Кубики никитина для чего нужны
Раннее развитие ребенка – основа фундамента его дальнейшего взросления. Специалисты рекомендуют множество методик, одна из самых популярных – это кубики Никитина. Развивающая игра типа головоломки отлично влияет на логику, внимательность, фантазию, усидчивость ребенка. Начинать заниматься можно уже в полтора-два года и, повышая сложность заданий, играть вплоть до школьного возраста.
Что такое кубики Никитина
Знаменитый педагог Борис Никитин при создании своих уникальных интеллектуальных задач для детей придерживался принципа, что до правил игры ребенок должен додуматься сам. Среди основных его задач – развитие самостоятельности, стремления к созданию нового, тренировка логического и абстрактного мышления. Деревянные или пластиковые никитинские кубики продаются по 16 штук в наборе.
Каждая фигура имеет 6 граней, которые раскрашены в разные цвета. Как правило, это красный, зеленый, синий и желтый. Ребенку нужно собрать одно-, двух-, трех- или четырехцветные картинки, основываясь на заданиях из специального альбома. Методика Никитина предполагает разные варианты задачек, например, «Сложи узор», «Кубики для всех», «Кирпичики», «Сложи квадрат» и «Уникуб».
Как играть
Суть игр заключается в том, чтобы складывать картинки из кубиков в узор или фигуру. Задания отличаются друг от друга по уровню сложности. Самое простое задание – сложить фигуры в квадрат размером 4:4. Позднее, когда ребенок освоится, можно складывать узоры с множеством граней. Например, можно построить башенку или змейку, елочку, дом, цветок, дерево. Готовые очертания рисунков будут похожи на какой-либо предмет или просто напоминать интересный узор.
В своей книге «Ступеньки творчества, или развивающие игры» Никитин рекомендует организовать игру так, чтобы занятия доставляли удовольствие самому ребенку – головоломка должна заинтересовать малыша, чтобы в будущем он сам тянулся собирать новые фигурки. Самым маленьким можно одновременно рассказывать сказку или увлекательную историю, связанную с собираемой фигурой. Блоки Никитина подходят для сбора любых разноцветных узоров.
Однако не стоит мешать детям подсказками: лучше, если малыш сам придумает фигурку, даже если она будет отличаться от заданного образца. Ошибки тоже лучше искать самостоятельно.
Кроме того, Борис Никитин дает родителям несколько советов:
Виды кубиков Никитина
Педагог-практик Борис Никитин еще 40 лет назад разработал свою методику развивающих игр. Первыми детьми, выросшими на его игрушках, стали собственные внуки педагога. Сейчас развивающие игры известны не только в России, но и по всему миру.
Перед тем, как решиться на покупку, определитесь, какие качества вы хотели бы развить в ребенке: логику, глазомер, фантазию, логическое и пространственное мышление и т.д. Исходя из этого выбирайте набор. Методика Никитина для детей оставляет простор для выбора на любой вкус: решите, в какие цвета будут окрашены грани, из скольких частей пособие состоит.
Сложи узор
Самый простой вариант – набор из 16 пластиковых или деревянных кубиков и альбома с заданиями, упакованных в коробку. Эту методику еще называют пазлы Никитина. Она подходит для начинающих.
Сложи квадрат
Для детей, которые уже освоили простейшие задания, подойдут варианты игры с неравномерной окраской фигурок:
Уникуб
Полезным навыком станет умение собирать трехмерные фигуры – начиная от геометрических и заканчивая забавными домиками или зверушками. Для этого есть особые наборы:
Кубики для всех
Когда ребенок освоится с кубиками, можно ему предложить одну из самых сложных игр серии. На продвинутом уровне дети могут из двух-трех фигур собирать предметы – животных, дом, машинки. Предполагаемый возраст ребенка – 5-7 лет.
Кирпичики
Тем родителям, для кого большое значение имеют экологические характеристики и безопасность игрушек, по душе придется вариация с деревянными брусочками. Они более долговечны, хотя малышу могут понравиться меньше ярких легких пластмассовых кубиков.
Как выбирать кубики Никитина
Как и любую другую игрушку, развивающие кубики Никитина стоит выбирать, исходя из пожеланий ребенка. Если ему понравились деревянные брусочки, не надо навязывать разноцветные кубики или квадраты. При выборе кубиков Никитина стоит учитывать возраст ребенка и сложность игры, психологические и физиологические особенности малыша.
Необходимо начинать с простого. Даже если вам задание видится элементарным, позвольте ребенку собрать пример: пусть он почувствует вкус победы, и только потом переходите на более сложный уровень, используя альбомы заданий.
Игру легко найти в свободной продаже. Купить кубики Никитина можно в магазинах игрушек, заказать в интернет-магазинах. Другой вариант – купить ее на официальном сайте семьи Никитиных с доставкой из Москвы или Санкт-Петербурга по почте. Цена на кубики Никитиных варьируется от 350 рублей до 3500 рублей: точная стоимость от производителя, материалов, размера набора. На официальном сайте будет дороже, но качественнее.
Видео
Отзывы
Ирина, 29 лет Мы долго выбирали, какую игрушку из серии купить, а ответ нам подсказала сама дочурка – ей так понравились деревянные брусочки, что после покупки ее от головоломки за уши от них оттащить. Недели через две малышка начала подолгу заниматься одним делом, а не бегать от одной игрушки к другой.
Оксана, 43 года Кирюше мы купили игру «Сложи узор». Первое время пришлось подолгу с ним вместе сидеть и собирать сначала простые фигурки, а потом посложнее. Когда сыночек втянулся в игру, мое присутствие не стало настолько необходимым, а малыш потом с удовольствием стал придумывать новые фигурки. Купили их дешево, на распродаже по акции, всего за 350 рублей.
Галя, 25 лет Настеньке исполнилось 5 лет, и нам на день рождения подарили «Уникуб». Замечательная игра, выполняющая сразу несколько задач. Но дочка поначалу не обращала никакого внимания. Пришлось проявить фантазию: мы изучали направления – где право, где лево, запоминали устный счет. Потом Настя втянулась в процесс, сама строит из них фигурки. Хотели купить второй набор, но дорого даже со скидкой.
Кубики Никитина как средство развития детей
Марианна
Кубики Никитина как средство развития детей
Игры Никитина призваны развивать у ребенка интеллектуальные и творческие способности с самых первых лет жизни. Их авторы – известные педагоги-новаторы, супруги и родители семерых детей Борис Львович и Лена Алексеевна Никитины. Этой выдающейся семье принадлежит и разработка уникальной методики раннего развития.В ее основе лежит взращивание и воспитание малыша как свободной личности: он самостоятельно познает мир, играя. Ведь, по словам, Б. Л. Никитина, «игру принято называть основным видом деятельности ребенка».
Предполагается, что ребенок выполняет предложенные задания без посторонней помощи. Роль взрослого сводится к тому, чтобы обеспечить ребенку правильную окружающую среду: игры всегда должны быть легко досягаемыми, а требования к игроку – умеренными. Не требуйте от ребенка сиюминутного ответа, быть может, стоит еще немного подождать – и он найдет решение в два счета!
Такой принцип воспитания развивает у ребенка не столько исполнительские качества, сколько самостоятельную творческую инициативу, способность самому придумывать, творить и принимать решения.
Интерес ребенка к развивающим играм Никитина с годами только возрастает. Причина этого феномена кроется в особой, тщательно продуманной системе игровых заданий.К каждой игре прилагается множество задач разного уровня сложности: с некоторыми ребенок справится уже в 2-3 года, а другие станут ему по зубам только в школе (и даже после нее).
Большинство игр Никитина – это всевозможные кубики: «Сложи узор», «Уникуб», «Хамелеон». Переворачивая и комбинируя их разноцветные грани, ваш малыш создаст бесконечное множество рисунков и объемных моделей. Сначала лучше работать по образцу, а затем проявить фантазию и придумать свои собственные постройки. Для игры с набором «Сложи узор» существуют даже специальные альбомы, где ребенку предлагается украсить разноцветными кубиками красочные картинки.
Особое место среди игр Никитина занимают «Кубики для всех» и «Кирпичики». Первая игра своими замысловатыми деталями напоминает объемный тетрис, а вторая, напротив, состоит из одинаковых деревянных брусочков.Оба набора учат одному: собирать объемные фигуры по настоящим чертежам. После того, как эта часть заданий будет освоена,ребенок взглянет на игру и с другой стороны: ведь можно сначала создавать свои чертежи, а затем собирать по ним различные модели.
Широко известны игры Никитина, сделанные по принципу «разрезных картинок»: «Сложи квадрат» и «Дроби». Эти комплекты делятся на категории по уровню сложности, и чем эта категория выше, тем из большего количества деталей ребенку нужно собрать круг или квадрат.
Выстраивайте игру исходя из возраста вашего ребенка:
• Когда ребенок в состоянии повторить ваши постройки (приблизительно 3-4 года, наступает черед устных или рисованных заданий. Кстати, если вашему ребенку игра попала в руки именно в этом возрасте, сразу же привлекайте его к активной самостоятельной работе.
Игра «Сложи квадрат». Игра способствует развитию логики, мышления. Используя эту игру, мы также развиваем у детей цветовое зрение, т. к. они учатся различать цвета и их оттенки. Игра содержит 23 развивающие задачки (23 разрезных квадрата, постепенно возрастающей сложности, что позволяет использовать ее на разном возрастном этапе. Собирая квадрат из частей, дошкольники знакомятся с взаимоотношением и взаиморасположением деталей. Разная степень сложности позволяет детям, преодолевая трудности, двигаться вперед.
Игру начинаем использовать с детьми младшего возраста. На первом этапе для закрепления знания цвета, различения и изучения цветовых оттенков мы предлагаем детям разобрать по цветам все осколочки (детали квадратов) разложенные на столе. После ознакомления детей с квадратом, его особенностями мы предлагаем в игровой форме сложить квадрат сначала из 2-х частей Усложняя задачу, предлагаем детям квадраты из 3-х частей, но, соблюдая определенную последовательность в заданиях. Сначала используем квадраты, которые состоят из простых фигур. Затем квадраты, в составе которых есть неправильные многоугольники
Для детей младшего возраста квадраты из 3-х частей представляют некоторую сложность, поэтому целесообразно выполнять задание на целом квадрате (образце).
С детьми среднего возраста, продолжая игру «Сложи квадрат» мы возвращаемся сначала к уже знакомым или когда-то не получившимся квадратам. Затем предлагаем сложить квадраты из 4-х частей. Постепенно дети стараются выполнять задания прямо на столе, без помощи образца. Дети средней группы, складывают квадрат более осознанно. Они стараются находить у фигур стороны, равные стороне будущего квадрата. Поэтому такие задания, где ни одна сторона фигуры не равна стороне будущего квадрата, сначала для детей представляют особенную трудность, заставляют мыслить по-новому, не традиционно остается сложным и для старших дошкольников.
Не все дети осваивают квадраты из четырех частей. Порой некоторым из них бывает проще сложить квадрат из пяти частей
С детьми старшего возраста мы возвращаемся сначала к сложению квадратов из четырех и даже трех частей, чтобы одни дети могли освоить еще не освоенные квадраты, а другие подготовиться к более сложным заданиям. Часто в более простых квадратах встречаются элементы сложных квадратов. Поэтому в игре мы стараемся давать задания детям в определенной последовательности.
Детям старшего возраста мы предлагаем разделить и разрезать целый квадрат по образцу собранного квадрата, начиная сначала с более простых заданий. Эта деятельность интересна детям, активизирует мышление, способствует развитию ориентировки на бумаге.
Старшие дети, увлеченные игрой, мастерят свои игры-квадратики, вовлекая в игру своих сверстников, воспитателей, родителей.
Организуя игру «Сложи квадрат» на каждом возрастном этапе, мы обыгрываем будущие квадраты, которые бывают льдинками, окошками, платочками и т. д. Когда в игре есть сюжет, а не просто задания у детей появляется интерес к игре, стимул к выполнению поставленной задачи.
Начиная с младшего возраста, игра «Сложи квадрат» активизирует и развивает мышление дошкольников. В игре дети постоянно манипулируют деталями квадратов, в поисках правильного решения. Постепенно в мышлении детей развивается вариативность и логика. Игра развивает у дошкольников пространственную ориентировку, ориентировку на плоскости, мелкую моторику, а также познавательный интерес, упорство в достижении цели.
Игру «Уникуб» использую в основном для развития у детей пространственного логического мышления, т. к. игра вводит детей в трехмерное пространство. Манипулируя кубиками, у детей развивается воображение, умение сравнивать, анализировать, конструктивные навыки. Через игру также развиваем у дошкольников навыки счета, представление о величине, внимание, речь, мелкую моторику.
Игры Б. П. Никитина – это отдельный пласт развивающих игр, основное направление которых развитие творчества. Но именно творчество помогает решать множество развивающих, интеллектуальных задач, что способствует успешному развитию математических способностей дошкольников.
В нашей стране необходимость в таких играх видел педагог-новатор Б. П. Никитин, который создал множество развивающих игр. Автор опубликовал свое творчество в книге «Ступеньки творчества или развивающие игры». Он подробно описал значение, сущность, цель развивающих игр, дал подробное описание по их изготовлению. Опробовав игры на своих детях и получив высокие, результаты их развития, Б. П. Никитин смело утверждал, что именно развивающие игры очень интересны детям и сохраняют этот интерес многие годы. Они позволяют добиться эффективных результатов в развитии математических способностей детей.
Б. П. Никитин считал, что необходимо из ребенка вырастить человека инициативного, думающего работника, способного на творческий подход к любому делу, за которое бы он ни взялся. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования. Большое внимание Никитин уделяет развитию творческих способностей, т. к. считает, что именно творческая личность преуспеет в жизни, что «человеку с творческим складом ума легче найти «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда». Чрезвычайно важную задачу перед государством, воспитателями, учителями,родителями определял так: «добиться того, чтобы каждого ребенка вырастить не только сознательным членом общества, не только здоровым, крепким человеком, но и инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любимому делу». Его сильно волновал тот факт, что очень часто развивающиевозможности обычных игрушек ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительных напряжений, не определяют развитие ребенка, а только удовлетворяют его сиюминутную потребность (это является актуальной проблемой современного общества). Но этого мало для умственного развития и развития творческих способностей. Для этого нужны (как говорил Б. П. Никитин) «игры нового типа», игры, моделирующие творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Он создает такие игры и называет их развивающими играми. В своей книге «Ступеньки творчества или развивающие игры» он дал понятие «развивающие игры», описал их свойства, и их роль в развитии детей.
В своей книге Б. П. Никитин определил сущность и особенность развивающих игр, перечислил их общие идеи и характерные особенности.
1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей конструктора и т. д.
2.Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоскостного рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастание сложности, т. е.в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
4.Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3 летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно т. е развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.
6. Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.
7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
8. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверить точность выполнения задания.
9. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т. е. заниматься творческой деятельностью
более высокого порядка.
10. Развивающие игры позволяют каждому раскрыть свои возможности, где развитие идет наиболее успешно.
В книге Никитин дает описание своих развивающих игр и методику работы с ними, утверждая, что развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развиваютразные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, считает Б. П. Никитин, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
«Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» «Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Центр.
Ручной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).
Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:»Дидактическая игра как средство развития речи детей-«Кто (что) здесь лишнее?»(4-6 лет). Цель игры:.
Бисероплетение как средство всестороннего развития детей Бисероплетение — это наилучший способ увлечь вашего ребенка занятием, развивающим детское воображение и фантазию. Наверное, всю пользу.
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.
Консультация и презентация «Бизиборд как средство сенсорного развития детей 3–4 лет» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 9 «ТОПОЛЁК» Презентация: «Бизиборд-как средство.
Сотрудничество с библиотекой как средство развития читательского интереса у детей Неподалёку от нашего садика есть чудесная библиотека – Центральная муниципальная детская библиотека имени Максима Горького. С ней мы познакомились.
Презентация «Декупаж как средство развития эстетического вкуса детей» Тема: ДЕКУПАЖ как средство развития эстетического вкуса детей МБДОУ д/с №17 г. Славянска на Кубани Воспитатель Е. А. Землянская Детство.
Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 лет Лепка – один из видов продуктивной деятельности, значение которой очень высоко, так как она влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие.
Методика раннего развития семьи Никитиных
Воспитание и развитие ребенка по Никитиным. Как играть в развивающие игры
Бориса Павловича и Лену Алексеевну Никитиных многие называют классиками отечественной педагогики. На примере собственной многодетной семьи еще в советское время они продемонстрировали, как, ломая устоявшиеся стереотипы в воспитании, помочь ребенку превратиться в самостоятельную, гармонично развитую личность.
О семье Никитиных впервые заговорили в конце 50-х годов XX века. Подмосковный поселок Болшево, где жили педагоги, был в шоке от того, каким образом молодые супруги воспитывают своих детей. Местную общественность удивлял тот факт, что никитинские дети, бегавшие босиком по снегу и способные выполнять головокружительные гимнастические упражнения, просто кипели здоровьем и поражали своим интеллектом. К трем-четырем годам эти малыши уже осваивали чтение и азы математики, с увлечением играли в придуманные отцом логические игры, а едва начав учиться в школе, перескакивали через класс.
Именно тогда, в I960-1970-е годы Никитины заложили основы российской родительской педагогики, которые используются и по сей день.
Основные принципы воспитания «по-никитински»
Вторая крайность заключается в заброшенности ребенка. Это значит, что общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить, спать уложить). Подобный подход ведет к депривации (психологическому голоданию), госпитализму (задержке в эмоциональном и психическом развитии) и, в итоге, к умственной отсталости.
Основные принципы своей методы авторы определяют следующим образом.
Во-первых, свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности.
Во-вторых, легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами.
У родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему, не давить на детей в соответствии с некими собственными замыслами, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание ребят.
Лена Алексеевна и Борис Павлович не ставили себе целью изначально научить своих малышей всему как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие «опережающие» условия. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры.
Как вызвать в ребенке желание заниматься?
Физическое развитие
Интеллектуальные игры Никитиных
Методика
Помимо опережающих условий для развития, о которых шла речь выше, Никитин разработал целый ряд развивающих игр для ребят любого возраста. Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх. Как правило, сначала требуется активное участие взрослых или старших братьев и сестер, но затем дитя может заниматься уже самостоятельно. Так естественно кроха выполняет ряд задач, которые постепенно усложняются. При этом малышу нельзя подсказывать. Ему надо предоставить возможность думать самостоятельно. Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже освоенным заданиям, или временно оставить эту игру. Если заметно, что кроха достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, лучше ее на время отложить.
Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.
Особенности Никитинских игр
Уровней сложности несколько: от доступных двух-трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. А постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать творческие способности.
Используя в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры, следует придерживаться определенных принципов.
Рамки и вкладыши
Сложи узор
Сложи квадрат
Дроби
Уникуб
Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.
«Уникуб» представляет собой 27 небольших деревянных кубиков. Грани каждого кубика выкрашены таким образом (всего три цвета), чтобы это сочетание граней было редким, если не уникальным. Именно поэтому так непросто выполнить задания по предлагаемым схемам. Никитин предлагает для «уникуба» 60 заданий. Первые из них автор выполнял с детьми 1,5-3 лет, а самые сложные доступны далеко не всем взрослым.