Культура что это для детей

«Что такое культура поведения ребёнка?»

Воспитание культуры поведения у ребёнка является составной частью его нравственного воспитания. В содержании культуры поведениядошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.

Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребёнка культуру деятельности- значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Дети должны научиться готовить всё необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом. Важный показатель культуры деятельности- естественная тяга к интересным, содержательным занятиям.

Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм общения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Ребёнка надо учить замечать состояние других людей. Он должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определённый момент, в определённой обстановке такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. Ребёнка приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы». Не менее важно научить ребёнка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему.

Культурно- гигиенические навыки- важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.

Привитые в детстве навыки, постепенно совершенствуются и перерастают в привычки. Они в свою очередь приносят ребёнку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

Культура что это для детей. Смотреть фото Культура что это для детей. Смотреть картинку Культура что это для детей. Картинка про Культура что это для детей. Фото Культура что это для детейДидактическая игра по развитию речи «Что такое хорошо и что такое плохо» Дидактическая игра по развитию речи «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО» Разработали воспитатели: Балакина Любовь Николаевна Масленникова.

Культура что это для детей. Смотреть фото Культура что это для детей. Смотреть картинку Культура что это для детей. Картинка про Культура что это для детей. Фото Культура что это для детейКонспект занятия-игры с элементами ТРИЗ-технологии «Что такое хорошо и что такое плохо» Игра с элементами ОТСМ – ТРИЗ – РТВ – технологии «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Еременко Е. А., воспитатель ГБОУ СОШ №14 СПДС №18.

Культура что это для детей. Смотреть фото Культура что это для детей. Смотреть картинку Культура что это для детей. Картинка про Культура что это для детей. Фото Культура что это для детейКонспект непосредственно-образовательной деятельности по нравственному воспитанию «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по нравственному воспитанию «Что такое хорошо и что такое плохо» с использованием.

Конспект занятия в средней группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: разобрать с детьми понятия «плохие» и «хорошие» поступки. Задачи: 1. Формировать умение детей решать нравственные ситуации. 2. Учить.

Консультация для родителей «Причины и меры предупреждения плохого поведения ребёнка» Причины и меры предупреждения плохого поведения. Иногда, дети ведут себя совсем не так, как хотелось бы нам – взрослым. Но всем капризам.

«Культура поведения дошкольников». Круглый стол для родителей воспитанников ДОУ Цель: Привлечение внимания родителей к вопросу воспитания культуры поведения у дошкольников. Материалы: фишки красного, желтого, синего.

Развлечение во второй младшей группе «Что такое хорошо, что такое плохо» МУ «Комитет по образованию г. Улан-Удэ» Муниципальное бюджетное дошкольное образование Учреждение детский сад № 47 «Ёлочка» Комбинированного.

Семейный досуг «Что такое семья? Роль отца в жизни ребёнка» Семейный досуг на тему: «Что такое семья? Роль отца в жизни ребёнка». Задачи: формирование доброжелательного психологического климата в.

Что такое «активное слушание», или Когда нужно слушать ребёнка Причины трудностей ребёнка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Если мы будем стараться его научить показать, направить, разъяснить.

Сюжетно-ролевая игра «Что такое хорошо и что такое плохо» во 2-ой младшей группе Сюжетно – ролевая игра «Что такое хорошо и что такое плохо» во 2-ой младшей группе Цель: Познакомить детей с понятиями «что такое хорошо.

Источник

Консультация «Ребёнок и культура»

Культура что это для детей. Смотреть фото Культура что это для детей. Смотреть картинку Культура что это для детей. Картинка про Культура что это для детей. Фото Культура что это для детей Ганиева Марина
Консультация «Ребёнок и культура»

Ребёнок и культура

«Народ который не знает своей культуры, истории- презренен и легкомысленен.»

Поликультурная среда это то социальное пространство, в котором происходят общий процесс развития общества, функционирование и развитие культур во всех их проявлениях (политическая, художественная, нравственная и т. д.).

Нам чуждо то, что не схоже с нами. Людям трудно понять и принять другой народ, без знакомства с его культурой, традициями и особенностями. И очень хорошо, если это знакомство произойдет в детстве. В детстве ребенок учится видеть в каждом человеке, вне зависимости от этнического происхождения, носителя общечеловеческих ценностей. В ребенке воспитывается любовь к ближнему, его духовные стороны и мораль. Развивая детей в этнокультурной среде, педагоги и воспитатели делают акцент на приобщении его к красоте и добру, прививают желание видеть неповторимую культуру разных народов, стараясь вызывать чувство гордости, уважения и любви к своему народу и своей многонациональной Родине. Ребенок приобщается к мировому культурному процессу.

Как известно, поликультурное воспитание направлено на установление благоприятных взаимоотношений между представителями различных культур. Поэтому важно с раннего детства приобщить детей к культурному наследию социума, чтобы они осознавали свою исключительную ценность, понимали и принимали ценности других людей. Воспитательная суть поликультурной среды заключается в том, чтобы научить детей уверенно управлять национальной сферой своего поведения, сохранять стабильность в эмоционально неустойчивых ситуациях и особенно в ситуациях с участием представителей разных национальностей.

Поликультурнаясреда характеризуется: открытостью; способностью быстро реагировать на образовательные потребности человека и социума.Среда призвана помогать: учитывать особенности воспитанников в их культурной идентификации; способствовать их более успешной адаптации к другим культурным условиям, посредством образования.

Приобщение к культуре это длительный и сложный процесс. С детства ребёнок впитывает родную культуру, через родной язык, фольклор. Нормы и ценности культуры многообразны. В каждом государстве, у каждой национальности своя культура. Нужно ли ребёнку изучать культуру? К чему приведет её отсутствие? Эти вопросы задавались и задаются и в современном мире.Ответ на них всегда однозначен: да. Ребёнок должен знать родную культуру, она нужна для полноценного развития, жизненной силы и душевного здоровья.

В детском возрасте задача педагогов расширить и пополнить знания детей о культуре. Воспитатель расширяет границы межкультурного общения, в сознании детей. Ищет новые методы и формы работы, с целью адаптации детей, к новым формам межкультурного общения.

События, происходящие в обществе, требуют переосмысления культурно-исторических, духовно-нравственных ценностей, положенных в основу эстетического воспитания учащихся. Для того чтобы ребенок осознавал, существующие реалии, ему нужно уметь разбираться в социальных процессах, происходящих в обществе, уметь анализировать, получаемые извне данные, структурировать понятия об этнических культурах, относиться с уважением к другим культурам. Очень важно, уменьшить количество конфликтов на межэтнической основе. Ребенку, нужно больше давать возможности общения с другими представителями различных этносов, рассказывать об истории возникновения истории различных народов.

Конечно, необходима и организация поликультурной образовательной среды, которая создает благоприятные условия для обеспечения ребенку адекватного восприятия своей национальности и формирования у него позитивного отношения к представителям других национальностей, развития межкультурной компетентности.

Работа воспитателя в сочетании с воспитанием родителей дома, поможет ребенку пройти процесс социализации и адаптации для благоприятного проживания в поликультурной среде.

Формы работы с детьми в данном направлении в нашем детском саду разнообразны:

Беседы о планете Земля как общем доме, о многообразии культур стран и народов мира;

Беседы о Родине, о делах народа, великих открытиях, природе,о знаменитых людях: «Мир вокруг нас», «Земля – наш общий дом», «Наша Родина – Россия, наш язык – русский», «Город, в котором мы живем», «Беседа о Волге», «История в архитектурных памятниках» и другие;

Знакомство со странами мира, официальными символами государства, дающими представление о природе (сущности) государства и тех ценностях, которых оно придерживается, сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры;

Обучение навыку представления себя на нескольких языках (английском, татарском, башкирском); изучение иностранных языков; проведение выбранных дидактических игр;

Оформление информационных стендов об известных людях, информация к государственным праздникам (День Защитника Отечества, День Космонавтики, День Победы, День Конституции) и тд.

Также в детском саду реализуются совместные проекты детей,воспитателей и родителей на темы: «Всё, что я знаю о своём имени», «Генеалогическое древо семьи».

Очень популярен семейный проект на тему «Я и моя семья».

Одним из звеньев поликультурного воспитания у дошкольников, взаимодействие с семьями детей.

Традиционными в нашем ДОУ сложились такие формы работы с семьями: выпуск семейных газет, проектная деятельность, использование семейных фотоальбомов в режимных процессах, выставки совместных поделок, фотовыставки, конкурсы поделок, организация и проведение выставок совместных работ родителей и детей имеют большое значение в вопросах поликультурного воспитания дошкольников. Дети получают знания о близких людях, интересуются их достижениями, учатся выражать свои мысли и чувства. Такие выставки приносят всем чувства радости, удовлетворенности.

На сегодняшний день дети с родителями путешествуют по всему миру. Вернувшись из отпусков, дети приносят фотографии, домашние видеофильмы, сувениры из путешествий в другие страны.

Благодаря продуктивной работе родителей, детей и воспитателей в нашем ДОУ, поликультурная среда богата и разнообразна. Отношения в детском коллективе искренние и дружеские.Цель данного проекта: развитие в детях уважения и доброжелательного отношения к носителям других культур.

С нашей точки зрения цель достигнута, и дети обогатили не только свой культурный опыт, но и речевое развитие, коммуникативные навыки.

Консультация для родителей «Капризный ребёнок» Капризный ребёнок Консультация для родителей Формирование личности ребёнка начинается очень рано. В дошкольный период закладываются основы.

Консультация для родителей «Гиперактивный ребёнок» ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЁНОК В последние годы в мире действительно наблюдается выраженный рост детской гиперактивности. И, конечно, общество встревожено.

Консультация для родителей «Капризный ребёнок» Консультация для родителей «Капризный ребёнок» На детские капризы жалуются многие родители. «Ребенок капризничает» – говорим мы, когда.

Консультация для родителей «Леворукий ребёнок» Главное — понять (10 советов родителям леворукого ребенка) 1. Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому.

Консультация для родителей «Ребёнок у экрана» В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях как только ребенок начинает сидеть его усаживают перед экраном.

Консультация «Ребёнок на улице» Консультация на тему:» Ребёнок на улице». В наше время эта тема очень актуальна. В своей группе я знакомила детей с видами транспорта,.

Консультация для родителей «Ребёнок у экрана» «Ребенок у экрана» В наши дни телевизор, видеомагнитофон, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как только ребенок научится.

Консультация «Успешный ребёнок» Как воспитать из ребёнка достойного человека – такая задача из поколения в поколение стоит перед обществом и семьёй. Однако, содержание,.

Источник

Детям о культуре и морали

Третий год веду ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики) в начальной школе.

Сегодня спрашиваю учеников: что же такое мораль. Вижу недоуменные взгляды и девочка Саша мне говорит:

— Я этого воообще не понимаю.

Спасибо отцу Евгению Соколову, который на православных курсах научил нас разбираться в этом понятии, и Слава Богу, как мне кажется, я могу донести это детям.

Начнем с таких замысловатых для детей слов «нрав» и «нравственность».

Их очень просто объяснить.

У них есть еще одно родственное слово «НРАВиться».

Т.Е. мораль, это все, что испокон веку людям нравилось. Без подмены на ложные ценности.

Привожу в пример скромного человека. Скромность, как то, что нравится в людях.

— Да,да! С такими же широко открытыми глазами подтверждаю я.

Они в недоумении, как скромность может нравится.

Объясняю. Например, пришел в гости человек и съел все, что на столе было приготовлено как угощение. Вам это понравится?

Прошу найти антоним слову «скромность».

В обществе, где наглость второе счастье. Где «не имей сто друзей, а имей наглую морду» это вызывает недоумение.

Продолжаю мысль. Что человеку нравится. Да всё, что КРАСИВО.

Этика помогает разобраться в том, ЧТО красиво, а ЧТО смешно. Что скромно, а что пОшло. Что великодушно, а что низменно.

Для детей культура это театры, музеи и выставки. И это опять неверное понимание, хотя тесно связанное.

Культура в учебнике объясняется как «возделывание земли», не дающее никакого понимания детям о значении этого слова.

Им кажется это чушью и даже чем-то смешным.

Связь можно найти ТОЛЬКО в глубоко православном понимании этого словосочетания.

Тут же необходимо еще понимать, что такое КРАСОТА.

КРАСОТА это ПОРЯДОК читай ГАРМОНИЯ.

Другое дело, что есть МАСКА (читай ЗАМЕНА) красоты и добра.

Всем доступный пример. Встретились парень и девушка. ПоНРАВились друг другу. Оба КРАСИВЫЕ. Но поженившись, поругались и разошлись.

Дети отвечают: узнали что-то плохое.

А почему они раньше этого ПЛОХОГО не знали.

Потому что все люди при первом знакомстве пытаются поНРАВИтся друг другу и свои недостатки тщательно скрывают под МАСКОЙ красоты.

Но МАСКУ КРАСОТЫ долго носить никто не может. НИКТО. Это АКСИОМА.

Об этом говорят все сказки мира. ПСЕВДОкрасота (читай МАСКА), прикрывающая лень, грубость, тунеядство, разгильдяйство, предательство раскрывается быстро.

ИСТИННАЯ КРАСОТА НИКОГДА НЕ ПЕРЕСТАЕТ.НИКОГДА!!

Если человек истинно любит, он способен любить и год, и два- всю жизнь.

Это сложнее, чем иметь в запасе МАСКУ.

МАСКА очень удобна. МАСКУ иметь проще, но чревато последствиями.

А источник культуры в природе- веточки расположены по порядку, листики на ветке по порядку, цветочки на лугу по порядку. Нигде нет безобразия, уродства, нагромождения. ПОРЯДОК.КРАСОТА. НРАВИТСЯ.

Источник

Тема урока: «Культура: понятие, виды и функции»

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип уроков: урок-рассуждение.

1. Организационный момент

2. Культура как явление общественной жизни

Вводное слово учителя: Мы неоднократно сталкивались с понятием “культура”. В обществознании встречается около 200 определений этого понятия.

Что же подразумевают учёные – обществоведы под этим понятием? Что такое культура?

Тема нашего урока. Работая с материалом, сравните определения термина “культура” и выделите основные признаки этого понятия.

Учитель: Понятие “культура” употребляется для характеристики исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций, (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (Культура быта, труда, художественная культура). В более узком смысле это сфера духовной жизни людей. Включает в себя результаты их деятельности (машины, сооружения, накопленные знания), нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения.

Вывод: Таким образом, культура – это всё ценное, созданное обществом, что оказывает воздействие на все сферы общественной жизни. Как видим, культура есть средство отражения окружающего мира. Значит, ключевым словом является слово “творчество”. Здесь уместны слова Азимова: “Замечательное чувство – знать, что ты сам строишь мир”.

Задание: приведите примеры каждого вида культуры. Дайте характеристику памятника культуры с позиции всех видов.

Учитель: Духовная культура.

Духовность. Что это такое? Эту часть урока я начну с притчи

Однажды отец богатой семьи решил взять с собой своего маленького сына в деревню на ферму, чтобы показать, насколько бедными могут быть люди. Они провели день и ночь на ферме у очень богатой семьи. Когда они вернулись домой, отец спросил своего сына:

— Как тебе понравилось путешествие?

— Это было замечательно, папа!

— Ты увидел, насколько бедными могут быть люди? – спросил отец.

— И чему ты научился из этого?

Отец лишился дара речи после этого ответа сына. А сын добавил:

— Спасибо, папа, что показал мне, насколько богаты эти люди.

Не правда ли, все зависит от того, с какой точки зрения смотреть на мир? У отца и сына разные точки зрения. Имея любовь, друзей, семьи, здоровья, хорошее настроение и позитивное отношение к жизни, вы получите все! Но вот купить что-либо из вышеперечисленных вещей невозможно. Можно приобрести любые воображаемые материальные блага, даже запастись ими на будущее, но если ваша душа не наполнена, у вас нет ничего!

Что такое духовность?

На этот вопрос я ответила так:

Духовность – это то, что отличает нас от мира животных. И надо много трудиться, чтобы достичь её.

Порассуждаем и мы на эти сложные темы.

Ф.М. Достоевский писал: “Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека… ибо страх как любит человек всё то, что подаётся ему готовым. Мало того: мыслители провозглашают общие законы, т.е. такие правила, что все вдруг сделаются счастливыми, без всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если б этот идеал и возможен был, то с недоделанными не осуществились бы никакие правила, даже самые очевидные. Вот в этой – то неустанной дисциплине и непрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин”.

— Как вы понимаете слова писателя?

— Что же включает в себя духовный мир человека?

Вывод: Духовность – личное качество человека, обладающего богатым духовным миром.

— Лёгок ли путь к духовности? Послушайте притчу и ответьте на вопрос.

Однажды Сократ со своими учениками шёл по дороге и обсуждал сложные проблемы бытия. Увидевший это владелец увеселительного заведения спросил у философа:

— Сократ, что ты так стараешься? Посмотри, стоит мне только поманить твоих учеников, как они гурьбой пойдут ко мне.

На что Сократ ответил:

— Конечно, потому что ты их зовёшь вниз, а я веду их наверх трудной дорогой познания.

Вывод: Таким образом, на социально – психологическом уровне духовная культура выступает как система социальных установок, идеалов, ценностей и норм, которые призваны ориентировать человека в окружающем его мире. Поэтому природу и сущность духовной культуры можно отобразить следующим образом:

Духовная культура – высшая форма социального отражения жизни человека.

Духовное развитие общества. Что это? Как происходит?

Послушай притчу и выскажите предположение, что такое духовное развитие общества.

Однажды, когда ученики попросили Хинг Ши рассказать им о пути человека к мудрости, он сказал:

— Путь человека к мудрости похож на путь шелка, который берёт своё начало от гусеницы шелкопряда, постепенно превращаясь в прекрасную, крепкую ткань. Подобно гусенице, совершающей шесть шагов превращения в шелк, человек проходит похожий путь к мудрости.

— Как это? – изумились ученики. – Расскажи нам, Учитель.

Второй шаг – шаг накопления. До тех пор пока гусеница не выросла, для неё собирают листья тутового дерева, её оберегают от резких запахов и звуков. Так и человеку дарят свою заботу и знания те, кто его окружает. Подобно гусенице, питается он тем, что сам не собирал, совершая свой второй шаг.

Третий шаг – шаг кокона. После того как гусеница достаточно выросла, её пересаживают на специальную решётку, на которой она начинает плести шёлковые нити, постепенно обволакивая себя коконом. Человек, же, взрослея, попадает на определённое ему в жизни место и начинает постепенно извлекать шёлковые нити взглядов, убеждений и выводов, со временем спутывая их и образуя вокруг себя свой мир, похожий на кокон. На этом этапе многие останавливаются, оставаясь до самой смерти на отведённом им месте, закутавшись в кокон своих убеждений и выводов, который дарит им призрачное благополучие и надежду на постоянство.

Четвёртый шаг – сложный шаг освобождения, шаг торжества нового над старым, тогда происходит разрушение привычного образа жизни. Совершая этот шаг, гусениц убивают паром, а коконы их осторожно разворачивают. Человек, же решившийся на четвёртый шаг, прежде всего, уничтожает в себе бездеятельную гусеницу, а затем начинает постепенно преобразовывать кокон своих убеждений и выводов в ещё тонкие, но уже не спутанные нити познания.

Тут Янг Ли, один из учеников мудреца, не выдержав, спросил:

— Учитель, а для чего же тогда существует шестой шаг, если мудрость достигается уже на пятом?

— Как происходит духовное развитие общества?

Пути приращения духовного богатства:

1. Путь преемственности. Преемственность связана с сохранением и передачей ценностей от одного поколения к другому. Таким образом, могут передаваться как промежуточные продукты духовного производства, так и его окончательные результаты. Элементами культурного наследия являются также социальные нормы: обычаи, обряды, церемонии.

2. Путь новаторства. Культура развивается за счёт пополнения новыми ценностями. Любая историческая эпоха, вне зависимости от материальных и иных условий существования людей, порождает новаторов – творцов, делающих научные открытия, изобретения, создающие шедевры искусства. Не всегда современники могут по достоинству оценить новые явления в духовной культуре.

Закрепление изученного материала

1. Древнегреческий философ Фалес из Милета утверждал:

“Самое трудное – познать самого себя, самое лёгкое – давать советы другим”. Какие три книги (фильма, записи музыкальных произведений и т.д.) вы бы посоветовали взять с собой человеку, отправляющемуся в рамках испытательной программы в барокамеру на три месяца?)

2. Чем различаются два моральных поступка: попустительство злу и потворство злу? (попустительство может быть о равнодушия, потворство всегда сознательно.)

3. Работая с материалом ЕГЭ, задания “С” ответьте на вопросы.

1. Параграф 12, с. 97–98, задания 5 и 6 как темы эссе (Кравченко)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *