На дворе наступила ночь и меня неудержимо клонило в сон вид предложения
«Мониторинг качества знаний по русскому языку учащихся 8 класса по разделу «Односоставные предложения»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Мониторинг качества знаний по русскому языку учащихся 8 класса по разделу «Односоставные предложения»
Результаты выполнения экзаменационной работы по русскому языку дают возможность выявить тот круг знаний, умений и навыков, обработка которых требует в процессе обучения, начиная с 8 класса. Контрольные диктанты и тестовые задания с целью проверки усвоения изученного материала, не способствуют выявления уровня сформированных умений и навыков учащихся по основным разделам курса русского языка.
Цель моей проектной работы – осуществить контроль за уровнем грамотности учащихся, проверить знание теоретического материала по разделу «односоставные предложения» на последних этапах обучения в общеобразовательных учебных заведениях.
Контрольные и проверочные работы помогут преподавателю организовать коллективную и индивидуальную работу учащихся на уроке русского языка, а также их самостоятельную работу дома.
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Задание. 1. Выпишите из текста диктанта предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена: подлежащего или сказуемого; определите их вид.
а) Выборочный диктант. Выписать односоставные предложения. 1.Погружай меня в сон, колокольчика звон. 2.Хуже медленной смерти прозябанье на свете. 3.Сделай сам и научи друга. 4.Полей величие немое. 5.Лицом к лицу лица не увидать. 6.Многое еще, наверно, хочет быть воспетым моим. 7.Отыскать эту аллейку оказалось непросто. 8.Золотым лучом деревья облило. 9.Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят. 10.Из полей тянуло гречишным ароматом.
Б)Перепишите предложение, подчеркните главные члены.
1-вариант: Будут долго вспоминать его рассказы.
2-вариант: Травы скашиваю рано утром.
в) Найди «третий лишний», подчеркни:
1 вариант. За дверью бегают. Мне не хватает нежности. Ночь темна. 2 вариант. С утра морозит. Ряд телефонных столбов. День ясен.
г) Составьте связный рассказ об:
1 вариант: односоставных предложениях 2 вариант: двусоставных предложениях
Ключи: 1-вариант в)Ночь темна. 2-вариант в)День ясен.
2.вариант г) По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные. Двусоставное предложение обязательно содержит оба главных члена. Подлежащее может выражаться разными частями речи. Сказуемое выражает грамматическое значение одного из наклонений.
3. Работа с текстом.
Задания 1.Определите тему, основные мысли отрывка. Озаглавьте его. 2.Докажите, что это текст художественного стиля. 3.В каких значениях употребляются в тексте слова земля, чистый? Являются ли эти слова многозначными? Докажите своё мнение. 4.С помощью каких языковых средств (лексических и грамматических) предложения связаны в тексте? 5. Найдите в тексте односоставные предложения, определите их типы. Какова роль односоставных предложений в этом тексте? 6.Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста. 7.Произведите на материале текста разные виды разбора. 8. Выпишите из текста несколько словосочетаний, в которых зависимыми словами являются существительные, прилагательные. Произведите разбор одного из словосочетаний. 9.Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка.
4.Вариативная (разноуровневая) работа по карточкам
Но почему так тр…вожно, так смутно на душе- только ли от зат…жного н…настья, от вынужде(н,нн)ого безделья, когда дел (не)впроворот, или от чего- то еще? 2. П…пробуй разб…рись. 3.Вот ст…ит з…мля, которая казалась вечной, но выходит, что казалась,-(не) будет земли. 4.Пахнет травами, пахнет лесом, отдельно с листом и отдельно с иголкой, каждый кустик веет св…им дыханием; пахнет деревом постройки, пахнет ск…тиной, жильём, огуреч(ь)ной ботвой, старым углём от кузницы. 5.Почему, почему при них, кто живет сейчас (ни)чего этого не станет на этой земле? 6.Не раньше и не позже. 7.Спроста ли это? 8.Хорошо ли? 9.Чем, каким утешением унять душу?
А.1.Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. 1.Найдите односоставные предложения с главным членом- сказуемым. 2.Определите вид сказуемого в односоставных предложениях. 3. Выпишите по одному сказуемому и сделайте его анализ. 4.Сделайте синтаксический разбор безличного предложения.
Б.1.Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. 1.Найдите односоставные предложения и определите их вид. 2.Укажите способ выражения глагола в определенно-личном предложении. 3.Выпишите все сказуемые из односоставных безличных предложений.
1.Укажите односоставное предложение: 1)Грустно было уезжать с родной земли. 2)Была лунная морозная ночь. 3)Каждая мелочь этого дня врезалась в память.
2.Укажите определённо-личное предложения: 1)Книга написана искрение и правдиво. 2)С особенным чувством вспоминаю первое охотничье путешествие. 3)голос слепого нищего был слаб и дрожал.
3.Укажите неопределённо- личное предложение: 1)В дверь сильно постучали. 2)И действительно, в эту ночь упал снег. 3)Двое пошли рубить кусты для шалаша
4.Укажите обобщённо-личное предложение: 1)Без совести и при большом уме не проживешь. 2)Нужно было подумать о ночлеге. 3)Яркое солнце струится в окошко.
5.Укажите безличное предложение: 1)Пахло холодом с востока… 2)Хочешь увидеть солнце- встань пораньше. 3)Струйки дыма вились в ночном воздухе, полном влаги и свежести моря.
6.Определите, каким способом выражено сказуемое в безличном предложении: Мне в лицо дохнуло льдом. 1)безличным глаголом; 2)безличной формой личного глагола.
7.Укажите предложение, в составе которого есть назывное.: 1)Маленький заштатный городок … освещён полуденным солнцем. Тишина и спокойствие. 2)Знай больше, а говори меньше.
9.Укажите безличное предложение: 1)Порой светлело, порой становилось похоже на сумерки. 2)В жаркой июньский день идёшь, бывало, крепко задумавшись, по лесной знакомой тропинке и вдруг остановишься.
Ключи: 1-1, 2-2, 3-1, 4-1, 5-1, 6-1, 7-1, 8-2, 9-1
Найдите среди данных предложений односоставное. А.Не плачь ты попусту. Б. Часам к двум пополудни началась гроза. В. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. Г. Тротуары заливают асфальтом.
Определите тип предложения: Ночь как год. А. односоставное Б. двусоставное
Какое из данных утверждений является неверным? Определённо- личные предложения – это… А. предложения, в которых окончания сказуемых – глаголов определённо указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы) Б.односоставные предложения. В. Предложения, употребляющиеся только в разговорной речи
Найдите безличное предложение. А.Еще не успевшая остыть земля изучала тепло. Б. Хорошо в зимнем лесу! В. В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе. Г. Газеты приносят утром.
Определите тип предложения: Тропинки в лесу замело снегом. А. Двусоставное Б.Определенно- личное В. Безличное Г. Неопределенно- личное
Какая схема соответствует предложению: Россия воспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена? А.[двусост.],идвусост. Б.[двусост.], и определенно- личное В.[двусост], и неопределенно-личное
Ключи: 1-А, 2-Б, 3-В, 4-Б, 5-А, 6-В, 7-А
Отметьте знаком «+» ошибку в утверждениях
1.По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.
2.Грамматическая основа двусоставных простых предложений состоит из одного или двух главных членов.
3.У односоставных простых предложений грамматическая основа состоит из одного главного члена- подлежащего или сказуемого.
Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+».
1.К шести часам совсем рассвело.
2.Вдруг отворяют ворота.
3.Разложили костер и повесили над ним котелок.
4.Под этаким небом невольно художником станешь.
5.Спи, дитя моё, усни.
6.До наступления белых ночей было ещё далеко.
Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+».
1.С давно забытым упоением смотрю на милые черты…
2.Не привыкайте к небесам, глазами к ним тянитесь.
3.Чист и прозрачен воздух.
4.Моросил дождь, слегка шумя по деревьям.
Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+».
3.Голый, сумрачный лес.
5.Утро ясное и морозное.
Отметьте знаком «+» сложные предложения, в составе которых есть простое односоставное
1.Ветер разогнал облака, и к утру лужи затянуло тонким ледком.
2.Прошли сутки, и над болотом слабо засветился тусклый день.
3.В лесу стемнело, и некстати подул с востока пронизывающий ветер.
4.Тайны искусства есть, и постижение этих тайн –важная задача поэта.
2.Опр.-личн.:4,5; неопр.-личн.: 2,3; безл.:1,6.
Варианты заданий на сформированные умения и навыков из изученных произведений художественной литературы
Пример художественной литературы
Подобрать пример односоставного предложения из текста художественного стиля
Подобрать пример безличных и неопределённо –личных предложений из текста художественной литературы
Очень интересно смотреть, как празднуют весну птицы. Журавли устраивают танцы на болоте. Соберутся в кружок, выходит один на середину или двое, и начинается пляска. Сперва подпрыгивают ногами, а потом пускаются в широкой пляс.
А у хищных птиц игры и пляски бывают в воздухе. Соколы подымаются под облака и там показывают чудеса ловкости. То, сложив крылья, камнем падают вниз, то кувыркаются в воздухе через голову, кружатся, крыльями плещут.
Подобрать пример определённо-личных предложений из текста художественной литературы.
Передового рабочего узнаешь по чистоте, в которой он содержит свой станок, своё рабочее место. Он не прольёт масло на пол, вовремя уберёт стружку. Возле его станка найдешь щётку, веник для мусора, крючок для сбора стружки. Лампочка над его станком чистая, инструмент в порядке. Все это отражается на работе. А ведь сколько бед приносит нам грязь!
Рабочий налил масло в грязную посуду. Он поленился наливать его через сетку. За его лень завод дорого заплатил. Остановился весь литейный цех. Завод понес большие убытки.
Запятая между частями сложносочинённого предложения
Знаки препинания в сложном предложении
Между частями сложносочиненного предложения ставится запятая.
При этом между ними устанавливаются отношения соединительные (союзы и, да в значении «и», ни…ни ), противительные (союзы а, но, да в значении «но», однако, же, зато, а то, впрочем ), разделительные (союзы или, либо, ли… или, ли… ли, то ли… то ли, то… то, не то… не то ), присоединительные (союзы да и, и притом, также, тоже, значит ) и пояснительные (союзы а именно, то есть, или в значении «то есть»):
а) Повествование у меня получается строго документальным, и дальше я должен идти избранной стезей (Чив.); И вновь одиноко заблещет вода, и глянет ей в око ночная звезда (Забол.); Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет, ни ветеркам вокруг меня свободы (Крыл.);
б) Мать ехала с отцом со станции Сиверской, а мы, дети, выехали им навстречу (Наб.); В окнах дома блестел ленинградский слепой свет, но для нас обоих и это место и этот свет казались священными (Пауст.); Дорого, зато хорошая вещь; Антон Семенович, разрешите проводить девчат из Пироговки, а то они боятся (Мак.); Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (Купр.); Все ребята хотели тебя здесь дожидаться, да я отговорил (Фад.); В этом году ему не удалось поступить в институт, впрочем все еще было впереди ;
в) Слышался ли в открытые окна трезвон городских и монастырских колоколов, кричал ли на дворе павлин, или кашлял кто-нибудь в передней, всем невольно приходило на мысль, что Михаил Ильич серьезно болен (Ч.); Блеснет ли день за синею горою, взойдет ли ночь с осеннею луною, я все тебя, далекий друг, ищу (П.); Не то дождь моросит, не то снежная крупа сыплется; То ли не нравится работа машинистки, то ли не понравился этот Филимонов (Сим.); То он собирался поступить в зоологический сад учиться на укротителя львов, то его тянуло к пожарному делу (Кав.);
г) Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм; и притом осторожность никогда не мешает (Я.); Я собралась уезжать, брат тоже складывал вещи; От тепла и сырости его клонило в сон, да он и не старался противиться (Сим.); Тучи надвигаются, значит будет дождь ;
д) Нужно добывать именно хлеб, то есть нужно пахать, сеять, косить, молотить (Ч.); Отец всегда старался занять детей интересным делом, а именно он покупал новые книги, придумывал забавные игры.
Примечание. Союзы ли…или в сложносочиненном предложении относятся к повторяющимся союзам. Это же сочетание союзов может использоваться и в предложении со сказуемыми, отнесенными к общему подлежащему, тогда запятая перед или не ставится. Ср.: Судьба ли нас свела опять на Кавказе, или она нарочно сюда приехала, зная, что меня встретит (Л.). – Видит ли он это или не видит – не столь важно. |
В сложносочиненном предложении с одиночными союзами и, да (в значении «и»), или, либо запятая не ставится в следующих случаях:
1) если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член или общую придаточную часть: В ветер леса́ шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам (Пауст.); Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края (Пришв.); К полудню черные облака почти коснутся земли, задует сырой ветер и польются томительные, нагоняющие сон обложные дожди (Пауст.); Когда взошло солнце, роса высохла и трава позеленела ; если же придаточная часть относится только к одной из частей сложносочиненного предложения, то вторая часть его отделяется запятой: Когда я крепко двинул лыжи под гору, облако холодной снежной пыли взвилось мне навстречу, и по всему девственно-белому, пушистому косогору правильно и красиво прорезались два параллельных следа ;
2) если части сложносочиненного предложения имеют общее вводное слово, общий обособленный член или общую, поясняемую ими, часть сложного предложения: Словом, время уже истекло и пора было уходить; Вопреки предсказаниям синоптиков, небо уже прояснилось и дождь перестал; Было у Анны необъяснимое ощущение : еще чуть-чуть и вся эта история кончится (Щерб.); Останавливаться было нельзя : ноги засасывало и следы наливались водой (Пауст.);
3) если части сложносочиненного предложения представляют собой номинативные предложения: Слышишь? Хриплый стон и скрежет ярый! (П.); однако если номинативных предложений больше, чем два, и союз и повторяется, то запятые ставятся – по правилу, которое действует при выделении однородных членов предложения (см. § 26): Шипенье подводного песка, неловкого краба ход, и чаек полет, и пробег бычка, и круглой медузы лед (Багр.); И голубой дымок, и первых встреч неясная тревога, и на плечи наброшенный платок, казенный дом и дальняя дорога (Сим.) (в последней части – казенный дом и дальняя дорога – запятой нет, так как эта часть воспринимается как единое целое; повторение союза и прервалось перед частью казенный дом );
4) если части сложносочиненного предложения представляют собой безличные или неопределенно-личные предложения с одинаковой формой сказуемого: С деревьев капало и вокруг пахло листвой; Зрителей разместили вокруг арены и на арену вывели участников представления ;
5) если части сложносочиненного предложения представляют собой побудительные, вопросительные или восклицательные предложения; объединяющей здесь оказывается интонация, а в побудительных предложениях могут быть и общие частицы: Где будет собрание и кто его председатель? – общая вопросительная интонация; Как тихо вокруг и как чисто звездное небо! – общая восклицательная интонация; Пусть светит солнце и птицы поют! – общая частица.
Синтаксический разбор предложения в тексте
Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.
Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.
Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.
Характеристика предложения
По цели высказывания |
---|
По интонации (по эмоциональной окраске) |
По количеству грамматических основ |
По количеству главных членов предложения |
По наличию второстепенных членов |
— |
О инструменте
После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.
Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.
Какой вариант разбора выбрать?
Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.
Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».
Часть речи сверху слова
Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.