Лазерная мышь что такое
Как выбрать компьютерную мышь
Пользовательский интерфейс первых поколений персональных компьютеров был полностью текстовым; основным (и обычно – единственным) устройством ввода для них была клавиатура. Но появление программ и операционных систем с графическим интерфейсом потребовало нового устройства, способного точно указать на каждый отдельный пиксель экрана.
На роль такого устройства наравне с первыми мышами претендовали световые перья, дигитайзеры, джойстики и тачпады. Но мышь довольно быстро вытеснила конкурентов, благодаря простоте конструкции, низкой цене и удобству использования.
С тех пор современный ПК невозможно представить без «мышки», но большинство пользователей относятся к этому устройству без особого внимания – неважно какая, лишь бы была. Действительно, при работе со многими программами особых требований к этому устройству не предъявляется. Но даже если вы используете мышь только для задействования элементов управления интерфейса, некоторые её параметры могут заметно повлиять на рабочий процесс. А уж если вы работаете с графикой, чертежами или увлекаетесь компьютерными играми, то характеристики мыши становятся чрезвычайно важны.
Устройство мыши
Механические и оптомеханические мыши с шариком внутри давно ушли в прошлое, все современные мыши оптические – их сенсоры с высокой частотой «фотографируют» участок подложки, а DSP процессор сенсора, анализируя изменения фотографий, вычисляет направление и расстояние смещения указателя. Для получения контрастной фотографии площадка под сенсором подсвечивается светодиодом или инфракрасным лазером.
Характеристики мыши
Тип сенсора мыши. С появлением «лазерных мышей» их производители говорили чуть ли не о революции в своей области. Да, по некоторым параметрам первые мыши с лазерными сенсорами заметно превосходили своих конкурентов со светодиодами (и по цене тоже). Но на сегодняшний день ситуация выровнялась – лазерные если и дороже, то ненамного, а по прочим характеристикам они вполне сравнимы.
Но разница все же есть: во-первых, «лазерные мыши» не светятся – свет от светодиодной мыши часто бывает заметен (особенно в полумраке) и некоторых раздражает (впрочем, бывают и светодиодные мыши с «невидимой» инфракрасной подсветкой).
Во-вторых, мышь с лазерным сенсором потребляет значительно меньше энергии, что особенно важно для беспроводных моделей.
В-третьих – у этих видов мышей разные требования к поверхности. Мыши со светодиодным сенсором не будут работать на гладких глянцевых или прозрачных поверхностях – им просто «не за что зацепиться взглядом». Лазерный же сенсор улавливает не подсвеченную «картинку» под мышью, а отраженный лазерный луч. Это позволяет использовать мышь на любой поверхности, но при малейшем изменении расстояния от мыши до подложки «картинка» на сенсоре меняется.
Мышь со светодиодным сенсором «видит» подложку даже на расстоянии в 5-7 мм от неё, лазерная же «потеряет связь с реальностью» намного раньше. Поэтому киберспортсмены чаще выбирают мыши со светодиодным сенсором – в конце концов, на стеклянный стол можно положить коврик, случайный же отрыв мыши от подложки предотвратить сложнее.
Максимальное разрешение датчика (dpi) определяет, какое минимальное перемещение манипулятора будет им замечено. Так, максимальное разрешение в 400 dpi означает, что мышь способна определить перемещение на 1/400 = 0,0025″ = 0,06275мм. И при перемещении на 1 дюйм мышь 400 раз увеличит на 1 счетчик перемещения.
Поэтому разрешение мыши правильнее мерить не в dpi (точках на дюйм), а в cpi (считываний на дюйм). При этом следует помнить, что разрешение мыши определяет именно перемещение манипулятора по коврику, а вовсе не курсора по экрану.
Приводящиеся порой сравнения dpi мыши и dpi экрана абсолютно бессмысленны, так как средствами ОС чувствительность курсора на экране может настраиваться в большом диапазоне. Можно настроить чувствительность так, что курсор будет «проскакивать» весь экран при смещении мыши на 2-3 см, а можно и так, что при перемещении мыши на 1-2 cм курсор будет смещаться всего на 1 пиксель.
Таким образом, даже мышью с максимальным разрешением в 10 dpi (если бы такая существовала) можно было бы уверенно указать на любой отдельный пиксель на любом экране. Правда, это было бы неудобно – мышь пришлось бы перемещать на значительные расстояния. Поэтому для «офисных» мышей оптимальное разрешение составляет 800-1200 dpi в зависимости от разрешения экрана.
Кому же нужны мыши с разрешением в 8000, 10000 и даже 16000 dpi? В основном, любителям активных игр – шутеров и аркад. Чем выше разрешение мыши, тем точнее её можно позиционировать в «гиперчувствительном» режиме. Это позволяет игроку быстро совершить крутой поворот минимальным движением мыши, а потом точно навестись (прицелиться) в нужную точку. Но даже киберспортсменам обычно хватает 2000-4000 dpi, большие значения dpi становятся необходимы только при игре на широкоформатных мониторах с соответствующим разрешением или если игровое изображение выводится на несколько мониторов. В этом случае 4000 dpi уже может оказаться недостаточно.
В то же время, даже в самой динамичной игре не всегда удобна высокая чувствительность мыши – бывают игровые эпизоды, в которых скорость движения не так важна, а вот высокая точность, наоборот, жизненно необходима. Чтобы упростить изменение чувствительности мыши в такие моменты, многие модели имеют несколько режимов работы датчика с различными значениями dpi, переключение между которыми производится нажатием кнопки на корпусе манипулятора.
Такой переключатель будет удобен и при работе с графикой: при работе над мелкими деталями изображения с его помощью можно снижать разрешение (и чувствительность), а для работы с элементами интерфейса – повышать.
Параметр «частота опроса» говорит о том, с какой частотой процессор сенсора опрашивает матрицу – делает фото подложки.
Что будет, если за время, прошедшее между двумя «снимками», манипулятор сместится на такое расстояние, при котором на втором снимке уже не окажется элементов первого? Будет «срыв сенсора» – бич киберспортсменов, уже приведший к множеству виртуальных смертей – курсор мыши останется на месте, либо переместится в непредсказуемую точку экрана.
Чем чаще частота опроса, тем меньше вероятность того, что мышь между опросами успеет сместиться на расстояние, достаточное для срыва. Поэтому этот показатель также важен в первую очередь для геймеров. При работе с любыми программами вряд ли потребуется высокая скорость перемещения мыши, и частота опроса обычных мышей составляет 125 Гц. Но для динамичных игр этого недостаточно – сегодня оптимальной частотой опроса игровых мышей считается 1000 Гц.
Следует помнить о том, что частота опроса в 1000 Гц вовсе не говорит о том, что в компьютер данные о положении мыши будут поступать с такой же скоростью. Частота опроса мыши компьютером обычно бывает намного ниже и зависит от интерфейса подключения, настроек операционной системы и драйвера мыши.
Тип подключения. Беспроводные мыши могут быть удобны при работе с ноутбуком – и не только отсутствием запутывающегося провода. Проводная мышь получает питание по проводу от порта USB и сокращает продолжительность работы ноутбука от аккумулятора. Беспроводная же мышь имеет собственный источник питания.
В то же время, геймеры предпочитают проводные мыши с интерфейсом USB. Во-первых, проводная мышь не разрядится неожиданно в самый ответственный момент. Во-вторых, при беспроводном подключении любая помеха «в эфире» может привести к задержке поступления сигнала от мыши в компьютер и высокая частота опроса тут ничем не поможет.
Справедливости ради следует отметить, что USB также не гарантирует отсутствия задержек, но высокая скорость и меньшее количество помех делают вероятность такой задержки крайне невысокой.
Существуют также мыши, способные «угодить» всем – при отсутствии подключения они работают по Bluetooth, а при подключении к порту USB передают данные через него, одновременно производя подзарядку аккумулятора.
PS/2, когда-то бывший основным интерфейсом для мышей, сегодня большой популярностью не пользуется – максимальная частота опроса по нему составляет 200 Гц, многие геймеры отмечают снижение плавности движения мыши при такой скорости опроса.
Количество кнопок. Современная мышь, как правило, имеет минимум три кнопки – левую, правую и, объединенную с колесиком скроллера, центральную. Но есть из этого правила и исключения:
— С одним сенсором вместо кнопок. Имеют эффектный вид и обладают некоторыми дополнительными возможностями (вроде распознавания жестов), но к работе с такими мышами приходится долго привыкать. Во-первых, отсутствие тактильной границы между «кнопками» приводит к ложным срабатываниям (особенно при скроллинге и нажатиях центральной «кнопки»). А во-вторых, многие пользователи ПК привыкли во время работы держать пальцы на кнопках, для нажатия увеличивая нажим до щелчка; на сенсорной панели с этим возникают определенные сложности.
— Специализированные мыши с двумя кнопками. Например, трекболы, в свое время завоевавшие любовь конструкторов тем, что с их помощью можно легко провести курсор по идеально прямой линии в любом направлении.
Если кнопок больше трех, то остальные, как правило, являются программируемыми – на них можно назначить определенные действия с помощью драйвера устройства.
Развитие микроэлектроники и использование тонкостенных композитных материалов привели к сильному снижению веса мышей – встречаются модели весом менее 50 грамм. Многим пользователям такой вес кажется некомфортным, но дело не только в субъективных ощущениях – легкая мышь чаще реагирует на сотрясения, непроизвольные движения, случайные касания пальцев и т.д.
Подсветка. Мода на подсвечивание не обошла вниманием это устройство и сегодня в продаже есть множество моделей со светящимися элементами всевозможных цветов. Можете выбирать цвет подсветки на свой вкус, но имейте в виду, что на большинстве мышей нет выключателя подсветки, а некоторые материнские платы по умолчанию оставляют питание на портах USB даже в выключенном состоянии. Если компьютер стоит в спальне, то придется возиться с настройками BIOS или выключать компьютер на ночь из розетки.
Варианты выбора мышей
Если вы любите проводить время за динамичными компьютерными играми, выбирайте среди игровых мышей. А если вы – киберспортсмен и желаете получить от мыши максимум надежности и скорости, выбирайте среди проводных игровых мышей со светодиодным типом сенсора и обратите внимание на частоту опроса.
В паре с ноутбуком бывает весьма удобна компактная мышь – она занимает мало места в сумке; а компактная беспроводная вдобавок не «садит» аккумулятор ноутбука и не запутывается в проводах.
Если вы уверены, что компьютер должен производить впечатление не только возможностями, но и внешним видом, выбирайте среди мышей с подсветкой – благо таковая бывает любого цвета.
Если же вас, наоборот, даже светодиод сенсора раздражает – выбирайте среди мышей без подсветки и с лазерным сенсором; ИК-излучение таких мышей человеческий глаз не видит.
Многие специалисты при работе с графикой и чертежами предпочитают мыши трекбол – во многих случаях им пользоваться удобнее; кроме того, он занимает меньше места на столе и снижает опасность появления туннельного синдрома запястья.
Если вас (или кого-то в комнате рядом с вами) раздражают щелчки кнопок мыши, выбирайте бесшумную модель.
Левшам следует обратить внимание на то, чтобы мышь подходила и под левую руку.
Лазерная мышь или оптическая — что лучше?
Компьютерные мыши отличаются не только цветами и дизайном. Одним из главных отличий моделей можно считать принцип работы. Разбираемся, какие мыши лучше: оптические или лазерные?
Сердце каждой компьютерной мыши — сенсор, контролирующий передвижение по поверхности.
Принцип их работы схож между собой, отличается только конструкция сенсора. Оптический аксессуар работает на стандартном светодиоде, лазерные же девайсы оснащены специальным инфракрасным излучателем.
Как работают мыши разных типов?
Оптико-светодиодный сенсор состоит из излучателя, специального датчика и микросхемы, которые регистрируют скорость и направление перемещения компьютерной мыши. Работает это следующим образом:
В недорогих девайсах используют светодиоды красного цвета. Это связано с низкой ценой таких излучателей и высокой чувствительностью кремниевых фотоприемников к частотному диапазону излучения в пределах 660 нанометров. В дорогих моделях могут применяться светодиоды прочих цветов, включая спектры, не воспринимаемые глазом.
В лазерных мышках подсветку создает лазерный инфракрасный диод. Тонкий луч передается через сенсор непосредственно на процессор. Инфракрасное излучение позволяет точно фокусироваться на плоскости с более мелкими неровностями, чем может воспринять устройство с обычным источником света.
Лазерные и оптические мыши: главные отличия
Долгое время считалось, что оптические мыши идеальны для офисного использования, а геймерам и дизайнерам лучше подходят лазерные. Однако со временем оптические практически догнали своих «конкурентов» по всем характеристикам: у них тоже высокое разрешение, высокая точность и скорость отклика. Но конструктивные особенности остались прежними, и этим обусловлена их главное отличие.
Лазерные мыши гораздо более безразличны к качеству поверхности. Если вам приходится работать в «походных условиях», двигая мышь то по листу бумаги, то по полированному столу, то по собственной ноге, лазер будет иметь большое преимущество перед оптикой. Мышь со светодиодом не обеспечит вам плавного перемещения, например, по глянцевой поверхности: курсор будет «скакать».
Но, если вы используете мышь на коврике, как и положено, разницы не будет никакой. Разумеется, если речь идет о периферии одной ценовой категории.
Какая мышка лучше: другие отличия
Для тех, кто любит вникнуть в суть, разберемся в характеристиках более подробно. Вас могут убеждать, что лазерные мыши гораздо более «продвинутые», но так ли это важно?
Разрешение
Оптические светодиодные мыши среднего уровня имеют разрешение 800 до 1600 dpi, хорошие игровые имеют регулируемые 200 — 3200 dpi. Манипуляторы с лазерным сенсором охватывают диапазон 1200 — 16000 dpi.
Оптимальное для большинства ПК, ноутбуков, позволяющее работать без задержек — 800 dpi. Именно этот показатель был у первых шариковых мышек, он остается минимальным для манипуляторов и сегодня. Если вы покупаете мышь, чтобы работать в офисе, нет никакой разницы, оптическая она или лазерная.
Лазерная мышь среднего уровня Logitech G G Pro Gaming Mouse | ||||||||||||||||||||||||
Доступная оптическая мышь для офиса и дома Oklick 695MW Black-Silver | |||||||||||||||||||||
Значение регистра, шестнадцатеричное | Десятичное значение | Частота снимков сенсора, кадров/с |
OE7E | 3710 | 6469 |
12C0 | 4800 | 5000 |
1F40 | 8000 | 3000 |
2EE0 | 12000 | 2000 |
3E80 | 16000 | 1500 |
BB80 | 48000 | 500 |
Как нетрудно догадаться, исходя из данных в таблице, определение частоты снимков сенсора осуществляется по простой формуле: Частота кадров = (Задающая частота генератора (24 МГц)/Значение регистра отвечающего за частоту кадров).
Осуществляемые сенсором ADNS-3060 снимки поверхности (кадры) имеют разрешение 30х30 и представляют собой все ту же матрицу пикселей, цвет каждого из которых закодирован 8-ю битами, т.е. одним байтом (соответствует 256 градациям серого для каждого пикселя). Таким образом, каждый поступающий в DSP процессор кадр (фрейм) представляет собой последовательность из 900 байт данных. Но «хитрый» процессор не обрабатывает эти 900 байт кадра сразу по поступлении, он ждет, пока в соответствующем буфере (памяти) накопится 1536 байт сведений о пикселях (то есть добавится информация еще о 2/3 последующего кадра). И только после этого чип приступает к анализу информации о перемещении манипулятора, путем сравнения изменений в последовательных снимках поверхности.
С разрешением 400 или 800 пикселей на дюйм их осуществлять, указывается в бите RES регистров памяти микроконтроллера. Нулевое значение этого бита соответствует 400 cpi, а логическая единица в RES переводит сенсор в режим 800 cpi.
После того как интегрированный DSP процессор обработает данные снимков, он вычисляет относительные значения смещения манипулятора вдоль осей × и Y, занося конкретные данные об этом в память микросхемы ADNS-3060. В свою очередь микросхема внешнего контроллера (мыши) через Serial Port может «черпать» эти сведения из памяти оптического сенсора с частой примерно раз в миллисекунду. Заметьте, только внешний микроконтроллер может инициализировать передачу таких данных, сам оптический сенсор никогда не инициирует такую передачу. Поэтому вопрос оперативности (частоты) слежения за перемещением мыши во многом лежит на «плечах» микросхемы внешнего контроллера. Данные от оптического сенсора передаются пакетами по 56 бит.
Ну а блок Led Cотtrоl, которым оборудован сенсор, ответственен за управление диодом подсветки — путем изменения значения бита 6 (LED_MODE) по адресу 0x0a микропроцессор оптосенсора может переводить светодиод в два режима работы: логический «0» соответствует состоянию «диод всегда включен», логическая «1» переводит диод в режим «включен только при необходимости». Это важно, скажем, при работе беспроводных мышей, так как позволяет экономить заряд их автономных источников питания. Кроме того, сам диод может иметь несколько режимов яркости свечения.
Лазерное будущее?
Недавно сеть наполнили хвалебные статьи о мыши Logitech MX1000 Laser Cordless Mouse, в которой для подсветки поверхности под мышью использовался инфракрасный лазер. Обещалась чуть ли не революция в сфере оптических мышей. Увы, лично попользовавшись этой мышью, я убедился, что революции не произошло. Но речь не об этом.
Я не разбирал мышь Logitech MX1000 (не имел возможности), но уверен, что за «новой революционной лазерной технологией» стоит наш старый знакомый — сенсор ADNS-3060. Ибо, по имеющимся у меня сведениям, характеристики сенсора этой мыши ничем не отличаются от таковых у, скажем, модели Logitech МХ510. Вся «шумиха» возникла вокруг утверждения на сайте компании Logitech о том, что с помощью лазерной системы оптического слежения выявляется в двадцать раз (!) больше деталей, чем с помощью светодиодной технологии. На этой почве даже некоторые уважаемые сайты опубликовали фотографии неких поверхностей, дескать, как видят их обычные светодиодные и лазерные мыши 🙂
Конечно, эти фото (и на том спасибо) были не теми разноцветными яркими цветочками, с помощью которых нас пыталась убедить на сайте Logitech в превосходстве лазерной подсветки системы оптического слежения. Нет, конечно же, оптические мыши не стали «видеть» ничего подобного на приведенные цветные фотографии с разной степенью детализации — сенсоры по-прежнему «фотографируют» не более чем квадратную матрицу серых пикселей, отличающихся между собой лишь разной яркостью (обработка информации о расширенной цветовой палитре пикселей непомерным грузом легла бы на DSP).
Давайте прикинем, для получения в 20 раз более детализированной картинки, нужно, извините за тавтологию, в двадцать раз больше деталей, передать которые могут только дополнительные пиксели изображения, и ни что иное. Известно, что Logitech MX 1000 Laser Cordless Mouse делает снимки 30х30 пикселей и имеет предельное разрешение 800 cpi. Следовательно, ни о каком двадцатикратном росте детализации снимков речи быть не может. Где же собака порылась :), и не являются ли подобные утверждения вообще голословными? Давайте попробуем разобраться, что послужило причиной появления подобного рода информации.
Как известно, лазер излучает узконаправленный (с малым расхождением) пучок света. Следовательно, освещенность поверхности под мышью при применении лазера гораздо лучше, чем при использовании светодиода. Лазер, работающий в инфракрасном диапазоне, был выбран, вероятно, чтобы не слепить глаза возможным все-таки отражением света из-под мыши в видимом спектре. То, что оптический сенсор нормально работает в инфракрасном диапазоне не должно удивлять — от красного диапазона спектра, в котором работает большинство светодиодных оптических мышей, до инфракрасного —«рукой подать», и вряд ли для сенсора переход на новый оптический диапазон был труден. Например, в манипуляторе Logitech MediaPlay используется светодиод, однако также дающий инфракрасную подсветку. Нынешние сенсоры без проблем работают даже с голубым светом (существуют манипуляторы и с такой подсветкой), так что спектр области освещения — для сенсоров не проблема. Так вот, благодаря более сильной освещенности поверхности под мышью, мы вправе предположить, что разница между местами, поглощающими излучение (темными) и отражающими лучи (светлыми) будет более значительной, чем при использовании обычного светодиода — т.е. изображение будет более контрастными.
И действительно, если мы посмотрим на реальные снимки поверхности, сделанные обычной светодиодной оптической системой, и системой с использованием лазера, то увидим, что «лазерный» вариант куда более контрастен — отличия между темными и яркими участками снимка более значительны. Безусловно, это может существенно облегчить работу оптическому сенсору и, возможно, будущее именно за мышами с лазерной системой подсветки. Но назвать подобные «лазерные» снимки в двадцать раз более детализированными вряд ли можно. Так что это еще один «новорожденный» миф.
Какими будут оптические сенсоры ближайшего будущего? Сказать трудно. Вероятно, они перейдут таки на лазерную подсветку, а в Сети уже ходят слухи о разрабатываемом сенсоре с «разрешением» 1600 cpi. Нам остается только ждать.
- Лазерная мышка это что
- Лазерная мышь это что