Курганно жальничный могильник что это

Жальники

На смену курганным захоронениям в древнем ареале новгородских словен приходят жальники.

Жальник — местный новгородский термин, производный от древнерусского н старославянского «жаль» — гробница (Фасмер М., 1967, с. 35). Это— кладбище из грунтовых могил, обставленных на поверхности валунами в виде кольца или прямоугольника.

Эволюция от курганов к жальникам очевидна. А. А. Спицын в связи с этим писал; «По мере того как становятся глубже погребальные ямы и увеличиваются размеры камней, входящих в состав ограждений, курганные насыпи все более и более теряют свое значение, опадают все ниже и пиже, пока пе делаются столь низкими н плоскими, что едва выполняют вместимость каменного ограждения; к концу XIII в. вырождение курганных насыпей уже завершается. XIV и XV вв.— время расцвета жаль- ничных погребений» (Спицын А. А., 1903а, с. 14, 16).

Начальная дата жалышчных захоронений — XII в. Впрочем, к этому времени относятся, по-видимому, лишь единичные жальники. Наиболее ранние из жалышчных захоронений исследованы в Кривови- цах и Жидилове Боре па Псковщине, в Одосье и Боре в Приильмепье. В погребении 9 Кривовицкого могильника найдены стеклянные позолоченные бо- чопкообразные бусы (Глазов В. Н., 1903а, с. 70), которые датируются временем от конца X до начала XII в.

Такие же бусы и монета XII в. обнаружены в захоронении 1 жальника в Одосье. Монеты второй половины XI в. найдены в жальниках Кривовицы и Жидплов Бор (Глазов В. Я., 1903а, с. 72).

Среди многих жальничных могил, исследованных на восточном побережье Чудского озера, только две могут быть отнесены к XII в. Это погребение 5 в Малой Каменке, в котором найдены витой браслет без концов и щитковый перстень раннего облика (Спицын А. А., 1903а, с. 93, 94), и захоронение 3 в Крапивне с находкой такого же браслета ( 12) (Спицын А. А., 1903а, с. ИЗ, 114). В жальничных захоронениях этого района 16 раз найдены витые тронные браслеты и 12 — витые 2X2 и 2X3, подчеркивающие относительно поздний характер этих могил.

В XII—XIII вв. жальничные могилы сосуществовали с курганными захоронениями. Однако в Новгородской земле есть регионы, где курганный обряд захоронения был окончательно вытеснен жальниками уже в XII в. Таковы районы, лежащие к западу и юго-западу от оз. Ильмень.

Все ранние жальники имеют кольцевую обкладку из довольно крупных валунов. Иногда с западной и восточной сторон могилы помещены валуны особенно больших размеров. Могильные ямы сохраняют такие же формы и размеры, что и у ям под курганными насыпями. В некоторых случаях в верхних слоях заполнении могильных ям встречаются включения золы и угольков, а изредка и обломки глиняных сосудов.

Со временем происходит эволюция каменных ограждений жальничных могил. Кольцо камней постепенно заменяется прямоугольником по форме могильной ямы. В это же время, по-видимому, появляются овальные обкладки могил. В головах и ногах, т. е. с запада и востока, теперь всегда ставятся крупные валуны. В дальнейшем они еще увеличиваются в размерах, а обкладка могил исчезает. Позднее пропадает и обычай ставить камень в ногах погребенного. Остается крупный валун или плита, поставленные в головах. Уже в некоторых прямоугольных н овальных жальничных могилах вместо крупного камня в головах ставились каменные кресты. Постепенно роль каменных крестов возрастает, и они в конце концов остаются единственными наземными обозначениями захоронений.

Абсолютное большинство жальничных захоронений принадлежит к безынвентарным. Это затрудняет хронологию этапов эволюции этих погребений. Первые прямоугольные обкладки над захоронениями появляются, по-видимому, в XII—XIV вв. (например, Крапивна, погребение 3). Самые поздние жальники не содержат вещевого материала и поэтому не поддаются датировке. В могиле с прямоугольной обкладкой у д. Малая Каменка найдены монеты XV в. (Спицын А. А., 1903а, с. 94). Следовательно, в некоторых местностях обычай сооружать жальничные могилы существовал до XV в.

Положение умерших в жальничных могилах общеславянское. В некоторых могилах найдены следы деревянных гробов, иногда сбитых гвоздями. Отмечены единичные случаи сидячих захоронений. В бассейне Ловати раскопано несколько жальничных могильных ям, стенки и дно которых были выложены обломками гранита. Вещевой инвентарь погребенных в жальниках полностью идентичен курганному материалу новгородских словен. Неоднократно найдены в жальниках и этнооиределяющие украшения словен — ромбощитковые височные кольца.

Карта новгородских жальников была составлена Н. И. Репниковым еще в начале 30-х годов XX в. (Репников II. И., 1931). На эту карту, кроме жальников описанных типов, попали и несколько иные памятники.

В восточной части Новгородской земли древние кладбища иногда целиком ограждались валунами. Обычно они имели небольшие размеры, занимали невысокое всхолмление, которое оконту- ривалось большими валунами, а иногда еще ровиком. Диаметр таких кладбищ от 12 до 50 м. Внутри каменного кольца в грунтовых ямах находятся безынвентарные трупоположения. Каждое захоронение не имело наземных признаков, но иногда на поверхности видны беспорядочно разбросанные мелкие камни или плитняк. Местное население называет эти кладбища тоже жальниками, почему они и были включены Н. И. Репниковым в общий перечень жальников. Без проведения специальных полевых изысканий выделить подобные кладбища из числа собственно жальничных могил не представляется возможным.

Распространены жальники преимущественно в ареале сопок. Известны такие погребения и на восточном побережье Чудского озера, и в окрестностях Пскова и Изборска, отражая проникновение словен новгородских в эти земли (карга 32).

Отдельные изолированные жалышкн найдены и за пределами очерченной территории. Таковы жальники в Витебской обл.— Каховка, Дубровка, Стволь- но, Путилковичи (Штыхов Г. В., 1971, с. 39, 47, 59, 85). Очевидно, это — тоже следы новгородского расселения. Однако в Ярославско-Костромском Поволжье и в Волго-Клязьменском междуречье жальники неизвестны. По-видимому, новгородское расселение в эти края осуществлялось прежде чем курганный обряд погребения был вытеснен жаль- пичпыми захоронениями.

К северу и северо-востоку от кривичей обитали ильменские словене. Погребальными сооружениями словен обычно считают сопки.

Для северноруссов ильменского бассейна даже летописец не сохранил особого племенного имени, они «прозвашася своим именем» — словене, а обособляющее их имя —

б) Имена «венеды» и «славяне», «словене» содержат созвучные «вен» и «вян». Достаточно ли этих признаков для признания венедов славянами?

И всташа словене и кривичи и меря и чудь на варягы и изгнаша я за море и начаша владети сами собе и городы ставити; и всташа сами на ся воевать.

Источник

Курганно жальничный могильник что это

Нетипичные элементы в средневековой погребальной обрядности Новгородской Земли

В 1980—1992 гг. в бассейне рек Меты и Сяси исследовано несколько средневековых могильников, раскопки на которых проводились большими площадями. На этой территории на смену трупосожжениям пришло несколько типов захоронений: жальничные погребения (д. Бор Окуловского р-на) и грунтовые могильники, не имевшие никаких внешних признаков (д. Заручевье Окуловского района, д. Дрегли Любытинского р-на). Оба типа захоронений соседствуют с курганными могильниками, содержащими трупоположения в ямах. При этом есть основания говорить, что грунтовые погребения были синхронны подкурганным. По крайней мере, один и тот же инвентарь фиксируется под курганами и в грунтовых захоронениях у д. Заручевье и у д. Дрегли. Он датируется XI и, возможно, началом XII столетия. Жальничные находки датируются XI—XII столетиями. В процессе раскопок перечисленных объектов среди типичных для данной категории памятников захоронений встречаются весьма необычные элементы ритуала, которые требуют осмысления.

В 1983 г. на жальнике у д- Бор в ряду обычных жальничных могил, обложенных валунными обкладками из массивных крантийных валунов, расчищено два погребения в слое золы и угля (раскоп II 1983 г., погребения 4, 5). На поверхности эти погребения были обложены валунным венцом прямоугольной формы, размерами 3—3,6X3 м. Посредине коллективная оградка была символически разделена пополам рядом камней, располагавшихся у самой поверхности (рис. 1). Внутренний периметр оградки был заполнен светлым песком. Толщина заполнения равна высоте валунной обкладки: 0,5—0,6 м. Под этим заполнением, непосредственно на материке, залегал слой золы и углей толщиной 0,1 — 0,5 м. Ниже зольного пятна, по внутреннему периметру оградки, открылась общая для обоих погребений яма, заполненная серым рыхлым песком, смешанным с угольками и золой (рис. 1). Размеры ямы 2,2X2,6 м, углубление в материк 0,6 м. В месте расположения костяков прослеживаются небольшие углубления (до 0,1 м). Размер углубления вокруг погребения 4—0,9X1.8 м. Все внутреннее пространство заполняет слой углей. По периметру ямы расчищены небольшие головни от легкой сгоревшей деревянной конструкций.

Среди золы и углей расчищен детский костяк плохой сохранности в положении на спине, головой на ЮЗЗ. Длина костяка 1,2 м, в ногах в верхней части заполнения ямы расчищен развал кругового сосуда грубой выработки с примесью дресвы в тесте. Овальное плечико украшено ногтевыми насечками. Других находок нет.

Располагавшееся южнее захоронение 5 находилось в углублении 2,0Х0>7 м. Погребенный, от которого сохранился только череп и кости, также лежал в слое золы. Ориентация аналогичная погребению 4. У пояса с правой стороны обнаружен лож.

Восстанавливается следующая картина устройства захоронений: в какой-то момент функционирования могильника, во внутреннем периметре, объединявшем два захоронения, была выкопана небольшая котловимообразная яма, достигавшая уровня залегания погребенных, но на 0,05—0,1 м выше, чем донные части двух, располагавшихся пососедству, индивидуальных жальничных ям. В этот котлован была впущена легкая деревянная конструкция, разделенная перемычкой на две секции соответственно числу захоронений. Затем конструкцию сожгли, а зольный слой от нее перекрыл погребенных. Огонь был верховой, потому что сами костяки следы обжига на себе не несут. Однако от воздействия этого огня, а возможно еще и от повторного кострища на месте засыпанной сожженной конструкции, гранитные валуны коллективной обкладки жальника с внутренней ее стороны несут на себе следы обжига. По завершении огненного ритуала пространство в пределах выкопанной ямы было заполнено чистым песком, принесенным со стороны, а по поверхности выложен чисто символический ряд из небольших камней, размечающий деление оградки на части. Характерно, что с восточной стороны, в ногах у погребения 5 был поставлен столб, на месте которого расчищена яма, забутованная камнем.

В 1990 г. при раскопках грунтового могильника Заручевье VI в северо-западной части участка Б расчищено погребение 5 (№ 3 по сводной нумерации), которое было сооружено в яме, ориентированной по продольной оси с запада на восток (рис. 26). Яма эта имела неправильные очертания и неровные пологие» стенки, образовавшиеся в результате того, что засыпка ямы вскоре после совершения захоронения раскапывалась. Внешние размеры ямы 3.05Х 1>5—2,0 м, заглубление в материк 0,85—0,97 м. На дне ямы расчищены остатки костяка плохой сохранности, в положении на спине головой на запад. У правого плеча обнаружена половинка монеты, а в ногах горшок. С северной стороны ямы выкопана ‘ ступенька размерами 0,6X1,4—2,2 м, заглубленная на 0,5 м. После «распечатывания» могилы наверху был разведен огонь, от которого по периметру ямы и в верхней части ее заполнения фиксировались скопления угля и золы.1 На дне ступеньки и по верхнему краю могильной ямы под золь-но-угольными остатками фиксируются участки прокала. Параллельно южной кромке погребальной ямы, в 0,55—0,8 м от нее, в материке расчищен отпечаток сгоревшего бревна длиной 3,15 м, шириной 0,3 м, толщиной 0,15 м. Не исключено, что по периметру захоронения было возведено сооружение из дерева, которое, судя по отпечаткам бревна, могло иметь размер 3,2X3,2’ м. Огонь был разведен после того, как по краям раскопанной могильной ямы было возведено массивное бревенчатое оновапие кострища, либо сооружение. После исполнения огненного ритуала яма была вновь засыпана, при этом сам погребенный воздействию огня не подвергался.

Могли ли во время огненного ритуала по периметру раскопанных ям возводить сооружения, или просто разводили большой костер? В пользу того, что над некоторыми из средневековых захоронений в определенных случаях возводились сооружения, говорит правильное расположение довольно крупных обугленных остатков, а главное, то обстоятельство, что на жальнике у д. Бор было открыто основание несожженной деревянной постройки, которая вместо каменного венца крепила небольшую песчаную насыпь над погребением (Раскоп I, 1983 г.). Деревянная конструкция находилась в ряду обычных жальничных могил, поэтому сам факт ее присутствия на жальнике говорит в пользу того, что аналогичные деревянные конструкции могли сооружаться и для проведения огненного ритуала.

«» В ходе раскопок этого уникального для жальника объекта выявлена следующая картина. Сначала между валунами обкладок фиксировалась небольшая расплывчатая насыпь прямоугольных в плане очертаний, которая по внешнему виду напоминала небольшой курган. После послойной расчистки участка было установлено, что насыпь состоит из перемешанного желтого песка и имеет наибольшую высоту в центре (0,5 м). Профиль насыпи — уплощенно-сегментовидный, длина 5 м, ширина 5,5 м. По зачищенному четко читалась могильная яма. По периметру вокруг ЯМЫ на фоне желтого песка в материке обозначились черЦые полосы шириной 0,2—0,3 м, периметрально окружавшие ПЯ1 но могильной ямы. Стенки ямы параллельны направлению полос (рис. 2а). При расчистке заполнения полос по всем их длине выбрано желобообразное углубление, заниженное от верхней границы материка на 0,1—0,2 м. Желобообра.ч-ные углубления, периметрально окружающие могильную яму, представляют собой отпечатки в материке нижнего венца бревенчатой конструкции, укреплявшей насыпь над могилою. Подтверждением тому является и прямоугольная форма насыпи, и отсутствие обычной в подобных случаях каменной оградки. Размеры сруба 4,0X3,2 м, ориентация строго по линии В—3. С востока конструкция имела скошенные углы. Рисунок отпечатка этой части конструкции в материке напоминает в плане апсидообразные очертания маленьких деревянных часовен. Внутреннее пространство сруба было заполнено песком. Таким образом, деревянная конструкция выполняла ту же роль, что и каменная оградка жальников, отличаясь от них несколько большими размерами. Высота стенок, судя по объему насыпи, составляла 0,5—0,7 м (если считать, что внутреннее пространство сруба заполнялось песком до самого верха). Внутри несожженной деревянной конструкции расчищена могильная яма 2,8X1 Дм, совпадающая по ориентации с осевой линией стен сооружения. Края ямы отвесные, глубина 0,2—0,4 м. На дне находился костяк, длина которого 1,8 м. Положение костяка на спине, головой на запад. Левая рука сложена в области таза, правая — вытянута вдоль туловища. У левого локтя обнаружены железные пружинные ножницы, на левой руке бронзовое ложновитое кольцо (рис. 2а).

Этнографам известны намогильные сооружения в виде жилищ на Русском Севере и в Поволжье.2 Независимо от размеров и конструктивных особенностей, намогильные жилища имели оконце и ВХОД во внутреннее пространство сооружений. Преобладала двускатная форма завершения построек (реконструкцию на основе этнографических материалов см. рис. 3). Последнее время домики мертвых фиксируются археологически на севере Восточной Европы. Традиция возведения построек над могилой сохранялась в средневековье.3 Возможно, с ней связаны многочисленные часовни на жальниках.

Курганно жальничный могильник что это. Смотреть фото Курганно жальничный могильник что это. Смотреть картинку Курганно жальничный могильник что это. Картинка про Курганно жальничный могильник что это. Фото Курганно жальничный могильник что это

Реконструкция деревянной постройки над захоронением по материалам раскопа.

Находки с жальника

Возведение своего рода жилищ-макетов можно предполагать и в вышеописанных случаях сожжения конструкций

над грунтовыми захоронениями. Необычность ритуала была ‘связана, видимо, с каким-то экстраординарным обстоятельством, ибо конструкции возводились над раскопанными могилами и, в конечном итоге, сжигались.

Думается, что все перечисленные выше как нетипичные для средневековых могильников ритуалы взаимосвязаны.

Такие действия с умершими, как выкапывание, частичное или полное сожжение и захоронение, направлены па обезвреживание покойника.6 Они обуславливались языческими воззрениями. Однако, в случаях с сожжениями сооружений это не были простые пережитки трупосожжения, а отражение более сложного воззрения на загробную жизнь.

1 Остатки огненного ритуала в виде зольно-угольных линз небольшого размера неоднократно фиксировались в других погребениях. Приблизительно каждое десятое грунтовое погребение на исследованных памятниках перекрыто кострищем, помещавшимся обычно в головах. Только на жальнике у д. Бор такой ритуал фиксируется один раз, и то за пределами могильной ямы.

2 О рубленых намогильных сооружениях см.: Маковецкий И. Заметки о памятниках деревянной архитектуры Поволжья // Сообщения Ин-лга истории искусств. Вып. 1. М., 1951. С. 47; Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1986.

3 В намогильном «струбце» нашел пристанище от преследователей князь Даниил Александрович (см.: Салмина М. А. Повести о начале Москвы. М., Л., 1964. С. 202).

4 Никоновская летопись // ПСРЛ. СПб., 1885. Т. 10. С. 151; Сочинения преподобного Максима Грека, изданные при Казанской Духовной Академии. Казань, 1862. Ч. 3. С. 170—171.

s См.: Зеленин Д. К. К вопросу о русалках (Культ покойников, умерших неестественной смертью у русских и у финнов) // Зеленин Д. К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901—1913 гг. М., 1994. С. 247 и след.

«См.: Виноградова Л. Н. Чтобы покойник «не ходил»: комплекс мер в составе погребального обряда // Конференция «Истоки русской культуры (археология и лингвистика)». Тезисы докладов. М., 1993. С. 39—42.

«Новгород и Новгородская Земля. История и археология». Материалы научной конференции

Источник

Библиотека Ленинградской области

— Археологическая карта Тихвинского края периода средневековья.

— Длинные курганы.

— Сопки.

— Курганы.

— “Домики мёртвых».

— Жальники.

Археологическая карта Тихвинского края периода средневековья.

Первые археологические разведки и раскопки в Тихвинском крае в 1914-1915 годах провёл молодой тихвинец В.И. Равдоникас, с чьим именем позднее связан целый период советской археологии. Раскопки В.И. Равдоникаса в Приладожье внесли много нового в науку. Своему родному краю он посвятил небольшую книгу “Доисторическое прошлое Тихвинского края”, изданную небольшим тиражом в 1924 году в г. Тихвине.

Великая Отечественная война надолго прервала археологические исследования в крае. Одним из первых в послевоенный период изучение памятников археологии края продолжил тихвинский учитель И.П. Крупейченко, который с 1957 года за три десятилетия исследовал 40 курганов на достаточно высоком научном уровне.

На территории края известно свыше 300 археологических одиночных и групповых объектов, которые можно отнести к памятникам периода средневековья. Археологических памятников других периодов открыто в несколько раз меньше. Многие памятники, особенно сопки, курганы, жальники исчезли с лица земли, особенно за последний полувековой период. В то же время нельзя говорить о полном завершении археологических поисков в крае. Несомненно, что на данной территории будут открыты новые археологические памятники, в том числе и периода средневековья.

Изучение данных археологических памятников показывает сложность этноисторических процессов проходивших на территории края. Выявлено, что финно-угорское население края подвергалось воздействию не только славянской, но и скандинавской колонизации; отмечена самобытность местной культуры финно-угорских племён и её отличия от культуры летописной веси. Обозначены ряд проблем требующих дополнительного изучения памятников археологии периода средневековья на территории Тихвинского края.

Длинные курганы.

С юга к ареалу распространения длинных курганов на территории края примыкают группы длинных курганов расположенных в Новгородской области и исследованные археологами на оз. Съезжем Хвойнинского района (Е.Н. Носов), в урочище Кобылья голова на р. Мсте и под г. Боровичи (С.Н. Орлов), у д. Заозерье (В.Я. Конецкий).

Исследователями установлено, что сами длинные курганы сооружались как в один, так и в два-четыре приёма. У населения оставившего длинные курганы господствовал обряд сожжения умерших. Кремация совершалась на стороне, а остатки трупосожжений помещались в насыпь либо с специальной урне, либо складывались в небольшую кучку, а также в ямку или рассыпались по площадке.

Типы жилищ культуры длинных курганов различны: встречены большие дома с очагом в центре и маленькие, квадратной постройки, с печью-каменкой или очагом в углу (оз. Сьезжее, д. Заозерье).

Основным занятием населения культуры длинных курганов была кратковременная подсека в сосновых борах. С одной стороны, песчаные и супесчаные почвы на которых растут сосняки, легки в обработке их бороной-суковаткой; с другой стороны, они были малоплодородными, более подверженными засухе, к тому же сосна давала мало золы для удобрения. Особый характер подсечного земледелия населения культуры длинных курганов привязывал их к определённому типу ландшафтов, поэтому их поселения встречаются на обширной территории, но в отдельных местах её они редки или отсутствуют. В целом хозяйство культуры длинных курганов оценивается рядом учёных как имеющее специфический и застойный характер.

Второй, более мощный, поток переселенцев славян осел на землях вокруг озера Ильмень, по берегам рек Волхов, Мста, Молога, начиная с YIII века, и оставил после себя культуру сопок, увязанную с пашенным земледелием. Местные кривичи восприняли культуру новых переселенцев и постепенно растворились среди них. Вследствие этого часто длинные курганы и сопки располагаются рядом в общих могильниках.

Нельзя отрицать обратного влияния местного финно-угорского населения на культуру кривичей. Археологи отмечают такое влияние в отдельных отклонениях славянского погребального обряда к традиционной обрядности чуди и веси. Возможно, что именно в период первого соприкасания с “чудным” по языку населением западных финно-угорских племён, славяне и дали им собирательное имя “чудь” и лишь позднее новгородцы выделили среди них весь, ижору, водь, корелу и другие племена.

Сопки.

В Тихвинском крае группа сопок расположена около д. Озерёво на реке Чагоде. Находятся они в поле в ста метрах от левого берега реки, часть сопок испорчена, но три из них находятся в хорошем состоянии, их высота 2-6 метров при диаметре 14-27 метров. К одиночным сопкам относится насыпь в д. Усадище на правом берегу реки Чагоды, расположенная сравнительно недалеко от первой группы сопок. В верховьях р. Чагоды, на берегу оз. Боровое (Фомкинское) находится одиночная сопка высотой 6 метров и диаметром около 20 метров. Кладоискатели оставили на её поверхности несколько ям, при зачистке которых выявлены многочисленные угольные и зольные прослойки выше подошвы. Разведку сопки производил археолог В.И. Равдоникас в 1919 году. В археологическом своде В.В. Седова, посвящённом сопкам, она обозначена под № 459. [3] Вероятно, к сопкам относилась и, расположенная недалеко от последней, насыпь в д. Некрасово (Струги), повреждённая ямами и использованная позднее как жальничный могильник.

Несколько групп сопок расположены в бассейне рек Сяси и Тихвинки. Есть сведения, что большая сопка, располагавшаяся около г. Тихвина, позднее оказалась смытой рекой. Группа сопок из 14 насыпей, расположенная около д. Ново-Андреево на месте бывшего Петровского Мелигежского погоста, исследовалась последовательно археологами А.И. Колмогоровым, В.И. Равдоникасом, И.П. Крупейченко. Несколько сопок, ныне разрушенных, находились на правом берегу р. Сяси у населённых пунктов Кулатино и Дмитрово. Ниже по течению р. Сяси в окрестностях Сясьского городища, в полукилометре от нынешней д. Городище, находятся остатки от некогда большой (свыше 20 насыпей) группы сопок, исследованных археологами Н.Е. Бранденбургом, Н.И. Репниковым, А.И. Колмогоровым, В.И. Равдоникасом, О.И. Богуславским.

Курганы.

Курганов с трупосожжениями в крае вскрыто сравнительно немного. Один из них раскопан И.П. Крупейченко в пяти километрах от г. Тихвина, рядом со Смоленским шлюзом. Под насыпью кургана обнаружен зольно-углистый слой. Большая группа курганных могильников, совершённых по обряду трупосожжения, находилась на восточных границах края на реке Колпи; фактически это уже Бабаевский район Вологодской области. Раскопки у д. Новинки, а также д. Тимошкино и д. Утишье дали богатый материал, значительно расширяющий представления о жизни и быте первых славянских поселенцев в наших краях.

Почти все курганы с трупосожжениями располагаются в ареале сопок. Остатки трупосожжений почти во всех случаях помещали в верхней части курганов. Это продолжение погребальных традиций, бытовавших ранее в период сооружения сопок. Данные курганы бедны инвентарём, так как вещевой материал обычно сгорал на погребальных кострах. Сооружение курганов с трупосожжениями датируется IX-X вв. Верхняя дата сооружения тихвинских курганов с трупосожжениями может быть определена началом XI века, поскольку в это время, в связи с распространением христианства, ритуал сожжения умерших сменяется обрядом ингумации (трупоположения). Первоначально производимые погребения по новому обряду проводились в курганах сооружаемых по старой схеме.

Курганный обряд погребения умерших в X-XIII веках был свойственен также местному финно-угорскому населению. Значительное количество подобных памятников известно по раскопкам А.И. Колмогорова, проведённым в начале XX века. В конце XX века раскопки курганов в местах обитания современных вепсов (потомков летописной веси) провёл археолог А.Н. Башенькин. Он раскопал несколько курганов у д. Чайгино Радогощинской волости Бокситогорского района. Раскопки дали богатый инвентарь, расширяющий знания о занятиях средневековых финно-угров (веси), и пополнили представления о формировании и развитии финно-угорской курганной культуры в крае.

Среди курганов различных типов в Тихвинском крае пока не обнаружены курганы с сидячими захоронениями, которые в изобилии встречаются в западной части Ленинградской области на Ижорском плато, а также изредка в районах Новгородской области примыкающих к Тихвинскому краю.

“Домики мёртвых».

В 1986 году в Тихвинском районе, в среднем течении реки Паши, у д. Горка археологом В.А. Назаренко были раскопаны два памятника археологии, имеющие особую погребальную обрядность. Оба памятника обнаружены в прежде известной и уже изучавшейся археологами курганной группе, первоначально насчитывающей 14 насыпей. А.И. Колмогоров в 1912 году раскопал два кургана, В.И. Равдоникас в 1924 и в 1928 гг. исследовал ещё пять насыпей X-XI веков. Часть курганов была уничтожена современным кладбищем, а оставшиеся две насыпи и раскопал В.А. Назаренко.

Реконструкция показала, что каждое из вскрытых сооружений представляло собой несколько вытянутый по оси “север-юг” деревянный сруб, ( один размером З,5 на 4 метра, а другой 4 на 4,5 метра) в свою очередь закрепленный срубом несколько больших размеров и высотой до пяти венцов (рядов). Пространство между внутренним и внешним срубами было заполнено землёю, сам внутренний сруб был перекрыт крышей с опорой на дополнительные столбы. Внутри сооружения имелся очаг, над которым в крыше существовало отверстие для выхода дыма. С южной стороны этого своеобразного домика имелся дверной проём, а перед ним был выкопан ров шириной три метра при глубине 0,5-0,6 метра. Через ров было перекинуто мощное бревно толщиной 70 см, вершина которого входила через дверной проём в сооружение и была там заглублена в землю.

Жальники.

Самыми многочисленными археологическим памятниками на территории Тихвинского края являются жальничные погребения. Жальники — это древние кладбища, состоящие из грунтовых могил, обложенных поверху камнями в виде круга или прямоугольника. Начало возникновения жальничных погребений относится к XII веку, прекращают сооружать жальники к концу XV века. Их распространение в крае связано с распространением христианства. Менялись религиозные взгляды, постепенно изменялся и похоронный обряд. От захоронений в курганах население края постепенно перешло к жальничным погребениям.

Древнейшие жальничные погребения имеют ограждение в виде круга, иногда разделённого перегородкой для двух отдельных захоронений. В более поздних жальниках круг превратился в овал, который одновременно увеличил свои размеры для семейных погребений, причём в головах и ногах захоронений стали помещаться крупные валуны. Приблизительно в XIV веке овальные ограждения переходят в четырёхугольные; вместе с тем булыжники ограждений местами заменяют колотыми каменными плитами. Этот, третий, тип жальничных захоронений использовался до полного исчезновения обычая сооружать жальничные погребения.

Инвентарь жальничных захоронений небогат. Что касается положения костяка, то он за редким исключением лежит на спине, головою на запад, положение рук разнообразное. Как большая редкость в жальниках встречаются погребения в сидячем положении. В поздних жальничных погребениях встречены следы бересты, которою прикрывались тела захоронённых. В погребениях конца XV века найдены железные гвозди от гробов, устроенных из досок толщиною чуть более 3 см. В земле, наполняющей саму могильную яму, иногда встречаются угольки и лёгкие зольные прослойки, а также отдельные черепки от горшков. Это, несомненно, свидетельства о тризне, проводимой родственниками покойного.

Анализируя расположение жальников в крае можно отметить, что они располагаются в местах издавна связанных с расселением славянского населения. Можно выделить и общие закономерности в их размещении. Большинство жальников удалено от жилья и расположено на естественной возвышенности и поросли деревьями. Местное население часто переносит название жальники именно на сами деревья; отсюда рождаются такие выражения, что мол жальник в их деревне был, но вот его вырубили. Другая часть населения считает жальники могилами “забудущих родителей”. На многих жальниках стояли часовни, находились каменные кресты; теперь те и другие редкость, хотя часть жальников и ныне используется под современные кладбища.

Каменные кресты, встречающиеся в жальничных погребениях можно разделить на два главных типа: четырёхконечные и вписанные в круг, так называемого новгородского типа. В свою очередь археологи подразделяют четырёхконечные кресты ещё на шесть подтипов. Всё это говорит о их многообразии и былой многочисленности в жальничных захоронениях.

[1] Колмогоров А.И. Тихвинские курганы. Труды XV Археологического съезда. Т. 1.- М. 1914.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *