Одинаковые сны ракитина читать
Одинаковые сны ракитина читать
Ракитина Елена. Серёжик
Уверяю Вас, единственный способ избавиться от драконов
— это иметь своего собственного.
Когда с листьев облетят деревья,
Вчера станет завтра. Верь не верь…
Глава 1 Таинственное исчезновение
В Дальний Лес редко привозили мандарины. Серёжик, маленький серый ёжик, ел их всего два раза. Дольку в позапрошлый Новый год и дольку в день рождения.
Целые мандарины, похожие на маленькие солнца, он видел только по телевизору.
В магазине продавали лишь ломтики, завёрнутые в прозрачную пленку. И отдельно — кожуру, пахнущую всеми праздниками на свете. Мама говорила продавцу:
— Будьте добры, два кусочка мандарина и килограмм мандариновой кожуры.
Ах, как хотелось бы наоборот.
Когда Серёжик вырастет, он скажет:
— Два кусочка кожуры и килограмм мандариновых долек!
В них, румяных и нежных, с волшебным, щекочущим нос, соком, Серёжик нашел три семечка.
Он закопал их во дворе, обложив заветные места стеклышками. По кругу. Когда-нибудь семечки проклюнутся, вырастут диковинные деревья — выше кадушки, выше мамы, выше дома! Издалека будет видно оранжевое чудо расчудесное, на радость Лесу.
Нужно только поливать семечки по утрам. «Умылся сам — умой рассаду» — говорит мама.
Утро. Вставать лень. Серёжик зевнул и посмотрел в окошко.
Он подпрыгнул! За окном плыло, покачиваясь в облаках, мандариновое солнце! Да и круглое окошко, залитое светом, походило на мандарин. На тот, никогда не виданный, в котором много сочных душистых долек!
Серёжик потянул носом. «Неужели?! Не может быть. »
Он повернулся к двери, которая была чуть приоткрыта, и понюхал снова.
Так и есть. Мама испекла печенье, положив туда немного мандариновой цедры!
Серёжик вскочил и, на ходу натягивая штанишки, бросился вниз по ступенькам!
Быстрее! Быстрее! Быстрее!
Восхитительный, дурманящий запах чуть не сбил с ног. Ах, как хорошо, что мама покупает кожуру, как хорошо, что сушит ее, трёт на тёрке и печёт самое лучшее в мире печенье.
— Мажуся! — Серёжик рывком открыл круглую дверь кухни.
Мажуся — это и «мама» и «ежуся» сразу, так все-все ёжики ласково называют мам.
Серёжик влетел на середину кухни и огляделся.
Мамы не было. Он вскарабкался на пенёк и выглянул в окно. Мамы не было…
На столе стояла тарелка, накрытая полотенцем. Волшебный аромат плыл именно оттуда!
«Откушу самый маленький кусочек», — решил ёжик и приподнял край.
Тарелка была пуста.
Там лежало несколько крошек и огрызочек печенья, раз в десять меньше того, что так хотелось откусить.
— А-а-а! — завопил Серёжик обиженно и побежал в гостиную. Травяной ковер под ногами был мокрым, значит, мама поливала его совсем недавно.
Серёжик метнулся в спальню, заглянул в ванную, проверил кладовку. Повизгивая, взобрался на второй этаж и оббежал все комнаты там.
Мама как сквозь землю провалилась!
Сквозь землю? Может, она в погребе, наливает сгущённое молоко?
Если мандариновое печенье, значит, праздник! А какой же праздник без сгущёнки?
Серёжик бросился во двор, к сараю. Зря! На двери висел чугунный замок.
Тогда ёжик набрал побольше воздуха и закричал так громко, что у него самого заложило уши.
Никто не отозвался, лишь пара воробьев вспорхнула с куста.
Плача, он обошел двор, зачем-то заглянул под кадушку и поплёлся домой…
Там просто невозможно было находиться. Дразнящий запах щекотал нос и мешал думать. Серёжик облизал тарелку с крошками и почувствовал, как сильно хочет есть. И не что-нибудь, а мандариновое печенье.
Всхлипывая, он облизал тарелку ещё и ещё…
Никогда в жизни мама не уходила одна. В Главном Законе Дальнего Леса написано: «Строго запрещается оставлять дошкольников без присмотра».
А Серёжик был дошкольник. Он знал все буквы и цифры, и книжку про динозавров, любимую, читал сам.
Для школы был куплен пенал из липового лыка с надписью «Умные зверята — гордость леса!» Для школы мама сплела берестяной рюкзачок. А папку для тетрадей Серёжик склеил ещё зимой. Хорошую, из проглаженной утюгом соломы.
Только всё равно его в школу не брали. Учительница, зайчиха, Василиса Петровна, всякий раз вздыхала, измеряя Серёжика ростомером.
— Двух сантиметров не хватает. Приходите на будущий год.
Долговязого суслика Яшку приняли, приняли всех ёжиков с Самолётной улицы.
Только Серёжик сидел в дошкольниках. На прививках в поликлинике ребята дразнили его «микробом» и дергали за подтяжки, когда не видела мама.
Серёжик принюхался снова. В воздухе, кроме запаха мандарина, витал и мамин запах. Серёжик подбежал к печке — она пахла мамой! Под потолком висели пучки сушёной травы: от поноса, от кашля, от вредного настроения.
Они тоже пахли мамой. Стол, пеньки, занавески — всё в кухне пахло мамой, мамой, мамой!
Куда она могла уйти? Как могла оставить Серёжика?! Голодного, неумытого, с непричёсанными иголками?!
Он заскулил и заплакал снова. Громко, с подвыванием. И чем дольше Серёжик плакал, тем жальче ему становилось себя. Вот уже час как он проснулся, а печенья всё нет! Вот уже час как мандариновый запах дразнит и дразнит! Да что печенье! Давно пора завтракать, а где еда? И мамы нет уже целый час!
В гостиной что-то зашуршало. Серёжик опрометью бросился туда. Никого! Лишь ветер играет ветками ивы, пытающейся заглянуть в круглую форточку.
Открылась дверца настенных часов, оттуда высунулся деревянный ёжик, профырчал «Фр-Фр».
Серёжик показал ему язык и задумался. У этого деревянного ёжика в часах, наверное, есть деревянная мама. Они сидят там, читают деревянные книжки и пьют деревянное молоко. Хорошо — только вылезай и фыркай.
На стене фотография в рамке. Мажуся и маленький Серёжик с соской во рту. За ними дом. Дом Серёжика, дом мамы.
Куда могла она деться? Никуда! Вот сейчас мама откроет дверь и скажет: «Как ты?» А Серёжик ответит: «Ерунда! Если бы не два сантиметра, меня давно можно было бы оставлять самого».
Серёжик открыл холодильник и наморщил нос.
По телевизору никогда не советовали есть борщ, а только йогурт и шоколадки.
Серёжик верил телевизору.
Там показывали дома до неба, а не избушки, как в Дальнем Лесу.
А ещё парады, салюты, фонтаны и карнавалы! Там всё вокруг было механизировано: дёрнешь за ветку — банка с соком из дупла вываливается, сорвёшь гриб — червяки из него сами бегут. Даже дворниками, подумать только, там работали машины со специальными щетками!
Серёжик, когда видел белок, метущих дорогу хвостами, всегда вспоминал эти машины!
Да, по телевизору всё лучше!
Там и одежду ёжики носили разноцветную. Фиолетовые тапочки, зелёные носки. Красота! И зовут их там, в телевизоре по-разному! Васи, Пети, Славики!
А в Дальнем Лесу у каждой ежиной семьи свой цвет. У Серёжика с мамой — серый. Поэтому и дом у них серого цвета, и сандалии, и пальто.
А у Зелёжиков, что живут напротив, все зелёное. Они на кузнечиков с огурцами похожи. И штаны зелёные, и рубашки, шнурки в ботинках — и те зелёные.
Краснёжики, когда гулять выходят, кажется, пожар начался.
Вот глупые имена! Когда Серёжик был маленький, он плакал и просил назвать его Борей. Но мама и сама, оказывается, всю жизнь мечтала быть Сюзанной, а так и оставалась Серёжихой. Таковы законы Дальнего Леса.
Урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Е. Ракитиной «Одинаковые сны» « А они снятся мне каждый день…»
Формирование умения выявлять авторскую позицию,давать характеристику героям,оценку их поступкам
Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Е. Ракитиной «Одинаковые сны» « А они снятся мне каждый день…»»
Урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Е. Ракитиной «Одинаковые сны»
« А они снятся мне каждый день…»
Тема:«Е. Ракитина.Рассказ «Одинаковые сны»
« А они снятся мне каждый день…»
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные(УУД) Личностные
Умение анализировать прозаический текст, выявлять тему, идею произведения.
Умение понимать авторскую позицию в рассказе; умение давать характеристику героям, оценку их поступкам.
Регулятивные: умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания и использованных языковых средств; говорение: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их; умение создавать устные и письменные тексты, умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своихинтересов;
Познавательные:умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;
способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию и передаче информации, полученной в результате чтения.
Коммуникативные: владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.
Понимание важности книг в жизни человека. Расширение читательского кругозора обучающихся.
Решаемые учебные задачи
1.Развить умение анализировать художественный текст; развитие критического мышления обучающихся;развитие внимания обучающихся;формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных); развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;развивать умение применять новые знания;формирование логических умений;развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;развитие умения формулировать проблему.
2. Обогащать словарный запас учащихся; развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие творческих, речевых способностей учащихся; развитие коммуникативных УУД.
3. Воспитание интереса и уважения к родной литературе; воспитание ценностного отношения к слову, художественному тексту.
4. Развитие умения групповой и парной работы; создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Вид используемых на уроке средств наглядности и ИКТ
Выставка книг о Е.Ракитиной
Презентация «Елена Ракитина и ее герои»
Компьютер, проектор, текст рассказа, иллюстрации к произведению.
Методическое назначение средств наглядности и ИКТ
Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых.
Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала.
Организационная структура урока
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Формирование конкретного образовательного материала
Актуализация, мотивация, формулировка целей и задач урока.
Подготовка к восприятию художественного произведения.
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата
Ребята, сейчас у нас урок внеклассного чтения!
— О разном и о прочем.
— О том, что хорошо и хорошо не очень.
— О чём-то знаешь ты, а что-то мне известно.
-Нам будет интересно.
— Взгляните на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке?
( умный взгляд, добрый, приветливый)
— А что вы хотите узнать об авторе?
( Когда родился, кем был по профессии, какие книги написал)
— Кто же сегодня наш собеседник?
РАКИТИНА Елена Владимировна. Детский писатель. Член Союза писателей Санкт-Петербурга. Лауреат Международной литературной премии им. В. Крапивина (2010), победитель Всероссийского литературно-художественного конкурса «Новые имена. Премьера книги» (2012). Постоянный участник фестивалей «Детские писатели вокруг ДЕТГИЗа».
Автор чудесных волшебных сказок («Серёжик», «Приключения новогодних игрушек», «Страна новогодних игрушек»), увлекательных рассказов о приключениях школьников Мишки и Егорки («Если бы у меня была своя планета» «Большое путешествие домой»), познавательных детских энциклопедий.
— Чему будем учиться на уроке?
(-познакомимся с рассказом Е.Ракитиной «Одинаковые сны» из сборника « Похититель домофоноа»,
— будем учиться высказывать своё мнение, предположения,
— будем самостоятельно оценивать поступки героев.)
I. Речевая разминка.
а) вдох носом, выдох через рот;
б) вдох, задержка дыхания, выдох;
в) вдох, выдох по порциям.
Самолёты взлетают: у – у – у.
Машины едут: ж – ж – ж.
Лошадки поскакали: цок – цок – цок.
Рядом ползёт змея: ш – ш – ш.
Муха бьёт в стекло: з – з – з – з.
Ба – бо – бы – на дворе стоят столбы.
Бу – бы – ба – из окна торчит труба.
Одинаковые сны ракитина читать
Ракитина Елена. Серёжик
Уверяю Вас, единственный способ избавиться от драконов
— это иметь своего собственного.
Когда с листьев облетят деревья,
Вчера станет завтра. Верь не верь…
Глава 1 Таинственное исчезновение
В Дальний Лес редко привозили мандарины. Серёжик, маленький серый ёжик, ел их всего два раза. Дольку в позапрошлый Новый год и дольку в день рождения.
Целые мандарины, похожие на маленькие солнца, он видел только по телевизору.
В магазине продавали лишь ломтики, завёрнутые в прозрачную пленку. И отдельно — кожуру, пахнущую всеми праздниками на свете. Мама говорила продавцу:
— Будьте добры, два кусочка мандарина и килограмм мандариновой кожуры.
Ах, как хотелось бы наоборот.
Когда Серёжик вырастет, он скажет:
— Два кусочка кожуры и килограмм мандариновых долек!
В них, румяных и нежных, с волшебным, щекочущим нос, соком, Серёжик нашел три семечка.
Он закопал их во дворе, обложив заветные места стеклышками. По кругу. Когда-нибудь семечки проклюнутся, вырастут диковинные деревья — выше кадушки, выше мамы, выше дома! Издалека будет видно оранжевое чудо расчудесное, на радость Лесу.
Нужно только поливать семечки по утрам. «Умылся сам — умой рассаду» — говорит мама.
Утро. Вставать лень. Серёжик зевнул и посмотрел в окошко.
Он подпрыгнул! За окном плыло, покачиваясь в облаках, мандариновое солнце! Да и круглое окошко, залитое светом, походило на мандарин. На тот, никогда не виданный, в котором много сочных душистых долек!
Серёжик потянул носом. «Неужели?! Не может быть. »
Он повернулся к двери, которая была чуть приоткрыта, и понюхал снова.
Так и есть. Мама испекла печенье, положив туда немного мандариновой цедры!
Серёжик вскочил и, на ходу натягивая штанишки, бросился вниз по ступенькам!
Быстрее! Быстрее! Быстрее!
Восхитительный, дурманящий запах чуть не сбил с ног. Ах, как хорошо, что мама покупает кожуру, как хорошо, что сушит ее, трёт на тёрке и печёт самое лучшее в мире печенье.
— Мажуся! — Серёжик рывком открыл круглую дверь кухни.
Мажуся — это и «мама» и «ежуся» сразу, так все-все ёжики ласково называют мам.
Серёжик влетел на середину кухни и огляделся.
Мамы не было. Он вскарабкался на пенёк и выглянул в окно. Мамы не было…
На столе стояла тарелка, накрытая полотенцем. Волшебный аромат плыл именно оттуда!
«Откушу самый маленький кусочек», — решил ёжик и приподнял край.
Тарелка была пуста.
Там лежало несколько крошек и огрызочек печенья, раз в десять меньше того, что так хотелось откусить.
— А-а-а! — завопил Серёжик обиженно и побежал в гостиную. Травяной ковер под ногами был мокрым, значит, мама поливала его совсем недавно.
Серёжик метнулся в спальню, заглянул в ванную, проверил кладовку. Повизгивая, взобрался на второй этаж и оббежал все комнаты там.
Мама как сквозь землю провалилась!
Сквозь землю? Может, она в погребе, наливает сгущённое молоко?
Если мандариновое печенье, значит, праздник! А какой же праздник без сгущёнки?
Серёжик бросился во двор, к сараю. Зря! На двери висел чугунный замок.
Тогда ёжик набрал побольше воздуха и закричал так громко, что у него самого заложило уши.
Никто не отозвался, лишь пара воробьев вспорхнула с куста.
Плача, он обошел двор, зачем-то заглянул под кадушку и поплёлся домой…
Там просто невозможно было находиться. Дразнящий запах щекотал нос и мешал думать. Серёжик облизал тарелку с крошками и почувствовал, как сильно хочет есть. И не что-нибудь, а мандариновое печенье.
Всхлипывая, он облизал тарелку ещё и ещё…
Никогда в жизни мама не уходила одна. В Главном Законе Дальнего Леса написано: «Строго запрещается оставлять дошкольников без присмотра».
А Серёжик был дошкольник. Он знал все буквы и цифры, и книжку про динозавров, любимую, читал сам.
Для школы был куплен пенал из липового лыка с надписью «Умные зверята — гордость леса!» Для школы мама сплела берестяной рюкзачок. А папку для тетрадей Серёжик склеил ещё зимой. Хорошую, из проглаженной утюгом соломы.
Только всё равно его в школу не брали. Учительница, зайчиха, Василиса Петровна, всякий раз вздыхала, измеряя Серёжика ростомером.
— Двух сантиметров не хватает. Приходите на будущий год.
Долговязого суслика Яшку приняли, приняли всех ёжиков с Самолётной улицы.
Только Серёжик сидел в дошкольниках. На прививках в поликлинике ребята дразнили его «микробом» и дергали за подтяжки, когда не видела мама.
Серёжик принюхался снова. В воздухе, кроме запаха мандарина, витал и мамин запах. Серёжик подбежал к печке — она пахла мамой! Под потолком висели пучки сушёной травы: от поноса, от кашля, от вредного настроения.
Они тоже пахли мамой. Стол, пеньки, занавески — всё в кухне пахло мамой, мамой, мамой!
Куда она могла уйти? Как могла оставить Серёжика?! Голодного, неумытого, с непричёсанными иголками?!
Он заскулил и заплакал снова. Громко, с подвыванием. И чем дольше Серёжик плакал, тем жальче ему становилось себя. Вот уже час как он проснулся, а печенья всё нет! Вот уже час как мандариновый запах дразнит и дразнит! Да что печенье! Давно пора завтракать, а где еда? И мамы нет уже целый час!
В гостиной что-то зашуршало. Серёжик опрометью бросился туда. Никого! Лишь ветер играет ветками ивы, пытающейся заглянуть в круглую форточку.
Открылась дверца настенных часов, оттуда высунулся деревянный ёжик, профырчал «Фр-Фр».
Серёжик показал ему язык и задумался. У этого деревянного ёжика в часах, наверное, есть деревянная мама. Они сидят там, читают деревянные книжки и пьют деревянное молоко. Хорошо — только вылезай и фыркай.
На стене фотография в рамке. Мажуся и маленький Серёжик с соской во рту. За ними дом. Дом Серёжика, дом мамы.
Куда могла она деться? Никуда! Вот сейчас мама откроет дверь и скажет: «Как ты?» А Серёжик ответит: «Ерунда! Если бы не два сантиметра, меня давно можно было бы оставлять самого».
Серёжик открыл холодильник и наморщил нос.
По телевизору никогда не советовали есть борщ, а только йогурт и шоколадки.
Серёжик верил телевизору.
Там показывали дома до неба, а не избушки, как в Дальнем Лесу.
А ещё парады, салюты, фонтаны и карнавалы! Там всё вокруг было механизировано: дёрнешь за ветку — банка с соком из дупла вываливается, сорвёшь гриб — червяки из него сами бегут. Даже дворниками, подумать только, там работали машины со специальными щетками!
Серёжик, когда видел белок, метущих дорогу хвостами, всегда вспоминал эти машины!
Да, по телевизору всё лучше!
Там и одежду ёжики носили разноцветную. Фиолетовые тапочки, зелёные носки. Красота! И зовут их там, в телевизоре по-разному! Васи, Пети, Славики!
А в Дальнем Лесу у каждой ежиной семьи свой цвет. У Серёжика с мамой — серый. Поэтому и дом у них серого цвета, и сандалии, и пальто.
А у Зелёжиков, что живут напротив, все зелёное. Они на кузнечиков с огурцами похожи. И штаны зелёные, и рубашки, шнурки в ботинках — и те зелёные.
Краснёжики, когда гулять выходят, кажется, пожар начался.
Вот глупые имена! Когда Серёжик был маленький, он плакал и просил назвать его Борей. Но мама и сама, оказывается, всю жизнь мечтала быть Сюзанной, а так и оставалась Серёжихой. Таковы законы Дальнего Леса.
Одинаковые сны ракитина читать
Ракитина Елена. Серёжик
Уверяю Вас, единственный способ избавиться от драконов
— это иметь своего собственного.
Когда с листьев облетят деревья,
Вчера станет завтра. Верь не верь…
Глава 1 Таинственное исчезновение
В Дальний Лес редко привозили мандарины. Серёжик, маленький серый ёжик, ел их всего два раза. Дольку в позапрошлый Новый год и дольку в день рождения.
Целые мандарины, похожие на маленькие солнца, он видел только по телевизору.
В магазине продавали лишь ломтики, завёрнутые в прозрачную пленку. И отдельно — кожуру, пахнущую всеми праздниками на свете. Мама говорила продавцу:
— Будьте добры, два кусочка мандарина и килограмм мандариновой кожуры.
Ах, как хотелось бы наоборот.
Когда Серёжик вырастет, он скажет:
— Два кусочка кожуры и килограмм мандариновых долек!
В них, румяных и нежных, с волшебным, щекочущим нос, соком, Серёжик нашел три семечка.
Он закопал их во дворе, обложив заветные места стеклышками. По кругу. Когда-нибудь семечки проклюнутся, вырастут диковинные деревья — выше кадушки, выше мамы, выше дома! Издалека будет видно оранжевое чудо расчудесное, на радость Лесу.
Нужно только поливать семечки по утрам. «Умылся сам — умой рассаду» — говорит мама.
Утро. Вставать лень. Серёжик зевнул и посмотрел в окошко.
Он подпрыгнул! За окном плыло, покачиваясь в облаках, мандариновое солнце! Да и круглое окошко, залитое светом, походило на мандарин. На тот, никогда не виданный, в котором много сочных душистых долек!
Серёжик потянул носом. «Неужели?! Не может быть. »
Он повернулся к двери, которая была чуть приоткрыта, и понюхал снова.
Так и есть. Мама испекла печенье, положив туда немного мандариновой цедры!
Серёжик вскочил и, на ходу натягивая штанишки, бросился вниз по ступенькам!
Быстрее! Быстрее! Быстрее!
Восхитительный, дурманящий запах чуть не сбил с ног. Ах, как хорошо, что мама покупает кожуру, как хорошо, что сушит ее, трёт на тёрке и печёт самое лучшее в мире печенье.
— Мажуся! — Серёжик рывком открыл круглую дверь кухни.
Мажуся — это и «мама» и «ежуся» сразу, так все-все ёжики ласково называют мам.
Серёжик влетел на середину кухни и огляделся.
Мамы не было. Он вскарабкался на пенёк и выглянул в окно. Мамы не было…
На столе стояла тарелка, накрытая полотенцем. Волшебный аромат плыл именно оттуда!
«Откушу самый маленький кусочек», — решил ёжик и приподнял край.
Тарелка была пуста.
Там лежало несколько крошек и огрызочек печенья, раз в десять меньше того, что так хотелось откусить.
— А-а-а! — завопил Серёжик обиженно и побежал в гостиную. Травяной ковер под ногами был мокрым, значит, мама поливала его совсем недавно.
Серёжик метнулся в спальню, заглянул в ванную, проверил кладовку. Повизгивая, взобрался на второй этаж и оббежал все комнаты там.
Мама как сквозь землю провалилась!
Сквозь землю? Может, она в погребе, наливает сгущённое молоко?
Если мандариновое печенье, значит, праздник! А какой же праздник без сгущёнки?
Серёжик бросился во двор, к сараю. Зря! На двери висел чугунный замок.
Тогда ёжик набрал побольше воздуха и закричал так громко, что у него самого заложило уши.
Никто не отозвался, лишь пара воробьев вспорхнула с куста.
Плача, он обошел двор, зачем-то заглянул под кадушку и поплёлся домой…
Там просто невозможно было находиться. Дразнящий запах щекотал нос и мешал думать. Серёжик облизал тарелку с крошками и почувствовал, как сильно хочет есть. И не что-нибудь, а мандариновое печенье.
Всхлипывая, он облизал тарелку ещё и ещё…
Никогда в жизни мама не уходила одна. В Главном Законе Дальнего Леса написано: «Строго запрещается оставлять дошкольников без присмотра».
А Серёжик был дошкольник. Он знал все буквы и цифры, и книжку про динозавров, любимую, читал сам.
Для школы был куплен пенал из липового лыка с надписью «Умные зверята — гордость леса!» Для школы мама сплела берестяной рюкзачок. А папку для тетрадей Серёжик склеил ещё зимой. Хорошую, из проглаженной утюгом соломы.
Только всё равно его в школу не брали. Учительница, зайчиха, Василиса Петровна, всякий раз вздыхала, измеряя Серёжика ростомером.
— Двух сантиметров не хватает. Приходите на будущий год.
Долговязого суслика Яшку приняли, приняли всех ёжиков с Самолётной улицы.
Только Серёжик сидел в дошкольниках. На прививках в поликлинике ребята дразнили его «микробом» и дергали за подтяжки, когда не видела мама.
Серёжик принюхался снова. В воздухе, кроме запаха мандарина, витал и мамин запах. Серёжик подбежал к печке — она пахла мамой! Под потолком висели пучки сушёной травы: от поноса, от кашля, от вредного настроения.
Они тоже пахли мамой. Стол, пеньки, занавески — всё в кухне пахло мамой, мамой, мамой!
Куда она могла уйти? Как могла оставить Серёжика?! Голодного, неумытого, с непричёсанными иголками?!
Он заскулил и заплакал снова. Громко, с подвыванием. И чем дольше Серёжик плакал, тем жальче ему становилось себя. Вот уже час как он проснулся, а печенья всё нет! Вот уже час как мандариновый запах дразнит и дразнит! Да что печенье! Давно пора завтракать, а где еда? И мамы нет уже целый час!
В гостиной что-то зашуршало. Серёжик опрометью бросился туда. Никого! Лишь ветер играет ветками ивы, пытающейся заглянуть в круглую форточку.
Открылась дверца настенных часов, оттуда высунулся деревянный ёжик, профырчал «Фр-Фр».
Серёжик показал ему язык и задумался. У этого деревянного ёжика в часах, наверное, есть деревянная мама. Они сидят там, читают деревянные книжки и пьют деревянное молоко. Хорошо — только вылезай и фыркай.
На стене фотография в рамке. Мажуся и маленький Серёжик с соской во рту. За ними дом. Дом Серёжика, дом мамы.
Куда могла она деться? Никуда! Вот сейчас мама откроет дверь и скажет: «Как ты?» А Серёжик ответит: «Ерунда! Если бы не два сантиметра, меня давно можно было бы оставлять самого».
Серёжик открыл холодильник и наморщил нос.
По телевизору никогда не советовали есть борщ, а только йогурт и шоколадки.
Серёжик верил телевизору.
Там показывали дома до неба, а не избушки, как в Дальнем Лесу.
А ещё парады, салюты, фонтаны и карнавалы! Там всё вокруг было механизировано: дёрнешь за ветку — банка с соком из дупла вываливается, сорвёшь гриб — червяки из него сами бегут. Даже дворниками, подумать только, там работали машины со специальными щетками!
Серёжик, когда видел белок, метущих дорогу хвостами, всегда вспоминал эти машины!
Да, по телевизору всё лучше!
Там и одежду ёжики носили разноцветную. Фиолетовые тапочки, зелёные носки. Красота! И зовут их там, в телевизоре по-разному! Васи, Пети, Славики!
А в Дальнем Лесу у каждой ежиной семьи свой цвет. У Серёжика с мамой — серый. Поэтому и дом у них серого цвета, и сандалии, и пальто.
А у Зелёжиков, что живут напротив, все зелёное. Они на кузнечиков с огурцами похожи. И штаны зелёные, и рубашки, шнурки в ботинках — и те зелёные.
Краснёжики, когда гулять выходят, кажется, пожар начался.
Вот глупые имена! Когда Серёжик был маленький, он плакал и просил назвать его Борей. Но мама и сама, оказывается, всю жизнь мечтала быть Сюзанной, а так и оставалась Серёжихой. Таковы законы Дальнего Леса.