Культура что это такое 4 класс
Что такое культура — понятие культуры, виды
Что такое культура: определение, значение
У слова «культура» множество значений. В обыденной речи мы можем этого не замечать, но это действительно так. Мы говорим хулиганам на улице «не надо ругаться, соблюдайте культуру речи», просим ребенка «не кричи, это некультурно!», ходим на концерт в Дом культуры и покупаем в магазине садоводства семена плодово-ягодных культур.
В разных словарях встречается более 15-и определений слова «культура».
Совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень истор. развития данного общества и человека. Социологический словарь Культура — (лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) многозначное понятие, употребляемое для обозначения исторически определенного уровня развития общества, творческих сил и развития способностей человека, выраженного в типах… Словарь по культурологии культура — культура I ж.
Совокупность достижений человечества в области общественно-интеллектуальных и производственных отношений. || Совокупность таких достижений в определённую эпоху, у определённого народа. Толковый словарь Ефремовой
Культура — (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей… Большая советская энциклопедия
Культура — 1. совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; 2. высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение. Большой бухгалтерский словарь
культура — Культуры, ж. [латин. cultura] (книжн.). 1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками. Большой словарь иностранных слов
КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование) — система исторически развивающихся надбио-логических программ человеческой деятельности, поведения и общения… Новейший философский словарь
КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей… Большой энциклопедический словарь
культура — КУЛЬТ’УРА, культуры, ·жен. (·лат. cultura) (·книж. ). 1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками. Толковый словарь Ушакова
культура — КУЛЬТУРА ж. франц. обработка и уход, возделывание, возделка; || образование, умственное и нравственное; говорят даже культивировать, вм. обрабатывать, возделывать, образовать и пр. Культиватор в земледелии, скоропашка, для передваивания пашни, с железными лапами, вместо сошника. Толковый словарь Даля
К.- специфический признак человека, присущий ему с начала его существования. Этнографический словарь
КУЛЬТУРА — (англ. culture) — ценности, нормы и продукты материального производства, характерные для данного общества. Понятие «К.» (так же, как и понятие «общество») чрезвычайно широко употребляется в человекознании: социологии, психологии человека и др. Большой психологический словарь
Виды культуры
Обратимся к самым распространенным видам культуры:
Артефакты (материальные произведения)
Культура, как нормы поведения укладывается в правила, которые приняты в том или ином обществе или учреждении. Они могут изменяться со временем, становиться более демократичными или наоборот консервативными. Нормы поведения складываются исторически и, как правило, универсальны, при этом в каждой стране, у каждого народа есть свои особенности, которые стоит учитывать, если вы отправляетесь в путешествие.
Артефакты — это материальные произведения, осязаемое выражение культуры общества.
Основные признаки
Культуролог Софья Гердер выделила основные признаки культуры:
Читайте также
Церковь и культура. Видео
Презентация к уроку ОРКСЭ «Культура». 4 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
ОРКСЭ МОДУЛЬ «Основы мировых религиозных культур»
Дмитрий Сергеевич Лихачёв Советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик Российской Академии Наук Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы и русской культуры; пропагандист нравственности и духовности
Что из изображенного относится к культуре, а что нет?
Главное отличие культуры от природы в том, что природа может существовать без человека. Культура создаётся трудом многих людей, которые её сохраняют, поддерживают и развивают, и без природы и человека (как части природы) она существовать не может.
Культура материальная духовная
Материальная культура Духовная культура Приведите примеры материальной и духовной культуры…
Материальная культура связана с миром предметов, вещей, которые обеспечивают существование человека, удовлетворяют потребности людей в пище, одежде, жилье и др. Духовная культура связана с деятельностью, направленной на удовлетворение духовных потребностей человека. Это потребности в развитии, обогащении, совершенствовании своего внутреннего мира.
Мысли, чувства Состояния Представления Любовь Ненависть Сострадание… Тревожное Радостное Спокойное… Что хорошо, а что плохо… Что важно, а что нет… Результатом духовной деятельности людей являются: язык, наука, религия, искусство, этика (моральные нормы) и право (государственные законы).
Культура включает всё, что создано человеком. 2. Одни достижения и проявления культуры можно увидеть, услышать, потрогать, а другие существуют невидимо, как бы внутри нас. Мы только осознаём, чувствуем, ощущаем их.
СИНКВЕЙН Культура… 2 прилагательных 3 глагола Фраза Вывод
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Основы религиозных культур и светской этики
Курс повышения квалификации
Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок № 2 на тему «Культура и религия».
Номер материала: ДБ-223748
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по окружающему миру по теме»Что такое культура» 4 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что такое культура Нечепуренко Н.В. учитель первой категории МБОУ «Школа № 52»
Как возникла письменность
Первые школы на Руси были открыты в Х в, в 988г князь Владимир издал указ «…собирать детей и отдавать их в обучение книжное»
Владимир Мономах –великий Киевский князь, полководец, а также один из первых древнерусских писателей «Поучение» детям и молодёжи
Да дhти мои, или инъ кто, слышавъ сю грамотицю, не посмhйтеся, но ему же люба дhтий моихъ, а приметь е в сердце свое, и не лhнитися начнеть, тако же и тружатися. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-165023
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему :»Что такое культура?»
Урок окружающего мира в 4-м классе с элементами дискуссии по теме «Что такое культура»
Разделы: Начальная школа
Цели урока: дать учащимся представление о понятиях “культура”, “ценности”; ознакомить с духовными ценностями, составляющими культуру общества; воспитывать уважительное отношение к национальной культуре, народным традициям и нормам поведения, бережное отношение к произведениям искусства и творчества; развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать.
Оборудование: кроссворды для учащихся класса, карточки для индивидуальной работы, словарь толковый, презентация, мультимедийный проектор, презентация (Приложение 1), репродукции картин, изображения храмов, портреты художников, писателей, поэтов, изделия художественно-прикладного творчества.
– Вид улыбающегося человека создает хорошее настроение у окружающих (Слайд 1). Вспомните слова замечательной песни:
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется…
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
– Расслабьте мышцы, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и скажите: “Я желаю тебе…”.
II. Проверка домашнего задания.
1. Разгадывание кроссворда (Приложение 2)
По вертикали: 1. Студеное море. 2. Самая восточная точка нашей страны. 3. Пролив, разделяющий Россию от Северной Америки. 4. Место добычи и разработки драгоценных ископаемых. 6. Какой город называют “Великим”?
По горизонтали: 5. Шестой по счету открытый материк. 7. Старинное название русских путешественников, побывавших первыми на новых, неизвестных до той поры землях.
Ответы: по вертикали — 1. Белое. 2. Дежнев. 3. Берингов. 4. Прииски, б. Новгород, по горизонтали – 5. Антарктида. 7. Землепроходцы.
III. Актуализация опорных знаний.
Анализ ситуаций (Слайд 5).
Встречаются два одноклассника. Обмениваются дружественными рукопожатиями в перчатках. (Ошибка: приветствуют, обнажая руки.)
Встречаются Маша и Денис, приветствуют друг друга, при этом у Дениса руки остаются в карманах брюк.(Ошибка: приветствуя даму, юноша вынимает руки из карманов.)
Денис и Саша идут, оживленно обсуждая кинофильм. Их обгоняет Света. Кто первый должен поздороваться? (Тот, кто обгоняет.)
Денис и Саша сидят за партой в классе. Входит Света. Кто должен здороваться первым? (Кто вошел в класс.)
В дверях сталкиваются два мальчика, причем одному 8 лет, другому 10 лет. Кто должен кого пропустить? (Кто окажется вежливее.)
– “Мое поведение – мое личное дело!” Как вы думаете, правильно ли это? (Ответы учащихся.)
– Что ж, это правильно. Но только в одном-единственном случае: когда человек, как Робинзон, живет на необитаемом острове.
Мы с вами не Робинзоны. Мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки небезразличны для окружающих. Как только не называют нынешний век – атомный, космический, кибернетический, компьютерный, электронный. Но есть у нашего времени важная особенность, которая позволяет его называть веком высокой культуры и духовных ценностей.
Мы учимся, работаем, выполняем общественные поручения, участвуем в митингах, бываем в кино, в театрах, на концертах, занимаемся спортом, посещаем выставки, ходим в гости. И все это составляет понятие “культура” общества.
– Так, о чём же мы будем сегодня говорить на уроке?
IV. Работа над новым материалом.
– Какой же вопрос нам сегодня придётся обсудить? (Что такое культура?)
— Ребята у Вас на столах лежат толковые словари найдите в них лексическое значение слова «Культура». (ответы детей)
— Культура это все виды преобразовательной деятельности человека.(записываем определение)
— В свою очередь культура делится на материальную и духовную. (обратить внимание на слайд).
— Материальная культура – это всё что сделано руками человека (архитектура, предметы быта, орудия труда, культурные навыки).
— Ребята учащемся нашего класса Света и Элина провели поисковую деятельность. Они подготовили презентацию об истории архитектуры. Давайте их послушаем.
— Выступление учащихся с индивидуальным домашним заданием (Слайд 9).
Вашему вниманию представлена одно из древнейших архитектурных сооружений «Стоечно- балочная система» С древних времен и до наших дней применяется во всех зданиях, перекрытых плоской или двускатной крышей. Архитектурная конструкция была возведена примерно 4000 лет до н.э.
Древнеегипетские зодчие остались верны стоечно-балочной системе, но придали смысл архитектурным формам. Возраст данной архитектуре 2500 лет до н.э.
Греки сделали темой архитектуры как искусства саму архитектуру, точнее, рассказ о работе ее конструкций. С этого момента опоры стоечно-балочной системы не просто украшают здание, но и показывают, что они что-то поддерживают и что им тяжело. Возведение этой конструкции было 700 лет до н.э.
В 70-х годах нашей эры Римляне начинают широко применять арки и арочные конструкции.
В 318 г. Наше эры произошло падение Западной Римской империи обрушило экономику тех территорий, которые мы сегодня называем Западной Европой.
К началу второго тысячелетия нашей эры в Европе стали складываться могущественные империи, и каждая считала себя наследницей Рима. Возродились и традиции римского зодчества. Величественные романскиесоборы снова перекрывались арочными конструкциями, похожими на античные, — каменными и кирпичными сводами.
Эпоха Возрождения дала миру величайшие купола, но с этого момента большие стили возникали уже не столько благодаря строительным новшествам, сколько в результате изменения самой картины мира.
В 1830-50 годах создание железной дороге привело к созданию плотных металлических конструкций и к обширному применению Фабричного производства оконного стекла, что позволило отработать технологии строительства сначала больших оранжерей, а затем и грандиозных зданий иного назначения, в которых либо все стены, либо крыши делались стеклянными.
1861год Начало промышленного применения железобетона
20 век это Соединение всех технологических возможностей в новом
«современном» стиле.
— Молодцы ребята. Было очень интересно.
— Ребята в нашей республике так же много исторических архитектурных зданий. Обратите внимание на слайд.
Когда в конце прошлого века было решено построить в городе новый кафедральный собор, за основу решили взять облик утраченного в советское время храма архангела Михаила. Новое сооружение, строительство которого было завершено в 2003 г. не уступает в изяществе предшественнику. Пятиглавая церковь с золочеными куполами, сочетающая в своем экстерьере русские и византийские архитектурные традиции, смотрится великолепно. С 2010 г. в реликварии собора хранятся частицы мощей святого Георгия Победоносца.
Прогуливаясь по проспекту Мира, легко полюбоваться прекрасным образцом архитектурного модерна – зданием гостиницы «Империал». Роскошный особняк с ажурной лепниной и куполом сразу приковывает к себе взгляд. На момент открытия в 1886 г. гостиница считалась наиболее элитной из всех подобных заведений города.
– Я вам буду называть слова-качества человека. Если это качество положительное, вы приседайте, если отрицательное – стойте.
Тактичность, вежливость, пунктуальность, услужливость, скромность, бестактность, обидчивость, тщеславие, честолюбие.
Выполнение творческого задания.
· Придумайте свои правила культурного поведения за столом (для 2-й команды).
· Придумайте эмблему воспитанного человека. (для 3-й команды).
V. Закрепление изученного материала.
Работа с учебником.
– Рассмотрите рисунки на с. 60.
– Назовите компоненты, которыми представлена в схеме культура общества.
— А самое главное мы затронули духовный мир человека. Что же говорят философы об культуре? Нам расскажет Татьяна, Серёжа, Мунир.
Ø Человек культурен настолько, насколько он способен понять другого человека.
Ø Культура – это накопленный опыт человечества в упорядоченной форме.
Ø Культура – это русло, проложенное предками и предлагаемое обществом личности в её продвижении от животного к человеку.
VII. Итог урока.
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Было так тихо, что слышалось как они разговаривают.
Думаю, мне не остается ни чего другого как погаснуть!» И огонек этой свечи погас.
поэтому нет смысла мне гореть дальше» Едва произнеся это, подул легкий ветерок и загасил свечу.
Очень опечалившись, третья свеча произнесла:
Вдруг. в комнату зашел ребенок и увидел 3 потухшие свечки. Испугавшись, он закричал:
Произнеся это, он заплакал. Взволнованная четвертая свеча сказала:
«НЕ БОЙСЯ И НЕ ПЛАЧ! ПОКА Я ГОРЮ, ВСЕГДА МОЖНО ЗАЖЕЧЬ И ДРУГИЕ ТРИ СВЕЧИ:
Никогда не гасите в себе Свет надежды!
– Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе ее – Доброту.
Урок ОРКСЭ в 4 классе на тему » Что такое культура. Культура и религия»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя школа N 400 имени Александра Невского Колпинского района СанктПетербурга
Урок по ОРКСЭ в 4 классе
«Что такое культура.
Культура, религия и мораль».
Выполнила учитель начальных классов
Высшей квалификационной категории
Макарова Юлия Аркадьевна
Цель урока: формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями «культура» и «религия», «православие»; помочь сформулировать цель изучения курса ОРКСЭ.
— личностные: – бережное отношение к духовным и материальным ценностям; сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
-метапредметные: формировать представление о разнообразии культурных традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия»
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
-Овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;
-предметные: – знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
Мотивация учебной деятельности.
Постановка темы урока цели и задач урока, планирование работы
— Наш урок, ребята, мы начнем несколько необычно для вас. У вас на столах карточки с понятиями, на которые вы должны дать определение. Как вы понимаете, как объясните своими словами:
[ребята письменно дают определение понятиям, ответы запаковываются в конверт и сохраняются до конца урока]
— А теперь наша задача определить тему и цели нашего урока, а для этого посмотрите инсценировку рассказа Л.Н.Толстого “Лгун”.
[Заранее подготовленные учащиеся исполняют чтение по ролям или это может быть монолог одного ученика]
-Какому качеству человека посвящен рассказ? Чем такое качество опасно для самого человека? Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
III Работа в группах.
— Сейчас мы с вами поработаем в группах, но членов группы вы выберете себе сами. Групп будет две. Я называю руководителя первой группы [учитель называет имя ученика], этот ученик назначает руководителя второй группы. Затем руководитель первой группы берет в команду ученика и комментирует, почему он выбрал именно его. Так же поступает и руководитель второй группы и так далее пока не получится две группы.
— Группы определены и теперь получают задание. У вас на столах карточки с пословицами и поговорками. Подумайте, согласны ли вы с этими изречениями.
Кто всем угождает, тот никому не угодит.
Кто завидует, тот страдает.
Кто ищет, тот находит.
Кто много болтает, тот беду накликает.
Кто на чужое зарится, тот своего лишается.
Кто не слушает советов, тому нечем помочь.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Кто спрашивает, тот учится.
Кто сразу за все берется, тот мало чего добьется.
Кто терпелив, тот удачлив.
— Выберите одну из пословиц, с которой вы согласились не задумываясь и прокомментируйте ее.
IV Работа по теме урока.
Материал для учителя.
Что такое культура? Слово культура происходит от латинского глагола “возделывать” и обозначает все, что создано человечеством на протяжении его многотысячелетней истории. Древнейшим предметом культуры стол обработанный первобытным человеком осколок кремния, превратившийся в первое орудие труда. Человек создавал новые орудия труда и осваивал новые виды деятельности. Овладение огнем позволило ему не только обогреваться, но и по-другому охотиться и готовить пищу. Он смог обжигать глину, обрабатывать металлы, одомашнил животных, а позже научился и первым приемам земледелия. Первоначальная потребность в усовершенствованиях ради выживания постепенно стала сочетаться со стремлением к комфорту, а бытовые предметы приобрели декоративные элементы. Развитие материальной культуры, т.е. совокупности вещей и способов их создания, шло все быстрее, а сами вещи становились все более сложными. Этому способствовало то, что шло развитие духовной культуры человека. Возникновение новых технологий не было бы возможно без наблюдения и исследования природы, без накопления опыта и передачи его следующим поколениям. Так возникла наука. Из поколения в поколение передавались также правила поведения, формировались и закреплялись нормы отношений между людьми в зависимости от возраста, пола, а позже – экономического и общественного положения. Так формировались мораль и право. Появилось искусство. Человек выражал свои переживания сначала в форме жеста, ритма, танца, рисунка, скульптуры, а позже – в музыке и поэзии. Восхищение красотой, совершенством природы и страх перед ней, любовь и ненависть, страдание и радость – все это воплощалось в его творчестве. Из уст в уста передавались рассказы о событиях прошлого. Когда человек создал письменность, устные тексты, сохраняемые в памяти людей, стали записывать. Что такое религия? Религия – это часть культуры, включающая памятники материальной культуры и многовековой опыт духовной культуры человечества. Религия определяет мировоззрение, поведение и образ жизни человека. В ее основе лежит представление о существовании особой сверхъестественной [ то есть сверхприродной, от слова “естество” – природа] силы. Оно возникло в первобытную эпоху и постепенно превратилось в представления о духах, а позже о богах. Религия оказала и продолжает оказывать влияние практически на все другие виды человеческой деятельности. Известны сотни религий, одни из них связаны с великими цивилизациями, другие – с культурами небольших племен. Приверженцы одних религий почитают множество богов, приверженцы других – Единого Бога. Одни религии исчезли вместе с ушедшими в небытие цивилизациями [например, Древнего Египта], другие возникли сравнительно недавно. Мир религий многолик и разнообразен, как многолико и разнообразно само человечество. Религии подразделяют на племенные, или ранние; национальные, связанные с культурой одного народа; мировые, приверженцами которых являются представители разных народов мира. К национальным религиям относятся, например, индуизм – религию индийцев, синтоизм – религию японцев, иудаизм – религию евреев. Мировые религии три буддизм, христианство, ислам.
Известны два объяснения происхождения слова “религия”, возникшее еще в глубокой древности. Первое объяснение принадлежит римскому философу и оратору Цицерону. Он считал, что это слово происходит от латинских глаголов “перечитывать”, “размышлять” что указывает на зависимость религии от человеческого сознания. Второе объяснение дал христианский богослов Лактанций. Он считал, что слово “религия” происходит от латинского глагола “связывать”, чем подчеркивается связь человека с Богом.
V Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока
Книга, здание, песня, ложка, стихотворение, ботинки
Приведите пример того, что религия определяет поведение и образ жизни человека.
Д/З – Посмотрите в словаре, что такое “двуличие”. Напиши, чем опасно это качество души для человека. Приведите пример этого качества из произведений авторов.
— Оцените урок и свою работу на уроке.
Литература и источники:
М.М. Шахнович Т.В. Чумакова «Основы мировых религиозных культур» 4 класс учебник для общеобразовательных организаций. Москва «Просвещение» 2013
О.С. Клишина Е.Ф.Теплова «Основы светской этики» рабочая тетрадь 4 класс Москва ГАОУ ВПО МИОО – Этносфера 2014