Ктц акб что это

Делаем КТЦ автомобильного аккумулятора самостоятельно

Многие автовладельцы сталкиваются с ситуацией, когда неплохой, по отзывам, аккумулятор прослужил намного меньше заявленного производителем срока. Поиск возможных причин зачастую оказывается безрезультатным, мнение экспертов сводится к тому, что такую батарею лучше просто выбросить, заменив её на новую.

Ктц акб что это. Смотреть фото Ктц акб что это. Смотреть картинку Ктц акб что это. Картинка про Ктц акб что это. Фото Ктц акб что это

Но не спешите слепо следовать таким советам. Если батарея не желает принимать заряд, можно попробовать научить её этому, выполнив особую тренировку, именуемую КТЦ.

Что такое КТЦ

Классический кислотный аккумулятор имеет ограниченный ресурс – способность пластин держать заряд со временем неизбежно падает, что и является основной причиной преждевременного отказа батареи в запуске мотора.

Этому способствуют и преобладающие условия эксплуатации транспортного средства: езда в городском цикле с частыми поездками на небольшие расстояния, проживание в регионе с холодным климатом.

Все эти факторы, как и игнорирование своевременного обслуживания АКБ, влияют на срок «жизни» батареи. Но даже при идеальных условиях зачастую бывает так, что аккумулятор всё равно служит гораздо меньше заявленного срока.

Продлить его помогает специальная процедура, именуемая контрольно-тренировочным циклом АКБ, рекомендуемая периодичность её проведения – каждые полгода. Подобная тренировка действительно способна творить чудеса.

КТЦ проводится для восстановления аккумуляторных батарей, подвергшихся полному разряду или эксплуатирующихся длительное время. Благодаря этому циклу появляется возможность улучшить и частично восстановить утраченные способности батареи накапливать и держать заряд.

Для самостоятельного проведения процедуры потребуется наличие ареометра (для измерения плотности электролита), мультиметра и электрическая нагрузка с конкретными параметрами.

Зачем тренировать аккумулятор

Уход за аккумулятором предполагает регулярную проверку его состояния:

Ктц акб что это. Смотреть фото Ктц акб что это. Смотреть картинку Ктц акб что это. Картинка про Ктц акб что это. Фото Ктц акб что это

Как правило, такую диагностику осуществляют при проведении планового техосмотра. Но если все показатели в норме, а батарея заряжается не полностью и садится слишком быстро, стоит подумать о проведении контрольно-тренировочного цикла. В ряде случаев он позволяет восстановить первоначальные характеристики АКБ.

Тренировка автомобильного аккумулятора не так сложна, как кажется, хотя и требует немалых временных затрат. Можно, конечно, поручить выполнение этой процедуры специалистам, но многие автовладельцы предпочитают делать это самостоятельно, при условии наличия соответствующих измерительных приборов и проветриваемого помещения. Последнее условие важно, поскольку в процессе зарядки батареи выделяется взрывоопасный водород. В любом случае пользование огнём в непосредственной близости от места проведения работ категорически запрещено. Не забываем и об использовании индивидуальных средств защиты от раствора серной кислоты, являющегося рабочей жидкостью кислотных аккумуляторов.

Как выполнить КТЦ аккумулятора в домашних условиях

Классический цикл тренировки батареи включает три этапа:

Важно в точности соблюдать схему выполнения КТЦ своими руками, которая предполагает проведение предварительных просчётов необходимых параметров в зависимости от состояния батареи.

Предварительный заряд

При использовании заводского автоматического зарядного устройства процесс предварительной зарядки будет исключительно простым, потребуется подключить ЗУ к АКБ и дождаться завершения процесса. После этого нужно измерить плотность электролита ареометром во всех банках, и подкорректировать её в случае несоответствия номинальным показателям.

При отсутствии автоматического режима зарядку следует выполнять, производя предварительные замеры плотности, на основании которых, зная ёмкость батареи, можно узнать степень заряда АКБ. Для этого воспользуйтесь следующей таблицей:

Плотность, г/см 3Напряжение, ВЗаряд АКБ, %
1.812.72100
1.2412.5075
1.2012.3550
1.1612.1025

Зная ёмкость батареи, можно определить потерю ёмкости, воспользовавшись формулой ПЕ=Е*ПР/100, где ПЕ – искомая величина, Е – ёмкость батареи, ПР – процент заряда.

Так, для 60-амперного аккумулятора, заряженного на три четверти, потеря ёмкости составит 60*75/100=45 А*час.

При зарядке учитываем, что начальное значение тока должно составлять 10% от ёмкости. Время заряда рассчитывают по формуле Т=2*ПЕ/ТЗ, где Т – искомая величина, ТЗ – величина зарядного тока. В нашем примере Т=2*45/6=15 часов.

Разумеется, расчётные величины могут отличаться от реальных, поскольку в силу вступают многие мелкие факторы, учесть которые довольно сложно. Чтобы не ошибиться со временем окончания зарядки, измерьте плотность электролита и напряжение на клеммах батареи. При плотности порядка 1.28 г/см 3 и напряжении 12.7 В процедуру КТЦ предварительной зарядки автомобильного аккумулятора можно прекращать.

Разряд аккумулятора в рамках тренировочного цикла

Следующий шаг – полная разрядка батареи. Этот процесс – не произвольный, просто подключить мощную нагрузку нельзя, разряжать также нужно по чёткому алгоритму нагрузкой со строго определёнными параметрами.

Начальный ток, как и при разряде, должен составлять примерно 9% от ёмкости, это так называемый десятичасовой режим. Рассчитав ток нагрузки, подбираем автомобильную лампочку соответствующего номинала, она и будет выступать в качестве нагрузки. Чтобы определить мощность лампы, умножаем показатель тока заряда на номинал напряжения. Для 60-амперной АКБ ток разряда должен быть 5.4 ампера, вольтаж автомобильных ламп известен – 12 В. Следовательно, нам нужна лампочка мощностью 5.4*12=64.8 Вт.

Теперь возникает вопрос, до какого напряжения нужно разряжать аккумулятор при проведении КТЦ?

Измерять этот параметр, как и температуру электролита, следует каждые 2 часа после подключения нагрузки. Как только напряжение снизится до 1.85 В, частоту замеров следует увеличить в 8 раз, то есть проводить измерения каждые 15 минут. При падении напряжения до 1.75 В измерения проводят непрерывно, пока показатель не упадёт до 1.70 В – это и будет признаком окончания разряда аккумулятора.

Ктц акб что это. Смотреть фото Ктц акб что это. Смотреть картинку Ктц акб что это. Картинка про Ктц акб что это. Фото Ктц акб что это

Если батарея разряжается очень быстро, можно утверждать, что она практически исчерпала свой ресурс, и здесь никакие тренировки не в состоянии вернуть допустимые значения ёмкости и способности держать заряд.

При проведении контрольного разряда всегда записывайте время начала и окончания процедуры, равно как и измеряемые показатели, температуру электролита и напряжение. Это позволит определить, насколько быстро деградирует АКБ.

Заряжаем разряженную батарею

Правильное проведение КТЦ аккумулятора требует завершения процедуры в виде полной зарядки батареи. Она выполняется точно так же, как на первом, предварительном этапе.

Если есть время, желательно такой тренировочный цикл повторить ещё несколько раз, после чего произвести чистку поверхности аккумулятора от остатков электролита, заодно очистив и его клеммы.

Ктц акб что это. Смотреть фото Ктц акб что это. Смотреть картинку Ктц акб что это. Картинка про Ктц акб что это. Фото Ктц акб что это

КТЦ АКБ позволяет произвести максимально полную, насколько это возможно, зарядку батареи, в определённой мере восстановить её работоспособность и, как уже отмечалось, определить текущее состояние источника питания и степень его деградации. Обычно длительность полного цикла тренировки составляет 1–2 дня, если проводится несколько таких циклов – время увеличивается соответственно. Важно отметить, что и зарядка, и разряд АКБ должны производиться под контролем автовладельца.

Напоследок несколько слов об используемом зарядном устройстве. Если у вас установлен обычный свинцово-кислотный аккумулятор, можно использовать практически любое ЗУ, в том числе устаревшие аналоговые, лишь бы имелась возможность устанавливать вольтаж/ампераж.

Обладание современными необслуживаемыми батареями (кальциевыми, гелиевыми, АГМ) требует использования программируемой интеллектуальной зарядки. Большим плюсом будет наличие автоматического режима.

Источник

Проведение КТЦ кислотного аккумулятора в домашних условиях

Ктц акб что это. Смотреть фото Ктц акб что это. Смотреть картинку Ктц акб что это. Картинка про Ктц акб что это. Фото Ктц акб что этоАккумулятор — важная часть системы зажигания автомобиля. Однако со временем ёмкость его падает, и рано или поздно настаёт момент, когда батарея наотрез отказывается крутить стартер. Однако не стоит спешить выбрасывать старую АКБ. Вернуть её к жизни можно с помощью контрольно-тренировочного цикла — КТЦ аккумулятора.

Почему разряжается батарея

Каждый аккумулятор имеет определённую ёмкость, которая измеряется в ампер-часах. То есть, если на АКБ написано, что её ёмкость 65 А*ч, это значит, батарея способна выдавать ток силой 1 ампер в течение 65 часов. Однако на деле все далеко не так. Аккумулятор разряжается при пуске двигателя и работе электроприборов, а заряжается от автомобильного генератора.

Этот цикл никогда не бывает полным, поэтому со временем батарея «привыкает» расходовать не все электричество, аккумулированное в ней, а только его часть.

На уменьшение ёмкости могут влиять и другие факторы. Среди них:

Из-за этих причин нужно периодически проводить осмотр АКБ. Важно проверить как состояние самой батареи, так и токопроводящих клемм. Их нужно регулярно очищать от окислов и смазывать специальной смазкой.

Зачем тренировать аккумулятор

Ктц акб что это. Смотреть фото Ктц акб что это. Смотреть картинку Ктц акб что это. Картинка про Ктц акб что это. Фото Ктц акб что этоАккумулятор нужно регулярно диагностировать: проверять его внешнее состояние, напряжение, которое он выдаёт, уровень электролита в нём. Обычно такую проверку совмещают с проведением сезонного техосмотра. Если аккумулятор плохо заряжается и быстро садится — это первый признак того, что пора провести контрольно-тренировочный цикл. В домашних условиях КТЦ аккумулятора можно провести в любом помещении, где есть вытяжка. Контрольно-тренировочный цикл кислотных аккумуляторов можно делать и в гараже, но обязательно на снятой и отключённой от всех потребителей батарее.

Проведение КТЦ аккумуляторных батарей можно поручить и специалистам. Однако эта процедура совсем несложна, и вполне по силам сделать её самостоятельно. Для этого потребуются:

Нужно помнить, что при зарядке батарей выделяется водород, поэтому помещение, в котором проводятся работы с АКБ, должно быть хорошо проветриваемым.

Стоит воздержаться от курения и пользования открытым огнём. Аккумуляторный электролит — сильная кислота, и при работе с ним нужно предпринимать все необходимые меры для защиты кожи, глаз и органов дыхания.

Порядок проведения КТЦ

Ктц акб что это. Смотреть фото Ктц акб что это. Смотреть картинку Ктц акб что это. Картинка про Ктц акб что это. Фото Ктц акб что этоКонтрольно-тренировочный цикл аккумуляторных батарей начинается с зарядки. Батарею следует зарядить полностью с помощью зарядного устройства. После этого нужно проверить плотность электролита с помощью ареометра. Нормальное его значение находится в пределах 1,27 — 1,28. Если плотность больше нормы — долить дистиллированной воды. Уровень электролита должен быть на 10−15 мм выше уровня пластин. Если плотность ниже нормы, электролит лучше заменить на новый.

Следующим этапом КТЦ АКБ является её полная разрядка. Производится она так называемым десятичасовым током. Его величина определяется как 10% от номинальной ёмкости батареи. Если на батарее указана ёмкость, например, 55 А*ч, то разряжать её нужно током 55/10 =5,5 ампер. Для того чтобы точно отрегулировать значение тока, в цепь необходимо включить реостат. Однако за неимением его можно воспользоваться автомобильной лампочкой, подходящей по мощности. 5,5А*12В=66 Вт.

Лампочка подключается к АКБ в качестве нагрузки, параллельно подсоединяется вольтметр. Уровень разряда следует постоянно контролировать, чтобы не разрядить батарею «в ноль». Слишком сильный разряд некоторые батареи могут не перенести. Аккумулятор разряжается до тех пор, пока напряжение на клеммах не составит 10,3 В. Ниже разряжать нельзя.

Такой показатель моделирует полностью разряженную батарею. Теперь становится понятной её реальная ёмкость. Если с момента начала разрядки прошло, к примеру, 7,5 часов, значит, её реальная ёмкость 7,5ч*5,5А=41,25 А*ч. Таким образом, от номинальной ёмкости аккумулятора в 55 А*ч осталось только 75%.

Последним этапом КТЦ АКБ автомобиля будет его повторная полная зарядка. Ни в коем случае нельзя оставлять батарею в разряженном состоянии, это приведёт к выходу её из строя. Рекомендуется проводить не один такой цикл, а два или три.

Такая процедура позволит восстановить ёмкость аккумуляторной батареи до 90% от номинальной.

Источник

Что означает контрольно-тренировочный цикл и как провести КТЦ АКБ в домашних условиях

Аккумуляторная батарея является важным компонентом любого современного автомобиля. С её помощью запускается двигатель, плюс можно включать разных потребителей, не заводя мотор. Тем самым питание поступает не от генератора, а от АКБ.

Ктц акб что это. Смотреть фото Ктц акб что это. Смотреть картинку Ктц акб что это. Картинка про Ктц акб что это. Фото Ктц акб что это

Но с течением времени ёмкость батареи может падать. И в какой-то момент при повороте ключа в замке зажигания ничего не происходит. Да, специалисты в автосервисе скажут, что аккумулятору пришёл конец, срок его службы закончился, и лучше приобрести новый. Причём наверняка вам подскажут, где и какой покупать.

Но не стоит делать поспешные выводы. Такая процедура как КТЦ часто позволяет реанимировать батарею. Это не 100% гарантия возвращения полной работоспособности, но отличный способ сэкономить на покупке новой АКБ. Как минимум стоит попробовать.

Почему падает заряд

У всех АКБ есть определённая ёмкость, прописанная в Ач. На легковых авто чаще всего встречаются батареи на 60-80 Ач. То есть при 60 Ач устройство может в течение 60 часов выдавать ток, сила которого составит 1 Ампер. Но это в теории.

На практике всё иначе. Как только происходит запуск мотора, заряд сильно падает. Но он компенсируется за счёт работы генератора. Не все водители ездят много и часто, а потому генератор попросту не успевает восполнить весь заряд. Доказано, что в большинстве случаев авто эксплуатируются с постоянным недозарядом.

Ёмкость может уменьшаться под воздействием разных факторов:

Поскольку большинство водителей ездят именно в таких условиях, периодически проверять состояние и заряд АКБ нужно обязательно.

Понятие о КТЦ

Теперь следует детальнее разобраться с контрольно-тренировочным циклом для АКБ, поскольку далеко не все понимают, что это такое и для чего проводится.

Используемые на автомобилях аккумуляторные батареи являются свинцово-кислотными. Они отличаются между собой конструктивными особенностями, применяемыми добавками, консистенцией используемого электролита. Поэтому различают AGM батареи, гелевые, кальциевые и пр.

Срок службы АКБ обычно указан производителем на корпусе устройства. При этом часто можно увидеть цифры в пределах 5-10 лет. Такой период кажется вполне приемлемым, поскольку перспектива менять батареи раз в 7-8 лет радует. Но заявленные сроки редко совпадают с реальными. Это обусловлено тяжёлыми условиями работы, езда с постоянным недозарядом. Этим страдают машины, эксплуатируемые в городе и проезжающие короткие дистанции. Добавьте сюда низкие температуры и халатное отношение.

Чтобы минимизировать денежные затраты на покупку новой батареи, следует сделать всё возможное для продления срока службы имеющегося аккумулятора. Для этого и предусмотрена такая процедура как КТЦ.

Контрольно-тренировочным циклом называют процедуру, которая проводится для восстановления разряженных и старых АКБ. Её смысл заключается в полном разряде и последующем заряде устройства.

КТЦ позволяет частично восстановить характеристики, улучшить работоспособность аккумулятора. На прежние 100% эффективности, как было при покупке, рассчитывать не стоит. Но дополнительные 2-3 года АКБ точно послужит.

Ктц акб что это. Смотреть фото Ктц акб что это. Смотреть картинку Ктц акб что это. Картинка про Ктц акб что это. Фото Ктц акб что это

Рекомендуемая периодичность КТЦ составляет 2 раза в год.

Зачем нужны тренировки

Не все до конца понимают, для чего проводится подобная тренировка старого или севшего автомобильного аккумулятора.

Можно выделить несколько основных причин:

В некоторых случаях, когда батарея пролежала пару лет в гараже либо её просто забыли снять с машины, оставив на длительное хранение без скинутых клемм, удаётся восстановить АКБ, которая кажется уже приговорённой к утилизации.

Правильно проведённая тренировка старого автомобильного разряженного аккумулятора, когда выполняется заряд-разряд, позволяет сэкономить деньги автовладельцу. Плюс АКБ несколько восстановит свои характеристики, а потому двигатель будет запускаться легче даже при сильных морозах.

Последовательность процедуры КТЦ

Многие занимаются проведением КТЦ старых аккумуляторов в домашних условиях и успешно выполняют поставленные задачи.

Чтобы выполнить такую процедуру, потребуется подготовить:

Самостоятельная зарядка собственного автомобильного аккумулятора методом КТЦ довольно часто даёт положительный результат. Но для этого важно чётко соблюдать инструкции и придерживаться заданной последовательности.

Чтобы выполнить тренировочный цикл, то есть заряд-разряд изношенных аккумуляторов, следует обучиться работе с мультиметром.

Сама процедура включает в себя 3 этапа:

Тут важно выполнить грамотно каждый этап. Если при обычном обслуживании требуется лишь разряжать батарею, то при КТЦ аккумулятора необходимо знать, до какого напряжения это делать и когда приступать к обратному действию.

Проводятся предварительные расчёты для конкретной АКБ, чтобы определить точную нагрузку.

Ктц акб что это. Смотреть фото Ктц акб что это. Смотреть картинку Ктц акб что это. Картинка про Ктц акб что это. Фото Ктц акб что это

Предварительный этап

Если вникнуть в суть и изучить все детали, то схема проведения КТЦ автомобильного аккумулятора не покажется такой уж сложной. Поэтому многие успешно делают это своими руками.

При наличии заводского зарядного устройства хорошего качества никаких проблем не возникнет. Достаточно соединить АКБ с зарядным устройством и дождаться завершения процесса.

То, до какого напряжения потребуется проводить КТЦ, зависит от конкретного аккумулятора и условий выполнения цикла. Поэтому изучите его технические характеристики.

Заряд проводится по плотности находящегося внутри электролита и по напряжению. Выполняя предварительный заряд АКБ, ориентируйтесь на следующие значения:

Эти параметры, как и применение специальных формул, будут актуальными при использовании упрощённой версии зарядного устройства. Важно рассчитать точное время.

К примеру, замер плотности аэрометром показал 1,16 г/см3. То есть заряд тут 25%, а его потеря соответственно 75%. Сама батарея имеет ёмкость 60 Ач.

Для расчёта потери ёмкость следует 60 Ач умножить на 75% и поделить на 100%. Получаем 45 Ач.

Напряжение зарядного тока должно всегда составлять не более 10% от ёмкости АКБ.

Если у вас 60 Ач, то зарядный ток составит 6 А.

В итоге легко рассчитать время, необходимое для заряда. Для этого есть формула: 2 умножить на потерю ёмкости и разделить на зарядный ток.

В рассматриваемом случае это 2*45/6. Итого 15 часов для заряда.

Но расчёт примерный, поскольку всё равно требуется постоянно следить за параметрами плотности и напряжения. Как только они достигнут 1,27 г/см3 и 12,7 В соответственно, заряд будет завершён.

Как провести предварительный заряд АКБ, уже разобрались.

Разряд

Далее о том, как правильно и самостоятельно провести КТЦ для своего аккумулятора. Нужно переходить на второй этап. Теперь правильно разряжаем АКБ.

Как ни странно, но для восстановления работоспособности батареи после её заряда нужно снова полностью посадить. Только процесс разряда должен строго контролироваться.

При разряде АКБ, будь он типа АГМ, популярный гелевый, кальциевый или классический свинцово-кислотный, требуется создать электроцепь, в которой будет подключен потребитель тока, вольтметр и амперметр.

Разрядка батареи выполняется током 10-часового режима. Его величина составляет в пределах от 9 до 10 от ёмкости АКБ.

Здесь стоит заглянуть в руководство по эксплуатации либо ориентироваться по специальным таблицам. Приведём несколько примеров:

Ктц акб что это. Смотреть фото Ктц акб что это. Смотреть картинку Ктц акб что это. Картинка про Ктц акб что это. Фото Ктц акб что это

Разряд выполняется соответствующей и правильно подобранной нагрузкой. Для стандартных автомобильных АКБ, ёмкость которых составляет 60 Ач, достаточно взять лампочку на 65 Вт. Рассчитать нагрузку можно по формуле, умножив разрядный ток на напряжение, составляющее 12 В.

Имея все необходимые инструменты для КТЦ АКБ, можно приступать к разряду. Параллельно важно обеспечить такие условия:

Ни в коем случае не оставляйте АКБ разряженной. Нужно сразу же приступать к повторному заряду.

Иначе реанимировать батарею уже вряд ли получится.

Повторный заряд

Теперь просто заряжаем ранее разряженную батарею. Здесь процедура ничем не отличается от первого контрольного заряда.

Но в зависимости от того, находится в вашем распоряжении обслуживаемый или необслуживаемый аккумулятор, при контроле рабочих параметров могут возникнуть трудности. Потому лучше всего проводить заряд именно специальными, заводскими зарядными устройства с системой автоотключения.

Для обеспечения лучшего качества КТЦ процедуру заряд-разряд-заряд рекомендуется повторить 2-3 раза.

По завершению тренировки очищаются клеммы, удаляются следы электролита при их наличии.

КТЦ требует к себе повышенного внимания. На эту процедуру обычно уходит 2 дня. При этом оставлять батарею на длительное время без присмотра категорически запрещено.

Источник

Контрольно-Тренировочный Цикл аккумулятора

Ктц акб что это. Смотреть фото Ктц акб что это. Смотреть картинку Ктц акб что это. Картинка про Ктц акб что это. Фото Ктц акб что это

Каждую зиму, когда поездок почти нет, я снимаю с каравана аккумуляторы, чтобы провести обслуживание: долить воду (да-да в AGM аккумуляторы тоже надо добавлять дистиллированную воду – далеко не всему объему выделяемых газов удаётся рекуперировать), а самое важное, провести Контрольно-Тренировочный Цикл (КТЦ), который покажет количество реальных ампер-часов в батарее, чтобы узнать не требуется ли провести цикл десульфатации батареи. Коль уж я взялся за электронную тему, то расскажу о небольшом устройстве, которое помогает проводить этот самый КТЦ.

Начну с истории, которая случилась “давным-давно в одной далёкой-далёкой галактике”. В те времена я мало понимал об устройстве и принципах работы свинцово-кислотного аккумулятора – так, на уровне обычного автолюбителя: долить/зарядить, но после этой поучительной истории начал интересоваться тем, как-же устроен и как работает аккумулятор. Интернет тогда хоть и был уже, но о таких понятиях, как автомобильная соц.сеть, да и вообще о соц.сетях, никто и слыхом не слыхивал. Всё общались на форумах, которые тогда чаще называли “конференциями”. И вот всем “королевством” одной такой автомобильной конференции ловили мы “барабашку” на машине одного из участников.

Предпосылка такова: при длительном стоянии (более двух суток) включается неизвестный потребитель, который высаживает аккумулятор, а потом отключается. Аккумулятор сначала выпал из подозрения, т.к. стандартные тесты: напряжение и нагрузочная вилка – проходил, да и в целом владельца устраивал – машину заводил даже в мороз, а что еще от него надо. Ток утечки – минимальный, сколько не замеряли, никак не могли отловить. Причем если регулярно ездить – все в порядке, одну ночь стоит стабильно, а вот двое-трое суток, и машина не заводится, приходится прикуривать. Генератор? Тоже в порядке, пробовали заряжать и стационарным зарядным устройством – картина не менялась. Саморазряд АКБ тоже исключили, т.к. при снятой клемме аккумулятор не высаживался.

Сначала владелец, как водится по совету всезнающего интернета, поменял все реле. Потом, путём нехитрых манипуляций с поочередным отключением проводов, признали виновной сигнализацию. Заменили сигнализацию – провал, на новой та же история. Решили, что сигналку “подписали” ошибочно. Тогда умельцы сделали простенькую схему, которая при повышении тока выше какого-то минимального значения, замыкала концевик капота на массу – должна была сработать сигнализация. По плану владелец должен был прибежать к машине и посмотреть, что у него включилось. Увы, сигнализация молчала, а аккумулятор отказался заводить.

Я думаю, что все догадались, коль речь идет про аккумулятор во вступлении, то и виновником был он, а не “барабашка”. Выяснить это помогла случайность, а иначе неизвестно чего навыдумывал бы ещё коллективный сетевой разум. Как-то раз, заехав в магазин, владелец злополучного аккумулятора забыл выключить фары, ну и АКБ разрядился. Дальше привычная процедура: провода, прикуривание, спасибо-не-за-что-сочтёмся. Всё бы ничего, да вот в магазине провел он от силы минут 10 всего.

Простейший расчет, произведенный всё там же в он-лайн, показал, что за 10 минут две фары 55 Вт, должны были сожрать 1.5, ну максимум 2 АЧ, и то, если это было больше 10 минут. Да даже если и полчаса автомобиль постоял – то всего 5 АЧ должно было утечь.

Оказалось, что владелец купил привезенный из Финляндии Б/У автомобильный аккумулятор, тогда еще совершенно диковенный в наших краях AGM! При покупке, как водится, проверили: напряжение, нагрузочная вилка, автомобиль заводит отлично, гарантия месяц, в банки то не заглянуть, ареометром не потыкать. Но вот ведь незадача, из 60 АЧ, данных ему на заводе, в нем оставалось всего-навсего 3-4! Но при такой катастрофической потере ёмкости технология AGM вполне позволяла с этих крох заводить уверенно двигатель, но на несколько суток стояния под сигнализацией её уже не хватало.

Мораль сей басни такова: напряжение разомкнутой цепи и тест нагрузочной вилкой не дают полной картины исправности АКБ. Износившись до 10% от начальной емкости, он может показывать норму по напряжению и нагрузке (и не AGM тоже). В дополнение к этим стандартным тестам обязательно необходим контрольный цикл.

Суть цикла проста: аккумулятор разряжают током, величина которого составляет 1/20 от номинальной ёмкости аккумулятора до напряжения 10.8 вольт, после чего смотрят, сколько реальных ампер-часов он смог отдать. Для гаражных условий всё просто – подключаешь нагрузку, в качестве которой отлично подойдет лампочка (или несколько, в зависимости от ёмкости АКБ), и сидишь с часами, дожидаясь падения напряжение. Искомая величина ёмкости получается путём умножения усредненной величины разрядного тока, приведенной к амперам на время, приведенное к часам.

Только вот нудно это сидеть с часами и смотреть, когда же напряжение опустится до заветных 10.8 вольт: ведь это может случиться и через 20 часов, если аккумулятор исправен, и через 15 минут, если аккумулятору — кранты. Поэтому процесс надо автоматизировать. Вот об этой автоматизации подручными средствами и пойдет речь.

Итак, задачи две:
1. измерять время
2. отключать при напряжении ниже 10.8 В.

Вообще я рекомендую отключать при 11 вольтах – в плане точности измерения результата уменьшение емкости будет не более 1%, но это скажется благоприятно на состоянии АКБ в целом – не любят они глубокие разряды.

Свой первый тестер для аккумуляторов я собрал на счетчике импульсов и реле поворотников (заменил только само реле на транзистор, чтобы не щелкало). Реле тикало, счетчик импульсов считал эти “тики”. Зная время одного “тика” можно было получить время, прошедшее с момента начала теста. Сейчас же все проще — есть Ваттметры, которые стоят разумных денег, спасибо китайцам. Такие Ваттметры посчитают расход энергии гораздо лучше, т.к. учитывают падение тока при понижении напряжения, да и считают в более справедливых Ваттах, а не АЧ.

Таким образом, задача №1 решена, переходим ко второй. Тут нам поможет регулируемый стабилитрон TL-431. Выглядит он как обычный транзистор, но работает чуть по-другому: он открывается, когда напряжение на входе управления превышает 2.5 вольта. Чтобы с 11 вольт получить 2.5, надо собрать примитивный делитель напряжения на двух резисторах. Естественно, что через себя TL431 не сможет пропустить разрядный ток, поэтому силовая часть будет коммутироваться через реле. Измерение напряжения осуществляется после реле, чтобы избежать “дребезга”, появляющегося в результате поднятия напряжения после снятия нагрузки. Таким образом, первое падение напряжения до заданных 11 вольт отключит цикл окончательно. Чтобы запустить такую схему понадобится кнопка, способна коммутировать разрядный ток.

Ктц акб что это. Смотреть фото Ктц акб что это. Смотреть картинку Ктц акб что это. Картинка про Ктц акб что это. Фото Ктц акб что это

Ватт-метр потребляет 1мА без подсветки и 3мА с подсветкой, так что с учётом отключения при 11В можно не беспокоится, что он будет сажать аккумулятор после отключения. Но можно поставить ваттметр и после реле – он сохраняет показания в энергонезависимую память.

TL-431 я напаял прямо на реле, вместе с резисторами, которых у меня получилось чуть больше двух — пришлось подбирать из наличествующих, соединяя последовательно. Кстати в интернете есть множество он-лайн калькуляторов делителя напряжения, чтобы было проще подбирать резисторы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *