Кустодиев что это такое

Биография Бориса Кустодиева

Кустодиев что это такое. Смотреть фото Кустодиев что это такое. Смотреть картинку Кустодиев что это такое. Картинка про Кустодиев что это такое. Фото Кустодиев что это такое

Русский художник Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта (по старому стилю 23 февраля) 1878 года в Астрахани в семье преподавателя духовной семинарии.

Учился в церковноприходской школе, затем в гимназии. Брать уроки живописи начал в Астрахани у Павла Власова, художника, педагога, выпускника Петербургской Академии художеств.

Посмотрите фотоленту: Красота по-кустодиевски >>

В 1896 году Кустодиев поступил в Петербургскую Академию художеств. Обучался сначала в мастерской Василия Савинского, со второго курса — у Ильи Репина, участвовал в работе над его картиной «Заседание Государственного совета» (1901‑1903). В 1903 году Кустодиев окончил Академию художеств. Его дипломная картина «Базар в деревне» была удостоена золотой медали, дававшей право на пенсионерскую поездку за границу и по России. Борис Кустодиев выбрал Париж. В столице Франции художник успел присмотреться к европейской живописи и использовать свои впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине.

После возвращения Кустодиев пробовал силы в книжной графике, в частности, проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. На революцию 1905 года Борис Кустодиев отреагировал серией аллегорических рисунков, отражающих остроту исторического момента. Но главным делом для него продолжала оставаться живопись. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908). Одновременно с этим он работал над картинами, посвященными изображению старой русской жизни, преимущественно провинциальной. Материал для них художник черпал из воспоминаний детства и впечатлений от частого пребывания в Заволжье, в Кинешемском уезде, где в 1905 году построил дом‑мастерскую. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях серии «Ярмарки» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все три ‑ 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией.

В январе 1909 года Кустодиев был избран членом комитета «Союза русских художников», а в октябре того же года предпринял путешествие по Австрии, Италии, Франции и Германии. 26 октября 1909 года по представлению Ильи Репина и Архипа Куинджи Кустодиев был избран членом Академии художеств.

В 1911 году Борис Кустодиев начал работать оформителем в театре, где он создал ряд прекрасных декораций. Особенно впечатляющими были его декорации и эскизы костюмов к пьесам Александра Островского.

Однако вскоре Кустодиеву пришлось отправиться на лечение в Швейцарию в связи с тяжелым заболеванием спинного мозга. Лечение не помогло, и художник вернулся в Россию. Болезнь прогрессировала. В 1916 году наступил полный паралич ног. Несмотря на это, Кустодиев продолжал работать над новыми полотнами. Прикованный к креслу‑каталке и мучимый частыми болями, Кустодиев создал картину «Масленица» (1916) идиллическую, наполненную радостью панораму праздника в русском провинциальном городе.

С начала 1900‑х годов Кустодиев разрабатывал жанр портрета‑картины, связывая модель с интерьером или пейзажем. Наряду с внешне эффектными, часто салонными портретами он создавал портреты интимно‑лирического склада, а также сходные по общей концепции и манере исполнения с его бытовым жанром, в которых портретируемый, сохраняя свою индивидуальность, приобретает обобщенные национальные черты (портреты Александра Анисимова и Федора Шаляпина).

После революции 1917 года Борис Кустодиев трудился над произведениями на новые для него темы. Он создавал рисунки для календарей, иллюстрации к книгам, эскизы оформления улиц, занимался изготовлением марок, дизайном почтовой бумаги, пропагандистскими плакатами.

Последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коминтерна, исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания, изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Кустодиев выполнил литографские иллюстрации к сборнику «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923).

5 мая, после поездки в город Пушкин, у Кустодиева началось воспаление легких. Умер художник 26 мая 1927 года в Ленинграде (ныне Санкт‑Петербург). Был похоронен на Тихвинском кладбище Александро‑Невской лавры.

15 мая 2002 года в Астрахани в усадьбе Моисеевых‑Злобиных, являющейся образцом городской застройки конца XIX‑начала XX века, был открыт Дом‑музей Бориса Кустодиева. В фондах музея хранится 109 работ, в числе которых около 100 рисунков, скульптура, мемориальные предметы и документы, принадлежащие художнику и членам его семьи.

В феврале 2011 года картина «Купчиха» Бориса Кустодиева стала самым дорогим лотом торгов русским искусством лондонского аукциона MacDougall’s. Полотно ушло с молотка за 1,8 миллиона фунтов стерлингов.

В ноябре 2012 года картина Бориса Кустодиева «Извозчик» из коллекции лауреата Нобелевской премии по физике Петра Капицы была продана на аукционе Christie’s в Лондоне за 4,4 миллиона фунтов стерлингов, что стало мировым рекордом стоимости для работ русского художника.

Кустодиев был женат на Юлии Прошенской (1880‑1942), они обвенчались в 1903 году. У них была дочь Ирина и сын Кирилл, которых художник часто изображал на своих картинах. Кирилл Кустодиев работал художником‑декоратором в ленинградских театрах, в том числе в Ленинградском академическом театре драмы (ныне Александринский театр), Театре оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский театр), умер в 1971 году. Ирина Кустодиева была актрисой, скончалась в 1981 году. Внучка художника Татьяна Кустодиева ‑ ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, хранитель итальянской живописи ХIII‑XVI веков, кандидат искусствоведения.

Материал подговтолен на основе информации открытых источников

Источник

Борис
Михайлович Кустодиев

Особенности творчества художника Бориса Кустодиева : любил жанр портрета-картины, когда характер героя раскрывается через окружающий его пейзаж, интерьер или даже служащую фоном жанровую сцену; не жалел для бытовых сцен декоративности и зрелищности; с большой симпатией писал жизнь провинции.

Судьба не была излишне благосклонна к художнику Борису Кустодиеву. Он пережил по-настоящему голодные смутные дни – две революции, гражданскую войну. Ему довелось хоронить годовалого сына. Сам Кустодиев долго и тяжело болел, в последние годы он практически утратил способность ходить. Его не всегда понимали и не всегда принимали, случалось, критики называли картины Бориса Кустодиева «малограмотными лубками».

Впрочем, для начала ему пришлось окончить духовное училище, а затем поступить в Астраханскую духовную семинарию – мать Екатерина Прохоровна рассчитывала, что Борис продолжит семейную династию и станет священником вслед за покойным отцом и многочисленными дядьями.

Первым учителем Кустодиева был выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств Павел Власов. Этот громогласный, героических пропорций человек, организовал в Астрахани Кружок любителей живописи и рисования, где Кустодиев учился азам ремесла. Власов оказался проницательным педагогом. Именно он помог Кустодиеву поверить в свои силы и (что, пожалуй, важнее) убедил его мать в том, что юноше необходимо продолжить учиться в столице.

В Московское училище живописи Борис Кустодиев не прошел по возрасту – ему к тому времени уже исполнилось 18. Впрочем, его приняли в Академию художеств в Санкт-Петербурге, где он учился в мастерской самого Репина.

Здесь, в усадьбе, которую в семье Кустодиевых называли «теремом», художник чувствует, что он дома. Впрочем, дома ему удается побыть нечасто: Кустодиев, безоглядно преданный российской глубинке, тем не менее, хочет посмотреть мир и показать миру себя.

В 1902 году Борис Михайлович Кустодиев написал картину «Базар в деревне» (она не сохранилась), за которую получил золотую медаль Академии с правом годичной «пенсионерской» поездки за границу, и некоторое время спустя отправился с семьей во Францию.

По возвращению домой, Борис Михайлович плодотворно работает в «тереме», упиваясь красотой родных мест. Дела идут хорошо: картины художника Кустодиева охотно покупают музеи, о нем благожелательно пишут в иностранной прессе. Над Петербургом, тем временем, сгущаются тучи: страну охватывает революционная лихорадка.

Из-за волнений в студенческой среде Академия художеств была закрыта – занятия в ней возобновились только в 1906-м году. Кустодиев редко высказывал свои политические воззрения. Но антиправительственным настроениям, завладевшим рабочими, студенчеством и радикально настроенной интеллигенцией, он определенно сочувствовал. Когда старый приятель – Иван Билибин – предложил художнику войти в редколлегию сатирического журнала «Жупел», тот согласился с энтузиазмом. Темой своего первого рисунка «Вступление» он выбрал подавление восстания на Красной Пресне. Журнал вскоре закрыли, Билибин был арестован. Однако, за «Жупелом» последовал журнал «Адская почта», в котором Борис Михайлович Кустодиев отличился шаржами на графа Игнатьева, обер-прокурора Синода Победоносцева и многих других героев репинской картины «Торжественное заседание Государственного совета». «Адскую почту» постигла участь «Жупела»: тираж был конфискован, а журнал закрыт.

Разумеется, Борису Михайловичу Кустодиеву приходилось сталкиваться не только с восхищением критиков и признанием публики. Как водится, одни критиковали его ровно за то, за что другие превозносили. Но ни яростная критика, ни геополитические катаклизмы, ни тяжелый недуг не могли умерить творческой жажды Кустодиева.

В 1927 году советское правительство выделило деньги на лечение художника в Германии, но Кустодиев не дожил до поездки считанных дней. По словам его дочери Ирины, перед смертью этот наотрез отказывавшийся стареть человек читал «Портрет Дориана Грея».

Источник

Борис Михайлович Кустодиев

Фото Все

Кустодиев что это такое. Смотреть фото Кустодиев что это такое. Смотреть картинку Кустодиев что это такое. Картинка про Кустодиев что это такое. Фото Кустодиев что это такое

Кустодиев что это такое. Смотреть фото Кустодиев что это такое. Смотреть картинку Кустодиев что это такое. Картинка про Кустодиев что это такое. Фото Кустодиев что это такое

Кустодиев что это такое. Смотреть фото Кустодиев что это такое. Смотреть картинку Кустодиев что это такое. Картинка про Кустодиев что это такое. Фото Кустодиев что это такое

Кустодиев что это такое. Смотреть фото Кустодиев что это такое. Смотреть картинку Кустодиев что это такое. Картинка про Кустодиев что это такое. Фото Кустодиев что это такое

Видео Все

Кустодиев что это такое. Смотреть фото Кустодиев что это такое. Смотреть картинку Кустодиев что это такое. Картинка про Кустодиев что это такое. Фото Кустодиев что это такое

Борис Кустодиев «Купчиха за чаем». Документальный фильм

Кустодиев что это такое. Смотреть фото Кустодиев что это такое. Смотреть картинку Кустодиев что это такое. Картинка про Кустодиев что это такое. Фото Кустодиев что это такое

Борис Кустодиев. Гении и злодеи.

Кустодиев что это такое. Смотреть фото Кустодиев что это такое. Смотреть картинку Кустодиев что это такое. Картинка про Кустодиев что это такое. Фото Кустодиев что это такое

39 Жизнь и грезы Бориса Кустодиева

Борис Кустодиев — биография

Борис Кустодиев – известный отечественный художник, портретист. Писал декорации для театральных постановок, иллюстрировал и оформлял книги. В 1909 году стал Академиком живописи ИАХ, в 1923 году получил членство Ассоциации художников революционной России. Самыми известными его полотнами признаны «Портрет Федора Шаляпина», «Масленица», «Русская Венера», «Купчиха за чаем»

Борис Кустодиев писал традиционный русский быт, красочные народные типажи – красавиц, купцов и купчих. Он пользовался покровительством Ильи Репина и восхищением Федора Шаляпина. Несмотря на непревзойденный талант, художник влачил жалкое существование, на первые полученные деньги он пошел покупать себе штаны. Не довелось ему испытать благосклонности судьбы и в более зрелом возрасте, пережив горечь утраты младшего сына, в 38 лет художник оказался в инвалидном кресле. На его долю выпали две революции и Гражданская война, не сломившие при этом силу его духа. В каждой картине или иллюстрации мастера сквозит огромное счастье и радость.

Детство и юность

Родился Борис Кустодиев в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 года, в семье Михаила Кустодиева, профессора философии, истории литературы. Он работал преподавателем логики в духовной семинарии Астрахани. Отца не стало, когда Боре не исполнилось и двух лет. Мама замуж больше не вышла, сама растила четырех ребятишек. Вышивала на заказ, соглашалась играть на рояле по праздникам для местной знати, в их богатых домах. Вначале Борис пошел в церковно-приходскую школу, потом поступил в гимназию. Впервые он увидел настоящую живопись в девятилетнем возрасте, когда в Астрахань приехали художники-передвижники. Кустодиеву так понравилось увиденное, что он решил непременно научиться так же искусно изображать на полотне все, что ему захочется.

Матери было трудно найти нужную сумму, чтобы оплатить обучение Бориса рисованию. На помощь пришел, хоть и не очень охотно, дядя – Степан Никольский. Именно благодаря его деньгам Боря смог учиться мастерству у Павла Власова, бывшего студента Академии художеств Петербурга. Власов напутствовал своего ученика, говорил, что если немного умеешь рисовать, то ты ничего не умеешь, что на искусство нужно не жалеть даже жизни. Он говорил, что если не знаком с анатомией человека, то даже не берись за написание обнаженной натуры.

Кустодиев что это такое. Смотреть фото Кустодиев что это такое. Смотреть картинку Кустодиев что это такое. Картинка про Кустодиев что это такое. Фото Кустодиев что это такоеБорис Кустодиев в молодости

В одном из своих писем сестре Кустодиев писал, что уже целый месяц учится у Власова, и что наконец-то приступил к рисунку головы. Он сообщал, что до этого написал несколько орнаментов и частей тела, а теперь приступил к голове. За несколько дней до этого, Борис нарисовал две айвы и две морковки, и пребывал в полном восторге от своей акварели. Ему не верилось, что это дело его рук.

В 1896-м, после окончания семинарии, Борис уехал в Москву, он хотел продолжить обучение в художественной школе, но получил отказ из-за возраста. Восемнадцатилетний парень не мог обучаться за одной партой с детьми. Тогда Борис предпринял еще одну попытку, но на этот раз в Петербурге, в Высшем художественном училище при Академии художеств. Каждый потенциальный студент предоставлял на суд приемной комиссии какую-нибудь свою работу.

Он очень обрадовался, когда увидел на своем полотне надпись мелом – «принят».

В годы учебы в училище художник очень много работал, писал портреты, живую натуру. Он учился у Ильи Репина, творчество которого любил с детских лет. А сам живописец не мог нарадоваться успехам своего ученика. Репин говорил, что возлагает на Бориса большие надежды, что он очень одаренный художник, серьезный, вдумчивый, изучающий природу предельно внимательно.

В 1901-м Илья Репин писал огромную картину под названием «Торжественное заседание Государственного совета». Он привлек к ее написанию нескольких учеников, в том числе и Кустодиева. В итоге, эскизы Бориса легли в основу 27 портретов, и молодой художник написал третью часть всей картины, естественно, под непосредственным руководством наставника – Репина.

Творческий путь

В конце октября 1903 года Кустодиев окончил Академию художеств, получил золотую медаль, звание художника и право уехать в пенсионерскую поездку на год за границу или по России. Еще до того, как окончить курс в Академии, картины Бориса выставлялись на международных выставках Петербурга и Мюнхена. Они отмечены большой золотой медалью Международной ассоциации.

Кустодиев что это такое. Смотреть фото Кустодиев что это такое. Смотреть картинку Кустодиев что это такое. Картинка про Кустодиев что это такое. Фото Кустодиев что это такоеБорис Кустодиев пишет картину

В декабре того же, 1903-го, живописец забрал жену с новорожденным сыном, и отправился в Париж. После этого его путь лежал в Германию, Италию, Испанию. Он учился на работах старых мастеров, копировал их. Поработал в студии Рене Менара.

Кустодиев что это такое. Смотреть фото Кустодиев что это такое. Смотреть картинку Кустодиев что это такое. Картинка про Кустодиев что это такое. Фото Кустодиев что это такое«Деревенские праздники»

Спустя шесть месяцев Кустодиев вернулся на родину. Поселился в Костромской губернии, трудился над созданием серии картин «Деревенские праздники» и «Ярмарки».

У семьи не было своего жилья, поэтому художник купил участок земли недалеко от Кинешмы, и собственноручно выстроил дом, получивший название «Терем». На протяжении десяти лет он жил с семьей в этом доме, и как потом признавался, они стали самым счастливым периодом его личной жизни.

В это время художник начинает задумываться над собственным стилем в живописи. Ему не хотелось копировать репинский реализм, с его работой с натуры. Борис решил, что пришло время писать самостоятельно, именно так, как он видит русскую красоту. Живописцу нравились народные гулянья и ярмарки, его привлекали лубочные изображения.

Кустодиев что это такое. Смотреть фото Кустодиев что это такое. Смотреть картинку Кустодиев что это такое. Картинка про Кустодиев что это такое. Фото Кустодиев что это такое

В 1904-м Кустодиев учредил Новое общество художников. Спустя год его серьезно увлекла графика, он устроился на работу в издания «Адская почта», «Жупел», «Искры», в качестве карикатуриста. Сделал иллюстрации к гоголевской «Шинели», которую напечатали в 1905-м. Одновременно с этим, художник нашел себе еще одну работу – помощника декоратора Мариинского театра Головина.

Кустодиев что это такое. Смотреть фото Кустодиев что это такое. Смотреть картинку Кустодиев что это такое. Картинка про Кустодиев что это такое. Фото Кустодиев что это такое

Через четыре года (1909) живописец удостоился звания Академик живописи. Кандидатура Кустодиева утверждалась на Собрании Академии, и его представили именитые коллеги – Архип Куинджи, Илья Репин, Василий Матэ.

Впервые проблемы с руками появились у Бориса в 1911 году. Боль была очень острой, беспокоила его достаточно долго, но доктора только разводили руками. Когда терпеть боль стало невыносимо, Кустодиев уехал на лечение к доктору Ролье (Швейцария). Чуть позже немецкий профессор Герман Оппенгейм сделал художнику операцию, и он вернулся домой.

Кустодиев что это такое. Смотреть фото Кустодиев что это такое. Смотреть картинку Кустодиев что это такое. Картинка про Кустодиев что это такое. Фото Кустодиев что это такое

Кустодиев что это такое. Смотреть фото Кустодиев что это такое. Смотреть картинку Кустодиев что это такое. Картинка про Кустодиев что это такое. Фото Кустодиев что это такое

Кустодиев что это такое. Смотреть фото Кустодиев что это такое. Смотреть картинку Кустодиев что это такое. Картинка про Кустодиев что это такое. Фото Кустодиев что это такое

Наступило облегчение, и Борис набросился на работу. Он отдавал предпочтение портретам, жанровым зарисовкам сельской жизни. После завершения работы над полотнами «Красавица», «Купчихи», «Девушка на Волге», «Купчиха», на него накинулись журналисты разных изданий. В газетах то и дело появлялись критические статьи, где говорилось, что Кустодиев начал чудить и бросаться из одной стороны в другую. Хвалили его за хорошие портреты, такие, как изображения госпожи Базилевской и Нотгафт. Ругали за пышнотелую «красавицу», удобно расположившуюся на сундуке, расписанном букетами. Эти портреты считали нарочитым и выдуманным безвкусием.

Зато театр ценил усердие известного художника, буквально заваливал его заказами. В 1914-м Борис не только нарисовал декорации, но и трудился над эскизами нарядов артистов для постановки «Смерть Пазухина». Он работал над оформлением пьес Николая Островского «Волки и овцы», «Свои люди – сочтемся», «Гроза». Над декорациями художник долго не корпел, они получались как бы сами собой, быстро и непринужденно. Его знали и ценили Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Кисти Кустодиева принадлежат портреты Ивана Москвина, Николая Александрова, и других.

Операция, революция

Боль в руке вернулась в 1916 году. Однако путь в Германию, к уже знакомому профессору Оппенгейму оказался закрыт, во всю бушевала Первая мировая. Пришлось решаться на операцию в Петербурге, очень тяжелую и ответственную. Доктора долго не могли прийти к выводу, что сохранять – руки или ноги, так как они гарантировали подвижность только одним конечностям. Этот вопрос доктор задал жене, и она, скрепя сердце, сказала, что он художник, и без рук ему никак нельзя.

Кустодиев что это такое. Смотреть фото Кустодиев что это такое. Смотреть картинку Кустодиев что это такое. Картинка про Кустодиев что это такое. Фото Кустодиев что это такоеБорис Кустодиев в творческом процессе

В марте 1916 года, в письме Лужскому Борис написал, что лежит без движения тринадцать дней, а ему кажется, что прошло уже 13 лет. Борис говорил, что наступила передышка, а до этого он сильно страдал и мучился. Он понимал, что это не все, что впереди долгий курс реабилитации, после которого он, возможно, почувствует себя живым человеком.

Кустодиев что это такое. Смотреть фото Кустодиев что это такое. Смотреть картинку Кустодиев что это такое. Картинка про Кустодиев что это такое. Фото Кустодиев что это такое«Масленица»

Доктора запрещали художнику прикасаться к работе, но он их не послушал. Находясь в инвалидной коляске, он переносил на холст идеи, посетившие его светлую голову, за месяцы вынужденного бездействия. В 1916-м он представил полотно «Масленица», получившее высокую оценку Репина. Эта картина выставлялась во время выставки «Мир искусства». Этот период стал самым плодотворным в его творческой биографии, Борис писал очень много, как никогда ранее. В 1915 году он закончил работу над портретом Александра Анисимова, в 1922-м – появился не менее знаменитый портрет известного певца Федора Шаляпина. Кустодиев параллельно писал «Русь ушедшую» и пропагандистские плакаты, трудился над созданием картины «Большевик» и обложки издания «Коммунистический интернационал».

Кустодиев что это такое. Смотреть фото Кустодиев что это такое. Смотреть картинку Кустодиев что это такое. Картинка про Кустодиев что это такое. Фото Кустодиев что это такое

Кроме этого, Борис оформлял книги, календари, плакаты. Придумывал иллюстрации к «Сказкам Пушкина» и сборнику «Ленин и юные ленинцы», художественно оформлял революционные праздники и манифестации. С 1918-го по 1920-й годы Борис создавал декорации к опере «Царская невеста», которую ставили в Большом оперном театре Народного дома. Его кисти принадлежат и декорации оперы «Снегурочка», которая прошла с большим успехом в Большом театре, и «Вражьей силе», поставленной в Мариинке. В 1925-м МХАТ представил постановку Евгения Замятина «Блоха». Автором декораций к ней стал тот же Кустодиев.

В 1926 году Борис закончил свою очередную картину – «Русская Венера». Доктора не разрешали художнику работать подолгу, рекомендовали ограничиться несколькими часами в день. Поэтому «Венера» создавалась почти целый год.

Личная жизнь

Летом 1900-го года Борис отправился на этюды в деревню Калганово Костромской губернии. Именно там он и познакомился со своей будущей супругой. 19-летнюю девушку звали Юлия Прошинская. Девушка из приличной семьи, получила хорошее образование, любила поэзию, живопись, музыку. Поэтому стоит ли удивляться, что между ними сразу вспыхнула симпатия.

Кустодиев что это такое. Смотреть фото Кустодиев что это такое. Смотреть картинку Кустодиев что это такое. Картинка про Кустодиев что это такое. Фото Кустодиев что это такоеБорис Кустодиев c женой Юлией

8 января 1903 года состоялось венчание Юлии Прошинской и Бориса Кустодиева. Для церемонии они выбрали небольшую церковь на Екатерининском канале. В октябре того же года жена родила художнику первенца, сына Кирилла, который продолжил дело отца и тоже стал живописцем. Спустя два года, в 1905-м, родилась дочка Ирина. В 1907-м семья пополнилась еще на одного человека – сына Игоря, но он прожил недолго, скончался от менингита в 11 месяцев. Супруга пережила Бориса на 15 лет, она умерла от голода зимой 1942 года во время блокады Ленинграда. Внучка Татьяна Кустодиева (дочь старшего сына Кирилла), работала искусствоведом, ведущим научным сотрудником в Отделе западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа. Ей принадлежит авторство «Каталога эрмитажной коллекции итальянской живописи 13-15 веков». Умерла в 2021 году.

Смерть

Состояние художника ухудшалось, и в феврале 1927-го Борис Кустодиев обратился с просьбой в Народный комитет просвещения, чтобы ему разрешили отправиться на лечение в Германию. Разрешение и субсидию от государства ему выдали спустя месяц, в марте, но Кустодиев так ими и не воспользовался.

Кустодиев что это такое. Смотреть фото Кустодиев что это такое. Смотреть картинку Кустодиев что это такое. Картинка про Кустодиев что это такое. Фото Кустодиев что это такоеМогила Бориса Кустодиева

Загранпаспорт смогли подготовить только в начале июня, а художника не стало десятью днями ранее. Борис Кустодиев скончался 26 мая 1927 года, его похоронили в городе на Неве, на кладбище Александро-Невской лавры.

Ссылки

Источник

Кустодиев

Кустодиев, Борис Михайлович

23 февраля (7 марта) 1878 ( 1878-03-07 )

Кустодиев что это такое. Смотреть фото Кустодиев что это такое. Смотреть картинку Кустодиев что это такое. Картинка про Кустодиев что это такое. Фото Кустодиев что это такое

Кустодиев что это такое. Смотреть фото Кустодиев что это такое. Смотреть картинку Кустодиев что это такое. Картинка про Кустодиев что это такое. Фото Кустодиев что это такое

Бори́с Миха́йлович Кусто́диев (23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань — 26 мая 1927, Ленинград) — русский художник.

Борис Михайлович Кустодиев родом из семьи преподавателя гимназии, начал учиться живописи в Астрахани у П. А. Власова в 1893—1896 годах.

Содержание

Биография

Отец умер, когда будущему художнику не было и двух лет. Учился Борис в церковноприходской школе, потом в гимназии. С 15 лет брал уроки рисования у выпускника Петербургской Академии художеств П. Власова.

В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Принимал участие в работе над картиной Репина «Заседание Государственного совета» (1901—03, Русский музей, Санкт-Петербург). Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. 31 октября 1903 года заканчивает учебный курс с золотой медалью и правом на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приезжает в Париж. Во время своей поездки Кустодиев побывал в Германии, Италии, Испании, изучал и копировал работы старых мастеров. Поступил в студию Рене Менара.Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». В 1905—1907 гг. работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». С 1907 года — член Союза русских художников. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. В это же время Кустодиеву было предложено заменить Серова на посту преподавателя портретно-жанрового класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но, опасаясь, что эта деятельность отнимет много времени от личной работы и не желая переезжать в Москву, Кустодиев отказался от должности. С 1911 года — член возобновившегося «Мира искусства».

В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки туберкулёза позвоночника. Несколько операций приносили лишь временное облегчение, последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. Однако именно в этот тяжёлый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения.

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде

Иллюстрации и книжная графика

В 1905—1907 работал в сатирических журналах «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Москва»), «Адская почта» и «Искры».

Тонко чувствующий линию, Кустодиев исполнил циклы иллюстраций к классическим произведениям и к творениям его современников (иллюстрации к произведениям Лескова «Штопальщик», 1922, «Леди Макбет Мценского уезда», 1923).

Обладая твёрдым штрихом, работал в технике литографии и гравюры на линолеуме.

Живопись

Кустодиев что это такое. Смотреть фото Кустодиев что это такое. Смотреть картинку Кустодиев что это такое. Картинка про Кустодиев что это такое. Фото Кустодиев что это такое

Кустодиев что это такое. Смотреть фото Кустодиев что это такое. Смотреть картинку Кустодиев что это такое. Картинка про Кустодиев что это такое. Фото Кустодиев что это такое

Кустодиев что это такое. Смотреть фото Кустодиев что это такое. Смотреть картинку Кустодиев что это такое. Картинка про Кустодиев что это такое. Фото Кустодиев что это такое

Кустодиев что это такое. Смотреть фото Кустодиев что это такое. Смотреть картинку Кустодиев что это такое. Картинка про Кустодиев что это такое. Фото Кустодиев что это такое

«…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость… Когда же он пишет модных дам и почтенных граждан, это совсем другое — скучноватый, вялый, часто даже безвкусный. И мне кажется, не в сюжете дело, а в подходе к нему».

Уже с начала 1900-х годов Борис Михайлович разрабатывал своеобразный жанр портрета, вернее, портрета-картины, портрета-типа, в котором модель связана воедино с окружающим её пейзажем или интерьером. Одновременно это обобщённый образ человека и его неповторимая индивидуальность, раскрытие её через окружающий модель мир. По своей форме эти портреты связаны с жанровыми образами-типами Кустодиева («Автопортрет» (1912), портреты А. И. Анисимова (1915), Ф. И. Шаляпина (1922)).

Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). В начале 1900-х он несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. На глубоко реалистичной основе Кустодиев создавал поэтическую мечту, сказку о провинциальной русской жизни. Большое значение в этих работах придаётся линии, рисунку, цветовому пятну, формы обобщаются и упрощаются — художник обращается к гуаши, темпере. Для работ художника характерна стилизация — он изучает русскую парсуну XVI—XVIII вв., лубок, вывески провинциальных лавочек и трактиров, народные промыслы.

В дальнейшем Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной и, особенно, сыто-купеческой России с буйством красок и плоти («Красавица», «Купчиха за чаем»).

Театральные работы

Как и многие художники рубежа веков, Кустодиев работал и в театре, перенося на театральные подмостки своё видение произведения. Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ; так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918). В своих более поздних работах для театра он отходит от камерной трактовки к более обобщённой, ищет большей простоты, строит сценическое пространство, давая свободу режиссёру при построении мизансцен. Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918—20 гг. оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома; 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена)).

Удачными были постановки «Блохи» Замятина (1925, МХАТ 2-й; 1926, ленинградский Большой драматический театр). По воспоминаниям режиссёра спектакля А. Д. Дикого:

После 1917 года художник участвовал в оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октябрьской революции, рисовал плакаты, лубки и картины на революционную тематику («Большевик», 1919—20, Третьяковская галерея; «Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921, Рус. музей).

Литературная деятельность

Б. М. Кустодиев. Письма. Статьи, заметки, интервью…, [Л., 1967].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Борис Михайлович Кустодиев
Кустодиев что это такое. Смотреть фото Кустодиев что это такое. Смотреть картинку Кустодиев что это такое. Картинка про Кустодиев что это такое. Фото Кустодиев что это такое
Автопортрет (1912). Галерея Уффици
Дата рождения: