На сон грядущий мусоргский слова
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
М.П.Мусоргский. Вокальный цикл «Детская»
21 марта 1839 — 28марта 1881
В мировой музыке есть три гениальных детских цикла: «Детский альбом» Роберта Шумана, «Детский альбом» Петра Чайковского и «Детская» Модеста Мусоргского. Если «Детский альбом» Шумана это, прежде всего, взгляд вечного взрослого и вечного ребенка, и если детский альбом Чайковского это набор мелодических интонационных шедевров, которые одновременно и для ребенка и для взрослого. То «Детская», как и все у Мусоргского, является уникальным произведением.
« Вокальные сценки – эпизоды из детской жизни принадлежат к лирическим страницам творчества Мусоргского. Это не детская музыка, написанная в педагогических учебных целях и не для того, чтобы ее исполняли сами дети. Это песни для взрослых, но написанные от лица ребенка. В цикле восемь песен, их образы очень разные – и грустные, и веселые, но все они пронизаны искренней любовью к детям. В этих вокальных миниатюрах воплотились далекие воспоминания деревенского детства Мусоргского, а так же чуткие наблюдения жизни маленьких друзей композитора. Мусоргский не просто любил детей «со стороны». Он умел с ними общаться на их языке и понимать их, мыслить детскими образами. В.Комарова, дочь Д.Стасова, знавшая Мусоргского с детства и называвшая его «Мусоряниным» вспоминала: «Он не притворялся с нами, не говорил тем фальшивым языком, каким обыкновенно говорят взрослые с детьми в домах, где они дружны с родителями… мы разговаривали с ним совершенно свободно, как с равным. Братья тоже ничуть не дичились его, рассказывали ему все происшествия своей жизни…»
Первая из сцен «С няней» была создана весною 1868 года. Мусоргский показал ее своему глубокоуважаемому другу композитору Даргомыжскому, и тот завещал ему продолжить это великолепное начинание. В 1870 году появились еще четыре сценки, и под общим названием «Детская» пьесы вышли в свет в Санкт-Петербурге в издательстве В.Бесселя. А спустя два года появились еще две пьесы, но они были опубликованы гораздо позже под редакцией Н.А.Римского-Корсакова под общим названием «На даче» в 1882 году.
Кроме этого цикла у Мусоргского была и другая «детская музыка»: «Детские игры-уголки» (скерцо для фортепиано), «Из воспоминаний детства» («Няня и я», «Первое наказание» для фортепиано), детская песенка «Во саду, ах, во садочке».
В первой сценке «С няней» отразились детские впечатления Мусоргского от няниных сказок, от которых он по его воспоминаниям «иногда не спал по ночам». Образы двух сказок теснятся в голове ребенка. Одна «про буку страшного… как тот бука в лес детей носил, и как грыз он их белые косточки…». И вторая – смешная – о хромоногом царе («как споткнется, так гриб вырастет») и чихающей царице («как чихнет – стекла в дребезги!»). Вся музыка сценки пронизана народными попевками, создающими колорит русской сказочности. В то же время автор ярко показывает восприятие волшебства впечатлительной душой ребенка.
автор-Инна Астахова
По книге Г.Хубова «Мусоргский»
Фрагмент передачи «Абсолютный слух».
Рубрики: | Композиторы Вокальное искусство Классика для детей: Твой друг Музыка |
Метки: Мусоргский вокальный цикл
Процитировано 10 раз
Понравилось: 15 пользователям
На сон грядущий мусоргский слова
То диалогическое начало, которым проникнуты эти сценки, чувствуется даже в монологах, в том же «Жуке». Более того, здесь виден даже сам захлебывающийся маленький рассказчик:
— Няня, нянюшка! Что случилось, няня, душенька!
Конечно, только что подбежал. Говорит быстро, запыхиваясь.
— Я играл там на песочке, за беседкой, где березки; строил домик из лучиночек кленовых, тех, что мне мама, сама мама нащепала. Домик уж совсем построил, домик с крышкой, настоящий домик…
Лучинки от мамы — не воспоминание ли о далеких годах в Кареве? И может быть, и маленький Модинька некогда пережил эту жутковатую и удивительную историю?
— Вдруг. — ребенок перебивает сам себя, замирая от маленького радостного ужаса. — На самой крышке жук сидит, огромный, черный, толстый такой, усами шевелит, страшно так, и прямо на меня все смотрит. Испугался я… А жук гудит, злится, крылья растопырил. Схватить меня хочет… И налетел, в височек меня ударил.
Пауза после несколько тревожного повествования. Начинается то, что ребенку кажется загадочным:
— Я притаился, нянюшка, присел, боюсь пошевельнуться. Только глазок один чуть-чуть открыл… И что же? Послушай, нянюшка…
Музыка тихонько ускоряется. Ребенок рассматривает «уже не страшное» насекомое:
— Жук лежит, сложивши лапки, кверху носиком, на спинке и уж не злится, и усами не шевелит, и не гудит уж, только крылышки дрожат. Что ж он, умер? Иль притворился.
Конец — и живой, и умиротворенный. История с жуком ушла в прошлое. Музыка запечатлевает обычное, жизнерадостное состояние ребенка.
Маленький шедевр — «С куклой» — появится уже в декабре. Девочка укачивает куклу «Тяпу». Поет ей колыбельную песенку. Здесь — милая детская подражательность, когда маленькая няня «совсем, как взрослая», но все-таки — звуками это запечатлено — еще ребенок. Поет монотонно, как и покачивает:
Остановка. По-детски строгий «нянин» голос:
И снова, как обычно «стращают» непослушных детей взрослые:
Снова пауза. И следом — маленькая утопия, «Беловодье» на детский лад:
Мягкая пауза. Кукла уже почти совсем уснула. И маленькая няня только еще разочек повторяет:
Следом пришла и вторая вечерняя сценка — «На сон грядущий». Детская молитва, которую старательно начинает произносить, возможно, та же девочка, что только что угомонила свою «Тяпу»:
Господи, помилуй папу и маму и спаси их, Господи!
Господи, помилуй братца Васеньку и братца Мишеньку!
Господи, помилуй бабушку старенькую. Пошли ты ей доброе здоровьице, бабушке добренькой, бабушке старенькой, Господи!
А далее — перечисляются тети и дяди, множество имен, которые произносятся все быстрее, чтобы и никого не забыть, и поскорее всех назвать. И уже скороговоркой:
…И всех их, Господи, спаси и помилуй! И Фильку, и Ваньку, и Митьку, и Петьку, и Дашу, Пашу, Соню, Дуняшку…
Здесь маленькая молельщица сбивается…
— Няня, а няня! Как дальше, няня?
Речь взрослого резко отличается от речи ребенка. Слова произносятся «по-затверженному»:
— Вишь ты, проказница какая! Уж сколько раз учила: Господи, помилуй и меня, грешную!
И маленькое существо пытается повторить точь-в-точь:
— Господи, помилуй и меня, грешную! Так, нянюшка?
Та же фраза, сказанная взрослым с «заученным» выражением, холодновато, у ребенка звучит с неподдельным старанием, мягко. И на слово «грешную»,пропетую тоненьким голоском, изнутри самой музыки падает теплый лучик: в нем трепещет подлинный смысл молитвы, произнесенной безгрешнымидетскими устами.
«В углу» Мусорянин посвятит милому Витюшке Гартману. Не то — в ответ на подаренные картины, не то увидев в маленьком, худеньком архитекторе с вечными фантазиями в голове что-то по-детски трогательное, не то услышав от этого непоседы истории про его давние детские шалости. «Жук» посвящен Стасову, под отеческой опекой которого находится композитор. А чудные сценка с Тяпой и наивная молитва — посвящены детям. «Тяпу» — дорогим племянникам, «Танюшке и Гоге Мусоргским», «На сон грядущий» — своему крестнику, Саше Кюи.
Это была уже не случайная удача, какою могла показаться написанная в 1868-м первая вещь, «С няней». И это не просто изумительно точные «музыкальные картинки». Это был целый мирок. Одно из целомудреннейших сочинений во всей мировой музыке.
Как часто писатели стремились к особому произведению о детях, такому, чтобы взрослые не мешались, чтобы этот непонятный и чуткий мир существовал в книге сам по себе. «Страна, населенная детьми», — однажды такая строчка появится в черновых записях Достоевского. И как ответ самому себе, он произнесет в одном из произведений: «Дети снятся и мерещатся». Мусоргский первым сумел сделать эту страну живой, осязательной. Нисколько не вмешиваясь в детский мир, но тонко и точно его запечатлевая.
Год 1870-й — и жизнь «Могучей кучки». Почему-то именно теперь потянуло к обобщениям. 19 апреля 1870 года Стасов отправил Римлянину письмо. Хотел было сказать Корсиньке несколько добрых слов, но вдруг его прорвало, и «Бах» начал сыпать характеристиками, сказав о каждом:
«Знаете ли, из всей компании Вы самый мыслящий — это, кажется, я уже раз говорил Вам, ну да ничего, мне вот пришлось повторить. Кюи — страстный, но вовсе не думающий и ровно ни об чем не способный думать, у него головы нет, да притом же, при всем таланте, ему ровно ни до чего нет дела. Мусорянин — просто выходит из всех пазов вон, по свойству своего таланта, но головою довольно ограничен, критики никакой и ни о чем, не надумывается и не размышляет ровно ни по случаю чего бы то ни было; Бородин — ужаснейший консерватор и никогда не сделает ни единого шага вперед в чем бы то ни было, а скорее 100 шагов назад, он все бы с удовольствием заморозил, чтоб ничто не двигалось, — не странность ли все это! Что за странный склад людей талантливых не только у нас, да и везде на свете!! Что за соединение золота с какой-то самой дрянной известью или глиной, что за засорение таланта — вечным хламом? Балакирев — орел во всем музыкальном, и мне нечего прибавлять к тому, что всякий из нас чувствует до корней души, и такого другого человека мы на своем веке, конечно, не увидим; но его Ахиллесова пята — это прозаичность и кривизна головы во всем немузыкальном. Зато во всем музыкальном — что за человек. Ну а Вы: никто больше Вашего не предан своему делу, никто больше Вашего не сидит вечно на своей университетской скамье. Как я ни посмотрю, Вы никогда не перестаете учиться, никогда не развлекаетесь ничем, поминутно возвращаетесь к своему прямому делу: то музыку учите,то оркестровку следите, то разговор возвращаете от посторонних предметов (и часто вздоров) на ту же музыку; наконец, постоянно все наблюдаете и разбираете, все взвешиваете и оцениваете».
Осенью 1870-го будет еще одна попытка понять и оценить каждого. Надежда Николаевна Пургольд, «Милий оркестр», ведет дневник [108]. И снова — те же лица. Почти все. Но в несколько ином освещении. Только положить рядом письмо «Баха» и дневник «Оркестра», и в глаза бросится не сходство или различие в суждениях, но разность самого зрения.
Отрывки из дневника Н. Н. Пургольд опубликованы в кн.: Римский-Корсаков А. Н. Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество. Вып. II. М., 1935. С. 81–98.
М П Мусоргский На сон грядущий
М П Мусоргский На сон грядущий Going To Sleep
22 Мусоргский Детская На сон грядущий
М Мусоргский из вокального цикла Детская В углу На сон грядущий Кот матрос
Мусоргский На сон грядущий
М П Мусоргский Детская 5 На сон грядущий Сопрано Линда Яркова Концертмейстер И Немова
М Мусоргский Вокальный цикл Детская На сон грядущий Ксения Молоткова
Перова В В М П Мусоргский На сон грядущий 5 из вокального цикла Детская 04 10 2021
М П Мусоргский Вокальный цикл Детская На сон грядущий
11 М Мусоргский На сон грядущий
Детская V На сон грядущий
Валентина Архипова Мусоргский романс на сон грядущий
М МУСОРГСКИЙ ИЗ ЦИКЛА ДЕТСКАЯ НА СОН ГРЯДУЩИЙ ЕКАТЕРИНА БУТРИМОВИЧ
На сон грядущий Мусоргский
03 Мусоргский ДЕТСКАЯ Слова автора На сон грядущий Дмитрий Степанович Наталья Арутюнова
Alisa Ten М Мусоргский Детская На сон грядущий
Детская V На сон грядущий
На сон грядущий М Мусоргский поет Б Христов
5 На сон грядущий М П Мусоргский
Мусоргский песни из вокального цикла Детская 1 5
М Мусоргский Кот Матрос
На сон грядущий М П Мусоргский
М Казиник Русские миниатюры М Мусоргский
Мусоргский Детская Ольга Толкмит и Ксения Башмет
Модест Мусоргский Детская вокальный цикл 27 12 2015 Валерия Зиновьева сопрано Анна Доценко ф но
Anna Netrebko Sings Mussorgsky S Detskaya The Nursery Valery Gergiev Conducts The RPhO
М Мусоргский вокальный цикл Детская
П И Чайковский На сон грядущий Яна Иванилова Андрей Коробейников
М Мусоргский С няней
MUSSORGSKY Nursery Song 5 Evening Prayer На сон грядущий
Крекер Алена М Мусоргский На сон грядущий из цикла Детская
М П Мусоргский Вокальный цикл Детская
М П Мусоргский Жук The Cockchafer
М П Мусоргский Жук
Ф Зейц Концерт для скрипки с оркестром 1 3 ч М П Мусоргский На сон Грядущий
М Мусоргский Поехал на палочке
История создания вокального цикла М П Мусоргского Детская
С куклой из цикла Детская В детской Елена Камбурова авт Мусоргский Kamburova
Мусоргский Вокальный цикл Детская Поехал на палочке
6 Кот Матрос М П Мусоргский
24 Мусоргский Детская Поехал на палочке
М Мусоргский Вокальный цикл Детская С куклой Ксения Молоткова
Мусоргский Вечер вокальной и фортепианной музыки Г Дмитриев Р Ветров Л Гильманова 29 01 2013 г
Russian Vocal Music The N G Rubinstein Museum Moscow MUSSORGSKY TCHAIKOVSKY RIMSKY KORSAKOV
Mussorgsky The Nursery Tatiana Novikova Andrej Hoteev In Holland 1989
С няней из цикла Детская В детской Елена Камбурова авт Мусоргский Kamburova
Мусоргский Спи усни крестьянский сын Екатерина Кудрявцева
Концерт вокальной музыки 4 04 2013
Здесь Вы можете прослушать и скачать песни по запросу Мусоргский На Сон Грядущий в высоком качестве. Для того чтобы прослушать песню нажмите на кнопку «Слушать», если Вы хотите скачать песню или посмотреть клип нажмите на кнопку «Скачать» и Вы попадете на страницу с возможностью скачать песню, прослушать ее и посмотреть клип. Рекомендуем прослушать первую композицию М П Мусоргский На сон грядущий длительностью 2 мин и 41 сек, размер файла 3.53 MB.
Мусоргский На Сон Грядущий
Ruta Destroy Vol 1 Sesion Sonido De Valencia 1990 1992 By Dj Kike Mix Parte 4 4
Timbaland Apologize Ft One Republic Dirty Six K Noob Remix
Apsara Mohan Bisht Natasha Shah Ajay Solanki
Lukasoprom W Lil Jon Wazzzap Bass Boosted
Eng Mashhur Qo Shiqlar
Rang Birangi Karke Manu Holi Me Ramdhan Gujjar Shivani
Geistform Live 2009 Wgt Werk 2
Mat Mare Tu Pichkari Kalakand Burset Pe Ramdhan Gujjar Shivani
Роза Аманова Олжобай Менен Кишимжан
Видео Поздравления Внуку С Днем Рождения От Бабушки И Дедушки
Disney S Frozen Lepaskan Let It Go Dubbing Bahasa Indonesia Indonesian Dub
Music Step Aerobic 2021
Топ 5 Анимаций Про Жителей Minecraft Реакция Тест На Психику Челлендж Minecraft Нубик
А Любовь Слепая 2019
Mangani Kamal Dhanai Meena Rana
Gayle Abcdefu Русский Кавер
Ботир Зокиров Оиласи
Teru Buba Badligaye Anisha Ranghar Kamal Dhanai
Than Than Gopal Feat Diksha Badoni Garhwali Song Mohan Bisht Meena Rana Akash Negi
Bhakto Gaao Re Badhai Shivani
Daydream Believer Monkees
Pyara Saja Hai Bhawan Maiya Ka Shivani
Ремонт Karcher K 2 Compact Ремонт Лопнувшей Помпы Conisescu Lilian
На сон грядущий мусоргский слова
МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ
(1839-1881)
Цель своего искусства композитор видел в правдивом отображении жизни народа, в психологической достоверности образов, в любви и сострадании к обездоленным людям, что сближало его музыку со многими произведениями современной литературы и живописи. Свой основной творческий принцип — «жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона, смелая, искренняя речь к людям..» — он последовательно воплощал в различных сочинениях.
Главными жанрами для Мусоргского всегда были опера и камерная вокальная музыка. Для воплощения самых различных человеческих типов и ярких драматических ситуаций композитор постоянно искал новые средства музыкальной выразительности.
Но эта «речь» часто резала окружающим ухо, многих отталкивало стремление композитора «выставлять на показ безобразное». Главная трагедия большого художника заключалась в том, что великий новатор, звавший современников «вперед, к новым берегам», не был ими понят.
Модест Петрович Мусоргский родился 9 марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии в имении отца. В живописной усадьбе прошли первые десять лет его жизни. Красота и поэтичность природы, простой и неспешный деревенский быт старинной русской семьи, крестьянский труд, народные обычаи и праздники, песни и легенды оставили глубокий след в душе будущего композитора. Позднее он писал своему другу: «Любил я в детстве мужичков послушивать и песенками их искушаться изволил.» Под непосредственным влиянием няни он близко познакомился с русскими сказками. Начальную школу фортепианной игры ему преподала мать, и дело пошло так успешно, что уже в семилетнем возрасте он играл небольшие сочинения Листа, а в девять лет при публике сыграл большой концерт Филда.
По традиции рода Мусоргских Модесту и его старшему брату Филарету предназначалась военная карьера, и в 1849 году отец повез своих сыновей в Петербург. Сначала Модест учился в Петропавловской школе, которая была известна своей продуманной гуманитарной программой. Здесь, кроме всего прочего, он изучал немецкий язык и латынь, а также серьезно заинтересовался литературой. Его учителем музыки был известный петербургский пианист и педагог, ученик прославленного Джона Филда Антон Герке, у которого Мусоргский приобрел пианистическую технику.
Затем он был принят в Школу гвардейских подпрапорщиков, где провел четыре года. В школе царил дух военной муштры и не особо приветствовалось стремление к знаниям и труду. Среди учеников Мусоргский выделялся серьезным интересом к наукам, увлечением литературой и историей, ярким музыкальным дарованием. Его искусная игра и импровизации на фортепиано, а также пение арий из модных итальянских опер привлекали всеобщее внимание и были любимы его товарищами.
По окончании школы Мусоргского зачислили офицером в лейб-гвардии Преображенского полка; перед ним открывалась блестящая военная карьера. Однако образ жизни в полку мало чем отличался от прежнего: та же маршировка, учения и караульная служба чередовались с постоянными вечеринками, карточной игрой, танцами.
Вскоре в жизни Мусоргского произошло важное событие: его пригласили на вечер в дом А. С. Даргомыжского. Сам хозяин, обстановка музыкального собрания, звучавшие там произведения Глинки и Даргомыжского произвели неизгладимое впечатление на молодого музыканта. Он стал часто бывать у Даргомыжского, который полюбил одаренного юношу. Под влиянием новой для него русской музыки Мусоргский сочиняет свой первый романс «Где ты, звездочка?» (на слова Н. Грекова) в характере русской протяжной песни. В доме Даргомыжского в 1857 году он знакомится со своими будущими музыкальными друзьями и соратниками — Кюи и Балакиревым. Хотя Балакиреву было лишь двадцать лет, он был уже признанным музыкантом — композитором, концертирующим пианистом. Балакирев обладал верным вкусом, критическим чутьем и сразу же распознал в Мусоргском незаурядный талант. Он стал заниматься с ним композицией, проигрывать совместно сочинения Бетховена, Шуберта, Шумана, Берлиоза, Листа и на их примере объяснять особенности формы, оркестровки, фактуры.
Мусоргский начинает работать над музыкой к трагедии античного драматурга Софокла «Царь Эдип», пишет романсы, испытывая постоянную потребность сочинять и совершенствовать написанное. Страстная тяга к творчеству и невозможность сочетать свое истинное призвание с военной службой приводят Мусоргского к решению об отставке, которая и состоялась летом 1858 года.
Но вдруг, к огорчению всех, он отказался от своего «счастья» и подал в отставку. И вот он уже не офицер, а скромный служащий. А через некоторое время и не помещик больше: после отмены крепостного права в 1861 году он уступил свою долю наследства старшему брату с условием, что бывшие его крепостные получат землю без выкупа.
Выйдя в отставку, Мусоргский серьезно размышляет об устройстве своей судьбы, много занимается самообразованием, изучает русскую и европейскую литературу, а также произведения Глинки, Моцарта, Бетховена и современных ему композиторов. Его интересуют как самые различные проблемы — философские и религиозные, так и вопросы психологии и даже естествознания, геологии.
Огромную радость доставило композитору успешное исполнение его Скерцо для оркестра си-бемоль мажор в «Русском Музыкальном Обществе» под управлением А. Рубинштейна.
Первые творческие успехи совпали с серьезными материальными трудностями. В начале 1860-х годов Мусоргский часто и подолгу жил в деревне, занимаясь делами расстроенного после смерти отца имения. Именно в эти годы он, пристально всматриваясь в трудную, горькую жизнь крестьян, подмечал в них особенности характеров, природный ум и талантливость. В нем укреплялась вера в мудрость народа, его стойкость и доброту, волю к борьбе против зла и несправедливости. Эти наблюдения, постижение крестьянских образов, вслушивание в интонации народной речи и песен затем воплотились в лучших произведениях композитора.
Бедственное материальное положение семьи вынудило Мусоргского поступить на службу чиновником в Главное инженерное управление.
В 1863 году в журнале «Современник» вышел новый роман Чернышевского «Что делать?», оказавший сильное влияние на демократически настроенную молодежь. В. В. Стасов в биографическом очерке о Мусоргском той поры рассказывал:
«. Осенью 1863 года, воротясь из деревни, он поселился, вместе с несколькими молодыми товарищами, на общей квартире, которую они для шутки называли „коммуной», быть может, из подражания той теории совместного житья, которую проповедовал знаменитый в то время роман „Что делать?». У каждого из товарищей было по отдельной своей комнате. и тут же была одна общая большая комната, куда все сходились по вечерам, когда были свободны от своих занятий, читать, слушать чтение, беседовать, спорить, наконец, просто разговаривать или же слушать Мусоргского, играющего на фортепиано или поющего романсы и отрывки из опер. Таких маленьких товарищеских „сожитий» было тогда немало в Петербурге, а может быть, и в остальной России. Всех товарищей в настоящем кружке было шестеро. Все это были люди очень умные и образованные; каждый из них занимался каким-нибудь любимым научным или художественным делом несмотря на то, что многие из них состояли на службе в сенате или министерствах; никто из них не хотел быть празден интеллектуально, и каждый глядел с презрением на ту жизнь сибаритства, пустоты и ничегонеделанья, какую так долго вело до той поры большинство русского юношества».
В том же 1863 году Мусоргский создает прекрасные романсы — «Песнь старца» (слова И. В. Гёте), «Царь Саул» (слова Дж. Байрона), «Расстались гордо мы» (слова В. Курочкина) и начинает работу над героико-романтической оперой «Саламбо» по роману французского писателя Флобера. Сюжет, взятый из жизни древнего Карфагена, привлек его своими драматическими событиями и возможностью создать большие народные сцены. Работа над «Саламбо» продолжалась около трех лет, но опера так и осталась незавершенной.
В эти годы композитор продолжает сочинять камерные вокальные произведения. Своеобразными «народными кар-тинками», пронизанными состраданием к обездоленным людям, стали песни «Калистрат» и «Колыбельная Ерёмушки» (слова Н. Некрасова), «Спи, усни, крестьянский сын» (слова А. Островского), «Светик Савишна», «Сиротка», «Озорник» (все три — слова М. Мусоргского). Также на собственный текст композитор пишет сатирические песни «Семинарист», «Козел», «Классик». В «Классике», а затем позже в «Райке» Мусоргский, используя приемы музыкальной пародии, высмеивает противников и врагов новой русской музыкальной школы.
Одним из ярких произведений этого периода стала оркестровая картина «Ночь на Лысой горе».
Летом 1868 года Мусоргский всего за один месяц написал первое действие оперы «Женитьба» по комедии Гоголя. Под влиянием «Каменного гостя» Даргомыжского он решил создать речитативную оперу на неизмененный прозаический текст. Оригинальность замысла и смелость эксперимента в создании «музыкальной прозы» сделали «Женитьбу» своеобразной творческой лабораторией, в которой шел поиск «музыкальной правды» и оттачивались выразительные средства для «Бориса Годунова» и «Хованщины». По выражению автора, начав сочинение «Женитьбы», он засадил себя в «клетку опыта». После окончания первого действия опыт закончился, обогатив композитора новыми гранями мастерства.
Однажды на вечере у Л.И. Шестаковой он познакомился с известным историком и филологом В.Никольским. Разговор зашел о Пушкине, и Модест Петрович сказал, что предпочитает Лермонтова и Гоголя «поэту чистой красоты». Деликатный пушкиновед заметил: «Пора, наконец, увидеть, что Пушкин не только поэт, но и гражданин». Он предложил трагедию «Борис Годунов» и высказал предположение, что она могла бы стать хорошим оперным либретто.
Мусоргский перечитал трагедию и понял, что это «его сюжет». С 15 августа 1868 года по 15 августа 1869 года он был поглощен работой, когда рука едва поспевает за мыслью. Он истово работал над либретто, потому что хотел создать основу не для «омузыкаливания» пушкинского текста, а для собственной музыкальной драматургии, соответствующей масштабам трагедии.
К концу 1869 года она была закончена и представлена в Мариинский театр для решения вопроса о ее постановке. Репертуарным комитетом «Борис Годунов» был забракован. «Новизна и необычайность музыки, — вспоминал Римский-Корсаков в «Летописи моей музыкальной жизни», — поставили в тупик почтенный комитет, упрекавший, между прочим, автора и за отсутствие сколько-нибудь значительной женской партии. Огорченный и обиженный Мусоргский взял свою партитуру, назад, но, подумав, решился подвергнуть ее основательным переделкам и дополнениям».
Переработка оперы закончилась в 1872 году, и ее вторая редакция содержала 9 картин; появились две польские сцены и завершающая оперу сцена под Кромами, но была изъята сцена у Василия Блаженного, кроме того, создан новый вариант сцены в царском тереме.
Все нововведения Мусоргского встречали горячее одобрение его товарищей. В это время наиболее близкие отношения сложились у композитора с Римским-Корсаковым — они даже некоторое время жили вместе:
«Наше житье с Модестом, — вспоминал Римский-Корсаков, — было, я полагаю, единственным примером совместного житья двух композиторов. Как мы могли друг другу не мешать? А вот как. С утра часов до 12 роялем пользовался Мусоргский, а я или переписывал, или оркестровал что-либо, вполне уже обдуманное. К 12 часам он уходил на службу в министерство, а я пользовался роялем. По вечерам дело происходило по обоюдному соглашению. В эту осень и зиму мы оба много наработали, обмениваясь постоянно мыслями и намерениями. Мусоргский сочинял и оркестровал польский акт „Бориса Годунова» и народную картину под Кромами. Я оркестровал и заканчивал „Псковитянку»».