Лев боярский сны о тюмени
В Тюмени представили книгу о городских чудаках и нравах прошлых веков
Презентация книги «Сны о старой Тюмени. Очерки и заметки из истории города» прошла в книжном магазине «Никто не спит» 17 октября. О работе над сборником краеведческих очерков, посвященном 435-летию Тюмени, рассказали автор книги Лев Боярский и художник Ольга Трофимова.
«Это документальное историческое повествование о Тюмени и тюменцах, обычаях и традициях, о домах, в которых жили горожане, об улицах, на которых эти дома стояли. В книгу вошли как ранее издававшиеся, так и впервые публикуемые тексты. Все факты мной почерпнуты в краеведческой литературе, а также в архивных документах и подшивках старых газет«, — отметил краевед Лев Боярский.
В книге — 15 очерков, поделенных на три раздела. Первый раздел — «Быт и нравы старой Тюмени«, где собрано всё, что касается истории повседневности, городских традиций, в том числе и забытых. Среди них — кулачные бои «стенка на стенку» на реке Туре, которые проходили перед Рождеством. Также из первой части книги можно узнать о местном квартале красных фонарей и тюменских чудаках.
В раздел «Лики прогресса» вошли очерки о промышленно-технической революции конца XIX — начала XX веков. Здесь можно прочесть о приходе в Тюмень электричества, кинематографа, автомобилей, мотоциклов, воздушных шаров, аэропланов.
Третий раздел — «Город и горожане» — содержит материалы о социальной жизни тюменцев с конца XIX века.
«В этом разделе я впервые в краеведческой литературе рассказал об истории добровольных обществ Тюмени. Не политических и не религиозных, которые существовали в дореволюционной Тюмени и в советские годы«, — пояснил Лев Боярский.
Обложку и иллюстрации к книге в ходе работы над документальными материалами создала художник Ольга Трофимова. Она отметила, что ей захотелось «оживить» давно прошедшие дни.
«Несмотря на обилие краеведческого материала, всегда есть острый дефицит знания истории города. Фактология присутствует, но не хватает тонкого эмоционального плана. И работа художника помогает прикоснуться к прошлому«, — отметила Ольга Трофимова.
Лев Боярский: Очерки старой Тюмени
Здесь есть возможность читать онлайн «Лев Боярский: Очерки старой Тюмени» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. категория: Биографии и Мемуары / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
Очерки старой Тюмени: краткое содержание, описание и аннотация
Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Очерки старой Тюмени»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.
Лев Боярский: другие книги автора
Кто написал Очерки старой Тюмени? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.
Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.
В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.
Очерки старой Тюмени — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Очерки старой Тюмени», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
Действительно, общее, объединяющее эти воспоминания, лежит не в самих текстах, но как бы за ними. Американские исследовательницы С. Смит и Дж. Уотсон, издавшие пособие для чтения подобных народных мемуаров, предпочитают именовать их «жизненными рассказами» (life narratives)[3]. Главная отличительная черта «жизненных рассказов» — их самоописательный характер. Очевидно, что не все тексты, которые создаются людьми, желающими поведать другим о собственной жизни, являются автобиографиями в каноническом смысле, и наша книга тому подтверждение. Но, однако, все подобные тексты объединяет их социальная функция: все они представляют собой средство коммуникации между поколениями, материальное следствие того, что в указанной книжке называется автобиографическим актом.
При таком подходе к воспоминаниям отдаляются на задний план различия между между устной речью и записью, но зато проясняются отношения, связывающие мемуариста с обеими эпохами его жизни — прошлой, о которой он вспоминает, и нынешней, в которой и для которой он вспоминает. Становится очевидной политическая сущность памяти: рассказы стариков, конечно же, посвящены субъективной «правде», а не объективным «фактам». Такое воспоминание представляет собой автопортрет автора, соединяющий фотографическую точность с творческим воображением, картину, на которой прошлое изображается современными красками и в духе нового времени. Вспоминающий не пассивен: он активно реконструирует прошлое, используя мнемонические образцы и модели той эпохи, в которой теперь живет, редактирует собственный жизненный опыт, чтобы утвердиться в своей роли «документа прошлого», заявить о своем социальном статусе, оказать влияние на настоящее, которое так стремительно и невозвратно уносится из его стареющих рук.
Общее в воспоминаниях старожилов
Темы, сюжеты, особые краски воспоминаний зависят не только от личности рассказчика. Как явление социальное, «автобиографический акт» предполагает участие многих сторон: книжка Смит-Уотсон хороша тем, что предоставляет их читателю прямо списком. Следуя этому перечню, мы можем составить собственную программу исследования тюменских воспоминаний, исследования будущего — ведь по многим пунктам у нас сейчас недостаточно информации:
1) О вдохновителях проекта по сбору тюменских воспоминаний мы уже упоминали выше, здесь важна роль музейщиков и общая атмосфера 1950-х — ранних 1970-х, стимулировавших мнемоническую активность простого cоветского пенсионера; лучшим примером является А. А. Иванов, пробовавший себя в роли газетного корреспондента, ветерана, выступавшего перед пионерами и т. д.;
2) Для воспоминаний тюменских старожилов характерно сильнейшее ощущение места: все они патриоты города, затерянного на просторах западно-сибирской равнины, мемуары их представляют собой цельный корпус источников по истории повседневности. Более того, все наши авторы принадлежат к одному времени, первому десятилетию XX в., и даже отчасти происходят из одной социальной группы: многие из них были «газетными мальчиками», торговавшими печатными изданиями на Царской улице;
3) Личность каждого из авторов может быть представлена как ансамбль трёх «Я»: во-первых, это рассказчик, который не всегда совпадает с героем повествования, и может говорить об авторе воспоминаний в третьем лице (мы встречаемся с этим явлением в текстах А. А. Иванова и Н. С. Захваткина, возможно, оно отражает стремление рассказчика оставаться беспристрастным историком); это протагонист, непосредственный участник повествования, та версия собственного молодого «Я», которая наиболее устраивает пожилого воспоминателя, и замечательно его характеризует; наконец, это цензор, который подвергает воспоминание соответствующей духу времени идеологической обработке. Все наши тюменские мемуары полны риторических конструкций, без которых невозможно представить советский рассказ о тяжелом дореволюционном прошлом; тусклый и багровый, этот мрачный тацитовский колорит окрашивает даже самые светлые детские воспоминания;
4) Когда мы обращаемся напрямую к каждому из этих текстов, важным оказывается вопрос о модели самоописания, или о конкретном литературном жанре, канону которого следует (или пытается следовать) повествователь. Для начала хорошо было бы составить себе представление о круге чтения наших «наивных историографов». В тюменском краеведческом музее хранятся многочисленные дневники их современника — В. В. Щастного (1894–1988), тюменского пенсионера, ветерана рабкоровского движения. Записки эти посвящены повседневному бытию сторожа-интеллигента, в них почти нет собственно «воспоминаний о старой Тюмени», и потому они не включены в это издание. Зато для наших целей интересен документ, способный дать некоторое первое представление о тех вещах, что определяли культурный досуг наших авторов.
Книгу о быте, чудаках и тайнах старой Тюмени представят в книжном магазине «Никто не спит»
Презентация книги «Сны о старой Тюмени. Очерки и заметки из истории города» пройдет в книжном магазине «Никто не спит» (ул. 8 Марта, 1, корпус 2) 17 октября в 15 часов. О работе над изданием расскажут ее автор — краевед Лев Боярский и художник Ольга Трофимова, создавшая иллюстрации к тексту.
Как сообщается в предисловию к изданию, в книге нет статистических данных, анализа экономической и политической ситуации тех времен. Это книга про тюменского обывателя прошлых лет, предназначенная для современного обывателя.
Одна из глав издания посвящена быту и нравам старой Тюмени. Из нее можно узнать, как проходили кулачные бои на реке Туре, познакомиться с легендами тюменских застолий и историей публичных домов дореволюционной Тюмени, прочесть о чудаках и оригиналах города прошлых лет.
В другой главе, посвященной «Ликам прогресса» в Тюмени, рассказывается о первых местных автолюбителях и зарождении в городе кинематографа. В главе о городе и горожанах читатель узнает о тюменских иностранцах, тайнах Спасской церкви и добровольных обществах Тюмени.
Лев Боярский — тюменский краевед, автор книг «Пионеры тюменской фотографии. 1866–1917 годы» и «Эпоха фотокоров. 1918–1953 годы», Ольга Трофимова — художник, одна из ее последних работ — иллюстрации к книге «Конек-Горбунок» Петра Ершова.
Вход бесплатный. Наличие медицинской маски обязательно.
Лев боярский сны о тюмени
Никто не спит | Книжный из Тюмени запись закреплена
17-го октября в 15:00 у нас состоится презентация книги «Сны о старой Тюмени». Автор Лев Боярский и иллюстратор Ольга Трофимова представят сборник удивительных историй о Тюмени и тюменцах. В книге нет исторического анализа или статистических данных, это книга про тюменских обывателей давних времен, предназначенная для современного «обывателя». Издание выпущено к 435-летию Тюмени.
Что же там внутри? Вот вам отрывок:
Одним из самых высоких зданий в дореволюционной Тюмени было дом купца Иоселя Хаймовича (по-русски Иосифа Михайловича) Брандта. Построен он был в 1908 году, когда в Тюмени только начали возводить трехэтажные здания. Располагался дом по главной улице — Царской, 34. На верхних этажах, отведенных под жилые помещения, обитало большое еврейское семейство Брандтов, а на первом этаже располагался просторный магазин. У дома было два балкончика, на втором и третьем этажах. Возможно, иногда сам Иосель Хаймович выходил покурить на балкон и здоровался с посетителями своего магазина. Впрочем, это только наше предположение.
На основе музейных и архивных материалов Л. Боярский и др. подготовили к печати сборник «Очерки старой Тюмени», в который включены воспоминания «наивных историографов» — Николая Захваткина, Аркадия Иванова, Николая Калугина, Станислава Карнацевича и Алексея Улыбина.
Очерки опубликованы в 2011 году в тюменском издательстве «П.П.Ш.» на средства подписчиков.
Очерки старой Тюмени
Опубликованные в этой книге тексты относятся к тихой, таинственной области биографического жанра. С точки зрения отечественной ученой традиции, внимательной к формальной стороне старинных повествований, их следует включать в число источников личного происхождения, и именовать мемуарами. Мемуарами называют «повествования о прошлом, которые основаны на личном опыте и собственной памяти повествователя» (А. Г. Тартаковский)[1]. По мысли того же автора, мемуары в их подлинном смысле появляются тогда, когда возникает историческое самосознание личности, т. е. когда человек, записывающий свои воспоминания, начинает осознавать их историческую ценность для современников и последующих поколений. Мемуары, таким образом, предполагают читателя, адресата: иногда он хорошо известен автору, иногда неясен.
Это безусловно верно в отношении большинства тюменских воспоминаний, опубликованных ниже. Хранителями областного краеведческого музея, прежде всего Алексеем Ивановичем Харитоновым, начиная с 1950-х годов, проводилась работа по сбору воспоминаний жителей Тюмени, участников гражданской войны и установления Советской власти[2]. Однако, помимо санкционированных начальством воспоминаний о борьбе с контрреволюцией, на встречах ветеранов старики «травили байки» про повседневную жизнь в старой Тюмени, рассказывали о своем детстве и юности. Вероятно, при соответствующем оснащении мы бы имели сейчас замечательный фонд «устной истории», но диктофонов не было и записей на магнитофонную ленту практически не делалось. Единственным возможным вариантом были письменные воспоминания. Кто-то посоветовал старикам перенести свои рассказы на бумагу. Так в конце 1950-х — начале 1960-х гг. появилось несколько великолепных текстов, ярких образцов «народной истории». Среди них были и публикуемые в настоящем издании манускрипты, хранящиеся ныне в фондах Тюменского краеведческого музея.
Тюменские старожилы подчёркивали свою роль «живого документа» истории. Вот что, например, писал переплётчик А. А. Иванов: «И хотелось бы помочь нашим читателям стать поближе к живым людям — документам прошлого. Не в обиду будь сказано тем историкам, которые пишут свои материалы на основании хранящихся в архивах документов и не верят в живого человека, для них бумажка это все: нет бумажки — нет человека. Я не против, чтобы историю писать по документам. Это очень важно. Но в документе всего не прочитаешь. Так как об этом расскажет живой человек».
Очевидно поэтому, что употребление термина «мемуары», вызывающего стойкие ассоциации с литературным жанром (воспоминания «участников исторических событий», писателей, военных, политиков), требует и еще одной оговорки: конечно же, напечатанные в этой книжке мемуарные тексты составлены авторами неискушенными. Трудовая биография многих из них была далека от высоких сфер и интеллектуальных занятий; лишь на склоне лет, на пенсионерском досуге, довелось им обратиться к перу. По аналогии с самодеятельными художниками, каждый из них может быть назван «историком выходного дня»; и, вероятно, каждый из них, сбиваясь на устную речь, тем не менее, следовал в своем творчестве, как некому смутному идеалу, определенным письменным образцам.
Можно убедиться, что рассказы тюменских старожилов не всегда соответствуют канону привычного, выстроенного по хронологии автобиографического повествования от первого лица: автобиографией в подлинном смысле можно назвать сочинение образованного С. И. Карнацевича, но, например, автобиография А. Г. Галкина, вероятнее всего, происходит из личного дела автора, беспорядочные записи А. А. Иванова о прошлом представляют собой копии отправленных писем в различные газеты и наброски к выступлениям перед школьниками, а текст А. С. Улыбина составлен как историческое сочинение о Тюмени начала XX в., своего рода «наивная историография». Для нас это жанровое разнообразие есть повод перейти от определения формального к определению социокультурному.
Действительно, общее, объединяющее эти воспоминания, лежит не в самих текстах, но как бы за ними. Американские исследовательницы С. Смит и Дж. Уотсон, издавшие пособие для чтения подобных народных мемуаров, предпочитают именовать их «жизненными рассказами» (life narratives)[3]. Главная отличительная черта «жизненных рассказов» — их самоописательный характер. Очевидно, что не все тексты, которые создаются людьми, желающими поведать другим о собственной жизни, являются автобиографиями в каноническом смысле, и наша книга тому подтверждение. Но, однако, все подобные тексты объединяет их социальная функция: все они представляют собой средство коммуникации между поколениями, материальное следствие того, что в указанной книжке называется автобиографическим актом.
При таком подходе к воспоминаниям отдаляются на задний план различия между между устной речью и записью, но зато проясняются отношения, связывающие мемуариста с обеими эпохами его жизни — прошлой, о которой он вспоминает, и нынешней, в которой и для которой он вспоминает. Становится очевидной политическая сущность памяти: рассказы стариков, конечно же, посвящены субъективной «правде», а не объективным «фактам». Такое воспоминание представляет собой автопортрет автора, соединяющий фотографическую точность с творческим воображением, картину, на которой прошлое изображается современными красками и в духе нового времени. Вспоминающий не пассивен: он активно реконструирует прошлое, используя мнемонические образцы и модели той эпохи, в которой теперь живет, редактирует собственный жизненный опыт, чтобы утвердиться в своей роли «документа прошлого», заявить о своем социальном статусе, оказать влияние на настоящее, которое так стремительно и невозвратно уносится из его стареющих рук.
Общее в воспоминаниях старожилов
Темы, сюжеты, особые краски воспоминаний зависят не только от личности рассказчика. Как явление социальное, «автобиографический акт» предполагает участие многих сторон: книжка Смит-Уотсон хороша тем, что предоставляет их читателю прямо списком. Следуя этому перечню, мы можем составить собственную программу исследования тюменских воспоминаний, исследования будущего — ведь по многим пунктам у нас сейчас недостаточно информации: