Культурная апроприация что это
Что такое культурная апроприация и почему в современном мире — это острая тема
Помните, как Майли Сайрус активно тверкала на Video Music Awards? А как Кэти Перри вышла на сцену в костюме гейши? Певицы подумали, что подготовили классные номера, а некоторые зрители решили, что это культурная апроприация. Как и любой этический вопрос, это сложный и спорный феномен, но для истории США, а значит и для всех изучающих английский, в нем важно разбираться. Расскажем, что в современном мире называют культурной апроприацией, почему это так важно и каким еще селебрити досталось.
Что такое культурная апроприация?
Для начала разберемся с терминологией. Апроприация ( appropriation) — присвоение себе чего-то чужого. В этом случае — всего, что связано с культурой, то есть одежды, традиционных предметов, музыки, духовных практик, внешнего вида, даже еды. И хотя все это всегда кочует из культуры в культуру, между обменом ( cultural exchange) и апроприацией, как считают многие в западных странах, большая разница. Вот несколько причин.
Неравенство власти
В культуре некоторых народов темнокожих есть традиция носить дреды ( dreadlocks). Представители других культур тоже могут это сделать и заявить, что им нравится, как это выглядит, им интересна культура. Вроде все логично, но — проблема в истории.
В США есть исторически доминирующие культуры и притесняемые ( exploited groups). Темнокожих людей веками держали в рабстве, не давали никаких прав. А когда они наконец освободились, их положение в обществе еще много веков оставалось и до сих пор остается сильно хуже, чем у белых американцев. В итоге люди из доминирующей культуры, то есть белые американцы, присваивают себе элементы их традиций, делают модными, но делают это необдуманно, совсем не погружаясь в контекст. Так что проблема не в факте, а в неравенстве власти ( imbalance of power).
Например, когда Джастин Бибер заплел себе дреды, а Ким Кардашьян — косички народа фулани, их очень критиковали в соцсетях. Правда, Джастин дреды сбрил, а Ким уточнила: она это сделала ради чувства единства с этносом ее дочери Сторми. Не всех устроил такой ответ, но одного правила все равно не существует.
Пополняйте словарный запас, учите новые фразы, читайте развивающие книги и смотрите интересные сериалы. Начать поможет наш план по саморазвитию с советами и полезными подборками.
Ситуация напряженная не только в отношении темнокожих американцев, а любых других этнических меньшинств. В первую очередь коренных народов Америки: надеть на себя головной убор индейцев — символ лидера племени — просто ради развлечения противники культурной апроприации резко критикуют. И если раньше такие костюмы на Хеллоуин были обычным делом, сегодня многие американцы так не поступают.
Культурная апроприация касается не только расы и национальности, а особенностей любых других притесняемых сообществ. Например, танец vogue стал популярен в США благодаря певице Мадонне. Но изначально он появился в ЛГБТК+ коммьюнити в 60–70-е годы как способ показать свою значимость, ценность, найти в гомофобном и трансфобном обществе место для себя. И претензия критиков вот в чем: окружающие видят и помнят классные танцы богатых селебрити, но не реальную историю и уж точно не драг-артистов и артисток.
Стереотипы и контекст
До сих пор ко многим сообществам во всем мире относятся предвзято. Если темнокожий человек с дредами идет по улице, его скорее сочтут отбросом или гангстером. А если то же самое делает белый, то прическу воспримут как элемент необычного стиля. Положение снова неравное.
Порой люди просто не знают, как и почему какой-то народ использует ту или иную вещь. Например, украшение bindi не просто так рисуют на лбу: в Индии их носят замужние женщины, и оно обозначает чакру, третий глаз. Что тут может задеть представителей культуры: многие люди даже не задумываются, что это за красная точка на лбу, но рисуют ее на себе. Например, на фестивале Coachella.
А еще многих бесит, что на сакральных предметах наживаются. Мадонна зарабатывала на воге, корпорации продают кучу одежды в этническом стиле, музыканты получают деньги за концерты, где они пляшут в костюме гейш, а притесняемые группы так и остаются в тени.
Например, актер Майкл Бакари Джордан выпустил свой ром под названием J’Ouvert. Его тут же раскритиковали, потому что J’Ouvert — это название ежегодного карнавала Карибских островов. А Джордан к этому региону не имеет никакого отношения. После того как даже Ники Минаж подключилась к обсуждению, актер решил поменять название.
В чем разница между апроприацией и ассимиляцией
Но как быть с тем, что представители этнических меньшинств делают что-то типичное для доминирующей культуры: например, темнокожие женщины выпрямляют волосы или красятся в блонд или кто-то в мире носит джинсы.
Ассимиляция и апроприация — это не одно и то же. Часто для маргинализированных групп это способ выживания в мире, в котором на особенности людей смотрят свысока, за них подвергают шуткам, нападкам или даже физическому насилию.
Но это не значит, что никому ни в коем случае нельзя надевать на себя костюмы другого народа. Например, Бейонсе выложила фотографию в сари. Люди в интернете много обсуждали, насколько это уместно. В итоге многие пришли к выводу, что все в порядке, раз она надела его на индийскую свадьбу и по ее традициям должна была так выглядеть.
А еще бывает, что известные люди просто не согласны с обвинениями и критикой. В фильме «Doctor Strange» Тильда Суинтон, белая европейская женщина, сыграла Ancient One, который по комиксам должен был быть тибетским мужчиной. Ее обвинили в «whitewashing» — это когда в кино на роли небелых людей берут белых актеров. В свою защиту Тильда рассказала, что создатели фильма специально сделали так, чтобы мудреца играл не мужчина, как это обычно бывает, а женщина. Причем не очень молодая — и это тоже вызов обществу.
«Сначала обнаженные снимки, а потом — паранджа» Как дизайнеры и звезды оскорбляют миллионы людей и чем это опасно?
Ежедневно в мире происходит множество конфликтов, и модная индустрия не является исключением: все чаще творческие решения дизайнеров крупных брендов становятся предметом обсуждений и осуждений. Сегодня модельерам необходимо подумать дважды перед тем, как черпать вдохновение из той или иной культуры: ненароком можно оскорбить целые народы, столкнуться с бунтом в социальных сетях и уронить репутацию компании. «Лента.ру» разбиралась, как культурная апроприация отражается на модном бизнесе и почему творческое самовыражение дизайнеров провоцирует международные скандалы.
«Моя культура — это не костюм»
Концепция культурного присвоения возникла в академических кругах в конце 1970-1980-х годов как часть научной критики колониализма. Отправной точкой для этого послужил всплеск афроамериканской культуры в США в начале XX века. Достаточно вспомнить период 1950-х, когда белые музыкальные продюсеры и артисты зарабатывали на творчестве чернокожих авторов и певцов, которые положили начало таким направлениям, как джаз и ритм-энд-блюз. Афроамериканским певцам приходилось нелегко: из-за цвета кожи им не разрешали исполнять их музыку в общественных заведениях для белых.
К середине 1990-х понятие «культурная апроприация» стало социологической теорией, которая подразумевает изъятие интеллектуальной собственности и национальной идентичности с целью присвоения этих символов или извлечения коммерческой выгоды. Проще говоря, это понятие упирается в различие между уважительным и неуважительным «заимствованием».
Сцена из американского фильма «Певец джаза» (The Jazz Singer), 1927 год
Фото: ullstein bild / ullstein bild via Getty Images
Последнее десятилетие было насыщено конфликтами, связанными с расизмом, ущемлением культур и национальной идентичности. В 2013 году студенты Университета Огайо создали движение We’re a Culture Not a Costume («Моя культура — это не костюм»), которое призвано продемонстрировать, как представители определенной этнической группы могут чувствовать себя оскорбленными и непринятыми, когда их культура сводится к стереотипам, а их традиционные наряды надеваются для развлечения.
На протяжении многих лет представители модной индустрии черпали вдохновение в других культурах, и это было нормой. Однако использование некоторых национальных символик не всегда является уместным. В то время как некоторые воспринимают подражание чужой культуре как дань уважения, другие относятся к этому негативно и начинают ссылаться на неоправданное заимствование.
Доктор Шамим Блэк (Shameem Black) из Департамента гендерных, медиа и культурных исследований Австралийского национального университета объяснил, что «заимствование из других культур становится проблематичным, когда игнорируются исторический контекст и культурные особенности».
Вот почему тюрбаны Gucci и, например, индейский головной убор на одном из показов Victoria’s Secret вызвали такую резкую критику. Эти предметы имеют религиозное или культурное значение для их традиционных владельцев. Более того, они являются атрибутами культур, которые ранее были порабощены и эксплуатировались европейскими колонистами. Поэтому тот факт, что крупные американские компании и бренды получают прибыль благодаря покупателям со всего мира, вызывает у людей этих национальностей чувство несправедливости.
Традиции против моды
Чаще всего в заголовках новостных статей о конфликтах, связанных с культурной апроприацией, появляется бренд Victoria’s Secret. Знаменитая марка нижнего белья неоднократно подвергалась критике за использование одежды и атрибутов коренных африканских культур для своих показов и рекламных кампаний. Так, в 2010 году часть Victoria’s Secret Fashion Show была названа Wild Things («Дикие вещи») и вдохновлена племенными мотивами. В рамках шоу модели дефилировали в характерных аксессуарах и белье анималистичных расцветок, а их тела были расписаны рисунками, имитирующими племенные опознавательные татуировки.
В 2012 году супермодель Карли Клосс появилась на подиуме в индейском головном уборе, что вызвало общественный резонанс. Тогда представители компании пообещали вырезать ее выход из трансляции шоу и принесли публичные извинения. Тем не менее уже в 2014 году вокруг Victoria’s Secret вновь вспыхнул скандал из-за использования индейских мотивов. В 2016 году бренд продемонстрировал в шоу элементы китайского национального костюма, а в 2017-м многие образы были вдохновлены культурой кочевых народов. Последующие обвинения в культурной апроприации руководство марки проигнорировало, поэтому конфликты по большей части остались неразрешенными.
Супермодель Карли Клосс во время показа Victoria’s Secret, Нью-Йорк, 2012 год
Фото: Kevin Mazur / WireImage / Getty Images
С подобными обвинениями в 2017 году столкнулся и знаменитый американский модельер Марк Джейкобс. На показе его бренда светлокожие модели Карли Клосс, Джиджи и Белла Хадид, Кендалл Дженнер, Ирина Шейк и Адриана Лима вышли на подиум с разноцветными длинными дредами. После этого на дизайнера обрушился шквал негатива в социальных сетях. Сначала он заявил в ответ, что не подразумевал оскорбления тех или иных народов и назвал критикующих его людей «недалекими». Но позже, на фоне непрекращающегося давления в сети, дизайнер публично извинился за некорректную реализацию своего творческого замысла.
Итальянский модный дом Gucci неоднократно подвергался критике из-за культурной апроприации. В феврале 2018 года бренд представил на подиуме головной убор Indy Full Turban. Тюрбан синего цвета, который поступил в продажу на сайте Nordstrom по цене 790 долларов (37 530 рублей), быстро раскупили. В то же время интернет-пользователи писали гневные сообщения в адрес марки, отмечая, что этот атрибут является религиозной одеждой и считается символом благочестия и духовности у сикхов. «Сикхский тюрбан не является модным аксессуаром, это священный религиозный символ веры», — подчеркнул представитель Коалиции сикхов на своей странице в Twitter.
Похожий случай произошел в феврале 2019 года, когда Gucci обвинили в расизме из-за продажи черного свитера-балаклавы, на вороте которого были изображены большие красные губы с вырезом для рта. Поклонники марки сочли это блэкфейсом (техника грима, которую раньше использовали для пародий на чернокожих людей — прим. «Ленты.ру»).
Граница между вдохновением и плагиатом в современном мире сильно размыта. Крупные компании, модные дома и масс-маркетовые бренды зачастую используют элементы культур для реализации своих идей, тем самым фетишизируют их, не задумываясь о последствиях. Сегодня идентичность приравнивается к драгоценности, которую нужно беречь, а не делить и исследовать.
Никто не защищен
Находящиеся в постоянном круговороте публичных мероприятий знаменитости неоднократно попадали в заголовки СМИ из-за своих образов или бизнес-идей. Одним из ярких примеров является случай, связанный с телезвездой Ким Кардашьян, которая в июне 2019 года решила открыть собственное производство утягивающего нижнего белья. Звезда запустила торговую марку под названием «Кимоно» и зарегистрировала товарные знаки «Кимоно Боди» (Kimono Body), «Кимоно Интимейтс» (Kimono Intimates) и «Кимоно Ворлд» (Kimono World).
Телезвезда и предпринимательница Ким Кардашьян в белье собственного бренда Skims, который изначально назывался «Кимоно»
Японцы негативно отреагировали на выбор названия для компании. Они отметили, что оно оскорбляет их национальный костюм. «Мы носим кимоно, чтобы отпраздновать помолвку, бракосочетание, выпускной, надеваем его на похороны. Это торжественный наряд, который передается в семьях из поколения в поколение», — объяснила BBC News японка Юка Охиши. По ее мнению, тот факт, что Кардашьян просто выбрала для названия слово, в котором есть «Ким», лишний раз демонстрирует неуважение к истинному значению этой одежды для японцев. Из-за скандала Кардашьян изменила название бренда и в августе того же года переименовала его в Skims.
Ким — не единственная в семействе Кардашьян, кто подвергался жесткой критике из-за упрощенного восприятия культурных ценностей наций. В мае 2021 года ее младшую сестру, супермодель Кендалл Дженнер, обвинили в оскорблении целого народа из-за рекламы текилы ее собственного бренда «818». 25-летняя знаменитость опубликовала в своем Instagram-аккаунте фото и видео со съемок рекламной кампании алкогольного напитка в Мексике. На фото манекенщица была запечатлена рядом с лошадью. На Дженнер была ковбойская шляпа, белая футболка, рубашка в полоску и синие джинсы. Пользователи сети обвинили звезду в культурной апроприации за то, что ее образ был основан на стереотипах о мексиканских фермерах. В конечном итоге знаменитость отключила комментарии под фотографиями, а представители модели проигнорировали запросы о комментариях.
Звезды мирового масштаба попадают под огонь критики, даже когда делятся снимками своих образов в повседневной жизни. Так, американская певица Рианна подверглась порицанию религиозных фанатов, когда опубликовала в соцсетях откровенное фото с отдыха. Ее засняли в лиловых атласных шортах собственного бренда Savage X Fenty с обнаженной грудью, которую на снимке она прикрывала рукой. Образ исполнительницы дополнили массивные украшения, однако внимание комментаторов привлекло не это, а подвеска с кулоном в виде бога Ганеши. В индуистской религии существо с головой слона и телом человека символизирует мудрость и благополучие, а также считается избавителем от страданий. Неудивительно, что подписчики из Индии принялись винить певицу в оскорблении их культуры.
Тем не менее есть примеры, которые подтверждают, что истоки некоторых культурных элементов часто размываются. Так, в материале на портале The Atlantic автор рассматривает тренд Chinatown chic. С подачи модных блогеров и журналистов различные бренды начали выпускать вещи с принтом в крупную клетку, как на сумке челнока. Тенденция достигла наивысшей популярности, когда подобную одежду начали продавать масс-маркетовые бренды, такие как Zara и Topshop. Некоторые ассоциировали данный принт с «сумкой из китайского квартала», однако сумки были распространены не только в китайских кварталах США. В Китае их принято называть «мингонг», в Германии их называют turkenkoffer, или турецкие чемоданы. В Англии это «бангладешские сумочки», или «сумки для беженцев», а в Южной Африке они известны как «уномгкана».
Автор пишет, что на самом деле этот принт на протяжении веков был частью индонезийской общественной жизни и модной культуры. Пример индонезийского принта в клетку показывает, что даже бедное азиатское государство может быть законодателем модных тенденций, а не просто страной третьего мира, где производятся дешевые товары. Однако для патента и защиты прав на свое культурное наследие ей просто не хватает влияния и ресурсов.
«Либо крестик сними, либо трусы надень»
В России тоже прослеживаются проблемы национальных и этнических меньшинств, которые часто замалчиваются. Речь идет и о системной дискриминации, и о бытовой: многие россияне охотно посещают рестораны, в которых подают национальные блюда кавказских стран, однако предпочитают сдавать квартиры исключительно лицам «славянской национальности».
Стоило российской фотомодели Анастасии Решетовой сфотографироваться в мусульманском наряде, как это вызвало недовольство у национал-патриотов и мусульман. Желая поздравить подписчиков с наступлением священного месяца Рамадан, в апреле звезда снялась на фоне мечети в длинном закрытом платье изумрудного цвета и черном платке. «Сначала постим обнаженные снимки, а потом надеваем паранджу. Либо крестик сними, либо трусы надень», — возмутились в комментариях пользователи Instagram.
Незадолго до этого, в феврале, Решетову обвинили в воровстве идей у Ким Кардашьян из-за ее бренда нижнего белья. 25-летняя российская знаменитость опубликовала в своих соцсетях рекламный ролик, в котором показала будущий логотип марки Geisha. Решетова позировала при красном освещении в халате гейши черного цвета. Некоторые подписчики сочли бестактным то, что модель пародирует образ гейши, и обвинили ее в культурной апроприации. Другие же посчитали, что Решетова украла идею бизнеса у предпринимательницы Ким Кардашьян, которая после подобных обвинений переименовала свой бренд нижнего белья.
Наряженные и оскорбленные
Тема культурной апроприации часто и широко обсуждается в западном обществе, а вот в России многие смутно представляют, что это вообще такое. Что нельзя носить, если вы не хотите оскорбить ничьи чувства? Портал iz.ru составил памятку для тех, кто хотел бы выглядеть не только красиво и модно, но и уместно в любой ситуации.
Что это такое?
Культурная апроприация — это заимствование элементов культуры определенного этноса, расы или религии. В последнее десятилетие тема заимствования культурных кодов всё чаще звучит применительно к моде и красоте. Например, недовольство общественности неоднократно вызывали модные дизайнеры, наряжавшие белых моделей в одежду с индейскими, индийскими или африканскими мотивами или делавшие им прически в этническом стиле.
Публикация от Marc Jacobs (@marcjacobs) 15 Сен 2016 в 12:30 PDT
На фото: для своего показа бренд Marc Jacobs снабдил белых моделей дредами. Реакция была неоднозначной.
Неоднократно доставалось и знаменитостям, решившим дополнить свой имидж «экзотическими» элементами. Один из совсем недавних случаев: пользователи соцсетей ополчились на голливудского актера Зака Эфрона, решившего заплести себе дреды.
Публикация от Zac Efron (@zacefron) 5 Июл 2018 в 10:24 PDT
«Просто забавы ради», — подписал актер фотографию, которую опубликовал в своем Instagram-аккаунте. Но многие подписчики не увидели в снимке с дредами ничего забавного: звезде быстро напомнили, что белый человек, носящий традиционную африканскую прическу, вольно или невольно выказывает неуважение к страданиям, через которые прошли народы Черного континента.
Афроамериканцы болезненно относятся к присваиванию белыми согражданами элементов своей культуры. Это показал и пример телезвезды Ким Кардашьян, которую неоднократно стыдили за чрезмерную любовь к афроприческам. В последний раз общественность ополчилась на нее в июне: 37-летняя знаменитость явилась на премию MTV Movie & TV Awards с длинными афрокосами.
Публикация от Kim Kardashian West (@kimkardashian) 8 Июл 2018 в 7:10 PDT
Кардашьян объяснила разгневанным афроамериканцам, что носит косички, чтобы показать хороший пример дочери Норт, которую воспитывает вместе с мужем, чернокожим рэпером Канье Уэстом. Общественность не удовлетворило это объяснение.
Может показаться, что проблема далека от наших реалий. Например, никого не возмущают отечественные рэперы, «косящие» под афроамериканских коллег с помощью причесок и стиля одежды «я родился в гетто»: просто потому, что доля чернокожего населения в России ничтожно мала. Но это не значит, что нам незнакома и непонятна культурная апроприация.
Например, в июле 2018-го российская модель и бизнес-леди Анастасия Волконская-Решетникова огорчила многих своих подписчиков в соцсети Instagram, опубликовав пару селфи в хиджабе. Пользователи-мусульмане сочли фотографии неуместными: они напомнили девушке, что она не исповедует ислам. А некоторые юзеры отметили, что снимки в платке, размещенные прямо по соседству с почти эротическими кадрами, кажутся насмешкой над религией.
На фото: Анастасия в хиджабе
Публикация от Reshetova Anastasia (@volkonskaya.reshetova) 16 Июн 2018 в 3:14 PDT
На фото: модель в более мирском образе.
Критика в комментариях к фото не смутила манекенщицу, и она выложила еще и снимок в чадре.
Публикация от Reshetova Anastasia (@volkonskaya.reshetova) 6 Июл 2018 в 4:30 PDT
Высказывая претензии к модели, никто не использовал словосочетания «культурная апроприация», но обвинения четко соответствовали описанию проблемы.
«Дело тут не в красоте, и это не образ. На ней религиозно-национальная одежда народов, у которых не принято оголять не то, что все тело, даже части тела определенные нельзя категорически выставлять на показ. Надев такую одежду, она проявила неуважение к религии, судя по другим ее выложенным публикациям», — написал пользователь с ником @doni_I97 (здесь и далее орфография и пунктуация авторов постов сохранены).
«Религия не аксессуар», — подытоживает мнение недоброжелателей @ira_ashinova_01.
Культурный захват или безобидный обмен?
Апроприацией можно назвать многие явления. Но где проходит грань между захватом и невинным обменом культурными кодами? Например, всем очевидно, что носить джинсы имеют право не только потомки ковбоев, лакомиться суши — не только японцы. Из-за глобализации некоторые элементы культур вошли в жизнь людей всех национальностей, рас и вероисповеданий. Это — культурный обмен.
К сожалению, установить абсолютно четкую, неразмытую границу между апроприацией и культурным обменом нельзя. В основном то или иное «одалживание» элементов какой-либо социальной или этнической группы относят к апроприации прецедентным путем: если оно негативно воспринимается значительным числом представителей соответствующей культуры, то это уже не просто невинный обмен. Так сформировался негласный список элементов, заимствовать которые в большинстве случаев считается неуважением.
Не носить, чтобы не обидеть: памятка по культурной апроприации
Одежда, аксессуары и прически, типичные для определенной расы или народности
Афрокосы и дреды, головные уборы коренных жителей Америки, японские кимоно и макияж гейши — всё это, надетое на представителя белой (или любой другой «неподходящей» расы) может вызывать негативную реакцию у исторически определенных правообладателей.
Публикация от Madonna Scrapbook (@madonnascrapbook) 7 Июл 2018 в 2:58 PDT
На видео: певица Мадонна пытается объяснить, почему и зачем появилась на обложке журнала Harper`s Bazaar в образе гейши. Это 1999 год — проблема и дискуссия не новы.
Эстетика бедности или угнетения
Элементы актуального сегодня и воспеваемого многими дизайнерами гетто-стиля (или, в российском варианте, «стиля окраин», «гоп-гламура») — штаны-трубы, олимпийки и футболки не по размеру, цепи и серьги в ушах на мужчинах, бейсболки и банданы — всё это вместе может странновато смотреться на человеке, выросшем в пределах московского Садового кольца и имеющем университетское образование.
Публикация от gosharubchinskiytalkworldwide (@gosharubchinskiytalkworldwide) 9 Июл 2018 в 5:41 PDT
На фото: одежда из коллаборации Burberry и российского дизайнера Гоши Рубчинского. Коллекцию критиковали за апроприацию типичного стиля британских «чавов» (белых представителей низших слоев английского общества).
К этой же группе относятся модные вещи с советской символикой. Для многих людей эта эра ассоциируется с репрессиями, гонениями на инакомыслящих, войнами и нехваткой товаров. Если Страна Советов знакома вам лишь по рассказам старших членов семьи, возможно, вы не тот человек, кому стоит носить принт в виде серпа и молота.
Публикация от SVMOSCOW Online Concept Store (@svmoscow) 22 Ноя 2016 в 12:26 PST
Например, в июне 2018-го бренд Adidas выпустил спортивную одежду с советской символикой, приурочив коллекцию к чемпионату мира по футболу. Многим идея не понравилась: марка получила резкие отзывы в социальных сетях, особенно от представителей стран бывшего соцлагеря. Так, поляки и прибалты писали, что одежда с серпом и молотом напоминает им о годах угнетения Советским Союзом. Можно дополнить эту мысль: коллекция доступна к продаже во многих странах, но коммунистические символы будут странно и даже цинично смотреться на жителях благополучных западных государств, не имеющих понятия о жизни при социализме.
На самом деле даже сверхпопулярный сегодня стиль 1990-х годов в определенной степени может быть примером культурной апроприации (но только в российских реалиях). Увлеченное модой 1990-х молодое поколение модников почти не помнит лихую эпоху инфляции, безработицы и разгула преступности, но охотно носит соответствующие образы в стиле «гоп-гламур».
Публикация от 🇫🇷🇨🇭🇬🇧🇮🇹🇺🇸🇯🇵🇩🇪🐊🐊🐊🐊 (@_streetwear_world_) 12 Июл 2018 в 5:28 PDT
Военная символика
Пункт, менее всего нуждающийся в примерах, но всё же: ордена и медали (а также их реалистичные стилизации), военная форма являются скользкой модной дорожкой. Ироничное «А ты служил?» — это самая мягкая из возможных реакций. Что может случиться с тем, кто примерит тельняшку и голубой берет в День десантника, не будучи ветераном ВДВ, страшно и подумать.
Кстати, военная атрибутика может доставить много хлопот даже безотносительно культурной аппроприации. Например, камуфляжная одежда запрещена к ввозу во многие страны: так, прилетевший в Штаты россиянин в характерных разводах может показаться нежеланным гостем американскому пограничнику.
Религиозная атрибутика
Крест и полумесяц — не модные украшения, а хиджаб и чалма — не просто аксессуары. По крайней мере, в этом убеждены приверженцы соответствующих религий, и с этим стоит считаться.
Публикация от gosharubchinskiytalkworldwide (@gosharubchinskiytalkworldwide) 27 Мар 2018 в 1:35 PDT
На фото: к культурной апроприации склонны представители всех рас.
5 золотых правил модной тактичности
В щекотливой ситуации можно оказаться в любой момент: например, на переговорах, которые решил посетить ранее незнакомый коллега-азиат, или в клинике, где прием ведет темнокожий врач. Наконец, всегда есть хорошие шансы встретить истово верующего или глубоко политизированного собеседника. Вот кое-какие универсальные правила, которые позволят прослыть и модным, и тактичным человеком.
При желании позаимствовать элемент какой-либо культуры (например, если очень хочется нарядиться буддистским монахом на Хэллоуин), пройдите краткий самоликбез. Погуглите все относящееся к будущему наряду: какова его история, кто обычно его носил? Один из главных упреков, адресуемый fashion-апроприаторам — поверхностное и невежественное отношение к элементам чужой культуры.
Выбранный образ ни в коем случае не должен выглядеть карикатурно и каким-либо образом принижать культуру, элементом которой является. Например, возможно, нет ничего плохого в модели, желающей сфотографироваться в хиджабе; но сочетать в одном образе религиозный головной убор и платье с глубоким декольте — уже плохая идея. Ну а лучшее, что можно сделать при заимствовании, если уж оно так необходимо, — это проконсультироваться с представителем той или иной культуры и попросить высказать экспертное мнение о наряде (аксессуаре, образе).
Если вас все-таки упрекнули в модной неполиткорректности, не спорьте: шансы еще больше задеть человека возрастут до 100%. Например, афроамериканца, который сделал замечание о неуместности ношения дредов, явно не впечатлит аргумент о том, что вы «не в теме», потому что в вашей стране «вообще нет такой проблемы». А вот попросить собеседника разъяснить, что, по его мнению, не так с нарядом или прической, вполне уместно. Краткое «извините, не хотел обидеть» также всегда в цене.
Чем характерен вопрос культурной апроприации — так это отсутствием однозначности и единства во мнениях даже среди представителей одной социокультурной группы. Допустим, к фотографиям Ким Кардашьян с афрокосами были и вполне дружелюбные отзывы от чернокожих подписчиц: женщины делали телезвезде комплименты, отмечали, что прическа выглядит на ней прекрасно. Если стараться угадать возможную реакцию окружающих — это не ваше, просто не рискуйте.
Если интуиция подсказывает, что выбранный наряд или аксессуары — на грани фола, то, скорее всего, так и есть (даже если невозможно четко выразить словами, что именно не так). Культурная апроприация — это тот самый случай, когда эмоциональный интеллект полезнее доводов и фактов.