Нормативы сна для детей

Норма сна для детей

Нормативы сна для детей. Смотреть фото Нормативы сна для детей. Смотреть картинку Нормативы сна для детей. Картинка про Нормативы сна для детей. Фото Нормативы сна для детей

Каждый человек, в том числе маленький ребенок, обладает уникальной, свойственной только ему потребностью во сне. Для маленького человека достаточный качественный сон – важная составляющая роста. Задача родителей – вычислить, сколько должен спать ребенок, для того чтобы расти здоровым.

От чего зависит потребность во сне

Медики выделяют следующие показатели для определения длительности сна:

Генетическая предрасположенность

Наследственность – главная составляющая, которая влияет на продолжительность сна ребенка. Существует 2 типа людей: долгоспящие и короткоспящие. Определить принадлежность к одному из типов достаточно просто: нужно вычислить общую продолжительность сна, после которого чувствуется бодрость, прилив сил. Долгоспящему человеку для полноценного отдыха необходимо 8–10 часов, короткоспящему – 6–7.

Время активного бодрствования

В дни, когда ребенок активно двигался, посещал новые места, развлекательные центры, праздники, понадобится больше времени на полноценный сон.

Состояние здоровья

После перенесенных болезней у детей увеличивается время отдыха. Так они восстанавливают силы и отсыпаются.

Условия сна

Качество и продолжительность отдыха зависят от окружающей обстановки. В прохладном, проветриваемом, темном помещении без посторонних шумов ребенок поспит значительно дольше.

Признаки недосыпания

Если сон новорожденного систематически не дотягивает до установленной педиатрами нормы на 2–3 часа, можно уверенно говорить о недосыпе. Бывает, что сон не выходит за установленные «рамки», но младенец выглядит усталым. В таких случаях следует понаблюдать за поведением, попытаться определить, насколько хорошо он высыпается. Важно уделить должное внимание общему состоянию маленького человека и не пропустить недосып.

Младенец засыпает в транспорте

Мгновенное засыпание при движении свойственно 4-месячным грудничкам. Дети постарше намного реже спят в коляске, машине, общественном транспорте. Исключением будет, если это время совпало с их очередным сном. К тому же сон в движении не качественный, злоупотреблять им не стоит.

Малыш не просыпается самостоятельно утром

Дети дошкольного возраста чувствуют себя хорошо, если живут согласно графику, соответствующему биологическим часам. Для них нормой считается засыпание в 20:00, пробуждение около 7:00. Ребенок чувствует себя бодрым, выспавшимся. Пробуждение в период с 9:00 до 10:00 часов, а иногда и позже свидетельствует о некачественном сне, позднем засыпании.

Капризы и раздражения

Систематические недосыпания провоцируют повышение в организме гормона стресса – кортизола, который пагубно влияет на состояние младенца, его нежную, еще не до конца развитую нервную систему. Наладив режим дня, родители замечают, что беспокойный малыш стал милым и покладистым. У детей, хотя и достаточно редко, встречается сон, плавно переходящий из дневного отдыха в ночной.

Раннее пробуждение

Как ни странно, слишком ранний подъем (5 утра) является симптомом переутомления, недосыпания, позднего засыпания. Доказано, что принцип «позже уснешь, дольше будешь спать» не срабатывает с детьми, начиная с двухнедельного возраста.

Пробуждение и засыпание со слезами

При отсутствии заболеваний, незначительных психических расстройств у ребенка между кормлениями систематический плач, протесты, плохое настроение свидетельствуют о переутомлении, недосыпании. Это правило не распространяется на грудничков до 6 месяцев. Если в раннем детском возрасте наблюдается один или несколько вышеперечисленных симптомов, следует увеличить длительность сна, вечером пытаться укладывать его раньше.

Сколько должен спать ребенок по месяцам

Понять, высыпается ли грудничок, можно при помощи следующих мер:

Далее таблица, в которой указано, сколько должен спать ребенок. С каждым днем организм ребенка претерпевает изменения, в том числе изменяется потребность во сне.

Нормативы сна для детей. Смотреть фото Нормативы сна для детей. Смотреть картинку Нормативы сна для детей. Картинка про Нормативы сна для детей. Фото Нормативы сна для детей

0–2 месяца

До наступления колик (2–4 неделя) должен спать новорожденный 20 часов в сутки. Крохи 1 месяца не способны различать время суток. Месячные дети просыпаются, проголодавшись, кушают, продолжают спать.

2–4 месяца

На данном жизненном этапе груднички начинают разделять день и ночь. Ночной сон составляет 10 часов. Младенец просыпается каждые 3 часа. Появляется время бодрствования. Днем ребенок спит 5 раз продолжительностью 40 минут 2 часа, общая длительность не превышает 16 часов.

4–6 месяцев

Ночью дитя спит в среднем 12 часов. Дневные бодрствования увеличиваются, кроха погружается в сон 3 раза. Общая продолжительностью составляет 5 часов. В этом вековом промежутке появляется возможность научить грудничка самостоятельно засыпать. Суточная норма – около 15 часов.

6 месяцев – 1 год

До 9 месяцев ночной сон может длиться около 12 часов, с 1 или 2 кормлениями. После 9 месяцев ночные кормления убирают. Время отдыха остается прежним. Дневной сон сокращается до 2 раз общей длительностью 3 часа. В сутки младенец спит 14 часов.

Нормы после года

Ребенок существенно подрос, он отличается от детей до года, но по-прежнему нуждается в продолжительном сне

1–1,5 года

Ночью малыш спит беспробудно около 11 часов. Остальные 3 часа из общей суточной нормы разделяются на 2 дневных сна.

1,5–2 года

Ночью малыш беспробудно спит 12 часов. Днем нужно спать ребенку один раз. Иногда маленьким детям переход на одноразовый дневной сон дается сложно. Категорически к этому относиться не стоит. Следует на время оставить два дневных сна, постепенно пробуя заменять одним.

Детям этого возраста важно постоянство. Чтобы крохе было легче засыпать, необходимо выработать схему. Созданный ритуал необходимо применять ежедневно даже вдали от дома. Систематическая последовательность событий помогает ребенку предсказывать последующие действия, контролировать ситуацию.

Соблюдение режима способствует легкому быстрому засыпанию. В дни, когда ребенка переполняют эмоции, перед созданным ритуалом следует разрешать порезвиться, после чего переходить к спокойным играм, чтению сказок. Нужно практиковать самостоятельное засыпание малыша.

Укачивание, пение колыбельной – это не лучший вариант, потому что, проснувшись среди ночи, ребенку будет сложно уснуть без посторонней помощи родителей. До 1,5 года малыш научился сидеть, стоять, ходить. Он безумно рад умениям, готов совершенствовать их целыми днями. Уложить его спать, особенно днем, становится все сложнее.

В таких случаях специалисты рекомендуют оставить малыша наедине на несколько минут или дать возможность накричаться. При ночных пробуждениях ребенок может захотеть поиграть, походить, постоять. Ругать его не стоит, необходимо дать малышу понять, что ночь – время сна.

Как научить малыша засыпать вовремя

Когда малышу исполняется 2 года, родители должны направить усилия на то, чтобы приучить ребенка правильно засыпать.

Искоренить «вредные» ритуалы отхождения ко сну

В 2 года дети должны засыпать без колыбельной, укачиваний, прочих «усыпляющих» механизмов. В противном случае, проснувшись среди ночи, ребенок не сможет самостоятельно уснуть. Специалисты рекомендуют укладывать малыша в кровать до засыпания, когда он сонный, расслабленный, спокойный. В таком состоянии ребенку не придется долго вертеться, вскоре он уснет.

Предоставить приемлемый выбор

В двухлетнем возрасте ребенок открывает понятие независимости. Не зная ее рамок, малыш всячески пытается их определить, а заодно утвердить контроль над окружающими. Избежать длительных вечерних противостояний со стороны ребенка можно, предоставляя крохе сделать самостоятельный выбор, какую сказку хочет услышать, в какой пижаме спать, какую игрушку взять в постель.

Обезопасить сон

У детей 1,5–2 лет имеются свои особенности, собственные проблемы. Многие родители малышей этой возрастной категории сталкивались с тем, что их подросший ребенок, научившись уверенно ходить, не один раз падал из кроватки, подвергая себя огромной опасности. Новые умения ребенка не подразумевают того, что он уже готов перейти на большую кровать.

Это лишь повод принять меры, обезопасить его сон:

Нормы от доктора Комаровского для малышей от года до 7 лет

Известный педиатр весьма скептически относится к построению таблиц, в которых указываются четкие нормы и границы сна для детей разного возраста. Тем не менее исходя из опыта и наблюдений, Комаровский приводит средние значения продолжительности сна для детей определенного возраста:

Как бороться с отказом ребенка спать

Доктор Комаровский выделяет 3 способа борьбы с детским возражением «не хочу (не буду) спать»:

Самое важное

Чем больше внимания взрослые уделяют процессу отхождения ко сну (систематически смотрят на время, нервничают, раздают строгие приказы, говорят: «Давай спать!»), тем чаще в их семье возникают проблемы с засыпанием.

Источник

О хорошем сне для детей. Сколько и как долго должен спать ребенок, что делать, если у малыша проблемы со сном.

Рассказывает Дарья Павловна Минисиярова,

Врач ЛФК, диетолог детского медицинского центра «Аква-Доктор»

Нормативы сна для детей. Смотреть фото Нормативы сна для детей. Смотреть картинку Нормативы сна для детей. Картинка про Нормативы сна для детей. Фото Нормативы сна для детей

Нарушениями сна могут страдать каждые двое из пяти детей или подростков. Проблемы со сном могут наблюдаться даже у младенцев. Недостаточно хорошее качество сна или его количество связано с множеством проблем, включая учебные, поведенческие, проблемами развития и трудностями в общении, отклонениями в массе тела и другими нарушениями здоровья. Расстройства сна у детей не только влияют на здоровье самого ребенка, но и могут повлиять на сон родителей, братьев и сестер, или даже ухудшить семейные отношения. Кроме того, нормальное развитие ребенка связано с качеством сна.

Дети могут страдать от проблем с засыпанием, поддержанием сна, ранними пробуждениями. У них могут возникать серьезные физиологические проблемы, такие как обструктивное или центральное апноэ во сне, синдром сопротивления верхних дыхательных путей, аномальное или деструктивное поведение во время сна, например, лунатизм или другие виды парасомнии, которые возникают перед началом сна, такие как синдром беспокойных ног, синдром ранней задержки фазы сна у подростков и дневные симптомы, такие как чрезмерная сонливость. Хотя подобные расстройства могут наблюдаться и у взрослых, причины нарушений сна у детей и их проявления у детей и подростков могут сильно отличаться. Чтобы разобраться в нарушениях сна ребенка, родителям необходимо обратиться за помощью к врачу, который проведет необходимую диагностику, чтобы установить причины нарушений и определить пути для восстановления жизненно важной функции сна.

Сколько должны спать дети?

Новорожденные (возраст 1–4 недели): 15–16 часов в сутки

Новорожденные обычно спят от 15 до 18 часов в день, но только короткими периодами от двух до четырех часов. Недоношенные дети могут спать непрерывно дольше, а дети с коликами — меньше. Поскольку у новорожденных еще нет внутренних биологических часов и отлаженного циркадного ритма, их режим сна не связан с дневным и ночным циклами. Проще говоря, новорожденные еще «не знают», что нужно спать именно ночью. Поэтому младенцы могут просыпаться по 2-3 раза в ночь за ночь. При этом малыши могут плакать, стонать, ерзать и извиваться, пугая неопытных родителей, которые не знают, что так выглядит смена фаз сна у ребенка. Это является естественной для возраста физиологической особенностью, которая вовсе не свидетельствуют о неблагополучии ребенка. Родителям нужно лишь успокоить и убаюкать малыша. Если же малыш полностью просыпается, то в большинстве случаев он потребует грудь. После кормления малыши снова засыпают.

Возраст 1–4 месяца: 14–15 часов в день

К 6-недельному возрасту ребенок начинает немного успокаиваться, и его сон становится более регулярным и размеренным. Самый продолжительный период сна длится от четырех до шести часов, и теперь, как правило, он чаще возникает в вечернее время. Путаница дня и ночи у малыша подходит к концу.
Возраст 4-12 месяцев: 14-15 часов в день

В то время как сон продолжительностью 15 часов является идеальным, большинство младенцев в возрасте до 11 месяцев спят только около 12 часов. Выработка здоровых привычек сна является первоочередной задачей в этот период, поскольку ребенок становится более общителен, а его режим сна все более начинает походить на взрослый. Малыши обычно спят днем три раза в сутки, а в возрасте около 6 месяцев они уже могут спать лишь два раза, и уже физически способны проспать всю ночь напролет. Установление режима регулярного сна обычно происходит во второй половине этого периода, когда, наконец, устанавливаются биологические ритмы. Утренний сон обычно начинается в 9 часов утра и длится около часа. Ранний дневной сон начинается с полудня до 14:00 и длится час или два. А поздний дневной сон может начинаться где-нибудь с 15 до 17 часов и обычно варьируется по продолжительности.

Возраст 1-3 года: 12-14 часов в день

По мере того, как ребенок переходит от первого года жизни к возрасту 18-21 месяц, он, скорее всего, уже не будет нуждаться в утреннем и раннем вечернем сне, и будет спать днем только один раз. В то время как малышам рекомендуется до 14 часов сна в сутки, они обычно спят всего около 10 часов. Однако на этом этапе развития малыши любят проверять свою независимость, и их иногда бывает трудно уложить спать. Маленькие дети также легко переутомляются и становятся раздражительными. В этом состоянии им труднее заснуть. Если дневной сон малыша будет слишком продолжительным, то он может быть не готов уснуть вечером. Некоторые малыши любят вставать в 5:30 или 6:00 утра.

Большинству детей в возрасте от 21 до 36 месяцев по-прежнему требуется дневной сон, который может длиться от одного до трех с половиной часов. Обычно они ложатся спать с 19:00 до 21:00 и просыпаются с 6:00 до 8:00.

Возраст 3-6 лет: 10-12 часов в день

Дети в этом возрасте обычно ложатся спать с 19:00 до 21:00 и просыпаются около 6-8 часов утра, как и в младшем возрасте. Новые проблемы со сном обычно не развиваются после трехлетнего возраста.

При этом считается полезным сохранять и дневной сон продолжительностью около часа. Когда дети хорошо спят, они чувствуют себя счастливыми и защищенными. Хороший сон укрепляет иммунную систему ребенка и снижает риск инфекций и заболеваний.

В этом возрасте у детей нередко возникают страшные сны и кошмары. Тяжелые пугающие сны чаще возникают в первые часы глубокого ночного сна. При этом глаза ребенка могут быть открыты, или он может двигаться – так что родители могут подумать, что он не спит. Но при этом ребенок не будет отвечать родителям. Хотя страшные сны могут быть пугающими, они не причинят вреда ребенку. Его не нужно будить, потому что это может увеличить продолжительность страшных снов. Вместо этого достаточно подождать, пока ребенок перестанет плакать и биться. Если ребенок вылез из кроватки – его необходимо вернуть на место. После страшных снов дети обычно быстро засыпают, и утром уже ни о чем пугающем не помнят.

Ночные кошмары, как правило, происходят во второй половине ночи. В отличие от страшных снов, ребенок может вспомнить кошмар утром, что приведет к его подавленному эмоциональному состоянию. В этом случае ребенку понадобятся утешение, «обнимашки» и уверения, что сны и реальность – разные вещи, отличающиеся так же, как, например, реальность и «мультики».

Возраст 7-12 лет: 10-11 часов в день

Возраст 12-18 лет: 8-9 часов в день

Потребность во сне остается такой же жизненно важной для здоровья и благополучия подростков, как и у малышей, и детей. Многим подросткам, в связи с учебной нагрузкой может потребоваться даже больше сна, чем в предыдущие годы. К сожалению, часто ни сами подростки, ни их родители не понимают это факта, что препятствует получению надлежащего количества и качества сна.

Как можно улучшить качество детского сна?

Источник

Рекомендации по режиму дня школьников, нормам сна, отдыха, работы с компьютером

Режим для школьника важен потому, что он создает прочные рефлексы, воспитывает полезные устойчивые привычки. Ребенок приучается вставать и ложиться спать ежедневно в одно и то же время. Это помогает ребенку быстрее заснуть, крепче спать и утром встать бодрым. То же относится к приему пищи. Нормативы сна для детей. Смотреть фото Нормативы сна для детей. Смотреть картинку Нормативы сна для детей. Картинка про Нормативы сна для детей. Фото Нормативы сна для детейЕсли школьник будет питаться регулярно, в одно и то же время получать завтрак, обед, полдник и ужин, то он будет есть с аппетитом, а это способствует лучшему усвоению пищи. Рациональный режим дня создает здоровый динамический стереотип поведения, укрепляет нервную систему ученика.

Ежедневное выполнение рационального режима дня, кроме большого гигиенического значения — сохранения и укрепления здоровья, имеет немаловажное значение для успешного обучения. Ребенок приучается к аккуратности, порядку, опрятности,
учится ценить и беречь время, экономно его расходовать, привыкает работать последовательно, прилежно, тщательно. Приученный к режиму ребенок всегда будет иметь время для занятий в школе и дома, для отдыха, прогулок и игры, для ока-
зания помощи родителям по хозяйству (это должно быть предусмотрено режимом дня). Выработанные в детстве привычки облегчают работу и нередко сохраняются на всю жизнь.

Режим дня школьника. Каким он должен быть?

Основными элементами режима дня школьника являются:

-учебные занятия в школе и дома;
-активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
-регулярное и достаточное питание;
-физиологически полноценный сон;
-свободная деятельность по индивидуальному выбору.

Физиологически полноценный сон

Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, так как в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюдать некоторые условия:

-ложиться спать в одно и то же время;

-ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.);

-сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.

Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.

Нормативы сна для детей. Смотреть фото Нормативы сна для детей. Смотреть картинку Нормативы сна для детей. Картинка про Нормативы сна для детей. Фото Нормативы сна для детейПродолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:

в 7-10 лет – 10-11 часов;

в 15-17 лет – 9-8 часов

Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

Регулярное и достаточное питание

Нормативы сна для детей. Смотреть фото Нормативы сна для детей. Смотреть картинку Нормативы сна для детей. Картинка про Нормативы сна для детей. Фото Нормативы сна для детейПравильно организованный режим питания основывается на выполнении определённых требований. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов.

Для школьников рекомендуется 4–5-разовое питание.

При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.

Активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе

Не следует приступать к выполнению домашних заданий сразу по приходу домой из школы. Не успевший отдохнуть организм получает дополнительную нагрузку, работоспособность его понижается и на приготовление уроков затрачивается больше времени. Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников. Если ребенок дополнительно занимается в кружках, то эти занятия должны быть ограничены: не более двух дополнительных занятий. Желательно, чтобы они были разные: спортивные чередовались с познавательными занятиями. А выходные только для отдыха!

Особое внимание следует уделить нормам работы школьников за компьютерами.

Нормативы сна для детей. Смотреть фото Нормативы сна для детей. Смотреть картинку Нормативы сна для детей. Картинка про Нормативы сна для детей. Фото Нормативы сна для детейНепрерывная длительность занятий непосредственно с персональным компьютером (далее-ПК) не должна превышать:

Для учащихся 1-4-х классов – 15 мин.;

Для учащихся 5-7-х классов – 20 мин;

Для учащихся 8-11-х классов – 25 мин.

Работа на ПК должна осуществляется в индивидуальном темпе и ритме. После установленной длительности работы на ПК следует проводить комплекс упражнений для глаз, после каждого урока на переменах – физические упражнения для профилактики общего утомления.

Занятия в кружках с использованием ПК должны организовываться не раньше чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.

Занятия в кружках с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

Для учащихся 2-5-х классов (7-10 лет) – не более 60 мин.;

Для учащихся 6-х классов и старше – до 90 мин.

Не рекомендуется проводить компьютерные игры перед сном.

Важно правильно организовать выполнение школьником домашних заданий.

Нормативы сна для детей. Смотреть фото Нормативы сна для детей. Смотреть картинку Нормативы сна для детей. Картинка про Нормативы сна для детей. Фото Нормативы сна для детейВозвращаясь из школы, прежде чем заняться выполнением домашнего задания, ребёнок должен отдохнуть: поиграть, погулять, но не смотреть телевизор. Начинать выполнять домашнее задание следует не раньше 15–16 час. Необходимо знать о временных нормах выполнения домашних заданий и следить за их соблюдением.

В 1 классе – 1 час; во 2 классе – 1,5 часа; в 3–4 классах – 2 часа. Нужно стремиться не выходить за рамки рекомендованного времени.

Важно правильно организовать рабочее место школьника-условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребенок, что ощутимо влияет на его успеваемость и здоровье. Рабочее место может быть удобным только в том случае, если размеры стола и стула будут соответствовать росту школьника. При этом нужно, чтобы туловище находилось в вертикальном положении, голова слегка была наклонена вперед, ноги согнуты под прямым углом, подошвы всей поверхностью касались пола. Стул должен иметь невысокую спинку. Стол, за которым занимается ребенок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребенок левша, то наоборот), Аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Соблюдение этих условий обеспечивает хорошее зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке правильной осанки

Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.

Источник

Сон здоровых детей.

Ни одно руководство по воспитанию детей не обходится без конкретной таблицы, в коей указано, сколько в соответствующем возрасте ребенок должен спать — сколько раз и сколько часов.

Весьма скептически относясь к попыткам строгой математической регламентации образа жизни, автор, тем не менее, считает своим долгом привести некие средние значения рекомендуемых параметров.

От 1 до 1,5 лет: количество периодов дневного сна — 2 (1-й — 2—2,5 ч, 2-й — 1,5 ч); ночной сон — 10—11 ч.

От 1,5 до 2 лет: количество периодов дневного сна — 1, его продолжительность — 2,5—3 ч; ночной сон — 10—11 ч.

2—3 года: 1 дневной сон продолжительностью 2—2,5 ч; ночной сон — 10—11 ч;

В дальнейшем — до 7 лет — рекомендуется 1 дневной сон (около 2 ч) ночной сон — 10 ч. После 7 лет днем разрешают не спать, ну а ночью — не менее 8—9 ч.

Отдав долг «нормам», рассмотрим конкретные проблемы.

Все, что мы уже писали раньше про детскую комнату[1], не имеет возрастной специфики. Напомним требования:

С точки зрения врача, главное требование, предъявляемое ко сну, кажется достаточно простым — сон должен создавать условия для адекватного бодрствования после пробуждения. Практическая реализация этого весьма незамысловатого положения окружена проблемами, больше относящимися к другим наукам (педагогике, социологии). Ведь это естественно, когда человек спит не потому, что спать пора, а потому, что спать хочется, и просыпаться естественно не потому, что так надо, а потому, что выспался. Но правила человеческого общежития не могут (именно не могут, а не не хотят) учитывать эти биологические «фокусы».

Организм человека, и ребенок любого возраста не исключение, живет по особым ритмам (суточным, сезонным, годовым), определяющим потребность и соотношение периодов сна и бодрствования. На желание спать, на время, необходимое для полноценного отдыха, на глубину сна влияет множество факторов — упомянутые биоритмы, метеорологические условия, состояние здоровья, образ жизни.

Любому человеку известно, что желание спать во многом связано с интенсивностью физических нагрузок, в то же время излишние эмоциональные нагрузки сну препятствуют.

Основная родительская проблема — «не хочу спать». Подход к ее решению во многом определяется утренним пробуждением и позволяет сформулировать простое правило:

если подъем по утрам происходит естественно и без негативных эмоций, время отхода ко сну никакого значения не имеет.

Отмечу, что родительский лозунг «пора спать» может быть продиктован интересами самих родителей — папа хочет спать или, как вариант, папа хочет маму, а комната всего одна. Указанная проблема не может быть решена посредством советов врача-педиатра.

Особая и весьма частая ситуация может быть охарактеризована фразой «не уложишь — не поднимешь». Влияющие на нее факторы во многом поддаются контролю. Но ряд моментов никаким педагогическим влияниям не подвластны, поскольку определяются индивидуальными биоритмами (знаменитое и не вызывающее сомнения деление человеческих особей на «жаворонков» и «сов»).

Рациональных способов борьбы с детским «спать не хочу» три.

Способ первый. Увеличение физических нагрузок — спорт, максимальное пребывание на свежем воздухе, работа по дому.

Способ второй. Ограничение нагрузок эмоциональных, особенно по вечерам, — по крайней мере, нежелательно дарить долгожданную игрушку в 20.00, а проверка дневника в 21.00 должна рассматриваться как педагогическое преступление.

Способ третий. Не создавать проблему там, где она отсутствует в принципе. Учитывать стремление детей к копированию взрослых. Тема «пора спать» вообще не должна подниматься. Или ребенок захочет спать сам, или будет укладываться в постель, подражая папе и маме. Чем больше внимания уделяется в семье времени отхода ко сну, чем чаще родители смотрят на часы, чем громче и строже звучит распоряжение «отправляйся в постель», тем больше возникает проблем.

Теперь рассмотрим некоторые нарушения сна, имеющие место у практически здоровых детей.

[1] Необходимое уточнение: употребляя словосочетание «детская комната», автор имеет в виду место, где ребенок спит. Логичнее, конечно, было бы говорить о «детской спальне», но рядовому нашему соотечественнику трудно представить себе настолько странную жизнь, когда у ребенка есть не только своя спальня, но и своя детская комната, где можно играть и учиться. Настоящее уточнение приводится для особо везучих товарищей, успешно решивших проблемы жилой площади.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *