Ландшафтный дизайн как бизнес с чего начинать
Ландшафтный дизайн
Большинство владельцев коттеджей и загородных домов не могут самостоятельно проделать необходимую работу по оформлению прилежащей территории. Услуга ландшафтного дизайна очень востребована, спрос на нее все больше превышает предложение, что обеспечивает всегда свободное место для новых предпринимателей. Бизнес требует скромных затрат и приносит весомую прибыль, окупается порой с первого заказа.
Перспективы ландшафтного бизнеса
Рынок коттеджного строительства растет буквально на глазах. Люди все больше перебираются из многоквартирных домов в уединенные особняки, которым требуется квалифицированная помощь команды по благоустройству окрестностей. Открыть частную компанию в сфере ландшафтного дизайна становится все выгоднее. Как показывает практика опытных предпринимателей, лучшим вариантом будет предложение комплексных услуг – вы создаете идею, проектируете, воплощаете задумку в жизнь и некоторое время следите и ухаживаете за собственным «детищем».
Если вам проще работать в одиночку, можете выбрать одно из направлений: оформление газонов, укладка дорожек, посадка растений, внешнее освещение, малые архитектурные сооружения и прочее. Но помните, что для полноты процесса так или иначе будут требоваться руки строителей, водителя, дендролога. Можно выучиться по всем этим специальностям и применять их в работе, но это долго, а реализация даже небольшого проекта займет месяцы. Оптимальный вариант – создание сплоченной команды профессионалов, у каждого из которых своя функция.
Выступив дизайнером и руководителем проекта, вы сможете генерировать идеи, вести переговоры, искать новых заказчиков и поставщиков, а работа в это время уже будет выполняться доверенными людьми. Не ограничивайтесь только частным сектором – участвуйте в тендерах по озеленению и благоустройству городских площадей и улиц, договаривайтесь с магазинами и ресторанами.
Сезонность бизнеса (обычно это апрель-ноябрь) не должна ограничивать вас в работе. В холодное время заключайте договоры на очистку крыш или улиц от снега, занимайтесь предстоящими проектами, ищите местных и зарубежных поставщиков качественных растений и декоративных материалов, уделяйте внимание очистке и починке оборудования.
Подготовка и планируемые расходы
Обучение и навыки
Чувства прекрасного ландшафтному дизайнеру будет недостаточно для выполнения заказов. Для проектирования садовых участков и декоративных элементов, подготовки почвы и высадки растений нужно хоть немного разбираться в каждой специфической работе, даже имея опытных сотрудников в штате. Для получения полноценного образования можно проучиться несколько лет в многопрофильном вузе или пройти специальные курсы (стоимость их составляет 50-200 тыс. руб.). Возможна и дистанционная форма.
Получив много нужных знаний, вы все еще нуждаетесь кое в чем важном – опыте. Некоторые заказчики за существенную скидку смогут доверить свой участок дизайнеру без навыков, но будьте готовы к неожиданному провалу. Опыт в работе ландшафтного дизайна важен и нужен, для чего предприимчивые новички сначала работают в команде опытного специалиста и изучают весь процесс работы изнутри. Разобравшись со спецификой, возможными проблемами, получив уроки по поиску поставщиков и заказчиков, можно приниматься за открытие собственного дела.
Оформление
Регистрацию в налоговой необходимо произвести до того момента, как вы получите первые доходы. Организационно-правовую форму можно выбрать одну из двух: ИП или ООО. Первая – для небольших заказов от частных лиц, вторая – для масштабной деятельности и сотрудничества с городскими властями и крупными компаниями.
Прикинув годовую выручку, ожидаемую прибыль, набросав предполагаемую долю расходов по проектам, а также определившись с направлением работы, выбирайте налоговый режим:
Закупка оборудования и программ
Опытные предприниматели в ландшафтном дизайне утверждают, что для старта потребуется не больше 700 тыс. руб. Предстоит купить:
Визуализация – важный компонент предоставления услуги. Многие программы дают возможность заказчику увидеть будущий участок в разные времена года, наблюдать вид из окна, проверить совместимость растений и многое другое.
Оборудование занимает не так много места, поэтому его можно хранить прямо в автомобиле. Если нет собственного гаража, придется потратиться – это дополнительно около 1 млн руб., или взять его в аренду – 2-7 тыс. руб. в месяц. Как вариант, можно нанять на работу водителя с собственной машиной. Многие проблемы будет решены.
Персонал
Открыть бизнес, основанный на оформлении участков земли, может как дизайнер, так и строитель. Руководить проектом, отдавать команды и контролировать все происходящее должен человек с творческой, коммерческой и психологической жилкой одновременно.
В общей сложности для работы потребуются следующие профессионалы:
Кроме основных перечисленных работников, может потребоваться инженер (если проекты крупные и требуют детальных расчетов и схем) и команда строителей (их можно нанимать на рабочий сезон). Помните о том, что персонал в данной сфере – это ключевой компонент. От того, как качественно работает каждый из них, зависят ваша репутация и перспектива роста новых заказов.
Поиск клиентов
Когда работа уже будет кипеть, у вас появится собственный имидж, клиенты станут передавать рекомендации из уст в уста, очередность проектов начнет формироваться сама собой. Но, чтобы найти первого заказчика, придется потратиться на рекламу. Ваш вариант – журналы об интерьерах и экстерьерах, недвижимости и уюте в доме, специализированные сайты, блоги, форумы, газеты.
Непременно стоит создать собственный сайт, ведь все больше предложений сферы услуг перебирается именно в интернет. Не скупитесь на оформление страниц с информацией о вашей компании, прейскурантов, галереи – все должно быть наглядно и достойно. Попробуйте создать странички в соцсетях, Instagram.
Использовать баннерную или щитовую рекламу, ролики на ТВ нет нужды – это дорого и нерационально. Клиента проще и дешевле найти напрямую, через коттеджные поселки. Можно расклеить объявления или даже проехать и поспрашивать людей лично.
Что включает работа по ландшафтному дизайну
Процесс от формирования идеи до получения конечного результата включает несколько промежуточных этапов:
Стоимость совокупных услуг по посадке газона, созданию минимального освещения, канализации и дорожки с одной только сотки составляет 120-200 тыс. руб. Серьезные ландшафтные изменения, дорогие материалы, необычное оформление – это дополнительные деньги, и немалые. Окупается проект обычно за первый сезон.
В итоге
Предприимчивому дизайнеру, знающему толк в деталях работы и умеющему найти общий язык с любым клиентом, ландшафтный дизайн как бизнес принесет не только удовольствие, но и высокий доход. Вооружившись знаниями, набрав команду профессионалов и позаботившись о рекламе, будьте готовы к постоянному потоку заказов.
Рентабельность в 15-20% уже в первый сезон работы, высокий спрос, хорошие перспективы, уникальные возможности программ, связи с надежными поставщиками – это тот бизнес, в котором творчество тесно граничит с получением выгоды.
Бизнес с нуля: ландшафтный дизайн
Начальные вложения, руб. | от 350000 рублей |
Прибыль в месяц, руб. | от 50000 рублей |
Срок окупаемости | от 1 года |
Актуальность
На сегодняшний день все больше людей прибегают к услугам ландшафтных дизайнеров для облагораживания прилегающих территорий к своей даче или частному дому. Бизнес по оказанию такого рода услуг считается потенциально рентабельным, и, судя по утверждениям экспертов, даже маленькие открывающиеся фирмы могут найти на рынке свое место, выгодно вложив деньги и получив значительную прибыль.
В моду активно входят красиво оформленные придомовые участки, обустройство которых лучше доверить специализированным фирмам – они могут спроектировать, рассчитать все необходимые параметры и размеры конструкций, закупить материал и осуществить выполнение работ.
Также, стоит отметить, что крупные фирмы зачастую предлагают своим клиентам готовые проекты разработанных ландшафтных дизайнов, редко соглашаясь вносить изменения и корректировки в существующий проект. Таким образом, для начинающих бизнесменов есть отличный шанс получения заказов, заключающихся в разработке и выполнению работ по исходным параметрам и пожеланиям заказчика.
Регистрация и организация бизнеса
Для открытия фирмы по оказанию услуг ландшафтного дизайна и осуществления деятельности в первую очередь необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) или ООО по юридическому адресу нахождения субъекта. Следующим этапом станет становление на учет в налоговой службе и получение соответствующей справки.
Офис и оборудование
После регистрации бизнеса необходимо будет подумать о помещении для расположения офиса и хранения оборудования и подсобных материалов, которыми вы будете пользоваться в своей работе. Как вариант, можно арендовать отдельные помещения под офис и склад, однако для ведения такого бизнеса гораздо удобнее, чтобы все подразделения находились в одном месте.
При выборе подходящего помещения под офис и хранение оборудования и материалов, стоит учитывать следующие факторы:
Список необходимого оборудования для выполнения работ может существенно отличаться в зависимости от специализации и направленности услуг, которые будет оказывать ваша фирма.
На первых порах лучше обойтись минимальным набором обязательных инструментов и мебели для оснащения офиса, закупая необходимое по мере раскрутки фирмы:
Программное обеспечение
Оказывая услуги ландшафтного дизайна, в любом случае вам придется столкнуться с этапом проектирования и моделирования обустройства участка, которое необходимо конкретному заказчику. В этом случае вам не обойтись без существующих сейчас различных программ, позволяющих достичь высокой продуктивности работы.
Вам не придется изображать несколько эскизов проекта, изображая, как будет выглядеть конечный результат в зависимости от времени года и суток – программа помогает создать одну модель и просто регулировать условия, в которых она находится. Дизайнер при работе может более детально сосредоточиться на дополнении ландшафта различными элементами и объектами, и в зависимости от тех или иных условий, увидеть, насколько хорошо это будет выглядеть.
В зависимости от своей сложности и профессиональности программы изображение ландшафта может быть как реалистичным, так и схематичным, показывая лишь общий план дизайна. В зависимости от пожеланий и квалификации сотрудников можно выбрать степень сложности искомой программы, к тому же, несложный дизайн и проекты в таких специальных программах может выполнить даже человек, не имеющий прямого отношения к данной индустрии.
Обычно ландшафтные программы снабжены набором базовых предметов и элементов дизайна, которые содержатся в так называемой библиотеке, также имеется большое количество готовых планировок – их можно использовать в существующем виде, либо дополнять их и изменять желаемые параметры.
Услуги
Основными услугами фирмы ландшафтного дизайна могут являться следующие:
Персонал
Для открытия бизнеса прежде всего необходимо будет найти квалифицированного профессионального дизайнера, который будет обладать знаниями в области дизайна ландшафта, правил составления композиций, а также умениями и навыками работы в специальных графических программах.
Основной список всех сотрудников, которые необходимы для открытия бизнеса по оказанию широкого спектра услуг ландшафтного дизайна, следующий:
Реклама
Для хорошего старта бизнеса в области ландшафтного дизайна и его успешного развития необходимо привлечь к себе как можно больше клиентов, для чего можно применить следующие рекламные ходы:
Финансовая составляющая бизнеса
Основной составляющей бизнеса является финансовая, так как успех любого предприятия зависит от умения распорядиться денежными средствами.
Стоимость открытия и поддержания
Сумма вложений в открытие фирмы ландшафтного дизайна может очень сильно варьироваться в зависимости от региона выполнения работы, спектра оказываемых услуг, уровня квалификации сотрудников, стоимости аренды офиса и многих других факторов.
В общем, для открытия бизнеса понадобятся следующие приблизительные капитальные вложения:
Общее количество капитальных вложений составит – от 350 тыс. рублей.
Затраты на ведение бизнеса ежемесячно будут составлять:
Всего в месяц количество затрат составит – 315 тыс. рублей и выше.
Размер будущих доходов
Доход от бизнеса в сфере ландшафтного дизайна можно определить следующими основными экономическими показателями:
Прибыль от реализации определяется разностью между выручкой от реализации и всеми затратами за месяц. В целом, в зависимости от многих факторов выручка может составлять от 50 тыс. рублей и более.
Уровень рентабельности вычисляется делением прибыли на себестоимость продукции и выражается в процентах. По статистике, рентабельность такого бизнеса находится на уровне 15-20%, что является достаточно высоким показателем
Срок окупаемости
Срок окупаемости определяется отношением капитальных вложений к прибыли от реализации. Как показывает практика, при правильном подходе к ведению бизнеса, наличии квалифицированного персонала и качественно выполняемых работах срок окупаемости в данной сфере может составлять до 1 года.
Не стоит забывать, что основная работа по выполнению проектов приходится на весну, лето и осень, и стоит заранее продумать механизм функционирования вашей фирмы, чтобы наиболее правильно распределить все расходы и доходы для получения стабильной прибыли.
Ландшафтный дизайн, бизнес план: растения для ландшафтного дизайна, необходимое оборудование и расчет затрат. Как искать клиентов на ландшафтный дизайн
Безусловно, услуги по благоустройству и уходу за территорией с каждым годом становятся все популярнее. Именно поэтому многие интересуются вопросами о том, что представляет собой ландшафтный дизайн. Бизнес-план по созданию такой фирмы должен содержать в себе несколько основных моментов, которые и будут описаны в этой статье.
Как открыть ландшафтную фирму? Насколько это сложно?
На сегодняшний день организации, занимающиеся оформлением и озеленением территорий, пользуются популярностью. Естественно, с каждым годом таких фирм становится все больше и больше, но ниша заполнена не до конца. Безусловно, ландшафтный дизайн участка может стать прибыльным делом.
Но стоит сразу же отметить, что развитие любой новой фирмы сопряжено с некоторыми трудностями. Да и стартовый капитал на оборудование, аренду офиса и рекламу понадобится немаленький. Тем не менее при правильном подходе бизнес может принести хороший заработок.
Юридическое оформление документов
Прежде чем начинать работу, необходимо правильно оформить все бумаги. Как правило, фирму ландшафтного дизайна оформляют либо как ИП (индивидуальный предприниматель), либо как ООО (общество с ограниченной ответственностью). Все документы оформляются в налоговой службе.
Если вы планируете сделать своим бизнесом благоустройство территории возле частных домов, то можно зарегистрироваться как ИП (это дешевле и быстрее). Но если в будущем вы планируете сотрудничать с крупными компаниями или же браться за озеленение и сохранение городских участков (например, парков), то лучше оформить ООО.
Ландшафтный дизайн: бизнес-план
Открывать собственный бизнес всегда непросто. И некоторые трудности ждут вас в том случае, если ваше призвание — ландшафтный дизайн. Бизнес-план в данном случае должен включать в себя несколько обязательных пунктов.
Действуя по такому плану, можно достичь значительных успехов в этом бизнесе. Поэтому на каждом из вышеперечисленных пунктов стоит остановиться и рассмотреть все возможные варианты.
Открываем офис ландшафтной фирмы
Некоторые бизнесмены данной сферы утверждают, что на начальных этапах у них даже не было своего офиса. Однако лучше арендовать и обустроить помещение. Хотя наличие собственного офиса и связано с дополнительными расходами, это поможет правильно организовать работу и выглядеть более солидно в глазах будущих клиентов.
Лучше всего открыть студию в центре города, хотя в данном случае место расположения офиса не так важно, как, например, реклама. Помещение должно быть просторным, светлым и хорошо обустроенным. Поскольку вы будете предлагать клиентам дизайн и благоустройство их территорий, то ваш офис должен демонстрировать, что вы действительно разбираетесь в дизайне.
Желательно, чтобы в офисе была телефонная линия, так будет удобнее общаться с клиентами и поставщиками.
Как определиться с категорией клиентов?
У многих люди этот вид деятельности ассоциируется скорее с украшением территории возле частных домов. На самом деле клиенты (ландшафтного дизайна и любой другой сферы искусства) не ограничиваются «богатыми частниками».
Хотя если вы только начали работать, то лучше всего начинать именно с них, так как проекты здесь небольшие.
Кроме того, услугами подобных фирм часто пользуются городские организации. Ведь практически в каждом городе есть общественные сады, парки и участки, которые нуждаются в облагораживании, озеленении и сохранении. Вы, например, сможете благоустроить территорию возле школы или разбить несколько ярких клумб в центре города.
Возможностей здесь довольно много. Но городские заказы в большинстве случаев объемные и требуют не только создания определенного дизайна, но и регулярного ухода за участками. Кроме того, городская администрация чаще всего пользуется услугами фирм, уже имеющих портфолио и хорошую репутацию.
Оборудование для ландшафтного дизайна
Потребуется множество специального оборудования, которое поможет вам заниматься искусством под названием ландшафтный дизайн. Бизнес-план обязательно должен включать в себя покупку самой необходимой техники.
Для начала стоит позаботиться о садовой технике. В частности, вам наверняка понадобится секатор, садовые ножницы, электропила и электрорубанок. Вряд ли можно представить себе приусадебный участок без ухоженного зеленого газона, поэтому не забудьте добавить в список покупок газонокосилку. Понадобятся мелкие инструменты для монтажа тех или иных декораций, в частности, отвертки, ножовки, стамески. И, конечно же, работы в саду вряд ли можно представить без лопат, грабель и прочего оборудования.
Естественно, по мере развития вашей фирмы комплект техники будет постоянно пополняться. Но на начальных этапах хватит и самых простых вещей.
Камни и растения для ландшафтного дизайна — где достать необходимые декорации?
Каждый начинающий бизнесмен задается вопросом «где брать необходимые материалы». Ведь в ландшафтном дизайне используются самые разнообразные элементы. Это и растения, и скульптуры, и системы орошения. Естественно, вы можете арендовать помещение, где дендролог или садовод будет заниматься выращиванием и уходом за растениями. Но это дело долгое и кропотливое.
Поэтому, прежде чем открывать фирму, стоит посетить несколько магазинов, строительных супермаркетов и при необходимости составить договор с производителями. В некоторых случаях специалисты по ландшафтному дизайну тесно сотрудничают с архитектурными агентствами.
Стоит подумать о том, где вы будете доставать камень для ландшафтного дизайна, который, кстати, является неотъемлемым атрибутом красивого сада. Возможно, во время работы вам понадобятся лавочки, кованые ограждения, беседки. Не стоит игнорировать важность наличия декоративных элементов и строительных материалов.
Какие специалисты вам понадобятся?
Естественно, размер вашего штата напрямую будет зависеть от того, насколько большими заказами собирается заниматься фирма. Ключевой работник — это дизайнер.
Именно он будет создавать проекты, определять подходящие стили ландшафтного дизайна, решать, где высаживать растения и создавать клумбы. От прирожденного вкуса этого человека во многом зависит успех и популярность вашего предприятия.
Желательно, чтобы работник, занимающийся дизайном, имел соответствующее образование и время от времени посещал курсы по повышению квалификации, где всегда можно узнать о новых методах, стилях и маленьких хитростях, которые будут необходимы при облагораживании территории.
Еще один важный человек — это дендролог. Именно он будет заниматься выбором, высадкой и уходом за растениями. Ведь некоторые экзотические цветы или деревья могут жить только в специфических условиях среды (например, рядом с водой или в постоянно тени). Некоторые растения для ландшафтного дизайна попросту нельзя высаживать рядом друг с другом. Кроме того, даже деревья могут «болеть», и дендролог будет заниматься их лечением и уходом.
Кроме того, вашей фирме понадобится прораб — человек, который сможет организовать и следить за процессом обновления территории. Прораб должен быть знаком с основными технологиями строительства, знать нужные правила, стандарты и законы. И, естественно, вам понадобятся простые работники-строители, которые, собственно, и будут заниматься строительными работами.
Ни для кого не секрет, что работы по озеленению территории проводятся в теплое время года. Но что делать с работниками в зимнюю пору? Сразу же стоит сказать, что если вы нашли действительно талантливого дизайнера и дендролога, ни в коем случае нельзя их упускать, в месяцы «простоя» продолжайте платить им зарплату. А вот простым строителям можно предлагать сезонную работу и увеличивать их количество по мере необходимости.
Обязательное программное обеспечение
Если вы решили всерьез заняться ландшафтным проектированием, то вам понадобится соответствующее программное обеспечение. В вашем офисе должен быть хотя бы один компьютер с необходимыми программами, а также фотоаппарат или камера.
Дело в том, что современные компьютерные программы позволяют заниматься виртуальным проектированием. После первого посещения участка и его съемок вы сможете на компьютере составить примерный вид территории после проведения дизайнерских работ. Это будет полезно не только вам, но и вашим клиентам. Современные программы созданы так, что позволяют увидеть буквально каждую мелочь: как будет выглядеть та или иная зона в увеличении, какой вид будет открываться из окна хозяев, как будет смотреться выбранный вами стиль в зимнее или осеннее время.
Подобная схема работы имеет массу преимуществ. У ваших клиентов будет возможность увидеть результат еще до начала работ и при необходимости подкорректировать его. Естественно, такие программы стоят недешево, но зато помогут сэкономить массу средств и времени в будущем. И, конечно же, хотя бы один сотрудник вашей фирмы должен досконально владеть выбранной вами программой.
Благоустройство территории: этапы проекта
Естественно, вы можете самостоятельно составлять план проведения проекта. Но в большинстве случаев он один и тот же.
Только после этого начинаются строительные работы, стоимость и длительность которых определяется в зависимости от размеров и особенностей участка.
Как грамотно провести рекламу?
Безусловно, новой фирме по ландшафтному дизайну необходима качественная реклама. В первые несколько месяцев именно рекламные акции смогут создать поток клиентов. С целью развития бизнеса могут быть использованы рекламные листовки, баннеры, объявления на радио и в газетах.
Собственный сайт вашей фирмы также будет крайне полезным. Клиенты смогут ознакомиться со спектром ваших услуг, а также ценовой политикой и образцами проделанных вами работ.
Конечно же, ландшафтный дизайн может стать очень прибыльным бизнесом, так как затраты на его создание по сравнению с возможными заработками совсем не высоки. Но здесь нужно помнить две вещи. Во-первых, успех вашего дела будет напрямую зависеть от таланта и мастерства сотрудников. Во-вторых, ландшафтный дизайн — сезонный бизнес, поэтому стоит приготовиться к тому, что несколько месяцев в году вы будете оставаться без работы и, соответственно, заработка.
Как сделать бизнес на ландшафтном дизайне
Ландшафтный бизнес характеризуется неплохой рентабельностью на уровне 15-20%, быстрой окупаемостью и растущим спросом. Ведь все больше и больше домовладельцев мечтают об ухоженном садике или красивом газоне в загородном доме. Эксперты утверждают, что на рынке ландшафтного проектирования и строительства всегда есть место для маленьких фирм и вход на рынок открыт для всех желающих
Специализация в этом бизнесе идет и по областям деятельности: кто-то привозит в Москву растения из-за рубежа или из других регионов страны, кто-то производит материалы, необходимые для ландшафтных работ, кто-то занимается уходом за насаждениями. Но самым перспективным и прибыльным направлением является комплексное благоустройство территории. Эта услуга в силу ее универсальности остается и наиболее востребованной. Она включает в себя такие работы, как создание газонов и цветников, посадка зеленых насаждений, дренаж, установка инженерных систем, автоматических систем полива. Клиент чаще предпочитает получить в одной компании весь комплекс услуг.
Ландшафтный бизнес: Рентабельность
Ландшафтный дизайн – рентабельный бизнес, рентабельность от 15% до 20%. Доходность во многом зависит от умения продавать свои услуги.
Процветание фирмы зависит не только от количества, но и от объема заказов. Поэтому для начинающей фирмы важно сначала определиться с тем, какие работы они смогут выполнять и какой объем «потянут» и на каком сегменте они будут работать.
Опыт предпринимателей в этом бизнесе показывает, что объем первоначальных инвестиций может быть небольшим. Для начала достаточно купить грузовой автомобиль, технику и инструменты: пилу-«болгарку», газонокосилки, бетономешалки. Ну и, конечно, необходимо снять небольшой офис, чтобы принимать заказчиков. Для этого достаточно 10 тыс. долларов. По мнению экспертов, успех в этом бизнесе не зависит от количества оборудования и инструментов. Определяющим фактором является профессионализм и умение делать работу качественно и красиво. При правильном подходе начинающая фирма может подняться очень быстро и уже свой первый год закончить с прибылью.
Ландшафтный бизнес: Клиенты
На нашем рынке сложилось очень четкое деление на городской, корпоративный и частный секторы. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, которые надо учитывать, выбирая поле деятельности.
Преимущества заказов по обустройству городских территорий заключаются в их масштабности, удобстве организации ( ведь управлять одной большой бригадой легче, чем несколькими маленькими). Для получения такого заказа необходимо принять участие в муниципальном тендере, результаты которого объявляются обычно осенью. Это тоже большой плюс, позволяющий заранее спланировать на предстоящую весну и лето определенный объем работ. Но есть и серьезный недостаток: городские власти часто задерживают оплату по уже выполненным договорам.
Клиентов из частного сектора найти гораздо проще, чем победить в городском тендере. Но, в отличие от муниципальных объектов, на частных участках надо кропотливо и тщательно работать над каждым клочком земли. Кроме того, работа на маленьких участках сопряжена с некоторыми неудобствами – там не ве
зде проходит специальная техника. Еще одним минусом является краткосрочность заказов.
Ландшафтный бизнес: Технология
Основным каналом продвижения и привлечения новых клиентов для ландшафтных компаний является «сарафанное радио», когда информация о компании передается из уст в уста. Неплохую отдачу также дают специализированные журналы, например «Идеи для вашего дома» и свой интернет-сайт.
Работа с заказчиком начинается с переговоров, где выясняются вкусы и интересы заказчика, его предпочтения и желания. Зачастую заказчик не может четко сформулировать задачу для дизайнера, и тогда задача дизайнера выяснить потребности заказчика, его вкусы и мысли и соединить их со своим видением и оценив возможности участка, добиться чтобы все было сделано красиво и качественно.
При формировании прейскуранта и сметы можно ориентироваться на расценки других компаний, которые всегда можно посмотреть на их сайтах в интернете. Стоимость работ также зависит от рисков, сопровождающих их выполнение. Например, деревья и цветы – это живые организмы, поэтому всегда существует опасность, что они не приживутся на участке заказчика. Чем выше этот риск, тем выше процент прибыли, который закладывается в смету при планировании этой услуги.
Основное правило, которое следует усвоить молодой компании: с каждым заказчиком придется «возиться». И эта работа требует колоссальной энергии.
Основная доля заказов ландшафтной фирмы приходится на комплексное обустройство территории. Как правило, на выполнение комплексного заказа на одном участке в несколько соток уходит от 40 дней до трех месяцев. Основная работа проводится в марте-апреле, а некоторые виды работ перенося
тся на осень. Однако послепроектный надзор продолжается в течение года. Постоянно требуется какая-то доработка: подстричь газон, высадить определенные растения.
Ландшафтный бизнес: Кадры
Главный капитал любой компании, работающей в сфере услуг, – персонал. Без профессионалов достичь успеха невозможно. Постоянный штат любой ландшафтной компании обычно состоит из дизайнера, инженера, строителей, прораба, дендролога. Главные специалисты – это дизайнер, дендролог (как правило, ботаник по образованию) и прораб. В функции дизайнера входит работа над проектами, создание ярких творческих и креативных идей для заказчиков. Стихия дендролога – растения и все, что с ними связано: подбор, высадка, уход, лечение. Прораб руководит рабочими, он должен владеть технологиями ландшафтного строительства, знать стандарты и правила, принятые в данной конкретной фирме.
Хороших специалистов на рынке ландшафтного проектирования мало. Поэтому настоящих профессионалов надо удерживать любой ценой. Существует масса инструментов, позволяющих удержать свой «золотой резерв». Например, дифференцированная система оплаты, дополнительная мотивация. Невозможно удержать опытных специалистов, если не платить им в межсезонье – зим
ой. Нельзя ни в коем случае увольняйть своих «добытчиков» в «не сезон», так можно потерять очень ценных людей, набрать которых весной будет весьма затруднительно. Только постоянные усилия по поиску и удержанию кадров гарантируют успех.
Ландшафтный бизнес: Поставщики
Сегодня на рынке нет никаких проблем с поставками растений или материалов для ландшафтных проектов. На рынке появились западные игроки – польские и немецкие концерны. Можно сказать, в Москве есть все или почти все, что нужно для благоустройства земли.
Впрочем, чрезмерная насыщенность рынка тоже грозит новичку определенными проблемами. В материалах для благоустройства, инженерных системах, вариантах грунта и растений нужно уметь разбираться. Например, земля, приобретенная для газона, может оказаться некачественной, неплодородной, хотя визуально эти дефекты вы не заметите. Та же ситуация с растениями: всегда есть риск приобрести больные и слабые саженцы, с 50-процентным «отпадом».
Поэтому на старте надо быть очень тщательно относиться к выбору поставщиков. Отношения стоит заводить только с проверенными поставщиками качественных материалов. Со временем нужно будет налаживать контакты с заграничными поставщиками, которые способны поставить редкие экземпляры растений, а также с питомниками и логистическими оп
ераторами.
Еще одна трудность, которая угрожает новичкам, – это сезонный спад. Он начинается примерно в ноябре и заканчивается в марте. Фактор сезонности бизнеса стоит учитывать при планировании и распределении затрат, стараться растянуть летнюю прибыль на зиму, интенсивно работая в сезон. Кстати зимой не обязательно сидеть сложа руки. Можно убирать в городе снег, заниматься какой-нибудь смежной деятельностью, готовить новые дизайн-проекты, ремонтировать технику.
По материалам журнала Свой бизнес
*Статье более 8 лет. Может содержать устаревшие данные