Но почему то сны его воздушны

Обычные слова Давида Самойлова в альбоме почитательницы

Казалось бы, «обычные слова» в стихотворении 1964 года Давида Самойлова о памяти (см. подзаголовок очерка), а вот Микаэлу Таривердиеву они показались необычными, и он сочинил к ним в 1975 году мелодию. И какая песня получилась! «Память»!

Давид Самойлов пришёл к нам в дом с его и нашим любимым Пушкиным, а как иначе. Писала мама некоторое время назад работу «Путешествие в Страну поэзии о Пушкине». И вот в сборнике стихов Д. Самойлова (на фото ниже, под цифрой 2) открыла для себя две поэмы: «Пестель, поэт и Анна» и «Сон о Ганнибале»; и стихотворение «Болдинская осень».

Везде холера, всюду карантины,

И отпущенья вскорости не жди.

А перед ним пространные картины

И в скудных окнах долгие дожди.

Но почему-то сны его воздушны,

И почему-то рифмы простодушны,

И мысль ему любая не в укор.

Какая мудрость в каждом сочлененье

Согласной с гласной! Есть ли в том корысть!

И кто придумал это сочиненье!

Быть, хоть ненадолго, с собой в согласье

И поражаться своему уму!

Ей-богу, Пушкин, все равно кому!

И за полночь пиши, и спи за полдень,

И будь счастлив, и бормочи во сне!

В России, в Болдине, в карантине.

Это стихотворение с краткой биографической справкой об авторе и было включено в работу. А поподробнее познакомиться с биографией и общим объёмом творчества сего, как оказалось, необыкновенного человека, мы отложили на потом.

Сейчас уже, наверное, походящий момент закрыть этот пробел.

И вот с благословения Л.З. Лунгиной, в работе о которой фамилия Самойлова у меня была выделена жирным курсивом, начну. Благо в нашей домашней библиотеке есть уже достаточно материала, чтобы сформировать свой взгляд о ещё одной творческой личности века прошлого, века XX-го.

Но почему то сны его воздушны. Смотреть фото Но почему то сны его воздушны. Смотреть картинку Но почему то сны его воздушны. Картинка про Но почему то сны его воздушны. Фото Но почему то сны его воздушны

И он с тонким юмором о себе поясняет: «С младенчества я был прозван Дезиком, а поскольку с таким именем не бывает генералов, президентов и великих путешественников, а бывают только скрипачи, вундеркинды и поэты, я избрал последнее, как не требующее труда и больших знаний».
Мне выпало счастье быть русским поэтом.

Мне выпала честь прикасаться к победам.

Мне выпало горе родиться в двадцатом.

Я с детства не любил овал,
Я с детства угол рисовал.

Он был очень резкий, угловатый, горячий, страстный, вспыльчивый и казался нам невероятно талантливым. К этой же группе принадлежал Сергей Наровчатов. Савик Гудзенко (Семён Петрович Гудзенко!). еще несколько человек. И нашего Дезика Кауфмана, с его «Плотниками о плаху» – это знаменитое стихотворение, которое он написал еще в восьмом классе, теперь считается классическим, – они приняли с распростертыми объятиями».

Первая поэтическая публикация Самойлова благодаря его педагогу Илье Сельвинскому появилась в журнале «Октябрь» в 1941 году. Стихотворение «Охота на мамонта» было опубликовано за подписью Давид Кауфман.

Одним из героев 2-го из вечеров был Давид Самойлов.

От В. Смехова в передаче я впервые услышала, что «стихи спасает монотон«. Нашла его полное высказывание:

«Как сказала Анна Ахматова, стихи спасает монотон. Это и есть тот магический способ сохранить то, что отличает стихи от прозы. Так читают свои стихи все поэты. Я оказался свидетелем того, как читали стихи Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Юрий Визбор. Так же читал свои стихи Маяковский».

Есть одна байка в литературных кругах. Действительно, Давид Самуилович не только хорошо читал свои стихи, но и очень любил выступать перед публикой. И вот после одного выступления за ужином с близкими друзьями он посетовал, что плохо сегодня декламировал, мол, раньше в зале среди слушателей после каждого эпизода стоял гул (восторга, как мы понимаем), а сегодня стояла тишина. На что присутствующий за трапезой Зиновий Гердт с улыбкой ответил: «Гул затих«.

Наверное, я не открою Америки, если напомню, что в советское время существовали два понятия по отношению писателей к реализму: «благодаристы» и «вопрекисты».

То есть, писатель может стать реалистом в двух случаях: благодаря своему мировоззрению и вопреки своему мировоззрению. В своей статье Олег Клинг, ссылаясь на мнения писателей того времени, ещё и усиливает второе понятие: «. что писатель может стать реалистом и народным писателем вопреки своим. идеологическим предрассудкам«. (http://www.ng.ru/bios/2004-06-03/7_memoirs.html).

Наверное, назвать поэта Самойлова поэтом-песенником будет неправильно. Вот и на встрече в Останкино в 1977г., когда один из зрителей спросил автора многочисленных стихов пишет ли он песни, Давид Самуилович, несколько стушевавшись, ответил, что песен у него много, но специально он писал тексты песен только к спектаклям.

Подтверждением слов поэта будут каталоги его песен, написанных бардами: Виктором Столяровым (популярная «Гусарская песенка»), Виктором Мельниковым, Александром Ратниковым, Виктором Берковским, Дарьей Богатырёвой, Азисом Казиевым, Владимиром Назаровым и, конечно же, Сергеем Никитиным. .

Из профессиональных композиторов надо отметить уже названного в работе М. Таривердиева («Память») и молодого ещё Дмитрия Маликова («Ты меня никогда не полюбишь». 1980г.).

Из многих биографий известных поэтов мы знаем, как в трудные времена им приходилось зарабатывать себе на жизнь переводами иноязычной поэзии. К примеру: Пастернаку, Ахматовой, Ахмадулиной. Не избежал сего и Давид Самойлов, говоря о том, что «от переводов усыхают мозги» и что переводы требуют усилий, равных тем, что «двигать шкаф«.

Перечень переводов его очень внушителен. (http://fantlab.ru/translator5802)

(Ответно и его стихи переводились и издавались во многих странах).

В качестве примера хочу остановиться на одном замечательном достижении поэта-переводчика. Это перевод У. Шекспира «Двенадцатая ночь» для театра «Современник», он же автор текстов песен спектакля. Чего только стоит «Песенка шута» в исполнении супругов Никитиных. (Экранизацию 1978 г. спектакля можно посмотреть на сайте https://yandex.ru/video/search?text=)

Давид Самойлов — поэт фронтового поколения. Как и многие его сверстники, ушёл со студенческой скамьи на фронт. Был тяжело ранен. Имеет боевые награды: медали «За отвагу», «За боевые заслуги»; Орден Красной звезды.

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

. Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось.

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
1961

Перебирая наши даты,
Я обращаюсь к тем ребятам,
Что в сорок первом шли в солдаты

И в гуманисты в сорок пятом.

А гуманизм не просто термин,
К тому же, говорят, абстрактный.
Я обращаюсь вновь к потерям,
Они трудны и невозвратны.

. Они шумели буйным лесом,
В них были вера и доверье.
А их повыбило железом,
И леса нет – одни деревья.

. А я все слышу, слышу, слышу,
Их голоса припоминая…
Я говорю про Павла, Мишу,
Илью, Бориса, Николая.

Замечательным надо отметить участие поэта с фронтовым прошлым в постановке 1965 года Юрием Любимовым в театре на Таганке спектакля «Павшие и живые». Этот спектакль не только о войне, а о трагических судьбах целого поколения.

Идею спектакля подсказал Константин Симонов, и он же пригласил в соавторы Давида Самойлова, Юрия Левитанского, Бориса Грибанова.

Актёры должны были выступать от имени целой плеяды поэтов военных лет, создавая собирательный образ поколения. В спектакле звучали стихи Асеева, Светлова, Твардовского, Симонова, Кульчицкого, Когана, Вс. Багрицкого, С. Гудзенко (помним у Лунгиной!), Самойлова, Слуцкого, Окуджавы, Левитанского. и др. Стихи читали Владимир Высоцкий, Леонид Филатов, Борис Хмельницкий, Валерий Золотухин, Вениамин Смехов, Зинаида Славина. и др.

Как вспоминает В. Смехов, Давид Самуилович Самойлов во время репетиций спектакля учил артистов правильному декламированию стихов.

Стихи о прозе жизни

Сорок лет. Жизнь пошла за второй перевал.
Я любил, размышлял, воевал.
Кое-где побывал, кое-что повидал,
Иногда и счастливым бывал.

Гнев меня обошел, миновала стрела,
А от пули – два малых следа.
И беда отлетала, как капля с крыла,
Как вода, расступалась беда.

Взял один перевал, одолею второй,
Хоть тяжел мой заплечный мешок.
Что же там – за горой? Что же там – под горой?
От высот побелел мой висок.

Сорок лет. Где-то будет последний привал?
Где прервется моя колея?
Сорок лет. Жизнь пошла за второй перевал.
И не допита чаша сия.

Я сделал свой выбор. Я выбрал залив,

Тревоги и беды от нас отдалив,

А воды и небо приблизив.

Я сделал свой выбор и вызов.

Туманного марта намечен конец,

И голос попробовал первый скворец.

И дальше я вижу и слышу,

Как мальчик, залезший на крышу.

И куплено всё дорогою ценой.

Но, кажется, что-то утрачено мной.

Утратами и обретеньем

Кончается зимняя темень.

А ты, мой дружок, мой весенний рожок —

Ты мной не напрасно ли душу ожёг? —

И может быть, зря я неволю

Тебя утолить мою долю?

А ты, мой сверчок, говорящий жучок,

Пора бы и мне от тебя наутёк.

Но я тебе душу вручаю.

И лучшего в мире не чаю.

Я сделал свой выбор. И стал я тяжёл.

И здесь я залёг, словно каменный мол.

И слушаю голос залива

В предчувствии дивного дива.

В цикле программ «Больше, чем любовь» на канале Культура в 2014 году вышла передача «В поисках героини романа. Дни и зимы Давида Самойлова«.

«Еще в юности поэт Давид Самойлов задумал роман. Этот роман остался ненаписанным, но он существует: однажды став его героем, Самойлов его прожил. Ну и конечно, должна была быть женщина в этом романе. И нашел он ее не сразу».

Это был мужчина невысокого роста, симпатичный (см. фото на заставке), стройный, двигался плавной танцующей походкой. Своей внешностью привлекал внимание девушек.

Самойлов шутил: «Меня любили дочери трёх генералов, трёх маршалов и одного генералиссимуса». Как рассказывает Городницкий в выше названной передаче, роман со Светланой Аллилуевой у него действительно был.

В воспоминаниях поэт говорит о влюблённостях с 14 лет.

С первой женой искусствоведом Ольгой Лазаревной Фогельсон он прожил долгие 20 лет. В браке родился сын. Под творческим псевдонимом Александр Давыдов известен сейчас как писатель и переводчик. Есть в анналах интернета интервью с ним «Хрустальный дворец поэта» об отце, опубликованное в статье Игоря Шевелёва «Время памяти».

Династию продолжают ещё два сына и дочь, рождённые во втором браке.
Много стихов написано поэтом о женщинах и о любви.

Она как скрипка на моём плече.
И я её, подобно скрипачу,
К себе рукою прижимаю.
И волосы струятся по плечу,
Как музыка немая.

Она как скрипка на моём плече.
Что знает скрипка о высоком пенье?
Что я о ней? Что пламя о свече?
И сам Господь – что знает о творенье?

Ведь высший дар себя не узнаёт.
А красота превыше дарований –
Она себя являет без стараний
И одарять собой не устаёт.

Тот запах вымытых волос,

Благоуханье свежей кожи!

И поцелуй в глаза, от слез

Соленые, и в губы тоже.

Курчавящиеся над чащей.

И спящая твоя рука,

И спящий лоб, и локон спящий.

Повремени, певец разлук!

Мы скоро разойдемся сами.

Не разлучай уста с устами.

Не разнимай сплетенных рук.

Ведь кучевые облака

Весь день курчавятся над чащей.

И слышится издалека

Дневной кукушки счет горчащий.

Не лги, не лги, считая дни,

Певец разлук, повремени!

Мы скоро разойдемся сами.

В 1991 году Сергей Никитин написал песню на эти стихи.:

. О, как я поздно понял,

Зачем гоняет сердце

По жилам кровь живую,

И что, порой, напрасно

Давал страстям улечься,

И что нельзя беречься,

И что нельзя беречься.

Хочется мирного мира
И счастливого счастья,
Чтобы ничто не томило,

Чтобы грустилось не часто.

Хочется синего неба
И зелёного леса,
Хочется белого снега,
Яркого жёлтого лета.

Хочется, чтоб отвечало
Всё своему назначенью:
Чтоб начиналось с начала,
Вовремя шло к завершенью.

Хочется шуток и смеха
Где-нибудь в шумном скопище.
Хочется и успеха,
Но на хорошем поприще.
1961

«У Давида Самойлова была теория, что поэт уходит тогда, когда кончается его время и сюжет жизни исчерпан. Поэт всегда уходит вовремя».

Но почему то сны его воздушны. Смотреть фото Но почему то сны его воздушны. Смотреть картинку Но почему то сны его воздушны. Картинка про Но почему то сны его воздушны. Фото Но почему то сны его воздушны

P.S. (В 1988 году получил Государственную премию СССР).

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Источник

Стихи о Пушкине, Пушкину » Марина Цветаева

Бич жандармов, бог студентов,
Желчь мужей, услада жён,
Пушкин — в роли монумента?
Гостя каменного? — он,

Скалозубый, нагловзорый
Пушкин — в роли Командора?

Бьющегося? Тот, солёный
Пушкин — в роли лексикона?

Наших прадедов умора —
Пушкин — в роли гувернёра?

Чёрного не перекрасить
В белого — неисправим!
Недурён российский классик,
Небо Африки — своим

Звавший, невское — проклятым! 3
— Пушкин — в роли русопята?

Ох, брадатые авгуры!
Задал, задал бы вам бал
Тот, кто царскую цензуру
Только с дурой рифмовал, 4

А «Европы Вестник» — с… 5
Пушкин — в роли гробокопа?

К пушкинскому юбилею
Тоже речь произнесём:
Всех румяней и смуглее 6
До сих пор на свете всём,

Всех живучей и живее!
Пушкин — в роли мавзолея?

То-то к пушкинским избушкам
Лепитесь, что сами — хлам!
Как из душа! Как из пушки —
Пушкиным — по соловьям

Сло́ва, сокола́м полёта!
— Пушкин — в роли пулемёта!

Уши лопнули от вопля:
«Перед Пушкиным во фрунт!»
А куда девали пёкло
Губ, куда девали — бунт

Пушкинский? уст окаянство?
Пушкин — в меру пушкиньянца!

Томики поставив в шкафчик —
Посмешаете ж его,
Беженство своё смешавши
С белым бешенством его!

Белокровье мозга, морга
Синь 7 — с оскалом негра, горло
Кажущим…

Поскакал бы, Всадник Медный,
Он со всех копыт — назад.
Трусоват был Ваня бедный, 8
Ну, а он — не трусоват.

Сей, глядевший во все страны —
В роли собственной Татьяны?

Что́ вы делаете, карлы,
Этот — голубей олив 9 —
Самый вольный, самый крайний
Лоб — навеки заклеймив

Низостию двуединой
Золота и середины?

«Пушкин — тога, Пушкин — схима,
Пушкин — мера, Пушкин — грань…»
Пушкин, Пушкин, Пушкин — имя
Благородное — как брань

— Пушкин? Очень испугали!

Примечания

1 Две ноги свои — погреться —
Вытянувший…
— Во время аудиенции 8 сентября 1826 года, данной Николаем I Пушкину, вернувшемуся из ссылки в Михайловском, поэт «обратился спиною к камину и говорил с государем, обогревая себе ноги» («Пушкин в жизни», вып. II. С. 55).

2 На стол
вспрыгнувший при Самодержце…
— Во время той же аудиенции Пушкин, «незаметно для самого себя, припёрся к столу, который был позади него, и почти сел на этот стол. Государь быстро отвернулся от Пушкина и потом говорил: «С поэтом нельзя быть милостивым!»» (там же).

3 Небо Африки своим
Звавший, невское — проклятым!
— В «Евгении Онегине»: «Под небом Африки моей»; в письме к П. А. Вяземскому из Михайловского от 27 мая 1826 года Пушкин говорит о «проклятой Руси», где он вынужден сидеть «на привязи», так как царь не разрешает ему заграничных путешествий.

4 Царскую цензуру
Только с дурой рифмовал
— в сказке «Царь Никита и сорок его дочерей».

5 А «Европы Вестник» — с… — в эпиграмме, раньше ошибочно приписывавшейся Пушкину (опубликовано в «Полном собрании сочинений Пушкина», т. 1. М., 1919. С. 384).

6 Всех румяней и смуглее — изменённая строка из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

7 Беженство… белокровье мозга, морга
Синь…
— Речь идёт о белоэмигрантских «пушкиноведах».

8 Трусоват был Ваня бедный… — из стихотворения Пушкина «Вурдалак».

Источник

Давид Самойлов — Болдинская осень

Давид Самойлов — Болдинская осень

Везде холера, всюду карантины,
И отпущенья вскорости не жди.
А перед ним пространные картины
И в скудных окнах долгие дожди.

Но почему-то сны его воздушны,
И словно в детстве — бормотанье, вздор.
И почему-то рифмы простодушны,
И мысль ему любая не в укор.

Какая мудрость в каждом сочлененье
Согласной с гласной! Есть ли в том корысть!
И кто придумал это сочиненье!
Какая это радость — перья грызть!

Быть, хоть ненадолго, с собой в согласье
И поражаться своему уму!
Кому б прочесть — Анисье иль Настасье?
Ей-богу, Пушкин, все равно кому!

И за полночь пиши, и спи за полдень,
И будь счастлив, и бормочи во сне!
Благодаренье богу — ты свободен —
В России, в Болдине, в карантине…

Конец стихотворения — все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Yandex — лучший поисковик на русском языке

Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Источник

Вот опять спорхнуло лето
С золоченого шестка,
Роща белая раздета
До последнего листка.

Как раздаривались листья,
Чтоб порадовался глаз!
Как науке бескорыстья
Обучала осень нас!

Так закутайся потеплее
Перед долгою зимой.
В чем-то все же мы окрепли,
Стали тверже, милый мой.

Болдинская осень
Давид Самойлов

Везде холера, всюду карантины,
И отпущенья вскорости не жди.
А перед ним пространные картины
И в скудных окнах долгие дожди.

И осень, которая вдруг началась
Давид Самойлов

И осень, которая вдруг началась
Прилежно,
Меня веселит на сей раз
И тешит.
Она мне настолько мила,
Что надо
На время оставить дела
Земные.
Шататься и скуки не знать
Осенней.
Да кто это вздумал пенять
На скуку!
Ленивы мы думать о том,
Что, может,
Последняя осень последним листом
Тревожит.

Красная осень
Давид Самойлов

Внезапно в зелень вкрался красный лист,
Как будто сердце леса обнажилось,
Готовое на муку и на риск.

Внезапно в чаще вспыхнул красный куст,
Как будто бы на нем расположилось
Две тысячи полураскрытых уст.

Внезапно красным стал окрестный лес,
И облако впитало красный отсвет.
Светился праздник листьев и небес
В своем спокойном благородстве.

И это был такой большой закат,
Какого видеть мне не доводилось.
Как будто вся земля переродилась
И я по ней шагаю наугад.

Источник

ЛитераТорт

вторник, 10 февраля 2015 г.

Три февральских стихотворения

В тоске земных столпотворений,

Везде холера, всюду карантины,
И отпущенья вскорости не жди.
А перед ним пространные картины
И в узких окнах долгие дожди.

Но почему-то сны его воздушны,
И словно в детстве – бормотанье, вздор.
И почему-то рифмы простодушны,
И мысль ему любая не в укор.

Какая мудрость в каждом сочлененье
Согласной с гласной! Есть ли в том корысть!
И кто придумал это сочиненье!
Какая это радость – перья грызть!

Быть, хоть ненадолго, с собой в согласье
И доверяться своему уму!
Кому б прочесть – Анисье иль Настасье?
Ей-богу, Пушкин, всё равно кому!

И за полночь пиши, и спи за полдень,
И будь счастлив, и бормочи во сне!
Благодаренье богу – ты свободен –
В России, в Болдине, в карантине.

Но почему то сны его воздушны. Смотреть фото Но почему то сны его воздушны. Смотреть картинку Но почему то сны его воздушны. Картинка про Но почему то сны его воздушны. Фото Но почему то сны его воздушны
Вышел Пушкин погулять

А потом я перечитаю стихи Леонида Филатова. И буду вспоминать, как моя однокурсница Света пела когда-то среди притихших участников нашего литературного общества:

Тает желтый воск свечи,
Стынет крепкий чай в стакане,
Где-то там, в седой ночи,
Едут пьяные цыгане.

Полно, слышишь этот смех?
Полно, что ты, в самом деле?
Самый белый в мире снег
Выпал в день твоей дуэли.

Знаешь, где-то там вдали,
В светлом серпантинном зале
Молча встала Натали
С удивленными глазами.

В этой пляшущей толпе,
В центре праздничного зала,
Будто свечка по тебе,
Эта женщина стояла.

Встала и белым-бела
Разом руки уронила,
Значит, все-таки, была,
Значит, все-таки, любила!

Друг мой, вот вам старый плед!
Друг мой, вот вам чаша с пуншем!
Пушкин, Вам за тридцать лет,
Вы совсем мальчишка, Пушкин!

Тает желтый воск свечи,
Стынет крепкий чай в стакане,
Где-то там, в седой ночи,
Едут пьяные цыгане.
И хорошо будет так, будто бы дали прямо в замёрзшие руки чашку с чаем. Сижу и грею. И молчу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *