Кузнец что за профессия
Кузнец – профессия, рожденная из огня и металла
Кузнечное ремесло уходит своими корнями в далекие глубины прошлых веков и даже мифологию. Кузнец всегда пользовался особым почетом и уважением, обучение кузнецов пользовалось спросом. У горнила стояли и цари, и боги. Например, Гефест, который занимался тем, что ковал Зевсу-громовержцу молнии. Удивительно, но кузнецы были даже кем-то вроде местных травматологов: удаляли больные зубы, вправляли переломы и вывихи. Сейчас, к счастью, уже есть медицина, и труженики молота могут сосредоточиться на укрощении металла.
С чего все начиналось
Зарождением кузнечного дела можно считать день, когда человек заметил, что после сильного разогрева металл начинает размягчаться и становится более податливым, а после охлаждения – затвердевает в новой форме с прежней прочностью. Довольно быстро пытливый мозг и трудолюбивые руки человека сообразили, что медные наконечники будут поэффективнее каменных и костяных предшественников, поэтому было решено открывать «бронзовый век», а заодно и «летопись» кузнечного ремесла. Кузнец обучение начинал еще на заре юности, чтобы, как только подрастет и окрепнет, уже мог работать сам.
Со временем металл продолжал радовать человека расширением сфер применения, а желание развиваться и творить помогло это реализовать на практике. Сегодня количество металлических изделий, применяемых в быту, на производстве и сфере услуг уступает разве что вездесущему пластику, и то не везде.
Однако машинные методы обработки материалов немного потеснили кузнецов с рынка, переведя их в отряды простых ремесленников. Но не торопитесь считать, что это ремесло теперь носит исключительно исторический или декоративный характер. В нашей «Высшей Школе Ремёсел», где и сейчас проходят курсы кузнеца в Москве, вам легко докажут, что это удивительная и очень нужная, даже несмотря на век технологий и машин, профессия.
Кто такой современный кузнец?
Это по-прежнему человек, владеющий навыком подчинять себе металл. Но он уже давно вышел за пределы закопченной кузницы, где есть только щипцы, молот и наковальня. Современная программа обучения кузнецов позволяет им работать и в частных мастерских, и на специализированных заводах. При этом любой кузнечный труд достаточно востребован.
Особенно нужен ручной труд кузнеца, когда нужно изготовить штучное изделие по индивидуальному заказу или небольшую партию деталей. На крупном заводе такой заказ будет стоить нерационально дорого, поскольку потребуется полная перенастройка всех технологических процессов на оборудовании, которое придется задействовать. Руки же кузнеца не нуждаются в бригаде наладчиков и готовы чередовать виды и методы работы без отрыва от производства.
К тому же, это позволяет быстро и точно реализовать деталь или изделие по авторскому чертежу, например, деталь для модернизации машин и механизмов, металлический компонент для ремонта определенного узла в крупной и мощной системе. Также теперь есть немало автоматизированных станков, современных печей, которые позволяют упростить, ускорить и повысить качество работы. Кузнец на молотах и прессах (обучение в соответствии с образовательной программой) сегодня также как и другие направления является достаточно востребованным.
Кто может взять в руки молот?
Не стоит считать, что если у вас не самый высокий рост или фигура не похожа на атланта, то вам путь в кузницу заказан. Безусловно, это физически непростая работа, но быть культуристом для этого необязательно. Достаточно обладать рядом важных для кузнеца качеств, а остальное, как говорится, приложится.
Все, что выше перечислено, реально в себе воспитать и выработать, так что все будет упираться, прежде всего, в ваши базовые показатели здоровья и желание.
А дамасский клинок выковать можно?
Да, вы не ошиблись, мы собираемся предложить курсы кузнеца оружейника в Москве для желающих освоить это ремесло. Официально его нет в справочниках профессий, зато эксклюзивные ножи, рапиры и даже сабли пользуются спросом, особенно в качестве дорого подарка ценителю подобных вещей.
В чем плюсы кузнечного ремесла
Помимо того, что ваши клинки могут стоить баснословных денег, вы сможете реализовать себя творчески. Кроме этого, даже ручная, нехудожественная ковка может пользоваться высоким спросом и зачастую хорошо оплачиваться. Это даёт возможность обеспечивать себя и свою семью всем необходимым.
Пройдя обучение на кузнеца в Москве, и хорошо владея таким ремеслом, вы всегда сможете найти работу:
А еще вы будете носителем ремесла, которому уже почти три тысячи лет. Согласитесь, это не только дорогого стоит, но и очень приятно. Наши преподаватели максимально помогут вам раскрыть в себе свой талант кузнеца-ремесленника и найти лучшее применение своей силы и навыков. Если вы в душе кузнец, курсы (обучение для начинающих) в нашей школе ремесел идеально вам подойдут.
Кузнец
Кузнец – мастер по обработке металла ковкой. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Особенности профессии
Другое название кузнеца – коваль. Это слово, заимствованно из украинского языка. В советское время слово «коваль» стало обозначать отдельную кузнечную специальность. На ипподромах работали ковали, которые занимались исключительно подковкой лошадей, и кузнецы, которые эти подковы делали, т.е. работали в кузнице с металлом. Работу коваля можно назвать промежуточной между кузнечным делом и ветеринарией (ветеринарной ортопедией). Но и на Западе существует подобное деление по специальностям: farrier – специалист, набивающий подковы лошадям, blacksmith – кузнец как таковой, работающий в кузнице, изготавливающий подковы. В отличие от российских ковалей, в Европе и Америке ковали обязательно умеют самостоятельно изготавливать подковы, в том числе сложные и ортопедические. В последнее время эта тенденция наметилась и в России.
Рабочее место
Если в старину основным местом работы была кузница, то теперь в результате индустриализации многие кузнецы работают в цехах предприятий. Хотя по-прежнему всё ещё существуют кузницы, где мастера занимаются, как правило, художественной ковкой, литьём. Часто в кузнечных цехах и кузницах работают бригадой. Её состав зависит от видов работ и применяемого оборудования. При ручной ковке кузнецу-молотобойцу могут помогать стажёры. На производстве бригадой руководит бригадир.
Кузнец
С давних времен профессия кузнеца пользовалась огромным почетом и уважением, что неудивительно, поскольку именно от мастерства такого специалиста во многом зависел не только быт наших предков, но и их жизнь. О значимости этой профессии также свидетельствует тот факт, что взять в руки молот кузнеца не брезговали ни цари, ни боги – достаточно вспомнить царя Петра I и бога Гефеста.
С давних времен профессия кузнеца пользовалась огромным почетом и уважением, что неудивительно, поскольку именно от мастерства такого специалиста во многом зависел не только быт наших предков, но и их жизнь. О значимости этой профессии также свидетельствует тот факт, что взять в руки молот кузнеца не брезговали ни цари, ни боги – достаточно вспомнить царя Петра I и бога Гефеста.
Однако в современном мире высоких технологий профессия кузнеца несколько утратила свои позиции, и переместилась в разряд ремесел, которые изготавливают скорее декоративные элементы, чем необходимые предметы быта. Тем не менее эта профессия по-прежнему привлекает внимание своей магией и возможностью превратить холодный металл в произведение искусства, способное привнести в быт современного человека нотку тепла и аутентичности.
Сразу отметим, что как и в прежние времена кузнечное дело является одним из самых сложных и специфичных, обладающих ярко выраженными особенностями. Поэтому стать кузнецом может далеко не каждый человек, даже если он мечтает об этой профессии. А чтобы Вы поняли всю специфику работы кузнеца, мы предлагаем Вам окунуться в мир огня и металла, которым живут настоящие мастера молота и наковальни.
Кто такой кузнец?
Кузнец – мастер, который занимается обработкой металла и изготовлением металлических изделий. Основным материалом для работы кузнеца являются чугун, железо, бронза, сталь и свинец. Также кузнец может использовать в своей работе такие драгоценные металлы как серебро и золото. Местом работы кузнеца может быть как частная кузница, так и промышленное предприятие.
Название профессии произошло от древнерусского православного слова kovati (ковать, бить, рубить, резать), так как изначально кузнеца называли не иначе как ковач. И только позднее мастеров стали называть не по производимым им действиям, а по месту работы (кузня). Примечательно, что ковали существуют и сегодня. Так называют кузнецов, которые специализируются на изготовлении подков и подковке лошадей. Когда появились первые кузнецы точно не известно, однако можно предположить, что появление этой профессии стало возможно только в 9-7 века до н.э., когда человек научился использовать металл для собственных нужд.
Со времен своего становления профессия кузнеца претерпела существенные изменения: если раньше кузнецы работали только в кузнях, и только с использованием молота, щипцов и наковальни, то сегодня специалисты этого профиля получили возможность работать на больших промышленных предприятиях, где большинство процессов механизировано, автоматизировано и компьютеризировано. Вполне естественно, что одновременно с расширением сферы деятельности кузнеца эта профессия разделилась на несколько специализаций: кузнец ручной ковки, кузнец-оператор, кузнец-штамповщик, кузнец драгоценных металлов и т.д.
Во многом трудовые обязанности кузнеца зависят от выбранной специализации. Но имеются у всех представителей этой профессии и такие общие обязанности, как: протяжка и гибка металла, кузнечная сварка, выполнение работ в полном соответствии с чертежами и эскизами, очистка поверхности изделия и придание ему надлежащего внешнего вида.
Каким личностными качествами должен обладать кузнец?
Главной особенностью работы кузнеца является непосредственный контакт с огнем и раскаленным металлом, поэтому представители этой профессии обязательно должны быть внимательными и, что называется, «чувствовать материал». Кроме того, чтобы мастер смог качественно выполнять свою работу, ему необходимо обладать такими личностными качествами, как:
Помимо всего прочего, поскольку кузнец работает в условиях повышенной температуры, представитель этой профессии должен быть физически крепким и выносливым, а также способным переносить высокие температуры на протяжении длительного времени.
Преимущества профессии кузнеца
Главным преимуществом профессии кузнеца, конечно же, является возможность реализовать свои творческие задатки и доставить радость людям. При этом не стоит забывать, что ручная ковка, равно как и любой другой ручной труд, ценится очень высоко, поэтому к преимуществам этой профессии можно отнести и высокий уровень оплаты.
Поскольку в последние годы наблюдается повышенный интерес к эксклюзивным изделиям, способным отобразить индивидуальность и самобытность своего владельца, мастера художественной ковки пользуются большой востребованностью. Причем они могут как работать в составе какой-либо артели, так и открыть собственную мастерскую по производству кованных изделий из металла: оград, решеток, предметов интерьера, мебели и т.д. В любом случае, кузнец с тонким художественным вкусом и «золотыми» руками никогда не будет сидеть без работы.
Недостатки профессии кузнеца
Если же говорить о недостатках профессии кузнеца, то прежде всего необходимо отметить тяжелые условия труда и повышенный риск получения производственных травм. Кузня – это место где всегда жарко и шумно: температура в горне может колебаться в пределах 800-1200 градусов, а шумовой фон этого места наполнен если не стуком молота о наковальню, то визгом болгарки или другого не менее шумного инструмента. При этом даже при соблюдении всех правил безопасности кузнецам приходится постоянно лечиться от ожогов.
Еще одним немаловажным недостатком этой профессии являются чрезмерные физические нагрузки. Ведь кузнецу приходится постоянно перемещать с места на место как металлические заготовки, так и уже готовые изделия, вес которых может достигать и нескольких сотен килограмм. Именно поэтому профессию кузнеца принято считать исключительно мужской прерогативой. Хотя на современных кузнях можно встретить и женщин-кузнецов, однако для них кузнечное дело является скорее хобби, чем способом заработка, да и изготавливают они преимущественно небольшие элементы декора.
Где можно получить профессию кузнеца?
Получить профессию кузнеца можно либо в профессиональном колледже, на базе которого осуществляется ремесленная кузнечная подготовка специалистов, либо в художественном ВУЗе, где имеется специальность «художественная обработка металлов». Но нужно понимать, что все учебные заведения, даже самые лучшие, дают только базовую подготовку. А вот отточить свое мастерство и познать все нюансы этой профессии можно исключительно опытным путем. Поэтому после окончания обучения в колледже или ВУЗе большинство молодых специалистов устраиваются подмастерьями к уже опытным кузнецам, которые передают им все тонкости и секреты своего дела.
Отметим, что лучшими учебными заведениями России, осуществляющими подготовку специалистов кузнечного дела, сегодня считаются:
Повелитель огня и металла: интервью с мастером-кузнецом
Кузнец может быть медийной персоной 🙂
Недавно у меня взяла интервью Ангелина Бржевская — о тайнах профессии и не только. Надеюсь, и вам этот рассказ будет интересен.
Повелитель огня и металла
Люди кузнечного дела с тяжелым трудом на «ты». А сама их профессия зародилась во времена, когда человек познакомился с огнем и начинал обрабатывать железо. Мне удалось задать несколько вопросов настоящему кузнецу и узнать удивительные подробности этой профессии. «Рискуйте, слушайте себя, а не советы других. У каждого свой путь, главное — пробовать» — это девиз по жизни мастера кузнечных дел Зелимхана Евлоева.
Профессия кузнеца очень древняя. Я знаю, что во все времена она была магической, а работу с металлом приравнивали к волшебству. Кузнеца считали чуть ли не шаманом. Что поменялось за это время и где сейчас обучают кузнечному делу?
Древняя, да. Считается, что профессия кузнеца возникла в 9-7 веках до н.э. в эпоху «железного века». Но с течением времени люди перестали быть доверчивыми и верить в волшебство, поэтому сейчас «шаманство» кузнеца под вопросом (улыбается).
Раньше без кузнеца не обходилась ни одна большая деревня, а сейчас художественная ковка — это больше искусство, чем необходимость.
Поэтому мест, где учат кузнечному делу, не так много. Это либо колледж, либо художественный ВУЗ, где есть специальность «художественная обработка металлов».
Для того, чтобы стать кузнецом, есть три пути:
1. Пойти учиться в училище или институт;
2. Найти опытного кузнеца и уговорить его взять себя в подмастерья.
3. Или научиться всему самому. Я изучал кузнечное дело именно так — пошел по третьему пути.
Из мифологии я знаю только Гефеста, как изготовителя молний для Зевса, а какие еще есть боги-кузнецы?
Профессия эта всегда была «божественной». Вы верно вспомнили про древнегреческого Гефеста. Но он не один кует молнии доя богов.
У древних славян молнии кует бог-громовник Перун, а гром во время грозы — звук стука его молота по наковальне.
На Руси считалось, что кузнец может извести нечистую силу: в эпосе именно он побеждает Змея Горыныча, приковав его за язык. А есть еще и сказания о том, как небесные ковали, при помощи железных клещей, изловили страшного Ящера, запрягли его в плуг и вспахали землю.
Ну а у викингов есть Вёлунд. С ним связана очень интересное путешествие «через века». Этот кузнец в скандинавской мифологии — персонаж «Песни о Велунде» в «Старшей Эдде». В артуровском цикле легенд ему приписывается создание меча Эскалибура. Именно Вёлунд, после принятия древними германцами христианства, со временем превратился в Сатану, в немецком произношении «Воланд». Вспомним «Фауст» Гете. А уж оттуда он перекочевал в «Мастера и Маргариту» Булгакова. Хромота Сатаны имеет те же корни, что хромота Гефеста и Вёлунда. Но эти изыскания уже оставим для филологов.
Почему кузнечное дело? С вашей внешностью надо было идти в модельный бизнес. Как вы вообще выбрали профессию кузнечных дел мастера и как долго ей учились? Не было ли искуса все бросить и заняться чем-то другим? Или вы успели попробовать себя в иных сферах деятельности?
Если бы все кузнецы уходили в модели, то наша профессия умерла бы (смеется).
Профессия затягивает, в ней и правда есть определенный шаманизм. Магия металла, когда кусок железа превращается в новое изделие, и все это делаешь ты, — сильная штука. Представьте: твердый металл в горне раскаляется и становится мягким, из него можно лепить то, что хочешь. И лично я от этого не могу отказаться. Так что искуса поменять профессию нет и быть не может.
Вы спрашивали, почему кузнеца считали колдуном. Это понятно, когда думаешь о самом процессе работы в кузне. Только представьте, что должны были думать люди прошлых веков, когда кузни стояли на отшибе. Это делалось совершенно по прозаическим причинам, чтобы избежать опасности пожаров. А многим казалось, что там творятся чудеса. Люди видели, как кузнец в всполохах пламени тюкает по наковальне, а в результате рождается новая вещь. Пусть это будет даже простая подкова. Но как она получилась из куска железа, понять непросто непосвященному.
Сам я долго шел к тому, чтобы называться кузнецом.
И профессий много перепробовал — и в цехе работал, и риэлтором был.
Я прошел весь путь от «низов». Начинал с лопаты к—ак говорится, «бери больше — кидай̆ дальше». Потом была сварка, затем «холодная ковка», а уже затем — магия горячего металла.
Какие основные инструменты кузнеца? Сколько в среднем весит молот/кувалда? Наковальня — важная «часть» кузницы. Как выглядит самая удобная?
Наковальня — один из трех «основных» инструментов кузнеца.
Она бывает разной и называется иногда «страшно» — например, однорогая или двурогая. Настоящий мастер свою наковальню очень «уважает», а верхняя ее поверхность, на которой отковывается вещь, называется «лицом».
Ну и, конечно, один из главных помощников — кузнечный молот. Вернее, их существует множество — молотков и кувалд. Молот может весить по разному — от 100 граммов до 10 килограммов, а может и больше. Для изготовления изящных изделий применяются маленькие молотки. Чем меньше вещь, тем меньше нужно металла и тем легче молот.
Мастеру помогает в кузне ученик — молотобоец, который выполняет самую тяжелую физическую работу. Сейчас молотобойца заменил пневматический кузнечный молот.
Нет удобных и неудобных инструментов. Каждый вид той же наковальни существует для определенного вида работ и «специализации» кузнеца.
Так, деревенский кузнец ковал тяпки, грабли и подковы. Городской кузнец больше занимается художественной ковкой.
А есть еще кузнецы, которые делают ножи. И это особое искусство.
Это как один художник пишет маслом, другой — рисует пастелью, а третий — акварелью.
С каким металлом работать легче всего? Какова температура металла, и только ли с железом работает кузнец?
Легче всего работать с мягким, как пластилин, металлом (смеется). А если серьёзно, любой металл кузнец должен разогреть. Температура от 300 до 1000 градусов и выше.
Все зависит от марки стали, с которой сейчас, в основном, я и работаю. Чаше всего это сталь СТ3. Именно она применяется для художественной ковки.
Ножеделы используют другие сорта, они больше «заточены» на технологические моменты.
Сталь — это сплав металлов. Раньше кузнецы работали с чистым железом, но оно мягкое, легко гнется. Поэтому у стали перед «чистым» железом есть множество преимуществ.
Три главных качества кузнеца.
Как и во всех ремеслах, я думаю, это любовь к своему делу, терпение и постоянная наработка мастерства.
Как и в любой сфере, в кузнечном деле есть конкуренция. Какая она? Я знаю, что вы делаете авторские вещи, сами создаете свои эскизы. Как заказчик выбирает именно вас? И как рождаются идеи, например, для Вашей работы «Хозяйка Медной Горы»?
Конкуренция есть, как и в любом деле. Но она честная, потому что человек видит твои вещи и сам принимает решение, у кого сделать заказ. Хотя кто-то берет ценой, а кто-то — качеством.
Мои изделия, даже сделанные для себя, — образчик для заказчика. Хотя я стараюсь не повторяться и всегда делаю не точную копию, а ее вариацию.
Я люблю штучные вещи и делаю именно их.
Если фантазия есть и у заказчика, это легче и сложнее одновременно, потому что у каждого из нас свое видение. И тогда эскиз не всегда просто согласовать. Но с эскизами работать легче, особенно если их присылает сам человек.
Кстати, я не создаю детальные эскизы, что тоже своего рода проблема. Мои работы рождаются в процессе работы, потому что металл ложится по своему.
Приблизительно тоже самое получилось недавно и с кованой полкой. Я покрутил в голове ее туда-сюда и получилось два варианта подвеса — ее можно крепить на стене по разному.
У Вас есть свой стиль? Какой он?
Я люблю функциональные вещи, а не просто красивые. Мой стиль и принцип работы — «декор плюс полезность».
Большинство моих работ выполнены в классическом стиле, хотя сам я больше люблю брутальную ковку. Сейчас я строю свою усадьбу, там и буду «отрываться» в этом стиле.
Что в основном заказывают у Вас?
Практически все кованые предметы интерьера и экстерьера —от подсвечников до ворот. Плюс ковка в историческом, скажем так, стиле для реконструкторов, и из этой категории мне больше всего нравятся щиты викингов. Я вообще люблю эпоху раннего Средневековья и с удовольствием работаю с такими вещами. Тут уж мне приходится быть не только кузнецом, но и столяром — я сам делаю деревянную основу щита, а потом ее обковываю. Хотя и при изготовлении кованых столов я работаю с деревом — делаю дубовые столешницы и, бывает, выжигаю их молниями Лихтенберга. Получается очень красивый узор.
Умеет ли кузнец реставрировать металл и как?
Реставрация металлических изделий и была основной задачей деревенского кузнеца. Замена зубьев в бороне, вилах, граблях, ремонт лезвия косы и ножей и топоров — вот что он делал чаще всего. Замена зубьев, если коротко, производится так: удаляется старый зуб и ставится новый — заклепывается, то есть заклепка стягивает металл.
Сам я люблю реставрировать старые вещи — это, например, и замена ручек у винтажных ножей, и возвращение идеального «лука» старому подсвечнику. В первом случае я выковываю новую ручку, а во втором — зачищаю металл, крашу его и восстанавливаю какие-то детали.
Самый необычный заказ из всех, что вы делали. Сколько времени проводите в мастерской? И как долго вообще делается авторская вещь?
Самым необычным заказом в последнее время, пожалуй, стала медная вытяжка в стимпанковском стиле, причем в его «викторианском» ответвлении.
До этого я особо в стимпанке не работал, а тут это было пожелание заказчицы, и мне понравился результат.
Я сейчас и для себя сделал костровую чашу — уличный очаг, только уже не викторианский стимпанк, а почти викингский, но с брутальными цепями и заклепками.
В стимпанке в ход идут старые детали от отработавших механизмов. Они приводятся в идеальный порядок и становятся частью арт-объекта, так сказать. Вот сейчас я делаю стол на пересечении стилей стимпанка и лофта из дерева и четырех колёс. Два — от старых промышленных тележек, а два побольше — от какой то советской сельхозтехники.
Когда интересный заказ, то хочется побыстрее увидеть результат, но проводить сутки в мастерской — не вариант.
О том, что Вам нравится в профессии, мы уже говорили, а что вас в ней бесит?
Скажу честно — чудоковатые заказчики. Они попадаются не часто, но отнимают много нервов. Общение с людьми — одна из самых больших проблем, как и в любой профессии, связанной с работой с заказчиками или покупателями.
На десяток адекватных попадется один чудак.
Поэтому я перешел на изготовление готовых работ и не занимаюсь их монтажом.
Как Вы находите заказчиков или как они находят вас?
Сейчас все сидят в интернете. Первым делом все смотрят в сети контакты и изделия, которые хотят купить. У меня самого нет времени участвовать в выставках, и я развиваю свое присутствие в интернете.
У меня есть аккаунты в соцсетях, но главное — есть страница «Старая кузня» на сайте «Ярмарке мастеров». Вот там меня и видят заказчики и дизайнеры.
Плюс в последнее время я развиваю неожиданный для многих моих знакомых проект с викингами.