Медитация шри рави шанкар перед сном
Медитация от Шри Шри Рави Шанкар
Способы погружения в медитацию
Индийский гуру советует своим последователям выполнять несколько несложных упражнений. Этот комплекс необходим для достижения лучшего эффекта от занятий, а также он помогает новичкам достигать правильного состояния перед очищением мыслей. На самом деле, не очень просто ни о чем не думать. Чтобы медитация Шри Шри имела благоприятное воздействие на ваш внутренний мир, выполните несколько методик:
Мышцам будет гораздо легче расслабиться, если перед этим они немного поработают. Спокойствие нервной системы также достигается быстрее после спортивных упражнений.
Духовный наставник Шри Шри Рави Шанкар разработал собственную систему, по которой легко найти свой личный ритм дыхания. Она носит название Сударшан Крию и была открыта во время длительного молчания гуру. Именно благодаря данной системе медитация Шри Шри легка в выполнении.
Человек, тонко ощущая каждое отдельное чувство, может выйти за его границы. В этот момент все системы организма расслабляются. Согласно древним учениям, каждое чувство соответствует природному элементу. Распределение происходит следующим образом: зрение – огонь, вкус – вода, слух – эфир, тактильные ощущения – воздух, нюх – земля.
Мыслительные процессы очень зависят от общего эмоционального фона человека. Забавный факт: во время удивления наш мозг не создает новых мыслей, то есть самостоятельно освобождается от них. А негативные эмоции, наоборот, могут вам очень помешать, и медитация Шри Шри будет прервана. Для начинающих лучше всего подходят такие ощущения, как романтика, любовь, сочувствие, нежность. Они помогают перестать заботиться о чем-либо, освобождают от проблем.
Медитативные техники лучше получаются у тех, кто обладает большими знаниями и стремится постоянно их пополнять. У таких людей разум находится в определенном возбуждении, которое способствует правильному погружению во внутренний мир.
Суть медитации Шри Шри
Шри Шри Рави Шанкар
Разум человека приобретает чистоту только в момент абсолютного спокойствия.
Благодаря расслабленному состоянию мы учимся концентрироваться автоматически.
Если быть лишь наблюдателем происходящих событий, но не участвовать в них, не стремиться что-либо изменить, можно с легкостью обучить свой ум без усилий сосредотачиваться в нужный момент.
К тому же медитация Шри Шри благоприятно влияет на память человека, развивает интуицию, повышает интеллектуальный уровень.
Следуя напутствиям великого гуру медитация Шри Шри преследует главную цель: любовь внутри нас – это и есть Божество или Высшая Сущность.
Индийский наставник Шри Шри Рави Шанкар утверждает, что существует две стороны медитативного занятия:
Верно проделанная медитация Шри Шри улучшает общее состояние организма, благоприятно влияет на активность, как физическую, так и умственную, создает гармонию внутри человека, а также вокруг него. Окружающие моментально замечают изменения, ведь те, кто занимается данной практикой, чувствуют себя счастливее.
Виды медитаций Шри Шри
Хари Ом
По словам Шри Шри основное действие кроется в правильном произношении звуков и сопровождаемых их вибраций. То есть смысл слов абсолютно не важен, главное – научиться управлять звуковой энергией.
Звук «ОМ» участвует практически во всех практиках восточного мира. Он несет в себе частички любви и блаженства.
Данная медитация Шри Шри, носящая название «Хари Ом» уничтожает любые виды боли, избавляет от страдания и горя, негативных мыслей. Она приводит в действие все чакры, обновляет энергетическую составляющую, способствует улучшению ее циркуляции. Основная идея – работа с энергетическими точками, которые находятся в нашем позвоночном столбе.
Управляемая медитация «Хо-Хе»
Практика связана со смехом – к такому выводу можно прийти исходя из самого названия. Наставник советует выполнять упражнения, которые положительно влияют на все энергетические точки в нашем организме. Например, повторите шесть раз звук «Хо», а затем один раз звук «Хе».
Для правильного эффекта вам понадобится удобно сесть, опустить веки и следить за дыханием. Никаких резких движений и никаких мыслей.
Сахадж Самадхи
Данная медитация Шри Шри требует профессиональной помощи, так как для ее выполнение каждому обучающемуся выдают индивидуальную мантру. Именно она и есть основой практики. Правильное произношение звука, создание вибрационных потоков раскроют вашу сущность и помогут найти веру в собственные силы. Занятия снимают напряжение в нервной системе, улучшают кровообращение, помогают работе сердца.
Первые три занятия длятся по часу, затем человек может самостоятельно уделять несколько минут в день для благоприятного результата.
Практика молчания
Индийский гуру учит своих учеников, что все практики должны проводиться спокойно, без напряжения. Не стоит заставлять себя что-либо делать, все действия должны исходить прямо из сердца. Молчание помогает достичь необходимого спокойного состояния. Эту практику можно проводить в домашних условиях без специальной помощи.
Вы должны мысленно произносить мантру. Благодаря практике молчания можно навсегда избавиться от внутреннего зажима, обрести уверенность, возобновить энергетические потоки.
Советы по медитации от Шри Шри Рави Шанкар
Друзья, заходите к нам в любое время дня и ночи!
Сайт «Видео-медитации» всегда рад видеть вас своим гостем!
Чувствуйте себя как дома!
Интересное по теме:
18 законов духовного развития от Шри Шри Рави Шанкара
Когда внимание обращено к духовному аспекту человеческой жизни, это приводит к появлению чувства ответственности, причастности, сострадания и заботы обо всем человечестве. Духовное начало поддерживает и оберегает жизнь. Оно делает вас сильным и твердым. Оно разбивает узкие рамки каст, верований, религий и национальностей и дает вам осознание того, что жизнь присутствует повсюду. И только при помощи этой осознанности, этого духовного подъема сознания, мы можем прекратить войны и восстановить уважение прав человека во всем мире.
Как же достичь всего этого? Каковы основные принципы духовного развития?
Уверенность
Первый шаг на духовном пути — быть уверенным в самом себе. Без уверенности невозможно ничего достичь. Сомнение — вот что препятствует уверенности. Как только вы удалите все отрицательные мысли, вы поймете, что положительное уже произошло. Когда рассеиваются сомнения, сразу появляется уверенность. Поэтому чтобы извлечь пользу из уверенности, вы сначала должны понять природу сомнения.
Если вы будете наблюдать за сомнениями, то поймете, что они всегда относятся к чему-то положительному. Вы никогда не сомневаетесь относительно отрицательного. Это должно быть известно вам на собственном опыте: вы сомневаетесь в чьей-то честности, однако никогда не ставите под сомнение нечестность. Вы сомневаетесь в положительных намерениях других людей, однако никогда не сомневаетесь в их дурных качествах. Если кто-то говорит: «Я очень тебя люблю», вы отвечаете: «Это правда?». Однако если вам говорят: «Я ненавижу тебя», вы никогда не переспросите: «Ты уверен в этом?»
Вы должны понимать, что ваше сомнение — это неуверенность в чем-то положительном и уверенность в негативном. Помните, что если у вас есть сомнение, это означает, что речь идет о чем-то положительном. В этом контексте сомнение дает вам возможность продвигаться вперед. Я не говорю вам отбросить прочь ваши сомнения. Ведь сомнения тем больше, чем больше вы можете! Отдайтесь им на сто процентов. Ваши сомнения помогут вам. Как только вы преодолеете преграду сомнений, вас ждет быстрый успех.
Перестаньте осуждать себя и других
Следующий шаг — это перестать осуждать других людей и себя самого. Духовное путешествие — это путешествие к самому Себе, а когда вы поглощены самоосуждением, вы не хотите приблизиться к самому Себе. Вам это кажется неинтересным. Без этого сознательного движения по направлению к самому Себе, по направлению к духовному началу, вы будете автоматически двигаться по направлению к материальному. Радость, которую вы получаете от объектов материального мира, быстро надоедает. Радость, которую вы получаете от духовного, возвышает вас.
Вы будете находить негативные качества внутри себя, но не обязательно осуждать себя за это. Всякий раз, когда вы осуждаете себя, вы вынуждены переключиться затем на других, так как невозможно долго осуждать только себя. Вы будете находить причины, чтобы обвинить других. Это порождает ненависть. И наоборот, осуждая другого человека, вы снова готовитесь осуждать самого себя. Вокруг нас так много порицания, и это снижает осознанность людей во всем мире.
Хвалите себя и других
Третий закон — хвалить себя и других. Хвалить других — это следующий шаг после того, как вы научитесь не осуждать их. Похвала воспламеняет дух, а присутствие духовного начала возвышает вас, других людей и все окружение. Когда вы хвалите себя или другого, внутри вас создается пространство, наполненное радостью.
Если вы сами можете похвалить себя, вам не нужна похвала от других. Часто мы думаем, что хвалить себя — это проявление эго, но на самом деле эго никогда не хвалит само себя. Скорее оно будет надеяться получить похвалу от окружающих. Поймите, любая похвала, так или иначе, исходит от Божественного. Например, если вы говорите, что у вас красивые глаза, — кто создал их? Любая похвала исходит от Божественного, от Творца.
Акт предложения похвалы расширяет сознание. Что-то внутри вас раскрывается. Осуждение же сужает сознание. С того момента, как вы поймете, что рост духовного потенциала — это расширение сознания, ума, вам уже не хочется возвращаться к осуждению. Искренне предлагайте похвалу другому и наблюдайте, как вы сами будете себя при этом чувствовать.
Искренность
Искренность — это четвертый закон развития. В любом деле будьте искренни. Не обманывайте сами себя и не пытайтесь обманывать другого. Вы находитесь на духовном пути не ради кого-то. Духовный поиск без искренности тщетен. Он не принесет никакой пользы. А когда это совершается с искренностью, приходят спокойствие, счастье и радость, какие только можно испытать в этом мире.
Ответственность
Пятый закон духовного развития — ответственность. Духовный путь — это не бегство от ответственности, но принятие ее на себя. Чем больше ответственности вы берете на себя в своей жизни, тем больше вы растете на своем пути. Если вы жалуетесь на трудности, их число будет только увеличиваться. Люди ошибочно полагают, что существование по духовным законам — это бегство от тяжелой работы. Напротив, именно на духовном пути нужно действовать энергично и эффективно.
Позвольте прошлому уйти
Шестой закон духовного развития — это способность отпустить прошлое. Смотрите на прошлое как на сон. Так вы сможете вернуться в настоящий момент. Вы поймете, что не обязательно прилагать усилия, чтобы находиться в настоящем моменте. В тот миг, когда вы отпускаете прошлое, ваш ум сам по себе возвращается в настоящее.
В настоящем моменте дух воспламенен, и достаточно искры, чтобы вспыхнул факел духа. Когда вы прилипаете к прошлому, ваш факел покрывается копотью. Будьте в настоящем моменте и сдувайте прочь копоть прошлого!
Принятие
Вы должны уметь создавать гармоничную атмосферу вокруг себя. Вы можете думать, что ваше окружение создает вас, однако на самом деле вы создаете ваше окружение. Вы должны осознавать: что есть, то и есть. Принятие того, что есть, имеет две стороны. Первое — принимать настоящий момент как неизбежный. Это случилось так, как оно случилось. Если вы хотите, чтобы все было по-другому, ситуация может измениться лишь в следующий момент. Только когда вы принимаете то, что есть, приходит покой, и вы действительно можете что-то изменить.
Второе — принимать других людей такими, какие они есть. Как бы они себя ни вели, осознавайте, что это — самый лучший вариант из тех, которые они могут предложить вам в данный момент. Анализируйте. Ищите возможные объяснения их действиям. И одновременно берите на себя ответственность за собственные действия. В этом случае принятие становится динамическим, а ваше окружение гармоничным.
Осознание неизбежности смерти
Восьмой закон духовного развития — это осознание неизбежности смерти, понимание, что все мы однажды умрем. Поскольку внутри нас есть нечто сокровенное, что не умирает, мы можем не полностью осознавать факт нашей смерти. Осознание неизбежности смерти может вернуть в настоящий момент. Оно может вывести за пределы ничтожных соблазнов, которые отдаляют вас от настоящего момента. Когда приходит осознание, что вы когда-нибудь умрете, будущее перестает быть для вас убежищем.
Непостоянство жизни
Девятый закон развития — это непостоянство всего, что существует в настоящий момент, непостоянство ситуаций, обстоятельств, эмоций и людей вокруг вас. Понимание того, что все это непостоянно, увеличивает ваш духовный потенциал. Вы можете действовать с большей энергией, энтузиазмом и силой. Мы думаем, что, признав все непостоянным, мы снизим свой энтузиазм и введем себя в состояние апатии. Это не так. Правильное понимание непостоянства воспламеняет дух. Когда дух воспламенен, вы чувствуете подъем. В вас есть энтузиазм и активность.
Доверие
Доверяйте Высшему и Бесконечному Разуму, который создал все существующее, от явлений космического порядка и до взаимодействия генов, атомов и молекул. Простое расположение электронов делает что-то цветком, а что-то — камнем, что-то — золотом, а что-то — углем.
Вы должны видеть во всем общую основу, проявление общего разума, единство мироздания. Осознавайте, что все это — живое. Мы не думаем о вселенной как о живом творении. Везде мы видим только материю; в наших глазах отражаются только материальные объекты. Мы знаем, что во вселенной есть магия, однако часто смотрим на нее как на что-то мертвое. Чистое сознание, основа разума, частью которого являетесь вы и любой другой человек, — оно живое. Понимание, принятие и доверие к Высшему Разуму, который создает и сохраняет все в этом мире — таков десятый закон духовного развития.
Единство жизни
Когда человеческий ум находится в стрессе и напряжении, он оценивает, осуждает, ему нравится это, не нравится то, он устанавливает рамки. И, таким образом, он как бы исключает самого себя из жизненного потока. Это исключение из потока существования мы называем отделением, однако это отделение — только кажущееся. Отделение от существования невозможно. Если сегмент круга был изъят, это уже не круг. Осознавайте, что вы — часть существования, частица выражения Высшего Разума, объединяющей силы, которая лежит в основе мироздания, в основе всего. Это — одиннадцатый закон развития.
Ваша природа — любовь и спокойствие
Когда вы осознаете единство всего мироздания, вам не нужно делать усилие, чтобы полюбить других. Любовь — ваша природа. Любовь — это и есть вы. Не ничего, кроме любви. Осознавайте, что любовь — это не действие, совершаемое вами, не моральное обязательство, которое вы должны выполнять. Осознавайте, что вы существуете в любви, и все остальное также существует в любви.
Знайте, что спокойствие также ваша природа. В любой момент, в любом месте вы можете просто сесть и отпустить все, зная, что внутри вас есть чистота, чистое пространство, безбрежное и глубокое. Это внутреннее пространство и есть вы. Когда вы чувствуете это, вы находитесь в контакте с вашим духовным потенциалом.
«Я пришел из спокойствия, Я есть спокойствие. Я вернусь к спокойствию. Спокойствие — это моя природа и моя цель. Я — спокойствие, я — пространство, я — любовь». Это внутреннее утверждение или опыт делает вас ищущим. Осознание того, что вашей природой являются любовь и спокойствие — это двенадцатый закон развития.
Равновесие
Тринадцатый закон духовного развития — находиться в равновесии между активностью и отдыхом, между наслаждением внешним миром и возвратом к самому Себе, между молчанием и речью. Если вы храните тишину всю свою жизнь, ни разу не проронив ни слова, вовсе не обязательно, что вы живете духовной жизнью. Вы наделены даром речи. Вы наделены талантами и способностями. Правильно распорядитесь всем, чем вы наделены, и уравновесьте это медитацией и самоуглублением вашего сознания.
Самоосознание
С амоосознание — это следующий закон духовного развития. Начните с осознания ощущений вашего тела, вашей кожи под вашей одеждой, ваших мускулов и нервов под вашей кожей, а затем и костей. Не будьте невнимательны к жизни, подобно животному, которое только ест, пьет и спит. Наблюдайте каждое ощущение. Здесь очень важна острота осознания. Осознав собственное тело, вы приблизитесь к осознанию духа, который отличен от тела.
Беспристрастие и зрелость
Острое осознание приходит со зрелостью, или, по-другому, с беспристрастием. Зрелость и беспристрастие приходят вместе. Вы не можете быть зрелым, если вы также не беспристрастны. Беспристрастие часто бывает неверно понято как вялое, тупое состояние ума или дурное расположение духа. Иногда беспристрастию приписывают оттенок отчужденности и равнодушия. Это не так. В беспристрастии вы ведете себя осознанно, вы общаетесь с самим Собой. В зрелости нет лихорадочности. В зрелости есть только королевское достоинство, свобода, понимание, тайна. Это пятнадцатый закон духовного развития — преимущество беспристрастия и жизненная зрелость.
Понимание красоты
Шестнадцатый закон духовного развития — понимание красоты мироздания, красоты в каждом человеке, красоты внутри себя, осознание того, что красота — это природа духа. Ум бежит за красивым, ценит красивое, однако есть разница между пониманием красоты и желанием владеть ею. Стремясь завладеть красотой, мы теряем свое беспристрастие.
Знайте, что только духовное обладает красотой. В чем бы вы ни видели красоту, в этом есть духовное начало. Если кто-то красив, это потому, что в нем есть душа. Мертвое тело не бывает красивым. Относя красоту к духовным, а не материальным ценностям, вы становитесь на долгий путь духовного развития.
Поклонение и почитание
Понимание красоты приводит к поклонению. Вы поклоняетесь красоте, вы обожаете ее. Поклонение и обожание всех вещей в мироздании как отражения Создателя — это еще один закон духовного развития.
Почитайте все на свете. Почитание — это нечто большее, чем эмоциональный отклик, это настрой. Такой настрой свидетельствует об уравновешенном понимании жизни. Когда в уме присутствуют и уважение, и любовь, приходит почитание. Когда есть почитание, ум на сто процентов присутствует в настоящем моменте, и приходит священный трепет. Вы не можете не любить что-то, одновременно зная, что это священно, и вы не можете испытывать любовь и не считать это священным. Священный трепет ведет к появлению бдительности в сознании. Следом приходит осознанность.
Жизнь вечна
Следующий и последний закон духовного развития — понимание того, что жизнь вечна. Это полностью противоречит закону о том, что жизнь непостоянна, что все в мире бренно. А сейчас мы говорим, что жизнь вечна и с ней ничего не может произойти. Истина всегда противоречива.
В этой работе я хотел бы рассмотреть одну из сектантских групп, действующих за рубежом, и, с недавнего времени, в нашей стране. Это «Искусство жизни». К сожалению, имеется не так много информации о ней, поскольку любой пришедший на курс дает подписку о неразглашении (из анкеты при прохождении курсов: «Я согласен не рассказывать содержание программы и не обучать полученным на курсе техникам других людей, предварительно не пройдя курс для инструкторов» [11, статья ДВ3 анкета.doc]). Однако кое-какие выводы сделать все-таки можно.
«Я преклоняюсь перед Вселенским Учителем, который есть Абсолютная Истина, Чистое Сознание и Блаженство, Который вне всяких различий, Который всегда обладает Полнотой, без атрибутов, Без формы, Который всепроникающь и всегда сцентрирован в Себе» (О гуру из материалов «Искусства жизни»).
1. Базовый курс
2. Курс Сахадж Самадхи (то есть «быстрого просветления»)
Второй этап пути адепта. На этом курсе, дополнительно к уже совершающейся практике, присовокупляется поклонение гуру, дается индивидуальная мантра и несколько более соответствующие действительности сведения об учении ИЖ.
3. Продолженный курс
Настоятельно рекомендуется проходить его не менее 1-2 раз в год. Курс проводится в основном в ашрамах ИЖ (в России пока 1 ашрам в п. Выдрино на Байкале). Включает в себя религиозные обряды поклонения гуру, практику молчания, углубленные медитации и сударшен крию.
4. Курс для инструкторов
Какой либо более или менее полной информации нет (инструкторам запрещается разглашение подробностей). Возможно, что на курсе проводится инициация самим гуру (с выездом адепта и проживанием в Бангалоре). Изучаются методы проведения семинаров, курсов, совершаются религиозные церемонии в духе индуизма.
5. Специализированные курсы
Это курс Art Excel для детей дошкольного возраста, включающий в себя и медитации и занятия сударшен крией (специальной «детской крией»). Курсы для больных СПИДом и другими заболеваниями, для заключенных и т.п. По сути, и методикам они не отличаются от базового курса.
Религиозный характер учения «Искусство жизни» подтверждается следующим:
1. Наличие концепции Бога
2. Вытекающая из теологии монизма идея отсутствия индивидуальной личности человека
3. Учение о предсуществовании и переселении душ
«Вы существовали до Библии. Вы существовали до Вед. Вы из-за пределов пространства. Вы попали. В это маленькое тело, в маленькую семью. В определенную ситуацию. Вы играете в некую игру. » [1, с. 48]. Мы все встречались раньше. И в будущем мы тоже будем встречаться. Вы можете делать вид, будто вы не помните. » [1, с. 48].
4. Учение о существовании мира, как результате Божественной игры (лилы)
5. Учение о спасении как избавлении от кармы
6. Религиозная практика «Искусство жизни»
Почитание Кали, наряду с использованием шиваистских мантр, редуцированной тантрической крия-йоги, свойственной шиваизму веданты недвойственности и рядом других черт, позволяет отнести группу к неоиндуистским сектам, созданным на основе тантрического шиваизма.
Конечной целью сударшен крии, медитации является не обретение душевного комфорта, психологического равновесия, здоровья, работоспособности, как об этом можно прочитать в материалах «Искусство жизни», но просветление как раскрытие в себе Божественного. В материалах «Искусство жизни» чаще используется более нейтральный термин «Высшее Сознание». Например: «Занятия сударшен крией приводят не только к обретению душевного и физического здоровья, но и к раскрытию в себе Высшего Сознания» [7]. «Просветление… осознание Божественного в глубине своего существа. Это единственное, для чего стоит жить» [4]. Однако классическая для индуизма идея мокши (освобождения от колеса перерождений) в учении группы не подчеркнута, напротив, судя по тем материалам, которые удалось изучить, перевоплощения понимаются как нечто положительное, что показывает ориентированность учения на европейское сознание.
Кроме того, многочисленные заявления представителей «Искусство жизни» о необходимости любви ко всем и каждому, основаны на идеях неоведанты о единстве всех людей, причастных единой божественной природе («Все мое. Все это как мой собственный палец. Каждый часть меня» [6, с. 33]), и о служении людям, как истинном богослужении. Правда, к сожалению, эти заявления имеют более декларативный характер и ориентированы на создание положительного имиджа для группы (на сайтах «Искусство жизни» вы найдете немало заявлений о помощи голодающим в Индонезии и иных отдаленных странах, которые не так просто проверить, но, практически, за все, что предлагается на семинарах необходимо платить звонкой монетой и, впоследствии, работой на группу).
Вызывает тревогу ряд признаков учения и практики «Искусство жизни», свойственных религиозным организациям с тоталитарным контролем сознания (тоталитарным сектам) [12], это:
Наличие эзотерического разрыва (сознательное сокрытие истинной информации при вербовке) между истинным содержанием учения и практики и рекламной информацией. По сути, вам предлагают вступить в религиозную группу, имеющую вероучение и культовую практику и считающая учителя Божеством (автор сам видел религиозную церемонию на дому у адепта перед фото Шанкара в г. Москве), однако на этапе вербовки вы этого не узнаете. Любопытно, что сами вербовщики об этом противоречии прекрасно знают, мотивируется же это идеей лжи во благо.
Гуруизм (исключительный, божественный авторитет лидера). В литературе «Искусство жизни» постоянно присутствует учение о необходимости полного подчинения и поклонения гуру. Чтобы не быть голословным, приведу ряд примеров. Из выступления Шанкара: «Вера в Знание, в Мастера, в Божественное. Вера в Мастера даст то, к чему вы на самом деле стремитесь. Просто томление по Мастеру, по Божественному, все остальное будет течь автоматически [4]. В ответ на вопрос о разнице между гуру и Богом: «Когда вы произносите эти два слова, вы уже сделали различие. Разве не так? Бог дает вам путь, а Гуру ведет вас домой. Вы можете различать таким образом» [4].
Наличие чудодейственного, подходящего всем и каждому и удивительно простого метода, обнимающего собой и превосходящего все прочие духовные практики (сударшен крии).
Культивирование ощущения избранности, особенности практикующих. «Вопрос: Как мне перестать чувствовать злобу по отношению к тому, кто меня обидел (речь идет о внешних). Ответ: Не думайте о том человеке, как о человеке…воспринимайте обидчиков как манекены, как тряпичные куклы. Внутри них нет личностей…» [5, с. 16].
Присутствие в практике психологических методик погружения в трансовое состояние (хотя некоторые методики, такие как пение мантр, медитация, имеются в ряде религий). Это:
Сударшен крия, как уже говорилось, заключается в глубоком дыхании, перемежающемся паузами остановки дыхания в соответствии с ритмом, задаваемом записью голоса гуру. Гипервентиляция приводит к измененному состоянию сознания. В медицине гипервентиляция используется в качестве метода провокации эпилептической активности мозга. У человека развиваются психотические эпизоды, состояния спутанного сознания. О явлениях гуру ученикам в облаке света во время сударшен крии уже говорилось. Вот еще один пример. Присутствовавшая на занятиях женщина, которая за шесть дней до этого потеряла сына, так описывает свои впечатления: «Он у меня всегда перед глазами стоял, чуть справа. А во время крии собрался в такой дымный шарик и улетел. Причем с полным пониманием того, что для него это хорошо…» [3].
Эйфория, развивающаяся во время занятий крией, во многом является результатом плацебо-эффекта (внушенных ожиданий) и возникает у части практикующих, подверженных внушению в большей степени. У таких людей состояние блаженства, покоя, счастья, зрительных, слуховых и обонятельных галлюцинаций приводит к возникновению психологической зависимости от этих занятий (сродной наркотической зависимости).
б) Элементы гипнотического внушения, которые можно заметить на магнитофонных записях лекций.
Это, например, периодическое повторение ключевых (внушаемых) слов на фоне общего монотонного монолога в стиле НЛП, проигрывание трансовой музыки, использование методик погружения в гипнотическое состояние (например, на фоне лекции постоянно повторяется «вы устали… вы устаете… вы так устали», используется монотонный ритм и однообразный тембр голоса), периодическое повторение, особенно в начале лекции, общеизвестных истин с подтверждением их («Не так ли? Вы согласны?»), с целью вызвать привычку соглашаться с лектором.
Необходимы для слушателя каждый день, в сочетании с сударшен крией. Используется метод многократного повторения мантры, которая была дана на курсе Сахадж Самадхи. По сути, речь идет о самостоятельном, или под руководством и по команде инструктора на курсе, погружении в гипнотическое состояние. Поток внешних впечатлений резко ограничивается, теряется ощущение тела. В результате происходит ослабление контрольных функций сознания, возрастает внушаемость и самовнушаемость, появляются различные неуправляемые фантазии, психотические переживания.
г) Групповые трансовые практики
Это и долгое совместное пение мантр, практика молчания на продолженном курсе в ашраме, прослушивание медитативной музыки, совместные религиозные поклонения.
Секта Шри Шри Рави Шанкара («Искусство жизни») в Томске
Читайте также по теме:
В завершение я хотел бы предложить еще один пример из интервью видного деятеля «Искусство жизни» Викрама Хазра телерадиокомпании АС Байкал ТВ:
Вопрос журналиста: «Насколько я знаю, особо ярые представители православной церкви считают, что все дыхательные техники направлены в первую очередь на изменение сознания, и поэтому относятся к ним отрицательно».
Целью этой работы было как раз показать несостоятельность подобных заявлений. Учение и культовая практика «Искусство жизни» несовместима с большинством мировых религий. Поэтому каждый человек, приходящий на занятия «Искусство жизни», должен понимать, что он не только подвергает опасности свое психическое здоровье, но и совершает значимый религиозный выбор.
И, наконец, в материалах «Искусство жизни» не рекомендуется использование символа креста (11, ст. «рекомендации»). Такая нелюбовь к кресту интересно характеризует те духовные силы, которые (по мнению адептов) стоят за «Искусство жизни».
Использованная литература
1. Шри Шри Рави Шанкар. Капли света. Издание Московского центра «Искусство жизни», б. г.
2. Шри Шри Рави Шанкар. Нет конфликта между путями. Издание Московского центра «Искусство жизни», б. г.
3. М. Такайшвили, Мои дневники. Иркутск, 1999.
5. Шри Шри Рави Шанкар. Бог любит веселье и другие беседы. Из-дание Московского центра «Искусство жизни», б. г.
6. Шри Шри Рави Шанкар. Стучи в дверь изо всех сил. Издание Московского центра «Искусство жизни», б. г.
Материалы сайтов
9. www.vetla.ru (сайт Натальи Ветлицкой)
13. Печатные рекламные материалы организации.