Ламинирование фотографий что это
Что такое ламинация?
Ламинацией (или ламинированием) в типографии называется метод нанесения на печатную продукцию специальной защитной пленки для увеличения ее практических и эстетических характеристик. Для этого используются разнообразные пленочные материалы разной толщины, цвета и оптических свойств.
Область применения ламинации
Ламинация имеет три основных назначения:
• повышение стойкости поверхности полиграфического изделия к износу, царапинам, потертостям и другим механическим повреждениям;
• придание поверхности определенных оптических свойств, таких как глянец и т. п.;
• защита печатных изделий от воздействия влаги и загрязнений.
Таким образом, использование ламинирования намного продлевает срок службы полиграфических изделий, увеличивая их прочность, сохраняя первоначальную яркость и сочность цветов, придавая бумажной поверхности жесткость и эластичность.
Процесс ламинации продукции
Для выполнения данного вида обработки печатной продукции используются специальные станки, называемые ламинаторами. Ламинаторы бывают как переносными офисными приспособлениями, так и стационарными высокомощными и многофункциональными рулонными машинами промышленного назначения. В последних пленка для ламинации содержится в виде рулонов. Основными устройствами в станках для ламинации являются специальные валы (от одной до трех пар, в зависимости от производственной мощности), выполняющие прижимные и подающие функции. Ламинаторы бывают рулонными (оснащенные специальными разматывающими устройствами) и конвертными, неспособными работать с рулонными ламинатами. Современные ламинаторы, как правило, многофункциональны и способны работать в режимах, как горячего, так и холодного ламинирования. Некоторые машины способны обрабатывать не только бумажные поверхности, но и пластиковые (акрил, ПВХ, полистирол), и даже изготовленные из тонкой жести.
Виды ламинации
Выполнение ламинирования имеет много различий, как по пленочному материалу, так и по способу его нанесения.
Холодное ламинирование используется в случаях, когда нагревание может испортить запечатанный материал. В этой технологии применяется прозрачная пленка с односторонним клеевым покрытием (типа скотча), которое активизируется при механическом давлении валов ламинатора.
Горячее ламинирование более распространено. Оно отличается качеством сохранения цветовых характеристик поверхности печатного изделия и широко применяется для обработки журнально-книжной продукции, календарей, плакатов, каталогов, документов, фотографий. Процесс горячего ламинирования заключается в сильном нагреве ламината под воздействием нагревательного элемента и нанесении пленки на изделие под давлением валов.
Широкоформатная ламинация
Для ламинации используется композитная пленка толщиной 24-250 мкм. Пленки могут быть:
• матовыми (неспособными отражать лучи света; применяются для покрытия дорогой рекламной полиграфии, визитных карточек);
• глянцевыми (отлично передающими насыщенность цветовой гаммы и яркость цвета, но не могущими поглощать блики, а потому создающие неудобства при чтении под углом);
• текстурированными (с фактурной поверхностью, такой как «лен», «ткань», «песок», «брызги шампанского», «дерево», «холст», «морская волна», «камень» и т. п.). Такие пленки получили название «антивандальные»;
• литыми;
• цветными.
Для производства ламинирующих пленок современная промышленность использует три полимерных материала поливинилхлорид (ПВХ/PVC), полиэстер (РЕТ), полипропилен (РР). Пленки ПВХ с успехом используются для ламинирования покраски автомобилей. Полиэстеровые пленки отличаются многослойностью с различными свойствами каждого слоя.
Плюсы и минусы ламинации
Преимуществом ламинирования является высокое качество поверхности изделий при достаточной простоте и невысокой себестоимости выполнения операции. Другим достоинством ламинации является универсальность применения: этот способ постпечатной обработки отличается широчайшим ассортиментом продукции для обработки.
Ламинирование бумажной полиграфии. Как, зачем и почему
Ламинирование – это вид постпечатной обработки полиграфической продукции, который применяется для защиты ее от истирания, выцветания под воздействием УФ-лучей, других факторов внешней среды и придания изделиям благородного вида, интересных визуальных и тактильных эффектов.
Где используют ламинирование
Ламинирование применяют для полиграфической продукции разного назначения, в том числе предназначенной для долговременного и активного использования:
Для упаковки пищевых продуктов (коробки для пиццы, гамбургеров, картофеля-фри, бумажные стаканчики) используются специальные сертифицированные пленки, которые не выделяют вредные вещества и безопасны при контакте с едой. Можно заказать внутреннюю и наружную сплошную ламинацию, изготовление коробок с пленочным окном.
Виды ламинирования
В «Типографии ВК» вы можете заказать изготовление полиграфической продукции с матовой, глянцевой или фактурной ламинацией. На производстве установлены 10 ламинаторов с разными размерами и поверхностью валов, каждый из которых работает с определенными типами пленок.
Глянцевое ламинирование используется как альтернатива сплошному лакированию для более сильной защиты полиграфии от истирания и выцветания, а также для добавления блеска на запечатанные поверхности. В «Типографии ВК» всегда в наличии пленки различной толщины, прозрачные и с голографическими изображениями.
Матовое ламинирование применяется для придания декоративного вида полиграфической продукции. Матовый ламинат уменьшает яркость цветов печати, поэтому актуален там, где не нужен блеск, но важны четкость текста и удобство чтения информации, например меню, обложки, информационные материалы.
Матовые пленки soft-touch создают тактильный эффект прорезиненного покрытия и являются оптимальным вариантом для ламинирования коробок, обложек дорогих книг, премиальных меню и каталогов. Матовые поверхности идеально подходят для последующей печати лаком: получаются красивые изделия, привлекающие внимание.
Фактурное ламинирование подходит для создания рельефной поверхности. Мы используем технологию фактурной ламинации с использованием специальных валов (мелкое зерно, лен, имитация фотобумаги). Такой способ позволяет сэкономить на использовании дизайнерской бумаги и существенно снизить стоимость тиража. Также в наличии всегда есть глиттерные пленки для ламинирования.
Металлизированный ламинат используют для добавления блеска полиграфической продукции. Наши технологии позволяют выполнять прямую печать изображения прямо поверх таких пленок. Металлизированные материалы прекрасно подходят для создания ярких и оригинальных настенных календарей, упаковки для косметических средств, печати открыток и подарочной продукции.
Технологии ламинирования
Для ламинирования полиграфической продукции используют методы холодной и горячей ламинации.
Холодное ламинирование с использованием самоклеящихся материалов или по технологии предварительного распыления клея. Мы применяем пленки с клеевым слоем для ламинирования продукции, изготовленной методом широкоформатной печати. Это предохраняет изображение от быстрого выцветания под воздействием света и УФ-лучей.
При использовании горячего ламинирования, пленки припрессовываются к бумаге и картону под действием высоких температур, которые разогревают термоклей, нанесенный заводом-изготовителем на пленку. В нашей типографии установлено оборудование с давлением до 2 т и температурой нагрева до 160%. Такие параметры не повреждают изображение и структуру основы, но обеспечивают надежное склеивание материалов.
В «Типографии ВК» вы можете заказать печать полиграфической продукции с ламинацией и другими видами послепечатной обработки. Наши производственные мощности позволяют ламинировать до 50 тысяч листов в смену. Свяжитесь с менеджерами типографии любым удобным способом, чтобы получить консультацию и рассчитать стоимость тиража.
Отличия горячего ламинирования от холодного
Ламинирование — это нанесение на полиграфическую продукцию специальной пленки, имеющей клеевой слой для сцепления с бумагой. Основное назначение ламинированияс — защита изображения от различных климатических илимеханических воздействий, и второстепенно – придание более дорогого, качественного внешнего вида.
На данный момент полиграфический рынок может предложить несколько способов ламинации печатной продукции, основными из которых являются горячее и холодное ламинирование. Многие задаются вопросом, в чем же отличие? Ведь и при горячем, и при холодном ламинировании используются аналогичные технологии, но кто-то предпочитает одно, а кто-то другое.
Давайте рассмотрим, в чем же их отличие и какие есть плюсы и минусы!
Горячее ламинирование – это ламинирование пленками со специальным клеевым слоем, который становится активным при температуре свыше 80 о С. Сами пленки состоят из высокотемпературного материала и выдерживают температуру от 110 до 160 о С, что позволяет ламинировать без деформации.
Для горячей ламинации используются ламинаторы с «горячими» валами, в них встроены нагревающие элементы, позволяющие нагреть валы до необходимой температуры (но не более 150 о С). Ламинируя пленками для горячего ламинирования, клей, активируясь под воздействием высокой температуры, проникает в поры бумаги и надежно фиксируется. После прохождения двух пар валов ламинатора (горячие и вытяжные) клей остывает, принимая перманентное состояние. Оторвать такую пленку можно только со слоем бумаги.
Главной особенностью горячих пленок для ламинирования являются высокие оптические свойства, которые делают печатную продукцию более яркой и насыщенной, в отличие от холодной.
Применяется горячая ламинация в 80% полиграфии и используется, в основном, для ламинации бумаги. Это могут быть книги и журналы, открытки и приглашения, визитки и рекламные материалы. Также оно активно используется при изготовлении упаковки, фотоальбомов и календарей. Имея огромный ассортимент и различный ценовой диапазон, горячие пленки решают большинство задач в полиграфии.
Холодное ламинирование – ламинирование пленками с холодным клеевым слоем, активным при комнатной температуре. Для холодной ламинации используют ламинаторы с холодными валами (реже ламинацию наносят вручную). Достаточно небольшого прижима валов ламинатора, чтобы пленка приклеилась к носителю. Иногда для улучшения адгезии и уменьшения брака в виде пузырьков воздуха, при ламинации используют небольшой подогрев (не более 60 о С), при этом клей становится более жидким и равномерно распределяется по материалу.
Важно: Для холодной ламинации используются пленки, которые имеют подложку, поэтому на ламинаторе обязательно должен быть ревайндер, который будет сматывать ее в процессе ламинации.
Материалы, заламинированные холодной пленкой, используются для оформления витрин магазинов (интерьерная и наружная реклама), транспорта, а также для изготовления световых коробов и напольных покрытий. Стоит отметить, что ПВХ способна снизить воздействие UV лучей, позволяя надолго сохранить яркость красок (при изготовлении наружной рекламы защита от UV лучей необходима).
Из чего сделаны пленки:
Для горячего ламинирования, чаще всего, используют пленку из полипропилена (OPP/POLYNEX), это мягкий и эластичный материал, но при этом очень тонкий, всего 25-26мкм (глянец и мат). Отлично подходит для изготовления обложек книг, где неизбежна биговка. А также любой другой продукции, где требуются сгибы, но не нужна высокая плотность. Пленка устойчива к влаге, но, к сожалению, от механических воздействий она не сильно защитит.
Помимо полипропиленовых и полиэстеровых «горячих» пленок, существуют специализированные пленки, изготовленные из нейлона (NYLONEX) и винила (PHOTONEX). А также есть горячие пленки с UV защитой, на самоклеющейся основе (STICKYNEX) и антивандальные (ANTISCUFF).
В холодном ламинировании такого разнообразия нет, в основном используются пленки, которые состоят из ПВХ (PVC), плотностью 60, 80, 200мкм (глянец, мат, текстура «зерно»). Они имеют высокую эластичность и не требуют нагрева, позволяя ламинировать в первую очередь синтетические материалы, чувствительные к температуре, а также материалы с гладкой, не впитывающей поверхностью.
Небольшой сегмент производителей также используют холодные пленки на основе полиэстера (PET), в основном это пленки–клей (монтажные пленки/двусторонний скотч), которые используются для нанесения фотографии на стекло. PET выступает здесь как носитель клея, который нанесен с двух сторон. Она имеет идеальную прозрачность и не искажает картинку после монтажа на стекло. Такие пленки имеют очень маленькую плотность, всего 25мкм и находят свое применение в интерьерном и мебельном производстве. Холодные пленки PET бывают и с односторонним клеем, позволяя заламинировать целый ряд продукции из синтетического материала, где нужна хорошая передаваемость цвета.
Как выбрать пленку для ламинирования
Ламинирование – покрытие бумаги с одной или двух сторон прозрачной пленкой. Она придает документам более презентабельный вид, продлевает срок службы и защищает их от пыли, влаги и механических повреждений. На рынке представлено несколько видов пленок для ламинирования, отличающихся размерами, толщиной и другими характеристиками. Как выбрать «расходник», оптимальный для вашей полиграфической продукции?
Как проходит ламинирование
Ламинационные пленки изготавливают из полиэстера, поливинилхлорида или полипропилена. Чтобы поверхность изделий герметично соединялась с бумажным листом, ее покрывают слоем клея.
Во время ламинирования пленку вместе документом пропускают через специальный прибор – ламинатор, который прочно скрепляет клеевое покрытие с бумагой.
Виды пленок
Есть два способа ламинирования – холодный и горячий. Для каждого из них выпускают специальные расходные материалы.
Пленка для горячего ламинирования «срастается» с бумагой в результате нагрева валов ламинатора, во время которого плавится клеевая основа. Такой вариант покрытия документов считается самым распространенным.
Во время холодного ламинирования валы аппарата не нагреваются. В этом случае покрытие бумаги происходит за счет равномерного сильного давления. Пленки для холодного ламинирования внешне напоминают большие листы скотча. Используются они не часто – обычно только для защиты хрупких документов и бумаг, которым может повредить воздействие высокой температуры.
В зависимости от технологии изготовления выделяют рулонные и пакетные материалы. Длина рулонной пленки практически не имеет ограничений и удобна для работы с бумагами крупного формата. Аппараты для рулонного ламинирования могут делать как одностороннее, так и двустороннее покрытие, отличаются высокой производительностью и будут удобны для обработки большого количества документов.
Пленка для пакетного ламинирования похожа на прозрачную книжную обложку, внутренняя поверхность которой покрыта клеем. В нее кладут лист и помещают в ламинатор. Проходя через аппарат, бумага герметично соединяется с пленкой. Пользоваться таким расходным материалом просто и удобно, но у него есть одна особенность – ограничение по размерам.
Для работы с документами выпускают пакетные пленки разных форматов, начиная от А3 и заканчивая А7, а также изделия размером 54х86 мм, 65х95 мм, 75х105 мм, 83х113 мм и 85х120 мм. Чтобы помещенный в пакет лист был надежно запаян со всех сторон, его габариты должны быть на 4-8 мм меньше в длину и ширину.
Характеристики
Характеристик у пленок для ламинирования немного. Основная из них – это толщина, которая варьируется от 60 до 250 мкм.
Изделия толщиной до 100 мкм предназначены для защиты документов от грязи и влаги. Если нужно придать бумаге дополнительную жесткость, используют пленку от 100 до 150 мкм. Самую высокую защиту обеспечивают покрытия толщиной 175 и 250 мкм. Они очень прочны и предназначены для документов, рассчитанных на частое использование.
Отличается и поверхность изделий. Глянцевая пленка подчеркивает цветовые оттенки, делает изображения яркими и контрастными. Матовая, напротив, приглушает блики – она более удобна для документов с большим количеством печатного текста.
Критерии выбора
Чтобы грамотно выбрать расходные материалы для ламинирования, следует в первую очередь определиться, для каких документов вы предполагаете их использовать. Если необходимо защитить от воздействия внешних факторов старые архивные бумаги, придется покупать «холодные» пленки. Для стандартных офисных документов (сертификатов, свидетельств, договоров) оптимальным выбором станут пленки для горячего ламинирования.
Компаниям, планирующим работать с большими плакатами формата А0, А1 или А2, понадобится рулонный ламинатор с соответствующими «расходниками». Если размер документов не превышает А3, удобнее купить пакетный аппарат и предназначенную для него пленку. Глянцевая подойдет для покрытия фото, картин и графических изображений. Матовая станет удачным решением для работы с текстовыми документами.
Для ламинирования дисконтных карт, этикеток, визиток и других бумаг небольшого формата используют пакетные пленки размером 54х86 мм, 65х95 мм или 75х105 мм. Улучшить внешний вид полиграфической продукции и продлить срок службы листовок и компактных брошюр помогут изделия 83х113 мм. Открытки, фотографии, книги, буклеты, рекламные материалы часто покрывают пленками формата А5-А7. Чтобы защитить офисную документацию, каталоги, журналы или бланки, обычно используют формат А4. Для работы с диаграммами и постерами выпускают изделия формата А3.
Выбирая пленку, задумайтесь, какой уровень защиты вы хотите получить. Уберечь от пыли рабочие бумаги способны изделия толщиной 60-80 мкм. Чтобы увеличить жесткость грамот, календарей, сертификатов, фотографий или плакатов, лучше выбрать толщину 100-125 мкм. Для ламинирования бейджиков, информационных табличек или указателей подойдет покрытие толщиной 150 или 175 мкм. Для интенсивно использующихся информационных бумаг наподобие ресторанного меню оптимальным выбором станет пленка толщиной 250 мкм, делающая листы жесткими и невосприимчивыми к механическим повреждениям.
Большинство пакетных пленок продается в упаковках по 100 штук. На их стоимость влияют сразу несколько факторов. В бюджетной категории до 500 рублей в основном представлены глянцевые изделия формата А4 и меньше, имеющие толщину в пределах 125 мкм.
По цене от 500 до 2000 рублей можно приобрести как глянцевые, так и матовые «расходники» формата А3-А4 толщиной до 175 мкм. Если необходимо покрытие толщиной 250 мкм, придется заплатить более 2000 рублей.