Кудси хадисы что это
Какая разница между Кораном и Хадис-уль-Кудси?
2. Текст Корана нельзя рассказывать через смысл, то есть необходимо процитировать его текст без изменения, а Хадис-уль-Кудси разрешается передать в смысловом формате.
3. Коран является чудом (му’джизатом), которое обессиливало оппонентов Пророка ﷺ своим красноречием и содержанием, а в Хадис-уль-Кудси такой му’джизат не присутствует.
4. Суры, аяты и даже каждая буква из Корана переданы через цепочку «мутаватир» (передача большим числом передатчиков, что исключает то, чтобы они объединились во лжи), а в хадисах не обуславливается такая цепочка, и они во многих случаях переданы через цепочку передатчиков «ахад» (когда передаётся одним или несколькими передатчиками, число которых не доходит до мутаватира).
5. Само по себе, чтение аятов Корана является видом поклонения, в отличие от Хадис-уль-Кудси, само чтение которых не является поклонением, хотя общая награда есть, как за получение знаний и т.д.
7. Чтобы прикасаться к Корану, необходимо иметь малое и большое омовение, а для устного чтения (без касания) можно ограничиться только большим омовением, в отличие от Хадис-уль-Кудси, для которого иметь омовение не является условием.
Здесь мы вкратце изложили основные пункты, по которым различаются аяты Корана и Хадис-уль-Кудси.
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Хадисы кудси
Хадисы подразделяются на два вида. Первый вид отличается тем, что принадлежит Пророку Мухаммаду ﷺ, Посланнику Всевышнего, и такие называют хадисами Пророка ﷺ. Второй вид принадлежит Всевышнему Аллаху, их называют как Священные или хадисы Кудси, они передаются мусульманам через Пророка Мухаммада ﷺ, то есть это те хадисы, которые Пророк Мухаммад ﷺ отнес по их смыслу ко Всевышнему Аллаху. Эпитет «аль-Кудси» был дан им потому, что в переводе слово «кудс», от которого произошло определение «аль-Кудси», означает «священность» или «святость». Их смысл сводится к тому, чтобы рассказать о святости Великого Аллаха, чтобы его возвеличить и показать, что у Всевышнего Аллаха отсутствуют недостатки. Хадис аль-Кудси редко имеет отношение к нормам шариата.
Хадис аль-Кудси отличается от обыкновенного тем, что формулировки в нем всегда строго определенные, и с этих формулировок он начинается в большинстве случаев. Примером такой формулировки может стать фраза, с которой передатчик начинает свой рассказ: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал в том, что передал от Своего Господа…». Мусульмане знают еще один распространённый пример такой формулировки: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сказал Всевышний Аллах…», то есть в таких формулировках ссылаются на то, что слова Пророка Мухаммада ﷺ указывали именно на Всевышнего, были посвящены Ему и сказаны о Нем. Далее идет обращение Всевышнего «О, сыны Адама!», с которым Он обращается ко всем живущим людям.
Являются ли данные хадисы словами Аллаха?
Нельзя считать, что если это хадис аль-Кудси, то есть священный, то это одно может сделать его по умолчанию достоверным. И среди хадисов аль-Кудси есть вымышленные, а есть достоверные, есть слабые и есть сильные. То, что они «священные», относятся не к их достоверности, а к тому смыслу, которые они содержат и который передают.
Хадисы аль-Кудси или богооткровенные хадисы, смысл которых относится ко Всевышнему Аллаху, можно встретить также под названием раббани или хадис-иляхи. Они тоже были ниспосланы Пророку Мухаммаду ﷺ путем ильхама, то есть откровения, озарения, или переданы через ангела Джибриля, но Господь принял решение не включать эти хадисы в состав Корана как коранические аяты. Отличить их от коранических аятов можно по тому, что в начале словам, с которыми Господь обращается к Своим рабам, предшествует пояснение, суть которого в том, что «Пророк передал, что Господь сказал: «О сын Адама. ».
Относительно того, относятся ли ко Всевышнему Аллаху и слова хадисов аль-Кудси, а не только их смысл, существует масса разногласий между учеными Ислама. Часть исламских ученых считает, что ко Всевышнему Аллаху относится и смысл хадисов аль-Кудси, и слова их, ведь слова внушил Пророку Мухаммаду ﷺ сам Великий Аллах во время, когда Пророк Мухаммад ﷺ спал, или через откровение. Слова не были ниспосланы Пророку Мухаммаду ﷺ через ангела Джибриля, как это бывало на протяжении его жизни. И это отличает хадис аль-Кудси от всех остальных.
Есть также часть ученых, которые придерживаются мнения, что только смысл хадиса аль-Кудси следует относить ко Всевышнему Аллаху, а слова – это слова Пророка Мухаммада ﷺ. Большинство ученых исламской уммы придерживаются как раз такого мнения и считают его единственно правильным, которое нужно знать.
Различие хадисов Кудси от Корана
Первое различие заключается в том, что смысл и слова Священной Книги Коран исходят от Всевышнего Аллаха. Священная Книга Аллаха Коран была посредством откровения передана мусульманам через ангела Джибриля. Коран – это вызов населяющим планету людям, которые не способны в своей жизни составить подобной Книги.
В хадисах аль-Кудси только смысл принадлежит Всевышнему Аллаху, а слова, приводимые в них, произнес Пророк Мухаммад ﷺ. Они не являются вызовом населяющим планету людям за всю свою жизнь составить подобное.
Третье различие, которое существует между Священной Книгой Коран и хадисами аль-Кудси, это то, что если мусульманин читает каждый день Коран, то он за это получает от Всевышнего Аллаха вознаграждение, и это вознаграждение может быть увеличено в десятки раз. Во время молитв и совершения намазов каждый день также мусульмане читают Священную Книгу Коран. Но хадисы аль-Кудси читать во время совершения намаза как молитву нельзя, и за их чтение Великий Аллах не будет даровать мусульманам награды так, как это Он делает за чтение Корана. О том, что за чтение коранических текстов Всевышний дарует награду, говорит сам Всевышний в Коране. Об этом упоминает в своем сборнике хадисов имам Тирмизи: «Человек, прочитавший хотя бы одну букву из Корана, получит награду, равную одному доброму делу. А одно доброе дело имеет свойство получать десятикратно возросшую награду». Чтение хадисов аль-кудси не рассматривается как то, что мусульманин сделал богослужение, не будет зачтено как поклонение Всевышнему, не будет даровано Всевышним награды за чтение этого текста десятикратно.
С аятами Корана их различает еще и то, что неподражаемость аятов Священной Книги Коран по их стилю, форме, а также по их содержанию или иджаз аль-куран, их чудесность хадисам аль-Кудси не присуща. Хадисы аль-Кудси не были переданы до наших дней через мутаватир, то есть многочисленными путями через многочисленных передатчиков, как это произошло с аятами Корана, а передавались единично, то есть через разовые сообщения или путем ахада.
Отличает от коранических аятов хадисы аль-Кудси еще и то, что к ним прикасаться, пребывая в состоянии ритуальной нечистоты, можно, чего нельзя допускать с аятами Корана.
Основное отличие коранических текстов аятов и сур от хадисов аль-Кудси заключается также в том, что те положения, которые были закреплены в Коране, являются всеобъемлющими и распространяют свое действие на все человечество, населяющее землю, и распространяются и не теряют актуальность на все периоды истории развития человечества – задолго до того, как появился Ислам и спустя многие тысячелетия после этого, пока не наступит Конец Света и не придет Судный день.
Священная Книга Коран, ее аяты и суры обладают чудесными качествами, текст, который был бы таким же, как текст Корана, по его красоте, многослойности, многоплановости смысла и воздействия на сердца и дела людей, не сможет придумать никто из живущих на земле. Одно из отличительных качеств Корана – его неподражаемость, и это неоднократно упоминается и в самом Коране, и в хадисах. В Священной Книге Коран говорится, что, если бы даже объединились люди и джинны в попытке что-то подобное сделать, сочинить, и даже если бы они стали помогать друг другу, чтобы сделать это, им все равно не удалось бы это. Также в Коране сказано, что если верующие сомневаются в том, что именно Всевышний ниспослал Коран человечеству, то пусть попробуют сочинить хотя бы одну суру, подобную суре Корана.
Исламские ученые правоведы указывают, что в случае с хадисами аль-Кудси, которые в трактатах богословского характера достаточно часто используются, иногда фактически не отличаются от высказываний Всевышнего, но при утрате их точной формулировки смысл высказываний передан Пророком Мухаммадом ﷺ своими словами. По своему содержанию они откровениями являются, но по своей форме не являются откровениями Всевышнего, поэтому исламскими богословами допускается, что из уст в уста может передаваться их смысл.
При попытке найти различие между кораническими аятами и хадисами аль-Кудси, всегда следует обращать внимание на то, что для коранических текстов характерность полная достоверность, которая сомнений ни у кого не вызывает. Текст Корана, его любой аят и любая его сура – это текст канонический, он не подвергается градации по степени его достоверности, а вот тексты хадисов аль-кудси подразделяются по степени своей достоверности на сахих или достоверные, хасан или хорошие и даиф или слабые.
В научном труде под названием «Тальвих аль-Хашия» сообщается, что Священными хадисами называют такие, которые были внушены Всевышним Аллахом Своему Посланнику в тот день, когда Пророк Мухаммад ﷺ вознесся и имел счастье встретиться Аллаха, то есть в день, когда произошло событие, получившее название аль-Исра ва аль-Мирадж. В этом же труде сказано, что откровения или вахи следует подразделять на читаемые откровения и передаваемые откровения. К первым, то есть читаемым, относятся Священная Книга Коран и те аяты, которые в ней содержатся, а к передаваемым откровениям относятся как раз Священные или хадисы аль-Кудси, число которых составляет около ста.
Сколько существует Священных хадисов
Количество хадисов аль-Кудси не настолько огромно, как количество обычных или хадисов набави, как предполагает ибн Хаджар аль-Хайтами, их количество сводится к ста преданиям. По его словам, некоторые ученые собрали в одном томе их все. Но если принимать во внимание не только достоверные и сильные, а все предания, которые существуют и подпадают под категорию аль-Кудси, то их количество может достигать восьмисот штук.
Среди ученых, которые проделали огромную работу, чтобы собрать в одну книгу все хадисы аль-Кудси, называют шейха Аль-Мунави и его книгу «Аль-итхафат ас-суннийя фи-ль ахадис аль-кудсийя», аль-Мадани, у которого книга носит такое же название, а также ибн Бильбана, а также таких современных ученых Ислама, как Мустафа аль-Адави и шейх Абду-с-Салям ибн Мухаммад Аллюш.
Достоверные хадисы аль-Кудси
Примером такого хадиса аль-Кудси может стать переданный от Абу Хурайры, в котором приводятся слова Всевышнего Аллаха о том, что «Я такой, каким Меня представляет Мой раб, и когда Мой раб поминает Меня, Я с Моим рабом…».
«Поминайте Меня, будучи Мне послушными, и тогда помяну вас Я Своим прощением. О сын Адама! Не ленись четыре ракаата совершать в начале каждого дня, тогда до его завершения буду Я вместе с тобой».
Хадис, который передан от Абу Зарра и приводится в сборнике имама Муслима. В нем сказано: «О, Мои творения! Я самому себе запретил совершение несправедливости по отношению к кому-либо, поэтому я ставлю под запрет ущемление Моими творениями друг друга и совершение Моими творениями других несправедливостей».
Еще один пример хадиса аль-Кудси, который приводится в сборнике имама Муслима: «О сын Адама! Я заболел, а ты не навестил меня”. Он ответит: “Господи! Как я мог навестить тебя, Господа миров?” Он скажет: “Разве ты не знал, что такой-то из Моих рабов заболел, а ты не навестил его? Разве ты не знал, что если ты навестишь его, то найдешь Меня рядом с ним? О сын Адама! Я попросил тебя накормить Меня, а ты отказался”. Он ответит: “Господи! Как я мог накормить Тебя, Господа миров?” Он скажет: “Разве ты не знал, что такой-то из Моих рабов попросил тебя накормить его, а ты отказался? Разве ты не знал, что если ты накормишь его, то найдешь это у Меня? О сын Адама! Я попросил тебя напоить Меня, а ты отказался”. Он ответит: “Господи! Как я мог напоить Тебя, Господа миров?” Он скажет: “Такой-то из Моих рабов попросил тебя напоить его, и ты не сделал этого. А если бы ты напоил его, то нашел бы это у Меня».
В сборнике Тирмизи приводится другой хадис аль-Кудси: «О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебе, не обращая внимания на то, какие грехи ты совершил, до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прошения, то Я прощу тебя!».
Хадис аль-Кудси от Хакима в котором сообщается: «О сын Адама, посвящай себя поклонению Мне, и Я наполню твое сердце удовлетворением, а руки твои – средствами к существованию. О потомок Адама, не отдаляйся от Меня, иначе Я наполню твое сердце нуждой, а руки твои – трудами» (Хаким).
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
«Хадис-уль-кудси» Часть 1
Проповеди, собранные из «Хадис-уль-кудси» выдающимся мусульманским ученым, мыслителем и доводом Ислама, Имамом Абу Хамидом аль-Газали (450 г.х. /1059 г. н.э. – 505г.х./1111г. н.э.), да смилуется над ним Аллах,
Хадис-уль-кудси (изречение Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) о словах Всевышнего Аллаха).
Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! Я удивляюсь тому человеку, который убежден в том, что он смертен, но радуется, удивляюсь тому, кто убежден, что будет отчет, но собирает богатство, удивляюсь человеку, который убежден в том, что его ожидает могила, но смеется. Я удивляюсь тому человеку, который убежден в наступлении Судного дня, однако он беззаботен, удивляюсь тому человеку, который убежден в скоротечности мирской жизни, но спокоен. Я удивляюсь тому человеку, у которого знания на языке, а не в сердце, удивляюсь тому человеку, который сверху очищается водой, в то время, как он нечист душой и сердцем. Я удивляюсь тому человеку, который озабочен недостатками других людей и невнимателен к недостаткам своей души, или тому человеку, который знает, что поистине Всевышний Аллах смотрит на него, но не повинуется Ему, и удивляюсь тому человеку, который знает, что он умрет один, войдет в могилу один, будет давать отчет один, однако он ищет радости в людях. Поистине, нет божества кроме Меня, и Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) Мой раб и Посланник».
Всевышний Аллах говорит: «Я создал в вас самих и во всем сотворенном доказательства Моей единственности. Нет Мне соучастника во всем сотворенном, Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) Мой раб и посланник. Кто не доволен Моим предопределением, не приемлет Мои испытания, не выражает благодарность за Мою Милость и не довольствуется Моим подаянием, то пусть он поклоняется другому богу, если он равен Мне во всем этом.
Кто стал печалиться из-за мирских неурядиц, тот как бы злится на Меня, кто жалуется на беду, тот как бы жалуется на Меня, кто зашел к состоятельному человеку и унизился перед ним из-за его богатства, тот потерял две трети своей веры.
Кто не может смириться с мыслю о смерти (букв. бьет себя по лицу из-за смерти близкого человека), это равносильно тому, что он берет копье, чтобы сражаться со Мной. Кто сломает ветвь на могиле, тот как бы собственноручно разрушил вход Моей Ка‘абы.
Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! Довольствуйся малым – и не будешь нуждаться; избавься от зависти – и будешь, спокоен; отдаляйся от запретного – и твоя вера станет искренней. Кто откажется от поклепа (гибат), тому откроется Моя Любовь, кто будет сторониться людей, тот спасется от их бед, кто разговаривает мало, у того совершенный ум, кто довольствуется малым, тот полагается на Всевышнего Аллаха.
О сын Адама! Ты не следуешь своим знаниям, но как же ты ищешь знания, которых ты не знаешь? О сын Адама! Ты трудишься на этом свете, как будто не умрешь завтра, и собираешь богатства, как будто будешь жить вечно.
О мирское! Ты избегай человека, жаждущего тебя, стремись к тому, кто избегает тебя, и будь приятен созерцающему тебя».
Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! Кто станет печалиться из-за мирского, тот будет только отдаляться от Аллаха. На этом свете он обретет только трудности, а на Том – только утомление. Всевышний Аллах ниспошлет на его сердце беспокойство, которое не оставит его [сердце] никогда, озабоченность, от которой он не освободится никогда, нужду, от которой он не избавится никогда, и надежды, которые будут его тревожить всегда. О сын Адама! С каждым днем жизнь твоя сокращается, и ты этого не замечаешь. Каждый день Я даю тебе ризк (пропитание), а ты не восхваляешь Меня, малым ты не довольствуешься и многим не насыщаешься.
О сын Адама! Нет ни одного дня, чтобы Я не определял твой удел, и нет ни одной ночи, чтобы ангелы не донесли до Меня твои плохие деяния. Ты питаешься Моими средствами существования и не повинуешься Мне. Ты взываешь ко Мне, и Я тебе отвечаю. Мое добро снисходит к тебе, а зло твое доходит до Меня. Как же хорош твой Попечитель, и как же плох Мой раб. Ты крадешь то, что Я дам тебе, а Я покрываю твои проступки одну за другой. Мне стыдно за тебя, однако ты не стыдишься Меня. Ты забываешь обо Мне и поминаешь других. Ты боишься людей, но не боишься Меня, ты боишься их ненависти и не боишься Моего Гнева».
Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! Не будь тем, кто допускает упущения в покаянии, тем, у кого слишком радужные надежды, тем, кто желает [хорошей] Вечной жизни (Ахира) без совершения благих деяний, и тем, кто придерживается слов поклоняющихся (‘абидин), но совершает деяния лицемеров. Если ему дают, он не довольствуется этим, а когда его лишают [чего-нибудь], он нетерпелив. Он повелевает хорошее, когда сам не выполняет его, запрещает плохое, когда сам не остерегается его. Он любит хороших людей, а сам не является одним из них, ненавидит лицемеров, когда сам один из них.Он говорит то, что не делает сам, и делает то, что не велено ему, он требует выполнять [обещанное], а сам не выполняет его.
О сын Адама! Нет ни одного нового дня, чтобы земля [по которой ты ходишь] не обратилась к тебе словами: «О сын Адама! Ты ходишь по мне, а затем тебя похоронят во мне, на мне ты поддаешься страстям, а во мне тебя будут съедать черви.
О сын Адама! Я вместилище беспокойства и тревоги, я место допросов, я обитель одиночества, темноты и мрака, я место, где обитают змеи и скорпионы, ты обустраивай меня во благо себе, а не разрушай».
Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! Я не создал вас, чтобы вы стали многочисленными, не создал, чтобы радоваться вами в одиночестве, и не создал для того, чтобы прибегать за помощью к вам от бессилия в чем-либо, не создал вас для извлечения пользы и для защиты от вреда. Напротив, Я создал вас, чтобы вы поклонялись Мне постоянно, чтобы благодарили, и восхваляли Меня днем и ночью. Если предыдущие и последующие из вас джинны и люди, младшие и старшие, свободные и зависимые соберутся вместе служить Мне, то от этого ни на пылинку не увеличится Мое Царство.
Кто старается усердно, он, поистине, старается за себя. Аллах, безусловно, не нуждается в этом мире. О сын Адама! Подобно тому, как ты будешь ущемлять [других], тебя также будут обижать, как ты будешь относиться [к другим], также будут относиться и к тебе».
Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! О рабы динаров и дирхемов! Я создал эти дирхемы и динары для вас, чтобы вы с помощью их питались Моими благами, чтобы вы с помощью их носили одежду, которую Я даю, и чтобы вы восхваляли Меня. А вы берете Мою Книгу [Коран] и отбрасываете ее в сторону (не следуете ей). Вы берете динары и дирхемы и ставите их превыше всего. Вы возвышаете ваши дома над Моими домами (мечетями), вы не самые лучшие, вы не свободны, вы рабы мирского. Встреча с вами похожа на встречу с могилами, покрытыми известью, которые внешне выглядят красиво, а изнутри – мерзко и отвратительно. Так и себя вы выставляете перед людьми в лучшем свете и побуждаете любить себя своими слащавыми речами и красивыми поступками, и вы же отдаляетесь от них черствостью ваших сердец и отвратительными состояниями души. О сын Адама! Совершай свои деяния искренне и проси у Меня! Поистине, Я дам тебе больше, чем просят просящие».
Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! Я не создал вас напрасно и не создал вас зря, Я не являюсь невнимательным, Я знаю все о вас. Вы никогда не получите то, что есть у Меня, не проявив терпения в том, что вам неприятно ради Моего Довольства. Для вас легче проявлять терпение в повиновении Мне, нежели терпение в ослушании Меня. Вам легче оставить грехи, чем просить у Меня прощение от адских мучений. Страдания на этом свете легче для вас, чем муки на Том.
О сын Адама! Все вы заблудшие, кроме тех, кого Я наставил на истинный путь. Все вы являетесь причиняющими зло, кроме тех, кого Я удержал от его совершения. Вы оставляйте плохое и покайтесь Мне и Я прощу вас. Вы не раскрывайте свои тайны Тому, Кому они не являются тайной».
Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! Не проклинайте Мои создания, ибо проклятия возвратятся к вам. О сын Адама! Небеса держатся без опор благодаря одному из Моих имен [как Я предписал], а ваши сердца не исправляются даже тысячами наставлений из Моей Книги.
Всевышний Аллах говорит: «О люди! К вам пришло наставление [Коран] от вашего Господа и исцеление ваших сердец [от поразившего их недуга неверия]». Почему вы совершаете добро только тем, кто делает вам добро, и относитесь хорошо только к тем, кто относится к вам хорошо? Почему вы разговариваете только с теми, кто разговаривает с вами? Почему вы кормите только тех, кто кормит вас, и почему вы почитаете только тех, кто оказывает вам почет?
Ни одному из вас не дано преимущества над другим. Поистине, му’мины (уверовавшие) это те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, это те, которые делают добро даже тем, кто причинил им зло, это те которые сохраняют родственные связи даже с теми, кто разорвал их, это те, которые прощают даже тех, кто лишил их и отказал им, это те, которые доверяют даже тому, кто их предал, это те, которые разговаривают даже с тем, кто прекратил с ними общение, и оказывают уважение даже тому, кто их унизил. Поистине, Я самый знающий о вас».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Хадисы-Кудси
Различают хадисы двух видов: хадисы, которые принадлежат Пророку – они так и называются хадисами Пророка, мир ему и благословение, и хадисы, которые принадлежат Аллаху – они называются Хадисами-Кудси (Священными хадисами) и передаются через Пророка, мир ему и благословение.
В книге, под названием «Тальвих аль-Хашия» о Священных хадисах говорится: «Священные (Кудси) хадисы – это то, что Всевышний Алллах внушил Своему Посланнику, мир ему и благословение, в день его вознесения (аль-Исра ва аль-Ми’радж). Поэтому вахи (откровения) можно разделить на два вида:
Читаемое откровение – это Священный Коран и его аяты. А передаваемое откровение – это Священные хадисы, число которых близко к ста.
Всевышний Аллах сказал:
«О сын Адама! Знай, что богатым будет тот, кто проявляет довольство, а найдет отдохновение тот, кто преодолеет зависть. Тот, кто оставит запретное, очистит свою веру и религию. Тот, кто оставит сплетни, заслужит всеобщую любовь и приумножит в своих благах. Тот, кто уединится от людей, обезопасит себя от них. Тот, кто немногословен, совершенен в рассудке своем. Тот, кто доволен малым из того, чем наделен, может рассчитывать на то, что у Аллаха. О сын Адама! Ты не делаешь то, что знаешь, так как ты можешь просить дополнительные знания? Ты проводишь жизнь свою ради этого мира и не стремишься в рай, как будто не знаешь, что завтра тебе умирать, ты копишь богатство, как будто будешь жить вечно. Ведь Аллах внушил этой жизни: «О, жизнь! Не открывайся тому, кто падок до тебя, и ищи того, кто аскетичен. Используй падкого и служи аскетичному!».
«О сын Адама! Тот, кто встал утром огорченным из-за этого мира, заслужит только гнев и ненависть Аллаха, а также бремя забот в этой жизни и погибель в жизни вечной. О сын Адама! Если ты станешь проявлять недовольство тем, что дал тебе в удел Аллах, то Он лишь прибавит тебе надежд и наделит новыми хлопотами. О сын Адама! Каждый день ты видишь, как заходит солнце, и каждый день укорачивается твоя жизнь, но ты не знаешь этого. И каждый день ты получаешь свой удел, но не благодаришь за это. Поэтому ты становишься недовольным малым и не можешь насытиться большим. О сын Адама! Каждый день ты получаешь от меня новое пропитание, но каждую ночь ко Мне является ангел, который сообщает о твоих мерзких деяниях: ты проявляешь непокорность Мне, хотя ешь Мою пищу. Я внимаю твоим молитвам и отвечаю тебе благом, а в ответ вижу лишь мерзость твоих деяний. Как же прекрасен Я для тебя как Господь, и как скверен ты для Меня как раб. Я смущаюсь тебя, хотя ты не смущаешься Меня, и забываешь Меня, поминая других, помимо Меня. Ты страшишься людей, но не помнишь о Моем гневе».
«О сыны Адама! Я не создал вас, чтобы стать больше в численности или для того, чтобы спастись от одиночества. Я также не создал вас, чтобы справиться с чем-то, с чем не справлялся без вас, или для того, чтобы вы принесли Мне какую-то пользу, или избавили Меня от того, что мне вредит. А создал Я вас только для того, чтобы вы поклонялись Мне, были Мне премного благодарны и славили Имя Мое днем и ночью. И если для поклонения Мне соберутся вместе те, кто были до вас, и те, кто придут после вас, и те, кто уже умер, и те, кто еще жив, великие из них и простые, свободные и рабы, люди и даже джинны, то это не прибавит к Величию Моему ничего, даже на вес пылинки. Также, если с целью преступить против Меня, соберетесь все вы и те, кто был до вас, и те, кто придут после вас, те, кто уже умер, и те, кто еще жив, великие из них, и простые, свободные и рабы, люди и даже джинны, то это не убавит от Величия Моего ничего, даже на вес пылинки. Тот, кто ведет борьбу на пути Аллаха, борется ради себя самого, так как Аллах не нуждается в людях. А люди нуждаются в Нем. Ведь Аллах не нуждается ни в чем, Он Преславен, Достохвален! О сын Адама! Ты увидишь воздаяние за все, что ты совершаешь; что ты посеешь, то и пожнешь; ведь жизнь мирская есть только нива жизни вечной»
«О сын Адама! До каких пор ты, требуя прощения, будешь откладывать покаяние? Ведь ты желаешь жизни вечной, а сам ничего для нее не делаешь. Сам приводишь слова праведных, а поступаеешь так, как поступают лишь лицемеры. Ты проявляешь неблагодарность, когда тебя наделяют благом, и бываешь нетерпеливым, когда к тебе приходят невзгоды. Ты требуешь соблюдения своих прав, хотя сам не соблюдаешь прав других. Каждый новый день земля говорит тебе: «О сын Адама! Ты ходишь по мне, хотя в конце уйдешь в меня. Сегодня ты радуешься, гуляя по мне, хотя завтра черви будут глодать твое тело». Могила говорит тебе: «О сын Адама! Я – пристанище суда, ужаса и одиночества, поэтому подумай о том, как обустроить меня, а не наносить вред мне!»
«О рабы Мои! Я создал золото и серебро только для того, чтобы вы приобретали на них из Моей пищи и одежды, возвеличивали и славили Имя Моё и были благодарными Мне за блага Мои. Для того, чтобы они помогали вам в служении Мне и послушании, и помогали вам на вашем пути в рай. Для того, чтобы посредством них вы могли уберечь себя от огня ада. Вы же погрязли в мирском и обрели силу посредством них, пошли против Меня, поставив их во главе всего и став поклоняться им вместо Меня. Вы положили Книгу Мою под ноги, а свои дома возвысили. Вы превзошли по высоте мечети, являющиеся Моими домами. Вы украсили свои дома, а Мои дома оставили невзрачными. И поэтому нет в вас ни блага, ни благочестия. О рабы Мои! Мирская жизнь и её богатства подобны ухоженной могиле, внешне она кажется ухоженной, но внутри она – все та же могила со всеми ее ужасами. Вы стараетесь обманнуть людей прелестными речами и красивыми поступками. А предо Мной предстаете с черствыми сердцами и отвратительными деяниями. О сын Адама! Подобно тому, как не дает света фонарь, в которомтнет огня, в ваших увещеваниях к добру, при ваших мерзких поступках, нет блага.Поэтому будь искренен в своих поступках ко Мне, о сын Адама! И знай, что Я приму лишь те деяния, которые совершаются только ради Меня Одного. И не проси Меня (если не знаешь), ведь Я дал тебе лучшее из того, что могут попросить просящие».
«О сын Адама! Знай, что Я не сотворил вас ради забавы и понапрасну. Я знаю то, что вы делаете. И вы получите блага Мои, лишь проявив терпение в том, что вам не нравится, ради довольства Моего. Терпение в послушании и покорности Мне легче, чем терпение в греховности. Отказ от нечестия в жизни земной гораздо легче наказания в жизни вечной. О сын Адама! Каждый из вас заблудший, кроме тех, кого Я наставлю на путь истинный. И каждый из вас болен, кроме тех, кого Я излечу. И каждый из вас беден, кроме тех, кого Я сделаю богатыми. И каждый из вас пропащий, кроме тех, кого Я спасу. И каждый из вас творит дурное, кроме тех, кого уберегу Я. Так покайтесь же перед Аллахом, пусть Он смилуется над вами. И не разрывайте перед Аллахом покрова стыдливости своей, ибо Ему ведомо все, что скрываете вы и таите».
«О обладатели Писания! К вам пришло ясное доказательство от Господа вашего и исцеление от того, что стесняет грудь. Так почему же, о сыны Адама, вы милы лишь с теми, кто мил с вами? Почему вы поддерживаете связи лишь с теми, кто поддерживает их с вами? И говорите лишь с теми, кто говорит с вами? Почему вы кормите лишь тех, кто кормит вас? И угощаете своей пищей лишь тех, кто угощает вас? Ведь, поистине, нет предпочтения одного над другим ни в чем. И верующими являются лишь те, кто уверовал в Аллаха и посланника Его. И те, кто снисходительны к тем, кто недружелюбен к ним. И те, кто поддерживают отношения с теми, кто их прерывает. И те, кто первыми заводят разговоры с теми, кто не желает с ними говорить. И те, кто потчуют тех, кто неприветлив к ним. А Я знаю обо всех ваших деяниях».
«О люди! Мирская жизнь есть место для назидания, а не место, на которое следует возлагать большие надежды. И не почитайте ее, ведь она тленна, блага ее преходящи, а жизнь в ней скоротечна. И будьте готовы к встрече со смертью, готовя для неё благие деяния, прежде чем она настигнет вас. Где ваши усопшие отцы и дети? Этого хватит вам для назидания и урока. Пророк (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Когда я стоял у входа в рай, я видел, что большинство из тех, кто входят в него, были бедные и обездоленнные. Богатые же ждали у входа». Посему знай, что мирская жизнь – это пристанище тех, у кого нет никакой доли в жизни вечной, и имущество тех, у кого нет никакого имущества в жизни будущей, он копит его, сам не понимая, для чего это делает. И радуется ей лишь глупец. И падок до нее лишь тот, кто ни в чем не уверен. И гонится за страстями ее лишь тот, кто ничего не познал. Поэтому тот, кто полюбил блага преходящие, и жизнь скоротечную, и страсти увядающие, тот преступил против самого себя и пошел против Господа своего, и предал забвению жизнь вечную, и обманулся мирским. О сын Адама! Скольких людей Аллах одарил при жизни высокими степенями и положением, которые станут для них в жизни будущей лишь источником бед великих. И сколько таких, о которых говорят хорошие слова, но на самом деле угнетаемы самими собой, то есть многие верят, когда о них люди говорят, что они праведные и благоччестивые, и входят от этого в заблуждение, ведь перед Господом они – грешники. Этим губят и угнетают лишь самих себя. И сколько гибнущих, которых Я спас. То есть многие люди погибли бы из-за грехов своих, если б знали, но спаслись от погибели, так как Аллах скрыл их недостатки. И сколько людей обманываются благополучием в жизни этой, хотя в ней они грешники. А те, кто грешен, и не прекращает совершать грехи, тот вкусит наказание мучительное за все, что творил в жизни земной. Посему, о сыны Адама, сейте для Меня, и Я взращу вам. Творите во имя Меня, и Я смилуюсь над вами. Извлекайте выгоду ради Меня, я дам вам прибыль. Ведь у Меня есть то, чего не видел ни один глаз, не слышало ни одно ухо, и не чувствовало ни одно сердце. Ведь Я – Аллах, Творец и Создатель всякого блага, величайшим из которых для рабов Моих является лицезрение Меня, что не может сравниться ни с чем из того, что слышал, видел или ощущал человек. И никто не испытал этого из сынов Адама, кроме Мухаммада (салаллаху алейхи ва саллям). И то, что со Мной, вечно и постоянно, а сокровищницы Мои никогда не иссякают. Я – Прощающий и Милосердный, Дающий и Щедрый, и только Я прощаю грехи грешникам, которые каются и просят прощение, поклоняются Мне и верят в Меня Единого, славят Меня и поминают Имя Мое, благодарят Меня и воздают хвалу Мне за Милость Мою и Всепрощение и блага райские, которые никогда не иссякнут. Поэтому сказано в хадисе: «Я близок к рабу Моему настолько, насколько он только может себе представить. Я рядом с ним всегда, когда он поминает Меня».
«О люди! Вспоминайте те блага, коими Я облагодетельствовал вас, и держите слово ваше, тогда и Я сдержу слово Свое, и страшитесь только Меня. И знайте, что войти в рай – такая же нелегкая задача, как накопить богатство. Так приближайтесь ко Мне, совершая благие поступки сверх тех, что предписаны вам. Ищите Моего благоволения в довольстве бедных и обездоленных из вас. Пребывайте со знающими и праведными из вас, ведь Милость Моя не покидает их ни на миг. О Муса (алейхиссалям), слушай, что Я скажу тебе, ведь то, что скажу Я, – истина. Тот, кто превозносится над бедняками, будет воскрешен в День Суда в образе муравья. А того, кто проявляет почтение к ученым и снисхождение к родителям, Я возвышу в степени, как в этой жизни, так и в будущей. Кто захочет раскрыть секрет верующего мусульманина, у того Я раскрою семьдесят секретов. А тот, кто отвернется от верующего мусульманина из-за его бедности, тот объявляет войну Мне. Кто будет любить верующего мусульманина только ради Меня, того ангелы будут приветствовать как в этой жизни, так и в будущей».
«О сыны Адама! Повинуйтесь Мне в соответствии с потребностями вашими, ибо терпение ваше против огня мало. И трудитесь в этой мирской жизни столько, сколько у вас есть необходимости в ней, ибо она – пристанище деяний ваших. Не обманывайтесь тем, что конец ваш не близок, пропитание ваше с вами, а грехи остаются безнаказанными. Ведь все, кроме Лика Его, обречено на исчезноввение; Он вершит судьбы, и к Нему все вы будете возвращены. О сын Адама! Если ты будешь бояться огня адского так же, как боишься бедности своей, то спасешься от него, Я же дам тебе удел оттуда, откуда ты не знаешь. И если вы будете желать рая так же, как желаете мирского, Я сделаю вас счастливыми в обоих мирах. И если вы будете поминать Имя Мое так же часто, как поминаете друг друга, то ангелы будут приветствовать вас днем и ночью. А если вы будете благосклонны к неимущим праведникам из рабов Моих и будете с ними так же милы, как с теми, кто имеет положение в мирской жизни, тогда Я буду благосклонен к вам настолько, насколько был благосклонен к посланникам, избранным из рабов Моих. Но вы же умертвляете сердца свои любовью к мирскому. А конец его близок».
«О сын Адама! Сколько ламп гаснет от случайных порывов ветра. Скольких рабов погубило их самодовольство. Сколько богачей погубило богатство. Скольких бедняков погубила бедность. Скольких здравствующих погубило здоровье. Скольких больных погубила болезнь. Скольких ученых погубило их знание. Так клянусь же Величием Моим и Славой, если бы не старцы праведные, молодежь богобоязненная и дети грудные, и если бы не животные, что пасутся, Я бы сделал небо над вами железом, а землю под вами – гранитом, почву Я бы сделал пустыней песчаной, и не сошло бы на вас с неба ни одной-единственной капли дождя, и не произрастила бы земля для вас ни одного росточка малого. И пролил бы Я на вас Свой гнев, но не бывать этому из-за того, что есть другое, предотвращающее это. А посему, нет никакой силы и мощи, кроме как у Аллаха Великого, Могучего».
«О сын Адама! Тело твое состоит из мышц и крови, так отведи для них долю благой пищи, той, что дозволена. Дабы, если станут благими деяния твои, мышцы и кровь твои станут дозволенными для рая. Ведь не войдет в него ни запретное, ни сомнительное. Не будь подобно факелу, который горит лишь для того, чтобы светить людям. И избавься от любви к мирскому, которая умертвляет сердце, портит тело и сжигает его, делая непригодным для рая. Ведь Я никогда не позволю, чтобы любовь ко Мне и любовь к мирскому собрались в одном сердце. Однако не мучай себя в поисках пропитания, ведь каждый получит свою долю, а страждущий нередко бывает обделен, да и благо не длится вечно. Чрезмерно глубокое изучение ведет к погибели, конец же предопределен, а слово Аллаха – известная каждому Истина. Величайшее благо – богобоязненнность и страх пред Аллахом. Величайшее достояние – довольство и достаточность. Лучшим же из того, чем наделил тебя Я, является здоровье и благополучие. А худшей из речей ваших является ложь. Худшим из дел ваших – клевета и сплетни. Я же никогда не поступаю несправедливо по отношению к рабам Своим».
«О обладатели Писания! Почему вы говорите то, чего не делаеете? Почему вы остерегаете от того, чего сами не остерегаетесь? Почему повелеваете делать то, чего сами не делаете? Почему собираете то, чего не съедите? Разве у вас есть спасение от смерти? Или вам гарантирована безопасность от огня ада? Или вы заслужили рай в награду? Или вас не страшит гнев Милостивого, потому что блага Его и благосклонность к вам избаловали вас? Или же обманывают вас ваши мечты и надежды? Так пусть же не обманет вас ни здравие, ни благополучие ваше, ибо это не длится вечно, и время его ограничено. И тайны ваши вовсе не скрыты, они под Всевидящим Взором Аллаха. Так бойтесь же и страшитесь Аллаха, о обладатели рассудка, тогда, быть может, вы будете успешны. И тратьте то, что в руках ваших, на то, что ждет вас впереди. О сын Адама! Ты растрачиваешь свою жизнь с того самого дня, когда мать твоя родила тебя на этот свет. О сыны Адама! Вы в этой жизни, в ее удовольствиях и ловушках, подобны мухам в меду. Чем больше муха суетится в нем, тем больше увязает. И не будь ты подобен факелу, который горит лишь для того, чтобы светить людям».
«О сын Адама! Действуй в соответствии с тем, что повелел тебе Я, и сторонись того, что Я сделал для тебя запретным, и тогда Я дам тебе вечную жизнь, и ты не умрешь никогда. О сын Адама! Если речь твоя сладка и прекрасна, а деяния мерзки и отвратительны, то ты являешься главой лицемеров. Если ты прекрасен наружностью, а внутри ужасен, то ты – пропащий человек, ты из числа тех, кто пытается обмануть Аллаха и верующих, но обманывает лишь себя и не подозревает об этом. О сын Адама! В рай войдет лишь тот, кто смирился пред Величием Моим, уделял Мне драгоценное время из дней своих, и шел ради Меня наперекор своим желаниям. О сын Адама! Укрой странника, обрадуй бедняка, навести близкого, смилуйся над бедствующим, приюти сироту и будь ему как любящий отец, и будь к вдовам как их любящий муж, и тогда то, о чем ты попросишь Меня, Я выполню, и дам тебе все, о чем попросишь ты».
«О сын Адама! Ты жалуешься на Меня, хотя на такого как Я недопустимо жаловаться. Ты забываешь Меня, хотя такой как Я не достоин этого. И до какого же времени ты собираешься отрицать блага Мои, ведь Я не тиран для рабов Своих. И до какого же времени ты будешь пренебрегать Моей Книгой, ведь Я не обременяю тем, что непосильно рабам Моим. И до какого же времени ты не будешь интересоваться Мной, когда Я всегда интересуюсь тобой. И сколько еще ты будешь неблагодарен Мне, ведь нет для тебя никого подобного Мне, и никто не излечит тебя, кроме Меня. И сколько еще будешь ты проявлять недовольство волей Моей, в то время когда она для тебя – благо? Ты винишь во всем время, считая, что оно сотворило с тобой то-то и то-то, и забываешь Меня. Хотя это Я посылаю вам дожди обильные, а вы говорите, что дождь выпал из-за какой-то звезды или какого-то рода. Я, и только Я Один сотворил и звезды, и созвездия, Я, и только Я Один посылаю дожди по Своей Милости, и лишь Я распределяю их и знаю меру их и неообходимую периодичность. О сын Адама! Если, имея силы и пропитание, ты три дня подряд ни разу не вспомнил и не поблагодарил Меня, значит, ты пренебрег благами Моими. Если же у тебя есть возможность, но ты не выплачиваешь закят с имущества, значит, пренебрегаешь ты и Книгой Моею. А когда настал час намаза, и ты не нашел время для него, значит, ты не признаешь Меня Самого».
«О сын Адама! Терпи и будь доброжелателен, и Я возвышу тебя. Будь благодарен Мне, и Я прибавлю тебе. Проси у Меня прощения, и Я прощу тебе, поддерживай родственные отношения, и Я продлю тебе жизнь. И желай у Меня благополучия в делах твоих, будучи немногословным. И знай, что успех в единстве, искренность с чистосердечием, аскетичность с покаянием, поклонение в знании, а богатство в довольстве. О сын Адама! Как ты можешь желать познать Меня своим сердцем, когда большую часть своего времени ты проводишь в сне? Как ты можешь желать богобоязненности, когда больше всего ты боишься бедности? Как ты можешь желать довольства Аллаха, если перед Ним премного грешен? Как можешь ты желать славы и уважения, если жаден и скуп? И как можешь ты любить мудрость, если любишь славу, непобедимость и всеобщее почитание? И как вообще ты можешь желать счастья с такими ничтожными знаниями?»
«О люди! Ничто не может сравниться с умением мыслить, и нет самовоспитания лучшего, чем устранение препятствий с дороги. И нет чести большей, чем воспитанность. И нет заступника лучше, чем покаяние. И нет лучшего поклонения, чем поиск знаний. И нет молитвы лучшей, чем страх. И нет счастья большего, чем успех. И нет ничего прекраснее, чем разум. И нет горя большего, чем невежество. О сын Адама! Отведи время для поклонения Мне, и Я избавлю тебя от нужд твоих, дом твой наполню изобилием, а тело твое – удобством и легкостью. И не будь небрежен в поминании Меня, ведь если ты впадешь в неведение и беспечность, Я преумножу бедности твоей, тело твое не будет знать ничего, кроме усталости и изнурения, а в груди твоей будет все та же пустота и отчаяние. О сын Адама! Здоровье и благополучие, что даровал тебе Я, помогают тебе быть покорным Мне. Успешность твоя помогает тебе выполнять то, что предписано тебе Мною. Но почему же, питаясь пищей Моей, ты преступаешь против Меня? Ведь ты всегда жил в Моих благах, и в Моих благах купался. Украшал себя и жил в благополучии, а теперь предаешь забвению Меня – поминаешь другого, и не благодаришь Меня».
«О сын Адама! Взгляни на себя и на созданных, тебя окружающих. И если находишь ты кого-то, кто лучше в глазах твоих положением, прояви к нему благоволенье и доброжелательность, а сам соверши покаяние и прибавь в благих делах своих. Но если дорог ты самому себе, не загрязняй души своей греховным, не подвергай ее наказанию огнем пламенным. О вы, которые уверовали! Помните о благах, коими Аллах облагодетельствовал вас, и о договоре с Ним, когда сказали вы: «Слушаемся и повинуемся», и страшитесь Аллаха, прежде чем наступит День суда, День, когда каждый будет стараться обмануть другого, День Истины, День, который продлится пятьдесят тысяч лет, День, когда никто не сможет говорить, никто не получит разрешения изъясниться, а будет лишь оправдывваться за свои поступки. День, когда каждый услышит ужасный гул и вопль, а на лицах будет скорбь и отчаяние. День, когда ни одна душа не сможет помочь ничем другой, а власть будет принадлежать только Аллаху. День, в который все будет сотрясаться и сметаться со своих мест. Страшитесь Аллаха, прежде чем наступит День, когда горы будут стерты в пыль, мучения которого продолжительны, а наказание постигнет каждого, так, что даже младенцы поседеют от страха и ужаса. И не будьте как те, которые говорят: «Слушаем», а сами не слышат».
«О вы, которые уверовали! Поминайте Аллаха много и славьте Имя Его и днем, и ночью. О Муса, сын Имрана, о обитатель подножья горы Ливанской! Слушай, что скажу тебе Я, ведь Я – Аллах, Владыка Всемогущий, и не нужен между Мной и тобой переводчик. Обрадуй каждого, кто занимается ростовщичеством и плохо ведет себя по отношению к родителям, двойным наказанием, наказанием от Милостивого. О сын Адама, если чувствуешь ты, что сердце твое больно и черство, тело слабо, а пища скудна и недостаточна, знай, что ведешь разговоры ты о том, о чем не следует тебе разговаривать. О сын Адама, ведь дела веры твоей никогда не придут в порядок, пока не приведешь в порядок ты сердце свое, и никогда не придет в порядок сердце твое, пока не приведешь в порядок ты речь свою. И никогда не придет в порядок речь твоя, пока не станешь ты стыдиться Меня. И как же ты будешь стыдиться Меня, когда радуешь шайтана проклятого. Ведь когда, о сын Адама, ищешь ты недостатки у людей и забываешь про свои собственные, радуешь шайтана и гневишь Милостивого. О сын Адама, знай же, что язык твой подобен льву хищному, и если выпустишь его на волю, он съест тебя самого и не задумается».
«О сын Адама! Знай, что шайтан для тебя явный враг, так держи его своим заклятым врагом. И совершай деяния ради Дня, когда все вы будете приведены к Всевышнему Аллаху толпами. И предстанете перед Ним, и будете выстроены рядами. И будете читать вы Книгу (деяний) буква за буквою. И будете спрошены о том, что творили вы тайно и явно. В тот День богобоязненные будут введены в рай группами, а грешники будут ввергнуты в ад толпами, и пусть будет достаточно для вас этого обещания и слова, Мною данного. Ведь Я – Аллах, нет другого божества кроме Меня, Я Один, Единый, и нет Мне ни равных, ни подобных – ни в Царстве Моем, ни во Властвовании, и не нужны Мне ни помощники, ни заместители. Поэтому, если после намаза кто-то взовет ко Мне в ду’а, пребывая в посте, Я дам ему на ифтар всякого рода яств чудеснейших. А тот, кто не спит ночами и молится, будет возвышен в делах своих, и дела его будут успешными. А того, кто хранит взор свой от запретного, уберегу Я от жара огня адского пламени. Так знайте же Меня, ведь Я – Господь ваш. Лишь Я дарую блага вам, так благодарите же за них Меня Одного. Лишь Я оберегаю вас от пагубного, так обращайтесь же ко Мне за помощью. Лишь Я даю вам помощь, так просите же её у Меня. Лишь Я прощаю вам прегрешения, так просите же у Меня прощения. Лишь ко Мне вам надобно стремиться, так стремитесь же ко Мне. Лишь Я одариваю и пропитаю всех, обращайтесь же ко Мне с вашими нуждами. Лишь Я Один достоин поклонения, поклоняйтесь же Мне Одному. Ведь и тайное, и явное ведомо Мне, а посему лишь Меня Одного страшитесь и бойтесь».
«Аллах – свидетель, что нет божества, достойного поклонения, кроме Него Одного. Поэтому, если кто-то будет искать другой религии, кроме Ислама, у него не будет принято. Ибо не каждый, совершающий добрые дела, попадет в рай, ведь сказал Я, что исчезнет все, кроме Лика Моего, поэтому то, что вопреки Мне и слову Моему, обречено на исчезновение. Пропадет тот, кто потерял надежду на Милость Мою. Поэтому тот, кто познал истину и последовал за ней, будет в безопасности. Знающий ложь и сторонящийся ее – победит. Познавший Аллаха и покорившийся Ему – будет спасен. Познавший жизнь вечную и отправившийся на поиски ее – достигнет ее. Ведь Аллах направляет на прямой путь лишь тех, кого пожелает, и к Нему вы все будете возвращены. О, сын Адама! Если Сам Аллах пропитает тебя, то твои хлопоты об этом излишни. Если Аллах возмещает все утраты и потери, так зачем же скупиться? Если сказано, что шайтан – враг Аллаху, зачем же за ним следовать? Если сказано, что будет наказание огнем адским, как можно отдыхать больше необходимого? Если все случается по воле Моей и предопределению, так зачем же вам чрезмерно беспокоится? Так не горюйте о том, что вы потеряли, и не восторгайтесь тем, что Аллах дал вам. Поистине, Аллах не любит горделивых и заносчиввых».
«О сыны Адама! Собирайте то, что будет необходимо вам в пути, ибо путь этот дальний. Обновите судна ваши, ибо море это глубокое. И будь искренен в том, что делаешь, ибо Тот, Кто приннимает деяния, видит все, даже тайное. И сторонись огня, питая ненависть к нечестивцам, и войди в рай, заслужив любовь благочестивых. Ведь Аллах не оставляет без внимания ни одно доброе деяние тех, кто совершает благое ради Него».
«О сыны Адама! Сколько вы еще будете грешить предо Мной, хотя сами страшитесь жара солнца и лучей его палящих. Ведь огонь геенны страшнее этого, семь ярусов в нем, огонь одного пожирает огонь другого. А внутри каждого из них – по семьдесят тысяч долин пламенных. А в каждой долине – по семьдесят тысяч ущелий огненных. А в каждом ущелье – по семьдесят тысяч дворов, в каждом из которых – по семьдесят тысяч домов огненных. В каждом доме – семьдесят тысяч колодцев, огнем наполненных, в каждом из которых – по семьдесят тысяч табутов огненных. Из каждого растет семьдесят тысяч деревьев, «Заккум» называемых, а к каждому дереву приковано семьдесят тысяч оков огненных, а на каждой окове – семьдесят тысяч цепей раскаленных и столько же змей огнедышащих, длина каждой змеи тысяча локтей. А в каждой змее яда черного – как моря бескрайнего, внутри нее – по семьдесят тысяч скорпионов жалящих. У них по тысячи хвостов, каждый из которых длиной в семьдесят тысяч локтей, а на каждом – столько же жал ядовитых. В каждом жале – семьдесят тысяч доз отравы красной. Ведь сказано в Книге Священной: «Клянусь горой Тур, и Книгой начертанной, и Домом – Каабой, посещаемой паломниками, и небом возвышенным, и морем бушующим, обещание Господа твоего о наказании непременно сбудется». О сын Адама! Огонь этот обещан тем, кто плохо обращается с родителями своими. Каждому скупящемуся, клеветнику обижающему, лицемеру, каждому, закят не выплачивающему, получающему доход от процентов, пьющему опьяняющее, сироту обижающему, работнику недобросовестному и над покойным причитающему. Каждому, кто скапливает имущество неправедное, каждому, позабывшему Коран, некогда знавшему. Каждому преступнику и доставляющему беспокойство соседям. Но тем из них, кто покаялся и уверовал и стал совершать благое и доброе, Аллах заменит зло и прегрешения на благое и доброе, ведь Аллах Прощающ Милосерден. И будьте милостивы к себе, о рабы Мои, ведь слабы вы и тела ваши, а путь далек, и ноша нелегкая. Исрафиль призовет вас всех, и не будет никого, кто не услышит его призыв, а огонь полыхает, дожидается. Аллах – Господь миров, вершитель судьбы каждой предостерегает вас от Себя Самого и от наказания обещанного и неизбежного».
«О люди! Почему же вы желаете мирской жизни, ведь она тленна, и тленны блага её, скоротечно время ее, а грехи остаются навечно? Ведь у Меня для набожных рабов Моих приготовлены сады с восемью вратами, а в каждом саду – по семьдесят тысяч других, шафрановых садов, а в каждом из них – по семьдесят тыссяч городов из райской камфары. А в каждом городе – по семьдесят тысяч дворцов из мрамора. А в каждом дворце – по семьдесят тысяч дворов из яхонта. А в каждом дворе – по семьдесят тысяч домов из золота. А в каждом из этих домов – по семьдесят тысяч комнат, в каждой из которых по семьдесят тысяч столов из имбиря. И посуды на них – семьдесят тысяч предметов из красного золота, в каждой из которых по семьдесят тысяч различных яств. Там же, в каждом из этих залов – по семьдесят тысяч лож из красного золота. На каждом из этих лож – семьдесят тысяч постелей из шелка, атласа и парчи. Рядом с каждым из этих лож протекает семьдесят тысяч рек с живой водой, с молоком, с вином и чистым медом. А над каждой из этих рек стоит по семьдесят тысяч шатров, в каждом из которых по семьдесят тысяч постелей. А в каждой постели – по большеглазой гурии, каждой из которых принадлежит по семьдесят тысяч дворцов. Каждая из гурий подобна жемчужине. На каждом из дворцов – тысяча куполов из райской камфары. Под каждым куполом – по тысяче подарков от Милостивого. Это то, чего не видел ни один глаз, не слышало ни одно ухо, не ощущало ни одно сердце. Там для них фрукты, каких они только пожелают, в награду за то, что творили они. И не услышат они там ни болтовни, ни речей пустых, и лишь только слова приветствия: «Мир вам, мир вам!» И не будут они умирать там, и не будут стариться, и не будут ничем опечалены, и не прольют они там ни капли слез, и не будет на них там возложен пост, и не будут они выстаивать намаз, и не постигнет их там ни одна болезнь, и не будут они потеть и справлять нужду, и останутся они в раю навечно. Так пусть же тот, кто желает услад этих, благ Моих и соседства со Мною вечного, подает милостыню, и терпит испытания жизни мирской, и остается доволен малым, и тогда будет жить в раю Моем вечно».
«О вы, которые уверовали! Истинно страшитесь Аллаха и не умирайте, кроме как будучи мусульманами. И знайте, что деяния без знаний подобны дереву без плодов. А знания без деяний подобны луку без тетивы. Знания и деяния того, кто не выплачивает закят, подобны действиям того, кто пытается посеять соль на камне. Знания для глупцов – все равно, что драгоценности для животных. Жестокое сердце подобно камню, посаженному в воду. Пытаться наставить на путь праведный тех, кто не желает этого, все равно, что предлагать пищу тем, кто лежит на кладбище. Милостыня, подаваемая с нечистых (запретных) доходов похожа на очищение от скверны мочой. А намаз того, кто не выплачивает закят, подобна телу без души. Деяния без покаяния подобны зданию без фундамента.Так неужели вы будете чувствовать себя в безопасности от хитрости Аллаха, ведь чувствуют себя в безопасности от хитрости Его только пропащие».
«О сын Адама! Всякое имущество – это Мое имущество, ты же – раб Мой, так зачем же тебе имущество более того, что ты ешь, тратишь, одеваешь и подаешь в милостыню, а оставляя все лишнее у себя на будущее, навлекаешь на себя гнев Мой. О сын Адама! Ты состоишь из трех частей, одна из которых принадлежит Мне, другая – тебе, а третью мы делим пополам. Та, что принадлежит Мне – это душа твоя, та, что принадлежит тебе – это деяния твои, а та, что остается между нами – это твои мольбы и Мой ответ на них. О сын Адама! Если те, кто правят людьми, попадают в ад из-за высокомерия своего и тирании, то простые люди попадают туда по причине своего нечестия, знающие из них – по причине зависти, а чтецы Священных Писаний – по причине своей беспечности, если торговцы попадают в ад из-за лжи своей, а ремесленники – из-за обмана, если поклоняющиеся, будучи лицемерными, повторят участь всех вышеперечисленных, а богатые сгорят из-за чванства и неуплаты закята, Мною предписанного, бедные – из-за лжи, где же те, которые пойдут за раем, Мною обещанным?!».
«О сын Адама! Очисти сердце свое от любви к мирскому, ибо никогда не соберу Я любовь ко Мне и любовь к мирскому в одном сердце. О сын Адама, будь богобоязнен, и очисти от показухи свои деяния, и уделяй время поминанию Меня, тогда Я стану поминать тебя с Моими ангелами. О сын Адама, до какого времени ты будешь поминать Имя Мое, когда в сердце твоем и во всех деяниях все, кроме Меня? Ведь Аллах знает, что в сердцах ваших. Ведь если бы право Аллаха было известно вам, в деяниях ваших и надеждах вы бы не знали никого, кроме Него Одного, и никого, кроме Него Одного, не страшились бы. Посему, просите у Аллаха за ваши грехи прощения и не возвращайтесь к ним, ведь просить прощение за то, к чему намереваешься возвращаться, подобно раскаянию лицемеров. Аллах никогда не поступает несправедливо к рабам Своим».
«О сын Адама! И днем, и ночью ангелы Мои находятся рядом с тобой и записывают все, что говоришь ты и делаешь. Земля является свидетелем того, что совершаешь ты на ней. Небо является свидетелем того, что восходит от тебя к нему. Солнце и луна также являются свидетелями того, что говоришь и совершаешь ты. Поэтому Аллаха тебе достаточно как свидетеля, и Он с тобой, где бы ты ни был, и ведомо Ему то, что таит сердце Твое, и то, что нашептывает тебе душа твоя. О сын Адама, жизнь коротка, а ты смертен, так не достаточно ли тебе смерти, чтобы думать о ней, и трудиться ради неё? О сын Адама, знай, что дозволенное приходит к тебе капля за каплей, тогда как запретное стекается к тебе непрерывным потоком. И тот, кто очистит себя и хлеб свой насущный, очистит веру свою и религию».
«О сын Адама! Не радуйся мирской жизни, ибо ты не будешь жить вечно. И будь терпелив в своей покорности Аллаху, ведь Он пребывает с тобой при каждой трудности. И не думай о бедности своей, ведь она не вечна. И не теряй надежды в милости Аллаха, ведь Он Прощающ, Милосерден. И оставь грехи, ведь они привели грешников в ад. И не радуйся богатству, ведь богатство сладко лишь в мирской жизни, но горько в жизни будущей. Бедняк же несостоятелен в мирской, но возвышен в будущей жизни, а будущая жизнь вечна и несравнимо желанна. И знай, что боязнь бедности – от недоверия Аллаху. О сын Адама! От тебя требуются мольбы, Я же отвечаю на них. Ты просишь прощенья, Я же прощаю прегрешенья твои. От тебя – раскаяние, от Меня – его принятие. От тебя благодарность и хвала за блага Мои, от Меня – их приумножение. От тебя – терпение, от Меня – своевременная помощь. Ищи знанний – и найдешь путь, ведущий в рай. О Муса, сын Имрана, когда сердце раба Моего занято мирским, Я все больше вынуждаю его думать о бедности его, заставляя позабыть о смерти, заниматься мирским и думать о накоплении состояния. Если же сердце раба Моего занято делами жизни вечной, то поклонение Мне Я сделаю его единственной заботой, и сделаю так, что рабы Мои станут служить ему, и наполню сердце его довольством и умиротворением, а тело облегчу от забот».
«Быть терпеливым и не грешить некоторое время легче, чем терпеть долгие и мучительные наказания в огне геенны. А мучения в нем ужасны и неописуемы. Вместе с тем, немного терпения в покорности приводит к вечной милости, а это вечные услады. О сын Адама! Тебе должно хорошо выполнять каждую обязанность, вверенную тебе, прежде чем на твое место придет другой. И охладей к мирскому, прежде чем оно охладеет к тебе. И избавься от всех преград, прежде чем наступит день, который нещадно погубит все твои деяния. И заранее подумай об обустройстве своей могилы поминанием жизни будущей, ведь нет у тебя кроме нее истинного пристанища. О сын Адама, тот, кто желает рая, спешит совершить благое, а тот, кто страшится огня ада, обезопасит себя от зла его. Тот, кто не дает воли страстям своим, достигнет великих степеней. О Муса, сын Имрана! Если тебя постигнет какое-то несчастье, а ты в это время не чист, то осуждай в этом только себя. О Муса! Духовная бедность и недостаток благих деяний – это величайшая из всех смертей. О Муса! Сожалеет тот, кто не советуется с другими, а тот, кто спрашивает мнения других, никогда не сожалеет».
«Тот, кто творит благое ради того, чтобы о нем говорили хорошее, подобен тому, кто носит на спине своей воду, которой желает смягчить горы каменные. Но это не прибавляет ему ничего, кроме усталости и изнурения. И не будет принято ничего из его деяний, и сколько бы он ни таскал воду, не смягчится гора каменная. О сын Адама! Знай, что не приму Я ни одно из деяний, кроме того, что совершается искренне ради лика Моего, поэтому будет сопутствовать удача каждому, кто искренен. О сын Адама! Когда видишь ты приближающуюся бедность, скажи: «Добро пожаловать в обычаи праведников!» Когда видишь ты богатство, в руки твои устремившееся, скажи: «Это грехи, наказание влекущие!» Когда же видишь, что не приходят гости к тебе, то скажи: «Ищу помощи и защиты от шайтана проклятого!» О сын Адама, знай, что имущество твое – это Мое имущество, а ты – раб Мой, гость твой – это посланник, посланный Мной тебе, и если станешь ты прятать блага свои от посланника Моего, не думаешь ли ты, что Я лишу тебя их? Пища твоя тебе принадлежит, а Мне принадлежит благодарность за неё, и даже польза от неё к тебе возвращается, так почему же ты не благодарен Мне? Ты обязан соблюдать три вещи, тебе предписанные: выплачивать закят с имущества твоего, поддерживать хорошие отношения с родственниками твоими и учителями и побуждать семью твою и гостей твоих к совершению намаза. Но если же ты не станешь делать того, что предписано тебе, Я сделаю тебя назиданием для всех миров. О сын Адама! Если ты не будешь соблюдать прав соседей твоих, также как соблюдаешь права детей своих, Я не взгляну на тебя и не направлюсь к тебе с Милостью своей, и не приму ни одно из взываний твоих ко Мне. Не полагайся ни на кого из тебе же подобных, иначе Я накажу тебя их же руками. И не превозносись ни над одним из творений Моих, ведь Я сотворил вас всех из капли семени, которая в хребте образуется и выходит оттуда, откуда выходит моча. И не смотри на то, что Я сделал запрещенным для тебя, ведь первое, что съедят черви могильные – это глаза твои. И знай, что будешь спрошен ты за то, к чему устремлял свои взоры, и то, к чему относился с любовью. И помни о том, каким будет положение твое предо Мной завтра, ведь Я не оставляю тебя одного ни на миг и вижу все взгляды и мысли твои тайные».
«О сын Адама! Служи Мне и Я заставлю рабов Моих служить тебе, ведь неведомо тебе, насколько грешен ты предо Мной и сколько еще нагрешишь в будущем, поэтому не забывай поминать Меня, ведь Я один творю, что пожелаю. И поклоняйся Мне, ведь ты – всего лишь раб немощный, а Я – Господь Всемогущий. О сын Адама, если друзья твои и близкие почувствовали бы запах, исходящий от грехов твоих, и узнали о тебе то, что Я знаю, они никогда не сидели бы с тобой вместе и никогда не приблизились бы к тебе. Но ведь грехи твои изо дня в день лишь прибавляются, а жизнь твоя с того самого дня, когда мать родила тебя на этот свет, с каждым днем лишь укорачивается. О сын Адама! Ты в греховности своей не в лучшем положении, чем тот, чья лодка посреди бескрайнего моря разломилась надвое, и плывет он по течению лишь на доске одной. Так будь же уверен в том, что грешен ты. И в том, что стараний и деяний твоих недостаточно. О сын Адама! Я смотрю на тебя со снисхождением, не желаю видеть твоих прегрешений, и нет у Меня в тебе никакой нужды. И ты ненавистен мне своими грехами, а вместе с тем, ты нуждаешься во Мне. О сын Адама! Сколько еще ты будешь обустраивать эту жизнь, ведь тленна она, и сколько еще ты будешь губить свою вечность, ведь вечна она? О сын Адама! Ты главенствуешь над теми, кого создал Я, а сам боишься их гнева и ярости, хотя не боишься представать предо Мной, будучи виноватым и грешным. И не боишься ни гнева Моего, ни ярости, хотя ярость Моя намного страшнее их ярости. О сын Адама! Если те, кто на небесах, и те, кто на земле, будут просить за тебя прощения, даже и тогда ты проливал бы слезы, ведь грешен ты и не ведомо тебе, в каком облике предо Мной предстанешь ты. О Муса, сын Имрана! Слушай, что скажу тебе Я, ведь то, что говорю Я – истина. Не уверует в Меня никто из рабов Моих, пока люди не будут в безопасности от зла их, несправедливости, коварства, клеветы, сплетен и зависти. О Муса, скажи: «Истина – от Господа вашего, и тот, кто пожелает, уверует, а тот, кто пожелает, останется в неверии».
«О сын Адама! Тебе даны два величайших блага, и ты не знаешь, которое из них лучшее для тебя: греховность твоя, о которой не знают люди, или их хорошее мнение о тебе. Ведь если б знали люди о том, что знаю о тебе Я, они бы не хвалили тебя так, как хвалят сейчас. Но лучшим, чем это, является твое благополучие и независимость от них, а также то, что они нуждаются в тебе и не причиняют тебе вреда. Так благодари же Меня и знай цену тому, чем облагодетельствовал тебя Я. И очисти деяния свои от лицемерия и готовься ко всему заранее, подобно путнику, который боится голода и испытаний в пути, а свои добрые дела возложи под Трон Мой. О сын Адама! Даже сердца ваши каменные плачут от того, что творите вы, и даже деяния ваши плачут о том, что говорите вы, а языки и уста ваши плачут о том, что видят глаза ваши. О, сын Адама! Сокровищницы Мои не иссякнут никогда. И в соответствии с тем, сколько жертвуешь ты, столько потрачу на тебя и Я. И в соответствии с тем, сколько удержишь ты, оставив у себя, оставлю и у Себя и Я и не дам тебе. Скупость твоя перед нищим и неимущим – от недоверия ко Мне, от боязни обеднеть и слабой веры в то, что Я сотворил тебя беспокоящимся о своем пропитании. Поэтому если Я пропитаю тебя какими-то из благ Моих, пожертвуй, делясь с рабами Моими, а Я гарантирую тебе возмещение их и обещаю тебе награду. Так почему же ты сомневаешься в правдивости Книги Моей, почему сомневаешься в обещанном Мною, почему не веришь в Моих посланников? Ведь тот, кто счел лжецами Моих посланников, не верит в Мое Господство. Того же, кто не верит в Мое Господство, Я опрокину в огонь лицом вниз. О сын Адама, Я – Алллах, кроме которого нет божества, достойного поклонения, так поклоняйтесь же Мне, благодарите Меня и не впадайте относительно Меня в неверие. О сын Адама! Если кто-то из вас начнет вражду против кого-то из богобоязненных рабов Моих или праведников, тот объявляет Мне войну. И величайший гнев Мой прольется на того, кто поступает несправедливо по отношению к беззащитному. А тому, кто проявляет довольство тем, чем наделяю его Я, Я наполню благословением его пищу и дам ему любое из благ мирских, даже если он не желал их от Меня».
Оригинал: Али Фикри Явуз «40 Священных хадисов» (ООО «Издательская группа «САД», 2008 год). Произведение умершего ныне А.Фикри Явуза является переводом сборника Священных (Кудси) хадисов «Аль-Итхафатус-Сания филь Ахадис аль-Кудсия», принадлежащего перу шейха Мухаммада Мекки Трабзони Мадани (ум. в 1191 году по хиджре).