Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна

Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна

Большой словарь цитат и крылатых выражений

Каждая книга – цитата, а каждый человек – цитата из всех своих предков.

Цитата без источника – почти как часы без стрелок.

Этот словарь, во-первых, отвечает на вопрос:

«КТО И КОГДА ЭТО СКАЗАЛ?»,

то есть указывает источник, датировку и точный текст 13 300 цитат и крылатых выражений из области литературы, истории, политики, науки, религии, философии и популярной культуры. В большинстве случаев дается также ссылка на книжную публикацию с указанием страницы.

Во-вторых, словарь отвечает на вопрос:

«ЧТО ГОВОРИЛ ТАКОЙ-ТО?» – поскольку материал сгруппирован по авторам. Авторских рубрик в книге ок. 2300.

Во II разделе «Словаря…» собраны политические и рекламные лозунги, девизы и слоганы, популярные строки из «анонимных» песен, а также «безымянные» цитаты и крылатые выражения.

Помимо общеизвестных цитат и выражений, в «Словаре…» можно найти:

1) высказывания, часто цитируемые в специальной литературе (исторической, филологической и т. д.), особенно те из них, которые принадлежат знаменитостям и включаются в основные русские и зарубежные справочники;

2) цитаты, которые прежде были крылатыми и часто встречаются в письменных текстах определенной эпохи;

3) некоторые общеизвестные термины («золотое правило морали», «неопознанные летающие объекты», «коктейль Молотова»).

Отдельным областям науки и культуры посвящены мои специальные справочники: «Цитаты из русской истории» (2005), «Цитаты из русской литературы» (2-е изд.: 2007), «Цитаты из всемирной литературы» (2007), «Цитаты из всемирной истории» (2-е изд.: 2008), «Религия и этика в изречениях и цитатах» (2009); «Зернистые мысли и фразы наших политиков от Горбачева до Путина» (7-е изд.: 2007).

Как пользоваться «Словарем…»

Книга состоит из двух основных разделов: авторского и анонимного. Первый составляют персональные рубрики, расположенные в алфавите авторов, от «А» до «Я»[1]. В пределах персональной рубрики цитаты расположены в алфавите произведений данного автора или (для исторических деятелей) по хронологии. В некоторых наиболее крупных рубриках выделены жанровые подрубрики; напр., раздел «Достоевский» разделен на две части: «Романы. Повести. Рассказы»; «Эссеистика. Публицистика. Письма».

Анонимные цитаты и выражения собраны во II разделе.

В ссылках на цитируемое издание нередко используются сокращения, напр.: ▪ Эллинские поэты, с. 142. Полный список сокращений источников дан в конце книги.

В «сокращенных» ссылках на многотомные издания сначала дается номер тома, затем, через двоеточие, номер страницы, напр.: ▪ Гёте в 10 т., 3:565. Если том разделен на части (книги, полутома), номер части указывается в скобках после номера тома, напр.: ▪ Пушкин, 3(1):217 (то есть: т. 3, ч. 1, с. 217).

«Полная» схема описания такова:

1. Цитата. Она следует за номером записи и выделена полужирным шрифтом.

2. Ниже – название и датировка источника цитаты; этот абзац выделен курсивом.

3. Далее – ссылка на печатное издание; перед ссылкой стоит значок ▪. В ссылках дается «нестрогое» описание источника (с отступлениями от правил библиографического описания).

4. Далее, если это необходимо, цитата приводится в более полном или более точном виде; а затем – сведения о ее происхождении, о цитатах-предшественницах, цитатных перекличках, перефразировках и т. д.

Нередко сведения о цитате объединены в одном абзаце. Это относится прежде всего к устным высказываниям, а также ко II разделу справочника («Анонимные цитаты и выражения»).

Звездочка (*) перед цитатой означает, что ее наиболее известная форма отличается от исходной.

Отдельные слова включались в «Словарь…» лишь в редких случаях. По большей части это авторские неологизмы («прозаседавшиеся», «образованщина», «канцелярит»), т. е. своего рода «слова-цитаты». Имена собственные даются только в сочетании с другими словами («подпоручик Киже», «железный Феликс»), за исключением слова «Вампука», которое уже не воспринимается как имя собственное, а также «сращенной» фамилии «Толстоевский».

В заголовке авторской рубрики указывается наиболее известное имя автора. Иногда это утвердившееся в справочной литературе «сращивание» настоящего имени с литературным псевдонимом, напр. «Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович».

Сведения о музыке к стихам даются в тех случаях, если стихотворение известно прежде всего как песня или романс; при этом, как правило, указывается лишь автор наиболее известной мелодии.

Следует иметь в виду, что в академических изданиях русских классиков орфография и пунктуация дается в авторской редакции и нередко существенно отличается от общепринятой.

Слово «Бог» пишется со строчной буквы в цитатах из античных авторов, а также там, где речь не идет о Боге-Творце монотеистических религий.

Если цитируемое произведение было опубликовано значительное время спустя после его создания, то, как правило, указывается также год его публикации.

Даты до 14 февр. 1918 г., относящиеся к России, даются по старому стилю (за исключением особо оговоренных случаев).

Название сочинения Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» опускается; приводится только имя автора, напр.: Диоген Лаэртский, II, 10. Это сочинение, кроме специально оговоренных случаев, цитируется в пер. М. Гаспарова по изданию 1979 г. Ссылки на это издание с указанием страниц даются в виде исключения (прежде всего, если цитируются комментарии переводчика).

«Илиада» в пер. Н. Гнедича цитируется по изд.: Л.: Наука, 1990; в пер. В. Вересаева – по изд.: М., 1947; «Одиссея» в пер. В. Жуковского – по изд.: М.: Наука, 2000.

Бо́льшая часть иноязычных книг и журналов цитируется по поисковой системе books.google.com; в дальнейшем это специально не оговаривается. Многие датировки и атрибуции установлены при помощи той же поисковой системы. Сведения о ряде высказываний современных российских политиков установлены или уточнены благодаря системе «Интегрум тм Профи».

Условные знаки и сокращения

→ Смотри; Смотри также

▪ ставится перед ссылкой на источник.

* (звездочка) – цитата получила известность в «неправильной» форме

Источник

Антисфен

Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна. Смотреть фото Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна. Смотреть картинку Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна. Картинка про Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна. Фото Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна

(ок. 455 – ок. 360 гг. до н.э.) ученик Горгия и Сократа, основатель философской школы киников

Человека можно научить добродетели.

Характерным для мудрости является умение найти для каждого свой род мудрости, а невежеству свойственно к разным людям обращаться с однообразной речью.

Влюбленные часто обманывают и обещают невозможное.

Начало образования состоит в исследовании слов.

[О платоновских «идеях»:] Человека и лошадь я вижу, а человечности и лошадности не вижу.

Глазами его [бога] нельзя увидеть, он ни на что не похож.

Безвестность есть благо.

Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои погрешности.

Образованного и умного человека трудно переносить, так как неразумие – вещь легкая и необременительная, а разум непреклонен, непоколебим, тяжесть его неодолима.

Добродетель и для мужчины, и для женщины одна.

Удовольствие – благо, но [только] когда оно не вызывает раскаяния.

Львы взяли слово, когда, собравшись на совет, зайцы потребовали для всех равноправия.

Праздник – это повод для обжорства.

Следует домогаться удовольствий, которые идут за трудами, а не перед трудами.

С политикой следует обращаться как с огнем: не подходить слишком близко, чтобы не обжечься, и не очень удаляться, чтобы не замерзнуть.

Не замечай ошибки старца: старое дерево бесполезно пересаживать.

Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна.

На вопрос, какую женщину лучше брать в жены, он [Антисфен] ответил: «Красивая будет общим достоянием, некрасивая – твоим наказанием».

На вопрос, что блаженнее всего для человека, он [Антисфен] сказал: «Умереть счастливым».

На вопрос, что дала ему философия, он [Антисфен] ответил: «Умение беседовать с самим собой».

На вопрос, какая наука самая необходимая, он [Антисфен] сказал: «Наука забывать ненужное».

Узнав однажды, что Платон дурно отзывается о нем, он [Антисфен] сказал: «Это удел царей: делать хорошее и слышать дурное».

Кто-то сказал, что война уничтожает бедняков; (…) Антисфен заметил: «Напротив, она их рождает во множестве».

Когда его однажды хвалили дурные люди, он [Антисфен] сказал: «Боюсь, не сделал ли я чего дурного?»

Когда Платон в своей школе о чем-то долго рассуждал, Антисфен заметил: «Не оратор является мерой слушателя, а слушатель – мерой оратора».

Когда какой-то человек спросил Антисфена. чему надо учить сына, он ответил: «Если он собирается общаться с богами, то философии, если же с людьми, то риторике».

Умер он от чахотки. (…) Однажды, когда он воскликнул: «Ах, кто избавит меня от страданий!», Диоген показал ему кинжал и произнес: «Вот кто» – «Я сказал: от страданий, а не от жизни!» – возразил Антисфен.

Государства погибают тогда, когда перестают отличать дурных от хороших.

Братская близость единомыслящих крепче всяких стен.

Чтобы быть счастливым, достаточно быть добродетельным.

Добродетель – орудие, которого никто не сможет отнять.

Добродетель проявляется в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний.

Справедливого человека цени больше, чем родного.

Лучше сражаться среди немногих хороших людей против множества дурных, чем среди множества дурных против немногих хороших.

Сдержанность нужнее тем, кто слышит о себе дурное, нежели тем, в кого бросают камнями.

Как ржавчина съедает железо, так завистников – их собственный нрав.

Лучше достаться стервятникам, чем попасть к льстецам. Те пожирают мертвых, а эти – живых.

Удовольствиями пользоваться можно по праву только после трудов, а не прежде них.

Сходиться нужно с теми женщинами, которые сами за это будут благодарны.

Мудрец женится, чтобы иметь детей, притом от самых красивых женщин; он не будет избегать и любовных связей – ибо только мудрец знает, кого стоит любить.

Смотрите также:

Афоризмы Секста Эмпирика (философ-скептик и врач)

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Цитатник

Елка — важнейший атрибут для создания новогоднего настроения. Кто-то предпочитает живую, кт.

Рок – это не всегда катастрофа, но это всегда судьба. Именно таких женщин, ко.

Музыка

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Мудрые цитаты из Древней Греции. Даже боги не могут изменить прошлое 1 Часть

Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна. Смотреть фото Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна. Смотреть картинку Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна. Картинка про Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна. Фото Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии снаХудожник Thomas Cole

Из любви к детям некоторым не стоит их заводить.

= Древняя Греция. Анахарсис =

Говорят мудрецы, а дела решают невежды из Народного собрания.

= Древняя Греция. Анахарсис =

Афинянин попрекал его, Анахарсиса, что он скиф. Анархсис ответил: «Если мне позор — моя родина, а ты позор своей родине».

= Древняя Греция. Анахарсис =

Безопасные корабли — это вытащенные на берег корабли.

= Древняя Греция. Анахарсис =

Рынок — это место, нарочно назначенное, чтобы обманывать и обкрадывать друг друга.

= Древняя Греция. Анахарсис =

Злой человек похож на уголь: если не жжет, то чернит тебя.

= Древняя Греция. Анахарсис =

Вероятно и то, что много происходит невероятного.

= Древняя Греция. Агафон =

Каждый, кого коснется Эрот, становится поэтом.

= Древняя Греция. Агафон =

Даже боги не могут изменить прошлое.

= Древняя Греция. Агафон =

В конце концов, отказавшись от всего, он [Анаксагор] занялся умозрением природы, не тревожась ни о каких делах государственных.

Его спросили: «И тебе нет дела до отечества?»

Он ответил: «Отнюдь нет, мне очень даже есть дело до отечества!» — и указал на небо.

= Древняя Греция. Анаксагор Клазоменский =

Анаксагор, после смерти любимого сына, не впал в безумие, как ожидали окружающие. Когда его спросили о причине, он ответил: «Я всегда знал, что породил смертного».

= Древняя Греция. Анаксагор Клазоменский =

Кто-то сокрушался, что умирает на чужбине; Анаксагор сказал ему: «Спуск в Аид отовсюду одинаков».

= Древняя Греция. Анаксагор Клазоменский =

Ничего нельзя узнать, ничему нельзя научиться, ни в чем нельзя удостовериться: чувства ограниченны, разум слаб, жизнь коротка.

= Древняя Греция. Анаксагор Клазоменский =

Характерным для мудрости является умение найти для каждого свой род мудрости, а невежеству свойственно к разным людям обращаться с однообразной речью.

= Древняя Греция. Антисфен =

Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна. Смотреть фото Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна. Смотреть картинку Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна. Картинка про Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна. Фото Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна

Художник Albert Joseph Moore

Влюбленные часто обманывают и обещают невозможное.

= Древняя Греция. Антисфен =

Начало образования состоит в исследовании слов.

= Древняя Греция. Антисфен =

Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои погрешности.

= Древняя Греция. Антисфен =

Образованного и умного человека трудно переносить, так как неразумие — вещь легкая и необременительная, а разум непреклонен, непоколебим, тяжесть его неодолима.

= Древняя Греция. Антисфен =

Добродетель и для мужчины, и для женщины одна.

= Древняя Греция. Антисфен =

Удовольствие — благо, но [только] когда оно не вызывает раскаяния.

= Древняя Греция. Антисфен =

Львы взяли слово, когда, собравшись на совет, зайцы потребовали для всех равноправия.

= Древняя Греция. Антисфен =

Праздник — это повод для обжорства.

= Древняя Греция. Антисфен =

Следует домогаться удовольствий, которые идут за трудами, а не перед трудами.

= Древняя Греция. Антисфен =

С политикой следует обращаться как с огнем: не подходить слишком близко, чтобы не обжечься, и не очень удаляться, чтобы не замерзнуть.

= Древняя Греция. Антисфен =

Не замечай ошибки старца: старое дерево бесполезно пересаживать.

= Древняя Греция. Антисфен =

Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна.

= Древняя Греция. Антисфен =

На вопрос, какую женщину лучше брать в жены, он [Антисфен] ответил: «Красивая будет общим достоянием, некрасивая — твоим наказанием».

= Древняя Греция. Антисфен =

На вопрос, что блаженнее всего для человека, он [ Антисфен] сказал: « Умереть счастливым».

= Древняя Греция. Антисфен =

На вопрос, что дала ему философия, он [Антисфен] ответил: «Умение беседовать с самим собой».

= Древняя Греция. Антисфен =

Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна. Смотреть фото Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна. Смотреть картинку Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна. Картинка про Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна. Фото Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна

Художник Hans Zatzka

Кто-то сказал, что война уничтожает бедняков; Антисфен заметил: «Напротив, она их рождает во множестве».

= Древняя Греция. Антисфен =

Однажды, когда Антисфен воскликнул: «Ах, кто избавит меня от страданий!», Диоген показал ему кинжал и произнес: «Вот кто» — «Я сказал: от страданий, а не от жизни!» — возразил Антисфен.

= Древняя Греция. Антисфен =

Государства погибают тогда, когда перестают отличать дурных от хороших.

= Древняя Греция. Антисфен =

Лучше сражаться среди немногих хороших людей против множества дурных, чем среди множества дурных против немногих хороших.

= Древняя Греция. Антисфен =

Сдержанность нужнее тем, кто слышит о себе дурное, нежели тем, в кого бросают камнями.

= Древняя Греция. Антисфен =

Лучше достаться стервятникам, чем попасть к льстецам. Те пожирают мертвых, а эти — живых. = Древняя Греция. Антисфен =

Источник

Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна

Антисфен из Афин (ок. 455 – ок. 360 до н. э.), ученик Горгия и Сократа, основатель философской школы киников, учитель Диогена Синопского.

Человека можно научить добродетели.

«Геракл» (фрагмент) (Диоген Лаэртский, VI, 12) (49, с.237).

Характерным для мудрости является умение найти для каждого свой род мудрости, а невежеству свойственно к разным людям обращаться с однообразной речью.

Из сочинений о Гомере (16, с.86).

Влюбленные часто обманывают и обещают невозможное.

Из сочинений о Гомере (16, с.87).

Начало образования состоит в исследовании слов.

«О воспитании, или О словах» (фрагмент) (16, с.89).

(О платоновских «идеях»:) Человека и лошадь я вижу, а человечности и лошадности не вижу.

«Сатон» (фрагмент) (16, с.90).

Глазами его (бога) нельзя увидеть, он ни на что не похож.

«Физика» (фрагмент) (16, с.85).

Безвестность есть благо.

(Диоген Лаэртский, VI, 12) (49, с.237).

Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои погрешности.

(Диоген Лаэртский, VI, 12) (49, с.237).

Образо и умного человека трудно переносить, так как неразумие – вещь легкая и необременительная, а разум непреклонен, непоколебим, тяжесть его неодолима.

(Филон Александрийский. «О том, что всякий добродетельный человек свободен») (16, с.95).

Добродетель и для мужчины, и для женщины одна.

(Диоген Лаэртский, VI, 12) (49, с.237).

Удовольствие – благо, но (только) когда оно не вызывает раскаяния.

(Афиней. «Пирующие софисты», ХII, 513а) (16, с.94).

Львы взяли слово, когда, собравшись на совет, зайцы потребовали для всех равноправия.

(Аристотель. «Политика», III, 13, 1284а) (16, с.94).

Праздник – это повод для обжорства.

(Антоний и Максим. «Беседа о невоздержанности. ») (16, с.95).

Следует домогаться удовольствий, которые идут за трудами, а не перед трудами.

(Стобей, 29, 65) (16, с.97).

* С политикой следует обращаться как с огнем: не подходить слишком близко, чтобы не обжечься, и не очень удаляться, чтобы не замерзнуть.

(Стобей, 15, 28) (16, с.97).

Не замечай ошибки старца: старое дерево бесполезно пересаживать.

(Антоний. «Беседы», ХХХIII) (16, с.108).

Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна.

(«Ватиканский гномолог», 3) (16, с.108).

На вопрос, какую женщину лучше брать в жены, он (Антисфен) ответил: «Красивая будет общим достоянием, некрасивая – твоим наказанием».

(Диоген Лаэртский, VI, 3) (49, с.235).

На вопрос, что блаженнее всего для человека, он (Антисфен) сказал: «Умереть счастливым».

(Диоген Лаэртский, VI, 5) (49, с.235).

На вопрос, что дала ему философия, он (Антисфен) ответил: «Умение беседовать с самим собой».

(Диоген Лаэртский, VI, 6) (49, с.236).

На вопрос, какая наука самая необходимая, он (Антисфен) сказал: «Наука забывать ненужное».

(Диоген Лаэртский, VI, 7) (49, с.236).

Узнав однажды, что Платон дурно отзывается о нем, он (Антисфен) сказал: «Это удел царей: делать хорошее и слышать дурное».

(Диоген Лаэртский, VI, 3) (49, с.235).

Кто-то сказал, что война уничтожает бедняков; (. ) Антисфен заметил: «Напротив, она их рождает во множестве».

(Стобей, 50, 11) (16, с.97).

Когда его однажды хвалили дурные люди, он (Антисфен) сказал: «Боюсь, не сделал ли я чего дурного?».

(Диоген Лаэртский, VI, 5) (49, с.235).

Когда Платон в своей школе о чем-то долго рассуждал, Антисфен заметил: «Не оратор является мерой слушателя, а слушатель – мерой оратора».

(«Ватиканский гномолог», 13) (16, с.112).

Когда какой-то человек спросил Антисфена, чему надо учить сына, он ответил: «Если он собирается общаться с богами, то философии, если же с людьми, то риторике».

(Стобей. «Эклоги») (16, с.99).

Умер он от чахотки. (. ) Однажды, когда он воскликнул: «Ах, кто избавит меня от страданий!», Диоген показал ему кинжал и произнес: «Вот кто». – «Я сказал: от страданий, а не от жизни!» – возразил Антисфен.

Источник

Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна

Лучшие мысли и изречения древних в одном томе

сост. Константин Душенко

В оформлении использованы иллюстрации из книг:

christliche Bauten und Mosaiken von Ravenna. – Baden Baden, 1958;

Gerhard E. Auserlesene Griechische Vasenbilder. – Berlin, 1852;

Grimal P. La civilisation romaine. – Paris, 1968;

Mosaicos romanos del Museo arqueologico… – Madrid

© Душенко К. В., составление, 2006, 2015

© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2015

Даже известное известно немногим.

Да будут прокляты те, кто раньше нас высказал наши мысли!

Это не первая в России антология подобного рода. Что отличает ее от прежних?

Прежде всего: ее основным источником были не «готовые» сборники цитат, а сочинения самих древних авторов (как правило, в авторитетных русских изданиях). Это позволило очень существенно расширить спектр публикуемых мыслей и изречений.

Почти все цитаты взяты из прозаических сочинений.

Приводится источник всех изречений, включенных в книгу.

И, наконец, подробный указатель позволяет найти высказывания на самые разные темы – от «Ада» до «Ямба».

Тем самым читатель получает весьма представительную антологию мысли и красноречия древних, и в то же время – удобный в работе справочник.

В IV издании добавлен ряд новых изречений, некоторые переводы заменены другими, а некоторые изречения исключены. Ссылки на цитируемые книжные публикации, имевшиеся в предыдущих изданиях, в настоящем издании убраны.

1. В ссылке на источник сначала дается название произведения, затем – цитируемое место (книга, глава, пагинация).

Пример, взятый из персональной рубрики «Аристотель»:

[Обижают] и друзей, и врагов, потому что первых обидеть легко, а вторых приятно.

«Риторика», I, 11, 1373a

2. Если высказывание того или иного лица известно по сообщению другого древнего автора, после цитаты обычно дается ссылка на этого «вторичного» автора. Ссылка на «вторичного» автора дается в круглых скобках.

Пример из той же рубрики «Аристотель»:

Одни копят, словно должны жить вечно, а другие тратят, словно тотчас умрут.

(Диоген Лаэртский, V, 20)

3. Авторство очень многих изречений достоверно не установлено; их отнесение в ту или иную персональную рубрику носит в значительной мере условный характер.

4. Сведения об авторах, которым посвящена отдельная персональная рубрика, даются в основном тексте; сведения об остальных авторах – в указателе имен.

5. Различные фрагменты одного и того же произведения нередко цитируются в разных переводах.

6. Перевод заглавий цитируемых сочинений унифицирован. Унифицировано также написание имен мудрецов Талмуда.

7. Цитаты из Библии у раннехристианских писателей, а также в Талмуде не всегда совпадают с синодальным переводом.

8. В ссылках на книгу Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», а также на «Антологию» Иоанна Стобея название книги опускается; указывается лишь имя автора.

9. Если в дате не указано: «до н. э.», значит, она относится к нашей эре.

10. Слово «тиран» (в т. ч. в значении «единоличный правитель») всюду пишется с одним «н».

11. Слово «бог» пишется со строчной буквы в цитатах из греко-римских авторов, с прописной – в цитатах из христианских авторов и из Талмуда.

Условные знаки и сокращения

Звездочка (*) перед цитатой означает, что цитата приводится в несколько измененном виде по сравнению с изданием-источником.

В квадратных скобках даются вставки, необходимые для связности или для лучшего понимания текста.

Отточием в круглых скобках (…) обозначается опущенная часть цитаты.

«Стб.» означает «столбец»; «фрагм.» – «фрагмент».

В «Указателе мыслей и изречений» в угловых скобках ‹› даются цитаты, форма которых (для упрощения) изменена по сравнению с основным текстом.

Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна. Смотреть фото Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна. Смотреть картинку Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна. Картинка про Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна. Фото Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна

VIII в. до н. э. Поэты Гомер и Гесиод. Первые Олимпийские игры.

VII–VI вв. до н. э. Выходцы из Греции основывают города-колонии по всему Северному Средиземноморью. «Греки расселись по берегам нашего моря, как лягушки вокруг болота» (Платон).

VI в. до н. э. Время «семи мудрецов».

508 до н. э. Установление демократии в Афинах.

500–449 до н. э. Греко-персидские войны. «Войск царя Ксеркса хватило, чтобы заполнить всю Грецию, но было мало, чтобы ее победить» (Сенека).

443–429 до н. э. Перикл во главе Афин.

431 до н. э. Начало Пелопоннесской войны: Афины и Спарта сражаются за гегемонию в Греции.

423 до н. э. Аристофан высмеивает Сократа в комедии «Облака».

404 до н. э. Пелопоннесская война заканчивается поражением Афин.

399 до н. э. Сократ приговорен афинянами к смерти.

387 до н. э. Платон начинает учить в Академии.

371 до н. э. Битва при Левктрах; фиванцы под начальством Эпаминонда наголову разбивают спартанцев и «радуются словно мальчишки, избившие своего наставника» (Антисфен).

338 до н. э. Филипп Македонский побеждает греков в битве при Херонее.

334 до н. э. Александр Македонский идет на Персию.

Рубеж IV–III вв. до н. э. Начинают учить Эпикур, основатель школы эпикурейцев, и Зенон, основатель школы стоиков.

280–275 до н. э. Царь Эпира Пирр воюет в Италии и Сицилии.

197 до н. э. Римляне побеждают Филиппа V Македонского при Киноскефалах. Греки, перешедшие под власть римлян, «получили, правда, более легкие, но зато и более прочные цепи» (Плутарх).

1-я пол. III в. Диоген Лаэртский пишет «Жизнеописания знаменитых философов».

«Семь мудрецов» – философы и законодатели VII–VI вв. до н. э., которых позднее в Греции признали учителями жизни. Состав «семи мудрецов» был непостоянным; наша «семерка» взята из «Пира семи мудрецов» Плутарха. Почти все приписываемые им сентенции апокрифичны.

Фалес Милетский (ок. 640 – ок. 547 до н. э.) считается родоначальником греческой философии, математики и астрономии.

Прежде чем посвятить себя «умозрению природы», занимался государственной деятельностью.

(Аристотель. «О душе», 411a)

Мудрее всего – время, ибо оно раскрывает все.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *