Найти в сне обломова черты физиологического очерка
Сон Обломова. Его место в композиции романа
Здесь изображена «физиология русской усадьбы», дано почти научно-этнографическое описание ее социально-бытового уклада — в духе все той же натуральной школы. Прочитав под углом зрения физиологического очерка эту главу, мы поймем истоки социальной психологии Обломова-«барина»: «труд как наказание» и привычка жить за счет труда других. Но вот сквозь жанровые рамки очерково-публицистического стиля, не подавляя его, а сосуществуя на равных с ним правах, все отчетливее проступают стилевые приметы иных жанров — идиллии и народной волшебной сказки. И в фокусе этих древних, уходящих в культурное детство человечества жанров «барство» Обломова предстает уже в ином свете — как особый, образно-поэтический угол зрения на мир.
Взять хотя бы роль сказки в воспитании «барчука» Обломова. Не задумываясь, многие ответят: «терялся слабый человек» Илья Обломов перед трудностями и неразрешимыми загадками жизни, вот и полагался всегда, как сказочный Емеля, больше на «чудо», чем на самого себя. И частично будут правы. Ведь такое объяснение можно найти и в тексте «Сна». Но задумаемся: неужели далекие предки наши любили волшебные сказки только потому, что были неисправимыми тунеядцами?! И неужели в этой черте «национальной психологии» русского человека кроется секрет столь долгой живучести и неслыханной популярности такого классического фольклорного жанра, как сказка? Нет, конечно. И Гончаров, безусловно, отдавал себе в этом отчет! Ведь потребность в мечте и фантазии — это родовое свойство человеческой природы, необходимое условие ее гармонического развития. Правда, мечтой не сразу исправишь к лучшему окружающий реальный мир. Но мечтой можно и нужно исправить самого себя, стать чище, добрее. Вспомним пушкинское: «Тьмы низких истин мне доро-же/Нас возвышающий обман». Вот и волшебная сказка посредством откровенного вымысла дала русскому человеку право не слепо копировать неприглядную действительность, а преображать, «возвышать» ее в свете нравственных идеалов народа.
Илья Ильич, решивший, что жизнь его имеет цель «выразить возможность идеально покойной стороны человеческого бытия», назван обломовским Платоном. Несмотря на ироничность этой авторской оценки, к ней следует отнестись со всем вниманием. Обломов, как подлинный философ-идеалист (а древнегреческий мыслитель Платон и считается основоположником философского идеализма), находит свою свободу и достоинство в намеренном отчуждении от всего практического, житейского, полагая это «рабским» и «унизительным». «Да ты поэт, Илья!» — невольно воскликнет Штольц, прослушав фантазию своего друга на тему семейного счастья. «Да, поэт в жизни, потому что жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее!» — парирует Обломов. Итак, для Обломова то, что «реально», не есть синоним того, что достойно человека, а следовательно, «правдиво». Мечта для Обломова реальнее жизни. Она и есть подлинная реальность. И в этом он прямой наследник романтика Александра Адуева из «Обыкновенной истории». Но, в отличие от своего литературного предшественника, твердо убежден, что только в мечте реализуются скрытые возможности жизни. Насколько беспомощен и жалок Обломов в планировании каких-то реальных улучшений, будь то проект совершенствования поместного хозяйства или виды на возможный брак с Ольгой Ильинской, настолько он свободен и раскован в своей фантазии. «Жизнь: хороша жизнь! Что там искать? Интересов ума, сердца?» — заявляет он Штольцу. Вот почему Обломов так ревниво охраняет мир мечты от вторжения в него реальной жизни. И, как в сказке, очерчивает волшебное пространство своей души магическим кругом, никуда не выезжая из квартиры на Гороховой и встречая каждого визитера почти заклинательным жестом: «Не подходите, не подходите: вы с холода!»
Однако мечта Обломова противостоит действительности не только как желанное существующему, но и как поэтическое прошлое унылому, «прозаическому» настоящему. Вот почему крепостнический уклад Обломовки без всяких поправок на историческое время с легкостью переносится Обломовым в современную Россию, охваченную духом предпринимательства и деловой инициативы. И потому как барин-крепостник, не мыслящий жизни без «трехсот Захаров», Обломов смотрится комично на пороге нового, «промышленного» века. Пройдет десять с небольшим лет — и Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» создаст сатирический тип «последыша» — помещика Утятина, «забывшего», в какое историческое время он живет.
Обломову, этому «последнему поэту» уходящей патриархальной Руси, противостоит поэт «новой России» — Андрей Штольц. Уже говорилось о подлинно романтическом, бескорыстном отношении Штольца к своему историческому амплуа «делового человека». Именно Штольцу, как пишет Гончаров, удалось «найти равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа». А значит, Штольц побеждает иссушающий прагматизм «железного» века, так сказать, на его же исторической территории. Он не противопоставляет непоэтическое «дело» поэтической «мечте», не бежит от «промышленных забот» современной действительности в благословенные времена патриархальной Аркадии, не клянет, подобно лирическому герою Баратынского, «свет просвещения» и не жалеет об утраченных «ребяческих снах» «поэзии» золотого века. Наоборот, он сливает в одно целое «поэзию» и «дело». Происходя из уникального сословия «русских немцев», образовавшегося еще в Петровскую эпоху, Штольц естественно впитал в себя «русские» и европейские культурные веяния, нравственные ценности «старой Руси» и «новой».
Презентация «Черты физиологического очерка в романах И.А. Гончарова «Обломов»,»Обрыв»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Черты «физиологического очерка» в романах И.А. Гончарова
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ОЧЕРК жанр журналистики (эссеистики), основной целью которого является наглядное представление определённого социального класса, его жизни, среды обитания, устоев и ценностей. Жанр физиологического очерка зародился в 30-40 годах XIX века в Англии и Франции, позднее появился и в России и был развит писателями «натуральной школы».
Типические черты физиологического очерка: критический реализм детализация отражение центральных исторических противоречий эпохи обилие подробностей сравнительная бесстрастность по отношению к излагаемому, заключавшую в себе принятие как должного существующих социальных противоречий
«Обыкновенная история» (1844—1847 ) Любому внимательному читателю «Обыкновенной истории» становилось ясно, что книга молодого литератора написана вослед «Евгению Онегину», проникнута поистине пушкинской доброй иронией по отношению к обоим ее неидеальным «героям» — дяде и племяннику Адуевым, этому обычному русскому семейству, где случилась обыкновенная история: из двух борющихся полуправд под постоянным давлением действительности родилась реальная истина, верное понимание текущей жизни.
«Обломов» (1859 г.) В романе «Обломов» вещная деталь играет огромную роль в создании образа главного героя. Вещами, бытовыми деталями автор «Обломова» характеризует не только внешний облик героя, но и противоречивую борьбу страстей, историю роста и падения, тончайшие его переживания.
«Обломов» (1859 г.) Черту физиологического очерка мы можем встретить в «Сне Обломова»(1 часть гл.4). Описание одного дня, который дает представление о жизни в целом.
«Обрыв» (1869 г.) Тщательное копирование мелких подробностей Микроскопически тонкий анализ (одежда, интерьер, еда, книги) Нанизывание деталей, коллекционирование наблюдений, эстетизация повествования связаны не только с авторскими установками, но и с образом Райского, которому Гончаров часто передоверяет повествование, с особенностями его художественного видения.
«Физиологии» свойственно стремиться к объединению — в циклы, в книги. Из мелких образов складываются большие Гончаровское творчество – не исключение. Мы видим объединение в так называемую трилогию. В каждом из произведений присутствует элемент последующего романа.(Так, например, опубликованный в 1849 году гениальный «Сон Обломова», то эта реалистическая утопия воспринималась не как начало нового романа, а как недостающая глава «Обыкновенной истории»).
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-556022
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Вопросы и задания для группы 2
1. Проанализируйте «Сон Обломова» (часть I, глава IX). Что такое Обломовка — «всеми забытый, чудом уцелевший блаженный уголок — обломок Эдема» или точка отсчета нравственного падения героя, начало его гибели? Найдите в «Сне Обломова» черты физиологического очерка. Как это помогает понять социальную психологию Обломова-«барина»?
2. В «Сне Обломова» Гончаров называет сказку о Емеле-дурачке «злой и коварной сатирой на наших прадедов». Какой смысл выявляется при сближении образа Обломова с образом Емели?
3. Сопоставьте образы Обломова и Захара. Кто у кого в рабстве? Какой смысл выявляется в том, что Обломов не может обойтись без Захара, а Захар — без Обломова?
4. Какое слово более точно называет состояние Обломова — лень или покой? Подтвердите свои суждения текстом. Прокомментируйте мысль Обломова: «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее!» Доволен ли Обломов своим способом существования?
5. Правда ли, что в романе «внутренне прославляется русская лень»? Подтвердите или опровергните эту точку зрения, аргументируя свои суждения текстом.
Вопросы и задания для группы 3
1. Вспомните, как воспитывались Обломов и Штольц. Кто из них, по-вашему, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала?
2. Проанализируйте разговор Обломова и Штольца об обломовщине (часть II, глава IV). В чем истоки их различных жизненных позиций?
3. Счастлив ли Штольц оттого, что умеет «делать деньги»? Какой смысл выявляется в том, что Штольц — «русский» немец? Почему автору симпатичен Штольц — герой новой, буржуазной формации?
4. Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь? Докажите, что и «мечта», и «дело» имеют одни и те же «барские» корни. «Деятельные Штольц и Ольга живут, чтобы что-то делать. Обломов живет просто так». Каково отношение автора к героям в этой оценке? Прокомментируйте эту мысль, выскажите к ней свое отношение.
5. Что такое «цель жизни»? Что значит «жить просто так», «жить, чтобы жить»?
В заключительной части урока следует обсудить проблему, поставленную самим автором романа. Что же такое обломовщина? «Одно слово. а какое. ядовитое» или «поэтический идеал жизни»?
Итог урока. Обломовщина имеет социальные (в условиях воспитания и барского происхождения) и национальные (в традициях, представлениях, моральных нормах, идеалах, культуре) корни. «Лежание» Обломова не просто лень и апатия как черты характера, а позиция, убеждение в том, что «жизнь есть поэзия», отдых, покой. Обломов и Штольц в широком смысле есть как бы две крайности национального русского характера, в котором сочетаются чудовищная лень, мечтательная созерцательность и деловитость, талант, любовь к ближнему.
Урок 76. «И в любви нет покоя, и она движется все куда-то вперед, вперед. „как вся жизнь“. »[76]
«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.
Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Он проверяет его на способность к высшей человеческой ценности, считая, что это не только чувство влюбленности одного человека в другого, но и отношение к миру.
Урок может быть организован в форме семинара. Для этого следует объединить школьников в рабочие группы.
Группа 1. Обломов и Захар: любовь-вражда.
2. Докажите, что Обломов и Захар как братья-близнецы, которые один без другого просто существовать не могут, и рабство их взаимно.
3. Есть мнение, что Захар — карикатура на своего барина. Подтвердите или опровергните эту точку зрения. Как в образе Захара выражается авторская позиция по отношению к Обломову?
Группа 2. Обломов и Штольц: любовь-дружба.
1. Проанализируйте эпизод последней встречи Обломова и Штольца из романа И. А. Гончарова «Обломов» (часть IV, глава IX) со слов «Обломов тихо погрузился в молчание и задумчивость. » до слов «. оперся руками на стол и закрыл лицо руками».
2. Почему перед встречей Обломова и Штольца автор описывает «неопределенное, загадочное состояние» Обломова? Какой смысл при этом выявляется?
3. Какими способами рисует Гончаров нравственные позиции Обломова и Штольца? Как разрешается конфликт между героями в конце эпизода? На чьей стороне автор?
Группа 3. Обломов и Ольга: любовь-любовь.
1. Проанализируйте диалог Обломова и Ольги Ильинской из романа И. А. Гончарова «Обломов» (часть II, глава VII). Какой конфликт лежит в основе диалога Обломова и Ольги? Как изменяется психологическое состояние героев к концу эпизода? Какими способами автор изображает это изменение? Какой смысл заключен в том, что в диалоге почти нет слов автора?
2. Докажите, что в Ольге интегрированы «чувство» и «дело». Почему она не может любить Обломова, не мечтая изменить его?
3. Какой символический смысл приобретает в отношениях Обломова и Ольги такая деталь, как «восточный халат» Обломова? Что погубили в Обломове Ольга и Штольц?
1. Проследите, как шел процесс сближения Обломова с Агафьей Пшеницыной (часть IV, глава I). Чем она привлекла Обломова?
2. Отношения с Пшеницыной «развенчивают» Обломова или поэтизируют его образ? Попытайтесь найти подтверждение каждой точке зрения.
3. Докажите, что жизнь с Пшеницыной стала для героя обретением желанной точки покоя. Почему именно дом Пшеницыной помог Обломову полностью раскрыть лучшие качества своей души?
Итоговые вопросы для обсуждения
1. Кто из героев наиболее достойно прошел испытание любовью?
2. Было ли возможно счастье Ольги и Обломова? За что она полюбила героя?
3. Действительно ли «идеал его жизни осуществился» в доме Пшеницыной?
4. Верите ли вы в «вечность» счастья Ольги и Штольца?
5. Как в драматических отношениях героев романа отразилось нигилистическое восприятие культурных ценностей патриархальной России? Почему это мешает развитию России новой?
6. Как в романе символически отразился конфликт «отцов» и «детей»?
7. Почему нельзя абсолютизировать приоритет жизни «ума» над жизнью «сердца»?
Итог урока. Любовь есть смысл жизни для Обломова и — шире — для каждого человека. Но она не должна перерастать в диктат одного над другим, сохраняя самоценность духовного мира каждого человека.
Уроки 77—78*. «Обломов — это не только расчеты со своим временем и определенным социальным укладом, но и обнажение великой тайны жизни. Это произведение обязывает к долгим и сложным раздумьям человека над собой»[77]
Роман «Обломов» в русской критике: оценка романа Н. А. Добролюбовым, Д. И. Писаревым, А. В. Дружининым. «Обломовщина» как общественное явление. И. А. Гончаров как литературный критик.
«Золотое сердце» или «русская лень»? Так далеко разошлись оценки главного героя романа Гончарова в критике.
Урок должен помочь сопоставить разные точки зрения на роман и образ главного героя, уточнить, скорректировать восприятие учащихся. Двойственностью характера главного героя объясняются противоположные суждения о нем первых критиков романа.
«Золотое сердце» | «Русская лень» |
Честность, совестливость, добросердечие, кротость, стремление к идеалам, мечтательность, поэтичность, доброта | Инфантильность, безволие, неспособность к действию, апатичность, медлительность, нерешительность |
Список положительных и отрицательных черт Обломова, названных школьниками, можно продолжить. Это даст им возможность понять, что Обломов — сложный образ, отражающий сложность и противоречивость русского национального характера.
Работа на уроке может быть организована в группах, каждая из которых прокомментирует точку зрения одного из литературных критиков.
Группа 1. Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина»?
1. Почему Добролюбов считает главными пороками Обломова его нравственное рабство, барство и неумение работать?
2. С каким чувством изображены автором эти черты Обломова?
3. Подтвердите текстом правомерность обеих позиций.
Вывод. Н. А. Добролюбов рассматривал характер Обломова с позиций революционеров-демократов. Он видит его последним в ряду «лишних людей» и обличает «обломовщину» как общественный порок. Но он увидел только одну сторону характера героя — его социальную несостоятельность, тогда как сам Гончаров рисует образ Обломова более многозначным: вневременным, «вечным», лиричным, общечеловеческим.
Группа 2. Д. И. Писарев. «„Обломов“. Роман И. А. Гончарова».
1. Какие противоречивые, взаимоисключающие черты характера Обломова видит Писарев?
2. Прав ли критик, объясняя двойственность характера Обломова неизбежностью переходной эпохи от старорусской жизни к европейской?
3. Показал ли Гончаров в романе, что таких людей, как Обломов, «нужно жалеть», потому что они «жертвы исторической необходимости»?
Вывод. В критических взглядах Д. И. Писарева заметна резкая смена отношений к образам романа «Обломов»: от положительных оценок до резкого неприятия.
Группа 3. А. В. Дружинин. «„Обломов“. Роман И. А. Гончарова».
1. Прав ли Дружинин, что «нежная, любящая натура Обломовых вся озаряется через любовь»? Подтвердите свои мысли текстом.
3. Почему Дружинин сравнивает Гончарова с фламандскими живописцами? Найдите в тексте примеры такого воссоздания жизни.
Вывод. Дружинин считает, что Обломов «любезен всем нам и стоит беспредельной любви». Критик называет его чудаком, потому что он в ущерб своему человеческому достоинству не хочет стать дельцом, потерять свое золотое сердце, которое никого не обмануло, не научило «ни одного человека ничему скверному».
Группа 4. Роман «Обломов» в критике XX в.
1. В чем видит «вечность» Обломова Ю. Айхенвальд? («Силуэты русских писателей», 1906—1908).
2. Какую оценку дает героям романа «Обломов» Ю. Лощиц? («Феномен Гончарова», 1982).
3. Прокомментируйте мысль критика В. И. Мельника, что в образе Обломова «Гончаров передает драматическую попытку человека уйти от времени» («Илья Обломов и „лишние люди“ в русской литературе», 1991).
При наличии времени каждая группа может прокомментировать и оценки в критике образов Штольца и Ольги.
В заключительной части урока учитель или подготовленный ученик сообщает классу о литературно-критической деятельности Гончарова, его оценках комедии Грибоедова «Горе от ума» в статье «Мильон терзаний».
Итог уроков. В критике XIX в. мнения о романе Гончарова разделились на два лагеря в решении вопроса, что важнее: «художественность» или «социальная значимость» произведения. Критики революционно-демократического лагеря видели в Обломове апофеоз «лишнего человека», менее радикальная критика пыталась заметить в нем и положительные черты русского национального характера. В оценках исследователей XX в. образ Обломова трактуется в диалектике «временного» и «вечного», социального и общечеловеческого, сатирического и лирического начал.
После изучения романа «Обломов» возможно домашнее сочинение или контрольная работа.
Уроки 79—80*.
Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 2376 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Анализ Сна Обломова — 9 главы романа Гончарова Обломов
В 9 главе произведения, в форме сна главного героя, автор описывает причины, приведшие того к деградации.
Во сне Обломов видит деревню, принадлежавшую ранее его родителям, а теперь ему самому, в которой он провел детство. Жизнь в Обломовке течет медленно и размеренно, отношения между людьми подчеркнуто патриархальные. Маленький Илья Обломов с самого начала видит гипертрофированную заботу родителей и приставленных к нему слуг.
Родители главного героя романа изображены добрыми людьми. Они не притесняют своих крепостных, а просто живут за их счет. Однако отсутствие проблем, вызовов со стороны окружающей среды, сделало их ленивыми людьми, проводящими жизнь как-бы в полусне. Здесь писатель, возможно и в несколько гипертрофированной форме, говорит о среде, в которой вырос он сам. Однако Гончаров, в отличие от своего героя, смог вырваться из того болота, поэтому хорошо представлял себе его и смог описать опасности, которые оно таит.
Илья Обломов изображен любознательным, живым и подвижным ребенком, но все его естественные попытки познавать окружающий мир, которые должны были сформировать личность, давятся на корню родителями и приставленными ими воспитателями из крепостных.
Писатель показывает, что к его герою не проявлялось никакого насилия, а давление на него было сдобрено огромным количеством проявленной заботы и любви. Главная опасность видится именно в этом: суровые наказания могли или сломать Илью, превратив его в безвольную куклу, или же, наоборот, воспитать в нем твердый характер, умение противостоять давлению. Однако отвечать злом на доброту и заботу не принято, что и сформировало безволие главного героя.
Существенную роль в формировании характера Обломова сыграл и сам распорядок жизни в деревне. Если бы все ограничивалось просто запретами уходить далеко от усадьбы или играть в определенные игры, то, возможно, Илья нашел бы себе другое поле для развития своей любознательности. Однако жизнь в Обломовке была наполнена большим число ритуалов, в том числе медленным поглощением пищи и обязательным послеобеденным сном. У главного героя оставалось не так много свободного времени.
Другой причиной, приведшей Обломова к «диванному существованию» стали, по мнению автора, сказки няни. Илья обладал живым умом, который ему настойчиво не давали развивать, обращаясь к внешнему миру или школьным занятиями. Однако сказки, порождающие мечты и размышления о выдуманном фантастическом мире, дали выход энергии Обломова, и он замкнулся в себе.
В сне Обломова фигурирует и Андрей Штольц, являющийся одновременно другом и антиподом главного героя. Он влияет на Илью в другом направлении, помогает ему в освоении школьных уроков, пропущенных по вине родителей, но влияние сонной Обломовки перевешивает.
В целом, данная глава показывает роль воспитания и опасность чрезмерной заботы для формирования личности.
Анализ 2
Эта глава представляет собой воспоминания Обломова – о детстве и юности. Тут показана его семья, имение, образ жизни, которые и повлияли на формирование Ильи.
По-моему, эта глава вполне могла бы быть в виде просто воспоминания. Вот, детство героя было таким-то. А тут спит Илья Ильич и видит… Думаю, что это сделано потому, что он почти всё время спит! А ещё потому, что сон – это почти мечта, вот возвращение в детство и могло быть мечтой Ильи.
Как было не стать Обломову таким, как его все знают (в плохом смысле), если он стал воплощением всей лени и ограниченности тех мест. И ведь показывается, что и малыш, и подросток Илюша любил озорничать… Побежать в лес одному, поиграть с ребятами в снежки. Но маменьки так опекали его, что у них истерика случалась от поведения этого «бесенка». И ещё не разрешали ему ничего делать, даже нельзя чулки самому надеть или какую вещь поднять, на то есть слуги! И поощряли его нелюбовь к учёбе, то есть помогали ему отлынивать от занятий. А ещё вселяли в него страх к миру сказками и любовь к «волшебной халяве».
Вообще, родные и сами ничего особо не делали, и другим не давали. Барин всё собирался: почитать, написать другу, починить галерею и крыльцо… Точней, распорядиться починить. Зато обряды все соблюдали точно (особенно в отношении еды), но не очень интересовались самими людьми. Сонное царство! И очень боялись нового. Письмо если принесли, так не бери! Чужой в канаву упал, выбраться не может, так не помогай! Мало ли что…
И сама природа в Обломовке подходящая. Без гор и морей, которые могли бы взволновать, но и без лишней красоты, которая могла бы вдохновить поэта. Например, луну автор сравнивает с деревенской глупой девкой, которая наивно и прямо смотрит на художника. Не хочется и рисовать её, а послать только… за квасом. Кстати, жители деревни ленились даже мух из кваса вытащить, просто сдували их.
Разговоров почти не было в этом доме, так как никаких мыслей не было у людей, а нового они боялись. Вот и сидели в тишине, а то и спать шли с закатом, ведь на свечах (да и на всём экономили). Деньги прятали в сундуки, так спокойней.
Единственным выходом был для Ильи пансион Штольца, дружба с энергичным сыном немца – Андреем. Но и тут всё как-то не так, юный Штольц делал за друга переводы, помогал ему лениться дальше.
В общем, не стал Илья Ильич революционером – не изменил жизнь в Обломовке, а увяз в ней, поддался. Всё, конечно, доведено до высшей степени.