узнает в усопшем своего жениха.
Девушка просыпается за столом перед зеркалом. На дворе раздается крик петуха, в окно пробиваются лучи солнца. Светлана очень напугана. Ей кажется, что ужасный сон предвещает какое-то несчастье.
Мучаясь зловещими предчувствиями, Светлана смотрит в окно. Тут неожиданно вдали показываются сани, раздается веселый звон колокольчика. Приехавшим гостем оказывается живой и здоровый суженый девушки. Счастливая встреча влюбленных предвещает не беду, а долгожданную свадьбу.
Баллада завершается авторским выводом: нужно верить не в страшные приметы, а в свою судьбу.
Кратко об истории создания баллады «Светлана»
«Светлана» была написана и издана Жуковским в 1812 г. Ее сюжет перекликается с первой балладой поэта – «Людмила». В ней мертвый жених забирает несчастную невесту на тот свет. В «Светлана» этот фантастический эпизод становится просто сном, а все произведение получает счастливый финал.
Жуковский посвятил балладу своей племяннице – А. А. Воейковой (Протасовой).
Проект. «Толкование сна Светланы. Баллада В.А. Жуковского «Светлана»
Люди всегда будут тянуться ко всему романтичному и таинственному. А что может быть таинственнее снов и романтичнее баллады? Актуальность нашего исследования определена этими двумя факторами
Ø Выяснить, что значит сон Светланы из одноименной баллады В.А. Жуковского.
Ø Определить, отличается настрой баллады русского поэта от настроя баллад зарубежных поэтов
Ø Исследовать мнение обучающихся о вещих снах.
Ø Исследовать текст баллады В.А. Жуковского «Светлана»
Ø Получить полное толкование сна героини с опорой на различные сонники
Ø Сон Светланы пророчит благие вести.
Ø Баллада Жуковского имеет позитивный, светлый настрой в противовес балладам европейских авторов
1.Баллада: история и особенности жанра
Баллада — это краткий стихотворный рассказ преимущественно героико-исторического или фантастического характера.
Термин “баллада” происходит от провансальского слова и означает “танцевальная песня”. Возникли баллады в средние века. По происхождению баллады связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Много баллад о народном герое по имени Робин Гуд существовало в Англии XIV-XV вв.
Баллада является одним из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма. Мир в балладах предстает таинственным и загадочным. В них действуют яркие герои с четко очерченными характерами.
Создателем жанра литературной баллады стал Роберт Бернс (1759-1796). Основой его поэзии было устное народное творчество.
В центре литературных баллад всегда оказывается человек, но поэты XIX века, избравшие этот жанр, знали, что силы человека не всегда дают возможность ответить на все вопросы, стать полновластным хозяином своей судьбы. Поэтому часто литературные баллады представляют собой сюжетное стихотворение о роковой судьбе, например, баллада «Лесной царь»немецкого поэта Гёте.
Русская балладная традиция была создана Василием Андреевичем Жуковским, писавшим как оригинальные баллады («Светлана», «Эолова арфа», «Ахилл» и другие), так и переводившим Бюргера, Шиллера, Гете, Уланда, Соути, Вальтер Скотта. Всего Жуковским написано более 40 баллад.
Александр Сергеевич Пушкин создал такие баллады как «Песнь о вещем Олеге», «Жених», «Утопленник», «Ворон к ворону летит», «Жил на свете рыцарь бедный. «. Также к жанру баллады можно отнести его цикл «Песен Западных славян».
Отдельные баллады есть у Михаила Юрьевича Лермонтова. Это «Воздушный корабль» из Зейдлица, «Морская царевна».
Жанр баллады использовал в своем творчестве и Алексей Константинович Толстой. Он называет свои баллады на темы родной старины былинами («Алеша Попович» «Илья Муромец» «Садко» и др.).
Целые отделы своих стихотворений называли балладами, применяя этот термин уже более свободно, А.А.Фет, К.К.Случевский, В.Я.Брюсов. В своих «Опытах» Брюсов, говоря о балладе, указывает только на две своих баллады традиционного лиро-эпического типа: «Похищение Берты» и «Прорицание».
Ряд шуточных баллад-пародий оставил Вл.Соловьев («Таинственный пономарь», «Осенняя прогулка рыцаря Ральфа» и другие)
Особенности баллады как жанра:
· наличие сюжета (есть кульминация, завязка и развязка), лаконичность
· эмоции автора и чувства героев
· сочетание реального с фантастическим
· романтический (необычный) пейзаж
· сочетание лирического и эпического начал
Особенности жанра баллады в творчестве В. А. Жуковского:
В. А. Жуковский познакомил русского читателя с одним из наиболее любимых жанров западноевропейских романтиков — балладой. И хотя жанр баллады появился в русской литературе задолго до Жуковского, но именно он придал ему поэтическую прелесть и сделал популярным. Более того, он срастил поэтику жанра баллады с эстетикой романтизма, и в результате жанр баллады превратился в характернейший знак романтизма.
Изложение ярко выраженного сюжета в балладе лирически окрашено. Жуковский написал 39 баллад, из них только пять — оригинальные, остальные — переводы и переложения.
Основная тема его баллад — преступление и наказание, добро и зло.
Особое место среди произведений Жуковского занимают баллады, посвященные любви: «Людмила», «Светлана», «Эолова арфа» и другие. Главное здесь для поэта — успокоить, наставить на путь истинный влюбленного человека, пережившего трагедию в любви. Жуковский романтическими средствами стремится доказать, как неразумно и даже опасно для человека это желание собственного счастья вопреки всему.
Баллада «Светлана» по сюжету близка «Людмиле», но и глубоко отлична. Эта баллада — свободное переложение баллады немецкого поэта Г. А. Бюргера «Ленора». Жуковский далеко уходит от оригинала, внося в балладу национальный русский колорит: он включает описание гаданий в «крещенский вечерок», примет и обычаев:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок.
Сняв с ноги, бросали,
Снег пололи, под окном
Слушали, кормили
Счетным курицу зерном,
Ярый воск топили,
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны,
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Поэт воспроизводит привлекательный и изящный девичий мир, в котором значимы и башмачок, и серьги изумрудны, и перстень золотой.
Баллада не только рассказала об эпизоде из жизни юного существа, но представила ее внутренний мир. Вся баллада полна жизни, движения и внутреннего, и внешнего, какой-то девичьей суеты.
2.История создания баллады «Светлана»:
— Наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания.
-То, что снится, грезится спящему, сновидение.
Сны — будоражат лучшие умы человечества тысячи лет. Сны – до сих пор не может объяснить наука. А многие считают, что сны могут показывать наше будущее, и даже самое далёкое. Конечно, многие ученые хотят объяснить природу снов, но многое остается за гранью познания.
В первый момент погружения в сон человек перестает реагировать на внешние раздражители. Попробуйте в это время негромко задать ему вопрос. Ответа чаще всего не получите. Для его пробуждения нужно повысить голос. Попытка разбудить спящего, прикасаясь к нему, не всегда помогает. Не всегда может разбудить спящего и свет. Такая пониженная реакция заснувшего человека объясняется ослаблением восприимчивости его органов чувств: слуха, зрения, осязания.
Сон эзотерика рассматривает как кратковременнный переход в другой мир.
Этот выход необходим для физического существования, потому что так мы получаем большой запас энергии, так как энергии из продуктов, воздуха не достаточно для жизнедеятельности. Если человека лишить сна, его физическое тело не сможет жить. Все происходит на бессознательном уровне.
Волнующие человека на Земле обстоятельства и мысли, вполне могут иметь продолжение во сне. Если человек во сне выходит в ментальный план, то идет еще большая энергетическая подпитка. Соответственно ему нужно меньше времени на сон.
Индийское древнее учение утверждает, что более высоко развитый человек снов не видит, поскольку ментальный и физический мир не соприкасаются. Те люди, которые помнят свои сновидения, могут понять в каких подпланах астрального мира они подпитываются энергией.
Какие есть сонники?
-Сонник Миллера
-Сонник Ванги
-Сонник Фрэйда
-Сонник Юноны
-Сонник Нострадамуса
-Египетский сонник
-Древнееврейский сонник
-Сонник шаманов
-Древнеримский сонник
Мы провели опрос среди учащихся 9-11 классов и получили следующие результаты.
Всего в опросе приняло участие: 44 респондента
В балладе «Светлана» нам удалось обнаружить ряд символов, которые мы и попробуем растолковать с помощью сонников.
(текст сна Светланы)
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами.
Занялся от страха дух.
Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!»
Оглянулась. милый к ней
Простирает руки.
«Радость, свет моих очей,
Нет для нас разлуки.
Едем! Поп уж в церкви ждет
С дьяконом, дьячками;
Хор венчальну песнь поет;
Храм блестит свечами».
Был в ответ умильный взор;
Идут на широкий двор,
В ворота тесовы;
У ворот их санки ждут;
С нетерпенья кони рвут
Повода шелковы.
Сели. кони с места враз;
Пышут дым ноздрями;
От копыт их поднялась
Вьюга над санями.
Скачут. пусто все вокруг,
Степь в очах Светланы:
На луне туманный круг;
Чуть блестят поляны.
Сердце вещее дрожит;
Робко дева говорит:
«Что ты смолкнул, милый?»
Ни полслова ей в ответ:
Он глядит на лунный свет,
Бледен и унылый.
Кони мчатся по буграм;
Топчут снег глубокий.
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокий;
Двери вихорь отворил;
Тьма людей во храме;
Яркий свет паникадил
Тускнет в фимиаме;
На средине черный гроб;
И гласит протяжно поп:
«Буди взят могилой!»
Пуще девица дрожит;
Кони мимо; друг молчит,
Бледен и унылый.
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Ворон каркает: печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Подымая гривы;
Брезжит в поле огонек;
Виден мирный уголок,
Хижинка под снегом.
Кони борзые быстрей,
Снег взрывая, прямо к ней
Мчатся дружным бегом.
Вот примчалися. и вмиг
Из очей пропали:
Кони, сани и жених
Будто не бывали.
Одинокая, впотьмах,
Брошена от друга,
В страшных девица местах;
Вкруг метель и вьюга.
Возвратиться — следу нет.
Виден ей в избушке свет:
Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит.
Дверь шатнулася. скрыпит.
Тихо растворилась.
Что ж. В избушке гроб; накрыт
Белою запоной;
Спасов лик в ногах стоит;
Свечка пред иконой.
Ах! Светлана, что с тобой?
В чью зашла обитель?
Страшен хижины пустой
Безответный житель.
Входит с трепетом, в слезах;
Пред иконой пала в прах,
Спасу помолилась;
И с крестом своим в руке,
Под святыми в уголке
Робко притаилась.
Все утихло. вьюги нет.
Слабо свечка тлится,
То прольет дрожащий свет,
То опять затмится.
Все в глубоком, мертвом сне,
Страшное молчанье.
Чу, Светлана. в тишине
Легкое журчанье.
Вот глядит: к ней в уголок
Белоснежный голубок
С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
Обнял их крылами.
Смолкло все опять кругом.
Вот Светлане мнится,
Что под белым полотном
Мертвый шевелится.
Сорвался покров; мертвец
(Лик мрачнее ночи)
Виден весь — на лбу венец,
Затворёны очи.
Вдруг. в устах сомкнутых стон;
Силится раздвинуть он
Руки охладелы.
Что же девица. Дрожит.
Гибель близко. но не спит
Голубочек белый.
Встрепенулся, развернул
Легкие он крилы;
К мертвецу на грудь вспорхнул.
Всей лишенный силы,
Простонав, заскрежетал
Страшно он зубами
И на деву засверкал
Грозными очами.
Снова бледность на устах;
В закатившихся глазах
Смерть изобразилась.
Глядь, Светлана. о творец!
Милый друг ее — мертвец!