Намаз ночью после сна

Является ли сон обязательным условием тахаджуда?

Бытует мнение, что тахаджуд читается только после сна. Летом, когда наступают короткие ночи и длинные дни, считая, что сон является обязательным условием тахаджуда, у многих мусульман может возникнуть вопрос: «неужели теперь не получится читать тахаджуд?», т.к. порой не получается заснуть до утреннего намаза. С другой стороны, когда вот-вот уже должен наступить утренний намаз, если лечь спать даже на 20 минут с намерением совершить тахаджуд, в итоге есть опасность проспать и тахаджуд, и пропустить фаджр. Особенно ограниченно время в летнее время во время рамадана, когда, возвращаясь от гостей, есть большая вероятность поздно попасть домой и после таравиха, может остаться менее часа, чтобы приготовить еду на сухур и поесть. А так хочется, ещё совершить тахаджуд, но нет времени для сна. Для решения этой проблемы было сделано небольшое исследование, где были поставлены следующие вопросы:

Что такое тахаджуд?

Когда лучше совершать тахаджуд? Когда его совершал обычно пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и почему именно тогда?

Что про тахаджуд говорят сподвижники и табиины?

Является ли сон обязательным условием тахаджуда?

Начнём с того, что такое намаз тахаджуд? Глагол хаджада, согласно словарю Баранова, переводится как «бодрствовать (ночью)», а глагол пятой породы тахаджада переводится как «бодрствовать, не спасть (совершая молитвы)». Глаголы пятой породы обозначают действия, совершение которых предполагает необходимость приложить усилия и затратить на достижение результата время (‘алама – «знать», та’аллама – «учиться», т.е. прилагать усилия, чтобы узнать). Из этого следует, что тахаждуд как вид поклонения предполагает усилия над собой, чтобы оторваться от теплой постели с целью совершения поклонения.

Тахаджуд – дополнительный намаз, который совершают ночью, после пятого обязательного. Тахаджуд читают от двух до восьми ракяатов, потом совершается витр намаз. Совершение в такой последовательности считается наилучшим, и так поступал лучший из людей. Если человек сомневается, что встанет ночью, витр лучше совершить сразу после ночного намаза (иша).

О тахаджуде есть указания в Коране и сунне. Например, «Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов» (Коран, 17:79). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ночной намаз (тахаджуд) – наилучший намаз после обязательных».[1] «Всё, что совершается после ночного фарда (иша), считается ночным (будет считаться тахаджудом)».[2] «Совершайте ночной намаз. Так как совершение намаза ночью, является обычаем праведников, живших до вас, покорностью Господу, избавлением от грехов и зла». [3]

Для пророка, да благословит его Всевышний и приветствует, тахаджуд был обязательным. Так считают со слов Аиши и Абдуллаха ибн Аббаса (р.а.). Они приводят в подтверждение этому первые аяты суры «Закутавшийся»: «О закутавшийся! Простаивай ночь без малого, половину ночи или чуть меньше того, или чуть больше того, и читай Коран размеренным чтением» (Коран, 73:1-4). Есть мнение, что тахаджуд был для него (мир ему) дополнительным намазом.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал ночной намаз (тахаджуд) после сна. Он (мир ему) вставал обычно в середине ночи или в последней ее части (1/3 части ночи) и совершал тахаджуд до конца сухура. Приведем минимум две причины почему он (мир ему) совершал намаз в это время.

Первая – исходит от смысла хадиса, где пророк (мир ему) сказал: «Аллах спускается на нижнее небо в последнюю треть ночи каждую ночь, и говорит: «Кто взывает ко Мне, чтобы Я ответил? Кто просит Меня, чтобы Я дал ему? Кто молит о прощении, чтобы Я простил его?» [4] И продолжается это до начала зари. Возможно также, что сон указывает на время совершения намаза – поздно ночью. Это время для молитв – одно из самых принимаемых, логично совершать молитву и просить у Творца именно в это время.

Вторая причина связана со временем, по школьному курсу географии мы знаем, что чем ближе к экватору, тем день по продолжительности приближается к ночи, и наоборот, чем дальше от экватора, тем меньше длится ночь и больше день, а на экваторе они совпадают. Мекка находится не так далеко от экватора, как и Медина, соответственно ночи в этих городах достаточно долгие. Ночь достаточно долгая, вечерняя молитва наступает раньше, утренняя – позже, отсюда – есть время для сна. Лучше вздремнуть, чтобы это придало сил для ночной молитвы. Так и поступал пророк (мир ему). Также он (мир ему) рекомендовал поспать днём (кайлюле), что не только придаст бодрость до конца дня, а также придаст сил для ночной молитвы. [5]

Исходя из вышеупомянутого хадиса, согласно которому «Аллах спускается на нижнее небо в последнюю треть ночи каждую ночь…» лучшее время для тахаджуда – последняя треть ночи. Это время легко вычислить математически: нужно посчитать время от вечерней молитвы (магриб) до утреннего намаза (фаджр) и разделить на три, последняя треть будет тем самым временем.

Что про тахаджуд говорят сподвижники и табиины?

Сподвижники следовали пророку (мир ему) и проводили ночь, пол ночи или треть ночи в поклонении. Некоторые уважаемые праведные предки, совершали утренний намаз с омовением ночного, т.е. совершали ночной намаз (тахаджуд), не засыпая. Например, табиины, как имам Азам (Абу Ханифа), Сулейман бин Тархан, Саид бин аль-Муссайеб и таба-ут-табиин Язид бин Харун (да будет доволен ими всеми Аллах) и др. Это также указывает на их понимание важности ночного намаза и желание максимально провести это время в поклонении. Некоторые табиины-толкователи Корана (муфассиры), как аль-Асвад, Алькаме и Муджахид считали намаз тахаджудом, если человек совершил его ночью после сна.

Исходя из всего вышесказанного может возникнуть путаница, тахаджуд намаз после сна, почему некоторые читали его, если не спали? Ответив на этот вопрос, мы сразу ответим на вопрос, можно ли читать тахаджуд, если человек не спал.

Дело в том, что есть два мнения, касательно тахаджуда. Для начала, стоит отметить, что есть ещё пара синонимов, относящихся к тахаджуду, это ночное выстаивание молитвы (кыям аль-лейль) и ночной намаз (салят аль-лейль). Ночное выстаивание молитвы (кыям аль-лейль) – более общее название, которое означает не только тахаджуд, к нему относится любой намаз после последнего обязательного, например, таравих во время рамадана и любое поминание Творца, как чтение Священного Корана, произнесение прославляющих формул (тасбихат) и др. В это время можно спать или нет, все эти молитвы являются ночными (кыям аль-лейль). [6]

Первое, тахаджуд – молитва в любую часть ночи, не важно спал человек или нет. Такое мнение большинства учёных исламского права. В хадисах пророк (мир ему) использовал оба синонима тахаджуда: ночной намаз (салят аль-лейль)[7] и ночное выстаивание молитвы (кыям аль-лейль).[8] Видимо, по этой причине большинство учёных исламского права сделали вывод о том, что сон не является обязательным условием тахаджуда.

Второе, что тахаджуд – молитва после сна. В обиходе иногда разделяют ночной намаз (салят аль-лейль) и тахаджуд, говоря, что если поспал, то тахаджуд, а если нет, то – это ночной намаз, но на самом деле речь идет про один и тот же намаз. В качестве доказательства приводят то, что пророк (мир ему) всегда читал тахаджуд после сна, также поступали и сподвижники. Это мнение принимают и учёные, придерживающиеся первого, более широкого в трактовке мнения.

Подведя итоги этого небольшого исследования, сделаем следующие выводы:

Пророк (мир ему) обычно совершал тахаджуд в середине ночи или в последней трети ночи. Наилучшим для тахаджуда считается последняя треть ночи.

Относительно тахаджуда есть два мнения: тахаджуд – молитва в любую часть ночи, не важно спал человек или нет. Такое мнение большинства учёных исламского права. Второе, что тахаджуд – молитва после сна.

Оба мнения про тахаджуд сходятся в одном: все принимают тахаджуд, как молитву после сна. Если нет времени или обстоятельства не позволяют поспать перед тахаджудом, его можно совершать сразу после ночного обязательного намаза с намерением тахаджуда, опираясь на первое мнение.

[1] Муслим, 1163; Тирмизи, 438.

[4] Бухари, Тахаджуд, 14.

[6] аль-Мавсуат аль-Фикхиййа аль-Кувайтиййа, «Кыям-у лейль», том 14, С. 86.

[7] Например, в хадисе «Ночной намаз (тахаджуд) – наилучший намаз после обязательных» (Муслим, 1163; Тирмизи, 438).

[8] Например, в хадисе, где Мухаммад (мир ему) советует сыну Умара Абдуллаху (р.а.) не оставлять тахаджуд (Муслим, 1/145).

Источник

Ни один человек не знает, какие услады сокрыты для них

Намаз ночью после сна. Смотреть фото Намаз ночью после сна. Смотреть картинку Намаз ночью после сна. Картинка про Намаз ночью после сна. Фото Намаз ночью после сна

Количество ракаатов для намаза-тахаджуд не установлено. Чем больше, тем лучше. Есть ученые, которые говорят, что минимум его ракаатов – два, максимум – двенадцать и среднее – шесть. Для того, кто постоянно совершает тахаджуд, отступление от своей традиции совершения этого намаза нежелательно. Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал Абдуллаху бин ‘Умару:

«Ты не будь таким, как тот человек, который раньше просыпался ночью (на намаз-тахаджуд), а потом перестал».

Специальное намерение (нийят) совершить тахаджуд необязательно. Достаточно произнести намерение совершить обычный желательный намаз. Лучше его совершать, разделив по два ракаата,

Перед отходом ко сну, мусульманину желательно иметь твердое намерение проснуться ночью и совершить тахаджуд, даже если он не проснется ночью, Аллах вознаградит его как за совершенный тахаджуд, а сон будет для него милостью Аллаха.

Достоинство тахаджуд-намаза

В Коране сказано (смысл): «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в качестве воздаяния за то, что они совершали» (сура «Ас-Саджа», аяты 16–17).

Айша (да будет доволен им Аллах) говорит: «Никогда не прекращайте совершать молитву по ночам. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не прекращал совершать её. Когда он был болен или слаб, он совершал молитву сидя» (Аль-Бухари и Муслим).

И тому, кто совершает намаз-тахаджуд, желательно спать на некоторое время, до обеда (кайлюля), и этот сон подобен сухуру (пища, принимаемая мусульманами перед рассветом для поста), относительно постящегося человека. Подобно тому, как сухур помогает постящемуся в его посте, так же и кайлюля облегчает ему просыпаться ночью.

Мухаммад Халиков

Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди

Намаз ночью после сна. Смотреть фото Намаз ночью после сна. Смотреть картинку Намаз ночью после сна. Картинка про Намаз ночью после сна. Фото Намаз ночью после сна

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Намаз ночью после сна

Асаламу Алейкум, подскажите пожалуйста как читать намаз тахаджуд если можно подробно напишите. ))»»

Тахаджуд (араб. تهجد) — дополнительный ночной намаз, совершаемый после сна. Тахаджуд совершается индивидуально от 2 до 8 ракаатов[1]. Время совершения намаза наступает после обязательной ночной молитвы (иша) и длится до начала утреннего намаза (фаджр).

Но что бы совершить тахаджуд, вам нужно немного поспать, хоть бы на 2 — 3 минуты. Многие спрашивают, как совершить его, ведь это тахаджуд. Все просто, можете совершать по 2 ракаата, совершаете так же как обычную сунну молитву.

Намерение
—————-
«Я намереваюсь совершить 2-х ракаатный суннат-тахаджуд намаз». Суры после аль-Фатихи читают любые, для тех, кто знает. Кто не знает, можно и без чтения сур совершать намаз тахаджуд, достаточно аль-Фатихи.

Знайте, что совершение ночной молитвы в то время когда все спят, у вас есть возможность получить подарки от Аллаха. Под видом подарков имеется ввиду (прощение от Аллаха, прощение малых и больших грехов и тд). Вы остаетесь наедине со всевышним Аллахом и можете попросить у него все, что вы хотите (конечно же если это дозволенно, и принесет пользу). Всевышний в Коране говорит:

И посвящай часть ночи своей дополнительной молитве, чтобы Господь твой привел тебя к месту достохвальному. («Ночное путешествие», 79)

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) изрек: «Наилучшей молитвой, после пяти обязательных, является молитва ночи».

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Все те [молитвы], что [совершаются] после ночной молитвы (‘Иша’), относятся к молитве ночи».

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Выполняйте молитву ночи! Воистину, это — признак праведников, приближение к Господу, искупление грехов ваших и удаление от прегрешений».

Лучшим временем для совершения тахаджуд-намаза является вторая половина ночи (до утренней зари). В течение последней трети ночи Всемогущий Аллах принимает дуа и возвещает: «Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему это? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?»
Но если кто-то не в состоянии проснуться в эту часть ночи, он может совершить ночной намаз (тахаджуд) в любое время после иша-намаза (ночного намаза). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всё, что совершается после иша, считается ночным (будет считаться тахаджудом)» («ат-Таргиб», том 1, стр. 430; «Шами», том 2, стр. 24).
Тот, кто не уверен в том, что проснётся ночью, должен совершить витр перед сном. При этом, если он проснулся ночью, он может совершить тахаджуд, но витр повторять не надо («Шами», том 1, стр. 369).
Наступление Рамадана предоставляет идеальную возможность для того, чтобы эта выдающаяся сунна нашего любимого Наставника (да благословит его Аллах и приветствует) прочно вошла в нашу жизнь.

Намаз ночью после сна. Смотреть фото Намаз ночью после сна. Смотреть картинку Намаз ночью после сна. Картинка про Намаз ночью после сна. Фото Намаз ночью после сна

Намаз ночью после сна. Смотреть фото Намаз ночью после сна. Смотреть картинку Намаз ночью после сна. Картинка про Намаз ночью после сна. Фото Намаз ночью после сна

Намаз ночью после сна. Смотреть фото Намаз ночью после сна. Смотреть картинку Намаз ночью после сна. Картинка про Намаз ночью после сна. Фото Намаз ночью после сна

Намаз ночью после сна. Смотреть фото Намаз ночью после сна. Смотреть картинку Намаз ночью после сна. Картинка про Намаз ночью после сна. Фото Намаз ночью после сна

Намаз ночью после сна. Смотреть фото Намаз ночью после сна. Смотреть картинку Намаз ночью после сна. Картинка про Намаз ночью после сна. Фото Намаз ночью после сна

Намаз ночью после сна. Смотреть фото Намаз ночью после сна. Смотреть картинку Намаз ночью после сна. Картинка про Намаз ночью после сна. Фото Намаз ночью после сна

Намаз ночью после сна. Смотреть фото Намаз ночью после сна. Смотреть картинку Намаз ночью после сна. Картинка про Намаз ночью после сна. Фото Намаз ночью после сна

Намаз ночью после сна. Смотреть фото Намаз ночью после сна. Смотреть картинку Намаз ночью после сна. Картинка про Намаз ночью после сна. Фото Намаз ночью после сна

Шариатские решения по ханафитскому мазхабу

Число ракаатов в тахаджуд-молитве

В книге «Хави Кудси» сказано: «Наименьшее количество ракаатов – два, а наибольшее – 8 ракаатов».
Показать полностью.
В книгах «Джавхара» и «Маракил Фалах»: «Наималое – 8 ракаатов. Можно выбрать по желанию».

Время молитвы тахаджуд

Лучшим временем для совершения тахаджуд-намаза является вторая половина ночи (до утренней зари). В течение последней трети ночи Всемогущий Аллах принимает дуа и возвещает: «Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему это? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?»
Но если кто-то не в состоянии проснуться в эту часть ночи, он может совершить ночной намаз (тахаджуд) в любое время после иша-намаза (ночного намаза). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всё, что совершается после иша, считается ночным (будет считаться тахаджудом)» («ат-Таргиб», том 1, стр. 430; «Шами», том 2, стр. 24).
Тот, кто не уверен в том, что проснётся ночью, должен совершить витр перед сном. При этом, если он проснулся ночью, он может совершить тахаджуд, но витр повторять не надо («Шами», том 1, стр. 369).
Наступление Рамадана предоставляет идеальную возможность для того, чтобы эта выдающаяся сунна нашего любимого Наставника (да благословит его Аллах и приветствует) прочно вошла в нашу жизнь.

В Коране сказано (смысл): «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в качестве воздаяния за то, что они совершали» (сура «Ас-Саджа», аяты 16–17).
Выполнение нафль-намаза (тахаджуд) поздней ночью было постоянной практикой Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Госпожа Айша (да будет доволен им Аллах) говорила: «Не оставляйте ночной намаз, ведь поистине Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не оставлял тахаджуд-намаз. Даже в случае болезни или слабости он совершал тахаджуд сидя».
Айша (да будет доволен им Аллах) говорит: «Никогда не прекращайте совершать молитву по ночам. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не прекращал совершать её. Когда он был болен или слаб, он совершал молитву сидя» (Аль-Бухари и Муслим).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) побуждал умму совершать тахаджуд. Факихи установили, что тахаджуд – самый значимый из всех нафль-намазов («Тахтави», стр. 393).
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вставайте ночью молиться, поистине это обычай праведных людей до вас, который приблизит вас к Аллаху, искупит ваши маленькие грехи, воздержит вас от греха».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Да смилуется Аллах над мужчиной, который проснулся ночью и совершил намаз и разбудил свою жену, а если она отказала, то побрызгал на неё водой. Да смилуется Аллах над женщиной, которая проснулась ночью и совершила намаз и разбудила своего мужа, и он совершил намаз, а если он отказывался, то она побрызгала на него водой». (Привёл Ахмад в своём Муснаде, 2 том, 250 стр., и Абу Давуд в Сунане, 2 том, 73 стр.)
Передаёт Умар бин Хаттаб (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто совершит ночью совершенным образом намаз, того Аллах наделит девятью благами – пятью в мирской жизни и четырьмя в ахирате.
Пять благ в мирской жизни:
1. Аллах сохранит от бед.
2. Выявится след подчинения Творцу на лице мусульманина.
3. Его будут любить сердца праведных и все люди.
4. С его языка будет исходить мудрость.
5. Аллах сделает его мудрым, то есть одарит его пониманием.
Четыре блага, которые будут дарованы в ахирате:
1. Мусульманин будет воскрешён с лицом, озарённым светом.
2. Облегчится ему отчёт в День Суда.
3. Он пройдёт через мост Сират, как блеск молнии.
4. Книга деяний будет дана в правую руку в Судный день.

Изречения Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)

«Лучший намаз из дополнительных намазов – это намаз, выполняемый глубокой ночью – намаз-тахаджуд» (передал Ахмад).
«Выполнение ночного намаза-тахаджуд приблизит читающего к Аллаху, защитит от зла и очистит от болезней».
«Дуа принимаются (лучше) в середине ночи».
«Здоровайся (т. е. говори «ас-саляму алейкум») с окружающими, корми бедных, поддерживай тесную связь с родными и выполняй намаз, когда люди спят, – и ты войдёшь в Рай с миром».
«В каждой ночи есть такой момент, когда всё то, о чём попросит человек в дуа, Аллах выполнит» (передал Муслим).
«Намаз-тахаджуд будет удерживать человека от совершения грехов и приблизит к Аллаху» (передал Тирмизи).
«Намаз-тахаджуд удалит ужасы могилы» (передал ибн Маджа).
«Намаз-тахаджуд равен четырём ракаатам, выполненным в Лейлят уль-Кадр» (передал Табарани).
Если встаёшь ночью, зная, что есть кто-то ещё, кто тоже хочет выполнить этот намаз, то разбуди его. Намерение (ният) лучше сделать перед сном, и потом, даже если проспишь (неумышленно), то всё равно получишь вознаг

Источник

Как и когда совершать Тахаджуд намаз?

«Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов. Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место»

Священный Коран. Сура 17 «Аль-Исра» / «Ночной перенос», аят 79

Совершение намаза Тахаджуд является сунной. Намаз Тахаджуд совершается в промежуток между ночным намазом (Иша) и утренним (Фаджр). Намаз Тахаджуд можно совершить в любое время ночи, но лучше всего проснутся специально для совершения намаза Тахаджуд в последнюю треть ночи. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Господь наш Великий и Могучий, нисходит на нижнее небо в каждую ночь, когда она достигает своей последней трети и говорит: “Кто обращается ко мне с мольбой, чтобы Я ответил ему? Кто просит у Меня, чтобы Я дал это ему? Кто просит Меня о прощении, чтобы я простил его?”» (аль-Бухари; Муслим).

Количество ракаатов намаза Тахаджуд — от двух до восьми (по желанию молящегося). После совершения намаза Тахаджуд рекомендуется обратиться к Всевышнему с личной мольбой, просить Его о прощении, о поддержке и помощи, благодарить Его за все блага, дарованные Им. Также, согласно некоторым хадисам, после Тахаджуда можно выполнить один ракаат намаза Витр, как завершение ночной молитвы в целом. Совершать тахаджуд коллективно порицается, так как Пророк, мир ему и благословение, и его сподвижники не совершали эту молитву коллективно.

«Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали.»

Священный Коран. Сура 17 «Ас-Саджда» / «Земной поклон», аят 16-17

Посланник Всевышнего, мир ему и благословение, совершал тахаджуд постоянно. Он говорил: «Вставайте ночью молиться, поистине это обычай праведных людей до вас, который приблизит вас к Аллаху, искупит ваши маленькие грехи, воздержит вас от греха». Он также сказал: «Кто совершит ночью совершенным образом намаз, того Аллах наделит девятью благами – пятью в мирской жизни и четырьмя в ахирате».

Среди пяти мирских благ Мухаммад, мир ему и благословение, назвал защиту Аллахом от бед, любовь людей к мусульманину, совершающему Тахаджуд, достижение мудрости, смирения перед Аллахом и просветления. К четырем благам ахирата Пророк, мир ему и благословение, отнес воскрешение мусульманина с осветленным лицом, облегчение отчета мусульманина в Судный день, быстрый и безболезненный проход через мост Сират и вручение его книги деяний в Судный день в правую руку.

Источник

Суннат-намаз | Тахаджуд | Часть первая

Намаз ночью после сна. Смотреть фото Намаз ночью после сна. Смотреть картинку Намаз ночью после сна. Картинка про Намаз ночью после сна. Фото Намаз ночью после сна

Грамматическое значение слова «тахаджуд» — это «бодрствование» и «оставление сна», оно ещё получило такое значение, как «молитва (намаз) после сна» или «подъем ночью».

А по правилам юриспруденции (фикха) — это добровольно совершающийся намаз, который выполняется после сна ночью.

Ночное бодрствование — это не установленный суннат, является добровольным деянием свободного характера, т.е., не связанным с чем-либо. Из подобных деяний, ночное бодрствование является самым наилучшим, согласно тому, что передал Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Самый наилучший намаз после обязательного является ночной намаз (т.е., тахаджуд)» (Муслим 55/8).

И ещё, причиной этому является тот факт, что он совершается в то время, когда все люди находятся в забвении, и когда они оставили поклонение, всем этим и определяется его превосходство.

Для бодрствования конец ночи является более предпочтительным, чем её начало. Всевышний Аллах в Коране сказал: «Они спали лишь малую часть ночи. А перед рассветом они молили о прощении…» («Аз-Зарият», аят 17-18)

Одной из причин его превосходства над другими намазами является то, что намаз после сна становится очень тяжёлым для человека и то, что людей, делающих намаз в ночи, очень мало.

АбдулЛагь-Варрак, один из познавших Всевышнего Аллаха, сказал:

«Мы долгие годы стремились к четырем, и мы нашли это в четырех:

— мы стремились к довольству Аллаха и нашли его в повиновении Ему;

— мы стремились к расширению мирских благ и нашли его в совершении намаза-зуха;

— мы стремились к сохранению своей религии в чистоте и благополучии и нашли это в сбережении языка;

— мы стремились к освещению наших могил нуром (светом) и нашли это в намазах, совершаемых ночью после пробуждения ото сна» (Рух-уль Баян)

Минимальное количество ракаатов ночного (тахаджуд) намаза — это два ракаата, а для максимального количества нет предела. Для осуществления этого намаза не является условием именно совершить намаз с намерением на тахаджуд. Для его осуществления достаточно совершить возмещаемый намаз, назру-намаз или любой суннат намаз. Промежуток своевременного совершения намаза «тахаджуд» начинается тогда, когда человек проснётся ото сна после ночного намаза и длится до утреннего азана, совершение его в середине ночи предпочтительнее, чем совершение в начале ночи, а самое наилучшее время его совершения — это 4/6 или 5/6 ночи (т.е если разделить ночь на 6 частей и совершить намаз в четвёртой или в пятой части). Это основано на том, что передали Абдулла ибн Амр ибн ‘Асс, да будет доволен ими Аллах, что Пророк, да благословит Его Аллах и приветствует, сказал:

«Самым любимым намазом для Всевышнего Аллаха является намаз пророка Давуда, мир ему, он спал половину ночи, а потом бодрствовал на одну треть, а потом спал оставшуюся одну шестую часть» (Бухари 380/1, Муслим 46/8)

Ещё одной причиной превосходства этой молитвы над другими является то, что в такое время поклонение совершается очень мало и намаз в это время является наилучшим.

Сказал имам Навави:

«Ночное бодрствование является настоятельной сунной, доводом этому служат Коран, сунна и общепризнанное мнение ученых. Хадисы по этому поводу известны, чтоб их рассказывать, и их большое множество, чтобы тут ограничить количеством» («Мажмуъ», 535/3)

Доводом к тому, что это настоятельная сунна, служит аят Корана:

«О закутавшийся. Простаивай ночь без малого. Половину ночи или чуть меньше того. Или чуть больше того, и читай Коран размеренным чтением» (Аль-Музаммиль» аят 1-4).

«Воистину, твой Господь знает, что ты и часть тех, кто с тобой, простаиваете менее двух третей ночи, или половину ее, или треть ее…» (Аль-Музаммиль» аят 20).

Мусульманин должен хоть немного уделять этому внимания, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уделял этому большое внимание и также потому, что в аяте из Корана говорится:

«Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов…» («аль-Исра» аят 79)

Является нежелательным постоянно, каждый день, всю ночь бодрствовать не поспав, основой этому является хадис от АбдуЛлах бин Амр бин Аса, да будет доволен ими Аллах, что Пророк да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему:

«Ты же мне рассказывал, что ты постишься весь день и бодрствуешь всю ночь?», я сказал: «Да, о Посланник Аллаха», Пророк сказал: «Ты так не делай, ты постись и разговляйся, ты бодрствуй и спи, поистине, ты ответственен за свое тело, поистине, ты ответственен за свои глаза, поистине, ты ответственен за свою жену, и выполняй свою ответственность» (Бухари 698/2, Муслим 42/8).

«Если такое бодрствование не приносит трудностей, то тогда оно является сунной, а если есть трудности, но нет боязни, что она навредит, то тогда предпочтительно не делать этого, сохраняя себя, а если же есть боязнь, то тогда оно является нежелательным.

А если же оживлять часть ночи, даже постоянно, или всю ночь, но периодически, как, например, оживление последних ночей Рамадана, то в этом нет нежелательности. Напротив, это является сунной, если нет вреда. А если есть от этого вред, то нежелательно».

Является нежелательным выделять ночь пятницы для оживления его намазами. А если же оживлять эту ночь другим поклонением, помимо намаза, например, чтением суры «Кахф» или чтением салавата, то в этом нет нежелательности, так как к этому нас призывают».

Средство его облегчения

Суфьяну Саври говорил: «Старайтесь меньше есть — сможете вставать ночью».

Хасан-уль Басри, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Не оставил никто ночное бдение, кроме как из-за грехов, совершенных днем. Следите за собой, перебирайте в памяти свои поступки на закате солнца — нет ли у вас грехов, совершенных в течении дня. Покайтесь в них, дабыоблегчилось вам ночное пробуждение».

Как-то некий человек обратился к Ибрахиму ибн Адхаму: «Я не могу вставать ночью, скажи, какое средство есть от этого?» Тот ответил: «Не ослушивайся Всевышнего Аллаха, то есть, не совершай грехи днем, и Он поставит тебя перед Собой ночью. Поистине, твое ночное пробуждение и выстаивание пред Всевышним Аллахом — самое великое из достоинств. Ослушавшийся Всевышнего такого почета не удостаивается».

В следующей части, мы, иншаАллагь, перечислим желательные части.

(Источник: «Мажмуъ» 535/3, «аль-Анвар» 117/1, «Танбих-уль авам» 105-108/3,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *