Можно ли читать вечерние молитвы не перед сном
«Подводные камни» молитвенного правила
В разные эпохи в Церкви существовали различные формы утренних, дневных, вечерних молитвословий. Для нашего времени характерна традиция прочтения некоторого сравнительно небольшого числа утренних молитв, а также молитв на сон грядущим, которые и составляют минимальное молитвенное правило верующего человека. При всей кажущейся простоте это одна из тем, которая у людей, живущих церковной жизнью, регулярно рождает вопросы. Как преодолеть себя и наладить регулярную молитву? Как превратить правило из некоего текста в неотъемлемую часть своей жизни? Своим пастырским и личным христианским опытом в этих вопросах делится игумен Нектарий (Морозов).
Сопротивляясь хаосу
Прежде чем говорить о молитвенном правиле, нужно сказать, хотя бы вкратце, в принципе о месте молитвы в жизни человека. Мы знаем, что назначением человека, в отличие от всех иных сотворенных Богом земных существ, является постоянное богообщение. А молитва является, безусловно, тем естественным и тем совершенным способом богообщения, который для нас доступен.
Молитва может быть общей, совершаемой в храме, может быть частной, но тем не менее назначение ее всегда одно: направить ум и сердце человека к Богу и дать человеку возможность к Нему обратиться и в то же время хотя бы отчасти — настолько, насколько в нашем состоянии это возможно — ответ Божий услышать. Но для того чтобы эту способность обращаться к Богу в себе взращивать, человек должен учиться молиться. Если человек молится, то молитва постепенно изменяет его состояние. И не случайно утренние и вечерние молитвословия, которые мы ежедневно совершаем, называются словом «правило»: можно сказать, что молитвенное правило действительно правит нашу душу — выправляет ее положение по отношению к Богу. Мы имеем множество различных стремлений, иногда совпадающих одно с другим, иногда противящихся друг другу, и наша внутренняя жизнь постоянно находится в состоянии неупорядоченном, в каком-то хаосе, с которым мы иногда боремся, а иногда — и чаще всего — примиряемся, успокаивая себя тем, что это норма существования. А молитва выстраивает жизнь человека должным образом, поэтому когда человек молитвой не пренебрегает, всё в его жизни постепенно становится на свои места.
Почему так происходит? Потому что когда человек обращается к Богу, то он в молитве обретает прежде всего самого себя — такого, какой он есть, такого, каким он себя зачастую среди суеты, дел, множества разговоров и попечений даже и не видит. Встав в молитве перед Богом, каждый из нас начинает понимать, что в его жизни по-настоящему важно, что находится на втором или третьем месте, что не важно совсем… Если же человек о молитве небрежет, то этой внутренней ясности у него, безусловно, не возникает, и не выстраивается та система приоритетов, которая должна быть в жизни христианина — в которой важнее Бога и того, что связано с исполнением заповедей евангельских, ничего нет.
Нет регулярности — нет основы
Чтение молитвенного правила, с одной стороны, занимает совсем немного времени — это ничтожно малая доля нашего дня. С другой стороны, для человека, который молиться не привык, а привык тратить это утреннее и вечернее время на что-то другое, регулярно совершать этот труд оказывается нелегко. Так что приобретение навыка утром встать и прежде всех других дел помолиться, вечером преодолеть усталость, выключить, может быть, телевизор и прочесть необходимые молитвословия, является по сути самым простым и самым первым подвигом для человека, только-только к христианской жизни приступающего.
Что делать, если ежедневное молитвенное правило никак не удается наладить? Иногда, беседуя с человеком, приходится дать ему такой совет: «Если для Вас так сложно полностью читать каждое утро и каждый вечер молитвы, определите себе по крайней мере какую-то часть из утренних молитвословий, какую-то часть из молитв на сон грядущим, которую Вы в любом случае будете читать регулярно, потому что только регулярность является в данном случае залогом движения вперед». Не будет регулярности — не будет той основы, на которую человек в дальнейшем может опереться.
Случается иногда так, что человек приходит домой, у него был невероятно тяжелый день, он потратил все силы и может уже только упасть и заснуть. В таком случае следует хотя бы кратко, две-три минуты, помолиться и после этого ложиться спать. Старец Симеон Благоговейный говорил своему ученику, преподобному Симеону Новому Богослову, что достаточно тогда прочитать молитвы с Трисвятого по «Отче наш» и перекрестить свое ложе. Но нужно понимать: речь идет о ситуации исключительной, а не о повторяющейся из раза в раз. Более того, нужно иметь в виду, что враг порой наводит на человека сон именно перед чтением правила, а стоит закончить молиться или передумать молиться — и ты бодр, чувствуешь себя хорошо, можешь хоть заново день проживать. Так бывает и когда мы приступаем к духовному чтению или приходим на службу. Этому не нужно поддаваться. Самый простой совет: положить несколько земных поклонов и затем продолжить молитву. Такое действие, во-первых, разгоняет кровь и отгоняет сон, а во-вторых, когда враг видит, что человек в ответ на его усилия только усугубляет свою молитву, то он, как правило, отступает.
«Выигрывая время», проигрываем всё
Но не только сонливостью враг может во время молитвы искушать человека. Порой стоит только взять молитвослов и открыть первую страницу, как в памяти тут же всплывают какие-то дела, которые прямо сейчас необходимо сделать, так что возникает желание дочитать молитвы поскорее. И в этом случае имеет смысл, напротив, нарочито замедлить чтение молитв — и через несколько минут эта внутренняя суета, эта спешка прекращаются, а враг опять же отступает. Полезно в таких случаях напоминать себе, что те пять или пятнадцать минут, которые мы получим в результате спешки или пропусков каких-то молитв, на самом деле никакой погоды в нашей жизни не сделают, и этот «выигрыш времени» совершенно не окупит того вреда, который мы себе причиним, сделав свою молитву нерадивой и невнимательной. Вообще, когда мы становимся на молитву и нам начинают приходить в голову какие-то очень важные и серьезные мысли, нужно в этот момент очень ясно осознать, что мы предстоим сейчас перед Тем, в Чьих руках находится абсолютно всё — все наши обстоятельства, все наши дела, сама наша жизнь — и потому важнее этого предстояния ничего нет. Все мы прекрасно знаем, что можно порой сколько угодно трудиться, совершать вполне разумные и эффективные действия, а результата не будет никакого, потому что нет на это Божиего благословения. И наоборот, иногда стоит нам только приступить к какому-то делу, и трудному, и непонятному,— и всё как-то складывается, и мы это дело с помощью Божией совершаем.
Если приступить к вечернему правилу человеку обычно мешает усталость, то с утренними молитвами гораздо чаще возникает другая проблема. Человек изо дня в день не может встать по будильнику, вскакивает с постели уже перед самым выходом из дома, и правило остается непрочитанным. Или же просто время в утренние часы распределено так, что молитва туда никак не вписывается. В этом случае борьбу с собой, со своим нерадением стоит, наверное, начинать с того, чтобы всё равно к утреннему правилу приступать и все равно его прочитывать, пусть даже по времени это будет уже и не утро. Помню, как кто-то при мне подобный вопрос задавал архимандриту Кириллу (Павлову) — о том, что не успевает утренние молитвы прочитать прежде всех других дел, не успевает прочитать и потом. Отец Кирилл спросил: «Вечером можешь? Ну тогда читай вечером». Понятно, что утренние молитвы по смыслу своему вечером читаться не должны, но если человек понимает, что от них никуда не денется, все равно придется их читать, то он найдет, скорее всего, и время, и возможность их прочитать утром.
К слову, вечерние молитвы, если изо дня в день никак не получается прочесть их перед сном, можно начать читать за несколько часов до сна — допустим, когда мы приходим после работы домой. Вернее, читаются они в таком случае до молитвы «Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет», а затем читается «Достойно есть» и те краткие молитвы, которыми утреннее и вечернее правило обычно заканчивается, а с «Владыко Человеколюбче» молитвы читаются уже непосредственно перед отходом ко сну. Так молиться гораздо легче, потому что тогда мы уже не пугаемся того, что нам нужно будет предпринять значительный для нас молитвенный труд, на который у нас, может быть, не хватит сил.
Есть еще такая хитрость, о которой говорит преподобный Никодим Святогорец: когда становится трудно молиться, сказать себе: «Ну хорошо, хотя бы пять минут помолюсь еще». Молишься пять минут, потом говоришь себе: «Ну еще теперь пять минут». И как ни странно, таким простым способом можно обмануть и врага, и свою собственную плоть.
И еще очень хорошо постараться хотя бы утренние молитвы выучить наизусть. Они довольно легко учатся, поскольку мы их повторяем каждый день, и если мы употребим хотя бы те же усилия, которые употребляли в школе, когда учили стихи, то для нас скорее всего эта задача будет посильной. И тогда мы облегчаем себе жизнь: не получилось прочесть правило, не хватило времени — помолился дома хотя бы кратко, вышел за порог и продолжаешь молиться. Конечно, это не совсем правильно, да и не очень удобно читать про себя молитвы где-то на ходу, в транспорте, но тут нужно руководствоваться таким правилом: если у тебя есть свежий хлеб, ты ешь свежий хлеб, а если только сухари — значит, придется есть сухари, лишь бы не голодать.
Бывает и другой вопрос: «Мне очень сложно читать правило, я читаю и не понимаю». Когда ты что-либо не понимаешь, делать это, тем более изо дня в день, действительно трудно. Но что мешает понять? В отношении молитв нужно в этом случае просто предпринять небольшой, но очень важный труд, о котором часто говорит святитель Феофан Затворник: найти немного времени, сесть и разобрать молитвы, которые входят в правило, подчеркнув в тексте те слова, смысл которых непонятен. А затем — воспользоваться Интернетом, словарем церковнославянского языка, прийти в приходскую библиотеку и попросить соответствующую литературу, обратиться к священнику, в конце концов, — словом, найти, что эти непонятные слова обозначают. Причем слов и выражений, которые действительно могут являться препятствием для понимания смысла той или иной фразы в молитве, на самом деле немного, в остальном же нужно просто поставить себе задачу внимательно прочитать текст и приложить некоторые усилия к пониманию его смысла.
Чуть меньше, чем можем
Порой возникает обратная ситуация: человек читает правило регулярно, всё понимает, но этого объема молитвенного труда ему уже мало, и он хочет что-нибудь к нему прибавить. Мне это кажется совершенно естественным, и у многих людей, живущих церковной жизнью, рано или поздно этот вопрос возникает. Что имеет смысл к молитвенному правилу прибавлять? Наверное, здесь нужно смотреть на то, что человеку более созвучно, на его состояние души. Кому-то больше нравится читать Псалтирь, кому-то — акафисты и каноны, кто-то предпочитает молиться Иисусовой молитвой. И здесь вполне можно следовать своим предпочтениям, однако нужно помнить, что акафисты — в отличие от псалмов, где каждое слово является боговдохновенным — составлялись людьми и потому бывают разного богословского и литературного уровня. Среди них — особенно среди тех, что были написаны в XIX–XX столетиях — немало таких, читать которые не особенно душеполезно. Поэтому, наверное, каждому, кто думает о том, из чего свое молитвенное правило составить, стоит посоветоваться со священником, у которого он исповедуется, и показать ему те молитвословия, которые для дополнения правила выбраны.
Важный момент: если мы для себя определили какой-то объем молитвенного труда, он должен быть постоянным. А то бывает, что человек прибавил к правилу, допустим, кафизму, акафист Иисусу Сладчайшему, какое-то количество молитв Иисусовых, но то одно опускает, то другое, то третье, то всё вместе, то опять всё это начинает читать. Непостоянство колеблет саму основу нашей молитвенной жизни, поэтому лучше брать на себя немного меньше, чем мы можем совершить, но придерживаться этого неотступно. Немного меньше — потому, что когда мы трудимся регулярно, мы начинаем уставать, и если взять максимальный объем, то на него не будет хватать сил. Другое дело, что иногда нам просто хочется помолиться больше, чем мы молимся обычно, душа этого требует, — и в этом у нас, конечно, есть совершенная свобода.
Можно ли чем-то заменить утренние и вечерние молитвы? Нет, их желательно ничем не заменять. В нашей непостоянной жизни должны присутствовать какие-то константы, как бы некие столбики, к которым привязана наша жизнь в течение дня. А если человек отказывается от традиционного молитвенного правила и решает молиться по своему усмотрению, то, как показывает опыт, это приводит к тому, что сегодня он прочел кафизму вместо утренних молитв, завтра — акафист Божией Матери вместо вечерних молитв, а послезавтра не прочел ничего. Я не говорю, что так объективно и должно быть, но получается в основном почему-то именно так. Поэтому я советую утренние и вечерние молитвы читать в любом случае, а к ним уже что-то прибавлять.
Можно ли молиться нерассеянно?
К совершению молитвенного правила, по возможности, нужно готовиться. Не начинать молиться вдруг, но немного постоять и подождать, «дондеже утишатся чувства», как сказано в молитвослове. Желательно помимо этого напомнить себе несколько очень важных и притом совершенно естественных вещей. Вспомнить, во-первых, к Кому мы обращаемся. Поверьте, человек — такое существо, что может порой встать, зажечь лампадку, открыть молитвослов, начать читать молитвы и при этом совершенно не отдавать себе отчета в том, что он делает. Если потом его спросить: «Что ты сейчас делал?», он ответит: «Читал правило», и будет совершенно честен. Но мы должны стремиться не к чтению, а к молитве. Хотя бы краткое время — пусть две или пять минут из тех двадцати, что у нас занимает правило, — мы должны ощущать, что именно молимся, а не только лишь произносим слова. И для того чтобы поддержать в себе это стремление именно молиться, как правило, и нужна бывает подготовка.
Кроме того, что нужно вспомнить: мы обращаемся к Богу, нужно еще напомнить себе, кто мы такие. Именно для этого, наверное, в начале утреннего молитвенного правила и помещается молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному». Иногда спрашивают: «Как научиться молиться с покаянным настроением?». Знаете, если человеку сказали, что он осужден за какое-то преступление и завтра его расстреляют, ему не надо объяснять, с каким настроением, какими словами просить о помиловании — он сам будет умолять, чтобы ему хотя бы жизнь сохранили. И когда у человека это чувство появляется, он молится должным образом; если же он крайнюю жизненную необходимость милости Божией для себя не осознаёт, то так и будет исполнять правило просто по долгу. И перед чтением правила обязательно нужно свое сердце постараться пробудить: вспомнить опасность того положения, в котором мы находимся; вспомнить, в каком удалении от Бога мы пребываем из-за своих грехов и той внутренней нечистоты, которая в каждом из нас присутствует. И в то же время вспомнить, что, невзирая на нашу удаленность от Бога, Господь Сам к нам близок, и поэтому каждое слово, нами в молитве произнесенное, Он слышит, на каждое слово готов откликнуться, но только в том случае, если на эти слова прежде того откликнулось наше сердце.
Вместе с тем Господь от каждого человека требует лишь то, что человек может дать. И бывает так, что человек начинает свой молитвенный труд добросовестно, но по чувству долга, а не по сердечной потребности. Он знает, что нужно молиться для того, чтобы жизнь его постепенно изменилась, — и молится. И Господь такому человеку дает благодать. Но как только человек может больше, Господь ждет от него большего.
Порой человек говорит: «А у меня не получается молиться нерассеянно, что бы я ни предпринимал». Нужно уяснить, что молиться нерассеянно, всецело предаваясь молитве,— это удел Ангелов, а человек все равно в той или иной степени будет рассеиваться. И наша задача заключается не в том, чтобы требовать от себя полной нерассеянности, а в том, чтобы, когда мы спохватываемся и понимаем, что ум наш отбежал в сторону, возвращать его на место. Но ни в коем случае не должно быть того, чтобы мы позволяли себе устами произносить молитву, а в это время о чем-то размышлять.
Некоторые верующие люди, если отвлекаются в молитве, возвращаются к тому месту, на котором их ум отбежал, и дальше перечитывают заново. На мой взгляд, этого делать не нужно, потому что, по опыту общения с такими людьми, тогда обычное молитвенное правило может занимать и час, и полтора часа, а это совершенно не нормально. У кого-то из Оптинских старцев есть как раз таки предупреждение этого не делать — не перечитывать по десять раз одну и ту же молитву, потому что враг нас специально раз за разом будет сбивать, и наше правило превратится в абсурд. Поэтому чтение все же должно быть последовательным, непрерывным.
Если есть возможность, очень желательно утреннее и вечернее правило дополнить хотя бы очень кратким правилом дневным. Душа человека за день без молитвы успевает остыть — так же, как остывает печка, если в нее целый день не подкладывают дрова. И поэтому если в течение дня мы найдем пять-десять минут для того, чтобы обратиться к Богу с молитвой Иисусовой или прочесть, к примеру, один из псалмов, то очень себе утвердиться в молитве поможем. Известный подвижник ХХ столетия игумен Никон (Воробьев) советовал выделять себе одну минуту в начале каждого часа, чтобы обратиться мысленно к Богу и попросить ходатайства о нашем помиловании, спасении у Пресвятой Богородицы, Ангела-хранителя, святых. Таким правилом, если позволяет это характер нашей занятости, тоже можно руководствоваться. Кроме того, в молитвенное правило христианина входит обычно чтение Священного Писания, и это тоже та часть правила, которая может совершаться в течение дня.
Фото из открытых интернет-источников
Газета «Православная вера» № 18 (566)
Можно ли читать вечерние молитвы за несколько часов до сна
Как правильно читать утренние и вечерние молитвы дома женщине
КАК ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ УТРЕННИЕ И ВЕЧЕРНИЕ МОЛИТВЫ
Молитвенное правило – ежедневные утренние и вечерние молитвы, которые совершают христиане. Их тексты можно найти в молитвослове.
Правило бывает общим – обязательным для всех или индивидуальным, подбираемым для верующего духовником с учетом его духовного состояния, сил и занятости.
Чтение молитв связует человека с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению. В том, чтобы молится чужими словами, пример нам – Сам Господь Иисус Христос. Его молитвенные возгласы во время крестных страданий – строки из псалмов (Пс. 21, 2; 30, 6).
Совсем опускать молитвенное правило нежелательно. Даже если молитвенное правило читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие.
Основные молитвы следует знать наизусть (при регулярном чтении они постепенно запоминаются человеком даже с очень плохой памятью), чтобы они глубже проникли в сердце и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах.
Очень важно, чтобы приступающий к молитвословию изгнал из сердца обиды, раздражение, горечь. Без усилий, направленных на служение людям, на борьбу с грехом, на установление контроля над телом и душевной сферой, молитва не может стать внутренним стержнем жизни.
В условиях современного быта, учитывая загруженность и ускоренные темпы, мирянам нелегко отводить для молитвы определенное время.
Врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы вечерней – усталость.
Утренние молитвы лучше всего читать до начала всякого дела (и до завтрака). В крайнем случае, их произносят по дороге из дома. Поздно вечером часто бывает трудно сосредоточиться из-за усталости, поэтому можно рекомендовать читать вечернее молитвенное правило в свободные минуты до ужина или еще раньше.
Во время молитвы рекомендуется уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. В зависимости от характера внутрисемейных взаимоотношений можно рекомендовать чтение молитвенного правила вместе, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно.
Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. Трудность молитвы – нередко признак ее подлинной действенности.
Молитва за других людей – неотъемлемая часть молитвословия. Предстояние Богу не отдаляет человека от ближних, но связывает его с ними еще более тесными узами. Не следует ограничиваться только молитвой за близких и дорогих нам людей. Молитва за тех, кто причинил нам огорчение, вносит в душу мир, оказывает воздействие на этих людей и делает нашу молитву жертвенной.
Хорошо окончить молитвословие благодарением Богу за дарованное общение и сокрушением о своей невнимательности. Приступая к делам, надо прежде подумать о том, что предстоит говорить, делать, видеть в течение дня и испросить у Бога благословения и сил для следования Его воле. В гуще трудового дня надо творить краткую молитву (см. иисусова молитва), которая поможет и в повседневных делах находить Господа.
Утреннее и вечернее правила – это лишь необходимая духовная гигиена. Молиться же нам заповедано непрестанно (см. молитва иисусова). Святые отцы сказали: если будешь сбивать молоко, получится масло, так и в молитве – от количества переходит в качество. Благослови вас Господь!
Здравствуйте, уважаемые читатели! Православные люди придерживаются определенных молитвенных правил и каждый день читают утренние и вечерние молитвы.
С давних пор отход ко сну у человечества ассоциировался с высшими силами, многие задавали себе вопрос, ложась спать, а наступит ли следующий день для них. Поэтому очень важно было молитвы вечерние читать, перед тем как лечь спать.
Испокон веков в конце дня люди возвращаются в свой дом вечером после тяжелого трудового дня, разговаривают со своими родными и близкими, желают им хорошего и спокойного сна.
При этом на Древней Руси никогда не забывали о Господе, ведь именно он давал людям уверенность в завтрашнем дне, вселял в души надежду и умиротворение.
Состояние покоя было очень важно обрести на сон грядущий, именно в таком состоянии человек чувствовал себя полностью расслабившимся и отдохнувшим, готовым приступать к новым свершениям утром.
Молитвы на сон грядущий были созданы святыми людьми в первые века после принятия христианской веры, их также называют правилами, так как читать их нужно регулярно.
На сегодняшний день вечерние молитвы для начинающих доступны в любом виде. Православный христианин может не только заучивать священный текст наизусть, но и слушать его в виде аудиозаписи, смотреть видеозапись с ним или просто читать онлайн.
При этом Господу будет неважен выбранный способ чтения правил, главное, чтобы в этом присутствовала глубокая вера и желание служить ему искренне.
Данные тексты были составлены священнослужителями на церковнославянском языке, к сожалению, этот язык сегодня многими забыт и его трудно воспринимать визуально, ранее он входил в обязательную программу, изучаемую в школах. Сегодня его изучают лишь филологи и те, кто собирается стать священнослужителем.
На сегодняшний день тексты большинства вечерних молитв адаптированы под современного человека, то есть их можно читать на русском языке, так их смысл становится более понятным.
Многие начинающие христиане интересуются вопросами, какие именно вечерние правила нужно читать, во сколько, и как читать. Стоит отметить, что на чтение молитвенных слов уйдет примерно 15 минут, читать такие тексты следует медленно, вдумываясь в каждое слово, в душе человека должны происходить некие изменения, осознание того, что читаешь.
Святые отцы рекомендуют читать молитвы на сон грядущий каждый день, потратив на это лишние полчаса, которые можно было бы провести за компьютером или за просмотром телевизора. Очень важно читать правила перед причастием и во время великого поста.
Также некоторых людей интересует вопрос можно ли читать сидя вечерние молитвы. По поводу данного вопроса существует несколько мнений.
Большинство верующих людей считает, что обращаться к Господу нужно только стоя перед иконами. Но, дома многие люди читают священные тексты и в сидячем положении. Также допускается общение с Богом сидя тем людям, которые по каким-либо причинам не могут вообще стоять, или могут, но не долго.
Содержание и последовательность священных текстов, именуемых правилами, были составлены примерно две сотни лет назад, до сих пор их читают в церкви именно так. Читая правила, необходимо придерживаться специального порядка, при этом некоторые тексты можно пропускать, но менять их местами нельзя.
Также люди в вечерних молитвах часто обращаются к Богу с прошением об отпущении грехов. Это связано с тем, что ночь — время покоя, но в этом состоянии человек слаб, так как его душой могут овладеть бесы, подвергая ее различным соблазнам и искушениями, с которыми очень трудно бороться.
Чтобы бесы не посещали и справиться с их искушениями было легче, необходимо очистить душу с помощью покаяния.
Кроме того, в правилах, читаемых вечером, христианину важно обратиться и к своему Ангелу Хранителю. Каждый человек, прошедший обряд крещения, имеет своего Ангела Хранителя, который охраняет его душу и тело, подсказывает своему подопечному, как нужно поступить в том или ином случае.
Известно, что символом христианской веры является Крест, поэтому существует и ему молитва. Все знают, что Крест символизирует жертву, принесенную Иисусом Христом за грехи, совершенные человечеством. Крестное знамение означает защиту от сил тьмы, поэтому важно не забывать креститься при чтении вечерних правил.
У каждого человека свой режим, но стоит учитывать, что время по церковным суткам исчисляется по иному. Вечерние правила можно начинать читать после трех часов дня. Людей также интересует, в какое время вечером можно это делать, можно ли ночью. Священнослужители рекомендуют прочитывать молитвы на сон грядущий до 12 часов ночи.
Также церковь разрешает читать не все правила сразу, их можно разбивать на части, то есть кое-какие из них можно сказать по дороге с работы домой, а другие перед тем, как лечь в кровать.
Если человек посещает вечерние службы в храме, то правила нужно зачитывать после ее окончания. Читать священные тексты можно и дома, взяв молитвенник с крупным шрифтом и не спеша произносить фразы.
Если прочитать все необходимые молитвы не получается с первого раза, то можно обратиться за помощью и советом к священнику в церкви, который подскажет, какие священные тексты можно опустить на время.
Считается, что одна молитва, произнесенная с чувством и пониманием, способна заменить собой десяток тех, что были прочтены наспех, и их глубокий смысл не был понят человеком.
Начинающим христианам очень важно при чтении вечерних молитв не отвлекаться на посторонние мысли, быть собранными, стараться понять их суть, только при соблюдении данных условий будет получена духовная польза.
Когда отходишь ко сну, произноси:
В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь.
Священники рекомендуют общаться с Господом не только в тех случаях, когда плохо, но и тогда, когда все хорошо, чтобы поделиться своей радостью и поблагодарить Бога за благоволение к нему.
Также церковь рекомендует слушать церковные песнопения и просматривать видеозаписи религиозного характера, из которых можно услышать и узнать много полезного и интересного.
Вознесение молитвенных слов перед сном необходимо православному христианину для обретения защиты и опоры в ночное время. Испокон веков матери просили защиты для своих чад у Господа, обращаясь к нему с молитвами на сон грядущий.
Святые всегда слышат искренние слова обращения к ним и стремятся уберечь своих подопечных и ниспослать им милость.
Дополнительно к павечернице можно читать каноны (Богородице или иной, по своему желанию), а в посты рядовая малая павечерница расширяется до средней и великой. Это правило христианин может читать по своему желанию в любых вариациях, потому как домашняя молитва — это дело личное, можно даже сказать, тайное и сокровенное, по слову Господню:
Ты же, егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, иже в тайне: и Отец твой, видя в тайне, воздаст тебе яве
Мы знаем как это бывает сложно, — переступить порог храма и задать свой вопрос священнику вживую. И конечно, личная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки. Тем не менее, нам нужен духовный совет.
Мы верим, что все старания наших пастырей будут не напрасны даже в том случае, если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!
Можно ли читать вечерние молитвы за несколько часов до сна
Например, спать ложусь в 0.00 примерно, а молитвы читаю в 21.30 — я в это время еще спать не хочу и голова работает лучше.
Да, можно. Непосредственно перед отходом ко сну читается одна, коротенькая молитва, завершающая «Вечернее правило». Сами по себе «Вечерние молитвы» можно читать уже вечером, когда закончен рабочий день, и вы точно не знаете, захотите спать сейчас, через час или три. Вечер наступил, на горизонте маячит ночь — значит, пришло время для молитвы.
Вечером лучше всего молиться заранее, поскольку сон и усталость могут подкрасться в любой момент. Соответственно, от искушения не молиться вовсе нужно держаться подальше.
Моли́твенное пра́вило – 1) ежедневные утренние и вечерние молитвы, которые совершают христиане (рекомендуемые тексты можно найти в молитвослове); 2) регламентированное чтение этих молитв.
Правило бывает общим – обязательным для всех или индивидуальным, подбираемым для верующего духовником с учетом его духовного состояния, сил и занятости.
Чтение молитв связует человека с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению. В том, чтобы молиться чужими словами, пример нам – Сам Господь Иисус Христос. Его молитвенные возгласы во время крестных страданий – строки из псалмов ( Пс. 21:2; 30:6 ).
2) Краткое молитвенное правило. У мирян иногда возникают ситуации, когда времени и сил для молитвы остаётся мало, и в таком случае лучше со вниманием и благоговением прочитать краткое правило, чем торопливо и поверхностно, без молитвенного настроя — всё положенное правило целиком. Святые отцы учат с рассуждением относиться к своему молитвенному правилу, с одной стороны, не давая поблажек своим страстям, лени, саможалению и прочим, которые могут разрушить правильное духовное устроение, а с другой стороны, учиться без соблазна и смущения сокращать или даже несколько изменять правило тогда, когда в этом существует действительная необходимость.
Совсем опускать молитвенное правило нежелательно. Даже если молитвенное правило читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие.
В условиях современного быта, учитывая загруженность и ускоренные темпы, мирянам нелегко отводить для молитвы определенное время. Врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы вечерней – усталость.
Утренние молитвы лучше всего читать до начала всякого дела (и до завтрака). В крайнем случае, их произносят по дороге из дома. Поздно вечером часто бывает трудно сосредоточиться из-за усталости, поэтому можно рекомендовать читать вечернее молитвенное правило в свободные минуты до ужина или еще раньше.
Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. Трудность молитвы – нередко признак ее подлинной действенности.
Молитва за других людей (см. помянник) – неотъемлемая часть молитвословия. Предстояние Богу не отдаляет человека от ближних, но связывает его с ними еще более тесными узами. Не следует ограничиваться только молитвой за близких и дорогих нам людей. Молитва за тех, кто причинил нам огорчение, вносит в душу мир, оказывает воздействие на этих людей и делает нашу молитву жертвенной.
Хорошо окончить молитвословие благодарением Богу за дарованное общение и сокрушением о своей невнимательности. Приступая к делам, надо прежде подумать о том, что предстоит говорить, делать, видеть в течение дня и испросить у Бога благословения и сил для следования Его воле. В гуще трудового дня надо творить краткую молитву (см. Иисусова молитва), которая поможет и в повседневных делах находить Господа.
С одной стороны правило для того и существует, чтобы его соблюдать. Важность молитвенного правила заключается в том, что оно ориентирует христианина в правильном русле.
Входящие в состав правила молитвы способствуют формированию надлежащих отношений богомольца с Богом, святыми и вообще с ближними, предохранению его от действий лукавых сил и внутренних страстей.
Многие, не имей они этого спасительного правила, может быть даже и не знали бы, как именно, о чём именно и с какой регулярностью должно молиться Богу и Его угодникам.
Видео (кликните для воспроизведения). |
С другой стороны существует различные жизненные ситуации, когда верующему, либо ввиду немощи телесной или духовной, либо ввиду иных причин (например, в случае особо ответственных вахт и дежурств, караулов, активных боевых действий) регулярно читать молитвенное правило целиком бывает или крайне затруднительно, или практически невозможно.
В подобном случае следует помнить, что молитвенное правило хотя и является правилом, подразумевающим уместность его исполнения, однако не предполагает абсолютной, безусловной необходимости его соблюдения.
Существуют, к слову, и сокращённые варианты молитвенного правила.
Но всё же в случае возникновения сомнений по этому поводу есть смысл обратиться за конкретной рекомендацией к опытному, духовно мудрому пастырю, духовнику.
Самое главное в исполнении молитвенного правила – постоянное ежедневное исполнение его. При нужде оно сокращается. Надо иметь такое правило, чтобы оно не превышало ваших сил и чтобы совесть не укоряла за леность.
Утреннее и вечернее правила – это лишь необходимая духовная гигиена. Молиться же нам заповедано непрестанно (см. молитва Иисусова). Святые отцы сказали: если будешь сбивать молоко, получится масло, так и в молитве – от количества переходит в качество.
Святитель Феофан Затворник так кратко систематизирует советы по прочтению молитвенного правила:
б) во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте…
в) чтобы подсечь позыв на спешное чтение, положите — не то и то вычитывать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час… сколько обычно выстаиваете… и затем не заботьтесь… сколько прочитаете молитв, — а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать…
г) положив это, однако ж, на часы не посматривайте, а так становитесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед…
д) чтобы способствовать движению молитвенных чувств в свободное время, перечитывайте и передумывайте все молитвы, которые входят в ваше правило, — и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, знать, наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце…
Ответ отца Олега Моленко:
Тропарь Кресту «Спаси Господи люди Твоя» с поминанием царя Николая Александровича читать очень хорошо и молитву «Да воскреснет Бог» тоже.
Правило можно читать заранее.
К великому преподобному отцу пришел некий брат с вопросом, что делать, если он не успел вычитать свое молитвенное вечернее правило на сон грядущим, а уже наступил день. Старец ответил: «А ты занавесь окно и скажи слова Писания: Твой есть Господи день, и Твоя ночь, и сотвори правило».
Вообще духовная жизнь живая, а не формальная и должно поступать так, как нам полезно ко спасению, а не просто исполнять положенное.
Вечерние молитвы: как правильно читать, основные каноны
Я давно занимаюсь изучением молитв и православной литературы. Сегодня я расскажу, какие молитвы нужно возносить вечером тем людям, кто только приобщился к религии.
Молитва утром и вечером
Важность молитв трудно переоценить. Ведь именно с помощью этих священных текстов человек общается с Творцом. И в процессе этого общения он может поведать ему о своих горестях, надеждах и даже грехах. Поэтому священники настаивают на том, что все верующие должны как можно чаще молиться. Поскольку только так они смогут найти путь к Господу.
Необходимо понимать, что существует огромное количество разнообразных молитв. И каждая из них должна быть использована в определенной ситуации. Конечно, этих тонкостей могут не знать те люди, которые все еще остаются далеки от религии. Однако, человек, который поставил перед собой цель стать ближе к Богу, обязательно должен различать молитвы по видам. Наиболее часто используемыми и известными являются утренние и вечерние молитвы. Сейчас мы поговорим более подробно о тех, которые люди читают в вечернее время суток. Ведь вечернее правило играет важную роль в жизни верующих.
Когда и как читать вечерние молитвы?
Пожалуй, это самый важный вопрос, который волнует верующих. Ведь они стремятся делать все по канонам, установленным церковью. Именно поэтому они заранее пытаются узнать всю необходимую информацию о правилах чтения молитвенных текстов. Более того, некоторые даже боятся того, что эти правила окажутся слишком строгими и придерживаться их будет достаточно сложно. Однако при этом необходимо учитывать один очень важный факт.
Дело в том, что священники рекомендуют всем начинающим христианам, которые еще не слишком хорошо знакомы с религией, постараться выполнять такие правила:
Вознося молитву, человек, прежде всего, должен помнить о том, что ведет беседу с Господом. И поэтому не нужно читать ее, как скучную книгу. В этой беседе нет места фальши и лжи. Творец знает, что мучает душу его создания. Именно поэтому христианин может без страха рассказать о том, что лежит на его душе тяжким грузом. Можно сказать, что молитва представляет собой и способ покаяния. И поэтому священники разрешают во время произнесения молитвы каяться в совершенных грехах. Поскольку в этом нет ничего дурного.
Стоит отметить, что, произнося молитву, христианин обязательно должен помнить о том, что огромное значение имеет его вера. Нельзя молиться и при этом мучиться от недоверия ко Всевышнему. Разумеется, предсказать, как именно сложится судьба человека в дальнейшем и ответит ли Господь на его мольбу, невозможно. Но это не означает, что можно просто молиться машинально. Делать это нужно всегда осмысленно и правильно.
Священников так же очень беспокоит то, что некоторые христиане относятся к молитве как к обязанности. То есть, по сути, молитва – это бремя. Конечно, нельзя так воспринимать молитву. Ведь, на самом деле, это милость Господа. Он позволил своим творениям найти слова, с которыми к нему можно обратиться. Именно поэтому нельзя ни в коем случае воспринимать молитву как бремя. Поскольку ничего хорошо из этого не получится.
Советы о вечерних молитвах
Когда человек только начинает регулярно посещать церковь, возносить молитвы, священники беседуют с ним и пытаются объяснить, что именно молитва была создана для человека, а не наоборот. Конечно, это хорошо, когда верующие пытаются вникнуть во все каноны религии. Более того, это правильно. Но при этом нельзя забывать об одном – сила молитвы заключается в вере.
Довольно часто случается так, что молитва, которая была вознесена по всем правилам, остается неуслышанной. Подобное можно объяснить несколькими причинами:
Следует более детально рассмотреть последний пункт. Именно с ним чаще всего и связаны споры вокруг религии. Ведь некоторые люди, вера которых слаба, попросту не могут принять тот факт, что Господь не может выполнить все желания. Например, прося об исцелении, человек может попросту отказываться прилагать какие-либо усилия и полностью уповает на волю небес.
В таком случае Всевышний может отказать ему в милости. Ведь человеком уже полностью овладела лень. И поэтому он даже не хочет попытаться сделать что-то, чтобы постараться выздороветь. Конечно, ни в коем случае так поступать нельзя. Человек тоже должен прикладывать определенные усилия, а не просто ожидать милости от небес.
Правила чтения молитв
Священники настаивают на том, что, помимо основных правил, необходимо также знать и некоторые тонкости чтения вечерних молитв. Поскольку это тоже крайне важно. Рассмотрим детально эти тонкости:
Так же есть еще одна рекомендация, которая касается процесса чтения молитв. Некоторые ошибочно считают, что молитвы следует читать непрерывно. Однако, это не так. Более того, это настолько частая ошибка, что многие священники даже в личной беседе напоминают своим прихожанам креститься и делать поклоны во время вознесения молитв.
Конечно, строгих правил и ограничений не существует. Священники уверяют, что во время вознесения молитвы человек сам поймет, когда лучше осенить себя крестным знаменем или поклониться. Кроме того, священнослужители неустанно напоминают о том, что человеку нельзя читать молитвы монотонно. Необходимо вкладывать интонацию в каждое слово.
Разумеется, поначалу христианин может испытывать определенные трудности с прочтением молитв. Поскольку может забывать молитвенный текст. Такое действительно часто случается и этого не нужно стесняться.
Если человек испытывает трудности с запоминанием текстов, он может записать их на листочке или читать с Молитвослова. Конечно, лучше постараться со временем выучить текст. Однако, в некоторых случаях, когда у человека имеются проблемы с памятью, это все же невозможно. И поэтому определенные поблажки могут быть.
Обязательно ли вечерние молитвы читать перед сном
Верующие должны постоянно пребывать в молитве или хотя бы в молитвенном настроении. Так заповедали нам апостолы Христа, рекомендуя «непрестанно молиться». Но в современном мире жить с постоянной молитвой на устах не всегда получается, поэтому обычный мирянин ограничивается чтением утренних и вечерних молитв.
Когда нужно вечерние молитвы читать, в каком часу? Об этом меня однажды спросила сестра, которая часто выходит в вечерние смены. Я посоветовала ей обратиться с этим вопросом к священнику, потому что не знаю правильный ответ. А в статье я хочу поделиться с вами текстами вечерних православных молитв и правилами чтения святых текстов в домашних условиях.
Зачем нужно читать молитвы перед сном
Во сне человек проводит примерно треть своей земной жизни. Если взять за основу 100 лет жизни, то 30 из них человек проводит в постели. Это довольно существенный отрезок времени, который расчетливо использует враг человечества сатана.
Если в состоянии бодрствования человек может осознать влияние сатаны на свою душу и противостоять молитвой и крестным знамением, то во сне он полностью беззащитен и безоружен. Поэтому молитвы вечерние очень важны для защиты от влияния сатаны на сознание и подсознание во время сна.
Бывает и так, что человек поддается увиденному в сновидении соблазну и повторяет его уже в дневное время. Так и вводит душу в грех враг человеческий. Не все христиане могут активно противостоять дьявольским соблазнам, ведь даже великим святым это с трудом удавалось. Если обратиться к пустынному подвигу Антония Великого, то можно увидеть, как доставалось этому великому подвижнику от врага человеческого и какие наваждения он ему посылал.
В наши дни намного легче противостоять сатане, потому что что отцы церкви оставили нам много полезной информации из личного опыта, которой каждый может воспользоваться. Так что, пропускать чтение вечерних молитв из-за лени или легкомыслия не следует. Особенно опасно испытать сонный паралич, который сопровождается видениями нечисти. Избежать его тоже помогают вечерние молитвы.
Благотворное влияние вечерних молитв:
Если вы возьмете за правило засыпать после чтения вечерних молитв, ничего плохого в ночное время с вами не случится. Если в семье есть маленькие дети, родители читают молитвы и за них.
Вечернее молитвенное правило
Мирянам разрешается читать вечернее молитвенное правило в сокращенном варианте, так как вопрос связан с нехваткой времени на вычитывание полного текста. Короткий молитвенный свод не займет много времени, зато принесет неоценимую пользу.
Молитвы вечерние читать можно по записи, не обязательно учить их наизусть:
О чем идет речь в этих молитвах? К кому идет обращение «царю небесный»? Речь идет о Духе Святом, которого именуют утешителем. В молитве верующие просят его прийти и вселиться в них, чтобы дух Святой очистил от всякой скверны (греха) и дал надежду на жизнь вечную. Если в человеке находится Дух Святой, то дьявол не сможет к нему даже приблизиться. Поэтому молитву Святому Духу нужно читать перед сном непременно.
Далее идет короткая молитва Трисвятое — святый Боже. Это обращение к трем ипостасям единого Бога. Святая Троица — основа веры христианской, поэтому враг человеческий не подступит к тому, кто исповедует Триединство.
После этого читают главную молитву христиан Отче наш, в которой просят Отца Небесного быть защитником и избавить от искушений и наваждений. Конечно, после такого обращения сатана не сможет ничего сделать со спящим.
Молитва Ангелу Хранителю — одна из важных. Ангел Хранитель дается каждому новокрещенному человеку как помощник и путеводитель. Следует знать, что сила Ангела Хранителя зависит от молитвенной практики верующего. Чем чаще он молится, тем сильнее его Ангел Хранитель. Можно обращаться к нему даже самыми простыми словами, этого будет достаточно. Но лучше читать молитву.
Советы
Многие люди не умеют правильно произносить церковнославянские слова, особенно, ставить ударения. Этот навык придет со временем. Возникает вопрос: можно ли слушать молитвенное правило в аудиозаписи? Аудиозапись слушать можно, но молитвы следует проговорить вслух. Это необходимо для того, чтобы они наполнили сосуд Божий — ваше собственное тело.
Ни для кого не секрет, что звуки представляют собой вибрацию. А наше тело являются резонатором для вибраций, как дека в скрипке или виолончели. Если вы прослушаете молитвы, то эти священные звуки не задержатся в вашем теле. А если вы произнесете эти священные слова, они останутся с вами до утра.
Если есть время перед сном, можно послушать в аудиозаписи пение оптинских старцев. Звук их песнопений и молитв настраивает на духовный лад, очищает и благословляет. Однако прослушивать аудиозаписи нужно предельно внимательно, а не за компанию с домашними делами. Нужно вникать в смысл песнопений, направить на это все свое внимание.
Молитвы оптинских старцев складывались веками, каждая строчка молитвенных текстов несет глубокий сакральный смысл и погружает в глубины православной веры. Отцы церкви советуют всем православным верующим включить в вечернее молитвенное правило тексты оптинских молитвословий.
Вечерняя молитва, и вообще молитвенное слов, — это дыхание души верующего человека. Дыхание духовного человека. Всегда нужно помнить, что в Царство Небесное мы возьмем с собой только духовные плоды, которые сумели вырастить за время земного существования. Молитва является одним из духовных плодов, который будет находиться в нашем духовном багаже.
Не пренебрегайте вечерним молитвенным правилом — это мощная защита христианина от козней дьявола во время сновидений. К сожалению, в сновидениях тоже можно грешить, если податься соблазну дьявола. Он посылает мысль, видение, сюжет — и человек по неопытности может это принять за собственные мысли или даже желания.
Чтение вечернего и утреннего молитвенного правила — необходимый молитвенный минимум для каждого христианина. Обращение к Богу вырывает душу из тлена мирской суеты и поставляет перед своим Создателем. Посвятить молениям 20 минут утром и столько же вечером — не такой уж подвиг, это время всегда можно найти при желании.
Что делать, если времени все равно не хватает? Тогда нужно разбить утреннее правило на несколько частей и читать их в течение дня. А вечернее правило можно начинать читать частями задолго до отправки в постель: с шести часов вечера. Текст также разделяется на небольшие части. И уже перед отходом ко сну можно прочитать завершающую молитву.
Также отцы церкви предупреждают, что необходимо соизмерять свои силы с чтением молитв. Если человек устал за день и мечтает скорее лечь в постель, то вечернее молитвенное правило превратится в тяжкий труд и ненужный груз. Это не правильно. Нужно так спланировать свой день, чтобы молитвословие было в радость, а не в тягость. Никому на Небесах не нужны молитвы через силу или по принуждению. Молитва — это общение с Отцом Небесным, и оно должно быть радостным. Если вы не ощущаете потребности в общении с Богом, задумайтесь о своем духовном состоянии.