Ландрин и монпансье в чем отличие
Ландрин
Историю о том, откуда взялось название дешевых и самых популярных в Москве XX века конфет, рассказал известный московский булочник Филиппов.
На кондитерскую Григория Ефимовича Елисеева — владельца известного всей Москве роскошного магазина на Тверской — работал кустарь по имени Федя. Он производил леденцы, в чем был большой мастер; в отличие от одноцветных леденцов других кустарей, он делал двухцветные: одна половинка — беленькая, другая — красненькая. Такие леденцы, которые тогда назывались монпансье, продавались завернутыми в бумажки, обвертывал их сам кустарь-производитель.
Однажды этот Федор наделал целый лоток своего цветного монпансье и накрыл его брезентом, чтобы потом завернуть в обертки. Но в тот день то ли именины какие были, то ли еще что, одним словом, он загулял и забыл про конфеты.
Утром вскакивает с похмелья, видит — лоток накрытый, завязанный, подхватил его и побежал, чтобы не опоздать. Елисеев развязал лоток и закричал на Федю:
Взглянул Федя на товар и вспомнил, что забыл обвернуть конфеты. Взял лоток и понес домой, раздосадованный.
Лоток тяжелый, присел Федя отдохнуть на тумбу возле женской гимназии. Бегут мимо гимназистки, заглянули в лоток.
Занятый своими мыслями Федя сразу и не понял, что его спрашивают, а гимназистки торопятся:
— Давай по две копейки.
Гимназисток много, быстро раскупили весь лоток.
— Ты завтра приходи во двор к двенадцати часам, к перемене, — говорят, а одна спрашивает: — Как тебя зовут?
— Федор, по фамилии Ландрин…
Подсчитал Федя барыши, оказалось — выгоднее, чем отдавать Елисееву. На следующий день принес он свои конфеты в гимназию, а там его уже ждали: «Ландрин пришел!» — кричат. И опять он в два счета расторговался.
— Начал торговать сперва вразнос, потом по местам, а там и фабрику открыл, — закончил свой рассказ Филиппов. — Стали эти конфеты называть «ландрин».
Слово показалось заграничное, что и надо для торговли — ландрин да ландрин! А сам-то он — новгородский мужик и фамилию свою получил от речки Ландры, на которой его деревня стоит.
К своей иностранно-новгородской фамилии Ландрин присоединил чисто иностранное имя Георг, видимо, под влиянием имени героя повсеместно известного в России лубочного романа «Приключения английского милорда Георга», бывшего любимым чтением грамотеев из народа в течение многих поколений.
Кондитерский магазин «Георг Ландрин» в начале XX века находился в самом центре торговой Москвы: в доме князя Голицына на углу Кузнецкого моста и Большой Лубянки.
Производство разноцветных леденцов без обертки продолжалось и после революции, причем в гораздо более значительных количествах. В послевоенные годы их выпускали и развесными, и в круглых жестяных коробочках, такая расфасовка была особенно удобна для желающих бросить курить. На коробочках имелась этикетка с торговым названием продукта: «Монпансье леденцовое», но продавцы на витринных этикетках обычно писали более известное и привычное: «ландрин».
«Ландрин» оставил по себе память в фольклоре и в литературе.
В памятной до сих пор советской кинотрилогии о Максиме, во второй ее серии «Возвращение Максима» звучит популярная в дореволюционные времена песенка:
С чем сравню я ваши глазки,
Положительно с ничем,
Не могу сравнить их даже
С ландрином и монпансьем.
В поэме комсомольского поэта А. Безыменского «Комсомолия», написанной в 1923 году, рассказывается о жизни тогдашних комсомольцев, их трудовом энтузиазме и быте. Вот описание скудного комсомольского ужина:
Очередь, очередь, чаю стакан!
Машет буфетик хвостом своим длинным.
С радостью завтра — опять к верстакам,
Радость сегодня — китайский с ландрином.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Гурмания
Кулинарная азбука: Ландрин
«…Вот хоть взять конфеты, которые «ландрин» зовут… Кто Ландрин? Что монпансье? Прежде это монпансье наши у французов выучились делать, только продавали их в бумажках завернутые во всех кондитерских… А тут вон Ландрин… Тоже слово будто заморское, что и надо для торговли, а вышло дело очень просто….»
В.А Гиляровский «Москва и москвичи»
Маленькие леденцовые конфетки в виде шариков, обсыпанные мелким сахаром, когда-то продавались чуть ли не в каждой булочной в небольших пакетиках по 10 копеек или в жестяных баночках, но уже подороже. Одно из самых любимых лакомств детства – чуть кисленькие, с разными фруктовыми вкусами – лимонным, апельсиновым, малиновым, грушевым. Назывались они тогда, правда, монпансье и только бабушки иногда отчего-то звали их «ландринки». Как же на самом деле правильно называется мелкая карамель?

Спасли положение, и, как потом оказалось, прославили кустаря гимназистки, бойко раскупившие леденцы без оберток по две копейки за горсточку. Быстро подсчитав свою выгоду, сделался Федя сперва поставщиком гимназии – приходил к перемене и распродавал свой товар сладкоежкам. А после….
«Начал торговать сперва вразнос, потом по местам, а там и фабрику открыл. Стали эти конфеты называться «Ландрин» — слово показалось французским… ландрин да ландрин! А он сам новгородский мужик и фамилию получил от речки Ландры, на которой его деревня стоит.» В.А Гиляровский «Москва и москвичи»
Новгородская фамилия вполне сошла за модную французскую, а уж имя удачливому кондитеру пришлось сменить на более подходящее – Георг. Возможно, в честь популярного в то время литературного героя из романа «Приключения английского милорда Георга». В народе же и сохранилось на долгие годы название карамелек – ландринки, которыми торговали сначала «вразвес», а после стали упаковывать в жестяные коробочки. Со временем Георг (Федор Матвеевич) Ландрин занялся и шоколадом, и бисквитами, причем качество его кондитерских изделий было настолько высоким, что он был удостоен звания поставщика Двора Его Императорского Величества – высшей оценки производимой его фабрикой продукции, «знаком качества» той эпохи. Сам же Ландрин стал купцом первой гильдии и потомственным почетным гражданином Санкт-Петербурга.

Какая бы версия ни была верной, но с уходом той эпохи исчезло и название карамели «ландрин», уступив место привычному «монпасье», которое можно попробовать и сегодня. Кстати, петербургская фабрика «Азарт» едет свою историю именно от мастерской Георга Ландрина, а в Польше мелкую леденцовую карамель до сих пор называют landrynki.
Можно попробовать сделать ландринки и самим – сейчас в продаже есть специальные жестяные формочки в виде разных фруктов, но можно использовать и силиконовые формочки для мелкого льда. Потрется лишь сахар, вода, пищевые красители, вкусовые ароматизаторы и немного лимонной кислоты. Но можно сделать и более «полезную» карамель – из сахара и густого фруктового сока или сиропа от варенья. Времени это займет всего 10 минут.
Домашние ландринки
Нужно:
Готовим!
Растворить сахар в соке и варить сироп на медленном огне до закипания. Дать покипеть 5 минут, снять с огня, добавить лимонную кислоту и разлить по смазанным растительным маслом формочкам. После закипания сироп не перемешивать! Если готовить карамель на воде с добавлением красителей и эссенций, то их добавляют в конце, предварительно растворив краситель в столовой ложке воды.
Кстати.
Заметили ли вы, что при выборе губной помады мы обращаем внимание не только на ее цвет, но и на аромат, и зачастую отдаем предпочтение той, что так приятно пахнет фруктовыми карамельками…
Mini Kisses Набор бальзамов для губ, Sephora
Pop Liquid Matte Lip Colour + Primer Матовый лак для губ интенсивный цвет и уход, Clinique
Juicy Shaker Блеск для губ, Lancome
Ландрин и монпансье в чем отличие
Более того, популярность была такова, что в народе даже легенду придумали отдельную. Дело, мол, было так. 
Основателем фабрики-де был не купец, не предприниматель, а простой мужик Федор из села Ландры Нижегородской губернии, который сначала поставлял леденцы в московский магазин купцов Елисеевых.
Однако однажды с похмелья Федор привез ранним утром леденцы без бумажек, за что был с позором отправлен из магазина. Присев у женской гимназии, смекалистый Федор решил попробовать распродать конфеты гимназисткам.
Это был прорыв. После успеха на Всемирной парижской выставке в 1869 году пиком карьеры Георга Матвеевича стало получение звания Поставщика Двора Его Императорского Величества в 1880 году, после чего продукция фабрики завоевала и императорский стол.
К концу XIX века объем производства фабрики при 280 рабочих достиг 800 тысяч рублей. Сам Георг Матвеевич стал купцом первой гильдии и потомственным почётным гражданином Санкт-Петербурга. Однако в 1882 году он умирает.
Детей у него не было, и дело продолжила вдова Евдокия Ивановна, которая не только не растеряла возможностей, но и нарастила оные.
В 1890 году, когда Ландрина повторно вышла замуж и сменила фамилию на Максимович, фабрику переименовали, оставив фамилию основателя, в «шоколадную фабрику фирмы «ландрин». Благодаря ее стараниям в начале ХХ века в Москве был открыт кондитерский магазин «Георг Ландрин», который расположился в самом центре торговой Москвы: в доме князя Голицына на углу Кузнецкого моста и Большой Лубянки. Однако и Евдокия Ивановна решила отойти от дел, и продать бизнес молодым предпринимателям в 1913 году.
Более того, в начале 2000-х предприниматель Игорь Маркитантов постарался возобновить выпуск конфет под наименованием «Ландрин», но разорился к 2015 году.
Вот такая вот интересная марка.
Продолжение следует. 
Приятного времени суток.
Леденцы под ёлочку
Современники «карамельного короля» утверждали, что родился и вырос он в новгородской деревне.
В 1880 году купец первой гильдии, Почётный гражданин Санкт-Петербурга Георг Ландрин высочайшим указом Александра ll был произведён в Поставщики Двора Его Императорского Величества с правом использования Государственного герба. Случилось это, по заведённой в то время традиции, перед 
Ландрин на душу
Производство в это время хоть и переводили на круглосуточный режим, ландриновские печенье, бисквиты, шоколад и конфеты сметались с прилавков мгновенно. Но больше всего торговые точки ждали леденцов, благодаря которым и прославился Георг Ландрин.
Со временем имя собственное становится нарицательным. Слово «ландрин» уходит в народ, и уже в толковых словарях русского языка трактуется как сорт леденцов и монпансье.
В обиходе появляются крылатые выражения типа «лить ландрин на душу» и даже частушки:
С чем сравню я ваши глазки,
Положительно с ничем,
Не могу сравнить их даже
С ландрином и монпансьем.

Но в возрасте 60 с небольшим лет Ландрин неожиданно умирает. Детей у него не было, и ведение дел взяла себя вдова, Евдокия Ивановна Петерс-Ландрина, по происхождению остзейская или прибалтийская немка, сумевшая, вопреки ожиданиям, не только удержать тяжёлое хозяйство, но и воплотить планы мужа. Запускаются и строятся новые производства, под вывеской «Георг Ландрин» открываются фирменные магазины, в том числе в самом центре Санкт-Петербурга и Москвы.
Георг, он же Фёдор?
Сайка с тараканом
Слуги, не понимая, в чём дело, притащили к начальству испуганного Филиппова.
И съел кусок с тараканом.
— Врёшь, мерзавец! Разве сайки с изюмом бывают? Пошёл вон!
Бегом вбежал в пекарню Филиппов, схватил решето изюма да в саечное тесто, к великому ужасу пекарей, и ввалил.
Через час Филиппов угощал Закревского сайками с изюмом, а через день от покупателей отбою не было. ».
Не мог отказать себе в удовольствии процитировать Гиляровского, хотя придётся цитировать рассказ «Булочники и парикмахеры» ещё раз – строки, имеющие самое непосредственное отношение к Георгу Ландрину, которого булочник Филиппов, надо полагать, знал лично.
Видит, лоток накрытый приготовлен стоит. Схватил и бежит, чтобы не опоздать. Приносит. Елисеев развязал лоток и закричал на него:
Увидал Федя, что забыл завернуть конфеты в бумажки, схватил лоток, побежал. Устал, присел на тумбу около гимназии женской… Бегут гимназистки, одна, другая…
— По две копейки возьмешь? Дай пяток.
Суёт одна гривенник… За ней другая… Тот берёт деньги и сообразил, что выгодно. Потом их выбежало много, раскупили лоток и говорят:
— Ты завтра приходи во двор, к 12 часам, к перемене… Как тебя зовут?
— Фёдором, по фамилии Ландрин…
Всё дело в речке
А может, и сам будущий фабрикант для простоты и звучности себе при случае, уже в Петербурге, фамилию подправил. Как, возможно, приписал позже и имя Георг, а после женитьбы на немке и, очевидно, под её влиянием, сменил вероисповедание и принял лютеранство. За что людская молва и причислила его к иноземцам и иноверцам.
Вот такая у меня получилась история. Честно, очень бы хотелось, чтобы она совпадала с историей жизни крупного промышленника, мецената Фёдора Матвеевича Ландрина, родившегося где-то в далёкой деревне Новгородской губернии. И, если бы так случилось, то было бы. Ну, как. ландрин на душу!
Ландрин и монпансье в чем отличие
 
И немного о ландрине.
В 1848 году предприниматель Георг Ландрин открыл в Петербурге мастерскую по производству леденцовой карамели. Официальная биография Георга Матвеевича Ландрина, купца первой гильдии и потомственного почётного гражданина Санкт-Петербурга гласит, что был он выходцем из остзейских немцев, начал свою карьеру как приказчик в модной и популярной кондитерской швейцарцев Вольфа и Беранже на Невском проспекте. В итоге довольно быстро обучившись кондитерскому мастерству, он вскоре начал самостоятельно варить леденцы из сахара и продавать их в разнос в Гостином дворе.
Альтернативнaя и более популярная в массах биография конфетного короля рассказана Владимиром Гиляровским в книге «Москва и москвичи»: 
«— Вот хоть взять конфеты, которые «ландрин» зовут… Кто Ландрин? Что монпансье? Прежде это монпансье наши у французов выучились делать, только продавали их в бумажках завернутые во всех кондитерских… А тут вон Ландрин… Тоже слово будто заморское, что и надо для торговли, а вышло дело очень просто. 
На кондитерскую Григория Ефимовича Елисеева это монпансье работал кустарь Федя. Каждое утро, бывало, несет ему лоток монпансье, — он по-особому его делал, — половинка беленькая и красненькая, пестренькая, кроме него никто так делать не умел, и в бумажках. После именин, что ли, с похмелья, вскочил он товар Елисееву нести. 
Видит, лоток накрытый приготовлен стоит. Схватил и бежит, чтобы не опоздать. Приносит. Елисеев развязал лоток и закричал на него: 
— Что ты принес? Что. 
Увидал Федя, что забыл завернуть конфеты в бумажки, схватил лоток, побежал. Устал, присел на тумбу около гимназии женской… Бегут гимназистки, одна, другая… 
— Почем конфеты? 
Он не понимает… 
— По две копейки возьмешь? Дай пяток. 
Сует одна гривенник… За ней другая… Тот берет деньги и сообразил, что выгодно. Потом их выбежало много, раскупили лоток и говорят: 
— Ты завтра приходи во двор, к 12 часам, к перемене… Как тебя зовут? 
— Федором, по фамилии Ландрин… 
Подсчитал барыши — выгоднее, чем Елисееву продавать, да и бумажки золотые в барышах. На другой день опять принес в гимназию. 
— Ландрин пришел! 
Начал торговать сперва вразнос, потом по местам, а там и фабрику открыл. Стали эти конфеты называться «ландрин» — слово показалось французским… ландрин да ландрин! А он сам новгородский мужик и фамилию получил от речки Ландры, на которой его деревня стоит.»
Так или иначе, популярность «ландринок» росла, и к концу XIX века производство фабрики стало поистине всероссийским. Однако в 1882 году Ландрин неожиданно скончался. Детей у него не было, и все заботы о ведении дела легли на его вдову, купчиху первой гильдии Евдокию Ивановну. Именно при ней производство развилось по-настоящему. В том же 1882 году фабрику Ландрина отметили на Всемирной художественно-промышленной выставке как крупного экспортера и производителя, вытеснившего с российского рынка зарубежную кондитерскую продукцию.
В 1912 году на Большом Сампсониевском проспекте была построена паровая фабрика, которая вплоть до 1917 года выпускала более 2500 тонн продукции в год. Фабрика имела почетное звание «Поставщика Двора Его Императорского Величества». Конфеты, шоколад и печенье от «Георга Ландрина» регулярно подавались на царский стол во время торжественных обедов и праздников.
После революции фабрика была национализирована и в 1936 году ей присвоили имя А.И. Микояна. На протяжении всей блокады фабрика продолжала работать, выпуская для нужд фронта и блокадного города пищевые концентраты, овощной джем, кондитерские изделия и белковые дрожжи, были созданы цеха боеприпасов и фармацевтических препаратов. После войны фабрику оборудовали полностью механизированными конвейерными линиями по производству конфет и карамели и в 1966 году она стала головным предприятием Ленинградского производственного объединения кондитерской промышленности имени Н.К. Крупской.
В 1986 году объединение перестало существовать, а кондитерская фабрика получила название «Ордена Октябрьской революции Первый кондитерский комбинат». Еще через несколько лет комбинат был акционирован и получил название «Азарт». В 2008 году кондитерское производство перевели за город, а на месте старых корпусов бывшей фабрики Ландрина на Большом Сампсониевском возводится жилой комплекс.

.jpg)

.jpg)


