Кукольный театр что это

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР – особый вид театрального представления, в котором вместо актеров (или наряду с актерами) действуют куклы.

Кукольный театр что это. Смотреть фото Кукольный театр что это. Смотреть картинку Кукольный театр что это. Картинка про Кукольный театр что это. Фото Кукольный театр что это

Истоки кукольного театра – в языческих обрядах, игрищах с овеществленными символами богов, олицетворяющих силы природы. К первым обрядовым куклам можно отнести изображения тотемов – покровителей первобытных племен.

В настоящее время под общее определение кукольного театра подпадает огромное множество его видов и форм.

Существует ряд принципов внутривидовой классификации кукольного театра. Два наиболее распространенных:

по принципам социального функционирования;

по видам театральных кукол и способам их управления.

1. Классификация по принципам социального функционирования.

В рамках этой классификации можно выделить следующие основные направления театра кукол.

А) Ритуально-обрядовый – самая древняя форма кукольного театра. Еще в 16 в. до н.э. в Египте существовали кукольные мистерии об Осирисе и Исиде. Упоминания об игровых куклах встречаются у Геродота, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея и др.

Чаще всего ритуально-обрядовые театры кукол – это наиболее традиционные театры, прочно связанные с национальными традициями. По этому направлению развивался ряд кукольных театров Востока: индонезийский ваянг; японский дзёрури; индийский; китайский и др.

К обрядово-ритуальным относятся и ряд театров христианской традиции. Кукла участвовала в европейских мистериях 11–16 вв. (термин марионетка, обозначающий вид игровых кукол, возник из названия фигурок, изображавших в мистериях Деву Марию). Более поздние европейские обрядово-ритуальные кукольные театры (преимущественно рождественские) сохранились до настоящего времени: Эль Пасторетс (Каталония); Вертеп (Украина и Россия); Батлейка (Белоруссия), Маланка (Молдавия); Шопка (Польша) и др. Часто представления обрядово-ритуальных театров кукол организуют непрофессиональные актеры, т.к. главный смысл подобных зрелищ – не спектакль, но действо, мистерия.

В этом, мистериальном, направлении работает уникальный театр «Bread and Puppet» («Хлеб и Кукла») Питера Шумана (Вермонт), не имеющий аналогов в мировой истории.

2) Народный сатирический кукольный театр. Истоками этого вида принято считать древнеримские импровизированные сценки ателлана (от города Ателла в древней Кампании). Злободневные сатирические сценки были построены на участии типизированных персонажей, один из которых – Макк – стал прообразом главного комического кукольного персонажа народного театра. В самых разных странах этот персонаж-шут обладал сходной внешностью: большеголовый, крючконосый, с одним или двумя горбами – спереди и сзади. В индийском театре это – Видушака; в турецком (и вышедшем из него армянском) – Карагез; в среднеазиатском – Палван Качал (Плешивый богатырь); в итальянском – Пульчинелла; в английском – Панч; в немецком – Гансвурст; во французском – Полишинель; в бельгийском – Вольтье; в русском – Петрушка (Петр Иванович Уксусов, Ванька Рататуй); и т.д. Этот персонаж в значительной степени сохраняет самые древние черты архаического пратеатра – как в своем характере двойника-перевертыша трикстера, так и в приспособлениях кукловода (например, пищик, инструмент для изменения голоса, пришедший из камлания шаманов).

Это направление практиковали преимущественно странствующие актеры. Народному сатирическому кукольному театру свойственны условность, минимализм оформления и иных изобразительных средств; несложная стандартная сюжетная схема, внутри которой идет импровизация на злободневные темы.

В) Кукольный театр для детей. Преимущественно построен на сказочном материале. Как правило, сочетает две функции – воспитательную и развлекающую. В силу своей специфики обладает высокой степенью дидактичности – явной или подспудной.

В рамках этой же классификации можно выделить и целый ряд дополнительных направлений кукольного театра. Например:

– иносказательно-символистский театр (спектакли адресуются взрослому зрителю);

– театр массовых и коллективных праздников (гигантские куклы работают в непосредственном контакте со зрителями, вовлекая их в совместное действо);

– лечебный театр (кукла используется при лечении некоторых психических заболеваний и для развития мелкой моторики).

2. Классификация кукольного театра по видам кукол и способам их управления носит, скорее, вспомогательный профессиональный характер, т.к. зачастую в одном спектакле используются разные виды театральных кукол.

Наиболее известные виды кукол: перчаточные (разновидность – пальчиковые); тростевые; марионетки; плоские (используются в теневом театре); автоматы (механические). В современном кукольном театре широко распространен и т.н. «живой план», когда актер управляет куклой открыто, на глазах у зрителей, порой – вступая во взаимодействие с ней. В таком театре особенно распространен прием, когда в качестве куклы выступает любой предмет – от бытовой вещи до специально изготовленного объекта – который изображает одушевленный персонаж и управляется актером.

Эти виды классификаций кукольного театра достаточно условны и существуют в постоянном гибком взаимодействии. Так, например, обрядово-ритуальный индонезийский театр ваянг включает в себя разновидности ваянг-кулит (теневой театр кожаный плоских кукол), ваянг-келитик (театр плоских тростевых кукол), ваянг-голек (театр объемных кукол). Кукольный театр для детей постоянно использует все виды кукол. Марионетки используются в сатирическом народном театре; и т.д.

Кукольный театр что это. Смотреть фото Кукольный театр что это. Смотреть картинку Кукольный театр что это. Картинка про Кукольный театр что это. Фото Кукольный театр что этоКукольный театр что это. Смотреть фото Кукольный театр что это. Смотреть картинку Кукольный театр что это. Картинка про Кукольный театр что это. Фото Кукольный театр что это

Авдеев А. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. Л. – М., 1959
Симонович-Ефимова Н. Записки петрушечника. Л., 1980
Образцов С. Моя профессия. М., 1981
Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л., 1984
Голдовский Б. Куклы. Энциклопедия. М., 2004

Источник

Театр кукол: с чего все начиналось и куда пришло

Рассказываем, нужен кукольный театр в 21 веке, или нет. Как он возник. Это театр только для детей, или для взрослых тоже. И что сейчас происходит с кукольным театром на примере Украины.

Театр кукол принято считать театром детским. В значительной мере он таковым и является. Конечно, существуют кукольные представления для взрослых. Но главная ценность кукольного театра, его значение для общества, все же видится именно в фокусе на ребёнка.

Декоратор, мастер реквизита, работавший над многими кукольными спектаклями в лучших театрах Украины Эдуард Полонский говорит, что, как правило, первым театром в жизни маленького человека оказывается именно кукольный. И от того, что ребенок там увидит, какой опыт получит, будут зависеть в будущем его отношения не только с театром, но и с другими людьми, с социумом, с самим собой, в итоге.

По словам театрала, куклы и актеры, которые ими управляют становятся одновременно и друзьями, и учителями для маленького человека. Важно, что с помощью этой пары малыш получает эстетический и этический опыт непосредственно, непринуждённо.

И оттого такой опыт особенно ценен, так как он не травмирует психику, не закрывает человека, но наоборот открывает ему новый мир, и его миру. Побуждает становится сотворцом сначала реальности игровой, театральной, а через нее и социальной.

Но почему для детей важен именно театр кукольный? Почему он им интересен?

Потому-то так легко и естественно театр кукол стал искусством именно детским. Ведь в его основе лежит игрушка – первый друг, и первый инструмент, с помощью которого ребенок познает мир.

Значит искать корни кукольного театра следует в детской игре игрушками.

Первыми куклами можно считать каменные, костяные, глиняные фигурки, которые присутствовали во всех обнаруженных древних культурах. Чаще всего им приписываю сакральное, культовое значение, но обряды и ритуалы – это тоже своего рода игра.

В дальнейшем появились куклы из ткани. Мотанка стала прообразом современных кукол, при этом сохранилась до нашего времени и стала одним из самых известных символов украинской культуры.

О появлении на территории Украины кукольного театра в том виде, какой привычен для нас сейчас, можно говорить начиная со времен Киевской Руси (9-13 века). Тогда одной из составляющих скоморошьих представлений были сценки с участием перчаточных кукол.

Появление вертепа стало следующим этапом развития театра кукол. Распространившийся по Европе, и оттуда в 16 веке попавший в Украину, вертеп поначалу показывал зрителям сценки о жизни Христа. Но постепенно там появились и народные герои – Запорожец, животные, наделенные человеческими чертами.

Отличительной чертой вертепа было наличие декораций и системы их смены. Это стало важным шагом на пути создания профессионального кукольного театра.

Кукольный же театр в том виде, в каком знаем его мы, впервые появился на территории Украины почти сто лет назад. Только появившееся тогда советское государство уделяло много внимания искусству, прежде всего, как средству пропаганды своей идеологии. И кукольный театр был выбран как лучший способ донести нужные новой власти идеи маленьким детям.

Так был задан вектор на создание профессиональных кукольных театров и их направленность на самого маленького зрителя.

Из ныне существующих кукольных театров самый старый – Киевский академический театр кукол. Он был создан в 1927 году. В 1932 появился театр кукол в Одессе.

В 1934 году правительство Украинской советской социалистической республики (УССР) распорядилось создать театры кукол в каждом областном центре.

Процесс не был быстрым. В некоторых крупных городах театры кукол появились только в 80-х годах 20-го столетия.

Тяжелыми выдались для театров кукол 90-е годы 20-го века. После того как в 1991 году Украина стала независимым государством, начались проблемы с финансированием. В это время у театров кукол главной целью было выжить: сохранить свои коллективы и помещения.

С началом века 21-го страна оправилась от экономического кризиса. Получили толчок к развитию и кукольные театры. В коллективах задумались о творческих переменах. Прежде всего за счет расширения репертуара в сторону взрослой аудитории и актуальных для современности тем. Во многих из них появились вечерние представления, направленные именно на взрослых (Ивано-Франковск, Харьков).

Экспериментируют в кукольных театрах Украины и с формой. Все чаще на сцене вместе люди и куклы. В планах – коллаборация с театрами других направлений и даже музеями. Например, в Одессе готовят совместный проект с Театром оперы и балета, и второй с Художественным музеем.

Как видим, у кукольных театров есть будущее. Они не стоят на месте, а динамично развиваются, следуя за изменениями в мире и в тоже время сами этот мир меняют.

Источник

Кукольный театр

Кукольный театр что это. Смотреть фото Кукольный театр что это. Смотреть картинку Кукольный театр что это. Картинка про Кукольный театр что это. Фото Кукольный театр что это

Кукольный театр что это. Смотреть фото Кукольный театр что это. Смотреть картинку Кукольный театр что это. Картинка про Кукольный театр что это. Фото Кукольный театр что это

Теа́тр кукол — одна из разновидностей кукольного вида пространственно-временнóго искусства, в который входят мультипликационное и не мультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются и/или обозначаются, как правило, объёмными, полу объёмными (барельефными или горельефными) и плоскими куклами (куклами-актёрами) Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими механическими или механически-электрически-электронными устройствами. В последнем случае куклы-актёры называются куклами-роботами. Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» является некорректным и обижает профессиональное достоинство кукольников, поскольку прилагательное «кукольный» ассоциируется с понятием «ненастоящий». Правильно говорить: «театр кукол», так, кстати, называются все профессиональные театры анимации.

Среди театров кукол различают три основных типа:

1. Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.

2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.

3. Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри которых находится актёр-кукловод. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находится за экраном, на который проецируются тени от плоских или не плоских кукол-актёров. В качестве срединных кукол-актёров используются куклы-марионетки, управляемые сзади кукол видимыми или не видимыми зрителям актёрами-кукловодами. Либо перчаточные куклы или куклы-актёры других конструкций. Как это происходит, например, в известной эстрадной миниатюре С. В. Образцова с кукольным малышом по имени Тяпа (перчаточная кукла надетой одну руку Образцова) и его отцом, роль которого играет сам Образцов.

В последнее время всё чаще театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов с куклами (актёры «играют в открытую», то есть не скрыты от зрителей ширмой или каким-либо иным объектом). В XX веке начало этому взаимодействию положил С. В. Образцов в той самой эстрадной миниатюре, в которой действовали два персонажа: малыш по имени Тяпа и его отец. Но фактически подобные взаимодействия актёров-кукловодов и кукол-актёров привели к размыванию границ между кукольным и не кукольными видами пространственно — временно́го искусства. Профессиональные кукольники всё же призывают не злоупотреблять «третьим жанром», а использовать в основном выразительные средства, присущие театру кукол.

Следует отметить, что специфическая самобытность искусства театра кукол и в целом кукольного пространственно-временно́го искусства образуется не только и не столько благодаря куклам-актёрам, сколько в силу единой совокупности многих особенностей. Причём одни особенности свойственны кукольному искусству, а другие являются общими для кукольного искусства и всех или некоторых других видов пространственно-временно́го искусства. Например, такие общие особенности, как композиционное построение драматургической основы спектаклей: экспозиция, завязка, кульминация, развязка (или финал без развязки). Кроме того, широко используются общие жанры, реалистические и художественно-условные формы, пантомимический и не пантомимический варианты сценических действий и т. д. и т. п.

Содержание

История

Народные кукольные театры Древнего Рима родственен древнеримской комедии ателлане с комическим героем-шутом Макком, прообразом будущего Пульчинеллы.

История театра кукол в России

Виды театров кукол

Кукольный театр что это. Смотреть фото Кукольный театр что это. Смотреть картинку Кукольный театр что это. Картинка про Кукольный театр что это. Фото Кукольный театр что это

Кукольный театр что это. Смотреть фото Кукольный театр что это. Смотреть картинку Кукольный театр что это. Картинка про Кукольный театр что это. Фото Кукольный театр что это

Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления. Различают куклы-марионетки, тростевые, перчаточные, планшетные. Куклы могут иметь размер от нескольких сантиметров до 2-3 метров.

Различие в формах представлений обуславливается чаще всего национальными традициями страны, задачами которые поставлены перед актёрами режиссёром-постановщиком спектакля, а также взаимосвязью кукол и актёров с художественным оформлением спектакля.

Способность отражать яркие черты характера человека, убедительность иносказания, образная нарицательность характерные для искусства кукольного театра определяют в репертуаре театров кукол сатирических, а в ряде стран Юго-Восточной Азии героико-патетических представлений. [1]

Вертеп

Традиционное украинское рождественское кукольное представление, разыгрываемое в двухэтажном вертепном ящике, где на верхнем уровне изображалась история рождения Христа, а на нижнем — сцены из народной жизни. Первыми вертепниками были бурсаки-семинаристы. Аналоги вертепа в Польше — одноэтажная шопка, в Беларуси — трёхэтажная батлейка. Слово «вертеп» означает пещеру, в которой родился Иисус Христос.

Театры кукол Юго-Восточной Азии

Кукольный театр что это. Смотреть фото Кукольный театр что это. Смотреть картинку Кукольный театр что это. Картинка про Кукольный театр что это. Фото Кукольный театр что это

Техника кукольного театра

Виды кукол

В настоящее время особой популярностью в США пользуются мимирующие куклы, на Украине — пятачковые петрушки и вертепные, в Европе — марионетки. Использование выводной куклы в среде профессионалов не приветствуется.(?)

Крупнейшие театры кукол

Россия

Украина

На Украине развивается академическая театральная школа:

Также набраны курсы в других университетах, например, во Львове.

Западная Европа

Кукольный театр что это. Смотреть фото Кукольный театр что это. Смотреть картинку Кукольный театр что это. Картинка про Кукольный театр что это. Фото Кукольный театр что это

Театр кукол в психологии

В 1990-х годах И. Я. Медведева и Т. Л. Шишова создали методику психологической коррекции, названной «драматической психоэлевацией», рассчитанную на детей с трудностями поведения и общения. Главный инструмент этой методики — кукольный театр.

Источник

Кукольный театр

Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 806-807

Скопировать библиографическую ссылку:

Кукольный театр

Кукольный театр что это. Смотреть фото Кукольный театр что это. Смотреть картинку Кукольный театр что это. Картинка про Кукольный театр что это. Фото Кукольный театр что это

Кукольный театр что это. Смотреть фото Кукольный театр что это. Смотреть картинку Кукольный театр что это. Картинка про Кукольный театр что это. Фото Кукольный театр что это

Ис­то­ки рус. ку­коль­но­го те­ат­ра – в тра­ди­ци­он­ных об­ря­дах, нар. иг­рах. Кук­лы ско­мо­ро­хов (15 в., най­де­ны ар­хео­ло­га­ми на Крас­ной площади в Мо­ск­ве) пред­став­ля­ли со­бой ке­ра­ми­че­ские фи­гур­ки, на­де­вае­мые на паль­цы с по­мо­щью круг­лых вту­лок. Са­мое ран­нее сви­де­тель­ст­во о ку­коль­ных пред­став­ле­ни­ях в Рос­сии ос­та­вил не­мец­кий ди­пло­мат, учё­ный, пу­те­ше­ст­вен­ник А. Олеа­рий (Эльш­ле­гер). В про­фес­сиональ­ных те­ат­раль­ных пред­став­ле­ни­ях кук­лы на­ча­ли ис­поль­зо­вать­ся со 2-й пол. 17 в. («О Да­ви­де и Го­лиа­фе», «О Ба­ху­се с Ве­ну­сом» и др.). В 1690-х гг. в Мо­ск­ве по­яви­лись не­боль­шие за­пад­но­ев­ро­пей­ские труп­пы. В 1700 впер­вые со­стоя­лись га­ст­ро­ли моск. ку­коль­ни­ков по го­ро­дам Ук­раи­ны и По­вол­жья. Зна­чи­тель­ное влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние и раз­ви­тие рус. ку­коль­но­го те­ат­ра 1-й пол. 18 в. ока­зал И. Х. Зиг­мунд («Ко­ме­дия о пре­сту­п­ле­нии пра­ро­ди­те­лей Ада­ма и Евы», «О ко­ро­ле Ага­сфе­ре и ко­ро­ле­ве Эс­фи­ри» и др.). В 1740–50-е гг. в Мо­ск­ве поя­ви­лись пер­вые ди­на­стии рос. ку­коль­ни­ков (Яку­бов­ские и др.). Боль­шую по­пу­ляр­ность по­лу­чи­ли кук­лы-ав­то­ма­ты, те­атр те­ней, разл. па­но­ра­мы и «оп­ти­че­ские те­ат­ры». Вни­ма­ние это­му ви­ду те­ат­ра уде­лял и Ф. Г. Вол­ков. В 1750-х гг. он из­го­то­вил «те­атр, со­стоя­щий из ку­кол», а во вре­мя мас­кара­да «Тор­же­ст­вую­щая Ми­нер­ва» в честь ко­ро­на­ции Ека­те­ри­ны II в Мо­ск­ве ор­га­ни­зо­вал ше­ст­вия улич­ных ку­коль­ни­ков. В нач. 19 в. окон­ча­тель­но сфор­ми­ро­ва­лась рус. нар. ко­ме­дия «Пет­руш­ка». В 1841–44 в С.-Пе­тер­бур­ге дей­ст­во­вал пер­вый в Рос­сии ста­цио­нар­ный Дет­ский ку­коль­ный те­атр под ру­ко­водством фран­цуз­ско­го под­дан­но­го Е. Ле­моль­та. Во 2-й пол. 19 в. ини­циа­ти­ва пе­ре­шла к рус. ку­коль­ни­кам и вла­дель­цам ба­ла­га­нов (И. Ма­ка­ров, П. Се­дов, А. Пав­ло­вич и др.). На­ря­ду с Пет­руш­кой ог­ром­ную по­пу­ляр­ность по­лу­чи­ли пред­став­ле­ния ро­ж­де­ст­вен­ско­го вер­те­па («О ца­ре Иро­де»). В 19 в. ро­ди­лась отеч. проф. ку­коль­ная дра­ма­тур­гия («Царь-де­ви­ца» В. Ф. Одо­ев­ско­го, «Оча­ро­ван­ный лес» А. А. Бес­ту­же­ва-Мар­лин­ско­го, «Принц Лу­то­ня» В. С. Ку­роч­ки­на, и др.). В кон. 19 в. ку­коль­ный те­атр при­влёк к се­бе вни­ма­ние учё­ных, ис­сле­до­ва­те­лей, со­би­ра­те­лей ста­ри­ны (В. Н. Пе­ретц, Д. В. Гри­го­ро­вич, Д. А. Ро­вин­ский и др.). В февр. 1916 в Пет­ро­гра­де спек­так­лем «Си­лы люб­ви и вол­шеб­ст­ва» от­крыл­ся «Ку­коль­ный те­атр» Ю. Л. Сло­ним­ской и П. П. Са­зо­но­ва, ока­зав­ший за­мет­ное влия­ние на рос. про­фес­сио­наль­ный те­атр ку­кол 20 в. По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 ак­тив­но раз­ви­вал­ся аги­та­ци­он­ный ку­коль­ный те­атр. В 1917 в Мо­ск­ве от­крыл­ся «Те­атр Пет­руш­ки» Н. Я. Си­моно­вич-Ефи­мо­вой и И. С. Ефи­мо­ва. Изу­чив опыт нар. ку­коль­ни­ков, Ефи­мо­вы тех­ни­че­ски усо­вер­шен­ст­во­ва­ли те­ат­раль­ные кук­лы, обо­га­ти­ли ре­пер­ту­ар («Бас­ни И. А. Кры­ло­ва», «Ве­сё­лый Пет­руш­ка», «Мак­бет» и др.). Этап­ным ста­ло твор­че­ст­во Е. С. Дем­ме­ни, соз­дав­ше­го на ос­но­ве Те­ат­ра ма­ри­о­не­ток Л. В. Ша­по­ри­ной-Яков­ле­вой Ле­нингр. те­атр ма­рио­не­ток («Свадь­ба» А. П. Че­хо­ва, 1928; «Наш цирк», 1930; «Гул­ли­вер в стра­не ли­ли­пу­тов» Дж. Свиф­та и «Про­каз­ни­цы из Винд­зо­ра» У. Шек­спи­ра – 1947; «Кем быть?» В. В. Мая­ков­ско­го, 1950, и др.). Важ­ней­ший вклад в раз­витие ку­коль­но­го те­ат­ра внёс С. В. Об­раз­цов. Ре­жис­сёр, пе­да­гог, тео­ре­тик те­ат­ра, пи­са­тель, ки­но­сце­на­рист, ху­дож­ник, он воздействовал на эволюцию всего ми­ро­во­го теат­ра ку­кол 20 в. В 1931 Об­раз­цов воз­гла­вил Цен­траль­ный те­атр ку­кол (ны­не Гос. ака­деми­че­ский цен­траль­ный те­атр ку­кол им. С. В. Об­раз­цо­ва), где ак­ку­му­ли­ро­ва­лись и от­ку­да рас­про­стра­нялись по те­ат­рам СССР но­вые идеи, сце­но­гра­фи­че­ские и по­ста­но­воч­ные приё­мы, пье­сы, тео­ре­ти­че­ские и прак­ти­че­ские от­кры­тия в об­лас­ти ку­коль­но­го те­ат­ра («Джим и Дол­лар» А. П. Гло­бы, 1932; «По щучь­е­му ве­ле­нию» Е. Я. Та­ра­хов­ской, 1936; «Вол­шеб­ная лам­па Алад­ди­на» Н. В. Гер­нет, 1940; «Ко­роль-Олень» по К. Гоц­ци, 1943; «Не­обык­но­вен­ный кон­церт», 1946; «Чёрто­ва мель­ни­ца» Я. Дрды и И. В. Што­ка, 1953, «Бо­же­ст­вен­ная ко­ме­дия» Што­ка, 1961; «И-го-го!» Е. В. Спе­ран­ско­го, 1964; «Дон Жу­ан» В. Б. Ли­ва­но­ва и Г. Я. Бар­ди­на, 1975, и др.). Твор­че­ское ли­цо Те­ат­ра Об­раз­цо­ва оп­ре­де­ля­ли вы­даю­щиеся ху­дож­ни­ки В. В. Ан­д­рие­вич и Б. Д. Туз­лу­ков. Су­ще­ст­вен­ную роль в раз­ви­тии отеч. ку­коль­но­го те­ат­ра сыг­рал М. М. Ко­ро­лёв, вос­пи­тав­ший плея­ду ре­жис­сё­ров, ху­дож­ни­ков, ак­тё­ров. В 1959 в ЛГИТМиКе он ос­но­вал и воз­гла­вил Ка­фед­ру те­ат­ра ку­кол. Спек­так­ли, по­став­лен­ные Ко­ро­лё­вым в Ле­нингр. Боль­шом те­ат­ре ку­кол в 1950–60-е гг., во­шли в зо­ло­той фонд ми­рово­го ку­коль­но­го те­ат­ра: «Ди­кие ле­бе­ди» Х. К. Ан­дер­се­на (1952), «Ко­нёк-Гор­бу­нок» П. П. Ер­шо­ва (1955), «12 стуль­ев» по И. Иль­фу и Е. Пет­ро­ву (1957), «Пре­ле­ст­ная Га­ла­тея» Б. Га­дора и Д. Дар­ва­ша (1958), «В зо­ло­том раю» бр. Й. и К. Ча­пек (1959) и др. Уче­ни­ки Ко­ро­лё­ва оп­ре­де­лили пу­ти рос. ку­коль­но­го те­ат­ра в 1960–80-х гг.: ре­жис­сёр (в 1964– 1986) Ле­нингр. Боль­шо­го те­ат­ра ку­кол В. Б. Су­да­руш­кин, В. Л. Шрай­ман, соз­дав­ший в 1972 в Маг­ни­то­гор­ске Те­атр ку­кол и ак­тё­ра «Бу­ра­ти­но», гла­ва (с 1987) од­но­го из луч­ших в Рос­сии Во­ро­неж­ско­го те­ат­ра ку­кол «Шут» В. А. Воль­хов­ский и др. Сре­ди ве­ду­щих ре­жис­сё­ров, ак­тё­ров, ху­дож­ни­ков кон. 20 в. – Е. В. Тер­лец­кий, С. Ф. Же­лез­кин, Р. М. Вин­дер­ман, Е. Ю. Ги­мель­фарб, М. И. Борн­штейн, М. А. Ху­сид. На­ря­ду с ку­коль­ным те­ат­ром в 1950– 1980-х гг. раз­ви­валась и эс­т­рад­ная ку­коль­ная ми­ниа­тю­ра (М. В. Циф­ри­но­вич, И. Н. Ди­вов и Н. А. Сте­па­но­ва, и др.). На ру­бе­же 20–21 вв. пло­до­твор­но ра­бо­та­ют ве­ду­щие ре­жис­сё­ры те­ат­ров ку­кол: В. Н. Шац­кий (Ря­зань), Ю. А. Фрид­ман, Же­лез­кин, И. М. Эп­пель­ба­ум (Мо­ск­ва), О. В. Бо­рок (Ека­те­рин­бург), Д. А. Ло­хов (Ар­хан­гельск), И. В. Иг­нать­ев, А. В. Мак­си­мы­чев, Н. Н. Бо­ров­ков, С. В. Сто­ля­ров (С.-Пе­тер­бург), Ю. Е. Ла­бец­кий (Вы­борг), Я. М. Мер (Во­ло­гда) и др. Сре­ди рос. ху­дож­ни­ков и мас­те­ров-ку­коль­ни­ков ши­ро­ко из­вест­ны: А. И. Ефи­мов (Ека­те­рин­бург), М. Б. Гри­ба­но­ва, М. Х. Шму­ле­вич (Мо­ск­ва), Е. Л. Лу­цен­ко (Во­ро­неж). Рос. ку­коль­ные те­ат­ры еже­год­но ста­но­вят­ся лау­реа­та­ми На­цио­наль­ной те­ат­раль­ной пре­мии «Зо­ло­тая мас­ка» (Ар­хан­гель­ский, Ека­те­рин­бург­ский, Ом­ский те­ат­ры ку­кол, Се­мей­ный мо­с­ков­ский те­атр «Тень», С.-Пе­тер­бург­ский ку­коль­ный те­атр Сказ­ки, «Ку­коль­ный дом» и др.). В С.-Пе­тер­бур­ге, Мо­ск­ве, Ря­за­ни, Ива­но­ве, Ар­хан­гель­ске, Ека­те­рин­бур­ге, Том­ске, Во­ло­где и др. го­ро­дах ре­гу­ляр­но про­во­дят­ся ме­ж­ду­на­род­ные и ре­гио­наль­ные фес­ти­ва­ли. Еже­год­но про­хо­дят смот­ры и фес­ти­ва­ли мно­го­чис­лен­ных лю­би­тель­ских дет­ских кол­лек­ти­вов. В нач. 2000-х гг. в Рос­сии ра­бо­тало ок. 100 гос. те­ат­ров ку­кол. Под­го­тов­ка ак­тё­ров-ку­коль­ни­ков ве­дёт­ся в выс­ших и сред­них те­ат­раль­ных учеб­ных за­ве­де­ни­ях С.-Пе­тер­бур­га, Яро­слав­ля, Ниж­не­го Нов­го­ро­да, Ека­те­рин­бур­га, а так­же в ин­сти­ту­тах и учи­ли­щах куль­ту­ры мн. го­ро­дов Рос­сии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *