Культурно историческое проектирование что это такое

Запуск культурного проекта: как перейти от идеи к действию?

Фонд культурных проектов «Четверг” рассказывает, как пошагово запустить свой проект в сфере культуры и искусства. Какие вопросы нужно задать себе на этапе планирования, зачем проекту миссия и что такое “поцелуй» — рассказываем с помощью кейса выставки АРТ-ПАМЯТЬ.

Проект начинается с идеи

Это простая, но важная мысль: для хорошего проекта нужна не просто хорошая идея, а идея, на которую вам будет не жалко потратить свое время, энергию и другие ресурсы. Задайте себе вопрос: «Стал бы я делать это бесплатно?» Если ответ — да, значит, вы двигаетесь в верном направлении. Конечно, работать бесплатно не стоит, но такой ответ — это показатель вашей осознанности.

Многие проекты в сфере культуры и искусства — это некоммерческие проекты, их цель не состоит в получении прибыли. Как вы будете привлекать аудиторию, сотрудников и инвесторов, если деньги не являются основной мотивацией для участия в проекте? Для этого нужна яркая идея — уникальная, интересная и в то же время понятная концепция, которая ведет автора и команду проекта в едином направлении. Например, недавно в интервью Юрию Дудю актер Антон Лапенко, звезда социальных сетей и создатель сериала «Внутри Лапенко», рассказал, как получил финансирование от креативного продюсера телеканала ТНТ Вячеслава Дусмухаметова. Он прокомментировал, почему продюсера заинтересовало сотрудничество: «Я увидел в нем человека творческого. Он работает не только за деньги, но еще и за идею».

Идея — первый шаг в работе над проектом. Чтобы продвинуться дальше, нужно трансформировать ее в проект.

Идея есть, что дальше?

Главная задача автора — это превратить свою идею в проект. Он должен соответствовать трем основным свойствам:

1. Иметь определенный временной срок. Проект может длиться три часа, три дня или три месяца. Главное — он должен иметь завершение.

2. Быть уникальным. Что-то должно отличать его от проектов, которые уже существуют, пусть даже небольшая часть.

3. Иметь критерии успеха или неуспеха. Их нужно определить на этапе планирования проекта, чтобы впоследствии вы могли оценить полученный результат.

Как начать работу над культурным проектом?

Первый шаг — это инициирование, то есть создание проекта. В 2019 году Фонд запустил социокультурный проект АРТ-память, в рамках которого мы хотели соединить художников и людей, проживающих в домах престарелых. Такая нестандартная связка стала концептуальным ядром проекта. Нас давно интересовала тема индивидуальной и коллективной памяти, а особенно отражение этой темы в искусстве. Тогда мы столкнулись с вопросом: как именно работать с исторической памятью? И решили связаться с одним из московских домов престарелых, чтобы пообщаться с людьми-свидетелями совсем другого мира и образа жизни.

Мы сразу поставили перед собой задачу — перевести истории этих людей на язык художественного высказывания. Для этого мы пригласили к сотрудничеству художников, работающих с разными медиумами (фотография, инсталляция, графика, видео). На этом же этапе мы определили, какого результата хотим достичь: провести выставку АРТ-память, где будут экспонироваться работы художников. Чтобы добиться поставленной цели, нам нужно было ответить еще на несколько вопросов:

О чем, зачем и для кого проект? АРТ-память — социокультурный проект. Это значит, что центр тяжести, суть проекта, находится между культурной и социальной составляющей. Нашей главной задачей было найти баланс между ними. АРТ-память — это проект, который:

а) исследует феномен памяти через работу с менее социально защищенной группой

б) пытается найти новый художественный язык для такого высказывания.

В этом заключается специфика проекта и его главный вызов. Мы стремились сохранить равновесие: не превратиться в благотворительный проект, но в то же время не заниматься «искусством ради искусства». Как сохранить этот баланс? Во-первых, с помощью позиционирования: на всех платформах Фонда проект обозначен как социокультурный. Мы четко артикулировали, что художники и люди, живущие в доме престарелых, — это равноправные участники проекта. Для названия проекта мы использовали сложносоставное слово, чтобы сразу показать, что АРТ-память — это история про взаимовыгодное сочетание культурного и социального. Финал АРТ-памяти, выставка работ, тоже стал совместным опытом: художники и жители дома престарелых обсуждали экспонаты выставки и делились впечатлениями от проекта.

Мы решили провести еще одну выставку, но уже в культурном пространстве, поэтому договорились о проведении мероприятия на одной из музейных площадок Москвы. Чтобы не отбрасывать в сторону социальную составляющую проекта, мы предложили сотрудничество благотворительному Фонду, который будет представлен на выставке. Тогда посетители смогут не только увидеть произведения искусства, но и включиться в работу над решением социальной проблемы напрямую (например, подписаться на пожертвования или стать волонтером).

На этом этапе вы разрабатываете миссию и визию проекта. Миссия — предназначение проекта. Это те пути изменения, которые вы хотите привнести в мир с помощью своей инициативы. Это ответ на вопрос «зачем?». Визия — глобальное видение проекта, то как вы собираетесь менять окружающий мир. Миссия проекта АРТ-память — это исследование феномена исторической памяти через художественные концепты. Визия — сделать это с помощью живой коммуникации с людьми-свидетелями, чтобы создать культурное поле для обмена смыслами.

Каковы цели и предполагаемые результаты вашего проекта? Цель проекта — это то, какие задачи решает ваш проект. Особенность проекта АРТ-память в том, что проект имеет сразу две цели. Первая, художественная, заключается в том, чтобы показать, как искусство работает с темой памяти. Вторая, социальная, состоит в привлечении внимания к теме одиночества жителей домов престарелых и их вынужденной социальной депривации.

Какова базовая концепция проекта в одном предложении? Этот прием позволяет быстро и четко объяснить, зачем вы инициируете проект. Например, для проекта АРТ-память мы сформулировали следующие концепцию: память нуждается в посреднике, этот посредник — искусство. Такая короткая и емкая формулировка помогает определить для себя основной посыл проекта.

Пропишите 5 причин для осуществления проекта — в будущем вам будет проще вести коммуникацию и проводить питчинги и презентации проекта. Попробуйте придумать секретный ингредиент проекта. Секретный ингредиент — это элемент проекта, который делает его более интересным, привлекательным и может быть вашим тузом в рукаве во время PR-кампании. Например, в рамках резиденции для художников АРТ-памяти мы провели музыкальный мастер-класс по игре на барабанах. Это позволило участникам найти общий ритм и начать слушать друг друга. Такое мероприятие — интересный и нестандартный инфоповод, который привлек внимание к проекту в наших социальных сетях, а также стал отличительной чертой арт-резиденции.

Еще один полезный прием — подумать о каком-нибудь приятном и неожиданном бонусе, который участники проекта могут получить в знак признательности. Команда Фонда называет этот ход «поцелуем». Так вы демонстрируете внимание и заботу по отношению к вашей команде и другим участникам проекта. Участники АРТ-памяти получили в подарок от Фонда значок в форме голубого троллейбуса — неофициального символа 60-х. Этот значок — мерч АРТ-памяти, который работает как офлайн-ссылка и наружная реклама проекта.

В чем особенность работы над проектом в сфере культуры и искусства?

Создавая культурный проект, вы занимаетесь формированием среды. Одна из главных целей такого проекта — это формирование единого культурного поля и создание в нем новых связей. Как это осуществить? Занимайтесь формированием среды на каждом этапе создания проекта: чем больше таких мини-сред сформировано, тем больше вероятность создать общее высказывание, а значит — тем выше качество всего культурного проекта. Например, в рамках АРТ-памяти мы провели резиденцию для художников, закрытую выставку их работ в доме престарелых и запланировали открытую выставку с параллельной программой — каждое из этих мероприятий само по себе формирует среду, а также решает задачу формирования культурного поля проекта в целом.

Если вы хотите качественно изменить культурную среду своего района, города или региона — расскажите о своей инициативе Фонду «Четверг». Фонд запустил «Акселератор культурных проектов» — это возможность для людей с любым опытом со всех регионов России превратить свою идею в полноценный проект и получить всестороннюю поддержку Фонда. Подача заявок завершится 17 мая, отправить заявку можно по ссылке.

В «Акселератор культурных проектов” входит бесплатная обучающая онлайн-программа, всероссийский конкурс проектов и очная летняя школа для победителей. Они соберутся в Москве, чтобы развивать свои проекты вместе с экспертами в области культурного менеджмента и командой Фонда. Школа “Акселератора» — это недельный цикл лекций и мастер-классов, а также возможность представить свои проекты инвесторам и потенциальным спонсорам.

Источник

Историческое проектирование

Культурно историческое проектирование что это такое. Смотреть фото Культурно историческое проектирование что это такое. Смотреть картинку Культурно историческое проектирование что это такое. Картинка про Культурно историческое проектирование что это такое. Фото Культурно историческое проектирование что это такое Культурно историческое проектирование что это такое. Смотреть фото Культурно историческое проектирование что это такое. Смотреть картинку Культурно историческое проектирование что это такое. Картинка про Культурно историческое проектирование что это такое. Фото Культурно историческое проектирование что это такое Культурно историческое проектирование что это такое. Смотреть фото Культурно историческое проектирование что это такое. Смотреть картинку Культурно историческое проектирование что это такое. Картинка про Культурно историческое проектирование что это такое. Фото Культурно историческое проектирование что это такое Культурно историческое проектирование что это такое. Смотреть фото Культурно историческое проектирование что это такое. Смотреть картинку Культурно историческое проектирование что это такое. Картинка про Культурно историческое проектирование что это такое. Фото Культурно историческое проектирование что это такое

Культурно историческое проектирование что это такое. Смотреть фото Культурно историческое проектирование что это такое. Смотреть картинку Культурно историческое проектирование что это такое. Картинка про Культурно историческое проектирование что это такое. Фото Культурно историческое проектирование что это такое

Культурно историческое проектирование что это такое. Смотреть фото Культурно историческое проектирование что это такое. Смотреть картинку Культурно историческое проектирование что это такое. Картинка про Культурно историческое проектирование что это такое. Фото Культурно историческое проектирование что это такое

Как составить синхронистическую таблицу

Памятка для анализа альтернативы в оценках событий и личностей.

1. Сформулируйте сущность известных вам оценок исторического события (личности).

2. Выясните, какие критерии лежат в основе каждой из них.

3. Определите возможность сопоставления оценок.

4. Оцените, на какие источники опираются авторы этих оценок, их объективность.

5. Сделайте собственный выбор.

6. Предложите свою оценку.

7. Аргументируйте свою позицию.

1. Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в левой графе укажите века.

2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.

3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в определенное время.

4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.

5. При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.

Главные условия организации работы над проектом:

· профессионализм учителя, знание им особенностей проект­ной методики, осознание широких возможностей развития творческих способностей учащихся в процессе проектной
деятельности;

· обучение учащихся и овладение ими технологией проектной деятельности (умение определять цель, задачи, видеть пред­мет исследования, определять гипотезу, планировать деятель­ность); способность четко, систематически выполнять спла­нированную работу;

· стремление учащихся участвовать в работе над проектом;
определенный уровень владения знаниями по предмету и общеучебными интеллектуальными умениями;

· доступность для учащихся, информации о ходе проекта.
Методика проектной деятельности включает:

· выбор проблемы, обоснование практической значимости ее результата;

· определение цели и поэтапных задач;

· определение масштабов работы, средств и методов достиже­ния цели, рамок интеграции с другими предметами, пред­полагаемых сложностей, сроков, этапов работы;

· формулирование гипотезы проекта;

· выбор команды для осуществления проекта, распределение обязанностей, мотивация участников (при коллективном ис­полнении проекта);

· информационное обеспечение проекта (можно выбрать уча­щихся, отвечающих за выпуск информационного бюллетеня).

1. исходная разработка основных идей, констатация изученно­сти проблемы, сбор и анализ данных, обоснование актуали­зации, формулирование гипотезы;

2. разработка: выбор исполнителей (при коллективном испол­нении проекта), формирование команды, распределение обя­занностей, планирование работы, определение содержания
этапов, форм и методов управления и контроля;

3. реализация проекта: интегрирование и аккумулирование всей информации с учетом темы, цели, подготовка на­глядно-графического материала, разработка аудио- и видеоряда проекта, контроль и коррекция промежуточных результатов;

4. завершение проекта: представление и защита проекта в классе, на конференции и т.д.; сопоставление первона­чальных целей и результатов исследования, оценка и под­ведение итогов.

Раздел 3. Справочник старшеклассника

Содержательные и структурные характеристики текста основанных на нём речевых образования.

Логико-структурная схема темы (ЛССТ) представляет собой отражение в данной теме отношений и взаимосвязей между явлениями, предметами, свойствами в реальной действительности, или изображение предметного содержания.

Предметное содержание в текстах может представлено различными авторами с той или иной степенью полноты и в различной последовательностью. Тема в схеме включает обычно несколько уровней подтем. Чем больше уровней подтем, тем полнее раскрывается предметное содержание текста.

Культурно историческое проектирование что это такое. Смотреть фото Культурно историческое проектирование что это такое. Смотреть картинку Культурно историческое проектирование что это такое. Картинка про Культурно историческое проектирование что это такое. Фото Культурно историческое проектирование что это такое

Предложение в устном сообщении. Каждое предложение в устном высказывании должно содержать конкретную информацию, быть простым, лаконичным, содержать не более 5—7 слов. Самостоятельное предложение — это каждое простое, однородное в сложносочиненном, главное и придаточное в сложноподчиненном предложениях.

Обращённость высказывания. Речь всегда обращена к конкретному участнику (участникам) разговора. Оформить обращенность речи помогают различные обращения, устойчивые обороты, клише, которые употребляются в речи.

Текст в учебнике, статья, доклад, параграф, лекция характеризуются наличием трех частей: вступления, основной части, заключения. Это наиболее удачный способ логической организации передаваемой информации.

Вступление помогает читающему или слушающему подготовиться к восприятию основного содержания, увидеть основной тезис, который будет развернут в тексте.

В основной части излагается основное содержание. При этом соблюдается строгая логическая организация материала, последовательность в развитии мысли, доказательность положений, связанность всех высказываний в единое смысловое целое. Особое значение для главной части приобретают тезис, аргумент, демонстрация, иллюстрация.
Заключение подводит итог развертыванию главного тезиса, обобщает сказанное, написанное.

Подготовка устного сообщения по теме.

При подготовке устного сообщения намечается и формулируется тема сообщения, затем определяется цель сообщения и адресат.

План смыслового содержания.

Смысловая структура любого абзаца позволяет выделить в нем основной тезис, который может быть представлен ключевым предложением, словами или словосочетаниями. Эти единицы абзаца передают обобщенно его основное содержание. Другие отрезки текста детализируют основное содержание, примеры, аргументы, цифры и прочие данные, раскрывающие основной тезис. Ключевые предложения, словосочетания или слова могут использоваться как пункты плана будущего
устного сообщения или подачи автором информации в тексте.

Наиболее часто для формулирования пунктов плана используются:

1) именные словосочетания; 2) предложения; 3) вопросы.

Составление плана сообщения. Доклад, сообщение, выступление всегда делятся на логически завершенные отрезки, части, между которыми существуют отношения соподчинения, подчинения. Тема, включающая обычно подтемы различных уровней, может быть представлена в виде плана, к которому подбирается необходимый материал.

Доказательство. Доказательство служит для того, чтобы обосновать, аргументировать истинность того или иного высказывания. Оно строится следующим образом:

1) дается обоснованное утверждение, тезис;

2) приводятся факты, характеристики, сведения, с помощью которых подтверждается истинность данного утверждения, тезиса;

3) в заключение приводится еще раз подтвержденный, аргументированный тезис.

В доказательстве может быть опущена его первая часть, тогда оно сразу начинается со второго пункта.

Опровержение. При опровержении неправильного тезиса или положения соблюдается следующая последовательность развития мысли:

а) указывается неверный тезис, его источник, где и кем он был высказан, написан;

б) утверждается ошибочность, неточность или неправильность тезиса;

в) приводятся контрдоводы, факты, опровергающие ошибочность тезиса;

г) дается правильный тезис, заключающий опровержение.

Определение понятия. Самым простым, наиболее устойчивым и логически строгим видом развертывания понятия является определение.

Определение понятия заключается в том, что понятие (видовое понятие — меньшего объема) соотносится с ближайшим родом (родовым понятием — большего объема), к которому оно принадлежит, и при этом даются признаки (или признак), являющиеся особенными для данного понятия (видовые отличия).

Формула определения: Видовое понятие= родовое понятие + видовые отличия.

В текстах очень часто определению соответствует объяснение понятия, имеющее усложненную структуру и более пространное описание, толкование понятия.

Средства раскрытия содержания понятий. Кроме определения, наиболее употребительными сходными с ним средствами раскрытия содержания понятий в научно-технической литературе являются:

1) указание — разъяснение значения слов путем перечисления предметов, явлений, называемых
этим словом;

2) описание — выделение внешних признаков предмета, явления, события;

3) характеристика — раскрытие наиболее выдающихся признаков предметов, явлений;

4) пояснение — раскрытие какой-либо частного понятия с определенной целью;

5) сравнение — пояснение одного понятия другим, более знакомым, ясным.

Повествование (сообщение). В повествовании фразы объединяются в целое общей темой и следуют одна за другой в порядке временной последовательности отражаемых в сложных событий, их частей.

Структурными связями повествования являются:

1) прямая хронология;

2) обратная хронология;

3) прямая хронология с отступлениями.

Сообщение может содержать информацию о каком-либо событий, эксперименте, испытании, факте. В сообщении выделяются констатирующие части текста, содержащие только факты, и комментирующие части текста, содержащие уточнения, объяснения, обоснования, сравнения, оценки фактов. Для сообщения о процессах, событиях, явлениях характерно деление сообщении на отдельные фазы и периоды. В соответствии с этим употребляются глаголы, адекватные началу, ходу, общему и прогрессирующему изменению, окончанию и завершению повествования.

Описание (характеристика) — развертывание основной мысли, главного тезиса. В описании фразы объединяются общей темой и следуют одна за другой в порядке структурных связей между сторонами, частями, элементами отражаемого в речи объекта, предмета, явления или повторяющегося процесса.

Рассуждение предполагает строго логическое развертывание главного суждения в тексте высказывания. В рассуждении фразы объединяются в целое общей темой и следуют одна за другой в логической последовательности движения мысли к выводу. Важно усвоить следующие структурные элементы рассуждения:

1) доказательство или опровержение:

а) от посылок, фактов к выводу;

б) от тезиса к аргументам и от них — к выводу;
2) познавательное движение:

а) от явления к сущности;

б) от фиксирования изменений к анализу их причин;

в) от рассмотрения качественных характеристик предмета или явления к изучению его количественных параметров;

г) от элементов к их связям;

д) от установления закона, его содержания к раскрытию форм проявления его в различных условиях;

3) движение от конкретного к абстрактному и наоборот.

Совмещение различных видов развертывания основной мысли. В текстах часто можно встретить совмещение различных видов развертывания основной мысли:
определения (объяснения), описания (характеристики), повествования (сообщения) и рассуждения.

В описательных текстах встречаются рассуждения, а в рассуждениях — описания. Очень часто в явных описаниях сами события, действия могут фиксироваться в их синхронной соотнесенности.

Источник

Культура проектирования и проектирование объектов культуры

Культурно историческое проектирование что это такое. Смотреть фото Культурно историческое проектирование что это такое. Смотреть картинку Культурно историческое проектирование что это такое. Картинка про Культурно историческое проектирование что это такое. Фото Культурно историческое проектирование что это такое

Культурно историческое проектирование что это такое. Смотреть фото Культурно историческое проектирование что это такое. Смотреть картинку Культурно историческое проектирование что это такое. Картинка про Культурно историческое проектирование что это такое. Фото Культурно историческое проектирование что это такое

Эксперты Главгосэкспертизы России

Главгосэкспертиза России ежегодно выдает более 70 заключений по итогам рассмотрения проектной документации на строительство, реконструкцию и приспособление объектов культуры и культурного наследия. Эксперты Главгосэкспертизы рассматривали, например, проектную документацию на реконструкцию и строительство объектов Музея Московского Кремля, Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и Мариинского театра, Пушкинского музея, Новодевичьего монастыря, здания Биржи на Васильевском острове, павильонов ВДНХ, Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря, Музея-панорамы «Сталинградская битва» и многих других.

О наиболее распространенных ошибках проектировщиков, а также нормативных требованиях и возникающих коллизиях, которые необходимо учитывать при проектировании объектов культуры, они рассказали журналу RUБЕЖ.

АРХИТЕКТУРА И ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ

Культурно историческое проектирование что это такое. Смотреть фото Культурно историческое проектирование что это такое. Смотреть картинку Культурно историческое проектирование что это такое. Картинка про Культурно историческое проектирование что это такое. Фото Культурно историческое проектирование что это такое

Андрей Зарубин, начальник Управления объектов гражданского назначения Главгосэкспертизы России

Независимо от конкретного назначения объекта в проектной документации на строительство, реконструкцию или приспособление, согласно Федеральному закону от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», должны быть отражены меры, обеспечивающие выполнение обязательных требований, в том числе требований:

В зоне ответственности Управления объектов гражданского назначения Главгосэкспертизы России лежит контроль за архитектурной составляющей и объемно-планировочными решениями, заложенными в проект. Для реализаций требований по безопасности в нашей области, то есть всего, что касается объемно-планировочных и архитектурных решений, норм достаточно, коллизий относительно немного. Больше вопросов возникает в связи с неумением или нежеланием проектировщиков применять те или иные пункты нормативно-технических документов.

Музеи, театры, библиотеки и подобные им объекты – это объекты социально-культурного назначения. Они могут быть расположены в специально строящихся или уже построенных зданиях, не представляющих большой культурной или исторической ценности на современном этапе. Либо в зданиях, которые сами являются важной частью культуры или истории России, поэтому на них распространяются положения Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Закономерно, что ввиду множества ограничений, проектировщики испытывают наибольшие трудности и совершают большое количество ошибок именно при работе с объектами культурного наследия.

Стоит добавить, что проектные решения по объектам культурного наследия должны быть согласованы в Министерстве культуры Российской Федерации. При этом нередко проектировщики уже после отправки пакета документов для рассмотрения в министерство продолжают вносить изменения в проектную документацию. И когда она поступает в органы экспертизы выясняется, что Минкульт выдал разрешение на совсем другой проект. То есть произошла своеобразна бифуркация, и мы имеем в руках два пакета документов – согласованный и не согласованный. В такой ситуации экспертам ничего не остается, кроме как отправить проектировщика снова согласовывать проектные решения в Минкульте — на этот раз уже по финальной версии проекта. Наверное, не стоит говорить, что подобные многоразовые согласования связаны со значительными временными и финансовыми потерями для заказчика.

В «Перечне разделов проектной документации и требований к их содержанию», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87, схема планировочной организации земельного участка стоит одной из первых. При анализе подобных схем в проектах строительства объектов культуры и реконструкции объектов наследия мы часто сталкиваемся с ошибками в организации пожарных проездов и ненормативными расстояниями противопожарных разрывов. Подобные ошибки вызваны, с одной стороны, желанием заказчика максимально эффективно использовать территорию, а с другой — неумением проектировщиков правильно выполнять требования нормативных документов и доносить их до заказчика.

Особую остроту вопрос противопожарных разрывов приобретает в связи с объектами наследия истории и культуры. Нередко – это глубоко интегрированные в городскую среду здания. И сама историческая застройка квартала не позволяет обеспечить подъезд пожарных машин или размещение разрывов. В этом случае проектировщик вынужден прибегать к подготовке специальных технических условий (СТУ). Меры, заложенные в СТУ, призваны компенсировать риски возникающие ввиду невозможности соблюдения обязательных требований как по пожарной безопасности, так и по объемно-планировочным решениям.

Круг проблем безопасности, впрочем, не исчерпывается выполнением противопожарных нормативов в области планировки территории. Целый блок проблем порождает отсутствие института комплексного проектирования объектов. Над проектной документацией в 90% случаев работают несколько коллективов проектировщиков. В зависимости от специализации они выполняют разные части проекта: одни отвечают за архитектуру, вторые – за инженерные сети, третьи – за системы пожарной безопасности, четвертые – за меры по охране объекта, антитеррористической защите и т.д. В лучшем случае внутренние коллизии проектной документации на финальной стадии подготовки видит главный инженер проекта (ГИП). По идее, он должен собрать проект, скоординировать усилия по доработке разных разделов, добиться их согласованности. Но в большинстве случаев сегодняшним ГИПам не хватает для этого квалификации или желания. В результате проект опять приходит в экспертизу с ошибками.

ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Культурно историческое проектирование что это такое. Смотреть фото Культурно историческое проектирование что это такое. Смотреть картинку Культурно историческое проектирование что это такое. Картинка про Культурно историческое проектирование что это такое. Фото Культурно историческое проектирование что это такое

Дмитрий Абдуллаев, главный специалист отдела объектов гражданского назначения Главгосэкспертизы России

Отдельно нужно остановиться на проблемах, которые возникают при выполнении требований по доступности объектов. Как уже было отмечено, соответствующая группа требований отражена в ФЗ-384. На уровне подзаконных актов этот вопрос отрегулирован сводом правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и в других нормативно-технических документах.

Оценка соответствия проектной документации в части мероприятий по обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения распространяется на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг, а также на информационное и инженерное обустройство зданий, сооружений и земельных участков.

Среди критериев безопасности, по которым эксперт осуществляет проверку представленных проектных решений, можно привести следующие:

Прямых нарушений в области обеспечения безопасности маломобильных групп населения мы видим в проектах довольно много. Часто проектировщики заужают пути эвакуации так, что человек на инвалидной коляске там не проедет. Порой совершенно бездумно закладывают в проект те или иные решения. Например, с завидной частотой мы фиксируем ситуацию, когда на единственной лестничной клетке предусмотрена стойка для подъема/спуска инвалидов. То есть в случае пожара, согласно проекту, кто-то не сможет своевременно эвакуироваться — или человек с инвалидностью, или люди без ограничений по мобильности.

При этом для объектов реконструкции — а многие музеи и галереи располагаются в зданиях, отнесенных к объектам культурного наследия, и соответственно проходят реконструкцию и приспособление — выполнение всех положений СП 59.13330.2016 невозможно. В этом случае СП оставляет для проектировщика возможность отступления от норм и говорит, что необходимо осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления». То есть решения, которые закладывает проектировщик, должны быть разумными и достаточными. Обосновать их выбор и неполное соответствие требованиям СП 59.13330.2016 заказчик строительства и проектировщик должны в органах социальной защиты населения и с учетом мнения объединений инвалидов. Например, если проблематично обеспечить доступ для инвалидов на верхние этажи здания, можно приспособить для доступа нижние этажи и организовать на них трансляцию, того, что происходит наверху. Так человек может попасть в здание – получить представление о его интерьере, архитектуре и т.д. Не обязательно обеспечивать доступ на каждый этаж, в каждую комнату, особенно если подъемник в данном здании нельзя инсталлировать по объективным причинам. Это — тоже разумное приспособление. При подаче в экспертизу к обоснованию разумного приспособления прикладывается также плановое реставрационное задание.

Разумное приспособление также актуально для культурно-массовых объектов, я имею ввиду театры, цирки, кинотеатры и другие. Выполнение всех требований 59.13330.2016 неминуемо превратило бы такие объекты в здания только для инвалидов. Поэтому создаются некоторые поблажки для проектных организаций, в части согласования заданий на проектирование. Эксперт согласен принять проект, если обеспечен доступ для маломобильных групп только в определенные места, то есть опять не во все помещения объекта.

Наконец важная проблема – отсутствие в нормативных документах малоподвижных групп населения. Ни один свод правил их не учитывает. Между тем в эту категорию граждан входят, например, беременные женщины. Другой пример, человек, который сломал ногу — травма ограничивает его передвижения, но при этом он не является человеком с инвалидностью, следовательно, не попадает под категории 59.13330.2016. Соответственно у проектировщика просто нет возможности заложить в проект решения и мероприятия для эвакуации подобных граждан.

ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ И АНТИТЕРОРИСТИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ

Культурно историческое проектирование что это такое. Смотреть фото Культурно историческое проектирование что это такое. Смотреть картинку Культурно историческое проектирование что это такое. Картинка про Культурно историческое проектирование что это такое. Фото Культурно историческое проектирование что это такое

Алексей Гатилов, начальник Управления инженерного обеспечения Главгосэкспертизы России

Объекты культуры и культурного наследия относятся к объектам гражданского назначения. Соответственно их инженерные системы обладают меньшей сложностью, чем аналогичные системы производственных, особо опасных или технически-сложных объектов. Хотя своя специфика, конечно, присутствует. В частности, дополнительные требования предъявляются к климатическому оборудованию. Микроклимат внутри помещения – важное условие сохранности экспонатов в музее или исторических интерьеров на объекте культурного наследия.

Еще один важный фактор, который необходимо учитывать проектировщику – массовое пребывание людей на объекте. Эта специфика накладывает отпечаток на проектирование освещения, вентиляции зданий, систем пожарной безопасности, оповещения, систем контроля и управления доступом, вызывных устройств и специальных систем открывания дверей для доступа маломобильных групп населения.

Объекты культурного наследия довольно часто относятся к уникальным объектам капитального строительства, что влечет за собой обязательную разработку перечня мероприятий по противодействию терроризму. В случае реконструкции объекта культурного наследия возникают трудности с реализацией требований по антитеррористической защищенности объектов. Например, в рамках мероприятий по антитеррористической защищенности объекта проектировщику необходимо предусмотреть возможность оборудования и оснащения места доступа на объект, предназначенного для посетителей, контрольно-пропускным пунктом с техническими средствами досмотра, но выполнение этих решений затруднительно ввиду охранного статуса. Ситуация практически тупиковая.

Вызывают сложности также формулировки требований нормативных документов, допускающие двоякое толкование – «следует делать», «рекомендуется выполнять» и другие, им подобные. Почему-то в нормативно-технической документации по инженерным системам их особенно много. Разделение пунктов нормативных документов на пункты обязательного и добровольного применения также создает рядовому проектировщику сложности в их применении. Здесь, на мой взгляд, нужно подумать над новой концепцией.

Сегодня мы уже говорим о полноценных интеллектуальных зданиях, когда технические системы зданий не ограничены стандартным набором инженерных систем, а дополняются системами контроля управления доступом, охранной сигнализации и видеонаблюдения и имеют столь же большое значение, как и конструктивные. Но выделение специального раздела для проектных решений по противодействию терроризму, систем контроля управления доступом, охранной сигнализации и видеонаблюдения Перечнем разделов проектной документации не предусмотрено. Отсюда и возникают проблемы как для проектировщиков, так и для экспертов. Проектировщик испытывает трудности – в какой раздел или подраздел документации включать решения и мероприятия и в каком объеме. Например, ограждения уходят в часть проекта, связанную с конструктивом. Видеокамеры, инсталлированные на упомянутое ограждение, скажем, в сети связи и так далее. В результате, эксперту приходится по крупицам собирать эту информацию, чтобы увидеть полную картину и сказать, что антитеррористические требования выполнены.

Коллеги уже упомянули проблему несогласованности действий проектировщиков, работающих над разными разделами одного проекта. Для инженерных систем и систем охраны эта проблема также актуальна. Далеко не все решения по инженерным системам и инженерно-технической укрепленности и оборудованию объекта техническими средствами охраны, предусмотренные в проектной документации, могут быть интегрированы между собой. Вопрос «как вы планируете их реализовывать?» приводит к значительным изменениям ранее принятых проектных решений.

Актуальной проблемой так же являются коллизии и несоответствие проектных решений в рамках одной проектной документации, когда инженерные системы помещают в непригодный для этого конструктив, или предполагают в одном месте размещение разных систем. По моему мнению, проблему несогласованности решений, разрабатываемых разными проектировщиками в рамках одной проектной документации может решить применение технологий информационного моделирования. Одна из основных возможностей BIM-технологий – совместная работа с проектной документацией и автопроверка решений, заложенных разными проектировщиками.

Культурно историческое проектирование что это такое. Смотреть фото Культурно историческое проектирование что это такое. Смотреть картинку Культурно историческое проектирование что это такое. Картинка про Культурно историческое проектирование что это такое. Фото Культурно историческое проектирование что это такое

Татьяна Лапина, заместитель начальника отдела электроснабжения и слаботочных систем Управления инженерного обеспечения Главгосэкспертизы России

В статье 30 Технического регламента «О безопасности зданий и сооружений» указано, что в зданиях с большим количеством посетителей, зрителей (в эту категорию, безусловно, попадают и объекты культуры) должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения.

Кроме того, на объекты культуры распространяется действие СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» и СП 134.13330.2012 «Системы электросвязи зданий и сооружений. основные положения проектирования». Согласно этим документам, необходимость охранных мероприятий в соответствии с типом объекта по его значимости и степени защищенности должна быть определена заказчиком уже в задании на проектирование. То есть, заказчик должен заранее определить возможный вид и размер ущерба, который может быть нанесен объекту, находящимся на объекте людям и имуществу в случае реализации террористических угроз. В то же время, на данный момент недостаточно требований по определению количественных и качественных характеристик для определения класса объекта по значимости в соответствии с требованиями СП 132.13330.2011. Для снижения затрат на оснащение объекта заказчик сознательно стремится принять более низкий класс по значимости.

Если говорить про инженерно-техническую укрепленность учреждений культуры, имеющих в оперативном управлении или арендующие здания и сооружения, являющиеся памятниками истории и культуры, а также здания — памятники независимо от их формы собственности и категории значимости, то для данной категории объектов согласно приказа Министерства культуры Российской Федерации, принимаемые технические решения необходимо согласовывать в Центре по безопасности культурных ценностей ГосНИИР Минкультуры России. Если данное требование не выполнено, то мы пишем замечание к проекту. Однако мы уже неоднократно получали ответ о том, что они не уполномочены согласовывать данные решения.

Продолжая тему объектов культурного наследия, стоит отметить, что в эту категорию нередко попадают довольно сложные распределенные объекты, в том числе музеи-заповедники. На данные объекты, кроме перечисленных требований, могут распространяться требования постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)». Данным документом предусмотрено категорирование мест массового пребывания людей (для существующих объектов) и выполнение требований по оснащению объекта техническими средствами антитеррористической защищенности независимо от установленной категории места массового пребывания.

Много вопросов у проектного сообщества возникает и в связи с системой охранного освещения. Это — компонент, от которого напрямую зависит эффективность охранных систем. Далеко не все объекты могут позволить себе применение тепловизоров, а камеры видеонаблюдения в условиях низкой освещённости не обеспечивают требуемого качества видеоизображения. В то же время четкие требования к системе охранного освещения на данный момент в нормативных документах отсутствуют. Раньше эти требования были зафиксированы в руководящем документе Министерства внутренних дел Российской Федерации РД 78.36.003-2002 «Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств», но сейчас этот документ отменен.

В остальном особых проблем с проектированием систем видеонаблюдения мы не видим. Более того, наверное, не стоит пытаться зарегулировать данную область. Во-первых, разработка документов приведет к попыткам производителей пролоббировать свои интересы. Во-вторых, сейчас подобные системы развиваются гораздо быстрее, чем происходит актуализация нормативно-технических документов. Поэтому жесткие требования в части видеонаблюдения могут выступить фактором, препятствующим проникновению инновационных технологий на объекты.

Помимо незнания нормативной базы — а многие проектировщики узнают о действующих требованиях нормативных документов, применяемых в отношении объекта проектирования только в процессе проведения экспертизы проектной документации, отмечается незнание технических характеристик применяемого оборудования. Например, в составе системы автоматической пожарной сигнализации применяется оборудование, не сертифицированное на соответствие требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В большинстве случаев, при выборе технических средств безопасности проектировщики не учитывают класс взрывопожароопасности помещений. Много спорных моментов в проектах связаны с интеграцией оборудования различных производителей. Мы идем разными путями – несколько раз даже производители специальными письмами подтверждали возможность интеграции своего оборудования, прилагали результаты испытаний. Особенно узким местом, как ни странно, становится интеграция противопожарных систем, хотя, казалось бы, тут не требуется передача больших потоков данных и уже давно широко применяются стандартные интерфейсы.

ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА

Александр Красавин, начальник Управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОЧС Главгосэкспертизы России

Когда мы говорим об объектах из сферы культуры, наибольшее количество сложностей у проектировщиков вызывает подготовка проектной документации при реконструкции объектов культурного наследия. Требования федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» трудно сочетаемы с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Фактически перед проектировщиком стоит задача выполнить требования пожарной безопасности в объеме, ограниченном законодательством об охране культурных ценностей. При этом зачастую объемно-планировочные решения по протяженности, ширине путей эвакуации, исполнению эвакуационных выходов, конструктивные решения, отделочные материалы и другие неотъемлемые элементы здания не соответствуют современным противопожарным нормативам. С точки зрения инженерии – проблемой для проектировщиков становится прокладка коммуникаций, в том числе для систем противопожарной защиты. Все это зачастую приводит к необходимости разработки специальных технических условий, которые отражают специфику того или иного защищаемого объекта культурного наследия и позволяют осуществить симбиоз пожарного законодательства и законодательства об охране культурных ценностей.

Очевидно также, что объекты культурного наследия, как и культурного назначения вообще, нередко служат для размещения и хранения материальных ценностей – картин, редких исторических документов, драгоценностей, выдающихся образцов декоративно-прикладного искусства и других. Отсюда специфика в выборе систем пожарной безопасности, к которым, прежде всего, со стороны заказчиков применяются более высокие требования по скорости обнаружения пожара и минимизации воздействия тушащих агентов на предметы хранения.

Если говорить про активные системы – распространено использование систем с газообразными огнетушащими веществами, а также систем тушения тонко-распыленной водой. В области пожарной сигнализации перспективно применение аспирационных пожарных извещателей. Однако в вопросе применения подобных инновационных решений есть свои проблемы. Во-первых, далеко не все проектировщики научились корректно данные системы проектировать, многим не хватает специальных знаний. Во-вторых, даже при наличии необходимых компетенций проектировщик не всегда может обосновать выбор того или иного решения – так как новые технологии слишком медленно узакониваются в нормативно-технических документах. В то же время новые документы тоже не решают всех проблем. В 2018 году утвержден СП 388.1311500.2018 «Объекты культурного наследия религиозного назначения. Требования пожарной безопасности». Однако и разработчики этого документа сделали оговорку, что, если выполнить все требования нормативных документов не удается, необходимо предусмотреть дополнительные мероприятия, обоснованные по специальным методикам. В свою очередь, сегодня подходящие методики не разработаны. Поэтому, если проектировщик соответствующего объекта культурного наследия не вписался в требования – это опять ведет к разработке СТУ, в связи с отсутствием необходимых методик.

То есть в области нормативно-технического регулирования работа идет, но важный элемент – подготовка методик — выпадает. И эта проблема касается не только обеспечения пожарной безопасности объектов культуры. В Советском Союзе этому направлению уделялось колоссальное внимание. Поэтому крайне важно и сейчас разрабатывать и принимать методики, которые можно будет использовать в качестве доказательной базы для подтверждения обоснованности принимаемых в проектной документации нестандартных решений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *