Можно ли проводить влажную уборку палат во время дневного и ночного сна больных
Влажная уборка палат в больнице
С целью предотвращения внутрибольничной инфекции, проводится влажная уборка палат. В стационарных больничных учреждениях всегда присутствует опасность распространения бактерий. Чистота больниц постоянно контролируется из-за высоких санитарно-эпидемиологических норм. За влажную уборку палат в больнице отвечает средний и младший медицинский персонал, прошедший специальный инструктаж. Чистота – визитная карточка лечебного учреждения.
Особенности влажной уборки
Важнейшую роль в работе стационара играет соблюдение санитарных норм. Если они нарушены, болезнетворные бактерии могут попасть в благоприятную среду для размножения. Например, благодаря влажной уборке палат, можно избавиться от пыли. А в ней, как известно, содержится много бактерий, вызывающих заболевания.
Особенность уборки в лечебных учреждениях заключается в использовании специальных дезинфицирующих средств.
Влажную уборку палат следует проводить минимум два раза в день. Первый раз – до 9 утра, чтобы к обходу врача палата была подготовлена. Вечер – самое подходящее время для второй уборки. Потому что посещение больных закончено, посторонних людей нет, и есть возможность качественно продезинфицировать помещение.
Перчатки и специальная униформа обязательны при влажной уборке палат.
Растворы и инструменты
Для хранения уборочного инвентаря в больницах отведен специальный блок. Все инструменты эксплуатируются строго по назначению и хранятся в специальном помещении. Вещи должны быть пронумерованы с указанием помещений и видов работ, или иметь цветовое кодирование. Обычно его хранят в блоке вместе с инструментами.
Чаще всего при влажной уборке палат применяются дезинфицирующие средства, которые производят в виде концентрированного раствора. Для их использования нужно развести водой в соответствии с универсальной таблицей, ее можно найти в инструкции к каждому средству. В ней указывают пропорции смешивания рабочего раствора, и какая необходима концентрация для обработки вещей при разных режимах. Таблицу хранят в том же самом блоке, что и остальной инвентарь.
Концентрированность раствора при дезинфекции соблюдают по режиму, действующему в медицинском учреждении. Для палат с разным режимом есть свое средство дезинфекции и уборки. Например, в помещениях с бактериальными заболеваниями используют менее концентрированный раствор, чем при вирусных заболеваниях.
Для замешивании составов следует обязательно защитить руки, надев перчатки.
Кроме современных дезинфицирующих концентратов, можно использовать средства, приготовленные самостоятельно:
Существует специальный список дезсредств, официально разрешенных Департаментом государственного санитарно-эпидемиологического надзора для применения в больницах. Они должны соответствовать следующим требованиям:
Для каждой палаты готовится новый раствор. После окончания работ — утилизируется. Нельзя допускать, чтобы одним и тем же раствором убиралось несколько помещений.
Уборка по СанПиН
У медицинских учреждений есть санитарно-эпидемиологические требования, утвержденные главным государственным санитарным врачом и постановлением СанПиНа. В соответствии с документом проводятся все мероприятия, касающиеся деятельности больниц, включая влажную уборку палат.
Инструктаж персонала, осуществляющего уборку, проводится не реже одного раза в год. Организация и контроль прохождения остается за администрацией ЛГО. Санитарные нормы и технологии меняются достаточно часто. И сотрудники должны быть вовремя осведомлены.
Сначала необходимо предупредить пациентов, что в палате будет проводиться уборка. Санитар или медицинская сестра надевает:
Осматривает палату, готовит дезинфицирующие растворы отдельно для меблировки и полового покрытия.
Техника влажной уборки палат также прописана в постановлении:
Тары с дезинфицирующими средствами хорошо закрывают и указывают на них:
Для каждого средства необходимо обеспечить соответствующие требованиям условия хранения.
График влажной уборки
В медицинских подразделениях должны располагаться письменные графики проведения уборки.
Как часто следует проводить влажную уборку палат, прописано в положении СанПиНа. Обычно ее проводят не меньше двух раз в день. По необходимости или при специальном режиме — чаще.
Графики уборки и кварцевания каждого участка запланированы, оформлены в письменной форме, подписаны, утверждены и вывешены. В них указывают время и объект уборки, ФИО санитарки или медсестра. Где та или другая по окончании работы ставит свою роспись.
Санитарный режим больницы и его значение
Поддержание необходимого санитарного режима в различных больничных помещениях играет огромную роль в работе стационара, организации лечебного процесса и ухода за больными, профилактике многих заболеваний. Нарушения требований и правил санитарного режима часто приводят к загрязненности помещений, размножению патогенных микроорганизмов, распространению различных насекомых.
Так, плохая вентиляция палат приводит к повышению уровня бактериальной зараженности воздуха; сохранение остатков пищи в буфете и несвоевременное удаление пищевых отходов способствуют появлению тараканов; плохой уход за мягким инвентарем, мебелью, матрацами, трещины в стенах и плинтусах сопровождаются распространением постельных клопов; несвоевременный вывоз мусора с территории больницы облегчает выплод мух; нарушения правил хранения пищевых продуктов на пищеблоке способствует появлению грызунов.
Несоблюдение санитарного режима всегда увеличивает опасность распространения внутрибольничных (нозокомиальных) инфекций — инфекционных заболеваний, которые возникают у
больных, находящихся в стационарах, или у медицинских работников, связанных с лечением и уходом за пациентами, в результате нарушений правил асептики и антисептики, т.е. мероприятий, направленных на борьбу с возбудителями различных инфекций. К числу таких заболеваний, распространяющихся в больничных условиях, относятся, например, грипп, вирусный гепатит В и С, заражение которым происходит вследствие плохой стерилизации шприцев и игл, а в детских отделениях — корь, скарлатина, ветряная оспа и др.
При организации санитарного режима в больнице существенные требования предъявляют к освещению, вентиляции и отоплению, т.е. созданию в больничных помещениях определенного микроклимата (среды, окружающей организм человека).
Большое внимание уделяют освещению палат. Как известно, прямые солнечные лучи обладают бактерицидным действием, т.е. способствуют снижению уровня бактериальной загрязненности воздуха. В то же время необходимо, чтобы освещение было достаточной интенсивности, равномерным, биологически полноценным по своему спектру. По этим соображениям, например, окна палат принято ориентировать на юг и юго-восток (южные и восточные румбы), а окна операционных — на север. Для наилучшего использования дневного освещения койки в палатах целесообразно расставлять параллельно стене с окнами. Во избежание ослепляющего действия прямых солнечных лучей и перегрева палат окна должны быть оборудованы козырьками, шторами или же иметь жалюзи. При создании искусственного освещения принимают во внимание, что люминесцентные лампы обеспечивают больному больший комфорт, чем обычные лампы накаливания. В некоторых подразделениях (операционных, родильных блоках и т.д.) предусматривают также аварийное освещение.
Обязательным условием санитарного режима в больницах является достаточная вентиляция, удаление из помещений загрязненного воздуха и замена его чистым воздухом. Естественное проветривание достигается регулярным открыванием окон или фрамуг. Необходимо помнить, что систематическое непроветривание палат (из-за часто необоснованной боязни сквозняков) приводит к застаиванию воздуха и значительному увеличению бактериальной загрязненности, что облегчает распространение внутрибольничных инфекций. В ряде помещений, например в операционных, используют автоматическое поддержание чистоты, состава, влажности и скорости движения воздуха с помощью кондиционирования.
При организации отопления в больницах исходят из того, что наиболее оптимальная для человека температура в поме-
щениях составляет в зимнее время 20 °С, а в летнее время 23— 24 °С. С этой целью в стационарах применяют различные виды центрального отопления — водяное, паровое, воздушное. Гигиеническим требованиям лучше всего отвечает лучистое отопление (при расположении нагретых поверхностей в стенах, полу, потолке), предупреждающее значительную разницу между температурой источника тепла и температурой человеческого тела.
Поддержание необходимого санитарного режима предусматривает регулярную тщательную уборку помещений и территории больницы. Мусор из корпусов и отделений выносят в металлические бачки с плотно закрывающимися крышками и своевременно вывозят.
Уборка больничных помещений должна быть обязательно влажной, поскольку уже само мытье уменьшает микробную загрязненность помещений и поверхностей предметов. Кроме того, обеззараживание (дезинфекция) может быть достигнуто различными способами. Так, кипячение широко применяют для дезинфекции посуды, белья, предметов ухода за больными. Ультрафиолетовое излучение ртутно-кварцевых и ртутно-уви-олевых ламп используют для обеззараживания воздуха в палатах, процедурных кабинетах, операционных.
Из различных дезинфицирующих средств наиболее часто применяют хлорсодержащие соединения (хлорная известь, хлорамин, гипохлорит кальция, натрия и лития и др.). Антимикробные свойства препаратов хлора связаны с действием хлорноватистой кислоты, выделяющейся при растворении хлора и его соединений в воде.
Раствор хлорной извести готовится по определенным правилам. 1 кг сухой хлорной извести размешивают в 10 л воды, получая так называемое хлорно-известковое молоко, и оставляют в специальном помещении в темной посуде на одни сутки. Полученный таким образом 10 % осветленный раствор хлорной извести сливают затем в соответствующую емкость из темного стекла, делают надпись о дате приготовления и хранят в затемненном помещении, поскольку активный хлор довольно быстро разрушается на свету. В дальнейшем для влажной уборки используют обычно 0,5 % осветленный раствор хлорной извести, для чего, например, на 10 л раствора берут 9,5 л воды и 0,5 л 10 % раствора хлорной извести. Раствор хлорамина чаще всего применяют в виде 0,2—3 % раствора (преиму-
щественно 1 %). При этом требуемое количество хлорамина сначала добавляется к небольшому количеству воды, размешивается, после чего для получения раствора хлорамина нужной концентрации доливается оставшийся объем воды.
Влажную уборку больничных помещений проводят ежедневно. В палатах, коридорах и кабинетах — обязательно утром, после подъема больных. Во время уборки обращают внимание на санитарное состояние тумбочек и прикроватных столиков, где, в частности, нельзя хранить скоропортящиеся продукты, способные вызвать пищевые отравления. Мебель, подоконники, двери и дверные ручки, а также (в последнюю очередь) пол протирают влажной тряпкой. Влажную уборку обязательно завершают проветриванием палат, поскольку хождение больных и медперсонала, перестилание постелей сопровождаются увеличением бактериальной загрязненности воздуха. Для поддержания чистоты в палатах влажную уборку повторяют по мере необходимости в течение дня, а также перед сном.
Влажную уборку столовых и буфетных производят после каждого приема пищи. Пищевые отходы собирают в закрытые ведра или бачки с крышками и своевременно выносят. Важно соблюдать правильный режим мытья посуды, который включает в себя двукратное мытье горячей водой с применением соды, горчицы или других моющих средств, обязательную последующую дезинфекцию 0,2 % осветленным раствором хлорной извести и ополаскивание. Строгие требования предъявляют и к личной гигиене работников кухни и буфетов, их регулярному и своевременному медицинскому осмотру и бактериологическому обследованию.
Влажную уборку санузлов (ванн, раковин, унитазов) проводят несколько раз в день по мере их загрязнения. Для мытья унитазов применяют 0,5 % осветленный раствор хлорной извести. Ванны моют после каждого больного теплой водой с мылом, после чего ополаскивают 0,5 % раствором хлорной извести или 1—2 % раствором хлорамина.
Генеральную уборку всех помещений с мытьем полов, обметанием стен и потолков проводят не реже одного раза в неделю. Важно, чтобы используемый при этом инвентарь (швабры, ведра и т.д.) имел соответствующую маркировку (например, для мытья туалета, коридоров и т.д.).
При обнаружении в больничных помещениях клопов и тараканов применяют меры по их уничтожению (дезинсекция). Комплекс специальных мероприятий (дератизация) осуществляется и при выявлении грызунов. Учитывая, что дезинсекция и дератизация связаны с применением различных токсичных
веществ, указанные мероприятия проводятся штатными сотрудниками санитарно-эпидемиологических станций (СЭС) — дезинфекторами. Профилактика распространения мух, клопов, тараканов, грызунов в больницах заключается в соблюдении чистоты в помещениях, своевременном удалении мусора и пищевых отходов, тщательной заделке щелей в стенах, хранении пищевых продуктов в недоступных для грызунов местах. Таким образом, поддержание необходимого санитарного состояния в больницах предполагает строгое соблюдение медицинским персоналом и больными санитарных норм и режима влажной уборки различных помещений, требований внутреннего распорядка лечебного учреждения, правил личной гигиены.
Санитарный режим больниц
В соответствии с гигиеническими установками каждому взрослому больному должно быть обеспечено 25 м3 воздуха, что достигается площадью на 1 койку 7 м2 при высоте помещения 3,5 м.
В настоящее время максимальное количество коек в палате 5—6.
В палатах ставят только самую необходимую мебель: кровати, прикроватные столики, стулья (по количеству кроватей) и один общий стол. У двери ставят вешалку для халатов, урну для мусора. На внутренней стене палаты укрепляют термометр, который показывает температуру воздуха. У каждой постели больного имеются розетка световой сигнализации для вызова медицинской сестры или санитарки и наушники радиоприемника. Мебель расставляют так, чтобы она была доступна для поддержания чистоты, удобна и создавала уют.
В современных крупных больницах и родильных домах в палатах у постели больного имеется телефон, и больной может поговорить со своими родственниками, приходящими в больницу не в дни посещений. Кровати в палатах расставляют параллельно наружной стене с окнами. Расстояние между ними должно быть около 1 м, что создает удобства
для обслуживания больных при их осмотре, перекладывании, а также при приеме процедур. В настоящее время пользуются никелированными или окрашенными масляной краской кроватями, которые удобно протирать. Сетка должна быть хорошо натянутой, без углублений, с ровной поверхностью. Для тяжелобольных, нуждающихся в возвышенном положении, пользуются подголовниками. Имеются также функциональные кровати, состоящие из трех подвижных секций, которые посредством ручки бесшумно и плавно придают больному наиболее удобное положение. На пружинную сетку кладут наматрасник. Больным, страдающим недержанием мочи или кала, поверх наматрасника пришивают клеенку, которая должна покрывать постель на две трети во избежание загрязнения матраца выделениями.- Около кровати стоит прикроватный столик, на котором на^ ходятся личные вещи больного. Медицинская сестра перио-, дически проверяет его содержимое, а младшая медицинска^ сестра ежедневно протирает столик. Для тяжелобольные имеются прикроватные передвижные столики, которыми легко пользоваться во время еды и чтения. К кровати при-, крепляется щиток, на котором указаны фамилия, имя и от^ чество больного, а также номер диетического стола. В пала-з те должно быть чисто. За санитарным состоянием палат постоянно следит медицинская сестра. Уборка должна быт^ влажной. Младшая медицинская сестра 3 раза в день моет пол в палате или протирает его влажной тряпкой, смоченной дезинфицирующим раствором (осветленный раствор хлорной извести), вытирает пыль с кроватей, прикроватных сто*) ликов, подоконников и др. Дважды в месяц младшая медін цинская сестра протирает стены, плафоны и оконные рамьи С труб центрального отопления и поверхности радиаторов также следует стирать пыль влажной тряпкой ежедневно.
Каждый медицинский работник имеет спецодежду и должен правильно ею пользоваться. Для предупреждения внутрибольничного заражения медицинский персонал и больные должны соблюдать следующие необходимые правила:
а) хранить верхнюю одежду и спецодежду отдельно;
б) не выходить в спецодежде за пределы территории больницы и не носить ее в неслужебное время;
в) при посещении инфекционных отделений снимать свою спецодежду и оставлять ее в отделении;
г) предметы ухода за больными тщательно мыть и хранить в закрытом шкафу;
д) больным, которым разрешается гулять на территории больницы, нельзя выходить за ее пределы;
е) инфекционное отделение должно быть полностью изолировано.
Для удаления пыли в больничных отделениях пользуются пылесосом, который прочно вошел в обиход лечебных учреждений. Медицинская сестра, заботясь о соблюдении чистоты и порядка в отделении, следит за работой младшей медицинской сестры по уборке помещений и обучает ее всем необходимым навыкам.
Начинать уборку в палате нужно с прикроватных столиков: стирают с них пыль, выбрасывают все лишнее, следят за тем, чтобы в них не было скоропортящихся продуктов, и оставляют только необходимое — мыло, зубной порошок, книги или журналы для чтения, печенье, варенье, конфеты. Фрукты и скоропортящиеся продукты должны находиться в холодильнике. На окнах хранить продукты категорически запрещается.
Затем вытирают пыль с подоконников, плафонов, кроватей и остальной мебели. Во время уборки в палате должно быть тихо, движения младшей медицинской сестры не должны беспокоить больных. Убирать следует чисто, не пропуская углов и труднодоступных мест. Во время уборки необходимо открывать форточки и проветрить палату, но так, чтобы не было сквозняков. Зимой во время проветривания нужно хорошо укрыть всех больных, подоткнуть одеяло под ноги и бока.
Особое внимание следует уделять чистоте санузлов, где, кроме унитазов, имеются закрытые шкафы для хранения суден, а также специальные машины для их мытья, дезинфицирующие растворы (осветленный раствор хлорной извести, хранящийся в темной стеклянной посуде с притертой пробкой, или 2% раствор хлорамина).
В отделениях больницы не должно быть грызунов, тараканов, клопов. При их появлении необходимо срочно вызвать работников дезинсекционного бюро для ликвидации насекомых и грызунов. Особое внимание следует уделять санитарному состоянию столовой и буфетной. Влажная уборка этих помещений производится после каждого приема пищи.
Длительное хранение пищевых отходов в отделении категорически запрещается. Буфетчица, раздающая пищу, должна строго соблюдать правила личной гигиены. Халат или фартук и косынка должны быть всегда чистыми и выглаженными. Ногти на руках следует коротко стричь. Все помещения кухни, столовой, буфетов нужно содержать в образцовой чистоте. С этой целью ежедневно производят тщательную уборку: подметание и мытье полов, обметание пыли, протирка мебели, подоконников и др. Помещение нужно проветривать каждый день. Генеральная уборка (мытье стен, потолков, осветительной арматуры и др.) производится не реже 1 раза в неделю с применением моющих средств и 1% осветленного раствора хлорной извести. Очищают стекла от пыли, дыма и копоти по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц.
Обеденные столы из пластика (гигиеническое покрытие) оставляют открытыми. Столы с деревянными крышками покрывают скатертями, поверх которых можно класть полиэтиленовую пленку или клеенку. Если на суолы заранее ставят хлеб, он должен быть накрыт чистыми салфетками.
Уборка обеденных столов после приема пищи больными включает удаление грязной посуды, столовых приборов, остатков пищи, сметание крошек и тщательное протирание клеенки или крышки стола. Для сбора грязной посуды используются специальные тележки. Для уборки столов с гигиеническим покрытием должен употребляться комплект белых салфеток с ясной, несмывающейся маркировкой «для уборки столов». Каждый комплект должен состоять из двух салфеток (одна — влажная, другая — сухая для осушки покрытия).
При организации питания больных может быть использована столовая и чайная посуда из фаянса, стекла, алюминия и нержавеющей стали. Нельзя употреблять столовую и чайную посуду с отбитыми краями и трещинами из-за опасности повреждения рук и полости рта. Для мытья столовой посуды в моечной комнате устанавливают механические моющие машины. Перед закладкой в машину с посуды удаляют остатки пищи и ополаскивают ее. При мытье столовой посуды ручным способом оборудуют трехгнездные ванны. В третьем гнезде следует иметь специальные решетки для ополаскивания вымытой посуды. В инфекционных и детских отделениях посуду после питья кипятят.
Режим мытья посуды включает:
а) механическое удаление остатков пищи (щеткой, деревянной ложкой);
б) мытье щеткой в воде температуры 45—48СС с добавлением моющих средств: 1% тринатрийфосфата или 0,5—2% кальцинированной соды, жидкости «Прогресс» и других средств, разрешенных санитарными органами для указанных целей;
в) ежедневное после работы тщательное промывание щеток и мочалок, которыми пользуются для мытья посуды, кипячение и просушка их; кипячение перед началом работы щеток и мочалок в 1% растворе кальцинированной соды;
г) мытье посуды в воде температуры 50°С с добавлением 1% осветленного раствора хлорной извести в количестве 10 мл на 1 л воды;
д) ополаскивание посуды в третьей ванне горячей водой температуры не ниже 70°С, для чего посуду следует загружать в специальные сетки и устанавливать на решетки;
е) просушивание посуды в сушильном шкафу или на специальной полке, решетке.
Мыть обеденные приборы (ложки, ножи и вилки из нержавеющих металлов) нужно так же, как и столовую посуду, но вымытые приборы следует обязательно кипятить, а затем помещать в сушильные шкафы. В нерабочее время чистая посуда и инвентарь должны храниться в специальных шкафах или на стеллажах, покрытых чистой марлей или полотном.
Санитарный режим больницы
Поддержание требуемого санитарного режима в больничных помещениях играет огромную роль в работе стационара, организации лечебного процесса и ухода за больными, а также в профилактике многих заболеваний. Нарушения требований и правил санитарного режима приводит к загрязненности помещений, размножению патогенных микроорганизмов, распространению различных насекомых. Так, плохая вентиляция палат приводит к повышению уровня бактериальной зараженности воздуха, а сохранение остатков пищи в буфете и несвоевременное удаление пищевых отходов способствуют появлению тараканов. Плохой уход за мягким инвентарем, мебелью, матрацами, трещины в стенах и плинтусах способствуют распространению постельных клопов, а несвоевременный вывоз мусора с территории больницы вызывает распространение мух. Нарушения правил хранения пищевых продуктов на пищеблоке ведут к появлению грызунов.
Несоблюдение санитарного режима увеличивает опасность распространения внутрибольничных инфекций – инфекционных заболеваний, которые возникают у больных, находящихся в стационарах, или у медицинских работников, связанных с лечением и уходом за пациентами, в результате нарушений правил асептики и антисептики, т. е. мероприятий, направленных на борьбу с возбудителями различных инфекций. К числу таких заболеваний, распространяющихся в больничных условиях, относятся, грипп, инфекционный (сывороточный) гепатит В, заражение которым происходит вследствие плохой стерилизации шприцев и игл, а в детских отделениях – это корь, скарлатина, ветряная оспа и др.
При организации санитарного режима в больнице существенные требования предъявляют к освещению, вентиляции и отоплению, т. е. созданию в больничных помещениях определенного микроклимата.
Немаловажное значение должно придаваться освещению палат. При этом надо помнить, что прямые солнечные лучи обладают бактерицидным действием, т. е. способствуют снижению уровня бактериальной загрязненности воздуха. В то же время необходимо, чтобы освещение было достаточной интенсивности, равномерным, биологически полноценным по своему спектру. По этим соображениям, например, окна палат принято ориентировать на юг и юго-восток, а окна операционных – на север. Для лучшего использования дневного освещения койки в палатах целесообразно расставлять параллельно стене с окнами. Во избежание ослепляющего действия прямых солнечных лучей и перегрева палат окна должны быть оборудованы козырьками, шторами или иметь жалюзи.
При организации искусственного освещения принимают во внимание, что люминесцентные лампы обеспечивают больному больший комфорт, чем обычные лампы накаливания. В некоторых подразделениях (операционных, родильных блоках и т. д.) предусматривают также аварийное освещение.
Обязательным условием поддержания санитарного режима в больницах является достаточная вентиляция, т. е. удаление из помещений загрязненного воздуха и замена его чистым воздухом. Естественное проветривание осуществляется регулярным открыванием окон или фрамуг. Систематическое не проветривание палат приводит к застаиванию воздуха и значительному увеличению его бактериальной загрязненности, что облегчает распространение внутрибольничных инфекций. В ряде помещений, например в операционных, используют автоматическое поддержание чистоты, состава, влажности и скорости движения воздуха с помощью кондиционеров.
Организуя отопление в больницах исходят из того, что для человека оптимальная температура в помещениях составляет в зимнее время +20 °C, а в летнее время +23–24 °C. Гигиеническим требованием лучше всего отвечает лучистое отопление (при расположении нагретых поверхностей в стенах, полу, потолке), предупреждающее значительную разницу между температурой источника тепла и температурой человеческого тела.
Поддержание санитарного режима предусматривает регулярную тщательную уборку помещений и территории больницы. Мусор из корпусов и отделений выносят в металлические бачки с плотно закрывающимися крышками и своевременно вывозят.
Уборка больничных помещений должна быть обязательно влажной, поскольку мытье уменьшает микробную загрязненность помещений и поверхностей предметов.
Обеззараживание может быть достигнуто различными способами. Так, кипячение широко применяют для дезинфекции посуды, белья, предметов ухода за больными. Ультрафиолетовое излучение ртутно-кварцевых и ртутно-увиолевых ламп используют для обеззараживания воздуха в палатах, процедурных кабинетах, операционных.
Для дезинфекции наиболее часто применяют хлорсодержащие соединения (хлорную известь, хлорамин, гипохлорит кальция, натрия и лития и др.). Антимикробные свойства препаратов хлора связаны с действием хлорноватистой кислоты, выделяющейся при растворении хлора и его соединений в воде.
Раствор хлорной извести готовится по определенным правилам. 1 кг сухой хлорной извести разводят в 10 л воды, получая при этом так называемое 10 %-ное хлорно-известковое молоко, которое оставляют в специальном помещении в темной посуде на 1 сутки. Затем осветленный раствор хлорной извести сливают в соответствующую емкость из темного стекла, помечают дату приготовления и хранят емкость в затемненном помещении, поскольку активный хлор на свету быстро разрушается. В дальнейшем для влажной уборки используют 0,5 % осветленный раствор хлорной извести, для чего, например, берут 9,5 л воды и 0,5 л 10 % раствора хлорной извести. Раствор хлорамина чаще всего применяют в виде 0,2–3% раствора (преимущественно 1 %).
Но такие средства – почти вчерашний день, и только хроническое отсутствие финансирования не позволяет полностью перейти на дезинфектанты нового поколения, которые менее токсичны, эффективней уничтожают микроорганизмы, и гораздо удобнее в употреблении. Современные средства дезинфекции дифференцированы – для обработки рук, для обработки инструментов, для обработки помещений и для обработки белья и выделений больных.
Влажную уборку больничных помещений проводят ежедневно. В палатах, коридорах и кабинетах – утром, после подъема больных. Во время уборки обращают внимание на санитарное состояние тумбочек и прикроватных столиков, где не разрешается хранить скоропортящиеся продукты, способные вызвать пищевые отравления.
Мебель, подоконники, двери и дверные ручки, а также (в последнюю очередь) пол протирают влажной тряпкой. Влажную уборку обязательно завершают проветриванием палат, поскольку хождение больных и медперсонала, перестилание постелей сопровождаются увеличением бактериальной загрязненности воздуха.
Для поддержания чистоты в палатах влажную уборку повторяют по мере необходимости в течение дня, а также перед сном.
Влажную уборку столовых и буфетных производят после каждого приема пищи. Пищевые отходы собирают в закрытые ведра или бачки с крышками и выносят.
Очень важно соблюдать правила мытья посуды. Операция включает в себя двукратное мытье посуды горячей водой с применением соды, горчицы или других моющих средств, последующую дезинфекцию 0,2 % осветленным раствором хлорной извести и ополаскивание.
Особенно строгие требования предъявляют к личной гигиене работников кухни и буфетов, их регулярному и своевременному медицинскому осмотру и бактериологическому обследованию.
Влажную уборку санузлов (ванн, раковин, унитазов) проводят несколько раз в день по мере их загрязнения. Для мытья унитазов применяют 0,5 % осветленный раствор хлорной извести. Ванны моют после каждого больного теплой водой с мылом, после чего ополаскивают 0,5 % раствором хлорной извести или 1–2 % раствором хлорамина.
Генеральную уборку всех помещений с мытьем пола, обметанием стен и потолков проводят не реже 1 раза в неделю. Используемый при этом инвентарь (швабры, ведра и т. д.) должен иметь соответствующую маркировку (например, для мытья туалета, для мытья коридоров и т. д.).
Если в больничных помещениях обнаружены клопы или тараканы, применяют меры по их уничтожению (дезинсекция). Комплекс специальных мероприятий (дератизация) проводят и при выявлении грызунов. Так как дезинсекция и дератизация связаны с применением токсичных веществ, указанные мероприятия проводятся штатными сотрудниками санитарно-эпидемиологических станций (СЭС).
Профилактика распространения мух, клопов, тараканов и грызунов в больницах заключается в соблюдении в помещениях чистоты, своевременном удалении мусора и пищевых отходов, тщательной заделке щелей в стенах, хранении пищевых продуктов в недоступных для грызунов местах.
Заметим, что поддержание необходимого санитарного состояния в больницах предполагает не только строгое выполнение медицинским персоналом и больными санитарных норм и режима влажной уборки различных помещений, но также и соблюдения медицинским персоналом и больными правил личной гигиены.