Кукла чревовещатель что это
«Говорящие» куклы – жутковатые выступления чревовещателей начала ХХ века, имевшие невероятных успех
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Сотни лет назад чревовещание считалось религиозной практикой. Люди полагали, что звуки в животах – это голоса мертвых или пророчества будущего. Находились те, кто брался растолковывать урчание живота. В Средневековье те, кто имел способность говорить с закрытым ртом, обвинялись в колдовстве. А в конце XIX века на чревовещании стали делать деньги.
Чревовещатели выступали с огромными куклами. Во время представления зрителям казалось, что артисты молчали, а их куклы разговаривали. Современному обывателю вид «говорящих» фигур кажется, мягко говоря, жутковатым. Куклы изготавливались из дерева или папье-маше, от этого они выглядели угловатыми. А гипертрофированные лица рисовали для того, чтобы они были видны зрителям на задних рядах.
Одним из самых известных чревовещателей был Великий Лестер (Гарри Лестер). Этот человек умел настолько виртуозно говорить с закрытым ртом, что в его практике было немало курьезных и не очень случаев. В то время как другие чревовещатели выступали, посадив куклу на колени, Великий Лестер вышагивал по сцене и пил воду, пока его кукла Фрэнк Байрон-младший «говорила». Однажды над Лестером решили подшутить и налили ему в стакан не воду, а виски. Ни один мускул не дрогнул на лице мастера, в то время как кукла кашляла и отплевывалась.
В другой раз куклу Лестера в 1924 году обвинили в убийстве. Во время представления три старушки умерли от смеха. Когда приехала полиция, то очевидцы утверждали, что это говорила кукла, а губы Великого Лестера не шевелились. Вину артиста не доказали, а вот его «напарнику» досталось больше. Куклу Фрэнка забрали в участок, завели дело, сфотографировали и… навсегда запретили выступать на сцене.
Некоторые чревовещатели относились к своим куклам как членам семьи. Кукольник Эдгар Берген настолько был привязан к своему «напарнику», что усаживал его кушать со своей семьей и часто фотографировал с дочерью Кэндис.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Если посмотреть на эти винтажные фото, то кажется, что детям, увидевшим представление с таким куклами, да еще говорящими человеческими голосами, обеспечены ночные кошмары надолго! Может, отсюда возникла у человечества потребность в психотерапии, не только по по сложным фрейдистким мотивам?))
И уж точно, куклы чревовещателей сыграли немалую роль в возникновении городских легенд на эту тему, страшных – жуть!)) Одну из них помещу в конце поста.
На самом деле, все не так ужасно. Чревовещание – искусство, конечно, на любителя, но это искусство, и у него есть своя история развития и свои выдающиеся таланты. Расскажу о некоторых.
Фото неизвестного артиста. Кукла у него настолько жуткая, что невозможно представить себе в его исполнении милую сказку. Только кровавую историю!))
Тоже неизвестный артист.
Господи! Кажется, что это члены банды, которые ищут еще пару голов себе в коллекцию! Часть собрания перед вами.
В конце зимы 1924-го года в полицейском участке города Детройта появился довольно необычный задержанный.
Во время одного из своих выступлений Лестер выдал особенно смешную шутку. Какую именно история умалчивает, но в полицейском рапорте указано, что от приступа смеха в зале скончались три пожилые дамы. По факту гибели женщин полиция завела уголовное дело. Но задержать в качестве обвиняемого самого Лестера полицейские так и не смогли, поскольку десятки свидетелей утверждали, что сам Лестер в момент произнесения злосчастной шутки молча прогуливался по залу. Пришлось арестовывать куклу.
Американский эстрадный чревовещатель польского происхождения, выступавший под сценическим псевдонимом Великий Лестер (The Great Lester). Великий Лестер считается самым знаменитым и успешным вентрологом времен расцвета варьете и одним из основоположников этого непростого эстрадного ремесла.
Дальше будет подборка фотографий неизвестных артистов со своими жуткими партнерами.
А это бо-оольшой бонус, городская легенда о говорящей кукле. Их, вообще-то, много, я выбрала самую старую.
Жила старая пара, которая наняла новую горничную, чтобы та помогала им по дому. У жены была огромная коллекция кукол, и горничной требовалось раз в неделю стирать с них пыль.
Так, однажды, горничная вошла в комнату с куклами и с отвращением посмотрела на них. Она ненавидела кукол. Вытирая пыль, она наткнулась на очень странную куклу. Это была говорящая кукла, и у неё был шнурок в спине. Горничной стало интересно и она потянула за шнурок. Кукла сказала “Привет”. Горничная снова потянула за шнурок. “Я люблю маму”- сказала кукла. Горничная положила куклу на место и продолжила убираться.
Несколько недель спустя, стирая пыль с куклы, горничная случайно уронила её. От удара о пол кукла разбилась. Старая женщина услышала звук и пошла разузнать, что случилось. Когда она вошла в комнату и увидела разбитую куклу, она очень расстроилась.
Горничная увидела это и сказала “Мне очень жаль. Я не хотела разбить её. Я больше так не сделаю.” Старуха в печали посмотрела на разбитую куклу, и сказала, что не уволит горничную только, если та пообещает, что будет поосторожней с куклами. Горничная согласилась.
На следующий день, старые супруги оставили горничную одну дома, потому что им нужно было уйти по каким-то делам. Горничная была в таком дурном настроении, что не хотела выполнять свою работу. Когда она сидела на кухне, наслаждаясь прекрасным шоколадом супругов, ей в голову пришла отвратительная идея. Она медленно поднялась в комнату, где хранились куклы. Она вспомнила, какой печальной выглядела старуха, когда она разбила куклу. Горничная взяла куклу, и сказала: “Она, должно быть, действительно, любит этих кукол”- и бросила куклу на пол. Она разбилась, и горничная улыбнулась.
Ей нравилось бить кукол. Она бросала всё больше и больше кукол на пол. Она всё ещё была в своём яростном припадке, разбивая кукол, когда старики вошли в дверь. Старуха бросилась к своим куклам. Она с ненавистью посмотрела на горничную, и спросила “Что ты наделала?”. Муж, увидев, как расстроена его жена, немедленно сказал горничной, что она уволена.
Служанка в ужасе посмотрела на куклу:”Что ты сейчас сказала?
История чревовещания: как простые куклы стали настоящими артистами
Талант говорить, не открывая при этом рта, породил жанр искусства под названием чревовещание. В Античности люди опасались его, в Средневековье использовали для привлечения внимания на ярмарках, а в начале XX века артисты становились всемирно известными благодаря этому таланту.
История чревовещания берёт своё начало с далекой Античности, когда люди верили в высшие силы и доверяли различным религиозным служителям, некоторые из них именовали себя оракулами. Благодаря искусству чревовещания одни прорицатели имитировали зловещие голоса, якобы из загробного мира, другие осмеливались говорить от имени Богов. С тех времен репутация у чревовещателей долгие века была окутана неким мраком и таинственностью. В Средневековье, человека могли за это признать колдуном или ведьмой, что стало бы поводом для публичного сожжения.
Свою мрачную ауру чревовещание стало утрачивать в XVIII веке. На торговых площадях и передвижных ярмарках люди искусства активно демонстрировали свои таланты, дабы привлечь к себе внимание толпы, и искусство чревовещания очень помогало им в этом.
Самое раннее изображение чревовещателя в искусстве датируется 1755 годом. На картине «An Election Entertainment» английского художника Уильяма Хогарта (William Hogarth) изображен мужчина (Сэр Джон Парнелл), который использует свою руку вместе с салфеткой в качестве марионетки.
К концу XVIII века чревовещание окончательно стало развлекательным форматом. Актёры различных театров старались вносить свои новшества, и постепенно в их выступлениях всё чаще появлялись персонажи похожие на современных марионеток.
Томас Парнелл начал выступать полупрофессионально в качестве чревовещателя в 1886 году. В первую очередь, для выступления на сцене он сменил свое имя на Фред Рассел (Fred Russell). Согласно его некрологу в «Таймс», он изменил свое имя из-за фамильного сходства с политическим представителем фамилии «Парнелл».
Первые свои выступления на сцене Фред Рассел проводил в Театре Пэлэс, где ему позволили продемонстрировать своё видение чревовещания, и публика это оценила. Вместо одной, ему пришлось задержаться аж на 82 недели, в общей сложности он провёл 400 выступлений и стал настоящей звездой.
Фред Рассел считал, что наличие на сцене большого количества кукол для чревовещания не нужно. Это выглядело слишком нагромождено, подготовка занимала много времени, а куклы выглядели пустышками. Вместо этого Рассел начал выступать только с одним персонажем. Своей марионетке он дал имя Костер Джо, наделив её индивидуальностью и даже некими зачатками личности.
«Великий Лестер» был величайшим чревовещателем США XX века. Настоящее имя Лестера – Мариан Чайковский (Maryan Czajkowski), но по прибытию в Штаты из Польши, он взял псевдоним для карьеры на американской сцене.
На рубеже XX века Великий Лестер и его марионетка Фрэнк Байрон-младший были всемирно известным комедийным дуэтом. Во время своих выступлений, чревовещатель часто спускался в зрительный зал и взаимодействовал со зрителем, что было большой редкостью. Редкую видеозапись с выступлением Лестера можно увидеть на YouTube.
Во время своих выступление Лестер часто пил воду и этот технический момент он смог успешно обыграть в своем номере. Пока Лестер пил воду, его марионетка Фрэнк продолжал разговаривать с чревовещателем. Говорят, что в 1925 году, музыканты решили подшутить над Лестером и налили ему в стакан вместо воды виски. Лестер спокойно опустошил стакан с виски, а вот Фрэнк Байрон начал кашлять и трястись, будто это он выпил стакан крепкого алкоголя.
Существует легенда, что во время одного из выступлений Лестера и Френка в зале скончались три зрительницы. Они так сильно смеялись, что у них прихватило сердце. Полиция немедленно прибыла на место и арестовала Френка, а не Лестера. По показаниям свидетелей, сам чревовещатель молчал всё выступление, а значит, причины его задерживать не было. Однако марионетку отпустили практически сразу, ведь она не могла дать никаких показаний. В память об этом случае осталась фотография дела. Является ли это правдой или вымыслом до сих пор неясно.
Первым чревовещателем, который смог ухватить аудиторию радио стал Эдгар Берген. Талантливейший актёр, чьим мастерством восхищался сам Великий Лестер. Последний, кстати, давал Бергену бесплатные уроки чревовещания, чтобы развивать талант молодого артиста.
Берген изменил облик чревовещателей, одевая смокинг не только на себя, но и на свою марионетку Чарли. Этот облик и манера подачи материала вызывали у публики только положительные эмоции. Эдгар и Чарли становились из года в год всё популярнее. Их приглашали выступать в театрах, ночных клубах и на частных вечеринках. Благодаря своей харизме Берген располагал к себе известных людей и пробил себе дорогу в радиоэфир, где стал настоящей звездой мирового масштаба.
Популярность дуэта продолжала расти, и уже в 1938 году Эдгар и Чарли попадают в мир кинематографа в качестве актёров первого плана. Сразу несколько фильмов: «Безумства Голдвина», «Рекомендательное письмо», «Посмотрите, кто смеётся», «Чарли МакКарти, детектив», в которых чревовещатель играет самого себя, обретают огромную популярность среди зрителей.
Поскольку Эдгар Берген был медийным персонажем, сохранилось множество записей с его выступлениями, например на «Muppet Show». Возможно, с возрастом талант чревовещателя у Эдгара и затупился, его в прямом смысле обвиняли в шевелении губами во время выступления, но как актёр и комик, он бесспорно был одним из лучших.
Популярность жанра чревовещания ближе к концу середины XX века начала угасать. Всё меньше актёров интересовались этим искусством, и в итоге популярных чревовещателей было крайне сложно найти. Но в наши дни нередко можно встретить известных и талантливых представителей этого искусства.
Чревовещание имеет очень богатую и длинную историю, которая продолжается по сей день. Мы с вами рассмотрели лишь вершину айсберга, но я надеюсь, что вам было интересно. Возможно, после прочтения данного материала, вы открыли для себя новый интересный жанр искусства и посвятите выходные просмотру выступлений современных чревовещателей.
Чревовещатели и их жуткие куклы
Если посмотреть на эти винтажные фото, то кажется, что детям, увидевшим представление с таким куклами, да еще говорящими человеческими голосами, обеспечены ночные кошмары надолго! Может, отсюда возникла у человечества потребность в психотерапии, не только по сложным фрейдистким мотивам?
И уж точно куклы-чревовещателей сыграли немалую роль в возникновении городских легенд на эту тему. Страшных – жуть! Одну из них помещу в конце поста.
На самом деле, все не так ужасно. Чревовещание – искусство, конечно, на любителя, но это искусство, и у него есть своя история развития и свои выдающиеся таланты. Расскажу о некоторых.
Фото неизвестного артиста. Кукла у него настолько жуткая, что невозможно представить себе в его исполнении милую сказку. Только кровавую историю!
Тоже неизвестный артист.
Господи! Кажется, что это члены банды, которые ищут еще пару голов себе в коллекцию! Часть собрания перед вами.
В конце зимы 1924-го года в полицейском участке города Детройта появился довольно необычный задержанный.
Американский эстрадный чревовещатель польского происхождения, выступавший под сценическим псевдонимом Великий Лестер (The Great Lester). Великий Лестер считается самым знаменитым и успешным вентрологом времен расцвета варьете и одним из основоположников этого непростого эстрадного ремесла.
Дальше будет подборка фотографий неизвестных артистов со своими жуткими партнерами.
«Говорящая кукла».
Жила старая пара, которая наняла новую горничную, чтобы та помогала им по дому. У жены была огромная коллекция кукол, и горничной требовалось раз в неделю стирать с них пыль.
Несколько недель спустя, стирая пыль с куклы, горничная случайно уронила её. От удара о пол кукла разбилась. Старая женщина услышала звук и пошла разузнать, что случилось. Когда она вошла в комнату и увидела разбитую куклу, она очень расстроилась.
Горничная увидела это и сказала: “Мне очень жаль. Я не хотела разбивать её. Я больше так не сделаю”. Старуха в печали посмотрела на разбитую куклу и сказала, что не уволит горничную, только если та пообещает, что будет поосторожней с куклами. Горничная согласилась.
Ей нравилось бить кукол. Она бросала всё больше и больше кукол на пол. Она всё ещё была в своём яростном припадке, разбивая кукол, когда старики вошли в дверь. Старуха бросилась к своим куклам. Она с ненавистью посмотрела на горничную, и спросила: “Что ты наделала?”. Муж, увидев, как расстроена его жена, немедленно сказал горничной, что она уволена.
Служанка в ужасе посмотрела на куклу: ”Что ты сейчас сказала?”.
Кукла чревовещатель что это
В конце XIX-начале ХХ вв. среди прочих странных развлечений весьма популярными были выступления кукольников-чревовещателей. Они выходили на сцену с жуткими куклами, которые якобы разговаривали, а их хозяева молчали. У современных обывателей эти куклы не вызывают ничего, кроме страха и отвращения, в то время как 100 лет назад люди умирали от хохота, глядя на выступления «говорящих» фигур.
Собака повиновалась, но из-под стола продолжала высказывать свое неудовольствие: «Ты мне всегда говоришь подожди, а потом бросишь голую кость, и все. Пользуешься тем, что я собака. Это просто бессовестно с твоей стороны», Сидевший невдалеке англичанин застыл от удивления. Еще бы! Собака говорила человеческим голосом! Англичанин попросил продать ему говорящую собаку. Хозяин запросил огромные деньги но англичанина это не смутило. Собака,, почуяв неладное, стала визжать. А когда англичанин надел на нее ошейник и собрался увести, отчетливо произнесла: ‘ «Ну, раз так, то с этой минуты я не скажу больше ни слова!». И только потом тайна раскрылась: собака была самой обыкновенной, а говорил за нее хозяин, известный немецкий артист-вентролог Шрейбер.
Англичанин Стивен, удивлявший своими выступлениями людей около двухсот лет назад, считается первым профессиональным вентрологом. Сначала Стивен? был. драматическим актером, но заметного, успеха на этом поприще добиться не смог. Слава пришла к нему, когда он стал чревовещателем. «Диалог с головами» — так назывался его номер.
На сцене устанавливались бюсты из папье-маше. Нижняя челюсть у всех была подвижной. Каждый бюст изображал человека, принадлежавшего к какому-нибудь сословию. Были тут придворные врачи, адвокаты, лавочники, крестьяне, рыбаки. Артист прогуливался между бюстами и разговаривал с ними. Бюсты тоже не молчали (за них, понятно, говорил Стивен): бросали реплики, спорили с артистом и друг с другом.
Одним из самых известных чревовещателей был Великий Лестер (Гарри Лестер). Этот человек умел настолько виртуозно говорить с закрытым ртом, что в его практике было немало курьезных и не очень случаев. В то время как другие чревовещатели выступали, посадив куклу на колени, Великий Лестер вышагивал по сцене и пил воду, пока его кукла Фрэнк Байрон-младший «говорила». Однажды над Лестером решили подшутить и налили ему в стакан не воду, а виски. Ни один мускул не дрогнул на лице мастера, в то время как кукла кашляла и отплевывалась.
В другой раз куклу Лестера в 1924 году обвинили в убийстве. Во время представления три старушки умерли от смеха. Когда приехала полиция, то очевидцы утверждали, что это говорила кукла, а губы Великого Лестера не шевелились. Вину артиста не доказали, а вот его «напарнику» досталось больше. Куклу Фрэнка забрали в участок, завели дело, сфотографировали и… навсегда запретили выступать на сцене.
Снимок дочери чревовещателя Эдгара Бергена и его куклы.
Некоторые чревовещатели относились к своим куклам как членам семьи. Кукольник Эдгар Берген настолько был привязан к своему «напарнику», что усаживал его кушать со своей семьей и часто фотографировал с дочерью Кэндис.
И еще одно, может быть, самое загадочное качество: способность придавать голосу, как говорят вентрологи, полётность. Опытный вентролог может заставить звук лететь в любом направлении, так, чтобы «заговорили» книжный шкаф, стол, стулья. И зрителям должно казаться, что звук исходит именно из этого предмета.
Большим мастером управлять полетностью голоса обладал английский вентролог Фредерик Маккабей, живший в середине XVIII века. Он выходил на сцену и разыгрывал роль очень застенчивого и робкого человека.
Смущаясь, Маккабей обращался к зрителям с просьбой не мешать ему, пока он будет разговаривать со своим приятелем Джоном, якобы сидящим на пятом ярусе. Глядя вверх, артист спрашивал: «Джон, ты там?». Не услышав ответа, спрашивал снова: «Джон, ты где?». И тут из партера кто-то выкрикивал густым басом: «Наверху никого нет!». Это, конечно, произносил сам вентролог, но звук слышался из партера.
Маккабей опять просил публику не мешать ему. Тогда из ближнего ряда слышался сердитый женский голос: «Да нас просто дурачат!». И в этот момент со всех концов зала раздавались возгласы возмущенных «зрителей», почем зря ругавших артиста. Понятно, что и эти возгласы тоже произносил разными голосами Маккабей, не раскрывая рта. Он вконец «смущался» и покидал сцену под гром аплодисментов.
Династия вентрологов
Первым русским профессиональным вентрологом был Григорий Михайлович Донской. Он родился в 1865 году, рос в нищете, без отца. Как и многие цирковые артисты того времени, убежал из дома, пристал к балагану и прошел все ступени нелегкого пути к мастерству. Увидев, еще мальчишкой, выступление заезжего вентролога, он решил во что бы то ни стало научиться чревовещанию. Но учиться было не у кого. До всего приходилось доходить самому. В конце концов Донской стал замечательным чревовещателем.
Потом Донскому пришла мысль ввести в номер живую «говорящую» собаку. Он усаживал ее за стол и вел с ней разговор на пяти иностранных языках! Иллюзия, что собака говорит, раскрывая пасть, была полная. Со своей «чудо-собакой» Донской объехал чуть ли не всю Европу.
Многие видели выступления Марии Донской с ее любимым «партнером» — куклой Андрюшей, бойким и озорным «мальчиком». Талантливым вентрологом оказалась также дочь Марии Григорьевны — Евгения. Нередко они выступали дуэтом. И всегда с неизменным успехом.
Самые жуткие куклы чревовещателей: