Лайф лонг лернинг что это

Обучение длиною в жизнь: 5 рекомендаций

Лайф лонг лернинг что это. Смотреть фото Лайф лонг лернинг что это. Смотреть картинку Лайф лонг лернинг что это. Картинка про Лайф лонг лернинг что это. Фото Лайф лонг лернинг что этоLife-long learning – это обучение длиною в жизнь или непрерывное обучение. Этим термином обозначают стремление к непрерывному получению знаний. Life-long learning – это образ жизни, при котором человек отказывается прекращать своё развитие, и с помощью различных форм обучения, в том числе самостоятельного, продолжает впитывать новые знания и овладевать новыми навыками.

В статье вы узнаете, что из себя представляет Life-long learning, а также получите конкретные практические рекомендации о том, как сделать непрерывное обучение частью своей жизни. Вы ведь не считаете, что образование должно ограничиваться школой и институтом?

Кстати, у нас есть онлайн-программа «Лучшие техники самообразования», где мы обучаем применять различные техники самообразования, чтобы процесс обучения стал стилем жизни и чтобы это было интересно и эффективно.

Понятие Life-long learning

Сам термин Life-long learning был придуман ещё в двадцатом веке Лесли Уоткинсом. В основе непрерывного обучения лежат две теории: когнитивизм и конструктивизм. Когнитивизм гласит, что обучение – это осмысление отношений между старым и новым, а конструктивистская теория утверждает, что обучение – это не пассивное усвоение знаний, а активное построение субъектом интерпретации окружающего мира. Согласно конструктивизму, в обучении могут использоваться самые разные источники, в том числе жизненный опыт.

Учитесь учиться

К сожалению, в школе на уроках нам не рассказывают о метапознании, и мы едва знаем, как работает наша память, что способствует, а что мешает концентрации внимания и т.д. Чтобы эффективно обучаться, нужно понимать, как вообще происходит обучение и как можно сделать его более эффективным.

Рекомендуем вам как минимум освоить мнемотехнику и скорочтение, прочитать статьи «Как научиться учиться» и «Саморазвитие», а также познакомиться со следующей инфографикой:

Используйте МООК

МООК – это массовый открытый онлайн-курс. К счастью, в наше время существует огромное количество бесплатных, но невероятно полезных ресурсов для самообразования. Любой человек, у которого есть Интернет, может получать знания, не выходя из дома, – было бы желание.

Отличную подборку МООК-платформ с описанием вы можете найти здесь. А ещё одну большую подборку сайтов для самообразования – по этой ссылке.

Используйте друзей и знакомых

«Выэто среднее арифметическое тех пяти человек, с которыми Вы проводите большую часть своего времени», – Джим Рон. В этой цитате есть доля истины, но чаще мы поддаёмся влиянию своих друзей неосознанно. А ведь мы можем многому у них научиться.

Подумайте, какими полезными для вас навыками или знаниями обладают ваши приятели? Могли бы они вас научить этому?

Если вы не нашли, чему поучиться у ваших друзей (а это тревожный знак!), вы можете завести новых знакомых. Познакомьтесь с другим поклонником саморазвития и договоритесь с ним об образовательном бартере – чему-то его будете учить вы, а чему-то он будет учить вас.

Используйте книги

Книги – это не самый современный, но один из самых эффективных инструментов самообразования. Современные библиотеки и книжные магазины (в т.ч. онлайн) способны удовлетворить практические любые запросы в сфере самообразования. Книг по самообразованию за последние годы написано столько, что прочитать их все практически невозможно.

Но здесь вам на помощь приходят саммари – краткие содержания книг. На 4brain тоже есть раздел, в котором вы можете познакомиться с «выжимкой» самого полезного из мира нон-фикшн.

Используйте другие источники знаний

Повторимся: в наш век способов и инструментов саморазвития невероятно много, было бы только желание. Различные вебинары, тренинги на любой вкус, лекции, самые разнообразные курсы – существует множество форматов, но все они нацелены на одно – дать вам возможность учиться в течение всей своей жизни. Так воспользуйтесь же этой возможностью, и не проживайте жизнь впустую!

Источник

Концепция Lifelong Learning

Нет времени? Сохрани в

Это одна из самых важных статей в нашем блоге, хоть она даже не про английский. Lifelong Learning — это более широкая концепция. Она настолько глобальна, что заслуживает стать вашим кредо, вашим жизненным правилом, частью вас. Есть даже шанс, что после прочтения у вас отпадет лень, и появится острое желание к самосовершенствованию. Интересно?

Лайф лонг лернинг что это. Смотреть фото Лайф лонг лернинг что это. Смотреть картинку Лайф лонг лернинг что это. Картинка про Лайф лонг лернинг что это. Фото Лайф лонг лернинг что это

Что такое Lifelong Learning

Lifelong Learning (далее мы для удобства будем называть это просто LLL) переводится с английского как «обучение длиною в жизнь». Идея не новая. Известные люди озвучивали эту мысль многократно в разное время.

Никто никогда по-настоящему не перестает учиться — Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832).

Live as if you were to die tomorrow. Learn as if you were to live forever. — Mahatma Gandhi (1869-1948).
Живи так, как будто завтра умрешь. Учись так, как будто тебе суждено жить вечно — Махатма Ганди.

The illiterate of the 21st century will not be those who cannot read and write, but those who cannot learn, unlearn, and relearn — Alvin Toffler (1928-2016).
Неграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, отучиваться и переучиваться — Элвин Тоффлер.

Все эти цитаты — про то, что мы теперь называем LifeLong Learning. Это было актуально всегда, но сейчас становится еще актуальнее.

Лайф лонг лернинг что это. Смотреть фото Лайф лонг лернинг что это. Смотреть картинку Лайф лонг лернинг что это. Картинка про Лайф лонг лернинг что это. Фото Лайф лонг лернинг что это

Все самое интересное про глагол «to fall»

Почему Lifelong Learning так важен именно в 21 веке

К чему это все? К тому, что знания и навыки в 21 веке теряют актуальность быстрее, чем когда-либо ранее. Поэтому обучаемость выходит на первый план. Помните историю про двух лягушек в кувшине с молоком? Там лягушка взбивает молоко и выбирается. Но жизнь сложнее, чем красивая аналогия. Чтобы преуспеть, в 21 веке нужно взбивать молоко непрерывно, чтобы оставаться на плаву.

Возможно, это прозвучало жестко. Мы не хотели вас пугать. Просто хотели донести важность самообразования.

Чему учит Lifelong Learning

Под learning может подразумеваться:

Важно, что вы должны именно практиковаться в чем-то, а не просто изучать теорию. Вот пример. Представьте мужчину лет 35. Он работает стоматологом, но любит садоводство. Это навеевает стоматологу ностальгию по лету у бабушки в деревне. Он читает статьи, смотрит видео про выращивание помидоров на ютубе. Это такое увлечение, и это замечательно. Однако чтобы это считалось за самообразование, важно практиковаться. В нашем случае — обустроить себе небольшую грядку и начать выращивать в ней эти самые помидоры.

Лайф лонг лернинг что это. Смотреть фото Лайф лонг лернинг что это. Смотреть картинку Лайф лонг лернинг что это. Картинка про Лайф лонг лернинг что это. Фото Лайф лонг лернинг что это

Английский через волонтерство

Английский как стартовая точка

Исследователи Высшей Школы Экономики подсчитали, что в Европе самообразованием занимаются от 18 до 84 процентов респондентов в возрасте от 25 до 64 лет. Самый большой процент в Словакии — это 84%. В Швеции — 76%, во Франции — 64%. В Румынии — 18%. В Украине исследование не проводилось.

В любом случае среди студентов наших школы этот процент — 100%. Логично. Если вы изучаете английский с преподавателем, это тоже самообразование. И нам хотелось бы, чтобы для как можно большего количества людей английский стал проводником в мир непрерывного обучения. Мы можем помочь вам выработать привычку. Научить вас учиться, чтобы в дальнейшем для вас это не было чем-то сложным, требующим особых усилий или сверхмотивации.

Далее вы сможете без моральных усилий учиться новому, проходить курсы повышения квалификации, осваивать новые навыки, находить новые хобби. Танцы, рисование, музыка, восточные языки, программирование, дизайн — мир обучения открыт для вас!

EnglishDom #вдохновляемвыучить

Источник

Как оставаться конкурентоспособным на рынке труда в течение всей жизни или что такое «lifelong learning»?

Лайф лонг лернинг что это. Смотреть фото Лайф лонг лернинг что это. Смотреть картинку Лайф лонг лернинг что это. Картинка про Лайф лонг лернинг что это. Фото Лайф лонг лернинг что это

Модель «одна профессия на всю жизнь» постепенно изживает себя. Это связанно с тем, что скорость технологических изменений постоянно возрастает, и как следствие увеличивается скорость экономических, социальных и политических изменений — запросы рынка труда постоянно меняются. Как только специалисты моего поколения, рожденные в 1990–2000 гг., станут ключевыми на рынке труда — модель «одна профессия на всю жизнь»полностью себя исчерпает. Смена сферы деятельности от 5 раз и выше в течении жизни — станет нормой, как для сотрудников, так и для работодателей. Почти все мои знакомые программисты, которые выбрали программирование как “одну профессию на всю жизнь” рано или поздно уходили в стартаперы, а после того как стартапы были основаны, им приходилось стать маркетологами — самим продавать свои продукты и в случае успешных продаж — они становились уже управленцами и бизнесменами. Иногда этот цикл люди проходили за год, а то и меньше. Главное преимущество такого подхода в том, что оно позволяет специалисту выйти в междисциплинарный формат.

Все ключевые инновации за последние 100 лет появились именно в междисциплинарной плоскости. Это значит, что в будущем специалисты, способные работать на стыке предметных областей и сфер деятельности, будут более востребованы, чем остальные.

Что будет с рынком труда в будущем

Стоит отметить, что в течение следующих 20–30 лет исчезнут более 30 существующих сейчас интеллектуальных и более 20 рабочих профессий, таких как копирайтер, журналист, аналитик, оператор call-центра, почтальон, инспектор ДПС, билетер и многие другие. (Подробнее в “Атласе будущих профессий”)

Миграция рабочей силы, в свою очередь, приведет к тому, что те специалисты, которых сегодня мы называем “дешевой рабочей силой”, начнут развивать свои компетенции и совсем скоро смогут конкурировать в таких областях, как гостиничный и ресторанный сервис, продажи, строительство и т. д.

На самом деле будущее уже здесь, просто пока оно наступило неравномерно. Это позволяет многим проживать жизнь по старинке. Им так комфортнее.

Но совсем скоро молодое поколение специалистов будет вынужденно от этого комфорта отказаться и начать менять свою жизнь.

Почему люди не меняют свою жизнь

Как правило, люди ничего не меняют в своей жизни не потому не могут, а потому что не хотят. Им комфортно и удобно в том состоянии, в котором они находятся. Поиск себя в жизни — дело непростое, потому что оно подразумевает изменения. А изменения — штука вообще неудобная и вызывающая у большинства людей только стресс. Но придется привыкнуть.

Иногда, когда вы пытаетесь найти свое место в жизни, вы делаете несколько шагов назад и вам кажется, что вы начинаете отставать от тех, кто вас окружает. Это нормально, на самом деле это позволяет вам самоопределиться и скорректировать вашу траекторию развития. В будущем вы получите гораздо больше тех, кто не стал менять свою жизнь и оставил все на самотек.

Иногда на самоопределение у человека уходит 10–15 лет сознательной жизни. И говоря о самоопределении, я говорю в большей степени о предназначении человека, чем о его окладе и перспективах профессионального развития. Люди, которых интересует собственное предназначение, мало беспокоятся о “тухлых” гарантиях. Им куда интереснее шанс на победу в соревнованиях куда более высокого уровня, чем битва за оклад на месте обычного рабочего.

Но строить жизнь, согласно внутреннему предназначению, непросто. Это требует от человека большой смелости и умения отказываться от вещей привычных, но на самом деле не нужных.

Поэтому, если вы еще не определились и ищите себя в жизни, то посмотрите инфографику “Потерялись в жизни? Люди, преуспевшие не сразу” и продолжайте искать себя дальше до тех пор, пока не найдете — это единственный выход.

Лайф лонг лернинг что это. Смотреть фото Лайф лонг лернинг что это. Смотреть картинку Лайф лонг лернинг что это. Картинка про Лайф лонг лернинг что это. Фото Лайф лонг лернинг что это

О концепции «lifelong learning»:

Ключевой концепцией, которая поможет человеку самоопределиться в жизни и деятельности и быть конкурентоспособным на постоянно меняющемся рынке труда, является концепция «lifelong learning», что означает «обучение через всю жизнь». Главное преимущество этой концепции в том, что она обеспечивает человеку мобильность на рынке труда независимо от его возраста.

В концепции «lifelong learning», на мой взгляд, можно выделить 4 этапа.

Первый этап — это самоопределение.

В моем случае этот этап занял 8 лет, за которые я освоил более 10 профессий и запустил 3 собственных стартапа. Только после всех этих попыток я смог самоопределиться.

Второй этап — это постановка долгосрочных целей с горизонтом 10–15 лет и описание траектории профессионального развития.

Моя траектория развития имеет 10-летний горизонт и описывает 3 целевых состояния (совокупность компетенций и навыков) и, соответственно 3 траектории профессионального развития.

Третий этап — это определение точек приложения усилий. Например, такими точками могут быть компании, в которых нужно обязательно поработать, люди с которыми нужно познакомиться и компетенции, которые нужно приобрести.

В 2010 году я впервые проанализировал рынок труда Калининградской области, я поставил перед собой задачу поработать в группе «Вестер» как в одной из самых крупных региональных компаний, в состав которой входит больше 10 бизнес-направлений. И именно этот факт стал для меня решающим и превратил эту компанию в точку приложения усилий. Я понял, что поработав там всего полгода, но сразу в нескольких бизнес-направлениях, я смогу составить необходимое мне рекламное портфолио (аналитические и бизнес-статьи, рекламные видеоролики, пресс и пост релизы и т.д.). А это является одной из задач в моей профессиональной траектории развития.

В течение следующих 5 лет я отправлял резюме в группу «Вестер» 3 раза, где –то с разницей в 1,5 года, параллельно развивая свои компетенции. Когда я прислал резюме в 2016 году в 3 раз, мне было 25 лет, меня пригласили на собеседование и после нескольких тестовых заданий, меня приняли на работу (отдельный привет Гжелак Анне, Виленской Екатерине и Смирновой Ольге =).

В течение следующих 6 месяцев я справился с поставленной задачей — портфолио было готово.

Четвертый этап — корректировка траектории, которая вновь включает в себя самоопределение, постановку новых целей и определение новых точек приложения усилий.

Больше 4 лет я собирался получить степень доктора экономических наук к 30 годам, но отказался от этой идеи, так как понял, что прежде всего мне нужен практический, а не теоретический бэкграунд.

Самое главное преимущество концепции «life long learning» в том, что она экономит наш самый главный ресурс — это время. Если у вас есть траектории профессионально развития на 10–15 лет вперед, вы не будете тратить время на ненужные вам вещи, а значит будете более продуктивны в своей жизни и более конкурентоспособны на рынке труда.

Вот только ряд наиболее важных социально-экономических причин, которые подтверждают необходимость использования этого подхода уже сегодня:

Если ваша траектория профессионального развития соответствует ощущению вашего внутреннего предназначения — то это главный фактор успеха. Все остальные выводы вы сможете сделать только после того как 10–15 лет, обозначенные в вашей траектории, останутся позади.

Я бы хотел закончить эту статью по-другому, но объективности ради, придется именно так.

В 1990 годах была большая демографическая яма — показатели рождаемости в стране были на предельно низком уровне. А это значит, что когда это малочисленное поколение вырастет и станет ключевым на рынке труда — им всем хватит на нем места в независимости от их навыков и компетенций. И вот, что получается, те кто строили свои компании в 90-ые не конкурировали, потому что конкуренции тогда и не было, рыночная экономика только зарождалась. А мое поколение так и не научится конкурировать, потому что, очевидно, в силу демографических проблем прошлого, нам всем хватит места на российском рынке труда.

Источник

Life-long learning: зачем учиться снова и снова

Лайф лонг лернинг что это. Смотреть фото Лайф лонг лернинг что это. Смотреть картинку Лайф лонг лернинг что это. Картинка про Лайф лонг лернинг что это. Фото Лайф лонг лернинг что это

Концепция life-long learning возникла на Западе еще в 60-е годы. В нашей стране несколько десятилетий назад специалистам нужно было лишь изредка повышать квалификацию. Обучение проходило по стандартной схеме школа — институт — работа, а полученная профессия считалась выбранной на всю жизнь. Немногие решались получить второе и третье высшее образование: в большинстве случаев в этом не было необходимости, а востребованные сотрудники продвигались вверх по карьерной лестнице.

В мире современных технологий прослеживается другая тенденция: можно менять профессию и приобретать навыки, не связанные с ней изначально. К тому же некоторые идеи возникают на стыке нескольких направлений: искусственный интеллект и продажи, медицина и спорт, технологии и биология.

Лайф лонг лернинг что это. Смотреть фото Лайф лонг лернинг что это. Смотреть картинку Лайф лонг лернинг что это. Картинка про Лайф лонг лернинг что это. Фото Лайф лонг лернинг что это

Кому нужно учиться

Саморазвитие важно не только для карьеры, но и для личных достижений. Руководители крупных компаний нанимают специалистов для обучения, прорабатывают навыки с коучами и психологами, проходят курсы и слушают лекции. Эти процессы эффективны для понимания новых областей бизнеса, а непрерывное обучение помогает развивать мозг. Концепция обучения длиною в жизнь актуальна не только для топ-менеджеров: ведь если почувствовать тягу к прекрасному, можно сменить офисную работу на фриланс. Перспектива снова учиться может вызвать отторжение только у вчерашних школьников, и все же большинство людей приходят к этой идее уже в зрелом возрасте.

Это не второе высшее

Life-long learning — это добровольная система, выходящая за пределы классического образования. В отличие от него обучение длиною в жизнь проходит неформально и не подразумевает большие финансовые вложения. То есть затраты на погружение в новую область не сравнимы с повышением квалификации или полноценным высшим образованием. Благодаря компьютерным технологиям учиться можно удаленно, без оценок и строгого контроля со стороны учителей. В результате учащийся не получает диплом, но такая система образования дает гораздо больше.

Когнитивные и эмоциональные интересы «вечных студентов» могут отличаться, выяснили в Мельбурнском университете. В школе одни предметы могли нравиться, а другие были неинтересны. Но чем старше человек становится, тем лучше он понимает, к чему склонен и что может принести ему реальную пользу и удовольствие. Важно направить любознательность в правильное русло и выбрать то, что действительно интересно. Но как учиться тем, кто не может заниматься самообразованием без строгого контроля и расписания, составленного преподавателем? Попробуйте следовать этим пунктам.

Лайф лонг лернинг что это. Смотреть фото Лайф лонг лернинг что это. Смотреть картинку Лайф лонг лернинг что это. Картинка про Лайф лонг лернинг что это. Фото Лайф лонг лернинг что это

1. Выберите направление

Скучные уроки остались в прошлом, теперь вы вольны сами выбирать тему. Как открыть бизнес, как устроен эмоциональный интеллект, как готовить эклеры? Главное, чтобы вам было интересно. Посмотрите на увлечения окружающих, вспомните, чего хотели раньше, вдохновитесь примерами тех, кто достиг высот в любых сферах — от игры на гитаре до создания профессионального макияжа.

2. Составьте график

Даже при свободном обучении важна системность. При плохо составленном графике может быть трудно найти время для самообразования, поэтому важно выбрать его заранее. Необязательно заниматься ежедневно: чтобы поддерживать интерес и не забывать уже освоенный материал, оптимально заниматься 2–3 раза в неделю. Выберите подходящие дни, когда сможете сосредоточиться на обучении и не отвлекаться на другие дела.

3. Создайте рабочее пространство

Самообучение подразумевает создание правильной обстановки. Только от вас зависит, уделять ли время занятиям на работе или практиковаться вечерами дома. Средством непрерывного образования может стать смартфон: например, для изучения иностранного языка достаточно скачать подходящее приложение или подкаст.

Лайф лонг лернинг что это. Смотреть фото Лайф лонг лернинг что это. Смотреть картинку Лайф лонг лернинг что это. Картинка про Лайф лонг лернинг что это. Фото Лайф лонг лернинг что это

4. Пишите и читайте

Немногие сейчас пользуются бумажными ежедневниками и блокнотами, а зря. Написанное от руки запоминается гораздо лучше по сравнению с набранным на клавиатуре или сохраненным в аудиозаписях. Это происходит благодаря взаимодействию моторной и визуальной памяти. Читайте больше. При этом можно взяться одновременно за несколько книг, но одна из областей должна оставаться приоритетной.

5. Ищите дополнительные источники знаний

Сейчас нет необходимости искать книги по списку. Информация доступна на сайтах, форумах и в социальных сетях. Подпишитесь на специалистов по интересующей теме, создайте подборки инстаблогеров и просматривайте новости по нужной области знаний. Фотографы, кулинары, преподаватели, психологи и спортсмены-инструкторы не только делятся интересными фактами, но и вдохновляют на достижения.

Источник

Век учись. Что такое life-long learning

Рубен Варданян и выпускники бизнес-школы СКОЛКОВО рассуждают о том, что заставляет их учиться, учиться и еще раз учиться.

Это может показаться странным, но бизнесмены, уже стоящие во главе компании и многого добившиеся в жизни, продолжают учиться. И речь не только о формальном обучении в вузах: кто-то нанимает себе тьюторов по психологии или истории искусства, кто-то целенаправленно ездит по конференциям, посвященным какой-нибудь совершенно новой области знаний (например, искусственному интеллекту), кто-то слушает лекции онлайн или записывается на курсы в бизнес-школах.

Зачем? Во-первых, стремительно меняющиеся технологии не позволяют расслабиться. Если ты имеешь отношение к IT-бизнесу (а может, и не только к нему) и не разбираешься в том, что такое блокчейн или machine learning, то есть шанс, что через пару лет тебя просто выкинут с рынка.

Во-вторых, многие идеи рождаются на стыке двух или нескольких направлений: биология и IT, спорт и медицина, ретейл и искусственный интеллект. Мало быть специалистом в чем-то одном – нужно заставить себя погрузиться в другую область знаний.

Наконец, в-третьих, продуктивным оказывается сам процесс получения нового знания: он позволяет вытащить себя из текучки, завязать связи с новыми людьми, посмотреть на мир – или хотя бы на свой бизнес – со стороны.

Лайф лонг лернинг что это. Смотреть фото Лайф лонг лернинг что это. Смотреть картинку Лайф лонг лернинг что это. Картинка про Лайф лонг лернинг что это. Фото Лайф лонг лернинг что этоКонцепция life-long learning (обучение на протяжении всей жизни) не нова – на Западе первые идеи непрерывного образования возникли еще в 1960-е годы, и сейчас примерно 40% европейцев трудоспособного возраста регулярно проходят повышение квалификации. Кто-то продолжает обучение для того, чтобы двигаться по карьерной лестнице, кого-то вынуждают это делать работодатели. Над предпринимателем или топ-менеджером обычно не стоит никто – они сами бросаются в учебу, сами выбирают, чем заняться. Мы попросили нескольких человек рассказать, почему они продолжают учиться и как именно они предпочитают это делать.

Дмитрий Халин, директор департамента технологической политики Microsoft:
«Надо не просто потреблять информацию, а творчески ее перерабатывать».

Я для себя понял, что сила знаний – в их комбинации. Помню, как в четвертом классе приболел и остался дома на месяц. Одноклассники сообщали мне по телефону домашнее задание, на подготовку которого у меня было много времени. В результате я на месяц опередил школьную программу, а потом у меня заметно повысилась успеваемость – из хорошиста я стал отличником-медалистом. Тогда я не осознавал, как это вышло, но потом понял, что освоил навыки самообучения. Получилась хорошая комбинация: школа как арена, где знания можно обсудить и уточнить + режим проактивности и опережения при самостоятельном обучении. Мне кажется, таким и должен быть эффективный образовательный процесс: даже если ты поступаешь в престижную бизнес-школу, но не занимаешь активную позицию, результат будет хуже.

Сейчас много возможностей учиться – вопрос в том, как выстроить процесс. Долгое время мне казалось, что учиться лучше прямо на работе – в современной компании всегда будут возможности для повышения квалификации. Из-за этого я какое-то время скептически относился к MBA. Но с опытом я понял, что истина где-то посередине – при помощи специальных образовательных программ можно открыть совершенно новые горизонты. Мои одногруппники по Executive MBA в бизнес-школе «Сколково», например, рассказывали о вещах, которые я и вообразить себе не мог, мои представления о бизнесе и мировоззрение в целом заметно расширились.

Чтобы действительно хорошо усваивать знания, надо не просто стать потребителем информации, но и самому ее творчески перерабатывать. Например, читая книгу или слушая лекции, рекомендую открывать какой-нибудь редактор на компьютере и выписывать туда основные тезисы. Я это делаю в PowerPoint. Таким образом, у меня накапливается колода слайдов на разные темы – так я и информацию лучше запоминаю, и у меня остаются заготовки, которые можно использовать для выступлений и обсуждений.

Алексей Губкин, соучредитель компании Ginza Project:
«Учусь у французского философа».

Я всю учебу делю на два направления – прикладное (новые навыки или технологии, которые можно будет использовать в работе) и «для широты кругозора». Я люблю получать знания, которые практического применения не имеют, но зато развивают мозг и в сочетании порой дают интересные инсайты. Например, я изучаю философию, историю, теорию игр. У меня есть список книг, которые надо прочесть, и я стараюсь читать каждый день. В том числе и художественную литературу – недавно вот перечитал «Войну и мир», впервые со школы. Тогда мне страшно не понравилось, но папа говорил: «Вырастешь – поймешь». И он оказался прав, это действительно потрясающее произведение.

Люблю Coursera, проходил курсы по маркетингу, стратегическому планированию, лидерству. Вообще-то я не очень усидчивый, но составлял себе план и смотрел лекции в спортзале на беговой дорожке – все равно там целый час деваться некуда, надо себя чем-то развлечь. Кстати, спорт тоже развивает не только тело, но и когнитивные навыки – например, настольный теннис или тактическая стрельба учат осознанности и концентрации. Еще я много занимаюсь с преподавателями по скайпу. Французский философ помогает мне развивать мышление, учит думать более структурированно, решать разные задачи. В конце каждого занятия мне нужно резюмировать полученные знания – так я учусь формулировать на английском языке. Раньше я еще в конце каждого дня записывал, какие уроки он мне преподнес. Это тоже полезно – начинаешь более осознанно относиться к своему опыту.

А еще я очень люблю общаться и легко заражаюсь интересами и хобби людей из своего окружения. Мне интереснее получать широкий спектр знаний из разных источников, чем сильно погружаться во что-то одно. Раньше я из-за этого чувствовал себя некомфортно – в советской системе образования ценились узкие специалисты, а это совсем не мое. А потом понял, что это классно и полезно для бизнеса. Узкого специалиста всегда можно нанять или взять в партнеры, а широкий кругозор помогает мыслить творчески. Единственная сложность – как расставить приоритеты: все такое интересное.

Рубен Варданян, предприниматель, филантроп, заместитель председателя международного попечительского совета Московской школы управления «Сколково»:
«Учеба помогает мне посмотреть на себя со стороны».

Я думаю, что мы должны жить так, будто завтра умрем, а учиться так, как будто будем жить вечно. Надо периодически выдергивать себя из текучки – помните, как в «Том самом Мюнхгаузене»: «Каждый разумный человек время от времени должен себя вытягивать за волосы из болота»? И обучение – это не столько получение знаний, сколько возможность посмотреть на себя со стороны и сравнить то, чем ты занимаешься, с тем, что происходит в мире.

Наконец, просто важно позволять себе на какое-то время выходить из безумного ритма, в котором мы находимся в бизнесе, и рефлексировать. Это очень полезное упражнение, которое можно делать разными способами – здесь каждый сам выбирает, как ему удобно. Я, например, стараюсь каждые два года ездить на короткие программы в международные вузы– Гарвард, Стэнфорд, Йель. Кроме того, у меня много менторов, но я считаю, что учиться можно не только у тех, кто старше тебя или добился известности и успеха. Можно узнать что-то новое от ребенка или от таксиста. Нужно только уметь общаться и не бояться быть открытым.

Егор Руди, сооснователь Eruditor Group:
«Сохранять “сознание начинающего”».

Мне кажется, что главный вопрос – не как эффективнее учиться, а как добавить страсти к развитию тем, у кого ее недостаточно. Но и в плане методов обучения у меня есть несколько своих лайфхаков.

Нужно, например, корректно выбирать источники знаний. Не быть всеядным. Ни в коем случае не брать книги «с полок». Я веду свой список источников, куда заношу книги, или статьи, или видео после того, как слышу про них от кого-то, кому доверяю. Обязательно сопровождаю источник комментарием – «кто порекомендовал и почему». Когда источник снова упоминается кем-то еще, поднимаю ранг. А когда есть время поучиться – беру текст или видео из топа. Сейчас в списке 135 позиций.

Сохранять «резонирующие» мысли из книг в Evernote, а потом пересказывать друзьям или сотрудникам. Это позволяет гораздо больше запомнить, понять и адаптировать новые знания под свои потребности.

Потреблять знание в контексте. Если готовлюсь к публичному выступлению – отложу все и буду читать про публичные выступления. Если занимаюсь больше продуктом – читаю источники на эту тему. Это точно добавляет усвояемости.

Я стараюсь не забывать регулярно задавать своим друзьям-предпринимателям вопрос «Назови лучшее, что ты прочитал за последнее время».

Еще нужно сохранять «сознание начинающего» (из одноименной книги Сюнрю Судзуки). Пробовать те вещи, про которые думаешь, что никогда не стал бы пробовать. Если я чувствую в себе отторжение к определенной теме – часто принимаю решение окунуться именно в нее. Такие штуки нередко развивают больше всего.

Михаил Воронин, старший партнер Winning The Hearts Group:
«Хороший лектор может “зарядить” настолько, что сразу хочется сделать что-то свое».

Не учиться – скучно. Я 13 лет планировал, как выйду из бизнеса и начну отдыхать и жить полной жизнью. Но когда я вышел из оперативного управления, две недели было клево, через месяц я уже начал скучать, а через три месяца стало совсем плохо – мне никто не звонил, и казалось, что я совсем выпал из контекста.

У меня есть свой educational mix – набор образовательных форматов, которые для меня работают. На первом месте – глубокие модульные программы. Я их проходил в Стокгольмской школе экономики и в бизнес-школе «Сколково» (программа Executive MBA). На втором – профессиональные форумы, которые я сам довольно часто организовываю. В сжатое время ты можешь глубоко погрузиться в тему и пообщаться с интересными людьми. Ну и книги. Но я не умею учиться впрок: я начинаю погружаться в ту или иную тему, когда возникает необходимость.

В образовательных проектах лучше всего работает сочетание обучения и развлекательных форматов, тогда подключаются эмоции и возникает правильная динамика внутригрупповой работы. А вот онлайн-занятия мне не очень подходят, хотя я верю, что будущее за ними. Но мне пока непривычно сидеть и смотреть видео, больше нравится живое общение. Иногда выступление яркого лектора может зарядить настолько, что немедленно хочется сделать что-то свое – например, два года назад я услышал такую речь на форуме в Финляндии, вдохновился ею и сейчас организовал бизнес-форум «Атланты». Заряжаться энергией очень важно, и подобные мероприятия могут в этом помочь.

Андрей Грудин, генеральный директор группы компаний «Пионер»:
«Учусь по мере внутренней потребности».

Я получил три фундаментальных образования – инженерное, экономическое и Executive MBA в «Сколково». И все равно продолжаю периодически посещать курсы, семинары и лекции по важным для меня темам: стратегический менеджмент, лидерство, эффективные переговоры, тайм-менеджмент. Я не делаю это по расписанию – все зависит от внутренней потребности: иду учиться, если чувствую пробел в какой-то области или если накапливается желание систематизировать или пересмотреть уже накопленные знания. Например, мне показался очень полезным семинар Александра Фукса для владельцев бизнеса – он интересно рассказывает про управление бизнес-процессами именно с точки зрения собственника.

Мир не стоит на месте, и все время появляются новые поводы учиться. Из перспективных трендов я бы выделил социальное предпринимательство. Это хорошая альтернатива традиционному бизнесу – когда акцент смещается с простого получения прибыли на создание чего-то полезного для общества, например в области образования и здравоохранения.

Михаил Бройтман, генеральный директор ООО «Варданян, Бройтман и партнеры»:
«Мне важно получать обратную связь».

Работа тоже нас учит – это метод learning by doing. Но этого не всегда хватает – мир быстро меняется, появляются новые взгляды и подходы, и то, чему вы учились несколько лет назад, успевает устареть. Когда я учился в школе, калькулятор был большой редкостью, в институте я работал на ЭВМ, которая занимала целую комнату, а дискеты были диаметром сантиметров пятьдесят и шириной десять. А сейчас у всех ноутбуки и айпады. С появлением новых вызовов нужны и новые знания, но тут важно сохранять драйв, любопытство и открытость. Я закончил обучение в бизнес-школе «Сколково» в 2010 году, когда мне было уже 43 года. Не самый типичный возраст для таких занятий, но у меня появилась потребность в этом, так как у меня не было базового экономического образования, мне казалось, что даже после 15 лет работы будет нелишним проверить собственные знания. И я действительно не зря потратил время. Самым важным и интересным оказалось общение и интерактивные форматы – я начал общаться с людьми, с которыми по работе никогда бы не познакомился: предпринимателями из среднего и малого бизнеса, ретейла, медиабизнеса. Было интересно, как мыслят и чем живут другие люди – и преподаватели, и однокурсники.

Разбор кейсов – тоже очень важный момент в бизнес-обучении, да и в любом обучении. К сожалению, у нас высшее образование до сих пор что-то вроде спорта: соблюдай правила игры, и ты молодец. Например, надо выучить теорему и правильно воспроизвести ее на экзамене. В западных университетах подход другой: студент должен придумать осмысленный проект в какой-то области и доказать, что он имеет смысл. Поэтому нашим специалистам стоит больше тренироваться в разборе кейсов, обсуждении проектов и решении практических задач.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *