Кутузов представлял государю что как наполеонова армия

Записки (42 стр.)

В августе государь император прибыл в Москву короноваться. Народ встретил его с превеличайшим восхищением, но народ когда не радуется? кричит всем «ура!»: кричал «ура Павлу!», кричал «ура Александру!» и кричал «ура Николаю!». Истинная любовь познается после кончины государей, а не по вступлении на престол.

В царствование императора Александра многие изданы благотворительные узаконения: уничтожена вовсе тайная канцелярия, учреждение министерств, университеты в Казани, Дерпте, Харькове, Вильне, Абове, С.-Петербурге, а Московский университет преобразован по особому новому плану; в Москве учреждена медико-хирургическая академия, в Царском Селе лицей, в Петербурге Императорская Публичная библиотека; восстановлено свободное рыболовство по Каспийскому морю, позволено всякому званию людям приобретать земли, а помещикам целыми селениями отпускать крестьян, именуя их вольными хлебопашцами; учреждено управление водяных и сухопутных сообщений; учрежден для дворян 24-летний банк; учреждены военные поселения (которые, дай бог, чтобы для России по времени не были пагубны).

Грузия покорилась добровольно под Российскую державу.

Россия пользовалась миром и благоденствием под кротким скипетром государя Александра I до 1805 г.

Император Александр из С.-Петербурга 9-го сентября отправился к армии; вся гвардия была уже в походе, и разные корпусы сосредотачивались в Моравии.

14 ноября государь прибыл в главную квартиру армии Кутузова, который был усилен знатным числом войск присоединившихся к нему пришедших из России и австрийским корпусом, состоявшим близ 25 т. под командою принца Лихтенштейна, из-под Ульма ускользнувшего.

Источник

Кутузов представлял государю что как наполеонова армия

Император Александр из С.-Петербурга 9-го сентября отправился к армии; вся гвардия была уже в походе, и разные корпусы сосредотачивались в Моравии.

14 ноября государь прибыл в главную квартиру армии Кутузова, который был усилен знатным числом войск присоединившихся к нему пришедших из России и австрийским корпусом, состоявшим близ 25 т. под командою принца Лихтенштейна, из-под Ульма[227] ускользнувшего.

Кутузов представлял государю, что как Наполеонова армия еще не вся собралась и гораздо слабее австро-российской, то и должно воспользоваться и атаковать немедленно, но государь сказал, что он дал слою гвардии без нее не сражаться; когда же гвардия присоединилась, то уже армия Наполеона была в превосходных силах; почему Кутузов представлял, чтобы ретироваться к подходящим корпусам Эссена и Беннингсена и, соединившись с ними, тогда дать баталию. Государь сказал ему: «Видно, это не бегущих турок и поляков поражать, а здесь ваше мужество притупляется». — «Государь, — сказал Кутузов, — извольте сами располагать атакою, а что я не трус, вы сами изволите усмотреть, что я буду сражаться как солдат, а как генерал я отказываюсь».

20 ноября была несчастная и постыдная Аустерлицкая баталия[228], где наши войска претерпели столь сильное поражение, что надолго потеряли тот дух, который их делал непобедимыми. Можно приписать одной только политике Наполеона, что он не разбил русских наголову и дал свободу отступать.

23-го в местечке Галиче отдан был следующий приказ:

«Истощенные силы венского двора, несчастия, постигшие оный, как же недостаток продовольствия, невзирая на сильное и храброе подкрепление российских войск, заставили римского императора на сих днях заключить с Франциею конвенцию, за которой должен вскоре последовать мир[229]. Его императорское величество, пришед на помощь своего союзника, не имел иной цели, как собственную оного защиту и отвращение опасности, угрожающей державе его; видя в настоящих обстоятельствах [пребывание] своих войск в австрийских пределах ненужное, [повелеваю], оставив оные, возвратиться в Россию».

Государь требовал от Кутузова рапорта о баталии Аустерлицкой, но тот отвечал: «Вы сами распоряжались войсками, я не имел ни малейшего в том участия; я завишу от воли Вашего Величества, но честь моя дороже жизни». Государь никогда ему того не простил[230]. Сего же года отправлен был вице-адмирал Дмитрий Николаевич Сенявин с эскадрою к прежним нашим силам, защищавшим Ионическую республику, и сделан он главнокомандующим над всеми там находившимися морскими и сухопутными силами, коих было около 15 т. Прибыл он туда, приобрел уважение всех тамошних народов, а особливо черногорцев; занял крепостцу Боко-ди-катаро, по своему местоположению неприступную; вопреки перемирия нашего с Франциею и повеления сдать оную французам, удержал за собою. Во многих сражениях с ними под начальством маршала Мармонта герцога Рагузского всегда одерживал поверхность, но уже после несчастного Тильзитского мира[231] Боко-ди-катаро сдана французам. В течении сей кампании два раза одерживал победу в Архипелаге над турецким флотом.

По утверждении мира с Франциею, началась война с Англиею[232]. Сенявин получил повеление возвратиться в Россию; претерпев ужасную бурю, принужден был для исправления кораблей войти в Лиссабонскую гавань, и где он, атакован и заперт превосходными силами англичан, принужденным нашелся сделать с ними конвецию, делающую ему честь, состоящую в том, чтобы [англичане] русские корабли хранили в своих гаванях до заключения мира и тогда бы отдали в таком положении, в каковом им сданы; а всех, как начальствующих флотом, так всех офицеров и матросов доставили бы в Ревельский и Кронштадский порты. По прибытии Сенявина в Петербург государь, быв противу него предупрежден, лишил его милости во все продолжение его царствования. Но Сенявин заслужил к себе не только от всех морских уважение и любовь, но и всех русских, знающих цену достойности людей, и верных сынов России. Уже при государе императоре Николае I употреблен был по своему званию.

17 октября 1805 г. австрийская армия фельдмаршала Макка, окруженная войсками Наполеона, капитулировала при Ульме.

Источник

Кутузов представлял государю что как наполеонова армия

Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Смотреть фото Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Смотреть картинку Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Картинка про Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Фото Кутузов представлял государю что как наполеонова армия

Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Смотреть фото Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Смотреть картинку Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Картинка про Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Фото Кутузов представлял государю что как наполеонова армия

История ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена

Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Смотреть фото Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Смотреть картинку Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Картинка про Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Фото Кутузов представлял государю что как наполеонова армияПереходим ко второй частиКутузов представлял государю что как наполеонова армия. Смотреть фото Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Смотреть картинку Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Картинка про Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Фото Кутузов представлял государю что как наполеонова армия

Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Смотреть фото Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Смотреть картинку Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Картинка про Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Фото Кутузов представлял государю что как наполеонова армияОтветы через 10 точекКутузов представлял государю что как наполеонова армия. Смотреть фото Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Смотреть картинку Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Картинка про Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Фото Кутузов представлял государю что как наполеонова армия

Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Смотреть фото Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Смотреть картинку Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Картинка про Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Фото Кутузов представлял государю что как наполеонова армияУкажите не менее трёх результатов (последствий) поражения России в битве, о которой идёт речь, не указанных в отрывке.Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Смотреть фото Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Смотреть картинку Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Картинка про Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Фото Кутузов представлял государю что как наполеонова армия

«Кутузов представлял государю, что как Наполеонова армия ещё не вся собралась и гораздо слабее австро-российской, то и должно воспользоваться и атаковать немедленно, но государь сказал, что он дал слово гвардии без неё не сражаться; когда же гвардия присоединилась, то уже армия Наполеона была в превосходных силах, почему Кутузов представлял, чтобы ретироваться к подходящим корпусам Эссена и Беннингсена и, соединившись с ними, тогда дать баталию.

Государь сказал ему: «Видно, это не бегущих турок и поляков поражать,
а здесь ваше мужество притупляется». «Государь, – сказал Кутузов, – извольте сами располагать атакою, а что я не трус, вы сами изволите усмотреть, что я буду сражаться как солдат, а как генерал я отказываюсь».

20 ноября была несчастная и постыдная _________ баталия, где наши войска претерпели сильное поражение… Можно приписать одной только политике Наполеона, что он не разбил русских наголову и дал свободу отступать.

23-го в местечке Галиче отдан был следующий приказ:

«Истощённые силы [австрийского] двора, несчастия, постигшие оный, как же недостаток продовольствия, невзирая на сильное и храброе подкрепление российских войск, заставили [австрийского] императора на сих днях заключить с Франциею конвенцию, за которой должен вскоре последовать мир. Его императорское величество, пришед на помощь своему союзнику, не имел иной цели, как собственную оного защиту и отвращение опасности, угрожающей державе его; видя в настоящих обстоятельствах [пребывание] своих войск в австрийских пределах ненужное, [повелеваю], оставив оные, возвратиться в Россию».

Государь требовал от Кутузова рапорта о баталии _________, но тот отвечал: «Вы сами распоряжались войсками, я не имел ни малейшего в том участия; я завишу от воли Вашего Величества, но честь моя дороже жизни»».

Источник

Задания на анализ исторического источника история России 9 кл

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

История России 9 класс

Задания на анализ исторического источника

Прочтите отрывок из речи российского императора.

Но нельзя скрывать от себя, что теперь мысли уже не те, какие бывали прежде, и всякому благоразумному наблюдателю ясно, что нынешнее положение не может продолжиться навсегда. Причины этой перемены мыслей и чаще повторяющихся в последнее время беспокойств я не могу не отнести больше всего… к собственной неосторожности помещиков, которые дают своим крепостным несвойственное состоянию последних высшее воспитание, а через то, развивая в них новый круг понятий, делают их положение ещё более тягостным; к тому, что некоторые помещики – хотя благодаря Богу самое меньшее их число, – забывая благородный труд, употребляют свою власть во зло, а дворянские предводители, как многие из них сами мне отзывались, к пресечению таких злоупотреблений не находят средств в законе, ничем почти не ограничивающем помещичьей власти. Но если нынешнее положение таково, что оно не может продолжиться, и если вместе с тем и решительные к прекращению его способы также невозможны без общего потрясения, то необходимо, по крайней мере, приготовить пути для постепенного перехода к другому порядку вещей и, не устрашаясь перед всякою переменою, хладнокровно обсудить её пользу и последствия. Не должно давать вольности, но должно проложить дорогу к переходному состоянию, а с ним связать ненарушимое охранение вотчинной собственности на землю. Я считаю это священною моею обязанностью и обязанностью тех, кто будет после меня, а средства, по моему мнению, вполне представляются в предложенном теперь Совету проекте указа. Он не есть закон новый, а только последствие и, так сказать, развитие существующего сорок лет закона о свободных хлебопашцах».

1) Назовите императора, которому принадлежит эта речь.

2) Укажите годы его правления.

3) Назовите упоминаемого в тексте предыдущего императора.

4)Какие причины «перемены мыслей» и «беспокойств» называет император в своей речи? Укажите две причины.

5) Какие цели намечены императором в данном отрывке? Укажите одну любую цель

6) Как назывались временные высшие совещательные органы для подготовки мероприятий по решению крестьянского вопроса, создаваемые в период царствования императора, которому принадлежит данная речь?

7) Укажите любые два мероприятия, подготовленные этими органами

1) император – Николай I ;

2) годы правления – 1825–1855 гг.;

3) предыдущий император – Александр I

– «несвойственное» крепостным крестьянам высшее воспитание, которое дают им помещики;

– злоупотребление помещиков своей властью;

– отсутствие законов, ограничивающих произвол помещиков;

– подготовка пути для постепенного изменения положения крестьян;

– обсуждение последствий изменения состояния крестьян;

6) временные высшие совещательные органы – Секретные комитеты по крестьянскому вопросу;

– реформа государственной деревни;

– инвентарная реформа в Литве, Белоруссии и Правобережной Украине;

– издание закона об обязанных крестьянах;

– разрешение крестьянам с согласия помещиков приобретать недвижимость в собственность.

Задания на анализ исторического источника

Прочтите отрывок из мемуаров современника

«Кутузов представлял государю, что как Наполеонова армия ещё не вся собралась и гораздо слабее австро-российской, то и должно воспользоваться и атаковать немедленно, но государь сказал, что он дал слово гвардии без неё не сражаться; когда же гвардия присоединилась, то уже армия Наполеона была в превосходных силах, почему Кутузов представлял, чтобы ретироваться к подходящим корпусам Эссена и Беннингсена и, соединившись с ними, тогда дать баталию.

Государь сказал ему: «Видно, это не бегущих турок и поляков поражать,
а здесь ваше мужество притупляется». «Государь, – сказал Кутузов, – извольте сами располагать атакою, а что я не трус, вы сами изволите усмотреть, что я буду сражаться как солдат, а как генерал я отказываюсь».

20 ноября была несчастная и постыдная _________ баталия, где наши войска претерпели сильное поражение… Можно приписать одной только политике Наполеона, что он не разбил русских наголову и дал свободу отступать.

23-го в местечке Галиче отдан был следующий приказ:

«Истощённые силы [австрийского] двора, несчастия, постигшие оный, как же недостаток продовольствия, невзирая на сильное и храброе подкрепление российских войск, заставили [австрийского] императора на сих днях заключить с Франциею конвенцию, за которой должен вскоре последовать мир. Его императорское величество, пришед на помощь своему союзнику, не имел иной цели, как собственную оного защиту и отвращение опасности, угрожающей державе его; видя в настоящих обстоятельствах [пребывание] своих войск в австрийских пределах ненужное, [повелеваю], оставив оные, возвратиться в Россию».

Государь требовал от Кутузова рапорта о баталии _________, но тот отвечал: «Вы сами распоряжались войсками, я не имел ни малейшего в том участия; я завишу от воли Вашего Величества, но честь моя дороже жизни»».

1) Как называлась баталия, название которой дважды пропущено в тексте?

2) Укажите год, когда она произошла.

3) Назовите российского императора, упомянутого в отрывке.

4) В чём состоял первоначальный план, предложенный М.И. Кутузовым императору?

5) Почему император отказался от его реализации?

6)Что ответил М.И. Кутузов на требование императора написать рапорт о баталии?

7) Укажите не менее трёх результатов (последствий) поражения России в битве, о которой идёт речь, не указанных в отрывке.

баталия – Аустерлицкая баталия, сражение под Аустерлицем;

3) император – Александр I

4) атаковать армию Наполеона немедленно, так как она ещё не вся собралась;

5) император дал слово гвардии без неё не сражаться;

6) «Вы сами распоряжались войсками, я не имел ни малейшего в том участия; я завишу от воли Вашего Величества, но честь моя дороже жизни»

7) результаты (последствия

— огромные потери русской армии (21 тыс. человек);

— поражение оказало негативное влияние на моральное состояние русских войск;

-долгая опала М.И. Кутузова;

— выход из войны Австрии и распад третьей Антифранцузской коалиции европейских держав;

-значительно вырос авторитет Наполеона как военачальника.

Источник

Тема 17. Царствование Александра I в период до Отечественной войны (1801-1811 гг.)

Хронология:

Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Смотреть фото Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Смотреть картинку Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Картинка про Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Фото Кутузов представлял государю что как наполеонова армия

Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Смотреть фото Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Смотреть картинку Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Картинка про Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Фото Кутузов представлял государю что как наполеонова армия

География по теме 17 (Power Point * PDF)

Имена (обязательные для ЕГЭ по истории имена выделены жирным шрифтом):

Термины (обязательные для ЕГЭ по истории термины выделены жирным шрифтом):

События всеобщей истории из списка ФИПИ в период 1801-1811 гг. (для заданий ЕГЭ № 1 и № 11):

Практика:

Вопросы (для устного ответа):

1) Можно ли считать политику Александра I продолжением политики Екатерины II?

2) Охарактеризуйте политику Александра I в крестьянском вопросе.

3) Чем были вызваны и какое значение имели предпринятые Александром I реформы в области образования?

4) Какие цели преследовала Россия, участвуя в антифранцузских коалициях?

5) Охарактеризуйте условия Тильзитского договора между Россией и Францией.

6) Почему заключенный в Тильзите союз закончился разрывом и подготовкой к новой войне?

7) Покажите на карте территориальные приобретения России в 1809–1812 гг.

8) Проанализируйте реформаторский проект Михаила Сперанского. Мог ли он реализоваться в России XIX века? Свое мнение аргументируйте.

9) Изучите биографию Сперанского. В чем ее отличия от характерного пути российского чиновника?

10) Чем объясняется одновременное приближение Александром I двух столь несхожих людей, как Сперанский и Аракчеев?

11) Почему Сперанский, столь близкий Александру I, был отправлен в отставку в 1812 году? Назовите несколько причин.

№ 4. Запишите термин, о котором идёт речь.

Неофициальный совещательный орган, круг личных друзей императора, работавший в начале правления Александра I и помогавший ему проводить реформы.

№ 12. Прочтите отрывок из исторического источника.

«…На Правительствующий же Сенат, коего обязанности и первоначальную степень власти Мы указом Нашим в сей день данным утвердили, возлагаем важнейшую и сему верховному месту наипаче свойственную должность рассматривать деяния Министров по всем частям их управлению вверенным, и по надлежащем сравнении и соображении оных с Государственными постановлениями и с донесениями прямо от мест до Сената дошедшими, делать свои заключения и представлять Нам докладом. Учреждая Министерство на таковых правилах, Мы имеем лестную надежду, что оно споспешествовать Нам будет к утверждению народного спокойствия, сего истинного и ненарушимого оплота Царей и Царств; к сохранению и возвышению общего всех благосостояния, и к воздаянию каждому должного от лица правосудия; к оживлению трудолюбия промышленности и торговли; к распространению наук и художеств, столь необходимых для благоденствия народов: словом, к приведению всех частей Государственного управления в прочное и намерению Нашему соответственное устройство.

По сему в следующих статьях означаются все сии части в естественной их связи между собой, все предметы к ним принадлежащие, равно как и главные обязанности Министров, коих ведению оные препоручаем.

I. Управление Государственных дел разделяется на 8 отделений, из коих каждое заключая в себе все части, по существу своему к нему принадлежащие, составляет особое Министерство и находится под непосредственным управлением Министра, коего Мы назначаем ныне, или впредь назначить заблагорассудим.

Отделения сии суть следующие: 1. Военных Сухопутных, 2. Морских Сил, 3. Иностранных Дел, по которым дела производятся в первых Государственных Коллегиях; 4. Отделение Юстиции, 5. Внутренних Дел; 6. Финансов, 7. Коммерции, и 8. Народного Просвещения »

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Органы власти, которые учреждались данным указом, заменили собой приказы.

2) Органы власти, которые учреждались данным указом, будут упразднены в 1864 г.

3) Указ, отрывок из которого представлен в источнике, был издан в 1802 г.

4) Указ был издан императором Александром I.

5) Указ, отрывок из которого представлен в источнике, был издан в 1711 г.

6) Согласно источнику, на Сенат возлагалась функция контроля за министерствами.

№ 13-16. Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.

Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Смотреть фото Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Смотреть картинку Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Картинка про Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Фото Кутузов представлял государю что как наполеонова армия

№ 13. Укажите название государства, являвшегося основным противником России и её союзников в событиях, отражённых на схеме.

№ 14. Укажите название населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой «2», приобретшего известность благодаря сражению, которое там произошло.

№ 15. Назовите российского императора, в годы правления которого происходили события, обозначенные на схеме.

№16. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

1) Общее командование войсками России и её союзников в битве у населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой «2», осуществлял А.В. Суворов.

2) В период событий, изображённых на схеме, в городе, обозначенном цифрой «4», был подписан международный договор, одним из условий которого было присоединение России к Континентальной блокаде Англии.

3) Российский монарх и правители государств, обозначенных на схеме римскими цифрами «I» и «II», подписали акт Священного союза.

4) На схеме обозначен город, где был подписан договор, завершивший участие России в Первой мировой войне.

5) Город, обозначенный на схеме цифрой «3», накануне Великой Отечественной войны входил в состав СССР.

6) Мирный договор в городе, обозначенном на схеме цифрой «1», подписали монархи, носившие императорский титул.

№ 13-16. Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.

Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Смотреть фото Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Смотреть картинку Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Картинка про Кутузов представлял государю что как наполеонова армия. Фото Кутузов представлял государю что как наполеонова армия

№ 13. Назовите правителя государства — основного противника России и ее союзников в событиях, отраженных на карте.

№ 14_1. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

№ 14_2. Заполните пропуск в предложении: «Общее командование союзной армией в сражении, обозначенном на схеме цифрой «2», осуществлял генерал _________________.

№ 15. Назовите российского монарха, в годы правления которого происходили события, обозначенные на схеме.

№ 16. Какие суждения, относящиеся к схеме являются верными? Выберите три суждения из семи предложенных.

1) На схеме обозначено место сражения, главным итогом которого стало подписание мирного договора в городе, обозначенном цифрой «1».

2) Состав стран-участниц во всех сражениях, обозначенных на схеме, оставался неизменным.

3) В период событий, изображенных на схеме, в городе, обозначенном цифрой «4», был подписан международный договор, одним из условий которого было присоединение России к континентальной блокаде Англии.

4) Российский император и правители государств, обозначенных на схеме римскими цифрами «I» и «II», в 1880-е гг. заключили Тройственный союз.

5) В период событий, отображенных на схеме, город, обозначенный цифрой «3», входил в состав Российской империи.

6) На схеме обозначен и подписан город, где был заключен мирный договор, завершивший участие России в Первой мировой войне.

7) Государства, обозначенные на схеме римскими цифрами «I» и «II», участвовали в разделах Речи Посполитой.

№ 20-22. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний исторического деятеля:

«Тем временем правительственная машина продолжала действовать по старой рутине, и император вынужден был принимать участие в этой текущей работе. Чтобы найти исход этому тяжелому внутреннему разладу своей души, _________ составил нечто вроде тайного совета из лиц, которых считал своими друзьями и единомышленниками. Молодой граф Павел Строганов, Новосильцев и я – составили первоначальное ядро этого совета.

Мы все уже давно были близки между собою; но с этих пор наши отношения сделались более серьезными. Необходимость сгруппироваться вокруг императора и не оставлять его одного в борьбе за желанные реформы связывала нас еще сильнее. Несколько лет уже мы служили примером тесной, постоянной и непоколебимой дружбы. Девизом нашего союза было – стоять выше всяких личных интересов и не принимать ни отличий, ни наград.

Четвертым членом, допущенным императором в тайный совет, был граф Кочубей. Кажется, я уже упоминал, что он ранее всех нас познакомился с великим князем _________.

Мы пользовались в то время привилегией являться к столу императора без предварительного приглашения. Наши тайные собрания происходили два или три раза в неделю. После кофе и короткого общего разговора император удалялся, и в то время как остальные приглашенные разъезжались, четыре человека отправлялись через коридор в небольшую туалетную комнату, непосредственно сообщавшуюся с внутренними покоями их величеств, куда затем приходил и государь. Там обсуждались различные преобразовательные планы; не было вопроса, который бы не затрагивался в этих беседах. Каждый нес туда свои мысли, свои работы, свои сообщения о текущем ходе правительственных дел и о замеченных злоупотреблениях власти. Император вполне откровенно раскрывал перед нами свои мысли и свои истинные чувства. И хотя эти собрания долгое время представляли собой простое препровождение времени в беседах, не имевших практических результатов, все же, надо сказать правду, что не было ни одного внутреннего улучшения, ни одной полезной реформы, намеченной или проведенной в России в царствование _________, которые не зародились бы на этих именно тайных совещаниях.

Тем временем настоящее правительство, – сенат и министры, – продолжали управлять и вести дела по-своему, потому что стоило лишь императору покинуть туалетную комнату, в которой происходили наши собрания, как он снова поддавался влиянию старых министров и не мог осуществить ни одного из тех решений, которые принимались нами в неофициальном комитете. Можно было подумать, что эта комната была масонской ложей, по выходе из которой люди возвращались к своей обычной мирской жизни.

Наши таинственные собрания не могли ускользнуть от внимания двора и вскоре стали всем известны. Нас прозвали «партией молодых людей». Члены неофициального комитета начинали уже выказывать нетерпение и громко выражать неудовольствие на то, что их роль сводилась к нулю, что до сих пор они не добились никаких практических результатов. Они торопили императора с приведением в исполнение высказанных им взглядов и тех предложений неофициального комитета, которые были им одобрены и признаны необходимыми. Раз или два хотели убедить его приступить к энергичным действиям, заставить себе повиноваться, устранить людей с устарелыми взглядами, служивших помехой всяким преобразованиям, и заместить этих людей молодежью. Но подобные настояния оказывались безуспешными по той причине, что император, вообще склонный к уступчивости и не умевший идти к своей цели иначе, как путем частичных соглашений и осторожных попыток, кроме того, еще и не чувствовал себя настолько господином положения, чтобы отважиться на мероприятия, казавшиеся ему слишком решительными».

№ 20. Напишите десятилетие, к которому относятся описанные в тексте источника события. Укажите императора, чье имя пропущено в тексте источника. Укажите автора приведенных воспоминаний.

№ 21. Каким исключительным правом обладали представители «тайного совета» (комитета), согласно тексту источника? Почему, согласно тексту воспоминаний, император не придал «тайному совету» официального статуса и не оттолкнул от себя его противников? Приведите две причины.

№ 22. Привлекая исторические знания, назовите не менее трех преобразований, осуществленных «тайным советом» (комитетом), который упоминается в тексте источника.

№ 20-22. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из мемуаров современника:

«Кутузов представлял государю, что как Наполеонова армия ещё не вся собралась и гораздо слабее австро-российской, то и должно воспользоваться и атаковать немедленно, но государь сказал, что он дал слово гвардии без неё не сражаться; когда же гвардия присоединилась, то уже армия Наполеона была в превосходных силах, почему Кутузов представлял, чтобы ретироваться к подходящим корпусам Эссена и Беннингсена и, соединившись с ними, тогда дать баталию.

Государь сказал ему: «Видно, это не бегущих турок и поляков поражать, а здесь ваше мужество притупляется». «Государь, – сказал Кутузов, – извольте сами располагать атакою, а что я не трус, вы сами изволите усмотреть, что я буду сражаться как солдат, а как генерал я отказываюсь».

20 ноября была несчастная и постыдная _________ баталия, где наши войска претерпели сильное поражение… Можно приписать одной только политике Наполеона, что он не разбил русских наголову и дал свободу отступать.

23-го в местечке Галиче отдан был следующий приказ:

«Истощённые силы [австрийского] двора, несчастия, постигшие оный, как же недостаток продовольствия, невзирая на сильное и храброе подкрепление российских войск, заставили [австрийского] императора на сих днях заключить с Франциею конвенцию, за которой должен вскоре последовать мир. Его императорское величество, пришед на помощь своему союзнику, не имел иной цели, как собственную оного защиту и отвращение опасности, угрожающей державе его; видя в настоящих обстоятельствах [пребывание] своих войск в австрийских пределах ненужное, [повелеваю], оставив оные, возвратиться в Россию».

Государь требовал от Кутузова рапорта о баталии _________, но тот отвечал: «Вы сами распоряжались войсками, я не имел ни малейшего в том участия; я завишу от воли Вашего Величества, но честь моя дороже жизни»».

№ 20. Как называлась баталия, название которой дважды пропущено в тексте? Укажите год, когда она произошла. Назовите российского императора, упомянутого в отрывке.

№ 21. В чём состоял первоначальный план, предложенный М.И. Кутузовым императору? Почему император отказался от его реализации? Что ответил М.И. Кутузов на требование императора написать рапорт о баталии?

При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

№ 22. Укажите не менее трёх результатов (последствий) поражения России в битве, о которой идёт речь, не указанных в отрывке.

№ 20-22. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из указа императора:

«1) Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретённых или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу, то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своём через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения нам; и если последует от нас решение желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в Гражданской палате и запишутся у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин.

2) Таковые условия, сделанные помещиком с его крестьянами и у крепостных дел записанные, сохраняются как крепостные обязательства свято и нерушимо. По смерти помещика законный его наследник, или наследники, вступает во все обязанности и права, в сих условиях означенные.

3) В случае неустойки той или другой стороны в сих условиях присутственные места по жалобам разбирают и чинят взыскания по общим узаконениям о контрактах. если помещик или целое селение не исполнит своих обязательств: то возвращается помещику с землёю и семейством его во владение по-прежнему.

4) Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землёю отпускаемые, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев.

5) Дворовые люди и крестьяне, кои доселе отпущаемы были лично на волю с обязательством избрать род жизни, могут в положенный законами срок вступить в сие состояние свободных земледельцев, если приобретут себе земли в собственность».

№ 20. Напишите год, когда был издан этот указ. Укажите императора, издавшего указ. Под каким названием этот указ вошёл в историю?

№ 21. Опираясь на текст, ответьте на вопросы. Возможно ли было освобождение крестьян без согласия помещиков, согласно этому указу? Кому, согласно указу, принадлежит право законного перевода крестьян в состояние свободных земледельцев? При каком условии свободными земледельцами могли стать дворовые люди?

При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

№ 22. Укажите не менее трех последствий принятия данного указа.

№ 20-22. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний современника:

«Менее полуторы тысячи верст отделяют Пензу от Петербурга. В нашем необъятном государстве, кажется, пространство не слишком великое, а насчет любопытных известий оттуда – мы жили словно в Иркутске. Горизонт наш был весьма ограничен; еще менее, чем в Москве, думали мы о том, что нас ожидает, и вседневный вздор, который слышал я вокруг себя, неприметно успокоивал волнуемую страхом душу мою.

Непонятно также казалось молчание, хранимое ведомостями о столь важной перемене, тогда как они всегда возвещали об отставке чиновников, невысокие места занимавших. Оттого многие не хотели верить своему счастию, пока из соседнего Нижнего Новгорода, совсем неужасного места заточения его, не были получены точные сведения о прибытии его туда, о снисходительном приеме, сделанном ему губернатором, и об уединенном образе жизни, который он начал там вести. Между тем слух о его измене, настоящей или мнимой, распространился и между простым народом: не подозревая того, летом отправился он – взглянуть на Макарьевскую ярмарку; проходя гостиным двором, он едва не был умерщвлен разъяренною чернью и спасся через лавку знакомого ему купца. Главное тогда областное начальство, желая будто спасти дни его, а, вероятно, движимое местию, отправило его на жительство в холодный, скучный губернский город Пермь.

Я полагаю, что он был виновен, но не совсем. Сопровождая Александра в Эрфурт, он был очарован величием Наполеона; замечено уже, что все люди, из ничего высоко поднявшиеся, не смея завидовать избраннику счастия и славы, видели в нем свой образец и кумир и почтительнее других ему поклонялись. Мало заботясь об участи отечества, будучи уверен, что Наполеон одолеет нас, мог он от последствий сей войны ожидать чего-то для себя полезного, мог питать какие-нибудь неясные надежды; но, чтоб он вошел в тайные сношения с неприятелем, это дело невозможное: он был слишком осторожен. Как ни воздержан был он в речах своих, но приятных, сильных своих ощущений при имени нашего врага он скрывать не мог. В глазах людей, окружавших царя, и особенно сестры его, Екатерины Павловны, это одно уже было великое преступление и было важнейшим орудием к обвинению его. В беспокойстве духа, в котором находился государь при ожидании великих событий, предался он подозрениям и решился величию обстоятельств принести великую жертву. Вся Россия требовала ее, и на этот раз только в гласе народа послышался Александру глас Божий. Иначе я этого дела объяснить не умею».

№ 20. Напишите год, когда автор получил «важную весть», упомянутую во втором абзаце текста. Назовите войну с участием России, которая началась в тот же год. Укажите государственного деятеля, чье имя пропущено («_____________») в тексте.

№ 21. Опираясь на текст, ответьте на вопросы. В какой город первоначально был отправлен государственный деятель, чье имя пропущено («_____________») в тексте? В результате каких событий место ссылки для него было изменено? Что стало причиной опалы государственного деятеля со стороны императора?

При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

№ 22. Привлекая исторические знания, назовите не менее трех положений, характеризующих государственную деятельность деятеля, чье имя пропущено в тексте («_____________»).

№ 23 (анализ исторической ситуации). В 1807-1811 гг. фактически вторым лицом в государстве стал Михаил Сперанский. Будучи советником императора Александра I, он разработал проект реформирования Российского государства — «Введение к уложению государственных законов». Приведите два любых положения из этого проекта. Укажите одну причину того, что проект Сперанского не был реализован в полной мере.

№ 23 (анализ исторической ситуации). В первой половине царствования Александра I видную роль в разработке и осуществлении политических преобразований играл М.М. Сперанский. Однако в 1812 г. последовали внезапное удаление М.М. Сперанского от активной политической деятельности, опала и фактическая высылка из столицы. Укажите название социально-политического течения, определившего общее направление проекта преобразований государственного устройства России, подготовленного М.М. Сперанским в первой половине XIX в. Укажите две любые причины (предпосылки) опалы М.М. Сперанского.

№ 23. В конце своего правления Павел I сблизился с наполеоновской Францией и даже планировал совместную военную акцию против Англии. Однако пришедший на смену Павлу Александр I изменил курс внешней политики: союз с Францией был разорван, и уже в 1805 г. Россия участвовала в войне III антифранцузской коалиции. Какие причины побудили Россию вступить в эту войну? Приведите три причины.

№ 24 (задание на аргументацию). По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения.

«Положения Тильзитского мира были выгодны Российской империи».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *