Кукольный театр что это
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР – особый вид театрального представления, в котором вместо актеров (или наряду с актерами) действуют куклы.
Истоки кукольного театра – в языческих обрядах, игрищах с овеществленными символами богов, олицетворяющих силы природы. К первым обрядовым куклам можно отнести изображения тотемов – покровителей первобытных племен.
В настоящее время под общее определение кукольного театра подпадает огромное множество его видов и форм.
Существует ряд принципов внутривидовой классификации кукольного театра. Два наиболее распространенных:
по принципам социального функционирования;
по видам театральных кукол и способам их управления.
1. Классификация по принципам социального функционирования.
В рамках этой классификации можно выделить следующие основные направления театра кукол.
А) Ритуально-обрядовый – самая древняя форма кукольного театра. Еще в 16 в. до н.э. в Египте существовали кукольные мистерии об Осирисе и Исиде. Упоминания об игровых куклах встречаются у Геродота, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея и др.
Чаще всего ритуально-обрядовые театры кукол – это наиболее традиционные театры, прочно связанные с национальными традициями. По этому направлению развивался ряд кукольных театров Востока: индонезийский ваянг; японский дзёрури; индийский; китайский и др.
К обрядово-ритуальным относятся и ряд театров христианской традиции. Кукла участвовала в европейских мистериях 11–16 вв. (термин марионетка, обозначающий вид игровых кукол, возник из названия фигурок, изображавших в мистериях Деву Марию). Более поздние европейские обрядово-ритуальные кукольные театры (преимущественно рождественские) сохранились до настоящего времени: Эль Пасторетс (Каталония); Вертеп (Украина и Россия); Батлейка (Белоруссия), Маланка (Молдавия); Шопка (Польша) и др. Часто представления обрядово-ритуальных театров кукол организуют непрофессиональные актеры, т.к. главный смысл подобных зрелищ – не спектакль, но действо, мистерия.
В этом, мистериальном, направлении работает уникальный театр «Bread and Puppet» («Хлеб и Кукла») Питера Шумана (Вермонт), не имеющий аналогов в мировой истории.
2) Народный сатирический кукольный театр. Истоками этого вида принято считать древнеримские импровизированные сценки ателлана (от города Ателла в древней Кампании). Злободневные сатирические сценки были построены на участии типизированных персонажей, один из которых – Макк – стал прообразом главного комического кукольного персонажа народного театра. В самых разных странах этот персонаж-шут обладал сходной внешностью: большеголовый, крючконосый, с одним или двумя горбами – спереди и сзади. В индийском театре это – Видушака; в турецком (и вышедшем из него армянском) – Карагез; в среднеазиатском – Палван Качал (Плешивый богатырь); в итальянском – Пульчинелла; в английском – Панч; в немецком – Гансвурст; во французском – Полишинель; в бельгийском – Вольтье; в русском – Петрушка (Петр Иванович Уксусов, Ванька Рататуй); и т.д. Этот персонаж в значительной степени сохраняет самые древние черты архаического пратеатра – как в своем характере двойника-перевертыша трикстера, так и в приспособлениях кукловода (например, пищик, инструмент для изменения голоса, пришедший из камлания шаманов).
Это направление практиковали преимущественно странствующие актеры. Народному сатирическому кукольному театру свойственны условность, минимализм оформления и иных изобразительных средств; несложная стандартная сюжетная схема, внутри которой идет импровизация на злободневные темы.
В) Кукольный театр для детей. Преимущественно построен на сказочном материале. Как правило, сочетает две функции – воспитательную и развлекающую. В силу своей специфики обладает высокой степенью дидактичности – явной или подспудной.
В рамках этой же классификации можно выделить и целый ряд дополнительных направлений кукольного театра. Например:
– иносказательно-символистский театр (спектакли адресуются взрослому зрителю);
– театр массовых и коллективных праздников (гигантские куклы работают в непосредственном контакте со зрителями, вовлекая их в совместное действо);
– лечебный театр (кукла используется при лечении некоторых психических заболеваний и для развития мелкой моторики).
2. Классификация кукольного театра по видам кукол и способам их управления носит, скорее, вспомогательный профессиональный характер, т.к. зачастую в одном спектакле используются разные виды театральных кукол.
Наиболее известные виды кукол: перчаточные (разновидность – пальчиковые); тростевые; марионетки; плоские (используются в теневом театре); автоматы (механические). В современном кукольном театре широко распространен и т.н. «живой план», когда актер управляет куклой открыто, на глазах у зрителей, порой – вступая во взаимодействие с ней. В таком театре особенно распространен прием, когда в качестве куклы выступает любой предмет – от бытовой вещи до специально изготовленного объекта – который изображает одушевленный персонаж и управляется актером.
Эти виды классификаций кукольного театра достаточно условны и существуют в постоянном гибком взаимодействии. Так, например, обрядово-ритуальный индонезийский театр ваянг включает в себя разновидности ваянг-кулит (теневой театр кожаный плоских кукол), ваянг-келитик (театр плоских тростевых кукол), ваянг-голек (театр объемных кукол). Кукольный театр для детей постоянно использует все виды кукол. Марионетки используются в сатирическом народном театре; и т.д.
Авдеев А. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. Л. – М., 1959
Симонович-Ефимова Н. Записки петрушечника. Л., 1980
Образцов С. Моя профессия. М., 1981
Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л., 1984
Голдовский Б. Куклы. Энциклопедия. М., 2004
Театр кукол: с чего все начиналось и куда пришло
Рассказываем, нужен кукольный театр в 21 веке, или нет. Как он возник. Это театр только для детей, или для взрослых тоже. И что сейчас происходит с кукольным театром на примере Украины.
Театр кукол принято считать театром детским. В значительной мере он таковым и является. Конечно, существуют кукольные представления для взрослых. Но главная ценность кукольного театра, его значение для общества, все же видится именно в фокусе на ребёнка.
Декоратор, мастер реквизита, работавший над многими кукольными спектаклями в лучших театрах Украины Эдуард Полонский говорит, что, как правило, первым театром в жизни маленького человека оказывается именно кукольный. И от того, что ребенок там увидит, какой опыт получит, будут зависеть в будущем его отношения не только с театром, но и с другими людьми, с социумом, с самим собой, в итоге.
По словам театрала, куклы и актеры, которые ими управляют становятся одновременно и друзьями, и учителями для маленького человека. Важно, что с помощью этой пары малыш получает эстетический и этический опыт непосредственно, непринуждённо.
И оттого такой опыт особенно ценен, так как он не травмирует психику, не закрывает человека, но наоборот открывает ему новый мир, и его миру. Побуждает становится сотворцом сначала реальности игровой, театральной, а через нее и социальной.
Но почему для детей важен именно театр кукольный? Почему он им интересен?
Потому-то так легко и естественно театр кукол стал искусством именно детским. Ведь в его основе лежит игрушка – первый друг, и первый инструмент, с помощью которого ребенок познает мир.
Значит искать корни кукольного театра следует в детской игре игрушками.
Первыми куклами можно считать каменные, костяные, глиняные фигурки, которые присутствовали во всех обнаруженных древних культурах. Чаще всего им приписываю сакральное, культовое значение, но обряды и ритуалы – это тоже своего рода игра.
В дальнейшем появились куклы из ткани. Мотанка стала прообразом современных кукол, при этом сохранилась до нашего времени и стала одним из самых известных символов украинской культуры.
О появлении на территории Украины кукольного театра в том виде, какой привычен для нас сейчас, можно говорить начиная со времен Киевской Руси (9-13 века). Тогда одной из составляющих скоморошьих представлений были сценки с участием перчаточных кукол.
Появление вертепа стало следующим этапом развития театра кукол. Распространившийся по Европе, и оттуда в 16 веке попавший в Украину, вертеп поначалу показывал зрителям сценки о жизни Христа. Но постепенно там появились и народные герои – Запорожец, животные, наделенные человеческими чертами.
Отличительной чертой вертепа было наличие декораций и системы их смены. Это стало важным шагом на пути создания профессионального кукольного театра.
Кукольный же театр в том виде, в каком знаем его мы, впервые появился на территории Украины почти сто лет назад. Только появившееся тогда советское государство уделяло много внимания искусству, прежде всего, как средству пропаганды своей идеологии. И кукольный театр был выбран как лучший способ донести нужные новой власти идеи маленьким детям.
Так был задан вектор на создание профессиональных кукольных театров и их направленность на самого маленького зрителя.
Из ныне существующих кукольных театров самый старый – Киевский академический театр кукол. Он был создан в 1927 году. В 1932 появился театр кукол в Одессе.
В 1934 году правительство Украинской советской социалистической республики (УССР) распорядилось создать театры кукол в каждом областном центре.
Процесс не был быстрым. В некоторых крупных городах театры кукол появились только в 80-х годах 20-го столетия.
Тяжелыми выдались для театров кукол 90-е годы 20-го века. После того как в 1991 году Украина стала независимым государством, начались проблемы с финансированием. В это время у театров кукол главной целью было выжить: сохранить свои коллективы и помещения.
С началом века 21-го страна оправилась от экономического кризиса. Получили толчок к развитию и кукольные театры. В коллективах задумались о творческих переменах. Прежде всего за счет расширения репертуара в сторону взрослой аудитории и актуальных для современности тем. Во многих из них появились вечерние представления, направленные именно на взрослых (Ивано-Франковск, Харьков).
Экспериментируют в кукольных театрах Украины и с формой. Все чаще на сцене вместе люди и куклы. В планах – коллаборация с театрами других направлений и даже музеями. Например, в Одессе готовят совместный проект с Театром оперы и балета, и второй с Художественным музеем.
Как видим, у кукольных театров есть будущее. Они не стоят на месте, а динамично развиваются, следуя за изменениями в мире и в тоже время сами этот мир меняют.
Кукольный театр
Теа́тр кукол — одна из разновидностей кукольного вида пространственно-временнóго искусства, в который входят мультипликационное и не мультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются и/или обозначаются, как правило, объёмными, полу объёмными (барельефными или горельефными) и плоскими куклами (куклами-актёрами) Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими механическими или механически-электрически-электронными устройствами. В последнем случае куклы-актёры называются куклами-роботами. Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» является некорректным и обижает профессиональное достоинство кукольников, поскольку прилагательное «кукольный» ассоциируется с понятием «ненастоящий». Правильно говорить: «театр кукол», так, кстати, называются все профессиональные театры анимации.
Среди театров кукол различают три основных типа:
1. Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.
2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.
3. Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри которых находится актёр-кукловод. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находится за экраном, на который проецируются тени от плоских или не плоских кукол-актёров. В качестве срединных кукол-актёров используются куклы-марионетки, управляемые сзади кукол видимыми или не видимыми зрителям актёрами-кукловодами. Либо перчаточные куклы или куклы-актёры других конструкций. Как это происходит, например, в известной эстрадной миниатюре С. В. Образцова с кукольным малышом по имени Тяпа (перчаточная кукла надетой одну руку Образцова) и его отцом, роль которого играет сам Образцов.
В последнее время всё чаще театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов с куклами (актёры «играют в открытую», то есть не скрыты от зрителей ширмой или каким-либо иным объектом). В XX веке начало этому взаимодействию положил С. В. Образцов в той самой эстрадной миниатюре, в которой действовали два персонажа: малыш по имени Тяпа и его отец. Но фактически подобные взаимодействия актёров-кукловодов и кукол-актёров привели к размыванию границ между кукольным и не кукольными видами пространственно — временно́го искусства. Профессиональные кукольники всё же призывают не злоупотреблять «третьим жанром», а использовать в основном выразительные средства, присущие театру кукол.
Следует отметить, что специфическая самобытность искусства театра кукол и в целом кукольного пространственно-временно́го искусства образуется не только и не столько благодаря куклам-актёрам, сколько в силу единой совокупности многих особенностей. Причём одни особенности свойственны кукольному искусству, а другие являются общими для кукольного искусства и всех или некоторых других видов пространственно-временно́го искусства. Например, такие общие особенности, как композиционное построение драматургической основы спектаклей: экспозиция, завязка, кульминация, развязка (или финал без развязки). Кроме того, широко используются общие жанры, реалистические и художественно-условные формы, пантомимический и не пантомимический варианты сценических действий и т. д. и т. п.
Содержание
История
Народные кукольные театры Древнего Рима родственен древнеримской комедии ателлане с комическим героем-шутом Макком, прообразом будущего Пульчинеллы.
История театра кукол в России
Виды театров кукол
Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления. Различают куклы-марионетки, тростевые, перчаточные, планшетные. Куклы могут иметь размер от нескольких сантиметров до 2-3 метров.
Различие в формах представлений обуславливается чаще всего национальными традициями страны, задачами которые поставлены перед актёрами режиссёром-постановщиком спектакля, а также взаимосвязью кукол и актёров с художественным оформлением спектакля.
Способность отражать яркие черты характера человека, убедительность иносказания, образная нарицательность характерные для искусства кукольного театра определяют в репертуаре театров кукол сатирических, а в ряде стран Юго-Восточной Азии героико-патетических представлений. [1]
Вертеп
Традиционное украинское рождественское кукольное представление, разыгрываемое в двухэтажном вертепном ящике, где на верхнем уровне изображалась история рождения Христа, а на нижнем — сцены из народной жизни. Первыми вертепниками были бурсаки-семинаристы. Аналоги вертепа в Польше — одноэтажная шопка, в Беларуси — трёхэтажная батлейка. Слово «вертеп» означает пещеру, в которой родился Иисус Христос.
Театры кукол Юго-Восточной Азии
Техника кукольного театра
Виды кукол
В настоящее время особой популярностью в США пользуются мимирующие куклы, на Украине — пятачковые петрушки и вертепные, в Европе — марионетки. Использование выводной куклы в среде профессионалов не приветствуется.(?)
Крупнейшие театры кукол
Россия
Украина
На Украине развивается академическая театральная школа:
Также набраны курсы в других университетах, например, во Львове.
Западная Европа
Театр кукол в психологии
В 1990-х годах И. Я. Медведева и Т. Л. Шишова создали методику психологической коррекции, названной «драматической психоэлевацией», рассчитанную на детей с трудностями поведения и общения. Главный инструмент этой методики — кукольный театр.
Кукольный театр
Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 806-807
Скопировать библиографическую ссылку:
Кукольный театр
Истоки рус. кукольного театра – в традиционных обрядах, нар. играх. Куклы скоморохов (15 в., найдены археологами на Красной площади в Москве) представляли собой керамические фигурки, надеваемые на пальцы с помощью круглых втулок. Самое раннее свидетельство о кукольных представлениях в России оставил немецкий дипломат, учёный, путешественник А. Олеарий (Эльшлегер). В профессиональных театральных представлениях куклы начали использоваться со 2-й пол. 17 в. («О Давиде и Голиафе», «О Бахусе с Венусом» и др.). В 1690-х гг. в Москве появились небольшие западноевропейские труппы. В 1700 впервые состоялись гастроли моск. кукольников по городам Украины и Поволжья. Значительное влияние на формирование и развитие рус. кукольного театра 1-й пол. 18 в. оказал И. Х. Зигмунд («Комедия о преступлении прародителей Адама и Евы», «О короле Агасфере и королеве Эсфири» и др.). В 1740–50-е гг. в Москве появились первые династии рос. кукольников (Якубовские и др.). Большую популярность получили куклы-автоматы, театр теней, разл. панорамы и «оптические театры». Внимание этому виду театра уделял и Ф. Г. Волков. В 1750-х гг. он изготовил «театр, состоящий из кукол», а во время маскарада «Торжествующая Минерва» в честь коронации Екатерины II в Москве организовал шествия уличных кукольников. В нач. 19 в. окончательно сформировалась рус. нар. комедия «Петрушка». В 1841–44 в С.-Петербурге действовал первый в России стационарный Детский кукольный театр под руководством французского подданного Е. Лемольта. Во 2-й пол. 19 в. инициатива перешла к рус. кукольникам и владельцам балаганов (И. Макаров, П. Седов, А. Павлович и др.). Наряду с Петрушкой огромную популярность получили представления рождественского вертепа («О царе Ироде»). В 19 в. родилась отеч. проф. кукольная драматургия («Царь-девица» В. Ф. Одоевского, «Очарованный лес» А. А. Бестужева-Марлинского, «Принц Лутоня» В. С. Курочкина, и др.). В кон. 19 в. кукольный театр привлёк к себе внимание учёных, исследователей, собирателей старины (В. Н. Перетц, Д. В. Григорович, Д. А. Ровинский и др.). В февр. 1916 в Петрограде спектаклем «Силы любви и волшебства» открылся «Кукольный театр» Ю. Л. Слонимской и П. П. Сазонова, оказавший заметное влияние на рос. профессиональный театр кукол 20 в. После Окт. революции 1917 активно развивался агитационный кукольный театр. В 1917 в Москве открылся «Театр Петрушки» Н. Я. Симонович-Ефимовой и И. С. Ефимова. Изучив опыт нар. кукольников, Ефимовы технически усовершенствовали театральные куклы, обогатили репертуар («Басни И. А. Крылова», «Весёлый Петрушка», «Макбет» и др.). Этапным стало творчество Е. С. Деммени, создавшего на основе Театра марионеток Л. В. Шапориной-Яковлевой Ленингр. театр марионеток («Свадьба» А. П. Чехова, 1928; «Наш цирк», 1930; «Гулливер в стране лилипутов» Дж. Свифта и «Проказницы из Виндзора» У. Шекспира – 1947; «Кем быть?» В. В. Маяковского, 1950, и др.). Важнейший вклад в развитие кукольного театра внёс С. В. Образцов. Режиссёр, педагог, теоретик театра, писатель, киносценарист, художник, он воздействовал на эволюцию всего мирового театра кукол 20 в. В 1931 Образцов возглавил Центральный театр кукол (ныне Гос. академический центральный театр кукол им. С. В. Образцова), где аккумулировались и откуда распространялись по театрам СССР новые идеи, сценографические и постановочные приёмы, пьесы, теоретические и практические открытия в области кукольного театра («Джим и Доллар» А. П. Глобы, 1932; «По щучьему велению» Е. Я. Тараховской, 1936; «Волшебная лампа Аладдина» Н. В. Гернет, 1940; «Король-Олень» по К. Гоцци, 1943; «Необыкновенный концерт», 1946; «Чёртова мельница» Я. Дрды и И. В. Штока, 1953, «Божественная комедия» Штока, 1961; «И-го-го!» Е. В. Сперанского, 1964; «Дон Жуан» В. Б. Ливанова и Г. Я. Бардина, 1975, и др.). Творческое лицо Театра Образцова определяли выдающиеся художники В. В. Андриевич и Б. Д. Тузлуков. Существенную роль в развитии отеч. кукольного театра сыграл М. М. Королёв, воспитавший плеяду режиссёров, художников, актёров. В 1959 в ЛГИТМиКе он основал и возглавил Кафедру театра кукол. Спектакли, поставленные Королёвым в Ленингр. Большом театре кукол в 1950–60-е гг., вошли в золотой фонд мирового кукольного театра: «Дикие лебеди» Х. К. Андерсена (1952), «Конёк-Горбунок» П. П. Ершова (1955), «12 стульев» по И. Ильфу и Е. Петрову (1957), «Прелестная Галатея» Б. Гадора и Д. Дарваша (1958), «В золотом раю» бр. Й. и К. Чапек (1959) и др. Ученики Королёва определили пути рос. кукольного театра в 1960–80-х гг.: режиссёр (в 1964– 1986) Ленингр. Большого театра кукол В. Б. Сударушкин, В. Л. Шрайман, создавший в 1972 в Магнитогорске Театр кукол и актёра «Буратино», глава (с 1987) одного из лучших в России Воронежского театра кукол «Шут» В. А. Вольховский и др. Среди ведущих режиссёров, актёров, художников кон. 20 в. – Е. В. Терлецкий, С. Ф. Железкин, Р. М. Виндерман, Е. Ю. Гимельфарб, М. И. Борнштейн, М. А. Хусид. Наряду с кукольным театром в 1950– 1980-х гг. развивалась и эстрадная кукольная миниатюра (М. В. Цифринович, И. Н. Дивов и Н. А. Степанова, и др.). На рубеже 20–21 вв. плодотворно работают ведущие режиссёры театров кукол: В. Н. Шацкий (Рязань), Ю. А. Фридман, Железкин, И. М. Эппельбаум (Москва), О. В. Борок (Екатеринбург), Д. А. Лохов (Архангельск), И. В. Игнатьев, А. В. Максимычев, Н. Н. Боровков, С. В. Столяров (С.-Петербург), Ю. Е. Лабецкий (Выборг), Я. М. Мер (Вологда) и др. Среди рос. художников и мастеров-кукольников широко известны: А. И. Ефимов (Екатеринбург), М. Б. Грибанова, М. Х. Шмулевич (Москва), Е. Л. Луценко (Воронеж). Рос. кукольные театры ежегодно становятся лауреатами Национальной театральной премии «Золотая маска» (Архангельский, Екатеринбургский, Омский театры кукол, Семейный московский театр «Тень», С.-Петербургский кукольный театр Сказки, «Кукольный дом» и др.). В С.-Петербурге, Москве, Рязани, Иванове, Архангельске, Екатеринбурге, Томске, Вологде и др. городах регулярно проводятся международные и региональные фестивали. Ежегодно проходят смотры и фестивали многочисленных любительских детских коллективов. В нач. 2000-х гг. в России работало ок. 100 гос. театров кукол. Подготовка актёров-кукольников ведётся в высших и средних театральных учебных заведениях С.-Петербурга, Ярославля, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, а также в институтах и училищах культуры мн. городов России.