Обычно сказки перед сном рассказывают тихо первая буква в последняя а наречие
Лингвистические сказки по теме «Наречие»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 имени Н.Я.Василенко города Лабинска муниципального образования Лабинский район
учащихся 7-х классов МОБУ СОШ №2 г.Лабинска
Беспалова Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Однажды Суффикс НИБУДЬ сказал: «А неужели я сам справиться не смогу. Не нужна мне больше помощь! И без Дефиса обойдусь». Вот пошёл НИБУДЬ на прогулку. Видит он девочку, а девочка эта сказку писала. Написала девочка слово «когда» и уже Дефис поставила. Тут НИБУДЬ понял, что это он должен на этом месте быть. Вскочил Суффикс, встал сразу после слова «когда». Спрашивает девочка: «Ой, а разве не с Дефисом пишется?». Тут НИБУДЬ: «Нет! Я один всегда.» Целый день помогал людям НИБУДЬ, но ничего у него не получалось.
Пришёл Суффикс вечером к Дефису и говорит:
-Слушай, дружище, не получается у меня одному работать, прости меня, давай снова вместе?
-Эх, глупый ты, НИБУДЬ. Мы ведь не можем в одиночку!
-Так что¸ ты меня прощаешь?
Дефис ничего не сказал, он, только молча улыбаясь, открыл дверь и впустил Суффикс в дом. Они сели пить чай и болтали обо всём. На следующий день Суффикс и Дефис пошли вновь помогать людям, только теперь вместе.
После этого случая они больше не ссорились.
Мацкевич Валерия, 7 «А» класс
После занятий учительница оставила на столе учебник русского языка и ушла домой. Ночью из книги вылезли маленькие человечки. Это были части речи. Среди них разгорелся настоящий спор, какая часть речи самая лучшая, трудная и интересная.
И тут со странным визгом вылетело вперёд Существительное и стало возмущаться:
— Как вы смеете так возноситься! Я считаю, что я самая обаятельная и привлекательная часть речи.
Но Словаря не было! Он был приглашён на чай к Энциклопедии, а без умного словаря никто не мог решить этот спор. Части речи готовы были уже вступить в драку, но вдруг первый луч солнца упал на книгу, и спорящие испуганно попрятались по своим местам.
Москалёва Дарья, 7 «А» класс
Жили-были предлоги В и НА. Они очень хорошо дружили с Наречием. Как-то раз, для символа дружбы они придумали своё правило, но к ним ещё присоединились Собирательные Числительные.
Всем понравилась их идея, ведь она была не только правильной, но и нужной. И за это их отблагодарили, отправив в грандиозное путешествие в Учебнике.
Мятыгина Лилия, 7 «Б» класс
Сказка «Буквы О и Е»
Жили были в одной стране буквы О и Е.
Эти буквы работали на заводе, где изготавливали книги. Они вписывали свои буквы в книжный текст. Буквы О и Е всегда путались кто где стоит на конце Наречий после шипящих, их ставили как попало.
Вдруг вошла главная на заводе буква А и начала ругать буквы О и Е за то, что они писали не так как нужно, а как попало.
Буква А грозила им увольнением. Но буквы О и Е не растерялись и пошли к мудрецу.
Вот идут они по пустыне, но в букву О солнце лучиком ударило и всегда с тех пор над ней был луч. Когда они пришли к мудрецу, к букве Я, О и говорит :
— У меня случилось ударение, что делать?
-Это значит, что под ударением пишется буква О, а без ударения Е.
Пришли буквы опять на завод и начали писать не как попало, а под ударением всегда О. Они всегда проверяли ударение прежде чем вписать свою букву. Например в слове: свежО’, певу’чЕ.
Так и стали жить поживать и правило не забывать.
Обычно сказки перед сном рассказывают тихо первая буква в последняя а наречие
Перед вами оригинальная версия языкового тренажёра «Наречие как часть речи». Курс построен в форме диалога учеников. Занимаясь по этому курсу, вы сможете в короткий срок овладеть знаниями о значении и правописании наречий.
Вы встретитесь с заданиями и упражнениями, которые мы отобрали и придумали только для вас. Не волнуйтесь, если у вас будут ошибки. Ошибаются все. Итак, вперёд! Желаем удачи!
Авторы-составители курса:
Рецепт:
— Что?
— Наречие как часть речи.
— Кому?
— Каждому ученику!
Даша: Мы уже немного знакомы с наречиями. И всё-таки нам не всегда удается безошибочно находить их среди других частей речи, а тем более правильно писать. Для этого нужно узнать о них побольше. Представь меня куда-то бегущей. О чём ты меня спросишь?
Дима: А зачем ты бежишь?
Таня: Куда ты спешишь?
Даша: Сначала вперёд, а потом вверх по лесенке.
Дима: А когда это всё происходит?
Таня: А как ты бежишь? Как протекает действие?
Дима: Ведь это не все вопросы, которые задаются к наречиям?
Таня: Вот послушай сказку, которую сочинила твоя одноклассница Даша Рыбникова.
Сказка про планету Наречие
Дима: А теперь хочу дать тебе задание. Продолжи эту замечательную историю, используя оставшиеся вопросы: Для чего? В какой степени? Отчего? Откуда? Насколько? Как долго?
Таня: Я готова прочитать целую лекцию о наречиях. Совершим путешествие по страницам словаря.
Термин наречие встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень –РЕЧ-, который прежде был более многозначным. Слово речь когда-то имело среди других значений и значение «глагол». Поэтому, если буквально перевести термин наречие на современный язык, то получится слово наглаголие.
Какая же связь существует между наречием и глаголом? Основная функция наречия – определять глагол, то есть обозначать признак действия. Такую особенность наречия отмечали и древние римляне, которые так его и назвали adverbium. Слово verbum означает «глагол», а приставка ad – ПРИ-, то есть буквальный перевод этого слова звучал бы как «приглаголие».
Итак, главную особенность наречия учёные видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его, сообщая ему чёткость.
Выдающийся лингвист А. Пешковский говорил, что «в связной речи наречия чаще всего употребляются при глаголе и прилагательном».
Даша: А теперь твоя очередь рассказать нам всё о наречиях. Всё, что ты понял.
Таня: Прочитав и дописав сказку о наречии, ты уже понял, что наречие делится на группы. Они так и называются:
Дима: Понял ли ты, каким основным морфологическим признаком владеет наречие?
Даша: Я тебе помогу. Это разряд.
Таня: Есть ли у наречия непостоянные морфологические признаки?
Даша: А тут и подсказывать не буду. Разбери эти наречия по составу и сразу поймешь.
Быстро, вкусно, грамотно, сверху, снизу, вверх, вниз.
Дима: Я уверен, что ты любишь думать и память твоя предназначена не только для запоминания сюжетов юмористических фильмов. Попробуй:
1) просклонять или проспрягать наречие,
2) изменить по родам или числам.
Думаю, тебе самому смешно и стыдно будет не дать правильный ответ на вопрос: «Изменяется ли наречие?»
Даша: Пока вы тут разговаривали, я уже придумала, как выглядит наречие. Вот его портрет.
Таня: Отгадай загадки, найди в них наречия и определи, к какому разряду относится каждое.
1) Скоро ест, мелко жуёт,
Сама не ест, другим не даёт.
2) Его мы изредка встречаем на дороге,
Без палки ходит он, безглазый и безногий.
Боится не собак, не кошек, не коров,
А кур и петухов.
3) Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью.
4) Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели в меха его одели.
5) В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь
Ни морщинки не видать!
Таня: Помните, как образуются степени сравнения качественных имён прилагательных? Какие они бывают?
Дима: Сравнительная простая и сравнительная составная. Превосходная простая и превосходная составная.
Даша: А я прочитала, что степени сравнения наречий образуются именно от таких прилагательных на О-Е. Попробуй сам. Вот тебе наречия: красиво, высоко, громко, быстро.
Дима: По-моему, Даша, ты решила меня разыграть, но я не попадусь на твою уловку. Рядом с наречиями нужен глагол, иначе эти слова будут не отличимы от кратких прилагательных.
Даша: Хорошо, получай словосочетания: пел красиво, летел высоко, говорил громко, бегал быстро.
Таня: Или так: полотно красиво, небо высоко, сообщение громко, решение быстро.
Дима: Нет, не так, потому что в этом случае перед нами краткие прилагательные.
Даша: Хорошо, начинай тогда образовывать степени сравнения, помни, как это делается.
Даша: Итак, что же у тебя получилось?
Таня: Я нашла стихотворение В. Мусатова. Прочитай его и найди наречия в сравнительной степени.
Гвоздь забить
Совсем несложно –
С одного удара можно,
С двух ударов ещё легче…
Молоток возьму покрепче, размахнусь
И стукну ловко
По стальной его головке –
И тогда,
Как по приказу,
Гвоздь на место
Встанет сразу.
Таня: Прочитай наше сочинение и выдели все формы сравнительной и превосходной степени наречий и прилагательных. Обрати внимание на то, что они похожи. Подумай и запиши, как их различать.
Даша: Пора мне вмешаться. Надо проверить, чем является слово в сравнительной степени. Почему в сравнительной? Потому что с превосходной у тебя не будет проблем, они не похожи. Итак, если в предложении слово относится к глаголу и является обстоятельством, то это наречие. Если оно является сказуемым, то это прилагательное. А ещё лучше сразу вывести их из формы сравнительной степени, и тогда всё станет ясно. Вот в нашем сочинении.
Объяснить понятнее – объяснить (как?) понятно – наречие.
Упражнение забавнее – упражнение (какое?) забавное – прилагательное.
Относиться лучше – относиться (как?) хорошо – наречие.
Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов
Дима: Это замечательная тема. Здесь столько нужно объяснить новых правил!
Дима: Да, я понял, это приставочный способ. Иногда это происходит с помощью приставки не. Но надо начать с другого, потому что на слух невозможно установить: приставка перед тобой или частица. Надо пользоваться правилом.
Даша: Я предлагаю вспомнить правила правописания не с прилагательными. Это правило полностью повторяется в наречиях:
1)Нелепо, небрежно, невзрачно;
2)нелегко, нечасто, немедленно;
3)не громко, а тихо; не часто, а редко;
4)нисколько не громко, ничуть не интересно, отнюдь не весело, вовсе не красиво.
Дима: Ты обратил внимание на то, что речь идет о наречиях на О-Е. Выведи правило написания не с наречиями на О-Е. А если затрудняешься, то посмотри в учебнике Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой §26.
Таня: Мы тебе предлагаем текст диктанта.
Никогда (не)поздно исправить ошибки в диктанте. Но если ты (не)медленно этого не сделаешь, то что подумают те (не)счастные люди, которые лет этак через тысячу найдут твою тетрадь. Подумай, как (не)лепо будет выглядеть каждая твоя (не)точность и ошибка! Впрочем, если ошибок будет (не)мало, то никому в голову (не)придёт, что это обычная ученическая тетрадь. Пиши (не)брежно, (не)аккуратно, и тогда в будущем десятки учёных будут годами ломать голову над переводом твоего текста, как учёные нашего времени ломают головы над переводом вавилонских табличек.
Дима: Я предлагаю задание, которое придумал для тебя. Выпиши все слова с НЕ-. Укажи, какими частями речи они являются.
(Не)ходи на улицу в (не)настный день. Прогуливался, когда на (не)босклоне ни облачка. Вот вчера вышел Колобок и сказал: «Ничего (не)понимаю! (Не)нормальное утро!»
И правильно сказал, потому что совершенно (не)зачем выходить в такую (не)погоду.
Другое дело, когда идет (не)долгий слепой дождик. Тогда просто (не)выносимо сидеть дома.
Тяжело жить, когда воздух (не)подвижно стоит над городом. Тогда и люди суетливо и (не)спокойно бегают по улицам. Но это (не)опасно, совсем (не)опасно.
Даша: Все способы образования слов тебе известны. Ты понимаешь, что следующий распространённый способ образования наречий – суффиксальный. Подумай, от каких частей речи чаще всего образуются наречия?
Высоко – высокий, низко – низкий,
строго – строгий, опасно – опасный,
трижды – третий, дружески – дружеский.
Наречие – неизменяемая часть речи, а потому оно не имеет окончания: широко, туманно, жгуче, вдогонку, впроголодь, наотмашь.
ПРИМЕНИ ЗНАНИЕ
Запиши словообразовательные цепочки, вставляя пропущенные звенья. Разбери все слова по составу. Сколько наречий в цепочке? Определи способ их образования.
Роскошь … роскошно.
Тихий … потихонечку.
Вера … уверить уверенный … неуверенно.
Таня: Так как мы заговорили об образовании наречий с помощью суффикса, следует вспомнить ещё одно правило, знакомое тебе по предыдущим темам. Это правописание суффиксов О-Ё после шипящих. Давай вспоминать.
В корне слова пишется Ё, если …
В суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий под ударением пишется …
Не забудь, что наречие ещё – исключение.
Даша: Вставь пропущенные буквы в текст, придуманный исключительно для тебя.
Дима: Понаблюдай за образованием и правописанием наречий. От слов каких частей речи и каким способом образованы данные наречия? От чего зависит употребление Н и НН в наречиях? Сформулируй правило.
Торжественно ……….
пустынно ……….
искусно ………..
заслуженно ……….
обдуманно ……….
Таня: Если ты затрудняешься, вот подсказка.
Говорить искренне (искренний), смотреть удивлённо (удивленный),жить дружно (дружный)
Даша: А теперь, чтобы закрепить всё это, напиши диктант, который придумала я.
Мы заглянем в необыкнове…о красивое царство. Конечно же, в таком месте живут всегда изыска…о одетые жители. Все они медле…о и увере…о ходят по улицам страны. Каждый праздник в царстве проходил торжестве…о важный парад.
Даша: Раньше мы встречались с наречиями, которые пишутся слитно. Например: впереди, сзади, вверху.
Дима: Наречия также пишутся через дефис с этими морфемами. Но есть и другие случаи. Я предлагаю тебе рассмотреть таблицу. Опираясь на графическое обозначение, определи остальные случаи написания наречий через дефис. Сформулируй правило.
Дефисное написание наречий
Таня: Предлагаю следующее упражнение. Вставь дефис, если это необходимо, исправь ошибки.
1. Быть по сказанному, как по писаному.
2. Если ворону и сахаром кормить будешь, всё таки преданной собакой не станет.
3. Кулик не велик, а всё таки птица.
4. И мягкими руками можно по кошачьи царапнуть.
5. Телятам по медвежьи не реветь.
Образование наречий путем перехода одной части речи в другую
Даша: Сейчас мы поговорим о сложной, но очень интересной теме: о переходе существительных в наречия
Дима: Я прочитал, что этот процесс называется «адвербиализация». Это неморфологический способ образования наречий. Например: ночью, днем, бегом, вечером, даром.
Даша: А есть какие-нибудь орфографические правила?
Дима: В разных учебниках я нашёл некоторые правила. Но, к сожалению, они не всегда работают. Чаще всего наречия просто надо заучивать. Мы вам предлагаем список наречий со слитным и раздельным написанием.
Список наречий с раздельным написанием

