Культура это все что создано человеком предметы явления
Культура – это все, что создано человеком (1) и процесс человеческой деятельности (2).
Культура как предмет научного познания.
Вводная лекция. Процесс становления научного знания о культуре. Культура как мир человеческих смыслов.
Становление научного знания о культуре.
Культурные модели.
Культура как мир человеческих смыслов.
Подходы к изучению и методы исследования культуры.
Единство и многообразие культур. Теория К. Ясперса.
Теории развития культуры.
Становление научного знания о культуре.
Понятие «культура» многозначно и сложно. Культура в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Следовательно, культура явление не природное, а созданное человеком и является одной из форм человеческой деятельности.
В своем «Толковом словаре» В. Даль дает шесть определений культуры:
— культура как совокупность достижений человечества в производственном,
— общественном, умственном отношениях;
— как уровень развития, достигнутый в определенную эпоху;
— просвещение, образование, начитанность;
— разведение, выращивание, культивирование растений;
— выведение новых культур растений;
Изменение и усложнение процесса общественного развития привело к расширению сферы культуры. В ХХ веке появились новые аспекты:
Эвристическая– определяет творческий потенциал деятельности;
Информационная – накопление информации, способ ее получения, распространения;
Семиотическая – составляет совокупность знаковых систем, в которых информация кодируется, транслируется;
Гуманистическая – способность общества реализовать сущностные силы человека.
Альберт Швейцер (ученый, музыкант) выделят важный признак культуры – служить совершенствованию индивида и человечества.
Культура – это все, что создано человеком (1) и процесс человеческой деятельности (2).
Человек – это природное существо. Культурный человек – это личность, овладевшая культурным наследием человечества (знаниями умений, навыков, идеалов), уровень которого проявляется в способах деятельности, поведения, мышления и богатстве приобретенных человеческих качеств.
« Культура ( лат. Cultura –возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявления.
Программы деятельности, поведения и общения представлены многообразием знаний, норм, навыков, идеалов, образцов деятельности и поведения, идей, гипотез, верований, целей и ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует этот опыт (передает его от поколения к поколению). Она также генерирует новые программы деятельности, поведения и общения людей, которые реализуясь в соответствующих видах и формах человеческой активности, порождают реальные изменения в жизни общества». Философская энциклопедия.
Понятие культуры. Материальная и духовная культура
Содержание:
↑ Понятие «культура»
В современной культурологии и философии существует много определений и трактовок понятия «культура».
Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
Начиная с I в. до. н. э. слово « культура » (от лат. — уход, обработка, возделывание земли) стало обозначать воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII — начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал человек, а природа — то, что существует независимо от него.
На основании многочисленных трудов различных учёных понятие «культура» можно определить следующим образом.
Другими словами, под культурой подразумевается созданная человечеством искусственная среда существования (архитектурные здания и сооружения, предметы быта, результаты научных и технических достижений) и самореализации (традиции, ценности, модели поведения, верования), которые создаются и устанавливаются людьми, а также передаются из поколения в поколение.
Культура в узком смысле – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовный ценности.
↑ Материальная и духовная культура
В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.
Иными словами, это все материальные предметы, которые созданы руками человека. Предметы материальной культуры постоянно используются людьми, и в ходе исторического процесса непрерывно совершенствуются.
Кроме того, духовная культура включает в себя философию, этику, эстетику, право, религию, науку, искусство, литературу, мифологию, моральные и нравственные основы, правила обучения и воспитания.
Деление культуры на материальную и духовную условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно всё же существует.
Материальная и духовная культура настолько обширны, что были названы «второй природой», потому что также как и натуральная природа стала средой обитания человека, только не естественной, а искусственной. Материальная и духовная культура тесно взаимосвязаны.
↑ Функции культуры
Благодаря культуре происходит сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение
В ХХ веке в философии широкое распространение получило понятие «диалог культур».
Диалог культур предполагает также общение, духовное сближение огромных культурных регионов, сформировавших неповторимый комплекс специфических черт. Заметим, что диалог культур не ограничивается только гуманитарными контактами культурных образований, — речь идет и о приобщении отдельной личности к этим культурным мирам, внутреннем переосмыслении ценностей «чужой» культуры.
В качестве иллюстрации диалога культур можно привести изучение иностранных языков в школе, трансляции кинофильмов разных стран мира, проведение национальных праздников, этнических фестивалей, международных спортивных состязаний, присутствие на праздничных столах блюд разных национальностей и т.д.
Что такое культура: понятие, примеры, признаки, виды, функции
Мы часто слышим и употребляем слово «культура» в повседневной жизни. Культурой называют уровень воспитания человека, причём как искренне, так и с иронией. На полях растут сельскохозяйственные культуры, а в каждой деревне есть свой Дом культуры (или даже Дворец). Пока биологи выращивают в чашках Петри культуры бактерий, археологи раскапывают культуры древних цивилизаций. Да что археологи? В каждой профессии есть своя культура – профессиональная.
Можно подумать, что у слова «культура» много разнообразных значений, но суть в том, что все его значения имеют общий смысл. Культура – это всё, что создано человечеством, и именно этот смысл так или иначе подразумевается во всех перечисленных выше случаях. Сегодня мы подробно разберём это понятие, чтобы впредь понимать, насколько глубокий смысл кроется в таком простом и привычном слове.
Что такое культура?
Культура – это совокупность результатов человеческой деятельности во всех её духовных и материальных проявлениях, которые являются отличительными признаками конкретного общества или социальной группы. Данное определение является наиболее универсальным, охватывающим максимальное количество аспектов, связанных с понятием «культура». Однако, это определение далеко не единственное. Давайте так же рассмотрим что такое культура в широком и узком смысле.
В повседневной жизни под культурой обычно подразумевают совокупность ценностей, моральных и нравственных принципов, а также уровень воспитания и образования отдельно взятого человека или группы людей.
Человеку свойственно трансформировать мир вокруг себя для достижения самых разных целей. Это и называется культурой, и в этом смысле она противопоставляется природе. Например, упомянутые выше микроорганизмы являются культурой лишь в чашке Петри, но не в гнилом яблоке или прокисшем супе. Также культуру можно определить как совокупность традиций, ценностей и прочих признаков, свойственных определенному обществу или социальной группе.
Применительно к разным сферам жизни культура изучается такими науками как культурология, история, философия, искусствознание, этнология, психология и множество других научных дисциплин. Авторство термина «культура» приписывается немецкому филологу Иоганну Кристофу Аделунгу, который впервые использовал его в 1782 году в своём эссе «Опыт истории культуры человеческого рода».
Признаки культуры
Как мы выяснили выше, можно по-разному понимать, что такое культура, акцентируя внимание на разных её аспектах. Устранить эту неоднозначность позволяют основные признаки, которыми она должна обладать:
Последний пункт важно учитывать, изучая культуры, ценности которых сильно отличаются от современных (например, те, в которых практиковались рабство, жертвоприношения и прочие явления, неприемлемые в современном мире). Это нельзя использовать как оправдание. Просто важно понимать, что у каждой культуры свои эталоны нравственности и морали, а также свои представления о социальной справедливости, добре, зле и прочих категориях.
Виды культуры, примеры
В любом достаточно большом обществе одновременно есть 3 основных вида культуры: элитарная, народная и массовая. Кроме того, параллельно с ними обычно существуют субкультуры и контркультуры. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее, а так же ознакомимся с примерами.
1. Элитарная культура
Элитарная культура – это часть общей культуры, доступная для понимания лишь небольшой части общества, обладающей определенными знаниями, эрудицией или образованием.
Основные признаки элитарной культуры:
К элитарной культуре относятся такие явления как театр, классическая музыка, «сложная» литература, авторское кино. В некоторых случаях объекты элитарной культуры выглядят для большинства населения не просто бессмысленно, но и глупо (например, сатирические карикатуры, тонко высмеивающие злободневные проблемы).
2. Массовая культура
К массовой культуре относятся произведения, нацеленные на основную массу населения. Это эстрадная музыка, цирк, жёлтая пресса, молодёжные комедии, мелодрамы и «мыльные оперы», современные сериалы и прочие культурные объекты массового потребления.
Основные признаки массовой культуры:
Иногда объекты массовой культуры с целью повышения популярности мимикрируют под элитарную культуру (например популярный сериал «Теория большого взрыва» с закадровым смехом позволяет зрителям ощущать себя причастными к современной науке).
3. Народная культура
Одним из главных признаков народной культуры является анонимность авторов (не потому, что авторы скрываются специально, а потому что произведение распространяется без упоминания авторства). К народной культуре относятся мифы, легенды, народные сказки и песни, анекдоты, афоризмы и прочие «мудрые высказывания».
Основные признаки народной культуры:
Важно также учитывать, что между разными видами культур наличествует определенная «диффузия». Например, если какое-то классическое произведение становится популярным и звучит в качестве рингтона из каждого второго смартфона, это переводит его из элитарной культуры в массовую.
Кроме того, многое зависит и от самого общества. Например, произведения Пушкина при его жизни принадлежали к элитарной культуре, поскольку 98% населения Российской империи в те времена не умело читать. Но сейчас с его произведениями знаком каждый, а значит, их можно относить к массовой культуре.
4. Субкультуры и контркультуры
Субкультура представляет собой обособленную часть общей культуры, выделяющуюся на общем фоне за счёт собственной системы ценностей, особых правил поведения, традиций и прочих социокультурных особенностей. К субкультурам относятся всевозможные молодёжные течения, а также сообщества фанатов литературных произведений (рассказы Лавкрафта, Толкиена), фильмов (Звёздные войны) или компьютерных игр (Fallout, StarCraft).
Контркультура – это специфический тип субкультуры, построенный на отрицании ценностей доминирующей культуры. То есть, представители контркультуры стремятся не только отстраниться от «мейнстрима», но и противопоставить себя ему, целенаправленно нарушая законы и правила общества, в котором живут.
Функции культуры
Для полного и точного понимания того, что такое культура, важно знать её основные функции. Она является не только главным признаком общества и всей человеческой цивилизации, но и главной движущей силой, поддерживающей и непрерывно стимулирующей развитие. Она оказывает влияние на каждого члена общества, формируя его внутренний мир, взгляды, ценности и жизненные цели.
В качестве наиболее важных исследователи выделяют следующие функции культуры:
Материальная и духовная культура
В завершение нашей статьи также поговорим о том, что культура традиционно делится на 2 фундаментальных вида: материальную и духовную.
К материальной культуре принято относить материальные объекты, созданные людьми и представляющие собой культурную ценность. К таковым обычно относят всевозможные исторические артефакты, строения, орудия труда, ритуальные аксессуары и прочие предметы, которые можно «потрогать руками».
К духовной культуре относят объекты, ценность которых не привязана к материальной оболочке. Это наука, просвещение, искусство, мифы, всевозможные художественные и литературные произведения, теоретические и эмпирические знания.
Важно понимать, что чётких границ между материальной и духовной культурой не существует. К примеру, дом точно является объектом материальной культуры. Но что можно сказать о проекте, по которому этот дом построен? С одной стороны, он материален, поскольку начерчен или распечатан на бумаге. С другой стороны, проект как «идею» дома можно рассматривать как нематериальный объект.
А что насчёт стихотворений Пушкина? Можно предположить, что это духовная ценность. И покупая томик стихов, мы платим лишь за бумагу и работу типографии, а духовную составляющую получаем бесплатно. Но всё станет гораздо сложнее, если мы захотим купить рукопись поэта. Тут выяснится, что хоть ценность и духовная, но за вполне материальный предмет заплатить придётся немало. То же относится к картинам великих художников и прочим предметам искусства, духовная ценность которых попросту неотделима от их материального воплощения.
Заключение
Культура – важнейший признак любого общества. Именно она определяет среду, в которой происходит воспитание и социализация людей, а значит, формируются их цели, ценности и жизненные принципы, манеры поведения и повседневные привычки. В этом проявляется одна из главных особенностей культуры – воспроизводимость. Вырастая в определённом обществе, человек «впитывает» его культурные особенности, и в будущем транслирует их следующим поколениям.
Виды и формы культуры
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Понятие культуры
У термина «культура» десятки определений, но нам в рамках школьного курса обществознания пригодятся только некоторые из них.
Культура — это все, что создал человек: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и многое другое.
В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
В узком смысле культура — это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Как еще понимают культуру:
как «социальную наследственность» или «социальную память», которая не передается биологическим путем;
как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;
как образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта).
Элементы культуры
Культура состоит из множества различных элементов, которые можно разделить на такие группы:
Символы — условный знак, слово или предмет, который раскрывает смысл и значение конкретной культуры. Например, в национальной культуре это язык, система традиций и ритуалов, эмблематика.
Герои — реальные и вымышленные люди, которых стали воспринимать в качестве примера для подражания после подвига или иной деятельности. Например, писатели, актеры, полководцы.
Ритуалы — коллективная деятельность со строгой структурой и установленным порядком. Например, креститься перед входом в церковь.
Ценности — это самый глубокий уровень культуры, который включает в себя общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном.
Функции культуры
Перечислим основные функции культуры:
Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры.
Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.
Оценочная — дифференциация ценностей, обогащение традиций.
Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества к каждому человеку во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).
Информативная — передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.
Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.
Социализация — усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.
Основные формы культуры
В зависимости от того, кто создает и потребляет продукты культурной деятельности, выделяют следующие формы и разновидности культур:
по связи с религией — религиозная и светская;
по региональному признаку — культура Востока и Запада;
по национальному признаку — русская, американская и т. д.;
по принадлежности к историческому типу общества — культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
по связи с территорией — сельская и городская культура;
по сфере общества или виду деятельности — культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т. п.;
по характеру удовлетворяемых потребностей — материальная и духовная.
по уровню мастерства и типу аудитории — элитарная, народная, массовая.
Рассмотрим подробнее некоторые формы культур.
Элитарная
Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо профессиональными творцами по заказу. Ее особенности:
включает в себя классическую музыку, театр, авторское кино и высокоинтеллектуальную литературу;
трудна для понимания для неподготовленных людей;
эту культуру потребляет высокообразованная часть общества — критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.
Народная
Народная культура создается анонимными творцами, у которых нет профессиональной подготовки. Ее продукт — мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы. Характерные признаки народной культуры:
следование традициям и ритуалам;
ограниченное информационное поле.
Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.
Массовая
Массовая культура — это культура быта, развлечений и информации, которая преобладает в современном обществе (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации). Особенности массовой культуры:
имеет самую широкую аудиторию и при этом считается авторской;
чаще всего обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;
носит коммерческий характер;
в отличие от элитарной и народной культуры она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.
Массовая культура неоднозначна — у нее есть как положительные, так и отрицательные стороны.
Позитивное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:
формирует представления о мире, о взаимоотношениях между людьми, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в быстро меняющемся мире;
произведения массовой культуры не выступают средством авторского самовыражения, они обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;
отличается демократичностью, так как потребители причастны к разным социальным группам;
отвечает потребностям большого количества людей, например, потребность в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.
Негативное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:
снижает общий уровень духовной культуры общества;
ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мышления;
рассчитана на пассивное потребление;
формирует стереотипы в сознании людей;
формирует искусственные потребности.
Материальная
Материальная культура— это система материальных ценностей, которая возникает в процессе деятельности человека.
Задачи материальной культуры:
адаптация человека к окружающему миру;
удовлетворение его потребностей в пропитании и убежище.
Суть материальной культуры в том, чтобы преобразовать природный объект в вещь, которая обусловлена творческими способностями человека и направлена на удовлетворение его потребностей.
Каждая вещь, которую когда-либо создал человек, несет в себе значимую смысловую нагрузку. Например, артефакты предыдущих поколений позволяют восстановить их быт, верования, историю, проследить траекторию развития.
Духовная
Духовная культура — это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.
Духовные ценности культуры отражаются в сферах:
Человеческая деятельность в рамках духовной культуры направлена на духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и политическое развитие человека и общества. Духовность общества формируется осознанно, через приобщение к социальным ценностям, моральным законам и нормам.
Признаки духовной культуры:
стремление к совершенствованию себя и окружающего мира;
ориентация на идеальные формы;
глубокая нравственная традиция;
большая свобода творчества;
неутилитарность и бескорыстие.
Для каждого общества культура обладает особенными уникальными чертами, которые воплощаются в форме мифологической системы, эпоса и философских концепций.
Функции духовной культуры:
хранение культурного опыта;
средство понимания и объяснения мира;
регулирование взаимодействия людей в социуме;
формирование общественных ценностей и идеалов;
воспитание и образование.
Деление культуры на материальную и духовную условно. Бывают случаи, когда между ними сложно провести четкую грань, так как в чистом виде они просто не существуют. Например, духовная культура может воплощаться и в материальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда.
Разновидности культур
Есть еще две разновидности культуры, которые нужно знать школьникам на уроках обществознания: субкультура и контркультура.
Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, которая присуща определенной группе.
подростково-молодежная, члены которой стремятся выйти за пределы традиционных общепринятых форм, чтобы создать свой особенный стиль жизни (рокеры, рэперы);
криминальные субкультуры действуют против норм и правил общей культуры (воры, хулиганы, наркоманы);
религиозные, авторитарные секты создают свой культ верований и обязательных правил (секты);
этнические общности, у которых есть отличных от языковой нормы диалект.
Характерные черты субкультур:
наличие особенных ценностей, установок и правил, которые отличаются от доминирующей культурной картины мира;
специфический образ жизни и привычное поведение;
наличие внешней атрибутики, которая отражается во внешнем виде, сленге, манерах;
формирование инициативного ядра, которое генерирует идеи.
Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (хиппи, левые радикалы, андеграунд).
Характерные черты контркультур:
нетрадиционные культурные формы,
нетрадиционные формы религии.
Таблица «Виды культуры»
Массовая
Элитарная
Народная
Коммерциализация духовной деятельности
Приоритетное развитие развлекательных жанров
Ориентация на запросы широкого круга потребителей
Направленность на получение прибыли
Носит развлекательный характер
Ориентируется на запросы широкого круга избирателей
Тиражирование стандартизированных ценностей
На массовую культуру влияют сиюминутные предпочтения населения, уровень его духовных запросов
Использование спецэффектов, увлекательность сюжетов
Привлечение популярных актеров
Характеризуется частой повторяемостью сюжетов
Адресована всем, без различия классов, наций, пола
Действует как механизм «внушения и заражения»
Является порождением технического прогресса
Оказывает влияние на формирование общественного сознания, ценностных ориентаций
Переводит социально значимую информацию на понятный язык для неподготовленных людей
Создается профессионалами, специалистами, которые подчиняются законам производства
Осуществляет универсализацию содержания транслируемого социального опыта
Необходимость специальной подготовки для усвоения информации
Нестандартность художественных средств
Доступность для понимания преимущественно кругу ценителей и специалистов
Безграничное самовыражение творца
Отличается сложностью выразительных средств, которые отражают изысканные вкусы и предпочтения художника
Произведения культуры адресованы в первую очередь экспертам, знатокам, не нацелены на получение максимальной прибыли
Характеризуется закрытостью и сложностью культурных кодов
Оригинальность и индивидуальность работ
Основывается на иррациональном, бессознательном и эмоциональном
Передача преимущественно в устной традиции
Отличается коллективностью творческих процессов и анонимностью создателей
Сохранение и трансляция продуктов культуры из поколения в поколение
Отражает национальный характер
Является источником вдохновения для представителей элитарной культуры
Основывается на идее самобытности развития отдельной страны или народа