Кумышка удмуртская что такое
Кумышка и другие хмельные традиции удмуртов
На нас огромное влияние
И на победы, и на бедствия
Оказывает возлияние,
Включая все его последствия.
Игорь Губерман
Гарики предпоследние
Немного истории
Когда речь заходит об удмуртских национальных хмельных традициях, то все разговоры крутятся вокруг местного самогона под названием «кумышка» и её производных, именуемых общим определением «пэсятэм». Возможно, кто-то и слышал такие названия, но понятия не имеет о происхождении оных или их значении. Среди самых любознательных возможно найдутся такие, кто даже читали всю ту чушь, которую разносят по мировой паутине стада копирайтеров, которые не то что никогда не пробовали этих напитков, но и в удмуртских краях никогда не бывали…
Поэтому, как учил нас Козьма Прутков, «зрить надо в корень». А корнем в слове «кумышка» является никто иной, как «кум» (точнее – «кума», если вспомнить о том, что этим хмельным зельем заведуют только женщины). Вы спросите: «с чего баня-то упала?» Таки я вам отвечу зараз…
Дело всё в том, что русским варить самогон запрещала православная вера. Водка она конечно получше кумышки будет, но где же зерна или денег на неё проклятую наберешься? А некрещеным удмуртам делать самогонку разрешалось. Хотя если кого-то сильно интересует история борьбы вотяков за такую индульгенцию, то почитайте вот эту очень познавательную историю. Вот и придумали русские обряд кумовства. Ведь при добровольно-принудительном крещении удмуртов обязательно должны быть крёстные мать и отец. А в таковые годились только русские, все уже поголовно крещёные.
Впрочем, если выпивать в меру, тогда только на пользу общению это будет.
И сегодня на удмуртских застольях часто пляшут под песню, где есть такие слова: «…мы приехали в гости, чтоб подружиться, погулять, попеть песни, чтоб наша жизнь стала красивее». История кумышки, как национального удмуртского хмельного напитка, продолжается. Она пережила многое и в новый век вошла под весёлые застольные возгласы: «Ю, кума, ю!», что значит «Пей, кума, пей!».
Соловья баснями не кормят
Как говорится в одной восточной поговорке «сколько не говори халва, а во рту слаще не станет». Вот и мне пришла пора поделиться не столько рецептом изготовления кумышки и её производных, сколько технологией этого процесса.
В качестве сырья для первичной браги использовалось проращенное в темноте ржаное зерно, иногда с добавлением зёрен овса. Для приготовления хмельного сусла (солода) зерно вымачивали около трех суток, затем сушили на печи до состояния хруста на зубах. Cмолотое сушёное зерно засыпали в кадку из расчета ведро солода на два ведра горячей воды. Как говорится: «Пить, так пить, а неча булькать».
Особенностью такой конструкции было то, что она не требует использования ни всяких «змеевиков», ни проточной воды. Конечно, вода в камере-ведре постепенно нагревается, но её легко вычерпывать ковшиком и разбавлять свежей холодной водой. Воду, разумеется, надо сначала запасти в количестве не менее целой бочки. Выход получается достаточно чистый, но при желании легко перегнать его и по второму разу.
Надо заметить, что употребление кумышки в чистом виде, часто и в больших количествах чревато неприятными последствиями для головного мозга. Из-за высокого содержания в перваче сивушных масел, кумышка обладает довольно сильным галлюциногенным свойством, позволяющим не просто опьянеть, а оторваться от реальности, войти в состояние эйфории. Еще в начале прошлого века учёные, изучавшие проблему частоты душевных болезней и суицида среди удмуртов, связывали её с неумеренным употреблением кумышки-первача, особенно если вместо зерна для исходного сырья использовались картофельные очистки.
Действующее законодательство не запрещает заниматься самогоноварением, если продукт производится не для продажи. Только кого может остановить этот «фиговый листок» демократии? Ведь «жидкая валюта» была и будет самой свободно конвертируемой, особенно при дефиците билетов Государственного Банка.
Потому современные «кулибины» уже не прячутся по лесам, как раньше, а «творят» прямо на домашней кухне, приспособив под бак молочную 40-ка литровую канистру. Вместо традиционного змеевика используют полиуретановый или резиновый рукав, одеваемый прямо на медный сливной отвод. Через этот рукав и подается проточная холодная вода прямо из-под крана. Для надлежащего контроля над «священным действием» в крышку бака монтируют прибор наподобие барометра. Ведь процесс должен идти с горячей, но ни в коем случае не с кипящей брагой. Недостатком такого устройства является то, что перегон надо обязательно повторять, поскольку «первачок» бывает и мутным, и с явным привкусом «сивухи».
Ну а дальше начинается настоящее «колдовство». Чистую кумышку разбавляют отварами из всякого лугового разнотравья, лесных ягод, коры деревьев и даже с добавлением мёда или прополиса. Итоговая крепость напитка обычно снижается до 15-20% спиртовой составляющей. Пропорции и состав «присадок» у каждой хозяйки свои, единого рецепта не существует. Потому, даже если бы хотел поделиться своим секретом, то из солидарности с остальными земляками-самогонщиками делать этого не стану. Как говорится: «замучают советами». Единственное на чем стоит зострить внимание: «пэщатэм» пьют в сильно подогретом виде. Что-то на подобие глинтвейна, но из-за довольно высокого градуса эта штука сильно «бьёт по мозгам».
Главное, чтобы получившийся «пэщатэм» вселял радость и надежду на всё лучшее. И, разумеется, шёл бы на пользу здоровью. Не правда ли, аппетитно выглядит?
Понравилась статья? Поделись!
Кумышка или история одного народа
А почему «кумышка»? Откуда слово такое взялось? Блуждая в потёмках истории в поисках ответа, мы наткнёмся на одну из первых информационных войн, жертвами которой пали не только простые люди, но и вполне заслуженные и авторитетные учёные. А разрывы от неё в виде слухов и нелепиц гуляют по сию пору.
«Московское ведро, или ведро сытного ряда – 12 литров»
Александр I к тому времени два года как царствовал, тяжело переживал преждевременную «кончину» отца, от того добр был необычайно и 6 февраля 1803 года издал Указ, согласно которому:
— винный откуп в Вятской губернии оставить на прежнем условии;
— полиции строго предписать, чтобы вотяки были охраняемы от всяких со стороны откупщиков притязаний и обид;
— иметь наблюдение, чтоб вотяки действительно варили кумышку только для домашнего обихода и чтоб количество оной ничуть не превосходили семейных нужд.
Сенат прислушался и в 1811 году решил лишать права варения кумышки тех удмуртов, которые будут изобличены в изготовлении кумышки из зерна, «наивно» полагая, что кумышку удмурты всегда гнали из молока. А, так как из молока удмурты не умели и продолжали гнать кумышку из зерна, то 20 апреля 1818 года вышел Указ, который запрещал варить кумышку совсем. Для того, чтоб Указ соблюдался, в 1825 году во все земские суды прибавлено было по одному корчемному заседателю.
«Предоставленное вотякам право свободного курения кумышки оставляется и на будущее время ненарушенным и за подрыв винного откупа не почитается, с подтверждением только, чтобы под видом кумышки не было высиживаемо горячего хлебного вина в подрыв откупа, и чтоб напиток сей был вывозим и продаваем вне жилищ».
Т.е. гнать кумышку можно было из чего угодно: молока, винограда, фиников, и т.д., но только не из зерна. А у удмуртов кроме зерна ничего не было. Вскорости правительство осознало своё «заблуждение» и на заседании от 26 октября 1829 года вынуждено было признать что:
— разногласия происходили от разности взглядов на способы изготовления кумышки;
— удмурты пользовались правом варения кумышки при всех откупах;
— кумышка изготовлялась из хлеба;
— содержатели питейных заведений постоянно добивались запрещения кумышки;
и сочло нужным оставить в силе Указ от 6 февраля 1803 года. Но зерно заблуждения уже было посеяно.
« Кумышка муж. мутная, дымная и вонючая перегонная брага, у вотяков, чуваш, черемис и других чудских племен»
«… молочная водка иногородцев, перегоняемая из вонючей кваши; у чуваш кумышка».
Толковый словарь выходил в 1863 – 1866 годах, а Владимир Иванович был одним из первых в России, кто взялся изучать языкознание, и вот этого-то знания ему самому не хватало. Потому в одно ключевое слово порой попадали слова созвучные, иногда совсем даже не родственные. Так и встретились «кумыс» с «кумышкой».
Председатель: Считаешь ли ты себя виновным?
Роман: Кумышку я варил, и буду варить, но виновным себя не признаю.
Председатель: Почему? Ты же пойман на месте преступления и окружным судом в Мамадыше присуждён к штрафу и тюремному заключению.
Роман: Знаю. Но я не желаю подчиняться такому постановлению. Я – вотяк, притом некрещеный. Мы молимся по-своему, то в луде*, то в кауле**. Молимся с хлебом и кумышкой. Без кумышки нам нельзя молиться.
Председатель: Зачем тебе непременно с кумышкой молиться? Купи водки в винной лавке и молись, сколько хочешь.
Роман: Нельзя. Мы молимся лишь плодами своих трудов. Кумышка наш трудовой напиток, а водки мы не делаем. Правда молиться водкой много легче: пошёл, купил, и больше нет хлопот. А для варки кумышки, сколько труда мы кладём, тратим несколько пудов муки, жжём дрова, рвём одежду и обувь, пачкаемся, грязнимся, теряем здоровье, кумышка обходится нам много дороже водки, а не варить её не можем: тогда все моления надо бросать. Русские запрещают нам варить кумышку, значит, они притесняют нашу веру.
Девушек учат готовить самогон перед замужеством, а мастерство проверяют на свадьбе.
Фото автора
На открытии музея Владимира Короленко в Старом Мултане в первую очередь гостям поднесли кумышку, причем по особому старинному обряду: женщина держала большую бутыль под мышкой горизонтально, завернув ее предварительно в домотканое пестрое полотенце, и пела гостевую песню. Как тут не выпить, если даже не хочется. Нельзя же обидеть хозяев и нарушать веками проверенную церемонию.
Кумышка с древности применялась удмуртами, марийцами и другими финно-угорскими племенами в религиозных обрядах. Как и другие галлюциногены, она позволяла войти в состояние эйфории, оторваться от реальности и соприкоснуться с богами. Этот обычай сохранился и среди современных удмуртов-язычников. Как сообщила корреспонденту «НГ» доктор исторических наук Людмила Христолюбова, в Алнашском районе Удмуртской Республики, где до сих пор проводят языческие моления, кумышка используется по своему ритуальному назначению, так же, как и тысячелетие назад. Перед обрядом женщины приносят ее и жертвенных животных для освящения. Прежде чем выйти к участникам коллективного моления, жрец-восясь употребляет напиток и в состоянии легкого опьянения освящает приношения. Потом проводит моление, и в финале все пришедшие на священное место устраивают совместную трапезу.
Сохранилась удмуртская легенда о том, что Екатерина II также разрешила гнать народный напиток. Причиной будто бы стал следующий случай. У царицы затонул корабль, и инженеры не смогли его поднять. Тогда были приглашены представители разных народов, которые обращались к своим богам с просьбой помочь, и только молитва вотских жрецов помогла. Они плеснули в огонь кумышку, и когда пар поднялся вверх, корабль поднялся из воды. За первую половину XIX века вышло 18 указов, посвященных кумышке.
Император Александр I даровал удмуртам право выкуривать кумышку «только для домашнего обихода, чтоб количество оной не превосходило домашних нужд».
Судьба кумышки тесно увязана с искоренением остатков язычества, а также с большей или меньшей веротерпимостью отдельных царей и председателей Синода. Петр I, например, обложил удмуртов особым налогом в размере 550 рублей, который собирали всем миром.
В советские времена кумышку тоже запрещали. И потому варили ее ночью, закрыв окна, или за деревней в логу возле родников или речушек.
История удмуртской кумышки продолжается. Она пережила еще один век и вошла в XXI под веселые застольные крики: «Ю, кума, ю!» («Пей, кума, пей!»).
Кумышка или история одного народа копия
А почему «кумышка»? Откуда слово такое взялось? Блуждая в потёмках истории в поисках ответа, мы наткнёмся на одну из первых информационных войн, жертвами которой пали не только простые люди, но и вполне заслуженные и авторитетные учёные. А разрывы от неё в виде слухов и нелепиц гуляют по сию пору.
«Московское ведро, или ведро сытного ряда – 12 литров»
Александр I к тому времени два года как царствовал, тяжело переживал преждевременную «кончину» отца, от того добр был необычайно и 6 февраля 1803 года издал Указ, согласно которому:
— винный откуп в Вятской губернии оставить на прежнем условии;
— полиции строго предписать, чтобы вотяки были охраняемы от всяких со стороны откупщиков притязаний и обид;
— иметь наблюдение, чтоб вотяки действительно варили кумышку только для домашнего обихода и чтоб количество оной ничуть не превосходили семейных нужд.
Сенат прислушался и в 1811 году решил лишать права варения кумышки тех удмуртов, которые будут изобличены в изготовлении кумышки из зерна, «наивно» полагая, что кумышку удмурты всегда гнали из молока. А, так как из молока удмурты не умели и продолжали гнать кумышку из зерна, то 20 апреля 1818 года вышел Указ, который запрещал варить кумышку совсем. Для того, чтоб Указ соблюдался, в 1825 году во все земские суды прибавлено было по одному корчемному заседателю.
«Предоставленное вотякам право свободного курения кумышки оставляется и на будущее время ненарушенным и за подрыв винного откупа не почитается, с подтверждением только, чтобы под видом кумышки не было высиживаемо горячего хлебного вина в подрыв откупа, и чтоб напиток сей был вывозим и продаваем вне жилищ».
Т.е. гнать кумышку можно было из чего угодно: молока, винограда, фиников, и т.д., но только не из зерна. А у удмуртов кроме зерна ничего не было. Вскорости правительство осознало своё «заблуждение» и на заседании от 26 октября 1829 года вынуждено было признать что:
— разногласия происходили от разности взглядов на способы изготовления кумышки;
— удмурты пользовались правом варения кумышки при всех откупах;
— кумышка изготовлялась из хлеба;
— содержатели питейных заведений постоянно добивались запрещения кумышки;
и сочло нужным оставить в силе Указ от 6 февраля 1803 года. Но зерно заблуждения уже было посеяно.
« Кумышка муж. мутная, дымная и вонючая перегонная брага, у вотяков, чуваш, черемис и других чудских племен»
«… молочная водка иногородцев, перегоняемая из вонючей кваши; у чуваш кумышка».
Толковый словарь выходил в 1863 – 1866 годах, а Владимир Иванович был одним из первых в России, кто взялся изучать языкознание, и вот этого-то знания ему самому не хватало. Потому в одно ключевое слово порой попадали слова созвучные, иногда совсем даже не родственные. Так и встретились «кумыс» с «кумышкой».
Председатель: Считаешь ли ты себя виновным?
Роман: Кумышку я варил, и буду варить, но виновным себя не признаю.
Председатель: Почему? Ты же пойман на месте преступления и окружным судом в Мамадыше присуждён к штрафу и тюремному заключению.
Роман: Знаю. Но я не желаю подчиняться такому постановлению. Я – вотяк, притом некрещеный. Мы молимся по-своему, то в луде*, то в кауле**. Молимся с хлебом и кумышкой. Без кумышки нам нельзя молиться.
Председатель: Зачем тебе непременно с кумышкой молиться? Купи водки в винной лавке и молись, сколько хочешь.
Роман: Нельзя. Мы молимся лишь плодами своих трудов. Кумышка наш трудовой напиток, а водки мы не делаем. Правда молиться водкой много легче: пошёл, купил, и больше нет хлопот. А для варки кумышки, сколько труда мы кладём, тратим несколько пудов муки, жжём дрова, рвём одежду и обувь, пачкаемся, грязнимся, теряем здоровье, кумышка обходится нам много дороже водки, а не варить её не можем: тогда все моления надо бросать. Русские запрещают нам варить кумышку, значит, они притесняют нашу веру.
Кумышка — традиционный напиток который удмурты подают на свадьбе под названием Девичье вино
Кумышка является удмуртским национальным алкогольным напитком домашнего производства. Ученые считают, что в основе слова кумышка лежит тюркское слово кумыс, который было принято варить тем же способом. Но для него использовалось кобылье молоко. У Кумышки история, сложенная в несколько столетий. Точной даты появления напитка нет, однако впервые о нем упоминается в 16 веке. Первоначально для ее изготовления использовалась перегонка закисшего молока коровы, овцы или коня. Даже в XIX в. на юге для кумышки использовалось именно молоко, а этот напиток был не крепче нескольких градусов.
Сегодня в Удмуртии кумышка – это самогон, что не очень-то верно, поскольку у нее есть свой секретный способ приготовления. Каждая хозяйка готовит его по-своему. Он может иметь разный вкус, запах, прозрачность и крепость. Кумашка варится только женщинами. Кто-то варит его удивительно вкусным, а кто-то совсем не может сварить. Умелой хозяйке обычно завидуют, и чтобы не сглазить, закваска готовится без свидетелей.
Крепость девичьего вина
Крепость напитка определяется его составом и может достигать 2-40 градусов. В южных районах кумышка готовилась слабой, с 2-градусной крепостью. Северянам же, наоборот, больше нравились крепкие напитки, которые горят, если их поджечь. Довольно популярен в Удмуртии посятэм – это кумышка, которую подкрашивают ягодами (черемухой, малиной), а также добавляют в нее мед. Подогревается она на огне и употребляется горячей.
Кумышку с древности применяли удмурты, марийцы и другие финно-угорские племена для проведения религиозных обрядов. Она была нужна для вхождения в состояние эйфории, отрыва от реальности и соприкосновения с богами. И пусть раньше она была очень популярна, сейчас в России на нее нет большого спроса. По мнению многих исследователей, кумышка опасна для здоровья, поскольку содержит большой процент сивушных масел. Это не безосновательное опасение. Как правило кумышка никак не очищается.
Полезно будет посмотреть фильм о вреде женского алкоголизма:
В деревнях Удмуртии сохранены и по сей день древние обычаи, в которых обязательно принимает участие кумышка. Ни одну свадьбу, похороны, земледельческий праздник, зимнее ряжение, проводы в армию не устроят без нее. В деревнях сохранен обычай, согласно которому нужно незаметно забрать стакан с остатками напитка из того дома, где она хорошо готовится, чтобы переманить удачу и умелость. Девушки учатся варить кумышку до замужества, а проверяется мастерство невесты во время свадьбы. Она должна угостить каждого гостя своим т. н. «девичьим вином».