Лазурь что это 2 класс литературное чтение
Литературное чтение 2 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть — страница 191 (Школа России)
Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 191 странице по предмету литературное чтение за 2 класс. Ответы на задания: 1, 2.
Учебник 1 часть — Страница 191.
(В сокращении)
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не ввысь лазурную,
На землю просится.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
Найди слова, которые помогают представить снежинки.
Светло-пушистая, белая, чистая, смелая, умелая, сохранно-белая, звезда кристальная.
Придумай небольшой рассказ на тему «Люблю природу русскую».
Природа России уникальна и разнообразна. Зима, весна, лето, осень – времена года, которые по-своему красивы. Но мне больше по душе весенняя природа, когда растения и животные просыпаются как будто ото сна. Настроение человека с первыми тёплыми днями тоже поднимается. Это неудивительно, ведь распускаются деревья, возвращаются птицы, греет ласковое солнышко, проглядываются подснежники. За этим интересно наблюдать где-то за городом или в парке. Люблю природу русскую!
ЛАЗУРЬ
Смотреть что такое «ЛАЗУРЬ» в других словарях:
Лазурь — Цветовые координаты HEX #007FFF RGB¹ (r, g, b) (0, 127, 255) CMYK² … Википедия
ЛАЗУРЬ — (нем. Lasur). 1) голубой цвет неба. 2) синяя краска. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛАЗУРЬ 1) краска синего цвета; 2) синева неба. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском … Словарь иностранных слов русского языка
ЛАЗУРЬ — ЛАЗУРЬ, лазури, мн. нет, жен. (новогреч. lazurion с перс.). 1. Светлосиний цвет. «Бледна, как лилия в лазури васильков.» Батюшков. || Цвет неба, моря (поэт.). «Под ним струя светлей лазури.» Лермонтов. Небесная лазурь. «Надо мной в лазури ясной… … Толковый словарь Ушакова
лазурь — синь, милори, синева, бирюза Словарь русских синонимов. лазурь см. синева Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
лазурь — безбрежная (Бальмонт); бездонная (Бальмонт, Блок, Надсон); безмятежная (В.Иванов, Мачтет); безоблачная (К.Р.); бесстрастная (Брюсов); вольная (П.Я.); глубокая (Голен. Кутузов); золотая (Блок); золотистая (Короленко); нежная (К.Р., Тхорящевский);… … Словарь эпитетов
Лазурь — – искусственный пигмент в виде темно синего порошка. По химическому составу – железная соль железисто синеродистой кислоты. Светостойкий пигмент, однако разрушается под действием щелочей и поэтому не применяется для покрасок по штукатурке и… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
лазурь — Лазорь (Лазурь) Синий камень (минерал) лазурит, из которого с древнейших времен получали синюю краску. На Руси под этим названием, так же как и под голубецом, подразумевали любую голубую или синюю краску. Это название вытеснила с начала XVIII … Словарь иконописца
Лазурь — геральдическая финифть (см. Герб); в средние века считалась эмблемой величия, мягкости, бдительности и, по объяснению первых геральдиков, обозначала в гербе небо. В красках изображается смесью кобальта и ультрамарина, графически горизонтальными… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Лазурь — ж. 1. Светло синий цвет. отт. Цвет неба, моря. 2. Краска светло синего, лазурного цвета. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Литературное чтение 2 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть — страница 194 (Школа России)
Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 194 странице по предмету литературное чтение за 2 класс. Ответы на задания: 1, 2.
Учебник 1 часть — Страница 194.
Ф. Тютчев
***
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Почему зима названа чародейкою?
Зима названа чародейкою, потому что она преобразила лес до неузнаваемости. Автор подталкивает нас на мысль, что это сделано с помощью волшебства.
Можно ли утверждать, что это стихотворение передаёт любовь поэта к своей Родине, к её природе? Обсудите с другом.
Да, стихотворение передаёт любовь поэта к своей Родине, к её природе. Тютчев восхищается зимним лесом и помогает читателю увидеть эту красоту.
Урок по литературному чтению 2 класс «К.Д. Бальмонт «Снежинка»».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
литературное чтение 2 класс
«К.Д. Бальмонт «Снежинка»».
Тип урока: Изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Форма урока: комбинированная
Цель: познакомить учащихся со стихотворением К.Д. Бальмонта «Снежинка».
познакомить учащихся с биографией и творчеством К.Д. Бальмонта.
научить работе над словом, понимать художественный текст с точки зрения содержания, художественных средств выразительности.
продолжить обогащение словарного запаса учеников;
способствовать развитию речи детей, воображения, мышления, фантазии, чувства формы;
продолжить формировать умение понимать и ценить произведения искусства;
воспитывать любовь к природе через лирическое произведение;
воспитывать умение видеть красоту в окружающем мире.
Формы работы учащихся: фронтальная.
Оборудование: компьютер, презентация, музыкальные фрагменты произведений о зиме и песни, 2 музыкальные физминутки, учебник «Литературное чтение 2 класс, рабочая тетрадь.
Организационный момент, (слайд №1)
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым произведением и его автором, узнаете много нового. А тему урока вы узнаете позже.
— Сначала скажите, вы любите загадки? Начать наш урок мы хотим с загадок, отгадав которые вы узнаете тему нашего урока.
Белю поля, дома, а зовут меня…..(зима) (слайд №3)
Игра-ассоциация “Пойми меня”.
Учитель. Ребята. А какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “зима”?
Ученики. Снег, сугроб, горка, лыжи, коньки, санки, мороз, сосулька, оттепель, снежки, снеговик, метель, вьюга и другие.
—Вот у вас есть первая подсказка к теме урока, она касается зимы.
Проверка домашнего задания.
— Это время года вдохновляло многих творческих людей. Поэты посвящали ей свои стихи, например Ф. Тютчева (1 уч-ся читает наизусть стихотворение «Чародейкою зимою…»).
-Что характерно для зимы вы узнаете из 2-ой загадки, (слайд №4)
Пушистый ковёр
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит. (Снег) (слайд №5)
— Молодцы! Какая зима без снега.
—И сейчас мы бы хотели услышать стихотворение З. Александровой «Снежок». (1 уч-ся читает наизусть)
— Молодец! Вы уже ближе подошли к теме нашего урока.
-А теперь 3 последняя загадка, которая окончательно вам поможет узнать. (слайд №6)
— Тема нашего урока «Снежинка». Вы познакомитесь с разными видами снежинок, со стихотворением К.Д. Бальмонта «Снежинка» и научитесь вырезать снежинки из бумаги. (слайд №8)
Работа над новым материалом.
Знакомство уч-ся с разными видами снежинок с их происхождением. (слайды №9-22)
Физминутка для глаз «Танец снежинок» (слайды №23,24 сопровождаются отрывком П.И.Чайковского «Танец снежинок»)
-Как мы уже говорили, зимнее время года вдохновляло многих творческих людей. Физминутка пройдёт под музыкальный отрывок из «Щелкунчика» П.И. Чайковского «Танец снежинок». Композиторы перекладывают звуки зимы на ноты.
-Художники показывали красоту зимы на своих полотнах. (слайды №25-26)
— А поэты посвящали ей свои стихи.
-Одним из таких поэтов, который посвятил свои стихи зиме, был Константин Дмитриевич Бальмонт.
Сведения об авторе, (слайды №27-2 9 )
Поэт родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнище Владимирской губернии, третьим из 7 сыновей. Мать Бальмонта, высокообразованная, умная женщина, ввела поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. В 5 лет Костя научился читать самостоятельно. Отец был тихим, добрым человеком. Любил природу. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве проник в красоту лесов, полей, лесных речек. Это радостное ощущение детства отражено в поэзии Бальмонта. Его стихи певучи и музыкальны. Умер от воспаления лёгких 23 декабря 1942 года во Франции и похоронен недалеко от Парижа.
«Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь природу. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Никто не развевает этого тумана таким свежим ветром, как Бальмонт. Никто до сих пор не равен ему в его «певучей силе». А. Блок.
Работа над стихотворением.
а) Выразительное чтение стихотворения учителем под музыку П.И. Чайковского «Время года» (слайд №30)
— Многие композиторы написали музыку к стихам поэтов и получились песни. Послушайте, что получилось у композитора Рахметшина, который написал музыку к стихотворению К.Д. Бальмонта, поёт Дуэт Лира, (слайд № 31) (дети слушают и следят по тексту в учебнике).
б) Осмысление содержания стихотворения (слайды №32, 34-41)
Учитель: Созвучны ли картины стихотворению Бальмонта? (Да)
— С каким чувством поэт пишет о снежинке?
Ученики. Поэт любуется красотой снежинки, её полётом, смелостью. В конце стихотворения автору становится жалко снежинку.
— А какие чувства вызывает у вас, ребята, это стихотворение?
Ученики. Чувства радости, восхищения, огорчения, хочется запомнить надолго.
в) Подготовка к чтению, словарная работа, (слайд №33)
1) Проносится – двигается очень быстро стремительно.
2) Взметается – поднимается высоко к верху.
3) Крутится бешено – вращаться вокруг себя очень быстро.
4) Веющим – веять, т. е. дуть, обдувать.
5) Лелеющем – лелеять, заботливо ухаживать за кем-нибудь.
6) Утешена – успокоить чем-нибудь радостным.
7) Светло-пушистая – светлая и пушистая.
8) Лазурную – цвет лазури, светло-синий.
9) Звезда кристальная – звезда в форме кристалла.
г) Отработка выразительного чтения стихотворения уч-ся, (слайды №34-41)
Светло-пушистая Под ветром воющим
Снежинка белая, Дрожит, взметается,
Какая чистая, На нём, лелеющем,
Какая смелая! Светло качается.
Дорогой бурною Его качелями
Легко проносится, Она утешена,
Не в высь лазурную, С его метелями
На землю просится. Крутится бешено.
Лазурь чудесную Но вот кончается
Она покинула, Дорога дальняя,
Себя в безвестную Земли касается
Страну низринула. Звезда кристальная.
В лучах блистающих Лежит пушистая
Скользит, умелая, Снежинка смелая,
Средь хлопьев тающих Какая чистая,
Сохранно-белая. Какая белая!
д) Беседа по услышанному. Анализ произведения, (слайд №42)
-Чем снежинка восхищает поэта?
-С чем К. Бальмонт сравнивает снежинку? (С кристальной звездой)
-Какие слова- эпитеты использует автор для описания снежинки? (Светло – пушистая, белая, чистая, смелая).
-Какими словами он передаёт движение снежинки?
(Проносится, дрожит, взметается, качается, крутится бешено).
— Кого повстречала Снежинка на своём пути? (ветер и солнечные лучи)
— И как себя начала вести снежинка? (дети читают 5-6 строфы)
— Сравним 8 строфу с 1-ой строфой. (Возвращает к началу, но не является повторением).
— Поэт поменял местами слова “смелая” и “белая”, чтобы показать, что смелая снежинка, пройдя все препятствия, осталась чистой, белой.
—С кем же олицетворяет поэт Снежинку? (с человеком).
Вывод: Человек рождается с чистой душой и, пройдя все жизненные испытания, он должен сохранить чистоту и красоту своей души.
е) «Зимняя физминутка» (слайды №43-44)
Продолжим работу «Конкурс снежинок» (слайды №45-49)
Порядок работы (слайд №50)
2.) Творческая работа в тетрадях, ( дети работают под отрывок П.И. Чайковского «Щелкунчик», «Танец снежных хлопьев») (слайд №51)
-Снежинки бывают разные.
-Мы будем работать в тетрадях.
3.) «Конкурс снежинок», (выставка работ на доске) (слайд № 52)
— Ребята, каждый нарисовал свою неповторимую снежинку!
Обобщение и рефлексия, (слайд №53)
-Вы очень хорошо сегодня работали.
— С каким произведением мы познакомились? (“Снежинка” К. Д. Бальмонта.)
— Что интересного узнали о снежинках?
Учитель. Что ещё нового и интересного вы узнали?
-Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
— На память об этом уроке у вас останутся снежинки.
Домашнее задание, (слайды №54-55)
Учитель. Подготовить выразительное чтение стихотворения К.Д. Бальмонта «Снежинка» стр.167-168.
Литературное чтение. 2 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 2 класс
Урок 15. Люблю природу русскую. Обобщающий урок
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Художественный стиль речи – это язык литературы и искусства. Он используется для передачи эмоций и чувств, художественных образов и явлений.
Научный стиль текста – это язык науки, научной сферы деятельности.
Выразительность речи – это качество, способное поддерживать внимание и интерес слушателя или читателя, влиять не только на разум, но и на чувства, воображение.
Настроение – это то ощущение себя, которое вы чувствуете в определенный конкретный момент времени.
Музыкальность – это эффект частичного сходства литературного произведения с музыкой.
Стихотворная речь – ритмически организована, упорядочена, эмоциональна.
Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи; обычно лирическое произведение.
Прозаическая речь представляет собой интонационно свободное изложение материала.
Автор – писатель, поэт – создатель литературного произведения, повествователь в произведении.
Герой лирический – образ поэта (его лирическое «Я»), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении.
Тема – предмет изображения в произведении, его главная мысль.
Композиция – состав и последовательность расположения отдельных частей и элементов произведения, а также взаимосвязь между отдельными художественными образами.
Интонация поэтическая – средство смысловой и эмоциональной выразительности художественной речи, способ организации художественного высказывания с помощью тона, фразового ударения, длительности, темпа, паузации.
Пауза – перерыв в течении речи.
Ритм – периодическое повторение каких-либо однородных элементов текста через равные промежутки.
Рифма – созвучие концов стихов, отмечающее их границы и связывающее их между собой.
Стих – отдельная строка стихотворения.
Строфа – группа из нескольких стихов, объединенных общей мыслью, общей интонацией и общей системой рифмовки.
Художественный образ – универсальная форма отражения действительности в искусстве (образы людей, образы природы, образы вещей, образы чувств, переживаний, словесно-речевые образы (сравнения, метафоры, олицетворения).
Пейзаж – композиционное средство: изображение в произведении картин природы.
Антонимы – слова с противоположными значениями; служат для создания ярких контрастных образов
Метафора – слово или выражение, употребленные в переносном значении. Изобразительное средство языка, основанное на неявном сравнении.
Олицетворение – прием метафорического перенесения черт живого на неживое: «Река играет», «Дождь идет», «Тополь тяготится одиночеством» и т. п.
Омонимы – слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения: коса, печь
Перифраз – изобразительное средство языка; замена понятия описательным оборотом: «Унылая пора! Очей очарованье!» – осень
Повторения – стилистические фигуры, синтаксические конструкции, основанные на повторе слов, несущих особую смысловую нагружу.
Сравнение – изобразительное средство языка; создание образа путем сопоставления уже известного с неизвестным (старого с новым). Сравнение создается с помощью специальных слов («как», «будто», «точно», «словно»)
Тавтология – выразительное средство языка; повторение однокоренных слов.
Эпитет – изобразительное средство языка; красочное определение предмета, позволяющее выделить его из целого ряда таких же и обнаружить авторскую оценку описываемого.
Звукопись – фонетическая инструментовка стиха.
Стихотворный и прозаический текст, стихотворение, музыкальность стихотворного текста, интонация, рифма, ритм, выразительность, интонация, настроение, средства художественной выразительности (эпитеты, олицетворения, сравнения).
Основная и дополнительная литература по теме урока:
2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь.2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – С. 30-34
3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
На уроке мы вспомним произведения русских поэтов об осени, поговорим о музыкальности стихотворного текста;
Закрепим умение читать стихотворения, передавать с помощью голоса настроение; различать стихотворный и прозаический текст;
Будем учиться наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, представлять картины осенней природы, которые создаёт автор; наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста; читать стихотворение выразительно, соблюдая нужную интонацию.
Основное содержание урока
Это загадка о временах года.
О каком времени года говорится в этом стихотворении:
Кончается лето, кончается лето,
И солнце не светит, а прячется где-то.
И дождь-первоклассник, робея немножко,
В косую линейку линует окошко.
Автор рассказал о конце лета. Это подтверждают следующие слова: «кончается лето», «солнце не светит», «дождь — первоклассник» (т.е. мелкий, робкий, неуверенный), «в косую линейку» (т.е. косой дождь).
Данное стихотворение читается медленно, с грустью, потому что наступает пора, когда все живое готовится к зиме. Ведь за летом наступает Осень.
Сегодня на уроке мы вспомним произведения русских поэтов об осени, поговорим о музыкальности стихотворного текста;
Закрепим умение читать стихотворения, передавать с помощью голоса настроение; различать стихотворный и прозаический текст;
Будем учиться наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.
В гости к нам пожаловала сама героиня, Осень, ведь именно ей были посвящены стихотворения и рассказы этого раздела. Осень — излюбленное время года для многих писателей и поэтов. Сколько произведений посвящено ей, не счесть! Кто-то находил в ней покой и очарование, кто-то — грусть. Осень вдохновляет творческих людей на создание замечательных произведений. В этих произведениях раскрываются красоты русской природы, показывается ее своеобразие и неповторимость. Осень – это не просто время года, а особое состояние души. Свое настроение художники передают в своих картинах, некоторые из которых можно увидеть на нашей замечательной выставке. Послушайте отрывок из произведения П.И. Чайковского «Времена года. Осень» и полюбуйтесь прекрасными осенними пейзажами (видеоролик).
«Осень первоначальная», теплая и приветливая, воспринимается Федором Ивановичем Тютчевым как небольшая передышка перед сменой времен года.
Поэты и писатели изображали в своих произведениях разную осень: раннюю, золотую и позднюю. Согласитесь, что любая осень прекрасна по-своему. Давайте вспомним произведения, прочитанные нами в этом разделе, и подумаем, о какой осени эти стихи. Перечислим произведения этого раздела, которые мы можем отнести к «Золотой осени»: С. Есенин «Закружилась листва золотая», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» В. Брюсов «Сухие листья». А эти произведения раздела мы можем отнести к более «Поздней осени»: А. Толстой «Осень», А. Плещеев «Осень наступила», К. Бальмонт «Поспевает брусника», А. Фет «Ласточки пропали».
Вспомните четверостишья, относящиеся к ранней осени:
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле… (Ф. Тютчев)
Закружилась листва золотая.
В розоватой воде на пруду
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду. (С. Есенин)
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты. (А. Плещеев)
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее. (К. Бальмонт)
Представим, что мы в осеннем лесу. В воздухе пахнет грибами, сырыми листьями, костром…. Сядьте ровно, руки положите на колени:
— вдохнём запах осеннего леса (вдох носом, выдох через рот);
— в воздухе запахло грибами (вдох, задержка дыхания, выдох);
— повсюду пахнет листьями. Возьмите осенний листочек, вдохните носом, задержите дыхание, выдохните сильной струёй воздуха снизу под листочек. Посмотрите, как красиво ваши листочки играют на ветру.
Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром, кружат, шуршат,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят? (В. Брюсов)
Слышите, какие звуки чаще всего повторяются в этом стихотворении? Глухие согласные и шипящие звуки создают ощущение шороха листьев под ногами. Используя приём звукописи, автор стихотворения Валерий Брюсов усиливает впечатление слушателя и создаёт реалистичную картину осеннего листопада. У каких авторов мы также наблюдали использование звукописи? С. Есенин «Закружилась листва золотая», А. Толстой «Осень».
Как красив литературный язык русских поэтов! От выбора слов и выражений зависит яркость, образность и красота стиха! Продолжите самые запоминающиеся фразы: весь стоит как бы … (хрустальный), паутины … (тонкий волос), чистая и тёплая … (лазурь), в сердце стало … (грустнее), скоро осень проснётся и … (заплачет спросонья), туча небо … (кроет), всё грачи летали да … (как сеть мелькали), ночью ветер … (злится), словно бабочек … (лёгкая стая), сухие листья, кружась … (что шепчут, что говорят), листьям на деревьях … (тоже не сидится).
Да стучит в окно. (А. Фет).
По нескольким словам догадайтесь, чьи это стихи. Назовите автора.
Холоднее, грустнее, улетают, блистают, смеётся, проснется. (К.Бальмонт)
Цветы, кусты, на лугах, на полях. (А.Плещеев)
Спится, темно, злится, окно. (А.Фет)
Короткая, дивная, бодрый, паутины, праздной. (Ф.Тютчев)
Корзиной, березовые, хитрые, под елью, перепутал. (В.Берестов)
Молчанье, вышине, тишине, шуршанье. (И.Бунин)
Соедините название стихотворения с автором.
В. Брюсов
А. Плещеев
М. Пришвин
С. Есенин
В. Берестов
«Осеннее утро»
«Хитрые грибы»
«Закружилась листва золотая. »
«Осень наступила, высохли цветы. »
«Сухие листья. »
(В. Брюсов «Сухие листья. »
А. Плещеев «Осень наступила, высохли цветы. »
М. Пришвин «Осеннее утро»
С. Есенин «Закружилась листва золотая. »
В. Берестов «Хитрые грибы»)
Найдите пары слов, которые рифмуются: холоднее, крика, грустнее, брусника. В каком стихотворении ты встречал эти слова? Попробуй восстановить текст стихотворения, используя слова: стали дни, поспевает, и от птичьего, в сердце.
А ещё для стихов характерны средства художественной выразительности. Постарайтесь вспомнить, что обозначают эти слова: эпитеты, сравнения, олицетворения.
Эпитет – красочное определение (описание) предмета.
Сравнение – создание образа путем сопоставления уже известного с неизвестным (старого с новым) с помощью специальных слов («как», «будто», «точно», «словно»).
Олицетворение – прием, при котором черты живого переносятся на неживое: «Река играет», «Дождь идет»
Посмотрите, какие выписаны яркие эпитеты, сравнения, олицетворения из стихов. Попробуйте их восстановить и определить, что это за приём:
Мы вспомнили характеристики стихотворных произведений. Теперь вы сами можете сочинить четверостишье об осени, используя рифмы – подсказки или самостоятельно: осень – спросим, летели – сели, шуршат – листопад, капала – заплакала. Как по-вашему, легко ли писать стихи? А удалось ли вам создать образ, подобрать меткие слова и выражения? Если – да, то наша совместная работа заслуживает похвалы, если нет – не беда, всё ещё получится, надо только очень захотеть и постараться!
Разбор типового тренировочного задания
ОТВЕТ: птицы собираются в стаи и улетают на юг
2. Текст вопроса: Кто автор этих строк?
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
3. Текст вопроса: Определи жанр текста «Грибы» (с. 77 учебника).
ОТВЕТ: научная статья
На кустах и деревьях пожелтела листва.
По дорожкам ветер кружит сухие листья.
По небу плывут серые тучи.
Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья.
От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины.
Мелкий холодный дождь моросит весь день.
Пролетают первые снежинки.
Еще цветут поздние цветы.
ОТВЕТ: На кустах и деревьях пожелтела листва.
Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья.
От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины.
Ещё цветут поздние цветы.
Разбор типового контрольного задания
Зачеркни слова, не относящихся к понятиям средства художественной выразительности:
эпитет, сказка, сравнение, стихотворение, строка, олицетворение
эпитет, сказка, сравнение, стихотворение, строка, олицетворение